Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития
Интерьер
Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.
Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.
Когда я учился в Московском архитектурном институте, в курсах истории искусства и истории зодчества о стиле под названием “ар-деко” практически не упоминали, и возникала путаница. Получалось, что это самое ар-деко и модерн, стиль особняков Федора Шехтеля и гостиницы “Метрополь” (который во всем мире называют вслед за французами ар-нуво) – это почти одно и то же. Или казалось, что ар-деко – какая-то “опоздавшая” часть модерна, пережившая Первую мировую войну. На самом деле все было не так.
Cтроители Chrysler Building (1930) устроили перекур на стальной голове орла на 59-м этаже.
архивы пресс-службы
Произведения ар-деко – здания, мебель, ювелирные украшения – принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – там и появилось название “ар-деко”.
архивы пресс-службы
Ар-деко – стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для “среднего класса”, поэтому о нем в советское время избегали говорить. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего.
Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке – и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти “старую” Европу. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку – Великая депрессия, ар-деко стойко противостоял пессимизму. Его “добило” лишь вступление США во Вторую мировую войну.Автомобиль Pontiac, модель 1938 года.
архивы пресс-службы
Самым известным архитектором ар-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры – Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб – создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое.
Настольная зажигалка Ronson, 1925.
архивы пресс-службы
В США ар-деко приобрел статус официального стиля – его символом в Новом Свете, да и во всем мире, стал Chrysler Building. В 1930-м Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы “Крайслера” – хромированные стальные головы орлов. Не избег влияния деко и Голливуд – звезды его и в жизни, и в кино селились в декошных интерьерах.
Салон красоты в отеле Jefferson в Сент-Луисе, конец 1920-х годов.
архивы пресс-службы
За два десятилетия существования ар-деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар-нуво. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные. Ар-нуво создавал новое искусство. Ар-деко соединял все, что нравилось его авторам – восточную экзотику, исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Увлечение экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, майя и древних египтян, возросло после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона.
Тумбочка Tournicol, дизайнер Жак-Эмиль Рульманн, 1920-е годы.
архивы пресс-службы
В ар-нуво, при всей рафинированности, формы рождались на основании функции, причем органическим путем. Для ар-деко главным было украшение. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Ар-деко принципиально искал внешнего эффекта. Ар-нуво претендовал на универсальность, ар-деко мог удовлетвориться фрагментарностью. В особняках модерна все – от плана до дверной ручки – нужно было выдержать в едином стиле. Мастеров ар-деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами.
Бронзовый Пегас с капота автомобиля, Италия, 1920-е годы.
архивы пресс-службы
У ар-нуво и ар-деко был очень разный “почерк”. Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко – ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы “припухшим” кривым. В модерне чаще использовались растительные мотивы – изображения цветов. Ар-деко больше любил животных. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Ар-нуво предпочитал сдержанные цвета – различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Ар-деко любил цвета интенсивные – белый с черным, золотой и золотисто-коричневый – и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни.
Проект Дворца Советов (1934), архитекторы Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко.
архивы пресс-службы
В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для ар-деко характерны блестящие сталь и латунь и темное дерево, причем с инкрустациями. В ар-нуво господствовала керамика – от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Ар-деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева.
Эскиз кухни в стиле ар-деко дизайнер Рене Габриэль опубликовал в журнале Interieurs en Couleurs в 1925 году.
архивы пресс-службы
Фрэнсис Скотт Фицджеральд в одном из своих рассказов назвал время расцвета ар-деко “потерянным десятилетием”. Но, похоже, сами создатели и “потребители” ар-деко это время потерянным не считали. Они не строили планов на будущее – они испытывали эйфорию от краткой эпохи процветания, в которую им довелось жить. И тем самым сильно ее украсили.
“Маяковская” (1936) архитектора Алексея Душкина — шедевр ар-деко. И не только советского: арки из хромированной стали могли бы украсить холл самого роскошного небоскреба в Нью-Йорке.
архивы пресс-службыТекст: Дмитрий Швидковский
Фото: архивы пресс-службы
Ар Деко стиль в интерьере (Арт-Деко) > Что это такое
Мода на ар-деко возвращается снова и снова добрую сотню лет. Все дело в энергии – нарядная геометрия делает образ невероятно сильным.
Немного истории
Стиль арт деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство») появился в Париже в 1920-х годах, в период «ревущих двадцатых» – когда Запад восстанавливался от самой крупной на их памяти войны. Для многих стиль ар деко (арт-деко) в интерьере стал символом праздника и желанной свободы.
Кадр из фильма «Великий Гэтсби»
В то время активно развивались наука и промышленность: в моду вошли геометрические узоры с жесткими углами, зигзагообразные формы, строгая симметрия. Прибавьте к этому активное использование золота, стали, дорогих материалов – то есть всего, что намекало на богатство новых отраслей.
Мотивы
Стиль ар-деко (арт деко) – это блеск и сила из четких узоров и ярких красок. На этом празднике жизни встречались несколько повторяющихся мотивов:
Геометрические фигуры: трапеции, ромбы, квадраты, зигзагообразные узоры, ступенчатые формы. Хорошо зайдут смелые обои с геометрией – четкие линии на них мгновенно бросаются в глаза. Визитная карточка стиля – зеркала с сияющими лучами.
Элементы природы: листья, ветви, перья, стилизованные животные принты. В 1930-х годах путешествия стали популярны как никогда раньше, это отразилось на стиле: начался бум на африканское сафари, животные принты, экзотическую отделку жемчугом и черепашьими раковинами.
Эклектика: в стиле представлены черты французской, египетской и средиземноморской культуры с геометрическими узорами и часто яркими цветами. На фото выше золотая колонна прекрасно уживается с классической бежевой, а лакированный стол – с цветочными мотивами.
Геометрическое освещение ар-деко
Ар деко (арт-деко) любит освещение слоями – бра и торшеры разворачиваются одновременно вверх и вниз. В ходу также “индустриальные” светильники – полированные и блестящие, хромированные или латунные.
Мебель в стиле интерьера арт деко
Стиль ар-деко в интерьере – это мебель из полированной и лакированной древесины и металла, предметы, окрашенные глянцевой краской. Мебель крупная, украшена зигзагами, полосками, шелковым текстилем. Предметы обтекаемые и сильные – большие буфеты, шкафы, кресла.
Цветовая гамма ар деко
Цвета в стиле ар-деко яркие и смелые, со множеством контрастов. Сочные и глубокие желтый, красный, зеленый, синий и розовый цвета хорошо сочетаются с хромом, серебристым и глянцевым черным цветами.
Если вам хочется что-то более мягкое – добавьте кремовые и бежевые оттенки. Эти цвета прекрасно контрастируют с лакированной древесиной и блестящей обивкой диванов и кресел.
Материалы
И снова зеркало с восходящими лучами. Ар-деко может быть в очень разных трактовках – в этой комнате господствует минимализм
Большинство материалов мы уже упоминали, но остановимся на них подробнее: для стиля характерно использование нержавеющей стали, зеркал, стекла, экзотических шкур зебры или акулы. Часто используются роскошные материалы: эбеновое дерево, мрамор, другие редкие виды деревьев, что делало некоторые предметы стиля ар-деко доступными только для богатых.
В современной интерпретации стиля обратите внимание на стеклянную мебель, блестящие ткани, металлические краски и зеркала.
Полы в стиле ар-деко
Абстракции на линолеуме или черно-белые плитки также типичны для стиля, как и лакированные полы. Идеально для пола подойдет полированный паркет. Обратите внимание на то, что в прошлом полы часто были покрыты большими коврами с геометрическими узорами.
На этом фото мы видим все те же правильные линии, выполненные на этот раз в черно-белом варианте. Комната выглядит очень свежо за счет больших окон и узоров на потолке
Арт деко в интерьере дома – решение для сильных и уверенных. Пожалуй, самый стильный способ использовать декор сегодня – включить в интерьер всего несколько элементов, оставив остальной дизайн нейтральным. Остались сомнения, подходит ли ар-деко лично для вас? Пройдите наш тест на подбор идеального стиля в интерьере.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Создатели истории: правда или вымысел?
9 самых смертоносных змей в мире
Хронология исторических событий, повлиявших на политику открытых дверей в Китае
Христос Искупитель | История, высота и факты
Христос Искупитель , португальский Кристо Искупитель , колоссальная статуя Иисуса Христа на вершине горы Корковадо, Рио-де-Жанейро, юго-восточная Бразилия. Корковаду, прославленный традиционными и популярными песнями, возвышается над Рио-де-Жанейро, главным портовым городом Бразилии. Статуя Христа-Искупителя была завершена в 1931 и имеет высоту 98 футов (30 метров), его горизонтально вытянутые руки размахивают на 92 фута (28 метров). Статуя стала символом как города Рио-де-Жанейро, так и всей нации Бразилии.
Статуя, сделанная из железобетона, облицованная мозаикой из тысяч треугольных плиток из мыльного камня, стоит на квадратном каменном постаменте высотой около 26 футов (8 метров), который сам расположен на площадке на вершине горы. Статуя является самой большой скульптурой в стиле ар-деко в мире.
В 1850-х годах винсентийский священник Педро Мария Босс предложил поставить христианский памятник на горе Корковадо в честь Изабеллы, принцессы-регента Бразилии и дочери императора Педро II, однако проект так и не был одобрен. В 1921 году Римско-католическая архиепархия Рио-де-Жанейро предложила построить статую Христа на вершине высотой 2310 футов (704 метра), которая благодаря своей внушительной высоте сделает ее видимой из любой точки Рио. Граждане обратились к Прес. Epitácio Pessoa, чтобы разрешить строительство статуи на горе Корковадо.
Разрешение было получено, и 4 апреля 1922 года в ознаменование столетия независимости Бразилии от Португалии был торжественно заложен первый камень основания, хотя окончательный проект памятника еще не был выбран. В том же году был проведен конкурс на дизайнера, и бразильский инженер Эйтор да Силва Коста был выбран на основе его эскизов фигуры Христа, держащего крест в правой руке и мир в левой. Позже в сотрудничестве с бразильским художником Карлосом Освальдом Сильва Коста внес поправки в план; Освальду приписывают идею стоячей позы фигуры с широко раскинутыми руками. Французский скульптор Поль Ландовски, который сотрудничал с Сильвой Костой в окончательном дизайне, считается главным дизайнером головы и рук фигуры. Средства собирались частным образом, в основном церковью. Под руководством Сильвы Коста строительство началось в 1926 и продолжалась пять лет. В это время материалы и рабочие доставлялись на вершину по железной дороге.