Дом рябушинского: Особняк Рябушинского • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas

30 Май

Содержание

Особняк Рябушинского • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория московской архитектуры. От Василия Темного до наших днейАудиолекцииМатериалы

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

Автор Айрат Багаутдинов

Особняк Рябушинского — образцовое произведение модерна, созданное архи­тектором Федором Шехтелем в 1900–1903 годах. Он находится на углу Малой Никитской улицы и улицы Спиридоновки. Это трехэтажный особняк с очень сложной скульптурной композицией и лаконичными фасадами, в верхней части украшенными майоликовым фризом с изображением ирисов. 

Особняк Рябушинского. Начало XX векаWikimedia Commons

Но прежде чем подробно говорить о его архитектуре, давайте разберемся с тем, что вообще такое модерн. Это движение зародилось в Европе в 1890-е годы, время невероятного по своим темпам научно-технического прогресса. Появ­ляются и распространяются железные дороги, автомобили, электричество, телефон, кинематограф. Художники и архитекторы ощущают себя жителями совершенно новой эпохи, которая требует нового стиля. Австрийский архи­тектор Отто Вагнер в 1896 году написал в своей книге «Современная архитектура»  В оригинале — «Moderne Architektur».: 

«Все современные произведения [искусства]… должны стать наглядны­ми выразителями всего лучшего, свойственного нам, нашего демокра­тизма, чувства собственного достоинства, наших идеалов; в них должны быть учтены огромные достижения науки и техники и свойственный всем современным людям дух практицизма»  Здесь и далее перевод В. Калиша и Е. Классона.. 

Господствовавшая весь XIX век эклектика, или историзм, — архитектура, которая была стилизована под Древнюю Грецию или Древний Рим, готику, ренессанс или барокко, — как бы объявляется банкротом.

Вот что пишет о ней художественный критик Владимир Стасов: 

«…архитектура ловких людей, навострившихся в классах, а потом преравно­душно отпускающих товар… Угодно — вот вам пять аршин „греческого классицизма“, а нет — вот три с четвертью итальянского „ренессанса“. Нет, не годится, — ну, так хорошо же: вот, извольте, остаток первейшего сорта „рококо, Луи Кенз  С французского Louis Quinze переводится как «Людовик XV» — король Франции с 1710 по 1774 год. Луи Кенз называли французское рококо времен Людовик XV, проявившееся в декоративном искусстве и архитектуре.“, а не то — хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то — вот целый пуд русского»  Цит. по: История русской архитектуры. М., 1956.. 

На помощь архитектуре приходит и быстро развивающаяся строительная техника. Появляются стальные каркасы, железобетон, большие листы стекла. Архитекторы призывают найти новый язык для новых материалов. Дадим слово все тому же Вагнеру: «новые цели рождают новые конструкции и, сле­довательно, новые формы»; «Архитектор должен развивать художественные формы только из конструкций».

В Москву модерн приходит на самом излете XIX века, и именно купеческой столице суждено было стать эпицентром русского модерна, ведь основным заказчиком этой новаторской европейской архитектуры были предпринима­тели и промышленники. Двор и чиновники предпочитали более солидную неоклассическую архитектуру. 

Московский модерн во многом вырастает из Абрамцевского кружка  Абрамцевский, или Мамонтовский, кружок был неформальным художественным объеди­нением. Художники, музыканты и другие мастера проводили летние месяцы в усадьбе, работая над своими произведениями, в част­ности уделяя много внимания народному искусству. В Абрамцеве создавались такие картины, как «Девочка с персиками» (1887) Валентина Серова и «Богатыри» (1898) Ивана Репина. Саввы Мамонтова и его же Московской частной русской оперы. Среди их участников были Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров. А ключевой мастер модерна Федор Шехтель большинство своих шедевров создал по заказу братьев Рябушинских — одной из крупнейших предпри­нимательских династий Москвы.

 

При этом модерн в Москве очень разный. Одни архитекторы вдохновлялись французскими или австрийскими образцами — именно так сделан особняк Рябушинского, о котором мы сегодня поговорим. Другие стремились создать специфически русский стиль и переосмысляли средневековую архитектуру: так появился Ярославский вокзал того же Шехтеля или храмовые постройки, например Марфо-Мариинская обитель Алексея Щусева на Ордынке в Москве. Третьи создавали строгую, рациональную архитектуру, которая как бы пред­рекала весь ХХ век. Скажем, у того же Шехтеля есть торговый дом Московского купеческого общества, около станции метро «Лубянка», который выглядит так, как будто его построили там десять лет назад, — совершенно современный бизнес-центр.

1 / 3

Ярославский вокзал. Открытка. Начало XX векаpastvu.com

2 / 3

Церковь Покрова в Марфо-Мариинской обителиWikimedia Commons

3 / 3

Торговый дом Московского купеческого обществаWikimedia Commons

А теперь перейдем к разговору об особняке Рябушинского. Когда заходит речь о шедеврах архитектуры, мы, как правило, восхищаемся архитектором, реже — работавшим с ним инженером, совсем редко — заказчиком. А ведь без умного, тонкого, открытого новому и, кстати, готового тратить деньги заказчика хорошая архитектура просто невозможна — такова уж специфика этого самого дорогого из всех искусств. 

Особняк Рябушинского — это счастливый случай, когда встретились талантли­вый архитектор и выдающийся заказчик. Степан Рябушинский был не только предпринимателем и банкиром, совладельцем банкирского дома братьев Рябу­шинских и завода АМО, который потом будет называться ЗИЛ, но и коллек­цио­нером икон и церковной утвари. Он изучал иконопись, писал о ней статьи, был почетным членом Московского археологического института, открыл в доме реставрационную мастерскую и вроде бы даже собирался открыть музей иконы. Его собрание икон в значительной степени сформи­ровало ту коллек­цию, которой сегодня владеет Третьяковская галерея. 

Пожалуй, главным героем московского модерна был архитектор Федор Шехтель, хотя судьба у него была непростая.

Шехтель учился на архитек­турном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но недолго: на третьем году обучения он был отчислен из-за плохой посе­щаемости. Впрочем, у пропусков была объективная причина — необходимость ухаживать за заболевшей матерью.

 

8 цитат из писем Федора Шехтеля

К 160-летию великого русского архитектора рассказываем о его жизни

После Шехтель долгое время работал помощником разных московских архи­текторов, строивших в духе эклектики. Но уже особняк Морозовой на Спири­до­новке середины 1890-х годов Шехтель не просто стилизует под готику — он создает сложную композицию, которая рассказывает нам об устройстве здания, изобретает свои собственные детали, например, фонари. 

Особняк Морозовой. Открытка. Начало XX века
Wikimedia Commons

Как уже было сказано, особняк Рябушинского — одно из самых наглядных произведений модерна. Подробно разглядеть это здание вы можете в допол­нительном материале к нашему курсу, а я схематически опишу характерные черты этого памятника.  

Рассматривать произведения архитектуры удобнее, двигаясь от большого к малому. Сначала посмотрим на композицию здания, его форму и соотно­шение частей. Особняк Рябушинского лишен статики. В глазах рассматри­вающего он постоянно двигается, как бы перетекает. Композиция здания асимметричная, свободная. До модерна композиция здания была задана каноном. Городской особняк обычно выглядел как кирпичный паралле­лепипед, парадным фасадом выходящий на красную линию  Красная линия — условная граница, которая отделяет проезжую часть или незастроенную территорию, например площадь, от террито­рии застройки. улицы, и оформлялся симметрично. Планировка при этом могла быть совершенно случайной — как сложится. Модерн предложил новый подход к проектиро­ванию — изнутри наружу. С одной стороны, архитектор стремился наиболее удобным для заказчика образом скомпоновать помещения в доме: комфорт в это время выдвинулся на передний план. С другой стороны, архитектор пытался добиться скульптурной, динамичной, сложной композиции.

В особняке Рябушинского объемы закручиваются наподобие спирали или улитки. Мотив роста, движения становился метафорой бурного, мятущегося начала ХХ века. 

Особняк Рябушинского© РИА «Новости»

Второе, о чем следует поговорить, — это материалы и конструкции, которые использовались в эпоху модерна. До модерна архитекторы боялись оставить свободным даже квадратный метр стены. Они расчленяли ее по высоте и ши­ри­не, покрывали орнаментом, заполняли наличниками, лепниной и другими украшениями. А вот архитекторы модерна пропагандировали честную демонстрацию материала. Фасад особняка Рябушинского — плоский, без скульптур или колонн. Практичная плитка на фасаде не притворяется ничем иным, штукатурка не представляется мрамором, лепнина не имитирует камень, как бывает в классицизме и эклектике. 

Наконец, последнее — это декор. Среди немногочисленных украшений в глаза сразу бросаются фриз с ирисами, оконные рамы в виде ветвей деревьев и огра­да со спиральным орнаментом. Вообще в модерне очень много природных мотивов, потому что люди рубежа XIX–ХХ веков переживают первую волну урбанизации. Сегодня нам сложно это представить: на их глазах города запол­няются железными дорогами, вокзалами, заводами, большими жилыми дома­ми и так далее. Поэтому они хотели привнести природу хотя бы в интерье­ры и экстерьеры своего жилища. 

Фрагмент фриза с ирисамиWikimedia Commons

Но вот что важно: когда мы смотрим на детали, мы не замечаем, чтобы они повторяли какие-то уже имеющиеся элементы предшествующих исторических стилей. Детали придуманы самим архитектором. Например, дом венчает карниз, но он необычный — плоский и далеко вынесенный. Вокруг окон есть наличники, но они не похожи на те, что встречались в архитектуре прежде: они какие-то совершенно самобытные. Крыльцо опирается на пилоны необычной формы, которые плавно перетекают в ограду. Таким образом, Федор Шехтель придумал детали сам — он выступает как полноправный творец, он не повто­ряет, а изобретает. Это изобретательство — важная черта модерна.

Парадная лестница особняка РябушинскогоWikimedia Commons

В заключение немного скажу о бытовании дома. Рябушинский недолго владел особняком. После революции его национализировали, размещали там различ­ные учреждения, а в 1930-х годах поселили писателя Максима Горького, и сего­дня здесь находится его дом-музей. В особняке почти полностью сохранились оригинальные интерьеры, созданные Шехтелем. Все они сделаны крайне изобре­тательно, но изюминкой является парадная лестница — пожалуй, шедевр интерьерного искусства мирового значения, — поэтому не премините заглянуть в этот музей.  

Расшифровка

Три очень страшные песни

Хор ведьм из оперы «Макбет», колыбельная с пожеланием смерти ребенку и японская песня для игры, в которой водящий — демон. По случаю Хеллоуина попросили музыковедов и фольклористов рассказать о самых страшных песнях. Полную версию материала слушайте в приложении «Радио Arzamas»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

10 минут

1/12

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века

Читает Сергей Кавтарадзе

Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века

12 минут

2/12

Успенский собор Кремля

Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить

Читает Сергей Кавтарадзе

Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить

13 минут

3/12

Храм Покрова, что на Рву

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

Читает Сергей Кавтарадзе

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

13 минут

4/12

Церковь Троицы в Никитниках

Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье

Читает Алла Аронова

Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье

14 минут

5/12

Лефортовский дворец

Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты

Читает Алла Аронова

Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты

22 минуты

6/12

Сенатский дворец

В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену

Читает Алла Аронова

В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену

16 минут

7/12

Храм Христа Спасителя

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

Читает Алла Аронова

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

10 минут

8/12

Особняк Рябушинского

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

Читает Айрат Багаутдинов

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

14 минут

9/12

Дом Наркомфина

История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях

Читает Айрат Багаутдинов

История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях

16 минут

10/12

Главное здание МГУ

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

Читает Айрат Багаутдинов

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

14 минут

11/12

Дворец пионеров на Воробьевых горах

Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма

Читает Айрат Багаутдинов

Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма

19 минут

12/12

Дом «Патриарх»

За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня

Читает Айрат Багаутдинов

За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня

Материалы

Архитектура Москвы в деталях

Барабаны, кокошники, пилястры и другие характерные черты 12 зданий — героев лекций курса

Из каких городов выросла Москва

Рим, Нью-Йорк, Пекин и другие города, проявившие себя в московской архитектуре

Квартирный вопрос в Москве до революции

Барские квартиры, дачи в Кунцеве и 3 комн. для одинок. в тих. интелл. нем. сем.

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Дом недели: особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской

Город

,

3 мин. на чтение

Дом недели: особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской

Евгения Гершкович

Домик за калиткой, ведущей в сад на углу Малой Никитской и Спиридоновки, — бесспорный opus magnum Федора Шехтеля.

Когда произносят «русский модерн», перед глазами первым делом появляется особняк Рябушинского.

Тем не менее особый охранный статус с определением наиболее ценных элементов здания 1900–1902 года постройки, расположенной по адресу Малая Никитская, 6/2, стр. 5, город определил месяц назад.

В списке уникальных объектов оказались парадное крыльцо, лестницы, балконы, крыши, световой фонарь на парадной лестнице, символизирующей духовное восхождение, светильник-медуза на вершине этой же лестницы из эстонского вазалеммаского мрамора, плафон, зенитный фонарь сводчатой старообрядческой молельни, а заодно и композиция с планировкой особняка.

В общем, все то, чем уже тогда модный, но недавно получивший право «производить работы по гражданской строительной и дорожной частям» архитектор поразил воображение заказчика, банкира и фабриканта, 26-летнего Степана Павловича Рябушинского, поразить которого, казалось, было уже нечем.

Наследники баснословных состояний, купцы-миллионеры сами заставляли вздрогнуть Москву широтой размаха.

Таковыми были и Рябушинские, выходцы из деревни Ребушки близ Боровска, имевшие прозвание Стекольщиковы. Перебравшись в Москву с 1820-х годов, стали именоваться Рябушинскими.

Пройдет не так много лет, и купцы уже станут владельцами Банкирского дома братьев Рябушинских, преобразованного в Московский банк, образуют Товарищество Московского автомобильного завода (АМО), впоследствии ставшее ЗИЛом.

Своим проектом Шехтель рвал веками сложившиеся градостроительные шаблоны. Зритель не мог определить, какой из фасадов двухэтажного особняка, облицованного светлым глазированным кирпичом, тут главный. И это было новостью, модерном!

Казалось бы, главный должен быть ориентирован на улицу. Но в постройке Шехтеля все фасады обладали равной выразительностью и претендовали на центральную партию.

Кстати, в те годы он был еще Францем Альбертом. Федором Шехтель, баварский немец, станет, лишь приняв православие в 1915 году.

«Построить дом лучше, чем у Саввы Морозова» — вот такую первостепенную задачу поставил Степан Рябушинский перед архитектором, только что закончившим строительство дома по соседству собственно для Саввы Морозова.

Шехтель, имевший за плечами театральный опыт, буквально написал сценарий для будущего объекта и жизни в нем. Он придумал отдельный мир со своей философией.

«Поясом драгоценным мерцающих орхидей» из смальты были перехвачены внешние стены дома и его асимметричные выступы.

Спираль ограды напоминала о бегущей морской волне. Балконные решетки вторили рисунку рыбьей чешуи или, возможно, паутины.

Внутри жилища автор полностью отказался от традиционной анфиладно-коридорной системы и закрутил все пространство вокруг центральной лестницы-волны, символа постоянного движения. Впрочем, этот прием уже апробировался им в особняке Морозовых.

Большие же окна во всю стену комнаты — панорама — были в то время не меньшим новаторством.

Голубовато-синие витражи, волнообразный рисунок паркета, лилии и саламандры колонны на верхнем этаже, лепнина камина в виде женщины-бабочки погружали интерьер в мир природы и фантазии, но вместе с тем делали его весьма повествовательным.

Не всем нравилось то, что делал Шехтель. Например, Корней Чуковский вынес такой вердикт: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина».

Максим Горький, вернувшийся из итальянской эмиграции и доживающий свои дни в этом особняке, модерн терпеть не мог. «Дом нелеп, но работать можно», — снисходительно бросил пролетарский писатель и, говорят, сбил ту самую раздражающую его бабочку с камина. Горький работал тут над эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

Степан Рябушинский же с семьей, женой Анной Прибыловой, детьми Еленой и Борисом, которым не удалось долго пожить в особняке на Малой Никитской, в 1917 году, наоборот, эмигрировал в Италию, в Милан. Коллекция икон, которую Степан Павлович долгие годы любовно собирал, останется в России.

В бывший купеческий, но уже национализированный особняк вскоре въедет Госиздат, затем институт психоанализа, потом в шехтелевских интерьерах заработает детский сад для детей партработников, куда будут водить и Василия Сталина.

Последним учреждением, перед тем как в 1931 году в дом поселят Горького, стало ВОКС — Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.

Музей Горького в особняке Рябушинского откроется в 1965 году.

Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com

Максим Горькийособняк Рябушинскогорусский модернСтепан павлович РябушинскийФедор Шехтель

Подписаться:

Дом Рябушинского, Малая Никитская улица, Москва, Россия, 1902 год. Художник: Неизвестен # 2485390

Вернуться к эскизам

Дом Рябушинского, Малая Никитская улица, Москва, Россия, 1902 год. Художник: Неизвестен 2

3

8

8 485-390 — © Fine Art Images/Heritage Images

Дом Рябушинского, Малая Никитская улица, Москва, Россия, 1902 год. Дом Рябушинского спроектирован в стиле модерн по проекту Федора Шехтеля и построен в 1900. Он был подарен писателю Максиму Горькому в 1930-х годах, когда он навсегда вернулся в Советский Союз из Италии, и сегодня в нем находится Музей Горького. Находится в собрании Российского государственного кинофотоархива, г. Красногорск.


Image Details


People Information
  1. Unknown, attributed to : :
  1. Fyodor Schechtel: Russian: Architect
  2. Maxim Gorky: Russian: Author, political activist

  1. Photograph

World