Как развивать мелкую моторику у ребенка
Сегодня мы рассмотрим, что такое мелкая моторика, её особенности, способы развития на примерах игр и игрушек, а также оптимальный возраст для начала её развития. Почему этому вопросу уделяют так много внимания? Давайте разбираться вместе.
Содержание статьи:
- Что такое мелкая моторика
- Особенности развития мелкой моторики
- Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
- Занятия на развитие мелкой моторики у детей
- Игрушки для развития мелкой моторики
- С какого возраста нужно заниматься развитием мелкой моторики
- Выводы
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных действий с мелкими предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног.
Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом.
Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.
Особенности развития мелкой моторики
Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. Эту гипотезу впервые выдвинул русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Впоследствии другие учёные, врачи, педагоги и специалисты разных областей стали ориентироваться на это мнение как ключевое.
Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей она означает становление основных навыков и умений.
- Формируется речь ребёнка, что способствует комфортному пребыванию в детском коллективе.
- Развиваются навыки разнообразных движений. Ребёнок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого.
- Закрепляются навыки самообслуживания. Ребёнок обретает возможность самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и другие элементы на одежде.
- Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог.
- Формируется готовность к обучению в школе в совокупности всех вышеуказанных причин.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы подобрали для вас разнообразные игры и упражнения, среди которых вы обязательно найдёте то, что подойдет вам и вашему чаду.
- Складывание игрушек. Ставим перед ребёнком прозрачную ёмкость и отдельно кладём мелкие игрушки. Предлагаем сложить в емкость игрушки правой рукой. Затем высыпаем их обратно, и просим повторить те же действия левой рукой.
- Игры с крупой. В одной ёмкости смешиваем два вида круп, например, рис и гречу. Необходимо, чтобы ребёнок разложил эти крупы по разным контейнерам. Можно усложнить игру, добавив в смесь из круп другие мелкие предметы, например, бусинки, пуговки, камешки.
- Упражнение на разрывание листа бумаги. Предварительно на листе бумаги чертим произвольные линии. Предлагаем ребёнку разорвать руками бумагу точно по нарисованным линиям. Можно усложнить задание, изобразив геометрические фигуры.
- Упражнение на перелистывание страниц. По мере взросления ребёнка вместо разрывания листа бумаги можно предложить листать страницы любимой книги. Это упражнение также способствует ранней заинтересованности ребёнка к чтению литературы.
- Разглаживание смятого листа бумаги. Кладём перед ребёнком смятый лист бумаги и предлагаем разгладить его настолько, чтобы не осталось ни одного согнутого уголочка. Можно усложнить упражнение, предложив выполнить его одной рукой, при этом придерживая лист большим пальцем.
- Игры с кубиками. Даём задание собрать разнообразные фигуры из кубиков: башню, домик, машинку и т.д. Также для этих игр подойдут кольца от пирамидок. Задания усложняются по мере освоения ребёнком постройки простых фигур.
- Игры со шнуровками. Возможны в различных вариантах. Это может быть и ненужный ботинок, который можно давать ребёнку зашнуровывать и расшнуровывать. Это может быть и карточка, в которой сделаны отверстия под шнурки. В любом случае действия с этими предметами одинаковы и преследуют одну цель – научить ребёнка самостоятельно справляться со шнурками, так как этот навык пригодится ему в будущем.
- Упражнения со счетными палочками. Просим выложить на столе геометрические фигуры. Сначала ребёнок выполняет задания по образцу, а затем самостоятельно по словесным указаниям. Дополнительный плюс этого упражнения – формирование элементарных математических представлений.
- Игры с крышками. Здесь можно предложить различные ёмкости и сосуды с крышками, которые ребёнок будет самостоятельно закручивать и откручивать. А если сказать ребёнку, что без него вам не справиться, вы дадите мотив стать вашим главным помощником.
- Рисование пальцем на песке. Предложите ребёнку нарисовать поочередно всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает. Взаимодействие с песком к тому же положительно влияет на центральную нервную систему.
Занятия на развитие мелкой моторики у детей
Помимо игр на развитие мелкой моторики следует заниматься разнообразными занятиями, которые, несомненно, понравятся деткам:
- лепка из пластилина, глины или теста;
- рисование или раскрашивание красками, карандашами, мелками;
- конструирование из наборов конструкторов, бумаги, кубиков;
- поделки из бумаги, природных или бросовых материалов;
- нанизывание на верёвочку бусинок, пуговок;
- собирание мозаики;
- игры с мячом;
- очистка фруктов, например, мандаринов;
- работа со специальными пособиями-прописями.
Игрушки для развития мелкой моторики
Что может быть лучше для ребёнка, чем новая игрушка? Только игрушка, которая способствует его всестороннему развитию.
- Массажные рельефные коврики для ног. Идеально использовать после пробуждения для тонизирования организма. Можно приобрести коврик-пазл, который он сможет самостоятельно собирать и разбирать. При желании сделать упор на развитие познавательных навыков, можно приобрести коврик с цифрами или буквами.
- Магнитики. Расположите магниты на холодильнике или специальной магнитной доске. Ребёнок обязательно ими заинтересуется, и будет самостоятельно передвигать их по поверхности. В зависимости от преследуемой цели можно приобрести магниты разнообразных форм, например, в виде цифр.
- Кинетический песок. Тактильно приятный не только детям, но и взрослым. Такой песок не пачкает руки, поэтому станет любимой игрушкой для детей и помощником для взрослых.
- Мольберт для рисования. Существуют варианты мольбертов, на которых можно рисовать с двух сторон: с одной стороны – специальными мелками, а с другой – красками.
- Массажные мячики. Идеально подходят для пальчиковых игр. Благодаря шипам, активно воздействуют на области ладошек и пальцев.
- Конструкторы. Можно выбрать набор любого производителя. Следует ориентироваться на безопасность для ребёнка, соответствие возрасту и полу. Помимо развития мелкой моторики, стимулирует развитие навыка моделирования и конструирования.
- Пальчиковый театр. Сочетает в себе возможности всестороннего развития ребёнка. К тому же улучшает выразительность речи, память, воображение, актёрское мастерство. Такой вариант обязательно нужно использовать, если вы заметили, что одна рука более развитая по сравнению с другой.
- Бизиборд. В последнее время популярное пособие для развития мелкой моторики. Представляет собой деревянную конструкцию, на которую с двух сторон прикрепляют различные предметы. Это могут быть шнуровки, крышечки, замочки, переключатели, шестерёнки и т.д. Такая игрушка будет в помощь родителям, так как малыш может самостоятельно и безопасно в неё играть.
С какого возраста нужно заниматься развитием мелкой моторики
Развивать и тренировать моторику пальцев рук можно уже с младенчества, начиная с 6-7 месячного возраста через поглаживание ладони ребёнка, сгибания и разгибания пальчиков.
- Для детей с девятимесячного возраста следует подбирать крупные предметы, например, бусы или кольца от пирамидки.
- В возрасте 1 года можно организовывать игры с природными материалами: песок, глина, шишки, камешки и др.
- После 2 лет малыш будет с радостью выполнять пальчиковую гимнастику совместно с взрослым. Проговаривание различных потешек одновременно с движениями руки поможет научить координации работы рук и языка. А также лучше запомнится самим ребёнком.
- После 3 лет следует прибегать к упражнениям с бумагой. Обычно к этим годам малыш осваивает навык работы с ножницами, поэтому становится возможным моделировать аппликации.
- А уже с 4-6 лет происходит освоение навыка оригами как одного из самых сложных видов игр с бумагой.
В каком бы возрасте вы ни занимались развитием мелкой моторики у детей, необходимо организовывать эту деятельность так, чтобы ребёнку она приносила не только пользу, но и удовольствие.
Выводы
В век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов и компьютеров регрессируют другие стороны детского развития. И, в первую очередь, страдает речь. Уже установлена взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также развитием психических процессов.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.
Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» с радостью поможет в развитии мелкой моторики вашего ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда, высококвалифицированные специалисты, всей душой любящие свое дело, и уютные группы никого не оставят равнодушными.
Общеразвивающие занятия или специализированные программы – выбор стоит за вами. Обращайтесь к нам, если ваша цель – вырастить развитого, открытого, свободного, любознательного человечка.
игры для самых крохотных ручек
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
46136 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми.
Мама, я готов!
После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки — к примеру, учится брать ложку. К 8 месяцам осваивает щипковый захват двумя пальцами. Мама может помочь малышу развить мелкую моторику — а значит, и поспособствовать развитию его речи. Ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
Массаж для маленьких пальчиков
Если малышу еще рано осваивать премудрости пальчиковой гимнастики, мама может делать ему массаж ладошек и пальцев. И массировать можно не руками, а специальными массажными маленькими мячиками-«ежиками». Такие продаются в ортопедических магазинах. А еще лучше — делать массаж при помощи грецких орехов. Как же делается такой массаж? Пройтись ими по всей ладошке и по каждому пальчику, предложить малышу самому подержать и поперекатывать орехи или массажные ежики в руках.
Игры на развитие мелкой моторики
Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка. Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда сможете получить у специалиста.
На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все движения самостоятельно.
«Ёжик»
Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-«иголки».
Игра «Разбуди соседей»
Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить подходящие движения:
- «Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).
- «Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
- «Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
- «Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
- «И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).
Проделывается для каждой ручки.
Игра «Апельсин»
- «Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
- «Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).
- «Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).
- «Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).
- «Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).
Ищем клад
Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.
Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.
Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.
Рисуем манкой
Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.
Сортируем зернышки
В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия щипчиками для сахара, например.
Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.
Пластилин, пастель, фломастер
Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.
Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.
Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.
Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.
У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.
С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.
Важно
Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и развивайтесь!
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Развитие малышей — моторика
Развитие малышей — моторика | Беременность Рождение и ребенок начало содержания7-минутное чтение
Слушать
Дети быстро растут и развиваются в раннем возрасте. Они начинают исследовать свой мир более независимо. Их координация улучшается, и они начинают делать больше для себя. Есть много способов, которыми вы можете помочь своему малышу развить как мелкую, так и крупную моторику (движение).
Что такое двигательные навыки?
Дети развивают 2 вида двигательных (двигательных) навыков:
- мелкая моторика
- крупная моторика
Мелкая моторика включает использование рук и пальцев для управления мелкими предметами.
Навыки крупной моторики включают использование крупных мышц тела для выполнения крупных движений.
Мелкая моторика
Мелкая моторика задействует мелкие мышцы рук и пальцев, чтобы ваш ребенок мог:
- держать
- захват
- ручка
- зажим
Примеры мелкой моторики:
- застегивание рубашки
- держит карандаш
- собирать еду
Дети развивают мелкую моторику, чтобы научиться заботиться о себе. Эти навыки помогают им в конечном итоге научиться писать.
Мелкая моторика важна. Данные свидетельствуют о наличии связи между развитием мелкой моторики и речи, грамотностью и развитием мозга.
Другие примеры мелкой моторики включают:
- хлопки в ладоши
- чистка зубов
- поднимать и класть предметы
- надевание обуви
- пластилин для раскатывания
- музыкальные инструменты для встряхивания
В каком возрасте у моего ребенка разовьется мелкая моторика?
Хотя все дети развиваются в своем собственном темпе, они достигают определенных вех в определенных возрастных диапазонах.
Младенцы начинают хватать предметы руками (но не обязательно большими пальцами) в возрасте от 5 до 6 месяцев. Обычно они начинают играть с ручными игрушками в возрасте от 6 до 12 месяцев.
К 18 месяцам большинство малышей пробуют более сложные навыки. Они могут включать:
- самостоятельное питье из чашки
- пытается одеться
- с помощью мелка или карандаша
Начиная с 2 лет, мелкая моторика у малышей становится более развитой. Они могут начать проявлять интерес к:
- писанине
- рисунок
- пытаюсь написать
В возрасте от 2 до 3 лет они могут крутить дверные ручки и закручивать крышки от банок.
К 5 годам ваш ребенок может отдавать предпочтение одной руке, а не другой.
Как помочь ребенку улучшить мелкую моторику?
Вы можете помочь своему ребенку расти и практиковать свои новые навыки с помощью игр и занятий.
- Раскрашивайте, рисуйте, склеивайте и вырезайте (безопасными ножницами).
- Подбирайте предметы щипцами или игрушечными пинцетами.
- Играйте вместе с кубиками, конструкторами Lego или собирайте пазлы.
- Раскатайте пластилин в формы и вырежьте формочками для печенья.
- Игра с песком с лопатами и ведрами.
- Стаканчики или контейнеры, которые можно ставить друг на друга, чтобы меньшие помещались в большие. Они также могут использовать их, чтобы наполнить водой и попрактиковаться в заливке.
- Бусины из ниток.
Навыки крупной моторики
Навыки крупной моторики включают движение крупных мышц рук, ног и туловища, например:
- ползание
- прыжки
- работает
- метание
Вы могли заметить, что по мере того, как ваш малыш развивает крупную моторику, ему не нравится сидеть на месте.
Когда у моего ребенка разовьется крупная моторика?
Подобно мелкой моторике, крупную моторику дети начинают развивать еще в раннем детстве. Даже в первые 2 месяца малыши будут пинать ножками и махать ручками.
В возрасте от 6 до 8 месяцев ваш ребенок должен уметь переворачиваться, тянуться и сидеть самостоятельно (хотя бы ненадолго).
В возрасте от 12 до 18 месяцев большинство детей ходят.
К 2 годам малыши обычно могут:
- прыгать через мелкие предметы
- бросать маленький мячик или предмет
- ходить вверх и вниз по лестнице
В возрасте от 2 до 3 лет дети способны выполнять более сложные движения, такие как:
- подъем по лестнице, не держась за перила
- работает быстрее
- избегать препятствий
В возрасте от 3 до 5 лет движения могут прогрессировать до:
- лазания на игровом оборудовании
- ходьба на бревне
Как я могу помочь своему ребенку улучшить крупную моторику?
Дайте ребенку возможность безопасно исследовать окружающий мир и тренировать крупную моторику.
Вы можете ожидать несколько падений и ударов. Скорее всего, они будут проверять свои физические возможности, чтобы узнать, как далеко они могут бегать, карабкаться и прыгать. Вы можете:
- пускать и гонять пузыри снаружи
- танцевать под музыку дома
- побуждать их «помочь» с повседневными делами, такими как работа в саду или развешивание одежды на веревке
- бросить им большой мяч, и пусть они бросят его обратно
- посещение детских площадок, парков и пляжа
- колесо, толкай или катайся на большой игрушке
Старайтесь ограничить время, проводимое за экраном, так как это может препятствовать движению и физическим играм.
Когда обращаться за помощью
Детям обычно требуется разное количество времени для достижения разных вех. Однако, если вы чувствуете, что двигательные навыки вашего ребенка развиваются плохо, обратитесь за советом. Обратитесь к врачу или детской медсестре, если ваш ребенок в возрасте 2 или 3 лет:
- не могу запустить
- не может ходить вверх и вниз по лестнице, даже с помощью
- с трудом пользуется мелкими предметами, такими как карандаш
- не пишет и не пытается рисовать
- теряет физические навыки, которые были у них до
Где я могу получить дополнительную информацию и поддержку?
Ресурсы по развитию моторных навыков вашего ребенка можно найти на веб-сайте Learning Potential.
Вы можете позвонить в службу поддержки родителей в вашем штате или территории для получения совета и информации:
- Parentline ACT: (02) 6287 3833, с понедельника по пятницу, с 9:00 до 17:00 по восточному поясному времени / в субботу, с 10:00 до 12:00
- Родительская линия NSW: 1300 1300 52, с понедельника по пятницу, с 9:00 до 21:00 / в выходные с 16:00 до 21:00
- Родительская линия Квинсленд и Северная территория: 1300 30 1300, 7 дней, с 8:00 до 22:00
- Телефон доверия для родителей Южная Австралия: 1300 364 100, 7 дней, с 7:15 до 21:15
- Родительская линия Тасмания: 1300 808 178, круглосуточно, 7 дней
- Родительская линия Виктория: 13 22 89, 7 дней, с 8:00 до 12:00
- Родительская линия Ngala WA: (08) 9368 9368 или 1800 111 546, работает 7 дней в неделю, с 8:00 до 20:00
Поговорите с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка
Позвоните в отдел беременности, родов и ребенка, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка по телефону 1800 882 436 или по видеосвязи. Доступно с 7 утра до полуночи (AET), 7 дней в неделю.
Источники:
Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения (Сетевой взгляд на взаимосвязь между экранным временем, исполнительными функциями и основными двигательными навыками у дошкольников) , Правительство Квинсленда дошкольное образование и уход (Развитие моторики) , Правительство штата Виктория (Пособие по обучению грамоте — Мелкая моторика) , Австралийское управление качества образования и ухода за детьми (Основные этапы развития и рамки обучения в раннем возрасте и национальные стандарты качества) , Детская больница и служба здравоохранения Квинсленда (Руководство по ранней идентификации красных флажков) , Здоровый штат Вашингтон (Детское развитие)Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.
Последнее рассмотрение: июль 2022 г.
Наверх
Связанные страницы
- Физическая активность и упражнения для детей
- Маленькие дети и игра
- Детские ходунки и спортивные прыгуны
Нужна дополнительная информация?
Развитие малыша: одевание
Научиться одеваться и раздеваться — это навыки на всю жизнь, которые закладываются в детстве. Узнайте, как побудить малыша начать одеваться самостоятельно.
Узнайте больше на веб-сайте Беременность, роды и младенец
Развитие малыша: научиться есть самостоятельно
Научиться самостоятельно есть, даже если это неаккуратно, — важная часть развития вашего малыша. Узнайте больше здесь.
Узнайте больше на веб-сайте Беременность, роды и младенец
Навыки письма для детей | Сеть «Воспитание детей»
Для малышей и дошкольников почерк начинается с рисования цветными мелками и мелками. Дети старшего возраста изучают формальный почерк в школе. Читайте, как помочь.
Подробнее на сайте raisingchildren.net.au
Вехи развития — ваш ребенок в 3 года
Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, но есть определенные вехи развития, которые должны быть достигнуты к 3 годам. Узнать больше.
Узнайте больше на веб-сайте Беременность, роды и младенец
Самодельные игрушки и бесплатные занятия для детей | Сеть «Воспитание детей»
Проявив немного фантазии, можно превратить обычные предметы в самодельные игрушки и бесплатные занятия для детей. Получить идеи для младенцев, малышей, дошкольников и школьников.
Подробнее на сайте raisingchildren.net.au
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 12 месяцев
В возрасте 12 месяцев ваш ребенок стал малышом. Если они еще этого не сделали, скоро они сделают свои первые шаги, разовьют чувство юмора и скажут вам, что любят вас.
Узнайте больше на веб-сайте Беременность, роды и младенец
Развитие ребенка в 4-5 лет | Сеть «Воспитание детей»
В 4-5 лет ваш дошкольник учится выражать эмоции и любит находиться среди людей. Прочтите, как помочь развитию ребенка и выявить задержки в этом возрасте.
Подробнее на сайте raisingchildren.net.au
Вехи развития — ваш ребенок в 5 лет
Пятилетие — время новых впечатлений и перемен. Узнайте, какие вехи развития должны быть достигнуты на этом этапе и какие области беспокоят.
Узнайте больше на веб-сайте Беременность, роды и младенец
7 способов, которыми игры полезны для здоровья детей | Квинсленд Здоровье
Игра способствует физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка.
Узнайте больше на веб-сайте Queensland Health
Игра с малышом
Играть не только весело, но и наиболее эффективно для детей. Играя, дети могут практиковать все навыки, которые им понадобятся по мере взросления.
Узнайте больше на веб-сайте Беременность, роды и младенец
Отказ от ответственности
Pregnancy, Birth and Baby не несет ответственности за содержание и рекламу на внешнем веб-сайте, на котором вы сейчас находитесь. вход.
ОКНужен дополнительный совет или руководство от наших медсестер по охране здоровья матерей и детей?
1800 882 436
Видеовызов
- Свяжитесь с нами
- О нас
- Темы от А до Я
- Средство проверки симптомов
- Сервисный поиск
- Ссылка на нас
- Информационные партнеры
- Условия использования
- Конфиденциальность
Беременность, роды и младенец финансируется правительством Австралии и управляется Healthdirect Australia.
Беременность, роды и младенец предоставляется от имени Департамента здравоохранения
Информация и рекомендации по беременности, родам и ребенку разрабатываются и управляются в рамках строгой клинической системы управления. Этот веб-сайт сертифицирован фондом Health On The Net (HON) — стандартом достоверной медицинской информации.
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Политика конфиденциальности и Применяются Условия использования.
Эта информация предназначена только для вашего общего ознакомления и использования и не предназначена для использования в качестве медицинской консультации и не должна использоваться для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний, а также не должна использоваться в терапевтических целях.
Эта информация не заменяет независимый профессиональный совет и не должна использоваться в качестве альтернативы профессиональной медицинской помощи. Если у вас есть конкретная медицинская проблема, обратитесь к врачу.
За исключением случаев, разрешенных Законом об авторском праве 1968 г., эта публикация или любая ее часть не могут воспроизводиться, изменяться, адаптироваться, храниться и/или распространяться в любой форме и любыми средствами без предварительного письменного разрешения Healthdirect Australia.
Поддержка этого браузера прекращена для Беременность, роды и ребенок
Поддержка этого браузера для этого сайта прекращена
- Internet Explorer 11 и ниже
В настоящее время мы поддерживаем Microsoft Edge, Chrome, Firefox и Safari. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, перейдите по ссылкам ниже:
- Chrome от Google
- Firefox от Mozilla
- Microsoft Edge
- Safari от Apple
Вы можете продолжить просмотр этого сайта в этом браузере. Некоторые функции, инструменты или взаимодействие могут работать неправильно.
Мелкая моторика — Развитие ребенка с чувством ребенка
Что такое мелкая моторика?
Навыки мелкой моторики включают в себя использование меньших мышц рук, например, при застегивании пуговиц, открывании коробок с обедом или использовании карандашей или ножниц. Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата задания, а также на скорость выполнения задания. Эффективная мелкая моторика требует одновременного наличия ряда независимых навыков для надлежащего манипулирования объектом или выполнения задачи.
Почему важна мелкая моторика?
Мелкая моторика необходима для выполнения повседневных навыков, таких как выполнение задач по уходу за собой (например, застегивание одежды, открывание коробок для завтрака, чистка зубов, использование столовых приборов) и академических навыков (например, навыки рисования карандашом, письма и раскрашивания, а также вырезания и склеивания) ). Без возможности выполнять эти повседневные задачи самооценка ребенка может пострадать, а его успеваемость пострадает. Они также могут быть не в состоянии развить соответствующие жизненные навыки (например, одеваться и есть).
Какие строительные блоки необходимы для развития мелкой моторики?
- Двусторонняя интеграция: Использование двух рук вместе с одной ведущей рукой (например, открытие крышки банки рукой, в то время как другая рука помогает, стабилизируя банку).
- Пересечение средней линии: Возможность пересечь воображаемую линию, идущую от носа ребенка к тазу, которая делит тело на левую и правую стороны.
- Сила кисти и пальцев: Способность прилагать силу, преодолевая сопротивление, используя руки и пальцы, что обеспечивает необходимую мышечную силу для контролируемого движения.
- Зрительно-моторная координация: Способность обрабатывать информацию, полученную от глаз, чтобы контролировать, направлять и направлять руки при выполнении такой задачи, как почерк.
- Доминирование рук: Постоянное использование одной (обычно одной и той же) руки для выполнения задания, что позволяет развивать отточенные навыки.
- Разделение рук: Использование только большого, указательного и среднего пальцев для манипулирования, оставляя безымянный и мизинец согнутыми в ладони, не участвуя, но обеспечивая устойчивость для остальных 3 пальцев.
- Манипуляции с предметами: Способность умело манипулировать инструментами (например, способность держать и двигать карандаши и ножницы с контролем) и контролируемое использование повседневных инструментов, таких как зубная щетка, расческа и столовые приборы.
- Осознание тела (проприоцепция): Информация, которую мозг получает от наших мышц и суставов, чтобы мы знали о положении и движениях тела, чтобы мы могли точно контролировать свои движения.
Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с мелкой моторикой?
Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, он может:
- Неуклюже или незрело хватать карандаш для своего возраста.
- Навыки неаккуратного, медленного или трудоемкого рисования, раскрашивания или письма.
- Быстрая утомляемость при наборе текста или использовании мыши на компьютере.
- Возникают трудности (или получается грязный/прерывистый результат) при использовании ножниц.
- Испытываете трудности с выполнением точных манипуляционных задач (например, застегиванием пуговиц, нитками или завязыванием шнурков).
- Не любите точные задачи на координацию рук и глаз (например, строительство).
- Испытывает трудности с самостоятельным выполнением соответствующих возрасту задач по уходу за собой.
- С трудом справляется с новыми задачами на мелкую моторику.
- Легко устает при выполнении мелкой моторики.
Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?
Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, у него также могут возникнуть трудности с:
- Поведение: Он может избегать или отказываться участвовать в выполнении заданий на мелкую моторику.
- Разочарование с точными задачами на координацию глаз и рук.
- Избегание этих задач: Предпочитает, чтобы другие выполняли за них задания на мелкую моторику под их руководством, а не сами (например, «Папа, нарисуй мне дом» или «построй мне ракету» с отказом делать это самостоятельно).
- Проявление академических способностей: Умение хорошо говорить, но трудно продемонстрировать это на бумаге (т.е. писать, рисовать или раскрашивать).
- Самооценка: когда они сравнивают свои навыки с навыками своих сверстников того же возраста.
- Академическая успеваемость: Легкость, с которой учащийся может выполнять академические задания.
- Компьютерные навыки: Способность грамотно пользоваться компьютером для решения академических задач.
Что можно сделать для улучшения мелкой моторики?
- Доминирование рук: Определите, какая рука является доминирующей, и поощряйте ее более частое использование при выполнении точных задач.
- Двусторонняя интеграция: Потренируйтесь использовать обе руки для выполнения задач, а не только одной (например, используйте «действующую руку», чтобы поставить блок, и «помощную» руку, чтобы крепко удерживать конструкцию блока).
- Изоляция пальцев: Практикуйтесь в выполнении заданий, в которых используются только один или два пальца, а не все пальцы одновременно (например, игры в «тыкание»).
- Сила рук и пальцев: Увеличьте силу пальцев, используя в игре колышки и/или зажимы.
- Опыт: Поощряйте получение удовольствия от участия в деятельности вместо того, чтобы сосредотачиваться на «успешном» результате (например, вознаграждать попытки рисования карандашом и бумагой, а не то, действительно ли рисунок похож на машину или дом).
Какие занятия могут помочь улучшить мелкую моторику?
- Нитки и шнуровка: со шнурками и бусинами разных размеров.
- Щипцы или соковыжималки для пакетиков: , чтобы поднимать предметы (например, класть шарики в мраморный лабиринт).
- Манипуляционные игры: , такие как «Подбери палочки» и «Соедини 4».
- Пластилин: Использование пальцев, а не рук целиком; работа с пластилином в воздухе, а не на столе.
- Конструкция: , требующая нажатия и вытягивания пальцами (например, «Mobilo», «K’nex» или «Lego»).
- Хранение строительных материалов в банках с завинчивающимися крышками, которые необходимо открывать и закрывать по мере необходимости в материалах и при их упаковке.
- Ремесло: Делайте вещи, используя старые коробки, коробки для яиц, шерсть, бумагу и клейкую или малярную ленту.
Зачем мне обращаться за помощью, если я замечаю у своего ребенка проблемы с мелкой моторикой?
Терапевтическое вмешательство для детей с нарушениями мелкой моторики важно для:
- Улучшения их способности и упорства в выполнении задач на мелкую моторику, которые необходимы для академических, игровых и жизненных навыков.
- Повысить готовность к школе и успеваемость: навыки раскрашивания, рисования, письма, вырезания и склеивания.
- Помогите моему ребенку развить соответствующие возрасту навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц и молний, открывание коробок для завтрака, завязывание шнурков на ботинках.
- Не допускать, чтобы мой ребенок отвлекался от академической среды из-за трудностей с выполнением мелкой моторики (например, письмом, вырезанием, рисованием).
- Избегайте разочарований, которые испытывают родители, учителя и дети, когда ребенок изо всех сил пытается оставаться вовлеченным в учебу.
- Помогите сохранить и развить позитивное чувство благополучия, связанное с уверенностью в школе, а также с навыками мелкой моторики в играх со сверстниками.
- Убедиться, что мой ребенок не отстает от своих сверстников в развитии почерка, так как это распространенная причина неуспеваемости в учебе.
Если не лечить, к чему могут привести проблемы с мелкой моторикой?
Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, у него также могут возникнуть трудности с:
- Соответствие академическим критериям из-за плохого почерка и/или быстрого физического утомления.