Панно для развития мелкой моторики своими руками: Делаем игрушки для развития мелкой моторики своими руками: прищепки, мешочки

26 Мар

Содержание

Делаем игрушки для развития мелкой моторики своими руками: прищепки, мешочки

Игрушки способствующие развитию мелкой моторики, популярны среди родителей. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить своими руками.

Игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, не зря так популярны среди родителей. Ведь всем давно известно, что стимулирование нервных окончаний детских пальчиков напрямую влияет на развитие той части головного мозга, которая отвечает за речь. Полки магазинов усыпаны подобными игрушками, но все не купишь, да и надоедают они детям довольно быстро. Можно сэкономить деньги и изготовить их самостоятельно. Для этого понадобится совсем немного времени и предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить.

Игрушки из крышек

Маленькие детки – большие любители откручивать крышки от бутылок. Оказывается, это необычайно полезное занятие для тренировки моторики!

Для того чтобы сделать развивающую игрушку, понадобятся: коробка от обуви, обрезанные горлышки от бутылок с крышками, цветная бумага.

Аккуратно вырезаем в крышке отверстия. В них вставляем части бутылки так, чтобы горлышки остались внутри коробки, а крышки – снаружи. Декорируем все цветной бумагой.

Проявите фантазию или воспользуйтесь нашим образцом.

Если продеть через крышки верёвочки и закрепить, они не растеряются в ходе игры.

Мозаика

Материалы: пластиковые крышки, «держалки» от воздушных шариков, коробка и клей.

Склеиваем «держалки» и пробки так, чтобы получились фишки на ножках. Проделываем шилом отверстия в верхней части коробки. Получаем отличную развивающую мозаику с крупными деталями, которые точно не влезут в рот малыша! А интересные игры превратят раскладывание фишек в увлекательное занятие:

  • «Дорожка». Положите на поле две игрушки и попросите малыша помочь им встретиться, соединив их дорожкой.
  • «Звёздочки на небе». Приготовьте фигурку зайчика и расскажите крохе сказку: «Заблудился зайка в тёмном лесу и не найдет дорогу домой.
    Мы ему поможем, если зажжём на небе звёздочки». Разложите жёлтые детали, а потом пусть настанет утро и «встанет» солнышко.
  • «Курочка с цыплятами». Выложите белыми фишками фигуру мамы-курицы, зовущую своих деток: «Цып-цып, мои цыплятки!». Предложите малышу расставить птенцов.

Сшитые развивашки

Мамы, которые имеют хоть какие-то способности к рукоделию, могут пошить уникальные развивающие игрушки из лоскутов ткани и швейной фурнитуры.

Это может быть коврик, панно, кукольный театр и даже объёмная книжка. Объединённые общим сюжетом аппликации, кармашки, нашивки декорируются такими полезными для развития моторики пальцев пуговичками, молниями, липучками и кнопками.

Похожий материал:

Книжка-малышка «Колобок»

Все дети любят сказки. Но просто слушать им сложно, так как для малышей до 3 лет характерны наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления. Поэтому лучшим вариантом для развития крохи будет книжка, пошитая по мотивам сказки.

В нашем случае это «Колобок».

Приготовьте лоскуты ткани и основу для книжки (по типу «раскладушка»). На первой страничке будут изображены домик и дерево, а на остальных – все звери, встречающиеся на пути Колобка. Прикреплять их удобнее на липучки, чтобы малыш мог их снимать и надевать. Самого Колобка ребёнок будет передвигать по дорожке (шнурку, протянутому вдоль всей книжки).

Аналогично можно обыграть и другие сказки, например «Репку». Такие пособия развивают внимание, способствуют формированию нравственных чувств у ребёнка, учат запоминать последовательность событий в сюжете сказки.

«Весёлые зверята»

Из фетра можно сшить мордочки зайчиков и медвежат. Их съёмные глазки или ушки прикрепляются при помощи пуговиц.

Собирая из деталей зверят, дети учатся узнавать цвета и формы, расстёгивать и застёгивать пуговички, стимулируя нервные окончания своих пальчиков.

Проталкиватель

Обычная баночка из-под майонеза с крышкой или контейнер за несколько минут может превратиться в простейший тренажёр для мелкой моторики. Ещё приготовьте шило или нож и небольшие предметы для проталкивания.

Проделайте в крышке имеющейся ёмкости отверстия, соответствующие размеру бусинок (фасоли, теннисных шариков, счётных палочек, монет). Для некоторых предметов можно сделать дырочки чуть поменьше, чтобы карапузу пришлось приложить усилия. Так он познакомится с понятиями «большой – маленький».

Как вариант можно воспользоваться стаканом-непроливайкой и проталкивать в него помпоны или пуговицы. Главное, находитесь во время игры всегда рядом с крохой, чтобы он ненароком не проглотил бусинку или пуговицу.

«Голодная коробочка»

Обклеиваем цветной бумагой небольшую коробку и рисуем на крышке смешную рожицу. В месте, где находится рот, вырезаем отверстие. Предлагаем крохе «накормить» коробочку мелкими предметами.

Шнуруем и нанизываем

У маленьких детей пальчики ещё совсем неумелые, поэтому им сложно выполнять точные движения. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить собственноручно.

Если времени на подготовку совсем нет – даём ребёнку ленточку и предлагаем нанизывать нарезанные коктейльные палочки, макароны, пуговицы. Для шнуровки можно за несколько минут проделать дыроколом в картонной картинке или распечатанных заготовках отверстия, через которые кроха будет продевать ленточку, шнурок и проволоку.

Тематический материал:

Можно заранее сделать материал для игры. Катаем шарики из глины, протыкаем их зубочисткой и даём высохнуть. После этого нужно покрыть их клеем ПВА и покрасить гуашью и лаком. Бусины могут быть разной формы, цветов и размеров.

Для деток, ещё не умеющих нанизывать и шнуровать, готовим тактильные игрушки с ленточками.

Нам понадобятся: баночка с крышкой, в которой прорезаются отверстия, разнофактурные ленты или шнурки. На концах последних завязываем узелки и продеваем их через дырочки. Показываем ребёнку, как их нужно вытягивать, и наслаждаемся освободившимся временем!

Сенсорные подушечки

Это тканевые мешочки, наполненные крупой или бисером, сделать их несложно. Можно сшить такие аксессуары в форме животных или фигур.

Но лучшим вариантом являются так называемые искалочки, в которых есть прозрачное окошко. В такие игрушки, кроме круп и бусин, кладут «сокровища» (маленькие фигурки, детали сортера и др.). Детки перебирают пальчиками мешочек и ищут спрятанные предметы.

Игры с крупами

Подойдут карапузам от полугода, главное, уследить, чтобы они их в ротик не тянули. Самые маленькие могут просто перебирать и пересыпать гречку, рис, горох, а для деток постарше можно придумать настоящие дидактические занятия, в ходе которых они познакомятся с понятиями «большой – маленький», «выше – ниже», названиями животных, правилами сортировки и пр.

«Собери цыплят»

Подготовьте контейнер или большую коробку, крупу, щипцы (ложку, прищепку).

Варианты игры:

  • закопать маленькие предметы и попросить ребёнка их найти;
  • выложить на крупу птенцов, мелкие элементы, которые можно сортировать по какому-нибудь признаку или кормить;
  • если нет таких игрушек – возьмите фигурки животных, и пусть малыш найдет корову («Кто говорит «Му-у»), курицу («Кто говорит «Ко-ко-ко») и т. д.;
  • также можно выводить пальчиком на крупе буквы, цифры и фигуры.

Рисование рисом

Если покрыть рис пищевыми красителями, получится необычное средство для рисования. Нанесите клей на бумагу и попросите ребенка посыпать крупу.

Такое занятие будет полезно для моторики пальчиков, цветового восприятия и воображения.

Игры с прищепками

О пользе этих предметов говорила ещё знакомая всем Мария Монтессори. Если проявить немного фантазии, легко придумать массу интересных развивающих игр с их использованием.

Несложно сделать заготовки из фетра или картона (фрукты, животные, деревья).

Годовалые малыши смогут лишь снимать прищепки с основы, двухлетние справятся и с другими действиями.

Вместо прищепок воспользуйтесь скрепками. Такой вариант подойдёт детям старшего дошкольного возраста.

Тактильные мешочки

Приготовьте два одинаковых мешочка. В каждый из них положите по одному парному предмету (камушки, пуговицы, теннисные и массажные шарики, детали конструктора). Главное, чтобы они были изготовлены из разных материалов, отличались по форме и фактуре.

Из одного мешочка достаём фигуру, даём разглядеть ребёнку, просим назвать её свойства. Предлагаем малышу отыскать на ощупь такой же предмет в другом мешочке.

Понаблюдайте, что привлекает кроху, и превратите это в развивающую игру. Изготовленная самостоятельно, она будет уникальной и принесёт гораздо больше пользы, чем обычная покупная игрушка.

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Поскольку проблема развития речи считается одной из наиболее важных и широко распространенных в последнее время, воспитатели и логопеды усиленно акцентируют на ней внимание родителей.

Дело в том, что уже давно подтверждено с помощью различных исследований, что между развитием мозга и развитием рук существует очень тонкая и тесная связь, так что формирование речевых областей происходит по причине влияния кинестетических импульсов от пальцев рук.

Игрушки и игры для развития мелкой моторики чрезвычайно полезны, ведь с их помощью вы помогаете ребенку освоить и сформировать различные необходимые навыки. Но помимо этого, вы делаете косвенный вклад в развитие речи своего ребенка, его мышления, творческих способностей, памяти, координации движений и т. д.

 

 


Что выбрать для ребенка?

 

Развивающие игрушки для детей можно купить (благо, сегодня они представлены в продаже в самом большом разнообразии), или сделать своими руками. Среди таких поделок могут быть:

  • развивающие коврики или панно, на которых можно разместить любые задания и игры;
  • сенсорные подушечки или другие предметы;
  • шнуровки во всех ипостасях;
  • липучки, замочки, кнопки, пуговки, крышечки, прищепки;
  • развивающие книжки с множеством тактильных задач;
  • игрушки для развития мелкой моторики с водой, крупами, песком;
  • кукольный театр;
  • дидактические игры.

Все это можно творить и создавать в любом тематическом направлении, параллельно осваивая счет, буквы, цифры, цвета, геометрические фигуры, названия тех или иных предметов. Игрушка, сделанная своими руками, будет расти и видоизменяться по мере роста ребенка.

Приучайте малыша постепенно, начиная с раннего возраста. Сначала он попробует все детали и запчасти на зуб, поэтому позаботьтесь о безопасности и натуральности материалов. Но потом, потихоньку взрослея, ребенок начнет осваивать те или иные навыки: завязывать шнурочек, застегивать пуговки и замок и т. д. Даже такие простые умения пригодятся ему для самостоятельного обращения с одеждой. Не говоря о том, что тренировка мышц руки избавит вас от посещений логопеда и проблем с письмом в школе.

Не заставляйте и не ругайте ребенка, ведь для совершенствования мелкой моторики, а значит, и речи, необходимы положительные эмоции  малыша и ваши.

Игрушки для развития своими руками

Наиболее простые, но весьма полезные вещи можно сделать из подручных материалов – быстро и просто.

Волшебный сундук

(или любая другая ёмкость).

Возьмите коробочку или небольшой ящик, в котором одну стенку можно заменить на прозрачную. Заполните его предметами разной величины, фактуры и формы: маленькими мягкими игрушками, геометрическими фигурками, пластмассовыми муляжами овощей и фруктов, буквами, цифрами и т. д. Малыш будет перебирать сокровища в волшебном сундучке и угадывать на ощупь предмет. Его можно использовать и в качестве дидактической игры: искать предмет той формы или величины, что указано, описывать предметы на ощупь и прочее.

Сенсорные подушечки

(их можно делать и в виде тканевых мешочков, разных игрушек, в любой форме).

Они делаются очень просто: в сшитую тканевую заготовку (можно прозрачную, а можно плотную) засыпаются всякие материалы: крупы (горох, фасоль, гречка, рис), бусины разной величины, монетки и т. д. Если ребенок маленький, то лучше зашить их плотно, а если постарше  сокровища могут также перебираться, как и в случае с сундучком. Похоже делаются и «эмоциональные шарики»: слегка надув воздушный шарик, всыпьте в него мягкую крупу (манку, к примеру) и туго завяжите. Маркером можно разрисовать личика для шариков. Заодно сможете учить с ребенком различные эмоции: радость, грусть, удивление, восторг.

Еще одним полезным занятием для рук может стать просто перебирание любой крупы, но это занятие подойдет более старшим деткам. Чтобы игра стала дидактической, попробуйте соорудить какое-нибудь животное, например, поросенка из пластиковой бутылки. Его можно украсить вязаным чехлом или другой одежкой, а обвязав крышку, легко сделать пятачок. Еще четыре обвязанные крышки подойдут в качестве лапок, а хвостик можно связать из ниток. Детки будут приходить кормить поросенка (откручивая пятачок): подойдут желуди, каштаны, большая фасоль и т. д. На мелких крупах можно рисовать, пересыпать их, перебирать и складывать в отдельные ёмкости. Логопеды утверждают, что также хорошо играть с песком – песочная терапия отличная тренировка для рук.

Прекрасно развивают мелкую моторику различные шнуровки. Вариантов для шнурования есть очень много. Во-первых, это могут быть обычные бусины, пуговицы или другие небольшие предметы с дырочками, которые нужно нанизать на веревочку. Во-вторых, можно учиться завязывать кукле бантик или шнуровать ботиночек (пришить его в виде аппликации на панно, коврик или в книжку). В-третьих, шнуровку легко создать в качестве картинок или книжки. Основное панно (заготовку) сделайте из пластика или большого листа твердой бумаги. Дырочки в нем можно прокрутить с помощью ножниц или шила. Остальные предметы нарисуйте, приклейте или прикрепите леской. Для дидактической игры подберите под заготовки стишки, рассказы и т. д.

Подобные шнуровкам, можно сделать и тактильные игрушки для перебирания и перетягивания ленточек и шнурочков. Их выполнение бывает самым разнообразным: наиболее простой способ тренировки рук вытягивать ленточки (с двух сторон завяжите узелки) из обычной любой баночки (в крышке понадобится пробить шилом дырочки). Чуть сложнее вариант – это вшить в какую-нибудь тканевую заготовку или мягкую игрушку разноцветные и разнофактурные ленточки, лоскутки, шнурки с бусинами и т. д.

Мелкую моторику рук отлично тренируют даже простые прищепки. К тому же, с их использованием можно придумать массу дидактических игр. Сделайте простые заготовки из цветного фетра или плотной бумаги (под солнышко, ёжика, тучку, ёлочку, гусеницу и т. д.) и разыгрывайте с ребенком различные истории. Так малыш будет учиться составлять связные рассказы, придумывать сказки, фантазировать. Заодно можно изучать цвета и количественный счет. Подобные игры делают и со скрепками (пластмассовыми и цветными).

Очень полезно для мелкой моторики также застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, кнопки и молнии. Весь ассортимент тренажеров для рук можно уместить на развивающий коврик или панно, также прекрасный вариант  объёмная мягкая книжка, на каждой страничке которой малыша будут ждать всевозможные приключения и открытия. Содержимое этих игрушек зависит от вашей фантазии и рукоделия. Можно выбирать определенный сюжет: времена года, цифры, буквы, цвета, фигуры, а можно делать ассорти, когда ребенок параллельно будет изучать все вместе.

Собирать конструкцию книжки можно на гардинные кольца или ленту (понадобится прошить петельки в каждой страничке). Чтобы книга была мягкой, вложите слой синтепона в страницы. Для выпуклости отдельных элементов тоже подойдет наполнитель или синтепон. Детали можно проклеивать и пристрачивать к фону. Деткам очень нравятся передвижные элементы (используйте липучки, кнопки, веревочки), шуршащие элементы (вложите внутрь целлофан). С помощью ковриков, панно и книжек, созданных своими руками, можно не только прекрасно развивать сенсорные способности малыша, но и его фантазию, а также – обучать различным знаниям и навыкам.

Коврики и панно можно делать, как заготовочные декорации для кукольных театров  лучше пальчиковых. Хотя и куклы на руку тоже будут хороши. Отлично смотрятся фигурки и декорация из фетра и даже из цветной бумаги. Даже с одной фетровой фигуркой можно придумать множество разнообразных дидактических игр и заданий (считать, учить цвета, форму, величину, ориентироваться в пространстве, замечать, что изменилось или «чего не стало», сочинять истории и т. д.).

Можно сделать даже целый стенд (из дерева или ДСП-панели), на который стоит прикрепить все, чем ребенок интересуется в «большой» жизни: выключатели, дверные замки или щеколды, телефонный диск, кнопки, ручки и прочее.

Как видите, развивающие игрушки для мелкой моторики можно легко изготовить самостоятельно, без каких-либо особенных навыков или умений. При этом, ваши денежные и временные затраты для этого будут минимальны, главное – вооружитесь желанием и фантазией.

 

 

   

 

Категория: «Развитие мелкой моторики руки»

Мультсериал про Смешариков по-прежнему является одним из самых любимых у детей. Возможно по этой причине многие ребята хотели бы нарисовать главных героев мультфильма. Рисуются они довольно просто, почти как смайлики, ведь Смешарики круглые. И все же… И все же не всегда получается изобразить любимого персонажа. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию пошаговый мастер-класс в фотографиях «Как нарисовать Кроша» …

Читать полностью »

Осеннее настроение продолжается. Как красочно разукрасила Осень деревья! От этого великолепия хочется тоже создать что-то красивое. Поэтому мы решили пригласить наших читателей на новый мастер класс от Читалочки. В прошлый раз мы создавали осеннее панно, а сегодня Оля Николаева покажет как сделать осеннее дерево своими руками. Делать мы будем клен.  …

Читать полностью »

Дорогие друзья! Предлагаем продолжить развитие творческих способностей детей. Пользуясь таким чудным временем года, как осень, можно создать осеннее панно из пластилина.   В этой статье мы публикуем целых два мастер-класса от уже знакомой читателям Оли Николаевой. В прошлый раз она показала технику рисования листьями. На этот раз юная художница предлагает вашему вниманию использовать листья в качестве шаблона для изготовления осеннего …

Читать полностью »

Делаем рамочку для фото О необходимости развития мелкой моторики рук мы уже говорили и не раз. Есть много различных видов упражнений, полезных для развития моторики. Например, очень хорошо развивает моторику, укрепляет мышцы руки и развивает координацию обычное резание ножницами. Но как позволить ребенку резать ножницами без ущерба для дома? Многие дети, получая в свое распоряжение ножницы, начинают резать все, что  видят. В таком случае …

Читать полностью »

Хотите узнать, как можно с помощью обычной манки сделать чудесный подарок маме? Дети очень любят делать различные поделки и дарить их. И это очень хорошо, ведь  в процессе изготовления поделки ребенок развивает мелкую моторику и учится делать приятное близким людям. Как хочется малышам, чтобы их подарок понравился, порадовал близких и хранился на самом видном месте. И мы можем помочь ребенку сделать такой подарок, который  понравится …

Читать полностью »

Продолжаем  знакомиться с пальчиковой гимнастикой.  Эти упражнения подойдут как дошкольникам, так и ученикам младших классов.   Котята. Вот за партами ребята                              расшалились, как котята: парты пальчиками трут, словно лапками скребут.   …

Читать полностью »

О важности пальчиковой гимнастики я уже писала. Стоит подчеркнуть, что необходимо развивать не только пальчики, но и кисть ребенка. В отличие от взрослого, у ребенка кисть малоподвижна и мелкие движения дети часто выполняют всей рукой, а не кистью. Наша задача, помочь малышу развить и кисть. Это не очень трудно, стоит только понять, что надо делать. …

Читать полностью »

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с использованием нетрадиционных материалов или игры с пробками

В своей работе по развитию мелкой моторики и координации движений кистей рук мы используем не только фабричные игры (шнуровки, штриховки и т.п.), но и игры, сделанные своими руками.

Мы хотели бы предложить вашему вниманию игры с пробками, разработанные нами. Данные игры построены по одному принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Но ведь просто так накручивать пробку неинтересно! И поэтому мы предложили детям во время работы выполнять некоторые задания.

Предложенные нами игры, можно использовать, как на занятиях по развитию математических представлений и обучению грамоте, так и в индивидуальной работе с ребенком. Также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.

Для игр необходимы разноцветные пробки от пластиковых бутылок и несколько панно с приклеенными на них горлышками от этих бутылок:

– панно с 10 горлышками, приклеенными в 1 ряд (№1),

– панно с 9 горлышками, приклеенными в 3 ряда по 3 пробки (№2),

– панно в виде “9-этажного домик”, где на “крыше” приклеено одно горлышко, а на каждом “этаже” по два горлышка (№3),

– панно “Гусеница”, на котором приклеены 33 горлышка в виде цепочки или в несколько рядов (№4).

Для игр с панно № 1 необходимо заготовить 10 пробок с нанесенными на них цифрами от 1 до 10 в и тогда можно осваивать прямой и обратный счет в пределах 10 .

Если еще приготовить пробки со знаками “+”, “?”, “=”, то можно решать математические примеры.

Имея пробки красного, синего и зеленого цвета, вы сможете выкладывать звуковые схемы слов.

Ну и, конечно же, если нанести на эти пробки буквы, то можно выкладывать целые слова. У всех есть магнитная азбука, а у нас еще и “пробковая”.

С панно № 2 мы предлагаем нашим детям играть в логическое лото. Для этого кроме пробок нужно приготовить еще и карточки с заданиями.

Увидев данное панно, сами ребята подсказали, что с ним можно играть в такую замечательную игру, как “Крестики-нолики”.

Для панно “Домик” (№3) нужно запастись девятью большими пробками с цифрами от 2 до 10 и восемнадцатью маленькими пробками с цифрами от 1 до 9 (каждой по две), и тогда вы сможете осваивать состав числа от 2 до 10 .

Панно “Гусеница”, на котором пробки можно расположить в виде цепочки, спирали или в несколько рядов, понадобится вам для изучения алфавита. Приготовьте 33 пробки двух цветов (в соответствии с количеством гласных и согласных букв в русском алфавите) и совмещайте пальчиковую гимнастику с освоением алфавита.

Панно для детей своими руками

Панно для детей своими руками: мастер-класс, видео, идеи и техники.

 

Мастер-класс по изготовлению панно «Снеговик»  сегодня проводит для Вас в нашем новогоднем конкурсе Ардаширова Полина, ученица 1 «а» класса ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат V вида (Республика Башкортостан).

Название панно, которое сделала на конкурс Полиночка: «Снеговик».

Руководитель: Горбунова Ирина Владимировна, классный руководитель.


Работа выполнена из разноцветных салфеток.

Что Вам понадобится для изготовления панно:

— раскраска с крупными деталями (такое панно можно сделать на основе любой раскраски),

— разноцветные  бумажные столовые салфетки,

— клей ПВА,

— тесьма для петельки.

Ход выполнения панно:
Шаг 1. Распечатываем раскраску.
Шаг 2. Нарезаем полоски салфеток на квадратики со сторонами примерно 1см.
Шаг 3. Наносим клей ПВА на участок картинки.
Шаг 4. Скатываем из салфеток шарики и плотно наносим на участок,смазанный клеем.
Шаг 5. Можно  сделать панно, а можно приклеить картинку на картон, вырезать по контуру,сделать петельку и повесить на елочку!

Вот что получилось у Полины.

В дополнение к работе Полины вне нашего конкурса — еще несколько видеоуроков по изготовлению панно вместе с детьми в разных техниках.

Оригинальное 3D панно или 3D открытка «Зимнее окно» вместе с детьми

Панно в технике квиллинг  с детьми

Еще одна техника выполнения панно из салфеток вместе с детьми