Фото музея чуковского: Дом-музей К.И. Чуковского

2 Дек

Дом-музей К.И. Чуковского

Адрес: Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3
Телефон для справок и записи на экскурсии: +7 495 695-53-08
Электронная почта: [email protected]

График работы:

  • Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс — с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30)
  • Пн — выходной день
    Скачать детский путеводитель по Переделкину

Посещение отдела «Дом-музейК. И. Чуковского» осуществляется в составе экскурсионных групп и на сеансы самостоятельного осмотра строго по предварительной записи через Информационный центр: по телефону +7 495 695-53-08 или почте [email protected]

ru.

Как добраться:

Электропоездом от Киевского вокзала до станции «Переделкино». Далее двигайтесь вперед, до конца платформы, по ходу поезда, по асфальтовой дороге вдоль ж/д путей, на развилке берете правее, к шоссе, и вниз к речке Сетунь, прямо через мост, вверх по ул. Погодина, мимо Дома творчества, далее сворачиваете налево на ул. Серафимовича и идете до дома № 3.
Метро до станции «Новопеределкино» ​​. Далее на автобусе № 316 (остановка «Дом творчества писателей»), переходите дорогу, сворачиваете налево на ул. Серафимовича и идете до дома № 3

Дом-музей расположен в писательском поселке Переделкино, который был выстроен в середине 1930-х годов, и является типичным образцом загородной дачи того времени. Внутренняя обстановка дома, в котором Корней Чуковский жил с 1938 года, после его кончины была сохранена дочерью писателя Лидией Корнеевной и его внучкой Еленой Цезаревной Чуковскими.

Они же стали и первыми экскурсоводами по мемориальной экспозиции. С 1994 года, после двухлетней реставрации, дом Чуковского стал одним из филиалов (ныне отделов) Государственного литературного музея. Первым его заведующим стал выдающийся звукоархивист, литературовед Лев Шилов (1932–2004).

Здание и экспозиция

Интерьер дома-музея Чуковского сохранен таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают о связях Корнея Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века — Ильей Репиным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Борисом Григорьевым, Александром Солженицыным.

В музее сохраняется рабочий стол Солженицына и экспонаты, напоминающие о его творчестве. Сохранена и комната Лидии Чуковской, в которой она жила и работала в 1970-е годы. Значительную часть экспозиции занимает рабочая библиотека Чуковского, насчитывающая около 4,5 тысяч книг, из них более тысячи — на иностранных языках (в основном, на английском).

Экспонаты музея представляют разные линии человеческой и литературной судьбы Корнея Чуковского: мантия Доктора литературы Оксфорда, подарки детей и взрослых не только из России, но и из Англии, Японии и Америки.

Выдающиеся сотрудники разных лет

Лев Алексеевич Шилов (1932 — 2004), звукоархивист, искусствовед, литературовед, лектор, музейный работник. С 1996 и до своей кончины Лев Алексеевич Шилов возглавлял филиал (ныне — отдел) «Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине».

Окончив филологический ф-т МГУ (1954), работал в Музее Маяковского, принимал участие в подготовке собраний сочинений Маяковского и Есенина, организовывал выставки и литературные вечера, которые записывал на магнитофонную пленку, положив начало своей будущей работе звукоархивиста. С 1963 работал во Всесоюзном бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР; тогда же, при поддержке Бориса Слуцкого, начал создавать фонотеку СП СССР.

С 1964 Лев Шилов начал работу с восковыми фоноваликами из коллекции филолога и лингвиста С. И. Бернштейна (звуковое собрание петроградского Института Живого слова), перезаписывая на магнитофонную ленту фонограммы, сделанные в 1920-е гг. в Москве и Петрограде (голоса Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама и других). Именно Льву Шилову история отечественной литературы обязана сохранением и восстановлением авторского чтения Блока, Гумилева и многих других поэтов и прозаиков Серебряного века. Работая в отечественных и зарубежных архивах, Шилов разыскал неизвестные аудиозаписи Ивана Бунина, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и других писателей.

В 1975 Шилов возглавил Отдел звукозаписи Государственного литературного музея; благодаря его деятельности музейная звуковая коллекция стала одной из самых полных в России. В 1980 году открыл первую в мире выставку литературных звукозаписей («Звучащая литература»). В течение многих лет, используя свой уникальный талант лектора-просветителя, Шилов прочитал десятки лекций с использованием аудиоархивов; записал циклы теле- и радиопрограмм, посвященные творчеству Льва Толстого, Блока, Маяковского, Михаила Булгакова и многих других.

В последние годы жизни Шилов выпустил серию малотиражных аудиокассет и компакт-дисков с записями авторского чтения, в том числе «Голоса, зазвучавшие вновь», «Говорит Лев Толстой», «Осип Мандельштам. Звучащий альманах», «Борис Пастернак. Полное собрание звукозаписей», «Иосиф Бродский. Ранние стихотворения», «Корней Чуковский. Звучащее собрание сочинений».

Соч.: Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста. 2-е, доп. изд. М., 1987; Я слышал по радио голос Толстого: Очерки звучащей литературы. М., 1989; Анна Ахматова. М., 1989. Корней Чуковский на эстраде и на трибуне // Мастера красноречия: Сб. М., 1991; Звучащие тексты Анны Ахматовой: Сб. «Царственное слово» // Ахматовские чтения: Вып.  1. М., 1992; Пастернаковское Переделкино. М., 2003. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста-шестидесятника. М., 2004.

У нас работают

Сергей Васильевич Агапов — заведующий отделом с 2004 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 1996 года. Работал в переделкинском мемориальном музее с 1978 года, задолго до обретения домом Чуковского официального статуса. Участвовал в «народной стройке» по восстановлению и укреплению дома — в начале 1980-х годов, стоял у истоков общественной борьбы в защиту опального музея, на протяжении многих лет был учеником и помощником Лидии Корнеевны Чуковской.

Павел Михайлович Крючков — ведущий научный сотрудник отдела, в Государственном Литературном музее с 1996 года. До обретения домом-музеем официального статуса несколько лет проработал в нем экскурсоводом. Занимается исследованием творчества и биографии К. И. Чуковского, участвовал в подготовке 15-томного собрания сочинений, в выставках и вечерах, посвященных К. И. и Л. К. Чуковским. Автор многих публикаций.

Наталья Васильевна Продольнова — научный сотрудник отдела. С конца 1990-х годов добровольно помогала дому-музею Чуковского в проведении выставок и экскурсий. В Государственном Литературном музее с 2002 года. Имеет опыт методической и музейной работы. Параллельно трудится в системе дополнительного образования, изучает детское творчество, активно занимается с детьми. Магистр педагогических наук.

Владимир Эдуардович Спектор — научный сотрудник отдела, в Государственном Литературном музее с 2005 года. Многолетний ведущий видеохроники творческой жизни дома-музея К. И. Чуковского, создатель архива литературных вечеров. Периодически выступает на встречах в московских библиотеках и школах, участвует в работе жюри конкурсов детского творчества, публикуется в специализированных детских журналах.

Тематические экскурсии

«Жизнь и творчество Корнея Чуковского».

Интерактивное путешествие по дому, соединяющее просветительский посыл с элементами драматургии. Экскурсия рассчитана на семейные группы посетителей. От комнат верхнего этажа, наполненных приметами жизни Куоккалы и Переделкина, посетители спускаются в столовую, оформленную родными Чуковского в 1960-е годы. Посещение завершается в «выставочной» комнате первого этажа, где новые издания книг Чуковского закрепляют его любимую мысль о себе самом: «Я — писатель-многостаночник».

«Чуковский и дети». Экскурсия может начинаться рядом с домом-музеем Чуковского — предварительным походом посетителей вместе с экскурсоводом на костровую площадку и «поляну Бибигона». Это живой рассказ как о детских и взрослых годах внуков и детей самого Корнея Ивановича, так и о знаменитых занятиях Чуковского детской психологией и многолетней работой над книгой «От двух до пяти».

«Литературоведение Корнея Чуковского». Интерактивная экскурсия для взрослых и старших школьников иллюстрирует знаменитое чуковское «единство в многообразии».

Этот его феномен — и в ранних занятиях литературной критикой, и в изучении истории русской и зарубежной литературы, и в переводах. Здесь неизвестная фотография на стене оборачивается увлекательной новеллой, которая, в свою очередь, соседствует с многолетней «линией жизни», — вроде поиска многих тысяч некрасовских строк или книги о Чехове, писавшейся более полувека.

Детские праздники в музее Чуковского: «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». Знаменитые «костры Корнея Чуковского» — это старая традиция, заложенная в середине прошлого века хозяином дома. На ежегодных представлениях в Переделкине собираются знаменитые и начинающие детские поэты, самодеятельные и профессиональные артисты, музыканты. Главные участники праздничных «костров», проходящих в глубине участка — дети, которые живо общаются с литераторами, слушают любимые и новые стихи, поют и танцуют, участвуют в конкурсах и викторинах.

«Чудо-дерево». К 125-летию К. И. Чуковского

с 3 апреля 2007 по 30 сентября 2007

Выставка посвящена жизни и творчеству одного из самых любимых российских детских поэтов — Корнея Ивановича Чуковского. На ней представлены экспонаты из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Литературного музея Института русской литературы РАН.


Ю. Анненков
Портрет К. И. Чуковского. 1921

К. И. Чуковский — творческий псевдоним Николая Васильевича Корнейчука. Он родился 19 (31) марта 1882 года в Петербурге. Детство будущего поэта прошло в Одессе. В 1901 году начал работать в газете «Одесские новости», в 1903—1904 в качестве ее специального корреспондента был отправлен в Лондон. По возвращении в Россию сотрудничал с журналами «Весы», «Русская мысль», организовал сатирический журнал «Сигнал». В 1912—1927 годах Чуковский жил в финской деревне Куоккала под Петербургом. С 1916 года возглавлял детский отдел издательства «Парус». Доктор филологических наук (1957), доктор литературы Оксфордского университета (1962). Умер в Москве 28 октября 1969 года.

Чуковский известен как блестящий публицист, литературный критик и переводчик. Автор целого ряда литературоведческих статей, которые впоследствии легли в основу книг «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922). Исследователь русской литературы 1860-х годов, творчества Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко. В переводе Чуковского в России вышли книги У. Уитмена, Р. Киплинга, О. Уайльда, М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А. К. Дойла, У. Шекспира и пересказы для детей произведений Д. Дефо, Р. Э. Распэ, Дж. Гринвуда. Теории перевода посвящен труд писателя «Высокое искусство» (1968).

Несмотря на успешную профессиональную деятельность в различных областях, популярность и любовь читателей Чуковскому принесли стихи для детей: «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) и др. Писатель стал первым исследователем детского языка и выпустил в 1928 году книгу «Маленькие дети» («От двух до пяти»).

Выставка в Музее А. А. Блока представляет фотографии, архивные материалы, книги Чуковского, в том числе первые издания детских стихов с автографами автора. Посетители музея смогут услышать уникальную запись голоса поэта: в исполнении Чуковского прозвучат самые известные его стихотворные произведения.

В первую очередь, настоящая выставка адресована детям. В музейных залах оживает мир захватывающих приключений и сказок Корнея Чуковского. Юных посетителей встречает волшебное Чудо-дерево с множеством разноцветных сапожек и ботиночек, Бармалей и Крокодил, Умывальник и доктор Айболит. Реальные предметы 1910—1930-х годов из коллекции ГМИ СПБ: утюги и ухваты, самовары и сковороды, тарелки, чашки, ложки, медицинские склянки, аптекарские принадлежности позволяют непосредственно познакомится с прообразами персонажей Чуковского из «Федориного горя», «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита» и т.д.

Специально для детей разработана игровая и конкурсная программа: каждый ребенок сможет стать участником игры-викторины «По детским книгам Чуковского», сложить пазлы или оригами, отгадать загадки или решить хитрые математические задачки, принять участие в создании сказочной картинной галереи. Выставка сопровождается показом мультфильмов по произведениям Чуковского.


«Чуковский был здесь совсем недавно»


«Эпоха Чуковского» закончилась пятьдесят лет назад, а дети по-прежнему продолжают приходить в его дом. Чтобы попасть на школьную экскурсию в Дом-музей Корнея Чуковского, нужно «отстоять» в очереди не меньше нескольких месяцев. Сегодня, в век мультимедиа и гаджетов, что привлекает детей в доме литератора, родившегося в позапрошлом столетии? Об этом мы беседуем с Павлом Крючковым, ведущим научным сотрудником Гослитмузея, заместителем главного редактора журнала «Новый мир».

Павел, Вы работаете в музее Корнея Чуковского. Наверное, в нашей стране не найти такого человека, который в детстве не читал (или ему не читали) «Муха, муха, Цокотуха…» или «Ехали медведи на велосипеде»… Как Вы полагаете, стихи Чуковского по-прежнему остаются объединяющим и даже, простите за это слово, «скрепляющим» началом для всех, кто здесь родился и чей родной язык – русский?

– Во всяком случае, «объединяющим» – это точно. Я пока не встретил среди наших посетителей ни одного человека из говорящих с детства по-русски, кто не сумел бы ответить мне на вопрос, как зовут доктора, который лечил зверей. Или – кто не смог бы продолжить строку «а за ним комарики…» и дальше из «Тараканища». Причем наши гости говорят именно «на воздушном шарике», все твердят про шарик и никому не приходит в голову сказать «на смешном кораблике» или еще что-то эдакое.

Чуковская поэзия растворена в наших генах, и пока русский язык будет существовать, пока двухлетним людям будут читать стихи вслух, – это положение дел будет, я уверен, сохраняться. А поскольку Корней Иванович – еще и «самый первый поэт», потому что именно с него начинается в нашей биографии словесность как таковая, – то ему и быть на пьедестале. Что же до «скреп» – тут я не знаю. Во многих семьях, увы, с утра до ночи работает включенный телевизор, и маленькие дети, находясь при этом «ящике для дураков», как его зло называл Чуковский, часто вынуждены расти в присутствии совсем другого, «недетского» эфира.

Корней Чуковский и Надя Шаманина, Переделкино, 1962. Из архива Е.Ц. Чуковской


Мы все сейчас живем в эпоху мультимедиа. Чем может «зацепить» современного искушенного школьника, родившегося в XXI веке, дом-музей литератора, который родился в позапрошлом веке, жил и писал в прошлом?

– Главным образом – личным общением, личной энергией самого экскурсовода, то есть того человека, который «одушевляет», анимирует Главного героя и оживляет ту обстановку, внутри которой работал писатель. Здесь переплетаются очень разные линии: нужно быть как психологом, так и изобретателем, быть человеком современным и одновременно очень консервативным; нужно, не заигрывая с посетителями, увлекать их собственной искренностью и собственной любовью к тому, о ком говоришь.

У нас, в доме Корнея Ивановича, конечно, есть все нынешние приметы цивилизации, и мы ими пользуемся, но не в музейных комнатах. В мемориальное пространство мы современные мультимедиа пока не пустили. Например, голос Чуковского, разговаривающего с игрушечным львом, мы слушаем вместе с гостями – на стареньком кассетном магнитофончике, с аудиокассеты. А вот уже внизу, в так называемой «выставочной» комнате, мы можем вместе с ними посмотреть и видео, которое запускаем с DVD-диска.

Но бывает и так, что нынешний «мультимедийный» мир мы словно бы приглашаем к диалогу с миром давно ушедшим – например, когда демонстрируем пишущую машинку и рассказываем, как Чуковский правил какой-нибудь машинописный текст (всякий раз внося правку в перепечатываемый для него экземпляр)… И тут же проводим аналогии с современными компьютерами, когда при работе с текстовыми файлами можно создавать резервные копии и сохранять внутри документа весь алгоритм правки. И такой диалог прошлого с настоящим тянет за собой весь «портрет ремесла»; неравнодушные школьники, конечно, удивляются трудолюбию и терпению писателей прошлого. Этот диалог может быть и шутливым, когда мы показываем, например, современные картинки к сказкам Корнея Ивановича, – например, к «Телефону». Некоторые наши художники то ли инстинктивно, то ли нарочно раздают персонажам этой сказки на своих картинках мобильники, а ведь Чуковский и представить не смог бы, что у телефона может не оказаться провода и подключения к сети.

В то же время мне, например, всегда хочется говорить, что Корней Иванович был человеком и современным, и что он был здесь совсем недавно. На его рабочем столе – немало предметов, привезенных ему в подарок из-за границы: фломастеры, степлер – в СССР 1960-х эти канцелярские штучки были редкостью, а Чуковского они забавляли.

Корней Чуковский в Переделкине. Из архива Е.Ц. Чуковской


Можно вообще обойтись без примет цивилизации. Достаточно взглянуть на некоторые фотографии в его кабинете и сообщить, что вот эти и эти дорогие ему люди благополучно живы-здоровы сегодня, – как, например, Катя Андреева из Англии, Маша Слоним из России или Эрик Росс из Америки (я называю наугад).

Существует такое мнение, что век «литературоцентричности» кончился, чтение перестало занимать в жизни ребенка то место, которое оно занимало на протяжении многих поколений. Ваш опыт экскурсовода это подтверждает? С какими трудностями вы и ваши коллеги сталкиваются, когда сегодня говорят с детьми о литературе и событиях прошлого?

– Сегодня, я думаю, все зависит от того, как это дело с чтением поставлено в семье, в каждой конкретной семье. И в школе.

Вы правы, гуманитарная жизнь довольно последовательно «вымывается» из общества, и каких бы «годов литературы» ни назначали – «культура гаджетов», все эти ЕГЭ и тому подобное не способствуют, на мой взгляд, погруженности в словесность и историю. И тем не менее главная проблема осталась такой, какой и была всегда: удастся вам влюбить ребенка в книгу – или не удастся. То есть результат опять зависит лично от нас, и если мы захотим и сумеем соединить его с печатной или электронной страницей, любые трудности будут преодолены. Но в наши дни просвещать стало куда труднее, согласен.

Музей Чуковского – совершенно особенный, со своей удивительной и драматичной судьбой. Он возник стихийно и неподконтрольно, как ответ на культурный запрос общества, интеллигенции. Сегодня он входит в структуры Гослитмузея. Как это обстоятельство трансформирует жизнь Дома Чуковского? Как он сегодня живет и как ему удается выживать?

– Государственный литературный музей относится к нам с тем же вниманием и опекой, с каким относится ко всем своим отделам. В том числе и к тем, которые вошли в его структуру издавна, еще в советские годы. Наши сотрудники и я не только получаем зарплаты и премии за свой переделкинский труд, мы участвуем в общей жизни ГЛМ – выступаем на конференциях, публикуем свои статьи в общемузейном вестнике «Звено», выезжаем в командировки, о которых раньше и помыслить было нельзя, – например, устраиваем совместные проекты с некрасовским музеем-заповедником «Карабиха». Мы, конечно, сердечно дружим и взаимодействуем с переделкинским Домом-музеем Бориса Пастернака, который, как и мы, является отделом ГЛМ.

Примечательно, что нынешний директор Государственного литературного музея – Дмитрий Бак – профессиональный филолог и опытный педагог. Ученый из нынешнего, нового времени, он – человек невероятно организованный и точный. Директор часто приезжает в Переделкино по тем или иным поводам, и его всегда, как я заметил, как-то особенно и отдельно от прочих забот волнует именно эта проблема: жизнь музея в новых исторических условиях. Причем, я замечу, музея, за который он – волею обстоятельств своей нынешней судьбы – отвечает перед государством и народом. И мы, в свою очередь, стараемся не подводить Дмитрия Петровича, который кропотливо создает внутри нашего сообщества обстановку трудолюбия и равноправного товарищества.

Отдельно я скажу и о том, что благодаря вхождению Дома-музея Чуковского в ГЛМ мы обрели новое качество экспозиционно-выставочной работы. Ведь теперь нам открыты богатейшие фонды Государственного литературного музея, московские коллеги откликаются на любые наши запросы и благодаря этому новому взаимодействию внутримузейные «околочуковские» выставки (на каком бы небольшом пространстве они ни проходили) невероятно обогатились. Свежий пример: маленькая выставка, посвященная юбилею Новеллы Матвеевой. Мы выставили ее книгу, надписанную Чуковскому и хранящуюся в переделкинском музее, а фондовики нашли и прислали фотографию, на которой Корней Иванович сидит у дома на скамеечке рядом с Новеллой Николаевной…

«Выживаемость» небольшого мемориального музея и его сотрудников – это всегда тема для трудного разговора. Мы же с вами хорошо знаем, что из федерального бюджета на культуру уходят отнюдь не самые ударные средства. Так было всегда, и так, думаю, будет еще долго. Поэтому для нас важны и те традиции, которые зародились в Доме Чуковского еще в «неофициальные» его времена, то есть целодневная работа «за совесть». Когда я слышу, что кто-то называет музейщиков «подвижниками», то всегда думаю: а вот к нам, «чуковцам», применимо ли ныне это лестное определение? Все ли мы делаем для того, чтобы Корнею, Лидии и Елене Чуковским было не стыдно за нас, там, на их, неведомых нам, небесах? И всегда – во всяком случае, по отношению к себе – отвечаю: нет, не все. Несмотря на то что мы уцелели в рыночное время, несмотря на то что мы находимся под опекой государства, несмотря на длинную очередь из школьных экскурсий, нам всегда есть куда расти.

– Все-таки «чуковская» эпоха закончилась почти пятьдесят лет назад. А дети продолжают приходить в его дом. Что их привлекает? Ведь каждое следующее поколение все дальше от того времени и должно бы все меньше его понимать. Что непонятно и что интересно детям сегодня?

– Я уже упомянул о записях на экскурсии. Чтобы привести к нам автобус школьников (это тридцать человек), той или иной школе или организации, обеспечивающей этот приезд, несколько месяцев приходится «стоять» в напряженной очереди.

Откуда эта популярность, этот интерес, о котором вы спрашиваете? У этого дома-музея есть своя легенда, и она живет не только в учительском и детском народе. Эта легенда обеспечивается, думаю, тремя вещами: во-первых, удивительной личностью и биографией самого Чуковского, писателя-многостаночника, феноменального свидетеля «времени сего» и отчаянного просветителя. Во-вторых, легендой его переделкинского дома, удивительными именами, связанными с хозяином – Некрасов, Уитмен, Блок, Пастернак, Солженицын, Анна Ахматова, Зощенко… Конечно же, Лидия Корнеевна.

Дом переполнен литературными ремеслами, эпохами и людьми, достаточно посмотреть на картины, фотографии и книги. И потом, это же «музей без экспозиции», «музей последнего дня», это «остановленное время».

Наконец, как я уже говорил, это – сегодняшние люди. Наши чудесные экскурсоводы и сотрудники, среди которых – свои легенды, вот как наш заведующий – Сергей Васильевич Агапов (работающий в музее с конца 1970-х годов), или как замечательная Наташа Продольнова, которая пришла в этот дом еще в прошлом веке, когда была студенткой педагогического колледжа.

Павел Крючков. Фото Сергея Агапова


Павел, ваши экскурсии не только «литературны», они построены на игровом начале, в них есть своя драматургия, свои сценические ходы и т.д. Например, вы показываете детям «волшебные» предметы в доме – волшебное зеркало, говорящую чашку, пружину, которая начинает сама прыгать по лестнице, если произнести волшебное слово «пожалуйста»… Это продолжает работать сегодня, дети удивляются, восторгаются или их сейчас трудно чем-то удивить?

– Сердечным, добрым, неказенным отношением наших детей удивить можно всегда. Глядя на ту же пружинку, весело шагающую по лестнице, современные школьники со всеми своими смартфонами и заряженными в них играми – реагируют так же непосредственно, как когда-то их мамы и папы. Снова повторю: многое зависит от таланта экскурсовода, от его человеческих качеств, в том числе – и доброго чувства юмора, которым сполна наделены, например, наши мужчины – Кирилл Юрьевич Иоутсен и Владимир Эдуардович Спектор. Школьники их просто обожают.

Костер «Здравствуй, лето!». На фото: Петр Синявский, Андрей Усачев, Эдуард Успенский. Из архива Е.Ц. Чуковской


Сотрудники музея много делают для того, чтобы заинтересовать детей литературой, вовлечь их в жизнь музея – вы выступаете в школах, существует Чуковский фестиваль, проводятся знаменитые чуковские костры дважды в год… Эта традиция началась еще при жизни К.И., она все в том же виде и продолжается или приобрела какие-то другие формы?

– Вы сами же и ответили. В Переделкине все продолжается, но есть и новое – наших сотрудников действительно нередко приглашают и в школы, и на радиостанции, и в телепрограммы. И каждый из нас, уезжая куда-то выступать, вывозит в своем сердце и сознании образ дома и его легендарного хозяина.

Часто жизнь «самодеятельных» музеев держится на любви и энтузиазме тех, кто их создавал и поддерживал. Дому Чуковского очень повезло, у него много лет была надежная опора и защита – сначала в лице Лидии Корнеевны, а потом Елены Цезаревны Чуковских. Что происходит в жизни музея после ухода его хранительниц? Продолжают ли сохраняться традиции, когда приходят новые люди, поддерживается ли живая «чуковская» жизнь в доме?

– Надеюсь, что все вышесказанное подтверждает: живая «чуковская» жизнь в доме Корнея Ивановича – продолжается. Мы обязаны максимально бережно сохранить все созданное Лидией Корнеевной и Еленой Цезаревной, передать их опыт, их отношение к делу – следующим поколениям музейных служителей, тем, которые придут после нас. Здесь я имею в виду не только нашу благодарную память, но, повторюсь, и неустанный, ежедневный труд, без которого в доме Чуковского просто нечего делать. Кстати, труд не только физический, но и интеллектуальный, ведь Корней Иванович был разносторонним ученым, и мы обязаны вослед за ним все время учиться – очень много читать, анализировать, сопоставлять прошлое и настоящее.

И не забывать, что Дом – это почти живое существо, требующее человеческого тепла.

Знаете, мы очень благодарны наследнику Елены Цезаревны – Дмитрию Дмитриевичу Чуковскому и, конечно, его сестре, милой Марине Дмитриевне, – которые сегодня не только разделяют вместе с нами многие внутримузейные заботы, но и горячо болеют душой за те самые традиции, о которых мы говорим.

Я горюю лишь об одном: что никогда не увижу больше драгоценную Елену Цезаревну, которая вместе с Лидией Корнеевной – сейчас я могу это сказать – щедро и терпеливо участвовали в моем человеческом и профессиональном становлении. Без их доброты и внимания меня бы здесь «не стояло». Этот долг – неоплатный. Линии своей судьбы я без них не представляю, очень скучаю по ним обеим и всегда их помню.

Дом К.И. Чуковского в Переделкине. Фото Екатерины Стуловой

Беседовала Ольга Канунникова

Литературное путешествие «Музей сказок Деда Корня. «Где зарегистрирован персонаж?» Музеи литературных персонажей России Музей имени этих двух героев сказок

Иногда герои сказок становятся настолько реальными, что им тесно между книжными полками. Они покидают страницы любимых книг, превращаются в памятники, бродят по улицам городов и даже устраивают себе уютные жилища. Потом по всему миру есть музеи сказочных персонажей, куда дети и взрослые слетаются, как на крыльях.Ведь кто не мечтает хоть на мгновение оказаться в сказке?

«Сказки как старые друзья, к ним нужно время от времени навещать», — сказал однажды американский писатель Джордж Мартин. Не теряйте ни минуты!

Муми-долина, Финляндия

На острове Кило, у берегов финского города Наантали, среди густых крон деревьев притаилась волшебная Страна Муми-троллей. Музей был открыт в 2003 году и с тех пор является излюбленным местом отдыха местных детей.Вам также понравится заглядывать в домики муми-троллей, взбираться на башню, бегать по необычным мостикам и лестницам. Есть и синий дом муми-троллей из книги, и желтый дом Хемуля с коллекцией бабочек, хижиной ведьмы и бассейном.

Дружелюбные герои популярных книг писательницы Туве Янсон гуляют по окрестностям музея, радуя маленьких посетителей. Вы можете встретить Маленького Мю или Сниффа, Муми-папу или Муми-маму.

В летнем театре регулярно проходят спектакли и шоу.Музей занимает целый остров и соединен со старой частью Наантали мостом. А добраться сюда можно на специальном муми-поезде.

Музей Маленького принца, Япония

Удивительно, но музей маленького героя с большой душой, созданный Антуаном де Сент-Экзюпери, находится вовсе не в Париже или Провансе, откуда родом писатель, а в.. Японская деревня Хаконэ.

Уютные французские домики и кафе даже за тысячи километров от родины автора перенесут вас во Францию, а яркие тематические картины окунут в Волшебный мир произведений.

В музее вы увидите экспонаты, посвященные не только Маленькому принцу, но и его создателю. Оригиналы фотографий, писем и дневников откроют вам новые факты из биографии писателя.

Музей барона Мюнхгаузена, Латвия

Знаете ли вы, дорогой друг, что самый правдивый сказочник мира — барон Мюнхгаузен — не вымышленный персонаж, а реальный человек. Он жил в 18 веке и даже бывал в Украине.

Музей барона Мюнхгаузена находится в латвийской усадьбе Дунте. Хозяева поместья уверяют, что именно здесь прошли лучшие годы жизни барона и его супруги. Здесь он выбрался из болота, всадил вишню между рогами оленя и полетел на Луну верхом на пушечном ядре. Именно здесь я нашел свою вторую половинку — дочь владельца поместья.

От дома Мюнхгаузена к морю ведет пятикилометровая тропа с причудливыми деревянными памятниками: заяц с восемью ногами, летучие рыбы и др.Атмосфера своего времени создана в музее барона. Дом наполнен охотничьими трофеями, а на входе гостей встречает сам хозяин дома, правда, в виде восковой фигуры. Но кто знает, может быть, она оживает ночью?

Музей Гарри Поттера, Англия

Глаза разбегаются от чудес. Поклонники Гарри Поттера могут часами бродить среди таинственных декораций фильма: гулять по Косому переулку с кучей магазинов, сидеть за обеденными столами Большого зала, видеть мистера Кевина. летающую машину Уизли, а также открытие того, как портреты на стенах оживают в кадре.

Изюминкой музея является замок школы Хогвартс, а точнее его макет высотой 2,5 м. На башнях замка горят факелы, а специальное освещение каждые 4 минуты сменяет ночь на день.

Прогулявшись по залам киностудии, можно перекусить в «Сладком королевстве» и купить на память метлу, волшебную палочку или мантию.

Музей Мэри Поппинс, Австралия

Если вам нравятся работы Памелы Трэверс, посетите австралийский город Мариборо. Именно там, на родине писательницы, был открыт дом-музей, посвященный ее творчеству. Перед домом можно увидеть памятник автору знаменитой истории о Мэри Поппинс. А рядом с усадьбой находится прибрежный парк, очень похожий на тот, что описан в книгах о волшебной няне.

Если вы приедете сюда во время летних каникул, обязательно посетите фестиваль Мэри Поппинс.Во время праздника здесь устраивают гонки местные няни, запускают паровозы, проводят конкурсы. воздушные змеи и рисунки на асфальте. Это будет весело!

Среди первых книг, которые родители читают своим детям, обязательно будут сказки — веселые, добрые, страшные, волшебные, поучительные. Дети читают про Колобка и Курочку Рябу, дети постарше – про Золушку и Стойкого оловянного солдатика, Ивана-царевича и Василису Премудрую, Буратино и Мэри Поппинс. Герои сказочных книг, мультфильмов и фильмов настолько любимы детьми, что переселяются в ее игры и даже становятся образцами для подражания.Раз сказка часто бывает в гостях у детей, почему бы не нанести ответный визит сказке?

Kidpassage подготовил для вас подборку информации об интересных музеях сказок и сказочников. Включив любой из этих музеев в свой экскурсионный маршрут, вы порадуете своих детей и вместе с ними сможете окунуться в сказочный мир детства.


Дом сказок «Жили-были» (Москва, Россия)

Стоит сказать всего два слова — «Жили-были…» — и дети навострят уши, готовясь услышать сказку. А в Доме сказок можно и самому побыть сказочным персонажем, примерив его костюм во время театрализованных экскурсий. Такие экскурсии посвящены русским и западноевропейским народным сказкам, былинам и мифологии, авторской сказке.Участвовать в развитии сюжета, переделывать его, наполнять новыми приключениями и победами, создавать старую сказку на новый лад — все это дети могут заниматься в Доме сказок.Да и кроме того, где еще будет возможность покормить Змея Горыныча или залезть в печку к Бабе Яге?

Обратите внимание, что экскурсионные программы специально подготовлены для детей разного возраста. Создатели Дома планируют открыть сеть сказочных музеев. Там уже есть музей Пиноккио-Пиноккио. Затаив дыхание, дети идут по стопам героев сказки о золотом ключике, оказываясь то в каморке папы Карло, то у пруда, где живет Тортилья, то в уютном домике Мальвины.А скоро заработает и Музей русской сказки.

Сайт музея, фото: http://www.domskazok.ru/


«Дом Сказкина» (Санкт-Петербург, Россия)

Если присмотреться, то «Сказочный дом» — это вовсе не дом, а целая сказочная страна, в которой бок о бок живут Оле Лукое и Золотая Рыбка, Кощей Бессмертный и Карабас-Барабас, Три Медведя и Кот в сапогах сторона. В этой стране найдется место маленьким любителям сказок: ведь они тоже могут преодолеть все опасности, разгадать хитрые загадки, выполнить задания и сделать так, чтобы сказка закончилась счастливо.Путешествуя по сказочным залам «Сказочного дома», дети окажутся в пещере Кощея, послушают шаги Кота Ученого, сядут на кровати Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки, освоят управление Бабой- Ступа Яги. Освоиться в сказке им помогут актеры в образе сказочных персонажей. Сейчас в Петербурге два «Дома фей» (на Горьковской и Пионерской).

Сайт, фото: http://www.skazkindom.ru/


«Поляна Сказок» (Ялта, Украина)

Какими бы хорошими ни были пейзажи, мы все равно помним, сколько раз сказочные герои бродили по полям и по дремучим лесам. Поэтому музей под открытым небом «Поляна сказок» обосновался под тенью деревьев, и как тут не поверить, что это самый настоящий сказочный лес. Здесь собраны скульптуры персонажей из разных сказок: могучий богатырь Святогор и находчивые запорожцы, несчастный Старик со своей Старухой и веселый Ходжа Насреддин, Элли со своими верными друзьями — Страшилой, Дровосеком и Храбрым Львом. , куча маленьких обитателей Теремка и многие другие персонажи народных, сказок русских и зарубежных писателей.За советом или помощью, как обычно в сказках, тут надо идти к Бабе Яге — она ​​живет в традиционной избушке на курьих ножках. Возможно, для начала Яга задаст хитрую загадку — но раз с ее задачами справился Иван-царевич, то и дети справятся. Также в летнем театре дают сказочные представления.

Сайт музея, фото: http://polyana-skazok.org.ua


Юнибакен (Стокгольм, Швеция)

Если, услышав имя Астрид Линдгрен, вы вспомните Карлсона и Пеппи Длинныйчулок, то после посещения этого музея вам наверняка захочется прочитать с детьми и другие книги этой писательницы.Герои Линдгрен — озорные изобретатели и мечтатели — населяют музей. Есть здесь и персонажи из книг других скандинавских писателей – с ними посетители музея встречаются на Сказочной площади. На детской площадке можно заглянуть на виллу Пеппи «Курочка», чтобы пошалить с озорным рыжеволосым изобретателем, и побывать в домах других сказочных героев. А Сказочный поезд отвезет вас в гости к девочке Мадикен, к Эмилю из Леннеберга и вдруг взлетит в воздух, чтобы повернуться на крыше к Карлсону, забрать Нильса и гусей и отправиться вместе к Рони, дочери разбойника, и к братьям Львиное Сердце.Во время путешествия рассказы обо всех этих героях можно услышать на русском языке. В музее также проходят театрализованные представления и игровые выставки.

Веб-сайт музея: http://www.junibacken.se, Фото : http://www.facebook.com/Junibacken

Музей Долины муми-троллей (Тампере, Финляндия)

В уютном полумраке, царившем в жилище муми-троллей, когда пора было уходить в спячку, располагался музей, в котором собраны иллюстрации к книгам Туве Янссон об этих упитанных красавцах и их друзьях, как а также модели эпизодов из сказок о Муми-троллях, Сниффе, Снусмумрике и остальных.Но главной достопримечательностью является пятиэтажный дом Муми-троллей высотой 2,5 метра, и в каждый его уголок можно заглянуть. А посмотреть есть на что — в одном из закоулков даже спрятан клад. На основе музейной коллекции создана мультимедийная программа «Изначальный Муми-тролль», позволяющая побродить по сказочной долине муми-троллей и познакомиться с ее обитателями.

Сайт музея, фото: http://muumilaakso.tampere.fi/ru/


Муми-парк (Наантале, Финляндия)

Остров Кайло ничем не отличается от остальных островков у берегов Финляндии, разве что на его берегу можно встретить Муми-тролля, собирающего ракушки для своей мамы.Здесь расположен тематический парк, в котором обитают герои сказок Туве Янссон. Дом муми-троллей в парке огромен, можно посетить все комнаты, даже заглянуть на кухню за угощением. Есть здесь и жилища остальных сказочных героев — лагерь Снусмумрика, дом Хемуля и даже ледяной дом Морры. Дружелюбные персонажи — Бэби Мю, Хемуль и, конечно же, вся семья Муми-троллей — знакомятся с посетителями, фотографируются с ними. Летом в распоряжении гостей баня и детский пляж, а зимой есть много места для катания на лыжах и санках.

Сайт музея, фото: http://www. muumimaailma.fi


Музей Андерсена (Копенгаген, Дания)

Знаменитый детский сказочник, который присел у входа в дом и заглянул повеселиться в парк Тиволи — так выглядит памятник Андерсену у входа в музей. На чердаке дома, где жил этот мудрый и грустный писатель, воссоздан его рабочий кабинет, за столом сидит сам Андерсен, а вид из его окна почти такой же, как и несколько столетий назад.В музее посетителей ждут сюрпризы и сюрпризы – встреча с Дюймовочкой, непростое путешествие за Оловянным солдатиком и насмешливое наблюдение за Голым королем, который, красуясь перед зеркалом, кажется, полностью одетым. Благодаря трехмерной анимации вы сможете очутиться в атмосфере сказок Андерсена.

Замок Бретей (Рамбуйе, Франция)

Семья Бретей очень известна во Франции, но ее замок, построенный в начале XVII века, привлекает множество туристов не столько из-за истории старинного дворянского рода, сколько из-за сказочной атмосферы: в замке находится музей сказок Шарля Перро. А населяют его восковые фигуры персонажей из любимых с детства сказок: Кота в сапогах (кошек здесь более 20 — сказочный кот, помним, был вездесущим), ждущего своего принца Спящую красавицу, наряженную для бала Золушка, злодей Синяя Борода и многие другие. Кроме того, в замке запечатлены сцены важных для французов исторических событий. В замковом парке можно побродить по самшитовому лабиринту, отдохнуть у пруда или устроить пикник на лужайке. По воскресеньям здесь разыгрываются сценки из разных сказок.Замок особенно красив во время рождественских и пасхальных праздников.

Сайт музея, фото: http://www.breteuil.fr/en/Perrault-Fairy-Tales/seven-fairy-tales.html


Дом-музей братьев Гримм (Штайнау-ан-дер-Штрассе, Германия)

Типичный для Германии фахверк — белые стены, коричневые балки; возле дома есть дерево, в тени которого стоят деревянные скамейки. Это дом, в котором жили братья Гримм — всемирно известные сказочники.Точнее, двое из них были сказочниками, а третий, музыкант и гравер, создал множество иллюстраций к сказкам своих братьев. Его работы, а также рисунки других художников выставлены в музее. А еще — старые и новые книги на разных языках, сюжеты которых знакомы с детства: «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Белоснежка и семь гномов» и многие другие. В доме соседствует простой быт семьи Гримм и современные интерьеры, в которых также обитают персонажи любимых сказок.Даже волк, угрожавший Красной Шапочке, скалит зубы, но вреда от него нет.

Сайт музея, фото: http://www.brueder-grimm-haus.de

Попутно упомянем, что я разработал целый маршрут — «Немецкая дорога сказок», проходящий из Бремена, где прославились кот, собака, осел и петух, в Ханау, родной город братьев Гримм. Дорога протяженностью 600 км, соединяющая волшебные средневековые городки, проходит мимо замков Золушки, Белоснежки и Рапунцель, мимо владений Леди Метель, через Хамельн, где жил Крысолов, и Боденвердер – поместье барона Мюнхгаузена.

Думаем, что посещение одного из таких музеев приведет к тому, что ваш книжный шкаф или коллекция фильмов пополнится новыми добрыми сказками!

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «МУЗЕЙ СКАЗОК ДЕДУШКИ КОРНЕВОЙ»

Ведущий : Недалеко от Москвы, в деревне Переделкино, в маленьком доме много лет жил высокий седой мужчина, которого знали все дети страны. Именно он придумал множество сказочных персонажей: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет. Корней Чуковский — литературный псевдоним писателя. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Он вставал очень рано, как только взошло солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копал в саду или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Поработав несколько часов, он пошел прогуляться.Ходил он на удивление легко и быстро, иногда даже начинал гоняться с малышами, которых встречал на прогулке. Именно этим малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти». Ученый, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал много стихов и сказок для детей. С малых лет его стихи радуют всех нас. Не только вы, но и ваши родители, бабушки и дедушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского! Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, познакомимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1ТУР. «ПОМНИ СКАЗКУ»

Запомни, какими словами заканчивается строка, и назови сказку:

Лечит маленьких детей, Лечит птиц и зверей, Смотрит сквозь очки Добрый доктор… ( Айболит ) («Айболит»)

Вдруг из подворотни — Страшный великан, Рыжий и усатый… ( Таракан ) («Таракан»)

Я Знаменитый Великий Умывальник… ( Мойдодыр ) Умывальники начальник и мочалки командир.(«Мойдодыр»)

Поросята мяу-мяу-мяу, Котики… ( хрюкнули, хрю- хрю ) («Путаница»)

В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный… веселятся — Муха женится на лихой, дерзкой молодой… ( Комар ) («Муха Цокотуха»)

Солнце по небу шло и за тучку забежало.Я взглянул на заминку в окно, Стало предчувствие… ( тёмное ). («Украденное солнце»)

Нет-нет! Соловей не для свиней поет! Звоните лучше… ( ворона ) («Телефон»)

А тарелки идут вперед и вперед по полям, по болотам. И сказал чайник утюгу — пойду еще…( не банка ). («Федорино горе»)

Только вдруг, из-за куста, из-за синего леса, Из дальних полей летит… ( Воробей ) («Таракан»)

А за его спиной народ поет и кричит: — Что за урод так урод! Какой нос, какой рот! И откуда это… ( монстр ). ( «Крокодил»)

И не надо мне Ни мармелад, ни шоколад, А только маленькие, Да очень маленькие… ( детские ) ( «Бармалей»)

2ТУР. «WHO IS WHO»:

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Aybolit — (доктор)

Бармалей — (грабитель)

Федора — (бабушка)

Karakula — (акула)

Moidodyr — (умывальник)

Totoshka, Kokoschka — (крокодилов)

Tsokotukha — ( муха)

Барабек- (обжора)

Рыжий, усатый великан — (таракан)

3 ТУР.ВОПРОСЫ.

В какой работе посуда перевоспитала свою хозяйку? Федорино горе»)

Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление — покушение на убийство? («Муха Цокотуха»).

Какой герой был страшным злодеем и потом перевоспитался? Бармалей »)

Как звали мальчика, победившего Крокодила? (Ваня Васильчиков)

В какой сказке прославлен воробей? Таракан »)

Назовите сказку, основную мысль которой можно выразить словами: «Чистота — залог здоровья!» Мойдодыр », « Федорино горе»)

О чем просили звери в поэме — сказке «Телефон»: (Слон — шоколад, Газели — карусели, Обезьяны — книги, Крокодил — галоши)

На ком делал Айболит и его друзья путешествуют в Африку? (Волки, кит, орлы)

Какого «рогатого зверя» боялись портные из поэмы «Отважные люди»? (Улитка)

В каких сказках фигурирует крокодил герой? («Путаница», « Таракан, », « Мойдодыр », «Телефон», « Бармалей », «Украденное Солнце», «Крокодил»)

4 ТУР. «КОРЗИНА С ПОТЕРЯННЫМИ ВЕЩЬМИ»

В моей корзине (сумке) разные вещи. Кто-то их потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (До я звонок телефон)

Воздушный шар (Мы ездили Медведи на велосипед, и на он комары на баллон)

Мыло (Здесь и мыло прыгнул)

Блюдце на их блюдца)

Galosha

Galosha (отправьте мне дюжину новых галочер)

термометр ( и помещает их термометр)

Sieve (сито на полях)

перчатки (, а затем они позвонили зайцев : «Не могли бы вы выслать перчатки?»)

Монета (Муха пошла по полю, муха нашла деньги)

Шоколад ( И он всем раздает шоколадку по порядку)

Ошейник ( крокодил огляделся ошейником и Барбоса проглотил это, проглотила)

Мочалка ( И мочалку как галка, как галка проглотила)

5 ТУР. «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

(Относится к портрету)

Высокий рост, длинные руки с большими руками, крупные черты лица, большой любопытный нос, кисточка усов, непослушная прядь волос, свисающая над лоб, смеющиеся глаза и удивительная легкая походка. Таков вид Корнея Ивановича Чуковского. Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в кабинете дантиста, — чтобы время не терять, сочинял детям загадки»

Отгадай загадки К.Чуковский (дети решают)

Замечательный дом. Был белый дом, чудесный дом, и что-то в нем стучало. И разбился, и чудом выбежал оттуда Живой — Такой теплый, такой пушистый и золотой. ( Яйцо и Цыпленок)

Замечательная пещера. Красные двери в моей пещере, Белые звери сидят у двери. И мясо, и хлеб — всю добычу мою — я с радостью даю белым зверям! ( Рот и зубья )

Осторожно! Ах, не тронь меня: я сгорю без огня! Меня несут по воде. (Крапива)

Замечательный паровоз. Локомотив без колес! Вот чудо — паровоз! Не сошел ли он с ума — Пошел прямо по морю! ( Пароварка )

Мудрец в нем увидел мудреца,

Дурак есть дурак, баран есть баран,

Овца увидела в нем овцу,

А обезьяна есть обезьяна.

Но потом к нему привели

Федя Баратова,

И Федя увидел мохнатого неряху.

(Зеркало)

Замечательные лошади.

У меня две лошади, две лошади,

А вода жесткая

Как камень!

(Коньки и лед)

Зубастая загадка

Я иду — я брожу не по лесам,

И сквозь усы, сквозь волосы,

И зубы у меня длиннее

Чем у волков медведя.

( Гребенка)

6 ТУР.ИГРА С ДЕТЬМИ

Свяжите героя сказки с поступком, который он совершил.

Зажег море

Проглотил солнце

Крокодил

Я помыл посуду.!

Вернул солнце на небо.

Потушить море

Спас Муху — Цокотуху.

Съел таракана

Вылечил животных

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А оказалось вот так.Заболел его маленький сын. К. Чуковский вез его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал сочинять ему сказку: Жил-был крокодил, По улицам ходил.

Мальчик вдруг затих и стал слушать. Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, добро и свободу.Стихи К. Чуковского воспитывают умение сопереживать, сострадать, радоваться. Давайте все вместе порадуемся и посмотрим исполнение отрывков из сказок К. Чуковского.

Много раз мы встретимся с произведениями К.И. Чуковский. В старших классах вы встретите Чуковского-переводчика. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принца инициатив», «Рики — Тики — Тави» и другие книги.

Ираклий Андроников писал, что «талант Чуковского неисчерпаем, умён, блестящ, весел, праздничен. Не расставайтесь с таким писателем всю жизнь.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ



Сказочная карта России:
1. Сказочные клубы и вечера
2. Сказочные музеи и Усадьба героев русских народных сказок
3. Места силы природы России

1.Сказочные вечера по всей России!

Россия просыпается с веселыми Танцами, красивыми Хороводами и добрыми Сказками! Найдите свое!

Присоединяйтесь — Сказочные клубы и вечеринки !!!

Сказочные вечеринки по всей России!
Москва https://vk.com/rawdinner_fest

2. Сказочные музеи и усадьбы

https://vk.com/fairytalemapofrussia

Баба Яга — Кукобой

Баба Яга поселилась в деревне Кукобой (2-3 часа езды от Ярославля) в 2004 году и построила там избушку на курьих ножках. Издревле пришла ярославская легенда о таинственной безымянной старухе со спины. Жила она в глубине густых дремучих лесов, редко кому удавалось ее увидеть. Кстати, образ темного персонажа местные жители немного подкорректировали. В процессе «прописки» знаменитой старухи возникли серьезные проблемы: дело в том, что село Кукобой славится множеством храмов и церквей, а священники были категорически против поселения «чертовщины». Но, несмотря на это, все разрешилось благополучно, и Баба Яга исправилась: теперь она помогает нуждающимся, хотя время от времени продолжает хулиганить.Если вы решили отправиться в резиденцию Бабы Яги, то не удивляйтесь, что сначала вас поведут в храм, чтобы купить святую воду и свечи. Только с таким оружием можно смело заходить в Избушку. Также во владениях Бабы Яги вас ждет чай со знаменитыми пирогами Кукобой, конкурсы и многое другое. В последнюю субботу июля всех приглашают на день рождения Бабы Яги. http://babajaga76.ru/dostoprimachayelnosti/sedmaya-skazochnaya-versta

Царь Берендей — Переславль-Залесский

По одной из легенд, в Переславском крае жили берендеи — враждующие племена, находившиеся на службе у русских князей. Ими правил справедливый и добрый царь Берендей. В Переславле-Залесском Ярославской области создан «Дом Берендея» — Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов. Желающие могут посетить покои царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древнем Берендее. За домом находится солнечная поляна, где царь Берендей и его берендеи проводят веселые фольклорные гулянья.

Кикимора и сказки Васнецова — Кировская область

В Кирове на Кикиморской горе построен дом Кикиморы.И теперь она приглашает всех туристов в гости. В тематическом парке «Заповедник сказок» можно побродить по Музею сказок, разгадать загадки Домового и поиграть с другими персонажами. Подробности — на сайте центра активного отдыха «Летучий корабль». http://korabl-kirov.ru/ #

А потом можно отправиться в деревню Рябово (примерно 2,5 часа на автобусе от Кирова) — там открылась «волшебная тропа» по мотивам сказок Васнецова: с избушками на курьих ножках, Кащей лабиринт и, конечно же, Аленушка.

Иван Царевич в Заповеднике Сказок https://vk.com/album61571729_20459694

Золотая рыбка — Большое Болдино

Село Большое Болдино признано точным местом «рождения» Золотых рыбок Нижегородской области, где нет рек, но где Александр Сергеевич Пушкин написал знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке». Там же он написал более пятидесяти известных произведений. Для привлечения туристов в Большеболдинском районе собираются построить «Город пушкинских сказок» с комплексом аттракционов по произведениям классиков, детским театром и аквапарком «Золотая рыбка».

Однако «Владения Золотой рыбки» находятся и в поселке Липин Бор Вологодской области. Это связано с названием района — Вашкинский. В регионе распространена рыба «вашкалок», что в переводе с вепсского указывает на своеобразный медный или золотой окрас рыбы. В селе есть Детский парк, расположенный в сосновом лесу у Белого озера… Здесь живут гриб Боровик, озорные Серебряные Рыбки — подружки Золотой Рыбки, Старик со своей старухой и, конечно же, сама Императрица Рыбка. .В программу пребывания входит абонемент «В гостях у бабушки Федоры» в областном краеведческом музее. Здесь гостям предложат растопить угольный самовар; поучаствовать в народных играх и забавах, покачаться на традиционных русских качелях и принять участие в чайной церемонии с вкусными деревенскими пирогами. Посетив областной Дом ремесел, вы сможете приобрести сувениры, принять участие в мастер-классе, а также сделать рыбку из бересты своими руками. Также есть Дом рыбы и рыболовства. Подробнее на сайте Вашкинского муниципального района о http://www.lipinbor.vologda.ru/riba.htm

Колобок — д. Новая Беденга

Сначала Ульяновская область пыталась «застолбить» имя Чебурашки на сказочной карте, взяв за основу упоминание в словаре Даля, но создатель образа Чебурашки Эдуард Успенский выступил категорически против. Между тем большинство сказочных персонажей разобрали в других городах, и в Ульяновске остался только Колобок. К счастью, основания здесь более-менее прочные: краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа в связи с колебанием, симбирским колобоком. По словарю Даля, в Ульяновской губернии хлеб из остатков теста называли колебанием. Это булочка, для которой по дну бочонка наскребли муку.

2 июня 2012 года в поселке Новая Беденга состоялось официальное открытие усадьбы Колобок. Бревенчатый дом и двор сказочного героя были вырублены по всем канонам столярного ремесла XIX века. В избе разложили печку — чтобы всегда было тепло и пахло пирогами.Дворы Колобка расположены в живописной местности. Рядом на постаменте установлена ​​скульптура хозяина дома, рядом деревянные изображения всех героев сказки — Зайца, Медведя, Волка и Лисы.

Усадьба будет включать в себя ряд объектов: Дом Колобка, Колобкодром, детскую площадку, а также производственную линию «Симбирские колобок». «Домик Колобка» будет интерактивным кафе-пончиком (с детским и взрослым залами) с сувенирной лавкой и «живым» Колобком, который, конечно же, будет аниматором.

Иван Царевич в Усадьбе Колобка https://vk.com/album61571729_204596943

Иванушка-дурачок — Кенозеро

Кенозерье — одно из первых мест (наряду с Великим Устюгом), которое «забронировало» сказочного героя еще в 2001 году, тогда же здесь проходил первый праздник «Кенозерский дурак». Ежегодно здесь проходит выставка детских рисунков и писем Иванушке «Любимый сказочный герой». Кенозерье – родина известного ученого, писателя, сказителя и фольклориста Александра Нечаева (1902-1986), подготовившего и издававшего около 60 сборников народных сказок и былин.В день Ивана Купалы кенозерцы приглашают всех на праздник «Кенозерский дурак».

Садко — Гостцы

Жители села Гостцы Новгородской области искренне верят, что Садко — это не просто выдуманная сказка, а вполне реальный человек. Некий Сотко Сытинич действительно упоминается в новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в новгородском детинце. «К имени этого человека приурочены различные сказочные мотивы», — пишут сегодня историки и лингвисты.Напомним, одна из легенд о Садко гласит, что он решил поспорить с купцами о том, что в озере Ильмень водится рыба с золотыми перьями. Водяной король помог ему выиграть спор. После этого Садко успешно торговал и вскоре разбогател. Согласно этому поверью, в Госцы до сих пор приезжают за удачей бизнесмены и предприниматели.

Кощей Бессмертный — Старица

Старинный город Старица Тверской области теперь считается родиной Кощея.В подтверждение этой версии губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин приводит легенду, как однажды сапожник старика встретил в местных каменоломнях чудовище с горящими глазами. «Именно так появляется Кощей Бессмертный в русских сказках, — поясняет Зеленин. Кроме того, на старинном гербе Старицы изображена горбатая старуха с палкой. По мнению местных этнографов, это «та самая Баба-Яга, которая помогла Ивану-царевичу победить Кощея». Планируется оборудовать пещеру Кощея в городе и даже поставить ему памятник.А пока главной достопримечательностью Старицы является Свято-Успенский мужской монастырь. В Старице родился и вырос отрок Иоанн — впоследствии Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси; здесь он умер. А знающие православные специально приезжают в Старицу, чтобы увидеть его могилу.

Соловей-разбойник — Береза

В Курской области есть село Береза, которое наполнено легендами и преданиями. Почему именно эта деревня является родиной Соловья-разбойника? Существует легенда, что при основании самого села крестьянин посадил три березы, о чем много рассказывает в былине Соловей-Разбойник.Курскую прописку Соловья в свое время подтвердил даже известный археолог Юрий Липкинг в книге «Далекое прошлое Соловьиной земли».

Русалка — Псков

Совсем недавно на «Сказочной карте Россия» появилась Псковская Русалочка. То, что именно она стала сказочным символом Псковщины, легко объяснимо: в Псковской области находится музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». «, а у Пушкина в Лукоморье на ветвях зеленого дуба сидит русалка.Кстати, резиденция русалки будет располагаться в загородной базе отдыха «Лукоморье», так что все сходится как нельзя лучше.

Курица Ряба — Ермаково

В августе в селе Ермаково Ярославской области каждый год проходит праздник, посвященный волшебной Курочке. Кроме того, есть еще и Музей Курицы Рябы, посетив который, вы не только увидите сказочную курицу-несушку в разных ипостасях, но и узнаете о ремесле и быте в России.

Емеля и Щука — Ростов Великий

В Ростове регулярно проходят праздники «По щучьему велению». Праздник начинается с конкурса колокольных звонов, продолжается торжественным шествием во главе, разумеется, с самим Емелей, катающимся, как положено, на печи, а заканчивается массовыми плясками, играми и щучьим угощением. Эта рыба является главной достопримечательностью ростовского озера Неро, ведь по легенде здесь обитает эта самая волшебная щука.

Вода — Пошехонье

Пошехонье не зря называют ярославской Венецией — ведь оно стоит сразу на пяти реках, есть пруды и, конечно же, Рыбинское водохранилище.И поэтому пошехонты решили поселить водника. Его официальная резиденция находится в детской библиотеке. Квартиру водяного украшают портреты хозяина, статуэтки милых подружек-лягушек, аквариум с маленькими сомиками, водяная мельница и другие атрибуты. водное царство… Идею закрепить за Пошехонами резиденцию владыки рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек. Водяной в народных представлениях Пошехоня — крепкий мужик средних лет с бородой и босой.Он носит красную рубашку и соломенную шляпу. Главный туристический праздник проходит здесь в начале июня и называется он «Хозяин Пошехонских рек». Интерактивные программы проходят в резиденции Водяной. Водяной дает разные советы, Кикимора поет песни и веселит гостей, а потом всех угощают.

Буратино — Зеленоградск

13 июня 1999 г. Жители города-курорта Зеленоградск Калининградской области собрались на центральной площади города и приняли специальным Актом «Доселе беспризорных, беспаспортных и беспризорных Буратино».Жители города считают, что деревянный мальчик родился у них. И приводят аргумент: в Зеленоградске есть Поле Чудес — то самое, что описано в «Золотом ключике». Растут ли там денежные деревья, приезжайте и убедитесь сами.

В начале августа жители Зеленограда отмечают День своего города. На этом празднике Пиноккио найдет что-то веселое и забавное для каждого ребенка. Но если вдруг вам не удастся попасть в Зеленоградск на праздник, не расстраивайтесь! Во-первых, море, лес, песок и солнце на родине Буратино работают круглосуточно.А во-вторых, в любую погоду вы окажетесь в каморке папы Карло, где находится та самая потайная дверь за старым полотном и коллекция золотых ключей (кстати, если у вас где-то без надобности лежит интересный ключ — берите его как подарок!). Вас отвезут к памятным местам, связанным с необыкновенными приключениями Пиноккио. Вы увидите своими глазами дуб, на котором ночные разбойники подвесили Буратино вниз головой, мостик через Тортилинский пруд, сосну, к которой приклеился бородой Карабас Барабас, копию укромного домика Мальвины.А потом вы сами сыграете в сценке из спектакля про Буратино или в нескольких играх про Буратино. А то три корки хлеба закажете у Трех пескарей Харчевны. А затем посетить Зеленоградский историко-археологический музей, где выставлены уникальные экспонаты о прошлом этого края. Это очень интересно!

Аленький цветочек — Уфа

Еще в декабре 2010 года в одном из парков Уфы «распустился» большой кованый Аленький цветочек, ставший популярным у влюбленных аттракционом. Основанием для выбора столицы Башкирии местом рождения Аленького Цветочка послужил известный факт о родине автора сказки Сергея Аксакова в родовом имении под Уфой. Там в детстве писатель услышал эту историю от домоправительницы Пелагеи, которая рассказывала ему сказки, а позже писатель создал книгу об истории Красавицы и Чудовища, которую назвал «Аленький цветочек».

Илья Муромец — Муром

В центре Мурома во Владимирской области установлен бронзовый памятник богатырю, а в краеведческом музее экспозиция, посвященная богатырю.Во дворе музея растет дуб, который помнит Илью Муромца, а из родников, появившихся в результате ударов копыт богатырского коня, люди и сегодня набирают святую воду. https://vk.com/ilya_muromets33

Добрыня Никитич — Шилово

Несмотря на то, что у популярного былинного богатыря есть как минимум девять вероятных прототипов, жители села Шилово Рязанской области уверены, что добрый молодец Добрыня, который недалеко отсюда, на острове, а с другой стороны Ильи, больше всего подходит на эту роль. Муромец, игриво метая топоры. Шиловцы всегда были уверены, что Добрыня их земляк. Еще в XIX веке рязанская пресса писала об этом как о чем-то само собой разумеющемся. На гербе региона изображены меч и пояс. В гимне упоминается «священный меч рязанской Добрыни». В Шиловском краеведческом музее хранится деталь боевого снаряжения воина (поясная нашивка), найденная при раскопках кургана перед войной.

Алеша Попович — Ростов Великий

«Нам удалось обнаружить множество фактов, свидетельствующих о том, что легендарный герой русских былин Алеша Попович родился в Ростове в XII веке в семье священника», — говорят в администрации города.Программа «В гостях у Алеши Поповича» уже стартовала. Алеша Попович сопровождает туристов на всем маршруте по Ростовской земле. Они не только узнают о ремеслах, посещают музей-заповедник, но и принимают участие в пикнике на берегу озера Неро, в обряде посвящения в герои, играх. В городе есть купеческая усадьба с богатырским двором, где ставятся спектакли по мотивам русских народных сказок и комические баталии.

Левша — Тула

Из всех достопримечательностей для посетителей доступен только памятник смекалистому ремесленнику.

Мышь-Норушка — Мышкин

Согласно легенде, город Мышкин Ярославской области был построен в XIII веке на месте, где мышь спасла русского князя от смерти: она разбудила его, когда к нему приблизилась змея. Говорят, что в ознаменование этого знаменательного события и был назван город. Город Мышкин – рекордсмен России по количеству музеев и выставочных залов. Главный из них, конечно, Музей Мыши – единственный в мире.В нем собраны мыши всевозможных размеров: нарисованные, вырезанные, лепные, склеенные и сшитые из всех мыслимых и немыслимых материалов и собранные не только в городах и местечках родной страны, но и присланные во многих из-за границы. Мышиный бренд используется настолько широко, насколько хватит воображения: работает комплекс «Мышкины палаты» с развлечениями для туристов, принимает гостей гостиница «Мышкино подворье», работает ресторан «Мышеловка», где помимо платного меню посетителям подают сырную тарелку – в в соответствии с духом и буквой английской пословицы о бесплатном сыре, который, как известно, бывает только в мышеловке. А летом проходит ежегодный Мышиный фестиваль. А на память о городе обязательно нужно купить мышку-кошелька — она ​​живет в кошельках и заботится о том, чтобы в них не кончались деньги.

Дед Мороз — Великий Устюг

Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, расположенный в северных широтах, в окружении зимнего великолепия природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно хранящих древние традиции предков.В Великом Устюге открылся офис Деда Мороза, который включает в себя тронный зал, музей, мастерские, почту и сувенирный магазин. Здесь можно пообщаться и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и близким с печатью и автографом Деда Мороза, погашенным специальным штампом, купить оригинальные сувениры или сделать своими руками поделку в мастерской. . В 12 км от Великого Устюга, в сосновом бору на берегу реки Сухой, находится Развлекательный центр «Земля Деда Мороза», который включает в себя комплекс услуг: проживание, питание, прокат маскарадного и спортивного инвентаря, катание на лошадях, катание на снегу. катание на мотоциклах, лыжах, коньках, санях — зимой, а также прогулочных катерах, водных велосипедах — летом.

Официальный сайт проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» www.dom-dm.ru

Сайт «Усадьба Деда Мороза» — http://www.votchina-dm.ru/sys/map

Снегурочка — Кострома

Терем Снегурочка находится в Костроме. Вместе с ней в нем живут Домовой, Домовиха и ученый Кот Баюн. Зимой и летом здесь можно замерзнуть в Ледовом зале, посмотреть кукольный спектакль, принять участие в игровых программах и пообщаться с самой Снегурочкой.Сайт Терема http://teremsnegurochki.ru

Парк Сказов Бажов

«Парк Сказов» — первый на Урале тематический парк, посвященный сказкам Бажова, русским сказкам и традиционной уральской народной культуре. Парк расположен недалеко от Екатеринбурга в Арамильском городском округе. Расстояние от Екатеринбурга 23 км, время в пути около часа.

zski, Автор Zielinski & Rozen

1962 год. Писатель Корней Чуковский в индийском головном уборе. Т. Золотухин

…Дети, взявшись за руки, танцуют вокруг крокодила, в окружении лягушек, из которых бьют струи воды. Фотография этого фонтана военного времени, сделанная в Сталинграде, обошла весь мир, став приметой переломного момента во Второй мировой войне. Фонтан, сооруженный по иллюстрации к одной из сказок Корнея Чуковского, стал символом радости и смеха, которые вернутся на охваченные военной лихорадкой улицы.Детям вернулось бы их детство, и у мира тоже было бы свое будущее.

«Да здравствуют дети, все дети на свете». Строки Чуковского стали основой жизни и творчества этого автора, давшего многим поколениям то, чего он сам был лишен. Детство.

«Незаконнорожденным ребенком, лишенным даже национальности (Что я? Еврей? Русский? Украинец?) я чувствовал себя самым незаконченным, непостижимым существом на земле.Эту закрученную спираль философии Чуковский сумел превратить в небывалое проявление своего блеска. Поэт, писатель, эссеист, критик, переводчик, лингвист, литературовед, журналист, гражданин, самый читаемый, публикуемый, декламируемый читателями. «От двух до пяти» — название его беспрецедентной книги, внесшей свой вклад в изучение детской психологии, — все о нем.

Этот писатель не только блестящих текстов, но и собственной судьбы, даже придумал собственное имя, скрыв под псевдонимом обиды и унижения, сопровождавшие судьбу этого внебрачного ребенка.Литературная и журналистская карьера, открывшаяся ему благодаря дружбе с Зеевом (Владимиром) Жаботинским, будущим национальным героем Государства Израиль, впервые разглядевшим в нем писательский талант, позволила ему начать новую жизнь под новое имя. Фамилию своей матери – Корнейчукова – он разделил пополам, используя в своем творчестве, а затем и официально, в паспорте, тот, чье имя известно с младенчества. Он изменил дату своего рождения: родился 31 марта 1882 года, свой день рождения всегда отмечал 1 апреля — День смеха — день смеха, который любил посвящать другим.

«В сознании ребенка счастье — норма жизни», — писал тот, чье детство прошло в помощи матери (рыбалка, расклейка плакатов, покраска заборов) и самообразовании (исключен из гимназии, хотел зарабатывать свой путь в жизни, чего бы он ни стоил). Привыкший с детства к тяжелому труду, Корней Иванович стал одним из самых неутомимых авторов. Шестьдесят два года ежедневной работы он посвятил литературе. Человек режима, он вставал в пять утра и ложился в девять вечера, не поддаваясь соблазнам шляться без дела.

Однажды на блошином рынке в Одессе Чуковский обнаружил книгу для самостоятельного изучения английского языка. Вырванные из нее страницы не смутили юношу. За усердную зубрежку он вскоре был вознагражден по рекомендации Жаботинского журналистской поездкой в ​​Лондон. К его крайнему изумлению, оказалось, что англичане говорили с ним на каком-то другом английском языке и, по-видимому, отказывались его понимать. Выяснилось, что Корней не знал транскрипции и произносил английские слова по принципу «как написано, так и услышано».Он сразу же увлекся книгами и освоил язык, который познакомил его с миром Диккенса и Теккерея и с должностью переписчика каталогов в библиотеке Британского музея. Мог ли он знать, что через несколько лет именно он познакомит своих соотечественников с текстами Уитмена, Киплинга, Уайльда, О. Генри, Твена и многих других и получит звание почетного доктора литературы Оксфорда? Университет?

Когда-либо захватывающий рассказчик, он знал, как превратить самый банальный эпизод в захватывающую историю.Например, он не раз вспоминал, как после оммажа в Оксфорде, гуляя по Лондону, отсалютовал памятнику королю Георгу V, на приеме у которого он побывал в 1916 году.

«Я привык встречать в Москве памятники своим друзьям: Маяковскому, Репину, Горькому, Блоку…» Человек эпохи, он был знаком с величайшими личностями века от Конан Дойля до Шаляпина. Вот почему дневники этого писателя и по сей день являются незаменимым историографическим источником.

Чуковский был поистине «Гражданином Слова».«Литература абсолютна», — утверждал он. Слово было его кумиром, и он сам был не только хозяином слова, но умел никогда не колебаться сам по себе. На протяжении всей жизни Чуковский, сохранивший интерес к мировой литературе, всегда предпочитал слушать или читать любой переведенный текст на языке оригинала. Однажды ему дали книгу на идише, и он начал изучать язык буква за буквой. Звучание слов для него было неотделимо от их сущности, ауры, восприятия, поэтому поэтические тексты Чуковского имеют фирменную мелодию и ритм.

За лавровым венком Чуковского виднеется терновый венец, хотя сам он предпочитал носить венец из перьев, как индейцы, устраивая лучшие детские праздники в легендарном селе Переделкино, где до сих пор бродит его тень и уникальная библиотека для дети еще живы; тот, который писатель построил на свои средства и подарил государству. Чуковский пережил троих детей, голод и нищету, аресты, литературные гонения, цензурные притеснения.Он выжил, не потеряв веры в лучшее в человечестве, в правду и в справедливость. Он приютил Александра Солженицына, защитил Иосифа Бродского, помог Анне Ахматовой и другим опальным писателям деньгами и участием в их судьбах, проложил дорогу молодым дарованиям, шумел, покровительствовал, поддерживал и работал, и работал, и работал.

В конце жизни Корней Иванович горевал о том, что его труды, адресованные детям, затмили все другие его более чем пятнадцатитомные работы, от глубоких литературоведческих исследований произведений Николая Некрасова, Александра Блока и футуристов до многочисленных текстов по переводу и языкознанию. Например, «Высокое искусство».Действительно, Чуковский вполне мог считаться дедушкой сказочников; великан Чукоша (так его прозвали дети за высокий рост и гигантское сердце), отец Мойдодыра и Бармалея, Муха – (Муха) – Цокотуха (в ее честь действительно назвали новый вид мух) и доктор Айболит.

Редкий автор может гордиться столькими персонажами, которые стали нарицательными и пережили множество воплощений в иллюстрированных репринтах и ​​экранизациях. Именно Чуковский, назвавший свой Мойдодыр «кино для детей», впервые сформулировал заветы детских поэтов, независимо от того, на каком языке они писали.Его бурные стихи играют с детским воображением; они динамичны, зрелищны и полны приключений. Поэтому они не теряют своей актуальности; вместо этого они стали нитями и лентами, связывающими поколения.

Корней Чуковский и его персонажи пережили своих недоброжелателей и критиков вместе с неприступными штампами того времени. Их пытались уничтожить, как и инициированное им тиражирование Библии для детей (в нем автору пришлось скрывать Бога под псевдонимом Волшебник Яхве, а все упоминания о евреях были исключены из-за цензуры) и Мойдодыр, который якобы оскорблял чувства пролетарских трубочистов. Но прошло время, и им воздвигли памятники (как борцу за чистоту, Умывальнику Великому – Мойдодыру), главный из которых нерукотворный. Тексты Чуковского звучат и откликаются и по сей день: в семейных посиделках, над колыбелью, в детских садах и школах, в пединститутах, в литературных учреждениях, в воспоминаниях и, конечно же, в сердцах. Писатель и знаток детских душ, Корней Чуковский и после ухода из жизни остается, как он когда-то назвал свой труд о языке, нашем неиссякаемом богатстве – Живым, как Жизнь.

Эмилия Деменцова

Дневник, 1901-1969 Корнея Чуковского

Шестьдесят с лишним лет испещренных многоточием дневников великого Корнея Чуковского, но к черту упущения: это какая-то хроника литературной жизни в Советском Союзе. Я много читал о Горьком, Пастернаке и Солженицыне, но эта книга показала мне, что я понятия не имею, чем они были на самом деле как — захватывающими вещами, с содержательными выводами повсюду.

А именно:

«Какой мутной, претенциозной чушью является набоковское Приглашение на обезглавливание . Я положил ее после сорока страниц».

«Автобиография Тынянова — чудо — al

Шестьдесят с лишним лет испещренных многоточием дневников великого Корнея Чуковского, но к черту пропуски: это какая-то хроника литературной жизни в советской Союз. Я много читал о Горьком, Пастернаке и Солженицыне, но эта книга показала мне, что я понятия не имею, чем они были на самом деле как — захватывающими вещами, с содержательными выводами повсюду.

А именно:

«Какой мутной, претенциозной чушью является набоковское Приглашение на обезглавливание .Записал после сорока страниц.»

«Автобиография Тынянова — чудо — сплошь конкретные образы и художественные детали. Можно подумать, что это написал великий романист, а не ученый. И какая память на живописные образы, окружавшие его в детстве. свой народ правду.»

Все это из русского аналога Dr.Сьюз!

(Вот если бы еще какие-нибудь утерянные дневники, в которых наш Сьюз лишает сана Пинчона, защитников Джона Кеннеди Тула и делает несколько пророческих замечаний о Мартине Лютере Кинге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.