Гжель тарелки фото: D0 b3 d0 b6 d0 b5 d0 bb d1 8c d1 82 d0 b0 d1 80 d0 b5 d0 bb d0 ba d0 b0: стоковые векторные изображения, иллюстрации

9 Мар

Содержание

Чудо, которым не одно столетие восхищается мир, создали крестьянские руки — Российская газета

«Кто не знаком с Гжелью по ее фарфоровой, фаянсовой и глиняной промышленности? Немного в отечестве нашем найдется городков и селений, где бы жители не пользовались гжельскими изделиями», — так писали о русской керамике в середине XIX века. Подмосковные умельцы уже тогда снабжали доступной посудой всю империю.

Мир стареет в былых надеждах,

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе Мастера!

Роберт Рождественский

Имя легендарному бренду дала Гжельская волость Бронницкого уезда: малоземелье, скудные глинистые почвы, дремучий лес, столица в полусотне верст. Доступное сырье определило главное занятие крестьян. Валили лес на топливо, зимой копали глину: самую лучшую белую — мыловку и желтую песчанку двух сортов, красную горшечную, помадную синюю, кирпичную красную.

Делали, расписывали и возами везли в Москву посуду.

«Гжель представляет замечательную картину, — писал чешский путешественник Ф. И. Езбера в 1870-е годы. — Версты за две не доезжая до нее, виднеется сильное пламя, извергающееся из раскаленных горнил, где клокочет фарфоровая лава. Кто же этой расплавленной массе дает изящные формы? Рука простого крестьянина, сроднившаяся от колыбели с упорным плугом и острой косою».

Сырье для фарфоровых изделий на ООО «Гжельский завод художественной росписи» в селе Гжель Раменского района. Фото: Артем Геодакян / ТАСС


Мыловка и песчанка

«Лучшая из всех делаемых в России сего рода посуд»1 встречалась на любой ярмарке, и раскупали ее молниеносно — «по большому требованию ее для трактиров и рестораций»2. Везли возами в Петербург и Ригу, Харьков и Бобруйск, Астрахань и Варшаву, в далекую Сибирь, в Азию, на Кавказ. Историк В.О. Ключевский, обозревая русский быт, писал о гжельских изделиях: «Армяне, бухарцы, хивинцы, турки, персияне покупают их в значительном количестве: последние даже заказывают их по данным образцам»3.

Гжель в Российской империи имела мало общего с полюбившейся советским хозяйкам сочной синей росписью по белому фарфору. Были, конечно, и узнаваемые розы-«агашки», и жар-птицы, но кобальтовая подглазурная роспись, которая и дает десятки оттенков синего, для XIX века — это, что называется, высший пилотаж, удовольствие не для широкого потребителя. Наибольшим спросом тогда пользовались простые глиняные тарелки по 30-35 копеек дюжина, горшки, кувшины, противни.

Имя легендарному русскому бренду дала Гжельская волость Бронницкого уезда: два десятка деревень удельного ведомства (собственность императорской семьи) — малоземелье, скудные глинистые почвы, дремучий лес, столица в полусотне верст. Доступное сырье предопределило главное занятие крестьян. Валили лес на топливо, зимой копали глину: самую лучшую белую — мыловку, желтую песчанку двух сортов, красную горшечную и кирпичную, синюю помадную. Делали, расписывали и возами везли в Москву посуду.

Тем и кормились — в изготовлении керамики было занято от 50 до 70% трудоспособного населения4. Работали в основном семейными «фабриками» по 5-10 человек.

Гжельская волость. XIX век.

Гжель. XXI век.

Мастера и подмастерья

«Гжель представляет замечательную картину, особливо в мрачную осеннюю или темную зимнюю ночь, — писал чешский путешественник Ф. И. Езбера в 1870-е годы. — Версты за две не доезжая до нее, виднеется сильное пламя, извергающееся из раскаленных горнил, где клокочет фарфоровая лава. Кто же этой расплавленной массе дает изящные формы? Рука простого крестьянина, сроднившаяся от колыбели с упорным плугом и острой косою»5.

Гжельские мастера. Конец XIX века.

Мужики оборотистые и трудолюбивые вырастали в капиталистов: усложняли производство, нанимали работников, открывали собственные лавки, а главное — выведывали новые технологии, чтобы посуда была «на фасон заморских». Благодаря откровенному промышленному шпионажу гжельцы широко освоили сначала популярную в Европе майолику, а после — фаянс и фарфор6. Да такого качества, что уже в 1775 году гжельский фаянс соседствовал с китайским и саксонским фарфором в императорском дворце — заказ получил заводчик Степан Афанасьев7. А первый крупный фарфоровый завод в Гжельской волости основал крестьянин Яков Кузнецов — дед того самого Матвея Кузнецова, будущего монополиста, чья керамика к концу XIX века практически вытеснит конкурентов с рынка.

К середине века щедрый мазок гжельской росписи был настолько узнаваем и востребован, что многие умельцы бросили гончарный круг и сосредоточились на художественном оформлении готовой посуды. Создавали артели — «кустарни», закупали «белье» — некрашеный фарфор и фаянс с окружающих керамических фабрик, расписывали и везли готовые изделия на продажу. Услугами гжельских живописцев долгое время пользовался даже Дулевский фарфоровый завод Кузнецова.

Квасник с крышкой и кувшин. Гжельская майолика. II половина XVIII века.

Гжельская роспись развивалась традиционно для народных промыслов: на обучение в «кустарни» отдавали детей 8-9 лет, в основном девочек. Отсюда, кстати, название знаменитой гжельской розы — «агашка» — по распространенному имени рисовальщиц. Первый год они осваивали ремесло: писали разведенной сажей, выполняли несложные узоры и скоро принимались за рядовую работу. Но на творческие поиски и оттачивание мастерства времени не было: как только девушку сватали, она покидала «кустарню», и на ее место приходила другая работница.

Декоративное блюдо «Птица». Последняя треть XVIII века.

При такой текучке ручная роспись теряла в качестве и падала в цене — ведь к концу века на крупных заводах уже освоили механическую печать. Гжельский промысел ожидал упадок, если бы не увидел в нем громадную художественную ценность директор Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища Н.В. Глоба. В 1899 году он открыл в селе Речицы первый филиал «Строгановки» — классы «рисования и живописи по фарфору для кустарей, работающих на местной фарфоровой фабрике»8. Профессиональные художники стали готовить из простых ремесленников искусных мастеров и мастериц. В классах бесплатно занималось 18-20 крестьянских детей, большинство по традиции — девочки.

А вскоре в обеих земских школах Гжельской волости к привычным дисциплинам добавились уроки рисования — уникальный по тем временам случай!

«Не землей мы кормимся, а глиной!».

Разруха и возрождение

Война и революция не дали пожать плоды всеобщего художественного образования в крае. Стране стало не до красивой посуды. Керамику поставили на службу государству: по плану ГОЭЛРО, вместо мещанских радостей национализированные заводы стали производить фарфоровые изоляторы для электростанций и линий электропередачи. В годы нэпа кустарная Гжель пережила короткий ренессанс, но многим мастерам он стоил жизни, когда большевики снова пошли в наступление на частный капитал. В 1980-е годы дочь бывшего фабриканта рассказывала, как возродившийся было промысел погиб буквально в один день 1927 года: по деревне объявили, что назавтра кустари по списку отправляются в Раменское, якобы на конференцию керамистов. Поутру ничего не подозревающие «капиталисты» прибыли в Раменское прямо на вокзал и были погружены в составы. Никто из них не возвратился назад9.

В советское время гжельские чудеса начали возрождать с чернильниц-непроливаек…

В годы Великой Отечественной войны на гжельских заводах выпускали фарфоровые гранаты, а после победы решено было наконец вернуться к производству посуды. Именно тогда гжель утвердилась в сине-белой гамме: советские искусствоведы нашли в запасниках музеев фарфоровые изделия середины XIX века, расписанные в бело-голубых тонах в подражание модным в то время голландским изразцам, и взяли их за образец.

Так яркая и полихромная в прошлом гжель стала синеокой.

Первое время повсеместным спросом пользовались разве что шестикопеечные чернильницы-непроливайки. Но как только жить стало чуточку лучше, советские серванты запестрели модными бело-голубыми сервизами и статуэтками. А настоящий бум гжели пришелся на 70-80-е годы, когда государство всерьез озаботилось возрождением народных художественных промыслов.

«В Москве цветет сейчас мода на гжель, — писала «Литературная газета» в 1980 году. — Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель»10. Из столицы «деревенский фарфор» разлетался по всей стране. Коллекционирование гжели в СССР стало страстным хобби сродни филателии и собиранию значков — многие хозяйки пополняют коллекцию и по сей день. Очень скоро бело-голубой фарфор стал визитной карточкой России: ее производили на экспорт, продавали в валютных «Березках», дарили чуть не каждому иностранному гостю. К Олимпиаде-80 были выпущены десятки тысяч нарядных пышных самоваров, чайничков, сахарниц, вазочек, шкатулок, олимпийских мишек. А в годы перестройки гжель прочно укрепилась в номенклатуре подарков первым лицам — и до сих пор встречи на высшем уровне редко обходятся без синеокого фарфора.

Русское чудо уверенно вступило в ХХI век. Наберите в поисковике на компьютере «купить гжель» — и сотни заманчивых синеоких предложений обрушатся на вас.

В советское время гжельские чудеса начали возрождать с чернильниц-непроливаек…

ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ

«Если птицей взмыть над Гжелью…»

«Если птицей взмыть над Гжелью, увидишь: на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, — поля. Если кротом порыться в земле, узнаешь: земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны — песок да глина…

И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий: «Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там…» Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут — все в один голос: «О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной». И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?»

А. В. Перегудов. «В те далекие годы»

1. Чернов С. Статистическое описание Московской губернии 1811 года. М., С. 28.

2. Н.А. Богородицкая. Нижегородская ярмарка в воспоминаниях современников. Нижний Новгород, 2000. С. 140.

3. Ключевский В.О. История русского быта. М., 1995. С. 23.

4. Илькевич Б.В., Никонов В.В. Дореволюционный период художественно-промышленного образования в Гжели// Наука и школа. 2012. N 2. С. 173.

5. Езбер Ф. Всероссийский музей. Варшава. 1879. С. 382.

6. Виды керамики: майолика — простая, толстая, из обожженной глины с расписной глазурью; фаянс — тонкий, пористый, хрупкий, из белых глин; фарфор — из каолина с примесями, тоньше и прочней фаянса, пропускает свет.

7. Салтыков А.В. Избранные труды. М., 1962. С. 208.

8. Илькевич Б.В., Никонов В.В. Указ соч. С. 175.

9. См.: Вешняковская Е. Мифы и правда о гжельском промысле// Наука и жизнь. 2013. N 9, С. 19.

10. Литературная газета. 1980. N 42.

Картинки гжель (60 фото)

Гжелью называются изделия из фарфора с росписью. Промысел зародился в нескольких деревнях недалеко от Москвы. Существует много разновидностей гжели, но особо популярными стали синие узоры. Иногда рисунок усиливается золотыми контурами. На посуде художники изображают людей, животных, цветы. Представляем вам картинки про гжель, которые тут можно посмотреть.

Изделие с двумя ручками.

Петушки из гжели.

Сервиз в синих цветах.

Картинка гжель.

Смешные собачки в шляпках.

Гжелевые коты.

Чашки, тарелки, чайники.

Изделие из белого фарфора.

Красивые гжелевые узоры.

Керамическая посуда на столе.

Чудесная гжель.

Рыба с целой деревней на спине.

Красивая картинка гжели.

Фарфоровый чайник с узорами.

Керамические свинки в одежде.

Ваза из гжели для растений.

Фигурка маленького паровоза.

Гжелевые птицы.

Большой количество посуды.

Чашки из гжели на блюдечках.

Крышка сахарницы со зверьком.

Глухарь в гжелевых узорах.

Тарелки с прикольными узорами.

Изделие из гжели для дома.

Миска в форме лебедя.

Чашка из гжели, наполненная чаем.

Чайник интересной формы.

Смешной гжелевый кот.

Посуда для заварки.

Гжелевая посуда поставлена на скатерть.

Кувшин с удобным носиком.

Картинка гжель.

Подсвечник с тремя отверстиями.

Гжелевая рыба.

Керамическое изделие.

Картины из гжели висят на стене.

Небольшой фарфоровый городок.

Гжелевый узор с птицами на воде.

Восхитительные чайники позади блюда.

Гжелевая ёмкость для сахара.

Креативное изделие в виде животного.

Гжель на картинке.

Крупная тарелка с нарисованными цветами.

Синяя гжель.

Керамический зайчик в сервизе.

Гжелевая керамика на подносе.

Ложка, сделанная из фарфора.

Чайник из гжели, похожий на домик.

Бублики с лимоном на столе.

Крохотное изделие из гжели.

Три тарелки на подставках.

Миска с синими узорами.

Гжель на рабочий стол.

Коробка с посудой из гжели.

Популярный праздничный сервиз.

Гжель на картинке.

Поросята в качестве солонок.

Гжелевый мужчина с чашкой чая.

Курица и циплёнок.

Фарфоровая посуда из гжели.

Понравился пост? Оцените его:

Рейтинг: 5,00/5 (голосов: 3)

Поделитесь с друзьями!

Народные промыслы: гжель. Лазурная сказка своими руками

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса! Л. Куликова

Голубое небо Гжели и вправду как будто упало на снег, разлетелось на тысячи голубых роз и запорхало крыльями синих жар-птиц. Лазурные, кобальтовые, васильковые, небесно-голубые гирлянды, букеты и узоры знакомы нам с детства. Пожалуй, не найдется в России дома, где бы не красовалась на полке гжельская ваза, чайник, тарелка или целый сервиз. Освежающий, прохладный сине-белый рисунок, похожий на зимнюю сказку, стал неотъемлемой частью русского интерьера. Гжель — это и желанный подарок, и предмет коллекционирования, и уют на кухне…

Село Гжель в Раменском районе знают многие. А вот про «Гжельский куст» слышали не все. Целых 27 деревень занимаются старинным промыслом еще со времен Ивана Калиты. Уже тогда Гжель славилась своей белой глиной. Здесь селились гончары, которые делали из нее посуду. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Великий русский ученый М. В. Ломоносов по достоинству оценил гжельские глины и возвышенно писал о них: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…» До середины XVIII века Гжель делала обычную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы и простые детские игрушки, снабжая ими Москву.

В начале XIX века в этом районе обнаружили светло-серую глину, и возникло производство полуфаянса, из которого делали квасники, кувшины и кумганы. К 1812 году в Гжели уже было 25 заводов, выпускающих не только посуду, но и игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Вдохновением и мотивом для росписи являлась природа: цветы, листья, травы. Когда неподалеку от Гжели, в Бронницком уезде, нашли белую фаянсовую массу, то основали первый фарфоровый завод. Так гжельская продукция становилась все тоньше и изысканнее. После революции производство пришло в упадок, но возродилось вновь в середине ХХ века.

А теперь вернемся к цвету гжельской посуды. Изначально гжельская керамика была разноцветной, а мода на изысканный темно-синий кобальт пришла из Европы и Азии в XIX веке. Голландские сине-белые изразцы и китайский фарфор вдохновили русских мастеров на двухцветный рисунок, для создания которого используется лишь одна краска — черный кобальт. Она разводится водой, как акварель.

Основная техника росписи — подглазурная. Кобальтовую краску наносят на белоснежное изделие, при этом рисунок кажется серо-черным. Расписанный предмет окунают в белую глазурь, затем обжигают при 1400 градусах. После обжига глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет. Само изделие становится твердым и отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури иногда наносят тонкий золотой декор или платину, после чего изделие снова подвергают обжигу. Русский живописец Борис Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». Все эти оттенки, от прозрачного голубого до глубокого синего, проявляются лишь после обжига.

В гжельской росписи есть четыре основных вида: сюжетный рисунок, включающий времена года, сельские сцены и пейзажи; орнамент — традиционные сетки, гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки; растения — злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви; животные — чаще всего это птицы. Наиболее популярный и излюбленный рисунок — это знаменитая гжельская роза.

Тугой бутон, темные лепестки которого плотно сложены внутри, образуя своеобразную «чашечку», а светлые ажурные лепестки снаружи обрамляют его, как кружевной воротничок. Форма этой розы в течение столетий доводилась до совершенства под кистью простых русских художниц, жительниц окрестных сел и деревень. Многих из них звали Агафьями, и это же имя получила гжельская роза — «агашка». Другой фирменный гжельский рисунок — лазурная жар-птица. Ее узорчатая грудка похожа на бутон цветка. Широко раскинула птица крылья, распушила хвост и гордо помахивает кудрявым хохолком на голове.

Гжельские художники учатся росписи пять лет, изучая старинные традиции и привнося новый и современный взгляд в сине-белый причудливый узор. Если вы хотите приобщиться к васильковой сказке и научиться рисовать в стиле «гжель», то вам стоит запастись различными пособиями. Хотя альбомы из серии «Народное искусство — детям» считаются детскими, взрослый вполне может начать освоение сине-белой росписи с этих изданий: «Сказочная гжель», «Мастерская Гжели» и «Учимся рисовать.

Гжель». А в комплекте для творчества «Сказочная гжель», помимо рабочей тетради с рисунками, есть и деревянная форма «Чайник», предназначенная для росписи. Еще проще купить два плаката. На одном из них — «Работы современных мастеров» — вы внимательно разглядите основные традиционные гжельские изделия; а на другом — «Примеры узоров и орнаментов» — рассмотрите, как рисуются основные гжельские мотивы.

Секрет изящества гжельской росписи в ее технике — очень простой и в то же время сложной. Здесь вся красота зависит о мазка кисти. Так называемый гжельский мазок с тенями невозможно перепутать ни с каким другим. Художник набирает краску на одну сторону кисти, а при мазке поворачивает кисть по кругу — в самом начале мазка краска густая и темная, посередине — посветлее, а на кончике мазок становится совсем бледным и тонким. С помощью кистей разной ширины и разного количества краски, набранной на кисть, получаются волнистые линии, лепестки и листья, из которых и складываются потом причудливые гирлянды и орнаменты.

Чтобы лепестки цветов выглядели по-разному, мазки делают разными по насыщенности: например, каждый следующий рисуют все светлее и светлее, а потом опять интенсивно набирают краску, добавляя растению объем и глубину за счет темного тона. Такое изображение, написанное всего лишь одной краской, получается необыкновенно богатым по оттенкам и кажется многоцветным. Гжельские художники своим наметанным глазом различают до двадцати оттенков синего цвета. Помимо острого глаза, они должны обладать и твердой рукой, чтобы скругленная линия с первого раза вышла уверенной и аккуратной. Еще один гжельский прием в росписи называется «ситчик». Его используют для создания тонкого, почти «ювелирного» орнамента, например по краям изделия или для изображения мелких ягодок, листочков и усиков вдоль стебля. Для этого художники используют не всю поверхность кисти, а лишь ее кончик, нанося им тонкие точки, завитушки, усики или сеточку.

Пока вы трудитесь над освоением «теневого мазка» и «ситчика», ваши малыши могут попыхтеть над книжками-раскрасками «Гжель» и «Матрешка».

Если вы хотите добиться большего сходства в вашей работе с гжельской керамикой и фарфором, то используйте керамические заготовки для декорирования «Чайник круглый», «Чашка круглая», «Чашка с бортиком». Они изготовлены из экологически чистой белой глины и имеют глазурированное покрытие изнутри. Снаружи они не глазурированы, и их поверхность слегка пористая. Для лучшего результата ее стоит покрыть акриловым художественным грунтом «Сонет», Love2art, Pebeo. А нарисовать кобальтовые розы и жар-птиц вы сможете акриловыми красками: Pebeo Studio Acrylics, Pebeo Artist Acrylics Extra Fine, Brauberg, LuxMatt, «Декола», «Студия».

Выбирая кисти для художественной росписи, отдавайте предпочтение круглым натуральным — беличьим или колонковым. Лучше сразу купить набор из пяти кистей с номерами от 1 до 5: ArtSpace или Hatber. Для широкого «теневого мазка» вам понадобятся кисти пошире, которые можно купить отдельно: №7, №8,  №9, №10.

Кстати, занятие гжельской росписью прекрасно сочетается с гончарным делом. Вы давно подумывали освоить гончарный круг, чайного сервиза, цветочных горшков и чайного набора. Вы изготовите эти предметы вместе с ребенком на гончарном круге с электрическим мотором из настоящей голубой глины. А потом распишете их гжельским васильковым орнаментом. Если же вам хочется слепить фигурки или другие изделия, не требующие круга, запасайтесь экологически чистой голубой кембрийской глиной, которая идеально подходит для художественной и скульптурной лепки.

Учиться гжельскому рисунку совсем не обязательно именно на керамике. Для росписи вполне сгодятся и наши любимые деревянные заготовки. Они легкие, дешевые и не разобьются. Их даже можно предварительно не грунтовать. Достаточно просто покрыть белой акриловой краской: Olki, Decola, Pebeo, Wizzart, Love2art, LuxMatt. Желательно нанести белый фон в два-три слоя и дать высохнуть. А потом смело рисуйте капельки, завитки, отводки, усики, штриховки синим цветом, не забывая про фирменный гжельский «мазок с тенями».

Проще всего расписывать плоские заготовки, например: курочку-несушку, поросенка на блюде, филина, цыпленка на подставке, кролика с магнитом, салфетницу «Чайник», вешалку «Самовар».

Плоскими поверхностями обладают и другие заготовки — они больше по размеру и сложнее по конструкции, но расписывать их будет легко. Эти предметы всегда пригодятся на кухне. А если их расписать в элегантной сине-белой гамме гжельскими цветами и гирляндами, то они придадут вашей кухне изящный и художественный вид. Выбирайте полочку-вешалку для трех досок с тремя ящиками, подвесной контейнер для столовых приборов, полочка для специй, три подноса с ручками, короб «Кустарь» для мелочей, восьмигранный циферблат, круглый циферблат, солонку настенную, набор подставок под горячее или чайный домик. От росписи ровных поверхностей переходите к объемным деревянным заготовкам: мини-кофейнику, грибку, ангелу, корове, козе с колокольчиком, стаканчикам, яйцу на подставке и яблоку. Не забудьте, что любимый объект творчества гжельских мастеров — это фигурки зверюшек. Таких зверюшек из папье-маше вы тоже можете одеть в сине-белый наряд, например: кошку, жирафа, поросенка и медведя.

Для преданных любителей гжели, которые готовы посадить лазурные розы буквально на всем, что их окружает, есть множество вариантов рукоделия с использованием традиционного кобальтового рисунка. Если вы наполнили кухню расписанными собственными руками чайниками, чашками, вазочками и фигурками, то дополните эту красоту текстилем. Стильные занавески, скатерти или полотенца получатся из ткани для пэчворка «Лазурное чудо». Все рисунки этой серии имеют принт с традиционным гжельским мотивом и прекрасно сочетаются между собой: прямоугольные раппорты с кувшинами, жар-птицы на темно-синем фоне, мелкий цветочек на голубом фоне, белые цветы на темно-синем фоне, птицы на голубом фоне. В наборе Peppy есть все необходимое для изготовления прихваток в технике «пэчворк» (см. наш обзор «Пэчворк»). Компания Peppy также займет и ручки ваших детей несложной аппликацией, похожей на пэчворк, но не требующей иголки. Текстильные картинки «Кофейник», «Чайник» и «Кувшин» займут место на кухонной полке рядом с гжельским сервизом. Вышивки крестиком, обрамленные в рамку, превратят кухню в настоящий музей: «Синие розы», «Гжель», «Шиповник», «Розы», «Голубой букет», «Зимние розы». Если вы устали от росписи или шитья, а душа просит блеска, отложите в сторону кисти и иголки и займитесь убаюкивающе-умиротворяющей алмазной мозаикой (см. наш обзор «Алмазная мозаика»). Картины из страз «Гжель с яблоками», «Гжель с апельсинами», «Гжель с клубникой», «Самоцветы в стиле гжель» и «Матрешка» порадуют вас волшебным сиянием. Пока вы выкладываете алмазные стразы, доверьте малышу нехитрый деревянный пазл «Русские узоры».

Двадцать оттенков синего на белом фоне радуют глаз красотой и переносят нас в сказку. Жители деревни Гжель говорят, что небо у них, как нигде, синее-синее, и это небесная синь проливается на белый фарфор. Попробуйте и вы взять простую кобальтовую краску и провести кистью знаменитый гжельский «теневой мазок», лихо закрутить розу-«агашку», нарисовать кучерявую жар-птицу. Прикосновение к традиционному старинному русскому ремеслу подарит вам приятные минуты творчества и радость общения с близкими.

история создания гжельской росписи на чайнике, самоваре, чайном сервизе и других изделий

Гжельская земля уже несколько столетий славится своим фарфором, красивыми расписными изделиями. Описывая в 18-ом веке Гжель, ревизоры отмечали, что на этой земле крестьяне на оброке делают разные сорта сервизов и посуды. И действительно, упоминая Гжель, посуда – первое, что приходит на ум. Как появился славный русский промысел, что такого особенного в гжельской глине и в чем секреты «Азбуки мазков» мастеров художественной росписи? Обо всем этом вы узнаете в данной статье.

История создания гжельской посуды

На месте нынешней Средне-русской возвышенности был древний праокен, с доисторических времен на его дне формировались осадочные породы, и глина в их числе. Сам океан ушел, а глиняные месторождения сохранились. Они и стали причиной развития промысла, который сделал гжельскую посуду известной на весь мир.

Всего Гжельско-Кудиновское месторождение подарило людям целых 17 видов глин. Но основных – 2, из первого производили фаянс и фарфор, из второго – кирпич. Все другие сорта применяли как основу производства майоликовых и гончарных работ. По своим свойствам гжельская глина считалась едва ли не самой лучшей. Даже Михайло Ломоносов писал ей оды, отмечая, что такой белизны ему видеть не доводилось.

Без исторических деталей развитие промысла невозможно представить: крестьянских уклад жизни на этих землях также важен. Гжельцы имели «вольную» от царя, и это оказало влияние на то, как они занимались посудой, и почему художественное направление стало так активно развиваться. К 19 столетию ассортимент местной посуды впечатлял, ее продавали в Москве и Киеве, в Харькове, в Сибири, в Астрахани. Но большие объемы продаж сказывались на качестве тарелок из Гжели и кувшинов из Гжели: на рынок поставлялся самый востребованный товар, а действительно искусные, с большим умением расписанные работы оставались единичны.

В начале 19-ого столетия секрет изготовления фарфора еще не был открыт местными умельцами. Но уже происходил переход от майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет, ставший визиткой гжельского искусства, начал вытеснять прочие цвета. Преобладал на то время рисунок двух типов — композиция с центральным цветком и цветочные стилизованные гирлянды.

К фарфору гжельцы пришли в середине 19-ого века, а как именно, досконально неизвестно. Есть несколько легенд, связанных с фамилиями Куличкова и Сологая, Храпунова и Гусятникова. Как бы там ни было, в середине столетия в России появился фарфор. Расцвет промысла можно связать с фамилиями Дунашовых, Кудиновых, Кузнецовых, Мусаковых. А после революции могли навсегда исчезнуть такие понятия как «чайный сервиз Гжель» или «самовар Гжель». Секреты мастерства казались навсегда утерянными. Но с середины прошлого века, стараниями настоящих сподвижников, промысел начал возрождаться.

Материал для изготовления кухонной утвари

Технология изготовления фарфора.

Из чего делают гжельскую посуду? В обширном районе Подмосковья, объединившем 27 деревень под общим названием «Гжельский куст», практический каждый второй может причислить себя к потомкам династий знаменитых мастеров. И каждый знает, в чем же секрет знаменитых кувшинов, кружек, тарелочек, сувенирных изделий.

В состав фарфора (как, впрочем) и в состав фаянса входят каолин, полевой шпат кварц и та самая местная глина. Но пропорции ингредиентов разные. Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать. А вот если блюдце или, например, пивная кружка в ваших руках имеет вес – это фаянс. Отличить его от фарфора можно еще и простукиванием: у фаянса звук глухой.

Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать.

Но если найти экспертов, которые сегодня беспристрастно могут ответить на вопрос уникальности гжельской глины, они будут менее эмоциональны. И скажут, что, несмотря на однозначный вклад гжельского промысла в русское народное искусство, никакой такой эксклюзивности в местной глине нет. Просто географически Гжель была самым близким к Москве местом, где залегал целый пирог цветных глин, да еще и в большом количестве. И если уж быть совсем справедливым, то того самого каолина, без которого немыслимо производство фарфора, в Гжели было очень мало. С конца 19-го века и по день сегодняшний белую глину гжельские мастера получают из Украины.

Но отмечают эксперты, что когда знаменитое производство называют уникальным, все же есть в этом смысл. Все крупные керамические центры строили свои заводы сугубо на глиняных карьерах. А Гжель – в лесу. И доступность стройматериала, топлива для печей, и, конечно, многолетние традиции, передающиеся из поколения в поколения, для выживания промысла оказались важнее, чем само сырье.

Все этапы создания Гжели на современном производстве представлены в данном видео.

По некоторому шаблону мы привыкли говорить о знаменитых гжельских глинах, но уже больше века (как минимум), это заявление неактуально. Другое дело – роспись. Многие уже и забыли, что отдельные мотивы сине-голубой росписи были не более чем модным поветрием. Рисование гжельских элементов и сегодня увлекает художников разного уровня.

«Азбука мазков» — методика художественной росписи

Синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных парах… Что ни картинка, то загляденье. Главным секретом гжельской росписи можно считать мазок. И истинный мастер тонко чувствует малейшие цветовые переходы и способен (вот, что поистине уникально) отличать не менее двух десятков оттенков синего. Мазок же можно считать родовой приметой Гжели.

Благодарить за появления «Азбуки мазков» можно считать Александра Салтыкова. Он вместе с живописцами Гжели разработал методику художественной росписи.

Она подразумевает несколько приемов:

  • Главный прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого («прозрачная синева неба и заснеженные подмосковные поля»). Кобальт – особая краска росписи по керамики, в процессе росписи она черная, а после обжига становится синей. Краска одна, а оттенков – множество!
  • Правило № 2. Каждый последующий мазок не повторяет предыдущий. Мастер набирает густо краску на кисть, а потом с разным нажимом раскладывает кисточкой цветок. Первые мазки будут самые сочные, а по степени убывания они начнут светлеть. Так нужно рисовать многолепестковые цветки.
  • Мазок с тенями. Художник набирает краску на одну сторону кисточки и наносит ее легким круговым разворотом, поворачивает, то бишь, вокруг черенка. И там, где утолщенная часть кисти, краски будет больше, и мазок будет темнее. А к середине кисти краски будет поменьше, вот мазок и высветлится. Тонкий кончик и вовсе оставит самый светлый след.

Дополнят «Азбуку мазков» и другие элементы. Так, кончиком кисти можно навести стебель, сделать тонкие усики-завитки, нарисовать штриховку или прожилки на листочках. Может мастер рисовать по синему цвету тонкими золотыми штрихами или линиями.

Роспись ведется в трех направлениях – растительный узор, орнамент или сюжеты. И сложно сказать, какая из тематик более популярна. Авторскую гжель отличает частое использование розы или «агашки», узнаваемого узора. В орнаментальной росписи легко узнать жемчужины и капельки, усики и гребенки. А сюжеты – это сценки из деревенской или городской жизни, пейзажи, сказочные изображения и даже сюжеты из русской классической литературы.

Вместо заключения

Чайник гжель

Если вы сегодня решили приобрести для себя сахарницу из Гжели с узорной крышкой или вазу, нужно обращать внимание на некоторые расписные детали. Настоящие мастера не ленятся уходить в детали, а если это подделка, то ограничится ее изготовитель скудным количеством мазков. Кустарщина выдаст себя небрежностью в рисунке, непрорисовкой деталей.

Но нужно понимать, что и высокохудожественные изделия, и продукция «на потребу дня» (вроде кошечек и копилок) – это все гжель. Посуда попроще, которую активно использовали, до нашего поколения уже не дошла, разбилась. А вот действительно искусные вещи хранили, берегли, и уже по ним мы сегодня судим о высоком качестве продукции. Мастеров, работающих филигранно, было не так много. Большинство же местного населения обслуживало рынок, и в этом суровая правда истории.

Но историческая правда еще в большом интересе сегодня к народным промыслам. Многие семьи и сейчас будут рады, если их кухни украсит бело-синий кувшин или чайник. Гжель вдохновляет производителей на раскраски, наборы для творчества, курсы по народной росписи. А значит, она живет и здравствует!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

Декоративная фарфоровая тарелка в стиле русской гжели — стоковая иллюстрация [36559826]

Эта иллюстрация под названием «Декоративная фарфоровая тарелка в стиле русской гжели»[36559826] включает следующие теги: синий, фарфор, цветочный. Автор этого материала — Amarylle (No.973987). Доступны размеры от S до XL, включая Vector, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно. Увидеть все

Тарелка фарфоровая декоративная в стиле русской гжели

Предварительный просмотр кадрирования Закрыть предварительный просмотр обрезки
  • 1:1
  • 4:3
  • 4:5
    (8:10)
  • 3:2(6:4)

* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.

Причины рекомендовать план подписки на изображения