Особняк Рябушинского — Другая Москва
Я недавно увидела по Москве 24 репортаж из этого музея и поняла — надо идти! Почему-то как-то я про это здание никогда особенно не знала, а если знала, то не придала значения, а зря.В общем пошли мы смотреть на красоту и не пожалели!

Мы, в основном, пошли смотреть на архитектуру — стиль раннего модерна. Но пришлось еще и на наследие СССР там полюбоваться.
Совершенно отрясающее строение 1900-1903годов архитектора Шехтеля.
Вокруг здания еще и участочек есть с садиком, надо сюда летом приехать, полюбоваться всем этим.
Особенно самим зданием снаружи, так как в этот раз было не очень то и жарко и мы не задержались на улице, а поспешили скрыться в теплых помещениях.
Заходишь в музей и попадаешь в совершенно невероятную сказку! Холл великолепен! Но, мы сразу пошли рассматривать помещения.
Заглянули в кабинет секретаря Горького, который жил тут несколько лет и сейчас музей посвящен как бы ему (Горькому, а не секретарю), но по мне так это незначительный момент истории этого дома лично для меня, а основное это все-таки сам дом, как он есть, имха, извините фанаты Горького (тем более он сам этот дом не любил).
Тут как раз максимально про Горького и его работу на правительство, мы посмотрели одним глазом и сначала пошли на красоту смотреть.
Вот это вау вау!
Комната моей мечты. Деревянные шкафы по периметру с книгами и кресло и большое окно! Обожаю такое!
Окна на первом этаже меня совершенно заворожили. И какой же уют привносит абажур с бахромушками над столом, мими )
Потолок! Эффект потолка такой: как будто ты лежишь на лугу и смотришь сквозь траву и цветы на небо. Улитки там всякие ползают, а ты валяешься и наслаждаешься жизнью.
Красиво невероятно! Мрачновато, правда и подсветка, как будто тут померли все, но. 
Очень много дерева в интерьере. И как оно искуссно обработано.
Дверные ручки это отдельный элемент для рассматривания.
В кабинете Горького много вишен.

Это парадный вход, который сейчас, к сожалению закрыт, от него открывается фантастический вид на витражи.
Кабинет Горького.
Ему нравилось работать в знакомой обстановке и он везде где жил старался сделать кабинет совершенно идентичным.
Особенно стол.
Главное, чтобы не было никаких ящиков и полок, так как в них мысли застаиваются и теряются. 
Много нэцкэ. Я помню, в детстве они мне нравились очень, а сейчас совершенно никаких эмоций не вызывают. Хотя да, красиво.
Маша тоже снимает красивые окошки.
Вокруг них на деревянных панелях тоже вишни. 
Лампы очень красивые! В центре этот шар из кусков толстого стекла невероятный! Но эти энергосберегающие лампы это прям эээ. Уж такие бы вещи оставляли в их первозданном виде, выглядит крайне нелепо.
Спальня. Почему-то мрачное впечатление на меня произвела. Как будто склеп, а в нем гроб, извините. Потолки высокие, помещение маленькое, создается впечатление колодца, еще и плесень на стенах, неуютно. Мне бы тут все время кошмарики снились.
Дракоша милый зато.
Перемещаемся из спальни снова в кабинет.
Там карта индустриализации. Сколько и где было построено фабрик, заводов, пароходов.
Тут нас взяла в оборот смотрительница и провели мы в этой комнате минут 15, слушая подробности из периода жизни Горького, когда он писал про достижения СССР. 
Горькому приходилось многое делать для Сталина и его правительства, ему изначально даже симпатизировали новые темпы развития страны и прочее, но потом он стал критиковать методы и способы достижения. Так как он был уже довольно знаменит и почитаем, то его просто так не запихнешь же в тюрьму за инакомыслие. Сослали его надолго в Италию. Чтобы не возмущался тут при всем честном народе.
В этой гостинной принималось огромное количество гостей, студентов и прочее. Можно попросить показать фотографии, там прямо толпы в этой комнате. И вообще, кадры очень интересные.

Тут тоже и окно и потолок затейливые.
Еще раз о парадном входе (мы там просто кругами шатались, поэтому фото тоже по кругу немного повторяются).
Витраж играл роль эффекта большого пространства, как будто за окном лес.
А вот эти шкафы по бокам мы потом увидели на старых фото в гардеробе. Не забудьте там все рассмотреть, кстати, а не только куртку взять с вешалки, все стены в исторических фотографиях.
Жаль, что не сняла плитку на полу. От дверей надо подняться по 3м ступенькам и плиткой выложено, как будто ты выходишь из воды на поверхность.
Вместо шкафов были такие вот бабочки! Потрясающе просто! А в гостинной стоял большой белый камин, который, к сожалению, не сохранился.
Ну и на десерт, самое красивое на первом этаже — невероятная, космическая, гаудическая лестница!
Когда входишь от восторга пропадает дар речи. Как же прекрасно, что это все сохранилось до нашего времени (ах, а сколько всего нет…)
Волшебство!
Кстати, снизу светильник «медуза» превращается в «черепаху», если посмотреть на него сверху.
Переход от первого этажа на второй. Не очень мы поняли назначение этого балкончика, ведущего из ниоткуда в никуда.
Видимо, для красоты. 
На втором этаже архитектура скучная. Можно рассмотреть всякие картины, исторические фото и документы. Освещение неуютное, стены жуткого цвета, волшебство первого этажа рассеялось.
Колонна с ящерицами около лестницы.
Есть еще молельня, но она была закрыта, когда мы пришли, к сожалению.
А вот тут можно стоять и любоваться завороженно всеми изгибами этой волны.
Все, окультурились, устали 🙂
Пора двигать есть горячий супчик и гулять.
Бахилки из последней коллекции музея. 
Отличный музей, мне понравилось очень, рекомендую посетить, тем более он бесплатный.
Иностранцы и группы русских экскурсий почти в каждой комнате. Пользуется популярностью место! И да, брали бы хоть по 50р за вход. Такое архитектурное чудо надо сохранить.
Фотосъемка 100р
http://www.museum.ru/M402
anothercity.livejournal.com
Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
Этот архитектурный шедевр на Малой Никитской подтверждает тот факт, что лучшие особняки русского модерна в России находятся в Москве.
Особняк Степана Павловича Рябушинского, возведённый Фёдором Осиповичем Шехтелем, – уникальное творение в стиле модерн.
Степан Павлович Рябушинский был представителем знаменитой в России династии промышленников и банкиров. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб – знак высокого качества изделий. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день.

Особняк Рябушинского
Летом 1900 года на Малой Никитской начались строительные работы. Вдоль улицы в те годы стояли невысокие деревянные или каменные дома. Улица выглядела весьма провинциально: разнокалиберная пернатая живность, гулявшая по разбитой булыжной мостовой, заросли сирени и уютный аромат самоварного дымка. И вот здесь архитектору было необходимо разместить уникальную городскую усадьбу (дом, внутренний двор и службы – прачечную, дворницкую, кладовую, гараж и конюшню). Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель, работы которого особенно нравились заказчику.
Заказчиком особняка был один из представителей третьего поколения династии Рябушинских – Степан Павлович.
Архитектор Фёдор Осипович Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. А ещё он был фантазёром и большим экспериментатором. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, и построенные им здания стали определять внешний вид ансамблей Москвы. В начале ХХ века главными заказчиками профессиональных мастеров были русские капиталисты, промышленники и банкиры. Оно стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.
Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Ведь сразу три издательские фирмы начали издавать открытки с изображением усадьбы Рябушинского.
Дом на Малой Никитской стал образцом классического особняка раннего модерна. В противовес «фасадной» архитектуре здесь торжествовал кубический объём. Его подчеркивали горизонтали сильно вынесенных вперёд плит карниза и прихотливо асимметричные выступы стен. Индивидуально неповторимые пластика балконов и массивы крылец утверждали равноценность всех фасадов.
Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон. Украшением особняка является проходящий по периметру верхней части широкий мозаичный фриз с изображением ирисов.
Рационализм планировки внутренних помещений группируется вокруг парадной лестницы. Он сочетается с иррациональностью изощренных и изысканных форм декора. Парадная лестница холла, выполненная в форме волны, – главное, что завораживает в интерьере. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира.
Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат – растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера. Уникальна каждая деталь интерьера: ручки дверей, паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой, колонна с лилиями и саламандрами в капители или колонна, основание которой обвито клубками змей, обои с наскальными рисунками. При уникальности и индивидуальности каждой детали все вместе они создают чувство единения с миром природы. Кажется, что в этом доме кипит особенная жизнь.
Каждая комната, благодаря отказу архитектора от анфиладного принципа расположения помещений, обрела самостоятельность и обособленность. И вместе с тем зодчему удалось отчетливо выразить стремление к объединению внутреннего пространства, его свободной текучести. Все детали отделки интерьера, вплоть до осветительной арматуры, мебели, тщательно продуманы и наделены эстетической ценностью, красотой и комфортом. Это и рельеф, украшающий камин, и металлическая решётка в тимпане арки дверного проема столовой, и его деревянное обрамление, и железный каркас люстр, и многое, многое другое.
Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.
Были в особняке и свои секреты – тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение. С улицы его не разглядеть, да и, войдя в дом, вряд ли можно легко обнаружить. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и – вновь подняться по чёрной лестнице. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись. Она максимально стилизует небольшую комнату под древнюю церковь.
После революции 1917 года особняк опустел. Вынужденная эмиграция стала для Степана Павловича Рябушинского единственным спасением от обвинений нового режима. Ведь все Рябушинские были объявлены символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства.
Особняк принадлежал попеременно наркомату по иностранным делам, государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. В 1931 году в особняке поселился Максим Горький. Поселился на первом этаже, так как подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателю было сложно. А наверху устроилась его семья – сын с женой и внучки. В помещении бывшей молельни невестка Горького устроила мастерскую живописи. Вкусы самого Горького отразились в обустройстве кабинета. Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького – за таким столом он привык работать. Вдоль стен – шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция – пролетарский писатель собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков. При Горьком особняк стал центром культурной и литературной жизни Москвы, здесь за столом у самовара собирались известные люди. Именно в этом доме Иосиф Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Здесь в 1936 году Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) скончался.
Известно, что необычный особняк вызывал непохожие чувства у людей, проживавших здесь в разное время, – от восторга у молодого Рябушинского до раздражения у Горького, считавшего дом нелепым.
В 1965 году здесь был открыт мемориальный музей Горького. Ну, а сам особняк остается памятником его создателям – Степану Павловичу Рябушинскому и Фёдору Осиповичу Шехтелю.
Поделитесь на страничке Следующая глава >history.wikireading.ru
Особняк С. П. Рябушинского Википедия
| Здание | |||
| Особняк Степана Павловича Рябушинского | |||
|---|---|---|---|
| Особняк Рябушинского | |||
| Особняк Рябушинского, 2012 год
| |||
| 55°45′29″ с. ш. 37°35′46″ в. д.HGЯOL | |||
| Страна |
| ||
| Город | Москва | ||
| Архитектурный стиль | модерн | ||
| Автор проекта | Фёдор Шехтель | ||
| Архитектор | Фёдор Осипович Шехтель[1] | ||
| Дата основания | 1902[1] | ||
| Строительство | 1900—1903 годы | ||
| Статус | охраняется государством | ||
| Состояние | удовлетворительное | ||
| Медиафайлы на Викискладе | |||
Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего
ruwikiorg.ru
Дом Рябушинского Википедия
Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре [2]. С 1965-го в здании располагается музей-квартира Горького[3].
История
Строительство
Фотография особняка Рябушинского, 1902[4] годСтроительство городской усадьбы Степана Рябушинского началось летом 1900 года на Малой Никитской улице, в самом центре Москвы. По задумке владельца, на территории имения, помимо здания особняка, должны были расположиться хозяйственные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. Воплощение замысла Степан Рябушинский поручил архитектору Фёдору Шехтелю, неординарные творения которого производили на предпринимателя особенно сильное впечатление[5].
Территория будущей усадьбы вплотную прилегала к Малой Никитской улице, однако заказчик хотел, чтобы главный корпус имения находился в глубине участка. Чтобы осуществить идею Рябушинского, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Этот приём позволил создать воздушное пространство между улицей и особняком, зрительно отодвинув здание вглубь. В 1903 году строительство завершилось, и вскоре семья поселилась в усадьбе
В нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Увлекавшийся археологией, Степан Рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил немало усилий для развития этой малоизученной области искусствоведения. В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую и пригласил для работы известных московских реставраторов — Алексея Васильевича и Александра Алексеевича Тюлиных. В стенах особняка они восстановили такие иконы из коллекции Рябушинского, как Архангел Михаил (первая половина ХIV века), Образ Божией Матери Одигитрии Смоленской (XIII век), Митрополит Пётр (ХIII век). Несколько десятков икон из коллекции мецената хранятся в Государственной Третьяковской галерее[7].
После Революции
Икона Божьей Матери Одигитрия из коллекции Рябушинского, вторая половина XIII века
Максим Горький и Иосиф Сталин, 1932 год
Кабинет Горького, 2010 годПосле Революции 1917 года семья Рябушинских имигрировала в Италию, а особняк перешёл в собственность городских властей. Недолго в усадьбе пребывали отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел (1917—1919 годы) и Госиздат (1919—1921 годы)[8]. Как планировка дома, так и сохранившаяся мебель не подходили для полноценного функционирования подобных организаций. Через несколько месяцев после переезда заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан потребовал «предоставить для архива в особняк Рябушинского необходимые шкафы и прочие принадлежности»[9].
В 1921-м здание было отдано в ведомство Русского психоаналитического общества во главе с профессором Иваном Ермаковым, где начал свою исследовательскую деятельность выдающийся советский психолог Александр Лурия. Он оставил восторженные воспоминания о работе в необычном здании:
| Я стал — в возрасте двадцати одного года — ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков… Нам дали прекрасный дом — особняк Рябушинского. Я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором — психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили[10]. |
В 1921 году в здании расположился специализированный детский сад Детский дом-лаборатория «Международная солидарность». Это было экспериментальное учреждение, созданное при поддержке Льва Троцкого и Надежды Аллилуевой. Место заведующей заняла видный партийный деятель и педагог Вера Шмидт. Задачей служащих являлось применение метода детской психоаналитической педагогики для воспитания новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков. Половина посещавших детский сад происходила из семей большевистской элиты: дети Якова Свердлова, Тимура Фрунзе, а также младший сын Иосифа Сталина Василий, — в то время как вторую часть составляли сироты. Пол ребёнка не играл роли при наборе в группы, а воспитатели призывали подопечных не скрывать своих сексуальных эмоций. «Никаких стеснений и никаких обязательств!» — писала Вера Шмидт в дневнике о своей методе[11]. Выбор особняка на Малой Никитской не случаен: его фантастические и глубоко аллегоричные интерьеры нашли новую интерпретацию, а именно бессознательного и духовной эволюции личности. Враждебное отношение Владимира Ленина к психоанализу как буржуазному учению, обнаруженное в документах Клары Цеткин после его смерти, а также сомнения в эффективности эксперимента привели к закрытию детского сада в 1925 году[12][9][13]. Позднее особняк заняло Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС)[8][9].
Квартира Горького
В 1931 году на территории усадьбы были размещены Максим Горький и его семья, вернувшиеся из Италии. Ещё до Революции и отъезда из России Горький с пренебрежением отзывался об особняке и называл его «нелепым». В 1931-м писатель окончательно решил вернуться в Москву и, узнав о предполагаемом месте размещения, просил своего секретаря Петра Крючкова отложить вопрос о поселении до личного приезда:
| Но я совершенно точно знаю, что моё поселение во дворце или храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях[9]. |
Своего мнения Горький не изменил и после переезда. В письме французскому писателю Ромену Роллану он использует тот же эпитет — «нелепый дом, но работать можно». Именно в этом особняке в начале 1932 года состоялась встреча Горького и Сталина с писателем Михаилом Шолоховым, на которой решилась судьба третьего тома «Тихого Дона» и романа «Поднятая целина». Оба произведения было разрешено опубликовать[14]. В октябре того же года Сталин и Горький дважды проводили ночные встречи с советскими писателями, на которых помимо известных литераторов: Михаила Шолохова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, — также присутствовали члены политбюро. Драматург Леонид Леонов вспоминает происходившее следующим образом:
| Встречался я со Сталиным, встречался… не раз… Картина есть у художника Яр-Кравченко, она сохранилась в литературном музее: в Рябушинском особняке, у Горького, Политбюро со Сталиным, и мы, писатели, человек пятнадцать. Там Горький и Сталин за столом, и Маленков, Молотов, Андреев, все сидят, а на первом месте кресло, а в кресле я сижу, молодой, приятный. Было дело… Это были страшные времена. И Ягода тоже был с нами, главный шеф Леопольда Авербаха, председателя РАППа… страшный человек был, такой бледный, маленького роста…[15] |
На этой встрече возник и наполнился конкретным содержанием термин «социалистический реализм», определённый как идеологическая платформа нового советского искусства. Литературовед Корнелий Зелинский, присутствовавший на собрании, приводит комментарий Сталина:
| Художник прежде всего должен правдиво показать жизнь. А если он правдиво будет показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведет ее к социализму. Это и будет социалистическое искусство. Это и будет социалистический реализм[16]. |
Тогда же нашли поддержку идеи организации первого съезда советских писателей, а также строительства в Москве литературного института, который предложили назвать в честь Горького[17][18][19].
В особняке за писателем было установлено пристальное наблюдение сотрудников ОГПУ: в прихожей сидел комендант И. М. Кошенков, который вёл подробную запись всего происходящего. Во время реставрационных работ в середине 1970-х годов в одной из стен дома обнаружили громоздкое подслушивающее устройство. Историки полагают, что нежелание Сталина поселить писателя в более скромном месте было обусловлено невозможностью незаметно осуществлять наблюдение за ним на меньшем пространстве[20]. Таким образом, опасения Горького, писавшего Елене Булгаковой: «Здесь за каждой дверью есть ухо», — оказались вполне оправданными[21].
Горький инициировал некоторые изменения в интерьере. Гостиная Рябушинских была преобразована в библиотеку и заставлена шкафами по периметру стен. Один из двух кабинетов на первом этаже переоборудовали под спальню[10]. Монументальный камин с полуобнаженной женщиной-бабочкой, декор которого смущал писателя, убрали из гостиной, после чего найти его не удалось[9][22]. На этом месте Горький расположил коллекцию декоративных статуэток из слоновой кости — нэцкэ, — которую он собирал на протяжении последних тридцати лет жизни, а в прихожей разместились глиняные горшки, привезённые из Средней Азии[23][8].
Насыщенная история особняка нашла отражение в стихотворении московского поэта Владимира Дагурова «Никитские ворота»:
| А в постройке классической той, Где березы прильнули к фрамугам, Рядом экспроприирован был |
Музей Горького
Витражный пейзаж в прихожей, 2013 годВо время Великой Отечественной войны служебные постройки усадьбы были преобразованы в семейное жильё, в 1942—1945 годах в одной из них квартировал писатель Алексей Толстой[25]. После смерти Горького в особняке осталась вдова его сына Надежда Пешкова, которая внесла существенный вклад в создание музея имени писателя. Его официальное открытие состоялось 28 мая 1965 года. Новый комплекс оказался своеобразным продолжением литературного музея Горького по улице Поварской (бывшей Воровского), дом 25, созданного в 1937-м по распоряжению ЦИК. Необходимость открытия филиала была обусловлена интенсивным пополнением музейного фонда[3].
Экспозиция музея расположена в пяти мемориальных комнатах: библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской, — в которых сохранена подлинная обстановка и личные вещи Горького. В библиотеке на первом этаже особняка хранится книжная коллекция писателя, насчитывающая 12 тысяч томов, включая редкие дореволюционные книги по востоковедению, которым увлекался литератор. Все экземпляры расставлены в порядке, который был удобен автору для работы[26]. Одним из важнейших направлений научной деятельности музея как одного из комплексов Института мировой литературы имени А. М. Горького является описание этих коллекций. В 1981 году был составлен двухтомный труд «Личная библиотека А. М. Горького в Москве. Описание», представляющий собой первый перечень книг данного собрания[27]. На втором этаже две комнаты занимает экспозиция, посвящённая годам жизни Горького после возвращения из Италии. Остальные не доступны для посетителей, так как в них хранится музейный фонд. Пространство в подвале отдано выставке, знакомящей с Шехтелем и первыми владельцами дома[28].
В ноябре 2011 года, когда Департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам столицы, особняк Рябушинского стал вторым по популярности объектом, уступив сталинским высоткам[29]. В январе 2018 года некоторые московские СМИ ошибочно сообщали, что сотрудники Третьяковской галереи планировали создать в особняке Рябушинского на Малой Никитской музей о частном коллекционировании[30]. Тем не менее это выставочное пространство планировали разместить в особняке Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке, где некоторое время проживала семья Третьяковых[31][32].
Архитектура
Балкон со спиралевидными глазами сов на фоне фриза с орхидеями, 2007 год Арочный проём между столовой и холлом, 1900-е годыАрхитектурный стиль Шехтеля испытал сильное влияние европейского модерна, в первую очередь, основателя Дармштадской колонии художников Йозефа Ольбриха, популярного в Европе на рубеже веков. Его стиль послужил вдохновением для многочисленных композиционных, смысловых и стилистических решений особняка Рябушинского. По мнению архитектора Ильи Бондаренко, Шехтель почерпнул многие аспекты в книге 1899 года «Идеи Ольбриха». В издании детально описывается дом Макса Фридмана в Хинтербрюле под Веной, который значительно напоминает особняк Рябушинского: сходство обнаруживают формы лоджии, выходящей в сад, а также особенности декоративной резьбы. В деревянной отделке усадьбы нашли отражение экстравагантные дизайнерские эксперименты французского ар-нуво и английского модерна. Заимствовав технические и стилистические решения, Шехтель наполнил их собственным содержанием, что сделало особняк независимым и целостным архитектурным объектом[33].
Развитие в Европе и России стиля модерн, помимо множественных стилистических и декоративных изменений, ввело в моду новый тип центрических планировок. Подобная структура подразумевала выделение композиционного центра, вокруг которого возводилось здание. Главные элементы определяли общие пропорции строения. Во многом поэтому для описания архитектуры модерна, в том числе работ Шехтеля, нередко используют метафору зародыша (центра), из которого растение (здание) развивается в стороны и ввысь[2]. К ядру особняка Рябушинского — парадной лестнице — тяготеют другие объёмы здания. Особую значимость получает вертикальное направление, увеличивается композиционная роль лестницы и семиотических акцентов на подъёме и спуске[34].
Прошлое Шехтеля, работавшего декоратором в театре Михаила Лентовского, нашло отражение в его постройках. Стремление к театральным аллюзиям угадывается в особенностях планировки его особняков. Архитектор заполняет верхние части арочных проёмов декоративной композицией со спиралевидными узорами, что создаёт эффект пространственных планов, применяемых в театральных порталах. В особняке Рябушинского таковым является просторный проём между столовой и холлом[35].
Окна индивидуальны по размеру, форме и декоративному оформлению, которое сочетается с рисунком ограды лоджий. Решётки окон напоминают вьющиеся ростки дерева, а балконная решётка уподоблена рыбьей чешуе. Спираль являлась авторской особенностью орнаментики Шехтеля: в особняке, помимо растительных завитков, примечательны также созданные из спирали глаза сов на балконах. Верхняя часть здания украшена проходящим по периметру широким мозаичным фризом с изображением орхидей. Окна и их обрамления, фриз и карниз особняка намеренно укрупнены Шехтелем для создания гиперболизированного эффекта, выделявшего здание на фоне остальных. Визуально одинаковые оконные проёмы четырёх этажей на самом деле последовательно уменьшаются, придавая постройке бо́льшую высоту[36].
Помимо архитектурного новаторства, проект Шехтеля отличала техническая оснащённость. Например, им была создана система кондиционирования помещений, близкая к современной: воздух циркулировал по зданию с помощью каминов и через решётку выходил у подножья лестницы. Находившаяся в подвальном помещении кухня соединялась со столовой лифтом, что позволяло моментально доставлять блюда к столу [9][23].
Интерьеры
Парадная лестница-волна с лампой-медузой, 2013 год Потолок первого этажа особняка, 2010 год Капитель колонны, украшенная лилиями и саламандрами, 2013 годСтилистическое оформление особняка представляет завершённую сотериологическую концепцию[37]. Здание имеет чёткое символическое деление: первый этаж олицетворяет подводный мир, второй — воздушный, а третий — горный. Подобная планировка особняка соответствует древнему представлению о трёхчастном устройстве бытия: подводный мир, земной, небесный[38]. Парадная лестница в форме волны символизирует бесконечное движение. Её прототипом является лестница в особняке Иветт Гильбер архитектора Харвье Шелкопфа. Изогнутый парапет лестницы переходит в витраж, знаменующий встречу воды и воздуха. Атмосфера подводной жизни воссоздаётся благодаря цветовому оформлению: сочетание серо-зелёного мрамора, из которого изготовлена лестница, светло-зелёных стен и игры света, созданной с помощью соседства тонированных стёкол витражей и матового потолка[39].
Художественное оформление особняка отличает эстетическая и символическая наполненность. Мельчайшие элементы декора в здании детально продуманы и служат единому стилистическому замыслу архитектора: дверные ручки имеют форму морских коньков, а паркет напоминает морские волны. Особенно примечательным является светильник-медуза на гребне лестницы-волны, который при взгляде сверху принимает вид черепахи. Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём[40].
Второй этаж символизирует земной мир, наполнен аллегориями противостояния добра и зла. Это наглядно демонстрирует внушительная колонна, проходящая сквозь первый и второй этажи. Её замысел отсылает к дереву познания, которое украшают четыре лилии, символизирующие добро, и саламандры, олицетворяющие зло[38].
На третьем этаже располагалась потайная моленная, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи. Конструкция здания, которому Шехтель визуально придал двухэтажный вид, скрывает мансарду, маскируя его обильным декором и габаритными окнами[41]. Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа и затем подняться по тёмной лестнице на третий. Этот путь олицетворяет дорогу аскезы, смирения и восхождение от земного мира к небесному в соответствии с христианской доктриной. Узкая и едва освещённая лестница символизирует трудности этого выбора[38]. Тайное положение моленной объясняется её нелегальным статусом на момент завершения отделочных работ: Рябушинские являлись старообрядцами, и до указа Николая II «Об Укреплении Начал Веротерпимости» им было запрещено иметь собственные культовые сооружения. Однако позднее помещение также не включали в страховые описи. Рябушинские сохраняли комнату в тайне ввиду аскетичного отношения к религии, свойственного старообрядцам[41]. Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звёздное небо[42].
Самой большой комнатой особняка была гостиная на первом этаже. В центре располагался камин из каррарского мрамора с изображением полуобнажённой женщины-бабочки, распахнувшей крылья. Особенное внимание привлекает витражная картина, украшающая прихожую. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой[40]. Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврового дерева, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках. Бо́льшая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином[43].
Символизм
Символизм внутренних помещений и деталей настолько богат и сложен, что существует совершенно иной взгляд на этот особняк Рябушинских, в котором они практически не жили, а только встречались всей большой семьей по праздникам. В нём Шехтель спроектировал помещения соответствующие пути Христа при прохождении им Страстей Христовых. Шехтель спрятал внутри от посторонних глаз старообрядческую церковь и мастерскую по реставрации старообрядческих икон[44]
Примечания
- ↑ 1 2 3 https://www.iconichouses.org/houses
- ↑ 1 2 Brumfield, 1991, с. 123.
- ↑ 1 2 Быковцева, 2003, с. 105.
- ↑ Лурье, 1903, с. 29.
- ↑ Семенов П. Дом-музей Максима Горького (Особняк Рябушинского) (неопр.). COZY MOSCOW (30 июня 2016). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Джанджугазова, 2014, с. 95.
- ↑ Давыдова Ирина, 2012, с. 16.
- ↑ 1 2 3 Соколова, 2014.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Митрофанов, 2017.
- ↑ 1 2 Пэнэжко, 1997, с. 105.
- ↑ Гурко, 2002, с. 152.
- ↑ Valkanova, 2013, с. 3.
- ↑ Гурко, 2002, с. 153.
- ↑ Медведев, 2011.
- ↑ Алёшкин П. Моя тропинка. О писателях, о литературе, о кино, о молодежи, о мифах и о себе. — Москва: Издательские решения, 2018. — ISBN 5040336578.
- ↑ Плюкш П. И. Формирование и развитие социалистического реализма. — Москва: Просвещение, 1973. — С. 260.
- ↑ Бугров, 2001, с. 6.
- ↑ Фортунатов, 2008, с. 104.
- ↑ Балаян, 2011, с. 169.
- ↑ Спиридонова, 2013, с. 95.
- ↑ Носик, 2000, с. 419.
- ↑ Слука, 2014, с. 90.
- ↑ 1 2 Тарасова, 2005, с. 246.
- ↑ Дагуров В. Порука: стихи. — Москва: Современник, 1984. — С. 64.
- ↑ Слука, 2014, с. 89.
- ↑ А. Новиков. Путешествие во времени: музей-квартира Максима Горького (неопр.). Mir24 (2 августа 2017). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Иокар, 1997, с. 92.
- ↑ М. Аль-Сахани. Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам (неопр.). Mir24 (31 марта 2016). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ И. Огилько. Нигде кроме, как в Моссельпроме:Москвичи охотно откликнулись на призыв бесплатно изучать родной город (неопр.). Российская газета (7 ноября 2011). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Третьяковская Галерея Откроет Новый Музей в Особняке Рябушинского (неопр.). Москва 24 (23 января 2018). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Заброшенный особняк станет мемориальным музеем Третьяковых (неопр.). Известия (18 мая 2016). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Особняк Рябушинского войдет в состав Третьяковской галереи (неопр.). ТАСС (23 декабря 2018). Дата обращения 3 сентября 2018.
- ↑ Нащокина, 2010, с. 32.
- ↑ Кирченко, 2013, с. 113.
- ↑ Нащокина, 2010, с. 36.
- ↑ Нащокина, 2010, с. 36—39.
- ↑ Давыдова Ирина, 2012, с. 3—4.
- ↑ 1 2 3 Усманова, 2013, с. 105.
- ↑ Murrell, 1997, с. 41—45.
- ↑ 1 2 Сутормин, 2015.
- ↑ 1 2 Давыдова Ирина, 2012, с. 21.
- ↑ Давыдова, 2007, с. 279—281.
- ↑ Барахов, 1995, с. 181.
- ↑ Храм вознесения в модерне
Литература
- Brumfield W. K. The Origins of Modernism in Russian Architecture. — Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1991. — 343 с. — ISBN 0520069293.
- Murrell K. Moscow Art Nouveau. — Michigan: Philip Wilson, 1997. — 160 с. — ISBN 0856674885.
- Valkanova Y. The Psychoanalytic Kindergarten Project in Soviet Russia, 1921-1930. — London: SCRSS Digest, 2013. — С. 1—4.
- Балаян Л. А. Сталин: отец народа. — Москва: Эксмо, 2011. — 253 с. — ISBN 5699460241.
- Барахов В. С., Заика С. В., Келдыш В. А. Новый взгляд на М. Горького. — Москва: Наследие, 1995. — 260 с. — ISBN 5201132073.
- Бугров Б. С., Голубков М. М. Русская литература XIX-XX веков: Русская литература XX века. Литературоведческий словарь. — Москва: Изд. Московского университета, 2001. — 479 с. — ISBN 55211039696.
- Быковцева Л. П. Жилярди — Гагарин — Горький: дом на Поварской, 25-а — Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН. — Москва: ИМЛИ РАН, 2003. — 114 с.
- Гурко Т. А. Рец. на кн.: Яницкий О. Н. Семейная хроника (1852-2002 гг.). — Москва: Социологические исследования, 2002. — Вып. № 11. — С. 150—153.
- Давыдова И. И. Молельная особняка С. П. Рябушинского как выражение идейного образа первохристианской церкви. — Москва: Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств, 2007. — Вып. № 4. — С. 78—81.
- Давыдова И. И. Символ как сотериологическая категория в русской порубежной культуре модерна. Особняк Ст. П. Рябушинского. — Москва, 2012. — С. 1—24.
- Джанджугазова Е. А. Архитектурные Сокровища Москвы: Особняк Рябушинского. — Москва: Современные Проблемы Сервиса и Туризма, 2014. — Вып. № 2. — С. 93—101.
- Иокар Л. Н., Покровская З. К. “Дом литературы” на Поварской, 25а. — Москва: Наследие, 1997. — 108 с. — ISBN 5-201-13270-7.
- Кирченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. — Москва: Directmedia, 2013. — 391 с. — ISBN 5898263748.
- Медведев Ж., Медведев Р. Неизвестный Сталин. — Время, WebKniga, 2011. — 496 с. — ISBN 978-5-9691-0630-7.
- Митрофанов А. Большая Никитская. Прогулки по старой Москве. — Москва: Издательские решения, 2017. — 206 с. — ISBN 978-5-4485-4903-8.
- Нащокина М. В. Творчество Франца Шехтеля и Европейский Модерн: Особенности Творческой Индивидуальности. — Москва: Academia. Архитектура и Строительство, 2010. — Вып. № 1. — С. 31—40.
- Носик Б. М. На погосте ХХ века. — Спб.: Золотой век, 2000. — 560 с. — ISBN 978-00-1320821-0.
- Пэнэжко Н., Чернухина В., Марченков А. Шехтель, Рябушинский, Горький (Дом на Малой Никитской, 6). — Москва: Наследие, 1997. — 144 с. — ISBN 5201132715.
- Слука И., Чернышова О. Самые красивые дворцы и замки России. — Эксмо, 2014. — 252 с. — ISBN 5457679691.
- Соколова Л. Московский модерн в лицах и судьбах. — Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-05115-8.
- Спиридонова Л. А. М. Горький: Неизвестные Страницы Биографии. — Москва: Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2013. — Вып. № 1. — С. 93—101.
- Сутормин В. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. — Центрполиграф, 2015. — ISBN 978-5-227-05863-8.
- Тарасова А. Н. В доме Горького на Малой Никитской: к 40-летию мемориального музея-квартиры А.М. Горького. — Москва: Ин-т мировой литературы РАН, 2005. — 279 с.
- Усманова А. А. Философия Вещи в Эпоху Модерна (На Материале Русской Культуры Конца ХІХ–начала ХХ Веков). — Пермь: Вестник Пермского Университета. Философия. Психология. Социология, 2013. — Вып. № 2. — С. 101—106.
- Фортунатов В. В. Новейшая история России в лицах, 1917-2008. — Спб.: Издательский дом «Питер», 2008. — 286 с. — ISBN 5388002896.
- Лурье М. Московский союз владельцев паровых котлов и машин // Строительный листок. — 1903. — С. 29.
Ссылки
wikiredia.ru
Особняк Рябушинского — Другая Москва
Здравствуйте, в этом отчёте речь пойдёт об одном очень интересном доме, притаившемся на углу Спиридоновки и Малой Никитской улицы. Давно слышал об этом здании, но никак не добирался. Но недавно мы всё-таки собрались и в плане программы моего дня рождения в ноябре посетили его. Особняк Рябушинского — это замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. История и фотографии — по ссылке ниже.

…Рядом экспроприирован был
особняк в пышном стиле модерна.
Горький лестниц его не любил:
«Эх, во всем декадентство манерно». (с)
Во-первых, советую всем, кто ещё не посетил этот памятник архитектуры, сделать это как можно скорее) Очень красивый дом, убранство, интерьеры, лепнина, украшения. Притом состояние дома просто отличное. И вход туда бесплатный. Во-вторых, вкратце расскажу историю особняка:
«Особняк Рябушинского замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. Первый владелец особняка, Степан Павлович Рябушинский, был выходцем из большой купеческой старообрядческой семьи, но, кроме предпринимательства, увлекался искусством и коллекционированием. Коллекция в особняке Рябушинского, насчитывала более 100 шедевров живописи и большое количество икон, часть из которых была реставрирована и спасена хозяином от гибели. Рябушинский недолго владел этой замечательной недвижимостью. После революции семья вынуждена была покинуть Россию, а их особняки и картины остались советской власти. Часть коллекции попала в Третьяковку и некоторые другие музеи, но многое пропало.
Двухэтажное здание со свободной планировкой; помещения группируются вокруг внутренней лестницы; расположение объемов следует логике «органического» роста здания
Композиция: асимметричная; на красную линию улицы выходит массивное крыльцо; фасады отступают от краной линии улицы, особняк обнесен невысокой решетчатой оградой; главный фасад обращен к церкви Вознесения (на север).
В 1917 г. особняк Рябушинского перешёл к новому хозяину – одному из департаментов Наркомата иностранных дел, отделу виз и паспортов. В 1919 г. дипломаты покинули особняк на Никитской. Вместо них явились литераторы. В особняке расположился Госиздат, главное издательство советской России. В 1926 г. в особняк Рябушинских въехал ВОКС — Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. В 1931 г. из Сорренто в Москву приехал Горький, и Сталин пожаловал ему особняк Рябушинского. Горькому это не очень нравилось: пролетарский писатель в буржуазном особняке, да ещё модерн, который писатель недолюбливал, но делать нечего. Горький попросил разобрать и вынести уникальный модерновый камин, который действовал ему на нервы, но остальное оставил. Горький жил в этом доме с 1931 по 1936 гг. Здесь им были написаны пьеса «Егор Булычов и другие», роман «Жизнь Клима Самгина». Квартира Горького была одним из центров литературной жизни Москвы, здесь велась подготовка к I съезду писателей, решались вопросы развития советской литературы. В 1935 г. Горького посетил французский писатель Ромен Роллан (имеется мемориальная доска).
В соседнем доме размещались редакции журналов, редактируемых Горьким, в доме постоянно собирались литераторы и здесь проходил первый пленум по созданию и съезд союза писателей.
В 1942 г. в подсобные помещения особняка Рябушинского перехал с Большой Молчановки писатель Алексей Толстой, где и провел последние годы жизни. Сейчас здесь музей-квартира писателя.
Позднее в особняке Рябушинского был дом приемов МИДа. В 1965 г. в этом доме был открыт мемориальный музей-квартира Горького.»
А теперь, после исторической справки, приведу сразу без лишних слов фотографии.
1. Перед тем, как зайти непосредственно в дом, прогуляемся немножко по небольшому фруктовому саду перед домом.

2. Заходим внутрь, берем тапочки, покупаем билет на фотографию и отправляемся на осмотр особняка. Начнём с парадной лестницы — ключевая нота интерьера. Необычные перила, напоминающие бегущую волну, сделаны из мрамора. Они начинаются от светильника с цветным витражным абажуром.

3. Перекликается с лестницей и красивый цветной витраж на 1-ом этаже.

4. Рабочий кабинет Максима Горького.

5. Портрет писателя, находящийся непосредственно в начале экспозиции.

6. Переместимся в гостиную-столовую. Тут расположено большое окно с видом на сад. Лепнина на потолке, старая мебель, любопытен тот факт, что ранее тут располагался и камин, который писатель попросил убрать.

7. Привожу старую, дореволюционную фотографию гостиной ещё с камином. Очень был красивый, жаль, его уже нет. Хорошо, что всё остальное сохранилось.

8. Шкаф с предметами из восточной коллекции писателя.

9. Комната-спальня.

10. Элементы украшений шкафа из дерева в спальне. Над ним можно увидеть ещё одно небольшое окно-витраж. На стенах роспись + красивое оформление потолка. Вообще, очень много внимания архитектор уделял деталям. Элементы лепнины, витражей, паркета, резьба по дереву на дверях — всего сразу и не заметишь.

11. Вид на парадную лестницу со второго этажа.

12. Экспозиция о жизни писателя на втором этаже. Здесь менее красиво — после Горького тут жили люди, частично ремонтировали и изменяли помещения. Не будем долго тут задерживаться. Помимо экспозиции, неподалёку расположен вход в небольшую часовню(!) — там красиво, но фотографий, к сожалению, не делал. Также в соседних помещениях проводится выставка картин.

13. И снова на парадной лестнице. На этот раз — вид в сторону витража с дождём над лестницей.

14. Предметы экспозиции, представленные в комнатах на первом этаже. Тут разные вещи писателя — карандаши, которыми он писал, чернильницы, ножницы и многие другие.

15. Потрясающий потолок в библиотеке. Лепнина в виде цветов на деревьях, улиток, красивая роспись у окна. Кстати говоря, библиотека представляют собой обширную коллекцию книг, стоящих и по сей день в шкафах.

16. Коллекция китайский статуэток и камин в одном из помещений особняка.

17. Окна на второй лестнице.

18. Вестибюль и главный вход в особняк. У нас над головой расположен красивый витраж с пейзажем, а вход в коридор украшен стальными рейками в форме лапок двух богомолов.
Увы, было очень темно и снять нормально не вышло.

19. Ещё раз сделаем фотографию светильника у лестницы.

20. Выходим наружу. Увы, пасмурно, но мы очень вдохновились посещённым музеем. Очень красивый особняк и интересный музей. Сделаем кадр на дом, сад и Церковь Вознесения напротив.

21. Перейдём дорогу и снимем главный фасад дома. Особняк Рябушинского выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой
и майоликой с изображением причудливых орхидей.

Таким образом, сейчас любой желающий может побродить по комнатам, подняться по лестнице, любуясь внутренней отделкой. Если вы еще не бывали здесь, очень советую вам это сделать. Этот блог продолжает тему посещённых зданий архитектора Шехтеля (усадьбу купца Патрикеевых можно посмотреть тут). До новых встреч;)
anothercity.livejournal.com
Особняк С. П. Рябушинского Википедия
Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре[2]. С 1965-го в здании располагается музей-квартира Горького[3].
История
Строительство
Фотография особняка Рябушинского, 1902[4] годСтроительство городской усадьбы Степана Рябушинского началось летом 1900 года на Малой Никитской улице, в самом центре Москвы. По задумке владельца, на территории имения, помимо здания особняка, должны были расположиться хозяйственные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. Воплощение замысла Степан Рябушинский поручил архитектору Фёдору Шехтелю, неординарные творения которого производили на предпринимателя особенно сильное впечатление[5]. Территория будущей усадьбы вплотную прилегала к Малой Никитской улице, однако заказчик хотел, чтобы главный корпус имения находился в глубине участка. Чтобы осуществить идею Рябушинского, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Этот приём позволил создать воздушное пространство между улицей и особняком, зрительно отодвинув здание вглубь. В 1903 году строительство завершилось, и вскоре семья поселилась в усадьбе[6].
В нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Увлекавшийся археологией, Степан Рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил немало усилий для развития этой малоизученной области искусствоведения. В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую и пригласил для работы известных московских реставраторов — Алексея Васильевича и Александра Алексеевича Тюлиных. В стенах особняка они восстановили такие иконы из коллекции Рябушинского, как Архангел Михаил (первая половина ХIV века), Образ Божией Матери Одигитрии Смоленской (XIII век), Митрополит Пётр (ХIII век). Несколько десятков икон из коллекции мецената хранятся в Государственной Третьяковской галерее[7].
После Революции
Икона Божьей Матери Одигитрия из коллекции Рябушинского, вторая половина XIII века
Максим Горький и Иосиф Сталин, 1932 год
Кабинет Горького, 2010 годПосле Революции 1917 года семья Рябушинских имигрировала в Италию, а особняк перешёл в собственность городских властей. Недолго в усадьбе пребывали отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел (1917—1919 годы) и Госиздат (1919—1921 годы)[8]. Как планировка дома, так и сохранившаяся мебель не подходили для полноценного функционирования подобных организаций. Через несколько месяцев после переезда заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан потребовал «предоставить для архива в особняк Рябушинского необходимые шкафы и прочие принадлежности»[9].
В 1921-м здание было отдано в ведомство Русского психоаналитического общества во главе с профессором Иваном Ермаковым, где начал свою исследовательскую деятельность выдающийся советский психолог Александр Лурия. Он оставил восторженные воспоминания о работе в необычном здании:
| Я стал — в возрасте двадцати одного года — ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков… Нам дали прекрасный дом — особняк Рябушинского. Я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором — психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили[10]. |
В 1921 году в здании расположился специализированный детский сад Детский дом-лаборатория «Международная солидарность». Это было экспериментальное учреждение, созданное при поддержке Льва Троцкого и Надежды Аллилуевой. Место заведующей заняла видный партийный деятель и педагог Вера Шмидт. Задачей служащих являлось применение метода детской психоаналитической педагогики для воспитания новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков. Половина посещавших детский сад происходила из семей большевистской элиты: дети Якова Свердлова, Тимура Фрунзе, а также младший сын Иосифа Сталина Василий, — в то время как вторую часть составляли сироты. Пол ребёнка не играл роли при наборе в группы, а воспитатели призывали подопечных не скрывать своих сексуальных эмоций. «Никаких стеснений и никаких обязательств!» — писала Вера Шмидт в дневнике о своей методе[11]. Выбор особняка на Малой Никитской не случаен: его фантастические и глубоко аллегоричные интерьеры нашли новую интерпретацию, а именно бессознательного и духовной эволюции личности. Враждебное отношение Владимира Ленина к психоанализу как буржуазному учению, обнаруженное в документах Клары Цеткин после его смерти, а также сомнения в эффективности эксперимента привели к закрытию детского сада в 1925 году[12][9][13]. Позднее особняк заняло Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС)[8][9].
Квартира Горького
В 1931 году на территории усадьбы были размещены Максим Горький и его семья, вернувшиеся из Италии. Ещё до Революции и отъезда из России Горький с пренебрежением отзывался об особняке и называл его «нелепым». В 1931-м писатель окончательно решил вернуться в Москву и, узнав о предполагаемом месте размещения, просил своего секретаря Петра Крючкова отложить вопрос о поселении до личного приезда:
| Но я совершенно точно знаю, что моё поселение во дворце или храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях[9]. |
Своего мнения Горький не изменил и после переезда. В письме французскому писателю Ромену Роллану он использует тот же эпитет — «нелепый дом, но работать можно». Именно в этом особняке в начале 1932 года состоялась встреча Горького и Сталина с писателем Михаилом Шолоховым, на которой решилась судьба третьего тома «Тихого Дона» и романа «Поднятая целина». Оба произведения было разрешено опубликовать[14]. В октябре того же года Сталин и Горький дважды проводили ночные встречи с советскими писателями, на которых помимо известных литераторов: Михаила Шолохова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, — также присутствовали члены политбюро. Драматург Леонид Леонов вспоминает происходившее следующим образом:
| Встречался я со Сталиным, встречался… не раз… Картина есть у художника Яр-Кравченко, она сохранилась в литературном музее: в Рябушинском особняке, у Горького, Политбюро со Сталиным, и мы, писатели, человек пятнадцать. Там Горький и Сталин за столом, и Маленков, Молотов, Андреев, все сидят, а на первом месте кресло, а в кресле я сижу, молодой, приятный. Было дело… Это были страшные времена. И Ягода тоже был с нами, главный шеф Леопольда Авербаха, председателя РАППа… страшный человек был, такой бледный, маленького роста…[15] |
На этой встрече возник и наполнился конкретным содержанием термин «социалистический реализм», определённый как идеологическая платформа нового советского искусства. Литературовед Корнелий Зелинский, присутствовавший на собрании, приводит комментарий Сталина:
| Художник прежде всего должен правдиво показать жизнь. А если он правдиво будет показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведет ее к социализму. Это и будет социалистическое искусство. Это и будет социалистический реализм[16]. |
Тогда же нашли поддержку идеи организации первого съезда советских писателей, а также строительства в Москве литературного института, который предложили назвать в честь Горького[17][18][19].
В особняке за писателем было установлено пристальное наблюдение сотрудников ОГПУ: в прихожей сидел комендант И. М. Кошенков, который вёл подробную запись всего происходящего. Во время реставрационных работ в середине 1970-х годов в одной из стен дома обнаружили громоздкое подслушивающее устройство. Историки полагают, что нежелание Сталина поселить писателя в более скромном месте было обусловлено невозможностью незаметно осуществлять наблюдение за ним на меньшем пространстве[20]. Таким образом, опасения Горького, писавшего Елене Булгаковой: «Здесь за каждой дверью есть ухо», — оказались вполне оправданными[21].
Горький инициировал некоторые изменения в интерьере. Гостиная Рябушинских была преобразована в библиотеку и заставлена шкафами по периметру стен. Один из двух кабинетов на первом этаже переоборудовали под спальню[10]. Монументальный камин с полуобнаженной женщиной-бабочкой, декор которого смущал писателя, убрали из гостиной, после чего найти его не удалось[9][22]. На этом месте Горький расположил коллекцию декоративных статуэток из слоновой кости — нэцкэ, — которую он собирал на протяжении последних тридцати лет жизни, а в прихожей разместились глиняные горшки, привезённые из Средней Азии[23][8].
Насыщенная история особняка нашла отражение в стихотворении московского поэта Владимира Дагурова «Никитские ворота»:
| А в постройке классической той, Где березы прильнули к фрамугам, Рядом экспроприирован был |
Музей Горького
Витражный пейзаж в прихожей, 2013 годВо время Великой Отечественной войны служебные постройки усадьбы были преобразованы в семейное жильё, в 1942—1945 годах в одной из них квартировал писатель Алексей Толстой[25]. После смерти Горького в особняке осталась вдова его сына Надежда Пешкова, которая внесла существенный вклад в создание музея имени писателя. Его официальное открытие состоялось 28 мая 1965 года. Новый комплекс оказался своеобразным продолжением литературного музея Горького по улице Поварской (бывшей Воровского), дом 25, созданного в 1937-м по распоряжению ЦИК. Необходимость открытия филиала была обусловлена интенсивным пополнением музейного фонда[3].
Экспозиция музея расположена в пяти мемориальных комнатах: библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской, — в которых сохранена подлинная обстановка и личные вещи Горького. В библиотеке на первом этаже особняка хранится книжная коллекция писателя, насчитывающая 12 тысяч томов, включая редкие дореволюционные книги по востоковедению, которым увлекался литератор. Все экземпляры расставлены в порядке, который был удобен автору для работы[26]. Одним из важнейших направлений научной деятельности музея как одного из комплексов Института мировой литературы имени А. М. Горького является описание этих коллекций. В 1981 году был составлен двухтомный труд «Личная библиотека А. М. Горького в Москве. Описание», представляющий собой первый перечень книг данного собрания[27]. На втором этаже две комнаты занимает экспозиция, посвящённая годам жизни Горького после возвращения из Италии. Остальные не доступны для посетителей, так как в них хранится музейный фонд. Пространство в подвале отдано выставке, знакомящей с Шехтелем и первыми владельцами дома[28].
В ноябре 2011 года, когда Департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам столицы, особняк Рябушинского стал вторым по популярности объектом, уступив сталинским высоткам[29]. В январе 2018 года некоторые московские СМИ ошибочно сообщали, что сотрудники Третьяковской галереи планировали создать в особняке Рябушинского на Малой Никитской музей о частном коллекционировании[30]. Тем не менее это выставочное пространство планировали разместить в особняке Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке, где некоторое время проживала семья Третьяковых[31][32].
Архитектура
Балкон со спиралевидными глазами сов на фоне фриза с орхидеями, 2007 год Арочный проём между столовой и холлом, 1900-е годыАрхитектурный стиль Шехтеля испытал сильное влияние европейского модерна, в первую очередь, основателя Дармштадской колонии художников Йозефа Ольбриха, популярного в Европе на рубеже веков. Его стиль послужил вдохновением для многочисленных композиционных, смысловых и стилистических решений особняка Рябушинского. По мнению архитектора Ильи Бондаренко, Шехтель почерпнул многие аспекты в книге 1899 года «Идеи Ольбриха». В издании детально описывается дом Макса Фридмана в Хинтербрюле под Веной, который значительно напоминает особняк Рябушинского: сходство обнаруживают формы лоджии, выходящей в сад, а также особенности декоративной резьбы. В деревянной отделке усадьбы нашли отражение экстравагантные дизайнерские эксперименты французского ар-нуво и английского модерна. Заимствовав технические и стилистические решения, Шехтель наполнил их собственным содержанием, что сделало особняк независимым и целостным архитектурным объектом[33].
Развитие в Европе и России стиля модерн, помимо множественных стилистических и декоративных изменений, ввело в моду новый тип центрических планировок. Подобная структура подразумевала выделение композиционного центра, вокруг которого возводилось здание. Главные элементы определяли общие пропорции строения. Во многом поэтому для описания архитектуры модерна, в том числе работ Шехтеля, нередко используют метафору зародыша (центра), из которого растение (здание) развивается в стороны и ввысь[2]. К ядру особняка Рябушинского — парадной лестнице — тяготеют другие объёмы здания. Особую значимость получает вертикальное направление, увеличивается композиционная роль лестницы и семиотических акцентов на подъёме и спуске[34].
Прошлое Шехтеля, работавшего декоратором в театре Михаила Лентовского, нашло отражение в его постройках. Стремление к театральным аллюзиям угадывается в особенностях планировки его особняков. Архитектор заполняет верхние части арочных проёмов декоративной композицией со спиралевидными узорами, что создаёт эффект пространственных планов, применяемых в театральных порталах. В особняке Рябушинского таковым является просторный проём между столовой и холлом[35].
Окна индивидуальны по размеру, форме и декоративному оформлению, которое сочетается с рисунком ограды лоджий. Решётки окон напоминают вьющиеся ростки дерева, а балконная решётка уподоблена рыбьей чешуе. Спираль являлась авторской особенностью орнаментики Шехтеля: в особняке, помимо растительных завитков, примечательны также созданные из спирали глаза сов на балконах. Верхняя часть здания украшена проходящим по периметру широким мозаичным фризом с изображением орхидей. Окна и их обрамления, фриз и карниз особняка намеренно укрупнены Шехтелем для создания гиперболизированного эффекта, выделявшего здание на фоне остальных. Визуально одинаковые оконные проёмы четырёх этажей на самом деле последовательно уменьшаются, придавая постройке бо́льшую высоту[36].
Помимо архитектурного новаторства, проект Шехтеля отличала техническая оснащённость. Например, им была создана система кондиционирования помещений, близкая к современной: воздух циркулировал по зданию с помощью каминов и через решётку выходил у подножья лестницы. Находившаяся в подвальном помещении кухня соединялась со столовой лифтом, что позволяло моментально доставлять блюда к столу [9][23].
Интерьеры
Парадная лестница-волна с лампой-медузой, 2013 год Потолок первого этажа особняка, 2010 год Капитель колонны, украшенная лилиями и саламандрами, 2013 годСтилистическое оформление особняка представляет завершённую сотериологическую концепцию[37]. Здание имеет чёткое символическое деление: первый этаж олицетворяет подводный мир, второй — воздушный, а третий — горный. Подобная планировка особняка соответствует древнему представлению о трёхчастном устройстве бытия: подводный мир, земной, небесный[38]. Парадная лестница в форме волны символизирует бесконечное движение. Её прототипом является лестница в особняке Иветт Гильбер архитектора Харвье Шелкопфа. Изогнутый парапет лестницы переходит в витраж, знаменующий встречу воды и воздуха. Атмосфера подводной жизни воссоздаётся благодаря цветовому оформлению: сочетание серо-зелёного мрамора, из которого изготовлена лестница, светло-зелёных стен и игры света, созданной с помощью соседства тонированных стёкол витражей и матового потолка[39].
Художественное оформление особняка отличает эстетическая и символическая наполненность. Мельчайшие элементы декора в здании детально продуманы и служат единому стилистическому замыслу архитектора: дверные ручки имеют форму морских коньков, а паркет напоминает морские волны. Особенно примечательным является светильник-медуза на гребне лестницы-волны, который при взгляде сверху принимает вид черепахи. Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём[40].
Второй этаж символизирует земной мир, наполнен аллегориями противостояния добра и зла. Это наглядно демонстрирует внушительная колонна, проходящая сквозь первый и второй этажи. Её замысел отсылает к дереву познания, которое украшают четыре лилии, символизирующие добро, и саламандры, олицетворяющие зло[38].
На третьем этаже располагалась потайная моленная, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи. Конструкция здания, которому Шехтель визуально придал двухэтажный вид, скрывает мансарду, маскируя его обильным декором и габаритными окнами[41]. Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа и затем подняться по тёмной лестнице на третий. Этот путь олицетворяет дорогу аскезы, смирения и восхождение от земного мира к небесному в соответствии с христианской доктриной. Узкая и едва освещённая лестница символизирует трудности этого выбора[38]. Тайное положение моленной объясняется её нелегальным статусом на момент завершения отделочных работ: Рябушинские являлись старообрядцами, и до указа Николая II «Об Укреплении Начал Веротерпимости» им было запрещено иметь собственные культовые сооружения. Однако позднее помещение также не включали в страховые описи. Рябушинские сохраняли комнату в тайне ввиду аскетичного отношения к религии, свойственного старообрядцам[41]. Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звёздное небо[42].
Самой большой комнатой особняка была гостиная на первом этаже. В центре располагался камин из каррарского мрамора с изображением полуобнажённой женщины-бабочки, распахнувшей крылья. Особенное внимание привлекает витражная картина, украшающая прихожую. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой[40]. Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврового дерева, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках. Бо́льшая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином[43].
Символизм
Символизм внутренних помещений и деталей настолько богат и сложен, что существует совершенно иной взгляд на этот особняк Рябушинских, в котором они практически не жили, а только встречались всей большой семьей по праздникам. В нём Шехтель спроектировал помещения соответствующие пути Христа при прохождении им Страстей Христовых. Шехтель спрятал внутри от посторонних глаз старообрядческую церковь и мастерскую по реставрации старообрядческих икон[44]
Примечания
- ↑ 1 2 3 https://www.iconichouses.org/houses
- ↑ 1 2 Brumfield, 1991, с. 123.
- ↑ 1 2 Быковцева, 2003, с. 105.
- ↑ Лурье, 1903, с. 29.
- ↑ Семенов П. Дом-музей Максима Горького (Особняк Рябушинского) (неопр.). COZY MOSCOW (30 июня 2016). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Джанджугазова, 2014, с. 95.
- ↑ Давыдова Ирина, 2012, с. 16.
- ↑ 1 2 3 Соколова, 2014.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Митрофанов, 2017.
- ↑ 1 2 Пэнэжко, 1997, с. 105.
- ↑ Гурко, 2002, с. 152.
- ↑ Valkanova, 2013, с. 3.
- ↑ Гурко, 2002, с. 153.
- ↑ Медведев, 2011.
- ↑ Алёшкин П. Моя тропинка. О писателях, о литературе, о кино, о молодежи, о мифах и о себе. — Москва: Издательские решения, 2018. — ISBN 5040336578.
- ↑ Плюкш П. И. Формирование и развитие социалистического реализма. — Москва: Просвещение, 1973. — С. 260.
- ↑ Бугров, 2001, с. 6.
- ↑ Фортунатов, 2008, с. 104.
- ↑ Балаян, 2011, с. 169.
- ↑ Спиридонова, 2013, с. 95.
- ↑ Носик, 2000, с. 419.
- ↑ Слука, 2014, с. 90.
- ↑ 1 2 Тарасова, 2005, с. 246.
- ↑ Дагуров В. Порука: стихи. — Москва: Современник, 1984. — С. 64.
- ↑ Слука, 2014, с. 89.
- ↑ А. Новиков. Путешествие во времени: музей-квартира Максима Горького (неопр.). Mir24 (2 августа 2017). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Иокар, 1997, с. 92.
- ↑ М. Аль-Сахани. Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам (неопр.). Mir24 (31 марта 2016). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ И. Огилько. Нигде кроме, как в Моссельпроме:Москвичи охотно откликнулись на призыв бесплатно изучать родной город (неопр.). Российская газета (7 ноября 2011). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Третьяковская Галерея Откроет Новый Музей в Особняке Рябушинского (неопр.). Москва 24 (23 января 2018). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Заброшенный особняк станет мемориальным музеем Третьяковых (неопр.). Известия (18 мая 2016). Дата обращения 5 мая 2018.
- ↑ Особняк Рябушинского войдет в состав Третьяковской галереи (неопр.). ТАСС (23 декабря 2018). Дата обращения 3 сентября 2018.
- ↑ Нащокина, 2010, с. 32.
- ↑ Кирченко, 2013, с. 113.
- ↑ Нащокина, 2010, с. 36.
- ↑ Нащокина, 2010, с. 36—39.
- ↑ Давыдова Ирина, 2012, с. 3—4.
- ↑ 1 2 3 Усманова, 2013, с. 105.
- ↑ Murrell, 1997, с. 41—45.
- ↑ 1 2 Сутормин, 2015.
- ↑ 1 2 Давыдова Ирина, 2012, с. 21.
- ↑ Давыдова, 2007, с. 279—281.
- ↑ Барахов, 1995, с. 181.
- ↑ Храм вознесения в модерне
Литература
- Brumfield W. K. The Origins of Modernism in Russian Architecture. — Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1991. — 343 с. — ISBN 0520069293.
- Murrell K. Moscow Art Nouveau. — Michigan: Philip Wilson, 1997. — 160 с. — ISBN 0856674885.
- Valkanova Y. The Psychoanalytic Kindergarten Project in Soviet Russia, 1921-1930. — London: SCRSS Digest, 2013. — С. 1—4.
- Балаян Л. А. Сталин: отец народа. — Москва: Эксмо, 2011. — 253 с. — ISBN 5699460241.
- Барахов В. С., Заика С. В., Келдыш В. А. Новый взгляд на М. Горького. — Москва: Наследие, 1995. — 260 с. — ISBN 5201132073.
- Бугров Б. С., Голубков М. М. Русская литература XIX-XX веков: Русская литература XX века. Литературоведческий словарь. — Москва: Изд. Московского университета, 2001. — 479 с. — ISBN 55211039696.
- Быковцева Л. П. Жилярди — Гагарин — Горький: дом на Поварской, 25-а — Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН. — Москва: ИМЛИ РАН, 2003. — 114 с.
- Гурко Т. А. Рец. на кн.: Яницкий О. Н. Семейная хроника (1852-2002 гг.). — Москва: Социологические исследования, 2002. — Вып. № 11. — С. 150—153.
- Давыдова И. И. Молельная особняка С. П. Рябушинского как выражение идейного образа первохристианской церкви. — Москва: Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств, 2007. — Вып. № 4. — С. 78—81.
- Давыдова И. И. Символ как сотериологическая категория в русской порубежной культуре модерна. Особняк Ст. П. Рябушинского. — Москва, 2012. — С. 1—24.
- Джанджугазова Е. А. Архитектурные Сокровища Москвы: Особняк Рябушинского. — Москва: Современные Проблемы Сервиса и Туризма, 2014. — Вып. № 2. — С. 93—101.
- Иокар Л. Н., Покровская З. К. “Дом литературы” на Поварской, 25а. — Москва: Наследие, 1997. — 108 с. — ISBN 5-201-13270-7.
- Кирченко Е. И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. — Москва: Directmedia, 2013. — 391 с. — ISBN 5898263748.
- Медведев Ж., Медведев Р. Неизвестный Сталин. — Время, WebKniga, 2011. — 496 с. — ISBN 978-5-9691-0630-7.
- Митрофанов А. Большая Никитская. Прогулки по старой Москве. — Москва: Издательские решения, 2017. — 206 с. — ISBN 978-5-4485-4903-8.
- Нащокина М. В. Творчество Франца Шехтеля и Европейский Модерн: Особенности Творческой Индивидуальности. — Москва: Academia. Архитектура и Строительство, 2010. — Вып. № 1. — С. 31—40.
- Носик Б. М. На погосте ХХ века. — Спб.: Золотой век, 2000. — 560 с. — ISBN 978-00-1320821-0.
- Пэнэжко Н., Чернухина В., Марченков А. Шехтель, Рябушинский, Горький (Дом на Малой Никитской, 6). — Москва: Наследие, 1997. — 144 с. — ISBN 5201132715.
- Слука И., Чернышова О. Самые красивые дворцы и замки России. — Эксмо, 2014. — 252 с. — ISBN 5457679691.
- Соколова Л. Московский модерн в лицах и судьбах. — Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-05115-8.
- Спиридонова Л. А. М. Горький: Неизвестные Страницы Биографии. — Москва: Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2013. — Вып. № 1. — С. 93—101.
- Сутормин В. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. — Центрполиграф, 2015. — ISBN 978-5-227-05863-8.
- Тарасова А. Н. В доме Горького на Малой Никитской: к 40-летию мемориального музея-квартиры А.М. Горького. — Москва: Ин-т мировой литературы РАН, 2005. — 279 с.
- Усманова А. А. Философия Вещи в Эпоху Модерна (На Материале Русской Культуры Конца ХІХ–начала ХХ Веков). — Пермь: Вестник Пермского Университета. Философия. Психология. Социология, 2013. — Вып. № 2. — С. 101—106.
- Фортунатов В. В. Новейшая история России в лицах, 1917-2008. — Спб.: Издательский дом «Питер», 2008. — 286 с. — ISBN 5388002896.
- Лурье М. Московский союз владельцев паровых котлов и машин // Строительный листок. — 1903. — С. 29.
Ссылки
wikiredia.ru
Особняк С. П. Рябушинского Википедия
| Здание | |||
| Особняк Степана Павловича Рябушинского | |||
|---|---|---|---|
| Особняк Рябушинского | |||
| Особняк Рябушинского, 2012 год
| |||
| 55°45′29″ с. ш. 37°35′46″ в. д.HGЯOL | |||
| Страна |
| ||
| Город | Москва | ||
| Архитектурный стиль | модерн | ||
| Автор проекта | Фёдор Шехтель | ||
| Архитектор | Фёдор Осипович Шехтель[1] | ||
| Дата основания | 1902[1] | ||
| Строительство | 1900—1903 годы | ||
| Статус | охраняется государством | ||
| Состояние | удовлетворительное | ||
| Медиафайлы на Викискладе | |||
Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900—1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего
ru-wiki.ru
