Ковры индийские: Купить индийские ковры по низкой цене в Star-Carpet

24 Сен

Содержание

Индия | Ковроткачество

Первые упоминания о коврах можно обнаружить в древних (500 до н.э — 550 н.э.) и средневековых текстах Индии. И всё же  индийский ковёр в своём классическом понимании  появился на свет  позднее.  Огромное влияние на формирование рисунка и техники ковроткачества оказал период правления Великих Моголов.  Говорится, что когда тимуридский правитель и основатель государства Великих Моголов Бабур  вторгся в Индию, он был разочарован отсутствием  в Индии той привычной   роскоши, которая всегда была  присуща персидскому государству.  Именно с этого времени  индийское ковроткачество начинает  впитывать  элементы персидской культуры. Позднее  в  1580 году  Акбар Великий, привлекая искусных ремесленников, определяет   главные центры ковроткачества  в  Агре, Дели  и Лахоре. Таким образом,  закладываются новые традиции ковроткачества на территории индийского субконтинента.
Первые ковры могольской эпохи обладали  ярко выраженными персидскими узорами.

На них изображались миниатюры из придворной  жизни, цветочные мотивы и животные . Их мастерили вручную из  ярких шёлковых нитей, причём на один квадратный дюйм приходилось более 4000 узелков. Позже стали появляться различные рисунки, привнесённые с территорий  Китая, Афганистана, стран северной Африки, Византии, а позднее и Турции.  В эпоху правления Великих Моголов, когда шерстяные ворсовые ковры стали приобретать широкую популярность, их использовали лишь в зимний период года. Летом их заменяли простые хлопковые коврики. Иногда, чтобы создать визуальное ощущение лёгкости и прохлады, поверх ковров из шерсти стелили хлопковую материю. Со временем бытовое, практическое назначение шерстяных ворсовых ковров стало отходить на второй план,  приобретая  статус произведения искусства. Наличие в домах ковров стало символом изысканности,  роскоши и достатка.
Фактура ковровых покрытий, изготавливаемых в Индии, главным образом связана с климатическими зонами страны. На севере в горных регионах производят преимущественно шерстяные ковры, в центральной и южной части, прежде всего, хлопковые, часто украшенные вышивкой, а также из джута, пеньки, бамбука и кокоса.

Разновидности индийских ковров являются основным аспектом, характеризующим индийское ковроткачество в целом. Хотя история коврового искусства Индостана развивалась под персидским влиянием, всё же индийский стиль сохранил свою уникальность и отличается некоторой асимметрией рисунка и чёткими живописными растительными узорами, весьма приближенными к природной действительности. Все индийские ковры ткутся или вяжутся на основе из хлопковых нитей с использованием пряжи из шерсти. В северных регионах Индии часто используют мягкую и блестящую кашмирскую шерсть, иногда добавляя к ней шёлк, или вовсе вяжут изысканные чисто шёлковые ковры, которые могут производиться с использованием шёлка в нитях основы. Такие ковры приятны на ощупь и отливают нежным блеском. Размеры ковров варьируют от малых до больших, достигающих  4 x 6 метров. Однако самыми распространёнными и пользующимися популярностью у покупателей являются ковры средних размеров.
Создание ковра – это проявление фантазии мастера. Узелковые или тканые они несут в этот мир теплоту души их создателя.
Мотивы, изображенные  на индийских коврах, являют собой уникальное сочетание привнесённого персидского и местных этнических стилей. Тем не менее, каждый индийский регион разработал свой уникальный стиль ковроткачества. На крайнем севере страны в холмистых горных регионах  Ладакха,  Дарджилинга, Сикхима и Манипура также распространён и китайский стиль, в котором доминируют яркие цвета и характерные для него изображения драконов, фениксов,  львов и лотосов, а также буддистские мотивы, такие как ступы с флагами, калаши (сосуды для воды) и две рыбы. Однако за последние десятилетия стал популярен и западный стиль с присущим ему абстрактным рисунком.
Самыми распространёнными в Индии стилями ковроткачества являются:  Кашан, Исфахан, Табриз, Хериз, Биджар, Махал и  Керман.

Кашан характеризуется мотивами из медальонов и маленьких арок на фоне из цветов и листьев, объединенных завитками. Такие ковры изготавливаются только из шерсти, и лишь некоторые мастерские ткут шёлковые ковры. Сам стиль пришёл из персидского города Кашан, прославленного своими ковроткацкими мастерскими. Традиционные кашанские ковры исполняются в тёмно-синих тонах, однако в последнее время преобладает бежевая, оливковая гамма в сочетании с синим орнаментом.


Кашан

Исфахан отличается центральным медальоном, окружённым классическими симметричными цветочными узорами. Медальон и бордюр тёмного цвета контрастируют со светлым фоном ковра. Вазы, надписи, животные и птицы часто украшают исфаханские ковры. Этот прекрасный стиль был привнесён в Индию из персидского города Исфахан.


Исфахан

Ковры табриз изготавливаются из шерсти высшего качества, редко из шёлка. Поле ковра обычно плотно заполнено замысловатыми растительными узорами и пальметтами (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости), окружающими центральный медальон, либо рассыпанными по всему полотну.

Не редко на них изображаются охотничьи сцены, райские сады и прекрасные девы. Основными цветами ковров табриз являются красный, кремовый и синий.


Табриз

Ковры хериз знамениты дерзкими геометрическими узорами, охватывающими основное полотно. Сочетание ярких оттенков красного, розового, синего с бежевыми и светло-зелёными цветами создают неповторимый образ.


Хериз

Биджар характеризуются центральным шестиугольным медальоном и цветочной каймой. Сочные вишнёво-красные оттенки в сочетании с коричневыми, бежевыми и светло-синими тонами создают традиционную гамму ковров биджар.


Биджар

Махал. В коврах этого стиля наравне с цветочными мотивами присутствуют и геометрические стилизованные узоры. Полотно ковра заполнено растительным орнаментом без центрального медальона.


Махал

Узор ковров стиля керман состоит из центрального медальона в виде цветка. Бордюры представлены замысловатыми узорами, иногда переходящими с каймы на внутреннее поле.


Керман

Среди основных центров ковроткачества в Индии особую  роль занимает Кашмир.  Природные красоты Кашмира испокон веков вдохновляли местных мастеров ковроткачества. И как говорят сами кашмирцы, хранящие вековые традиции гостеприимства: «Дом будет пуст без души – кашмирского ковра». Самым распространённым рисунком на кашмирских коврах является  Древо жизни. Другими мотивами служат стилизованные птицы, животные, причудливые по форме цветы, а также сцены охоты. От ковров, сотканных в других частях Индии, кашмирские отличаются утончённостью рисунка и разнообразием окраски,  характерной  для ковров этого региона. Красные, жёлтые, изумрудно-зелёные, лазурно-голубые, цвета слоновой кости, аквамарина или аметиста кашмирские ковры славятся на весь мир.

Пряжу в Кашмире окрашивают только минеральными красителями,  растительные краски не применяются вовсе.

Кашмирские узелковые шёлковые ковры ручной работы знамениты своей мягкостью благодаря высокому  мастерству ткачей. Цена ковров из чистого шёлка весьма высока, поскольку процесс их создания требует колоссального времени и напрямую зависит от опытности мастера. Шёлковые кашмирские ковры на 80% состоят из шёлковой пряжи и на 20% из хлопковой нити основы. Они имеют более 400 узлов на один квадратный дюйм. Чистые же, 100% шёлковые ковры обладают большим количеством узлов, достигающим 1600 узлов на квадратный дюйм. И чем больше узлов на квадратный дюйм, тем выше долговечность и соответственно стоимость такого ковра.

Основой для шерстяных ковров служат также хлопковые нити, на которые завязываются тысячи узелков шерстяной пряжи. Иногда в шерстяные ковры добавляют шёлковую пряжу для придания блеска полотну и чёткости мотивам. Такие ковры нежные и бархатисты на ощупь. Основным центром производства ковров в Кашмире является Шринагар.

Cреди безворсовых ковров, ткущихся в Индии, широкой популярностью пользуются войлочные ковры намдах (намда), производимые в Кашмире. Их обычно производят из шерсти светлых оттенков и украшают вышивкой. Производством

намдах занимаются в основном мужчины. Их изготавливают следующим образом. На расстеленную дерюжную ткань, пропитанную клейким составом из камеди и мела, выкладывают слой шерсти. После скатывают в рулон и катают при помощи деревянной палки до тех пор, пока вся шерсть не превратится в однородный слой. После ковёр сушат и расшивают шерстяными нитями при помощи тонких металлических крючков. Существует также и другой способ изготовления намдах, когда на поверхность расстеленной шерсти выкладывают узор из шерстяных нитей, либо вырезанные мотивы из тонкого войлока. Затем скатывают в рулон. В процессе катания детали вклеиваются в войлок, образуя готовое изделие. Коврики намдах используют повсеместно в качестве напольных покрытий, вешают на стены,  а также как плед  для  кровати и сиденья.


Намдах

Также, не менее популярными  безворсовыми коврами, производимыми в Кашмире являются  габба.  Габба – это лоскутные ковры, изготовляемые из обрезков шерстяных тканей или кусочков старых шерстяных вещей, которые сшиваются вместе и украшаются поверху вышивкой, часто ярких контрастных цветов.

Разновидностью индийских ковровых покрытий являются дурри – напольные коврики различного размера, которые обычно ткутся из хлопка. Их используют в качестве прикроватных ковриков, стелют у входа в дом, используют как накидку на подушки, табуретки, а также в качестве салфеток под вазы и другие предметы. В них завязывают свою одежду многие индийцы во время путешествий. Кроме того, выполненные в однотонном стиле и имеющие простой узор, дурри используются  в качестве ковриков для медитации и молитвы,  и тогда  они носят название асана.
Дурри используют как зимой, так и летом, поскольку уникальные свойства хлопка позволяют удерживать тепло в холодный период и создавать лёгкость и прохладу в жару. Дурри ткут также из шерсти, джута и шёлка. Их ткут по всей Индии, как на вертикальных, так и на  горизонтальных ручных станках. Если хлопковые  дурри используют в качестве ковровых покрытий, то шёлковые используют в качестве покрывала для кровати.  Шерстяные  дурри   используются как в первом, так и во втором случаях, как правило, в регионах с  холодным периодом  года.


Дурри


Дурри


Стоит  отметить  и  Раджастанские узелковые  ковры, отличающиеся высоким качеством шерстяного волокна. Главными центрами ковроткачества в Раджастане являются Аджмер и Биканер. Ковры производят здесь с XVII в., со времён первого переселения афганских ткачей в мастерские местных махараджей. С тех пор ковроткачество процветает в этих землях, а прекрасные ковровые изделия пёстрых цветов с геометрическими узорами находят своих покупателей по всему миру.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

коллекция «Topsy» ручной работы из шерсти с шелком и хлопка из Индии

Индийские ковры – не просто яркий аксессуар для вашего дома, это настоящее произведение искусства. Во все времена ковры ручной работы невероятно высоко ценились. И сегодня, равно как и пять веков назад, подобные изделия являются подтверждением изысканного вкуса и хорошего достатка своего владельца.

Ковроткачество возникло в Индии под влиянием персов. Именно поэтому на начальных этапах развития данного ремесла в узорах и рисунках изделий прослеживаются персидские мотивы. Позже ковры приобрели свой особый и неповторимый стиль, который и по сей день остается одним из самых интересных и необычных.

Особенности

Традиционные изделия представляют собой уникальные композиции из переплетения нитей ярких и живых оттенков: золотых, серебристых, желтых, красных, голубых, розовых и т. д. Узоры и орнаменты, которые мастера наносят на полотна, воплощают богатство растительного и животного мира страны: экзотических деревьев, цветов, растений и животных. Все это символизирует здоровье, удачу и обновление. Уникальная техника плетения позволяет рисунку быть многогранным, и под каждым углом вы будете видеть узор по особому.

Настоящий индийский ковер очень изящный, прочный, красочный и долговечный.

Такое изделие – уникальное произведение искусства ручной работы. На изготовление одного ковра требуется примерно год работы. Над полотном одновременно трудятся от четырех до двадцати мастеров, в зависимости от размеров ковра и сложности рисунка. Именно этим обоснована немаленькая стоимость такого товара. Однако если принять во внимание все перечисленные характеристики изделия, цена уже совсем не кажется завышенной. К тому же ковер ручной работы – отличное вложение денег, поскольку ценность такого изделия с годами только повышается. Более того, многие экземпляры тканого искусства украшают галереи и частные владения известных коллекционеров.

Материалы изготовления

Наиболее распространенными материалами для ковроткачества в Индии являются шерсть местных коз и овец, холопок, кашемир, а также шелк индийского тутового шелкопряда. Встречаются и комбинированные варианты, например, шерсть с шелком или холопок и шерсть. Главное, чтобы материалы были исключительно натуральными и очень хорошими по качеству.

Первоклассные индийские товары поражают свои великолепием и самобытностью. Они сохраняют свой первозданный вид на протяжении многих лет. Хотя стоит отметить, что в современном производстве индийских ковров иногда применяют синтетические материалы, такие как полиамид, акрил и другие. Но такие изделия существенно отличаются от традиционных ковров.

Гибкость, прочность и тонкость ковра зависят от количества узелков и рядов, которые создаются при изготовлении изделия. Существует множество техник производства и обработки нитей. И чтобы изучить их все, понадобится очень много времени.

Как отличить от подделки?

Итак, вы захотели приобрести роскошный рукотворный ковер из Индии. Теперь предстоит самое сложное – выяснить, оригинальное ли это изделие или более дешевая копия. Учитывая современные технологии производства и великое разнообразие товаров на рынке, не сложно запутаться. Однако распознать подделку все-таки можно. Для этого возьмите на заметку следующие советы:

  • Обращайте внимание на стоимость. Очевидно, что настоящий индийский ковер ручной работы не может стоить слишком дешево. Если вы видите пестрящие объявления о грандиозных скидках на подобные товары – не спешите совершать покупку. Далеко не всегда представленная продукция является подлинной. Первоклассные ковры из Индии не нуждаются в громкой рекламе и распродажах, поскольку спрос на них и без того высок во все времена.
  • Оцените структуру. Настоящий шелк при скручивании не надламывается, не деформируется и не трескается, в отличие от дешевой синтетики. Поэтому перед покупкой проделайте несложный эксперимент – просто скрутите полотно в рулон и проанализируйте результат. Доверьтесь своим тактильным ощущениям. Настоящий шелк на ощупь чрезвычайно мягкий, нежный и приятный. Он очень эластичный, однако при этом легко становится мятым.
  • Потрите волокна. Если потереть натуральный шелк, то он нагреется. Но стоит отметить, что такой способ выявления подделки не является стопроцентным. Так, вискоза при трении тоже нагревается. И именно вискозу чаще всего довольно легко спутать с шелком.

Иногда для проверки качества волокна изделия поджигают. Если изделие синтетическое, то вы заметите характерный запах пластика. Хлопковое волокно, сгорая, оставляет пепел, а шелк источает запах, подобный сгоревшему человеческому волосу. Однако такой метод проверки не всегда применим, поскольку поджечь даже маленькую часть дорогостоящего ковра решится далеко не каждый.

  • Попросите продавца предъявить сертификат. У любого первоклассного изделия имеются специальные документы, которые подтверждают его высокое качество. Поэтому обязательно уточните, есть ли у продавца такие бумаги. При отсутствии сертификатов (какой бы ни была причина), стоит задуматься о добросовестности поставщика. Доверяйте только проверенным фирмам, например, Topsy.

Уход

Приобретая великолепный индийский ковер, каждый желает, чтобы изделие сохранило первозданную красоту как можно дольше. Это вполне реально, главное, правильно ухаживать за ним. Запомните несколько основных правил:

  • Не применяйте агрессивные чистящие средства. Если на ковре образовалось пятно, не стоит наносить на него магазинную бытовую химию. Просто обработайте загрязненный участок слабым содовым раствором. Чтобы просушить полотно, ни в коем случае не вывешивайте его под прямые солнечные лучи, не используйте фен, не кладите на батарею. Просто дождитесь высыхания ковра при комнатной температуре, на это не понадобится много времени.
  • Регулярно очищайте ковер от пыли. Следует каждый месяц вытряхивать полотно, чтобы избавиться от накопленной грязи. Однако пылесосить изделие крайне не рекомендуется, поскольку вы можете нарушить структуру ковра. Лучше почистите изделие замшевой тряпочкой или мягкой щеткой по направлению ворса.

Если вы что-то пролили на ковер, немедленно соберите жидкость при помощи тряпки. Только не нужно тереть изделие, чтобы не повредить его.

Место в интерьере

Несмотря на то, что индийские ковры очень яркие и красочные, они идеально вписываются в любой интерьер. Вовсе не обязательно, чтобы помещение было оформлено в восточном стиле.

Красивый ковер будет отлично смотреться в гостиной в стиле кантри, контемпорари, классическом и скандинавском дизайнах.

Натуральное полотно из Индии украсит модную квартиру в стиле лофт и помещение, оформленное под ретро. Причем ковер располагают не только на полу, но и на стенах. И это отнюдь не выглядит старомодно, напротив, придает интерьеру особую изысканность и самобытность.

Такая универсальность и гармоничность изделия с любым дизайном интерьера связана с большим художественным уровнем выполнения изделия. Ведь на индийских коврах мастера делают не просто незначительные узоры. Зачастую это настоящие картины, вызывающие настоящее восхищение.

О том, в каком интерьере лучшего всего будет выглядеть индийский ковер, вы узнаете из следующего видео.

Нохла, шишла, шарла… Часть II. Индийские ковры

Вся наша жизнь — узор ковра, и тот,
кто его выдумал, выдумал и всё,
что с нами будет…

Часть II. Индийские ковры
(начало в № 9 «Русских Эмиратов»)

Говорят, что в Индию искусство ковроткачества принесли с собою персы, бежавшие из своей страны. Особую лепту в популяризацию ковров на Субконтиненте внесла династия Великих Моголов. Отличительная особенность индийских ковров — обилие зелёного цвета, который практически не встречается в восточных коврах, хотя и считается священным цветом Ислама. Жители горных районов Индии начали ткать ковры задолго до прихода мусульман на Субконтинент, поэтому зелёный, часто использующийся в индийских коврах, наделён каким-то особым смыслом.

Самые знаменитые ковры Индии родом из горной страны Кашмир, которая много лет упорно борется за свою независимость и от Индии, и от Пакистана, но официально является индийским штатом. Именно Моголы, для которых обилие ковров в домах являлось обязательным, выбрали столицу Кашмира, город Шринагар, своей летней резиденцией, разбив здесь удивительной красоты розовые сады с мраморными павильонами. Они и научили гордых кашмирцев прясть ковры на персидский манер.

Другая, не менее славная версия повествует о том, что история кашмирских ковров началась с сына царя Скиандара Шах-а-Хана, который, вернувшись из плена в Самарканде, привез с собой на родину любовь к красивым коврам Востока. Он основал питомник для разведения тутового шелкопряда и всячески старался заполучить лучших персидских мастеров, которые и начали обучать кашмирцев премудростям завязывания узелков. За свои заслуги он получил прозвище «Агбар из Кашмира» («Великий кашмирец»).

Как бы там ни было, а ковры в Кашмире плетут отменные: гармоничные, цветистые и невероятно приятные и глазу, и сердцу. Часто они продаются под именем «шринагара», в честь столицы гордого Кашмира.

Кашмирские мастера обладают удивительным чувством цвета и смешивают в своих коврах десятки оттенков. В орнаментах широко используются образы животных и птиц, которые делают ковры «говорящими», символизируют свободу души, мысли и слова. Такие ковры называются «фигуральными». Часто кашмирцы вплетают в узор и знаменитые «турецкие огурцы», порой достигающие гигантских размеров.

Любой фигуральный ковер преисполнен глубокого смысла. Например, птица символизирует человеческую душу, поднимающуюся в небеса; бегущий олень — человеческую свободу, а хищник — могущество, дисциплину и порядок. Композиция в целом полна философии — человеческая душа, подкрёпленная могуществом порядка, подчиняющим внутреннюю свободу дисциплине, в конце концов достигает небесного познания.

Именно в Кашмире делают ковры с полудрагоценными и драгоценными камнями. Их плетут только на заказ, и стоит такой ковёр целое состояние. Порой на «полудрагоценном» ковре размещают камней общей стоимостью в несколько тысяч долларов. По таким коврам, конечно, не ходят, а бережно покрывают ими столы, полки и сундуки.

Что касается самой Индии, то и здесь осталось немало заповедных мест, где трудятся ковроделы.

Уникальные ковры производят в городке Мирзапур: их мотив под названием «мир-и-ботег» изображает пламя. Такие ковры ткут в сектах почитателей огня, которые и поныне существуют в Индии.

Причиной того, что в Индии появились «индо-кешаны», «индо-кирманы», «индо-исфаханы» и прочие проперсидские ковровые изделия, стала старая караванная дорога, по которой товары из Тегерана через Персию и Пакистан доставлялись в Индию. Местные ковроделы позаимствовали у персов мотивы оформления и стали делать ковры, внешне ничем не отличающиеся от персидских аналогов, но значительно уступающие в качестве.

Производство красивых ковров с нежным цветочным орнаментом, известных в мире как «американский сарук», было поставлено на поток в начале XX века. Тогда европейцы спешно основывали в Индии мануфактуры, чтобы, с одной стороны, «насытить» американский рынок, а с другой — помочь персам справиться со шквалом заказов. В основных производственных центрах — Амристаре и Агре — до сих пор существуют немногочисленные ковровые мануфактуры. Кстати, именно Агра когда-то была столицей Персидского царства, но ковроткачество здесь было практически утрачено после падения династии Моголов.

Индийские ковры чаще всего идут на экспорт: на начало XXI века объем оптовых продаж ковров за рубеж превышал 500 млн. американских долларов.

Продолжение следует.

Анастасия Зорина

Высокое качество индийские ковры ковер из хлопка для районов с высокой посещаемостью

О продукте и поставщиках:

Завершите практически любую комнату прочным и стильным индийские ковры ковер из хлопка, продаваемым на Alibaba. com, созданным из невероятно прочных материалов с использованием новейших строительных технологий. Откройте для себя функциональную и изысканную коллекцию индийские ковры ковер из хлопка, доступную в современном, традиционном и современном дизайне. В таких огромных коллекциях домовладельцы могут найти бегунов с впечатляющими характеристиками, включая художественную графику, скульптурные размеры и многое другое.

Какими бы ни были бюджет и стилевые предпочтения, они могут найти ткацкие изделия ручной работы, ручные работы. тафтинговые или машинно-тафтинговые индийские ковры ковер из хлопка из прочных волокон, устойчивых к пятнам и скоплению грязи. Выбирайте из очень больших, маленьких, средних и больших бегунов из синтетических или натуральных волокон с уникальной текстурой. Выбирайте экологически безопасные и прочные индийские ковры ковер из хлопка, которые связаны вручную из органических и натуральных волокон, таких как вискоза, шерсть, хлопок, шелк, сизаль и джут.

Посетите Alibaba.com для эксклюзивных предложений по машинной вышивке индийские ковры ковер из хлопка, доступных в индивидуальных узорах, размерах, формах, дизайнах и цветах. Эти пледы сделаны из простых в уходе, здоровых и доступных синтетических тканей, таких как нейлон, олефин и полиэстер. Есть варианты с минималистским дизайном и другие со сложными узорами, каждый из которых добавляет глубины и объема различным внутренним и открытым пространствам.

Добавьте комфорта и элегантности внутренним или внешним пространствам, исследуя непобедимое индийские ковры ковер из хлопка на Alibaba.com, чтобы найти продукты отличного качества и бравурности. Они бывают толстыми сваями и бетонными конструкциями, что позволяет им выдерживать суровые условия эксплуатации в местах с высокой проходимостью. Закажите бегуны стильного дизайна и размеров, которые соответствуют уникальному стилю и функциональным требованиям помещения, в котором они будут установлены.

модели ручной работы из Индии из шерсти с шелком и хлопка

Индия – страна контрастов, ярких красок и жарких дней. Благодаря климату и пышной растительности люди здесь очень жизнерадостные и в быту привыкли окружать себя красивыми и оригинальными предметами. Ковры не являются исключением.

История

Ковры в Индии ткутся начиная с XI века нашей эры. Индусы переняли ковроткачество из древней Персии. Только по прошествии нескольких столетий оно стало самостоятельным и приобрело черты, свойственные стране. Индийские ковры можно выделить под отдельный вид искусства, ведь ткутся они в основном вручную, а каждое изделие имеет свой неповторимый цвет, рисунок или орнамент.

Таким вниманием ковры в Индии обязаны тем, что местные жители исторически не имели большого количества мебели, так как не нуждались в ней благодаря благоприятному климату, а принимали пищу, спали и общались между собой, сидя на полу. Большое влияние на искусство ковроткачества в Индии оказали в Средние века мусульманские завоеватели. Благодаря им в стране появились ворсовые ковры.

Со временем технологии распространились по всей стране, а наше время существует несколько особо крупных регионов, где сосредоточены наиболее известные производства: Джайпур – столица Раджастхана, Агра, штат Уттар-Прадеш и другие города южной Индии.

Уникальность и отличительные особенности

Полотно индийского ковра необычайно легкое, пестрое, яркое, с необычным рисунком, приятное на ощупь. Также изделие отличается прочностью и долговечностью. Приобретая такой ковер, можете быть уверенным в том, что он оправдает вложенные деньги, так как будет служить верой и правдой не одно поколение, а своей ценности не потеряет.

Традиционное исполнение ковров подразумевает использование нитей разнообразных цветов – серебристых и золотых, желтых, пурпурных, небесно-голубых и темно-синих, зеленых, коричневых и белых. Такое разнообразие отражает внутренний и внешний мир всей Индии, ведь природа страны такая интересная и пестрая.

Благодаря такому уникальному переплетению большого количества нитей создается иллюзия того, что в одном ковре сочетается сразу несколько полотен и рисунков, которые «играют» при изменении освещения и угла обзора.

В наше время производство ковров в Индии имеет глобальный масштаб, но сохранились еще умельцы, которые ткут изделия вручную. Такой ковер действительно можно назвать уникальным произведением искусства.

Состав

Индийские ковры плетутся из нескольких видов материала: шерсть и шелк:

  • Шерсть используется в основном овечья, козья, верблюжья, а иногда смешивают несколько видов. Такой материал очень эластичный, но его внешний вид и износостойкость зависят от внешних факторов: даже от большой влажности полотно может деформироваться.
  • Шелк или артшелк – это особое бамбуковое волокно, в котором смешан природный шелк и мерсеризованный хлопок. Материал очень дорогой, ковры из шелка – верх изыска, стоят дорого и очень ценятся.

Основа ковра может быть шерстяной, хлопковой или шелковой. Крупные производители на фабриках добавляют синтетические нити в изделие, при этом ковер становится более эластичным и дешевым, но элитные восточные ковры плетутся исключительно из натуральных материалов.

Изготовление

Прежде чем перейти к плетению ковра, подготавливают сырье – окрашивают нити, обрабатывают специальным образом для большей эластичности.

Есть несколько способов производства индийских ковров:

  1. Ручной.
  2. Механизированный.

На больших фабриках производство ковров построено по принципу конвейера. Изделия изготавливаются быстро, имеется несколько моделей с одинаковым рисунком и аналогичным размером, которые дублируются день ото дня, а потом поступают в продажу на местный и международный рынки.

Ручная же работа высоко ценится и имеет ряд особенностей. Для создания шедевра используется ткацкий станок, он может быть горизонтальным или вертикальным. Более популярный – вертикальный станок.

  1. На его раму от верхней грани до нижней продольно натягиваются толстые, прочные нити основы. Чтобы ковер был крепкий, натягивают их плотно друг к другу.
  2. Затем, для того чтобы ковер имел форму и не расползался во время плетения, плетут кромку в несколько рядов.
  3. После этого мастер начинает создавать неповторимый узор узелковым способом. Каждый узелок вручную завязывается на продольных нитях очень близко друг к другу до тех пор, пока не закончится горизонтальный ряд.
  4. Далее, для придания прочности изделия ворс приглаживают дафтуном.

Ряд за рядом на свет рождается шедевр из Индии.

Благодаря такому способу изготовления индийские ковры называют узелковыми.

Важно, чтобы узелки располагались плотно к основе, это важное условие для того, чтобы изделие служило долго и не расползлось в процессе использования. Плетут ковры в среднем от трех месяцев до трех лет. Зависит это от размеров, а также от ворса: шерстяной более толстый, такие изделия рождаются быстрее.

Каждый день мастер делает 5000-6000 узлов. Над одним ковром трудятся сразу несколько умельцев, что сокращает время плетения. После того как плетение завершено, ворс обрезают по необходимой длине.

Этот процесс тоже очень трудоемкий, осуществляет его специальный мастер – стригало. Его задача равномерно подстричь весь ковер ворсинка к ворсинке.

Одна ошибка и изделие испорчено, а ведь на его создание ушел не один месяц. Шерстяной ковер более податлив, так как ворс толще, чем у шелковых ковров. Теперь индийский ковер готов!

Разновидности

В основном все ковры классифицируются по составу, по длине ворса, происхождению. По длине ворса ковры бывают:

  1. Безворсовые (дарри или дурри).
  2. Коротковорсовые (до 5 мм).
  3. Средневорсовые (до 15 мм).
  4. Длинноворсовые (свыше 15 мм).

Разный по длине ворс отличается по свойствам, внешнему виду и особенностям ухода. В Индии преобладают коротковорсовые ковровые покрытия. Жаркий климат предполагает отсутствие в быту элементов, которые бы сильно нагревали помещение. К тому же уникальный узор просматривается только при ворсе до 5 мм.

Безворсовые ковры можно сравнить с циновкой. Они используются для бытовых нужд самых индусов, иногда идут на экспорт. Очень часто хлопковые безворсовые изделия украшают вышивкой, элементами индийского народного творчества. Такую вещь можно повесить на стену или использовать в качестве покрывала на кровать.

Как отличить от подделки?

Решившись на покупку дорогостоящего ковра из Индии, следует внимательно присмотреться к изделию и не купить подделку. Сейчас недобросовестные продавцы готовы на все чтобы выдать желаемое за действительное.

Чтобы выявить подделку, необходимо руководствоваться некоторыми правилами и знать особенности материала:

  1. Стоимость. Настоящее изделие ручной работы не может стоить слишком дешево. Продавец, которые обещает большие скидки, постоянно проводит акции и распродажи, явно желает «всучить» дешевое, ненастоящее изделие. Будьте бдительны, не поддавайтесь на такие уловки. Ковровое покрытие из Индии не нуждается в особой рекламе и снижении цены – на такой товар всегда найдется покупатель.
  2. Особая структура. Шелковые изделия легко отличить от подделки, если их скрутить в рулон. Основание не должно надламываться или деформироваться. Также синтетическое полотно при скручивании может трескаться, прислушайтесь, как следует потрогайте ковер, тактильные ощущения должны быть приятными, ведь шелк – это очень нежный, мягкий материал, но в отличие от синтетического легко мнется.
  3. Попросите сертификат. Вся ковровая продукция Индии имеет соответствующий сертификат качества, который обязан находиться у продавца в момент продажи. Отсутствие такового должно вызвать сомнение по поводу подлинности изделия. Будьте внимательными, не поддавайтесь на оправдания.

В интерьере

Индийский ковер – вещь универсальная для любого интерьера. Конечно, учитывая происхождение изделия, самым уместным будет дизайн, выполненный в восточном стиле. Его отличает насыщенность красок, большое количество элементов из ткани, таких как мягкие пуфы, подушки разных цветов и размеров, настенных панно, пышных и роскошных штор и занавесок, даже стены драпируются тканью. Также восточный дизайн ассоциируется с изобилием кружевной резьбы и необычных орнаментов, а в архитектурном плане – с высокими сводчатыми потолками и арками.

Но изделие отлично подойдет и к строгой классике, достаточно выбрать более умеренную цветовую гамму, гармонично впишется в интерьер в стиле шебби-шик, а для ценителей показной роскоши и богатства станет находкой для помещения, обставленного и отделанного в стиле лакшери.

Далее смотрите обзор индийских шелковых ковров.