Фарфоровые заводы россии – Фарфоровые заводы России — 15 предприятий

11 Ноя

Фарфоровые заводы, всемирно известные мануфактуры

Фарфоровые заводы, всемирно известные мануфактуры

художественной фарфор

Известные фарфоровые заводы

Художественный фарфор – один из самых важных и востребованных сегментов антикварного рынка. Коллекционеры и любители искусства всего мира отдают предпочтение тем или иным маркам, приобретают произведения тех европейских или русских заводов, которые отвечают их художественному вкусу и эстетическим потребностям, а кому-то также важна ликвидность предметов.

Самыми коллекционными во все времена считаются произведения Мейсенского фарфорового завода. Столовые сервизы, предметы интерьера, декоративная скульптура и фигурки ценятся за уникальность формы и высокий художественный уровень, королевский статус и трехсотлетнюю историю бренда. Особенный интерес вызывают предметы раннего периода за их эксклюзивность и особый состав красок, которыми расписывали изделия для нужд двора. Предметы мелкой пластики выбирают за редкость сюжета и выразительность персонажа. 

Произведения Копенгагенской Королевской мануфактуры, второго по исторической значимости производства завода, собирают коллекционеры всего мира. Здесь нет предпочтений в периодах: специалисту или соискателю интересен любой из них, в каждом можно найти свои особенности развития и обрести уникальные предметы с высоким уровнем мастерства и оригинальностью стиля.

Императорский фарфоровый завод уже давно бьет рекорды своей популярности на главных аукционах Европы. Особое внимание приковано к предметам из обихода царских семей, произведениям дворцовой обстановки и редким столовым сервизам XVIII-XIX веков. Это коллекционный фарфор, сохранившийся в единичных экземплярах, каждый из которых связан с историей российского государства.

Новый этап в истории Императорского завода ознаменован его национализацией и сменой царских регалий на рабоче-крестьянскую символику, заменой традиционной буквенной маркировки государственным штампом. Агитационный фарфор 1917-1922 годов востребован сегодня не меньше фарфора XVIII века. Короткий период активной пропаганды ленинских планов и строительства новой жизни вылился в уникальное явление декоративно-прикладного искусства.

После1925 года началась эпоха ЛФЗ. Фарфоровому заводу присвоили имя М.В. Ломоносова и поменяли маркировку. Талантливые мастера, работавшие на заводе на протяжении всего ХХ века, бережно сохраняли традиции, делились оригинальными идеями и создавали свои мотивы росписи и декоративные формы. Фарфор ЛФЗ собирают очень многие. Среди широкого круга коллекционеров особенно популярны редкие фигурки; более требовательные из них собирают авторский фарфор.

Одну из ярких страниц истории русского фарфора открывает завод имени Алексея Гавриловича Попова, основанный в 1804 году. Если в ранний период технологии производства и мотивы росписи отвечали европейским образцам, то уже к середине века у произведений завода появился свой оригинальный, узнаваемый стиль. Это коснулось состава фарфоровой массы, особенностей красочной палитры и создания собственных форм и образцов продукции.

Важное место среди российских заводов, да и, пожалуй, в истории русского фарфора занимает фабрика Гарднера, основанная в 1766 году в селе Вербильцы английским купцом Францем Гарднером. Редкий фарфор европейского уровня представили самой Императрице Екатерине. По ее указу были изготовлены четыре орденских сервиза – Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Франц Гарднер был прирожденным коммерсантом и сумел не только стать поставщиком двора, но и наладить массовое производство фарфоровой посуды. Марка гарднеровского завода хорошо известна коллекционерам, приобретающим редкие экземпляры этого замечательного фарфора, окрашенного национальным колоритом. На первое место у собирателей выходят знаменитые гарднеровские фигуры из серии «Народы России». Не меньший интерес к фигурам народной тематики, литературным персонажам и изображению детей. Произведения отличаются самобытностью образов и благородством цветовой гаммы, привлекая зрителя непосредственностью жанровых сцен. Сегодня найти такой предмет среди бесконечных подделок на рынке антиквариата очень непросто. 

В 1892 году владельцем фабрики Гарднера стал Матвей Кузнецов – основатель Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий, одного из самых крупных в истории России производств фарфора.

Династия знаменитых заводчиков Кузнецовых берет начало в начале XIX века с имени Якова Васильевича Кузнецова, построившего небольшой завод в районе села Гжель. Его сын Терентий Яковлевич расширил производство и в 1832 году основал новый завод в Дулёво. Передавая дело сыну, Яков, возможно, и не знал о тех больших перспективах, которые открылись перед его предприимчивым и талантливым внуком Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Матвей Кузнецов стал хозяином производства в восемнадцать лет, а в наследство ему достался семейный филиал в Риге.

К началу 1900 года «Товарищество М.С. Кузнецова» стало одним ведущих в Европе фарфоровых производств. В 1902 году Матвей Сидорович получил достойное своей деятельности звание – поставщик Двора Его Императорского Величества; в это время в маркировке производства появляется двуглавый орел. Со временем в Товарищество вошло семь российских заводов. Один из них – Дулевский фарфоровый завод – существует до сих пор и успешно развивается. Традиционный стиль выражен в самобытности произведений, выполненных по мотивам русских сказок в яркой цветовой гамме. Ассортимент завода по-прежнему широк: декоративные фигурки, предметы интерьера, парадные сервизы и вазы, бытовая посуда и сувенирная продукция. 

Новое поколение коллекционеров все больше обращается к произведениям непопулярных ранее заводов. Историческая значимость и самобытность изделий удаленных от центра России производств становятся важными факторами для собирательства. Коростеньский фарфоровый завод – одно из известных фарфоровых предприятий на территории Украины. Его разнообразная декоративная продукция, посуда, скульптура великолепно вписываются в наш быт и имеют коллекционную ценность. Самым плодотворным и ярким периодом в истории завода считается послевоенный. В это время здесь работали такие талантливые мастера, как В. Яцевич и супруги Трегубовы. Яркий, выразительный колорит их работ подчеркивает национальные особенности Коростеньского фарфора.

Среди произведений, представленных сегодня в антикварных галереях, встречаются оригинальные и выразительные по традиционному украинскому колориту предметы Полонского завода художественной керамики. Предприятие, основанное в 1895 году предпринимателем Моисеем Бричкиным, является одним из старейших на Украине. Первоначально это был небольшой завод по изготовлению маленьких фарфоровых скульптур и фигуративных подсвечников, сюжеты для которых сам Бричкин подсматривал на местных ярмарках у ремесленников. В 1927 году предприятие получило статус самостоятельной артели «Керамик», сохранив это название до 1956 года. В середине 50-х артель становится государственным предприятием. Производство, расширявшееся с каждым годом, не потеряло оригинальности и самобытности стиля своих произведений. Предметы мелкой пластики с милыми и забавными сюжетами, словно подсмотренными художниками из жизни, стали визитной карточкой Полонского завода.

Продукция Минского фарфоро-фаянсового завода знаменита своими оригинальными фарфоровыми фигурками периода 50-70- х годов, отличающимися выразительным, лаконичным рисунком, спокойной цветовой гаммой и скромностью декора. Коллекционными изделиями считаются произведения редких сюжетов на тему сказок и фигурки детей. Минский завод известен керамическими мозаичными панно, которыми оформлено множество жилых и общественных построек. Завод был основан в 1883 году на местном глиняном месторождении и вплоть до его закрытия в 1990-х годах был самым крупным предприятием по производству фарфора и фаянса в Белоруссии.

artlot24.ru

Частные фарфоровые заводы Российской империи

Умение видеть: неброская красота старинного фарфора

Фарфоровая посуда и статуэтки в качестве предмета коллекционирования вызывают противоречивые чувства. Некоторые изделия не имеют особой художественной ценности, не впечатляют именем известного скульптора или художника. Надглазурное клеймо на дне тарелки ни о чём не скажет неискушённому собирателю диковинок, поэтому иногда выбор очередной вещицы происходит на интуитивном уровне. Разумеется, есть эксперты, есть подробные описания той или иной товарной позиции керамика гжели на аукционе или в антикварном магазине. Только иногда выбранная вещь не относится к числу перспективных инвестиций, не обещает существенной прибыли в дальнейшем за счёт увеличения стоимости с течением времени.

И всё равно какая-нибудь скромная фигурка или чашка с причудливой росписью вдруг обратит на себя внимание коллекционера, заставив купить вещь, которая не особо вписывается в общую концепцию предметов старины. Возможно, это связано с тем, что многие старинные вещи несут в себе частичку времени, в которое были созданы, радость созидания, вдохновлявшую художника или скульптора, тепло прежних владельцев. И тогда коллекционирование антиквариата приобретает новый смысл: это – возможность чувствовать время, преодолевать границы обыденного восприятия и уметь видеть красоту в самых простых вещах. Например, таких, как фарфор Корниловых, который иногда, в угоду повседневному спросу и доступности, был прост по своей форме и цветовым решениям. Только наряду со скромной простотой изделий массового производства существовала уникальная коллекция невероятно красивой и оригинальной посуды, украшенной причудливыми узорами. Она – удивительное наследие фарфорового искусства, хотя и не задумывалась как таковое.

Знающие специалисты с точностью определят, к какому периоду относится та или иная чашка или статуэтка, объяснят обусловленность тематических особенностей и цветовой палитры. Неискушённые новички просто оценят высокое качество фарфора, оригинальность узора и сочность красок, которыми впечатлял в своё время предприимчивый Гарднер и не уступавший ему в качестве выпускаемых изделий Корнилов. Фарфор завода Корниловых, основанного в 1835 году в Петербурге, многократно удостаивался наград на отечественных и международных выставках, заводы неоднократно получали золотые медали на Анненской ленте. В 1843 году за превосходный фарфор завод получил право ставить государственное клеймо на своих изделиях.

Красное, золотое или зелёное надглазурное клеймо – изображение двуглавого орла с надписью «Завод братьев Корниловых в Петербурге» – известно и узнаваемо, как самое красноречивое свидетельство подлинного искусства. Искусства, которое не всегда входит в каталоги известных аукционов, но которое непременно оценят те, кто восхищается талантливыми мастерами. Сервизы, декоративные вазы, статуэтки – эти изделия украшались переводными картинками, декорировались, расписывались красками и эмалями не только с художественным вкусом, но с вдохновением и любовью. Именно это делает уникальными даже самые банальные вещи, сохраняя в веках память о тех, кто их создал. По тем же причинам известен и фарфор, который производила фабрика Козлова, находившаяся в деревне Жировой Бронницкого уезда.

Фабрика была основана в 1820-х годах и значилась как «фирма братьев Козловых». На ней изготавливали фарфоровые фигурки и куклы, а также различный мелочной товар. Посуда в перечень фабричного ассортимента вошла несколько позже, но благодаря безупречному качеству и художественным достоинствам быстро обрела своих ценителей. Просуществовав до 1856 года, фабрика была почти забыта, хотя её изделия по-прежнему пользовались популярностью у любителей. Особого внимания заслуживают статуэтки: фигурки крестьян, мещан, сбитенщиков, франтих, щёголей – персонажей невероятно много. Это статуэтки, удивительным образом передававшие настроение, смешные и трогательные, простые до схематичности или, наоборот, поражающие пристальным вниманием к деталям.

Восхищение привычными вещами всегда продиктовано неким внутренним чутьём, открытостью ко всему новому, умением видеть авторским зрением, сопереживать и чувствовать. Старинные фарфоровые статуэтки всегда заставляют расширить границы стандартного восприятия, разглядеть в предметах быта нечто большее, чем практичную функциональность. Искусство мелкой пластики, развивавшееся на фабриках Корниловых или Козловых, оставило коллекционерам невероятное многообразие тем, стилей, форм, цветовой палитры. А ещё – непередаваемое очарование любви к своему делу, вдохновение создателей, радость творчества, благодаря которым кажется, что у каждой фигурки есть душа.

www.dvaveka.ru

Частные фарфоровые заводы в России XIX века

Во второй половине XVIII века в России возникли следующие частные фарфоровые производства: Волкова в Севске (1763), Гарднера в Вербилках (1766), Бахметева в Никольском (1773), Фишера близ Гатчины (в 1770-х гг.), Гаттенбергера в Калужской губернии (1797). Возможно, были и другие, но, по крайней мере, шесть частных предприятий по изготовлению художественного фарфора в XVIII веке в России уже существовало, правда, в основном время их деятельности было недолгим. Многочисленная продукция сохранилась только от фарфорового завода Ф. Гарднера, который, единственный из всех, продолжил свою активную деятельность и в XIX веке.

Русский художественный фарфор уже в конце XVIII века неотъемлемая часть в синтезе произведений искусства, принимающих участие в оформлении интерьера.

Потребность в фарфоре удачно совпала с наличием в Московской губернии, где сосредоточилась основная масса частных фарфоровых и фаянсовых заводов России, больших залежей керамических глин и обширных лесных массивов, необходимых для производства.

Уже в первой декаде XIX века в России появляется около десяти вновь созданных маленьких частных фарфоровых производств: Отто, Куликова, Долгорукого, Мелли, Дунащовых, Полевого, Кузнецовых, Насонова и др.

Изделия, по крайней мере, трех из них Долгорукого, Мелли, Насонова 1087;о отзывам современников, были достаточно высокого технического и художественного уровня. Изделия завода Насонова сохранились, они помечены маркой в виде монограммы ДН, написанной от руки надглазурно красным, синим или серым цветом.

Во время Отечественной войны 1812 года частные фарфоровые заводы России, как впрочем, и вся частная промышленность, пришли в состояние упадка, выпуск продукции сократился, часть заводов прекратила свое существование, часть сменила хозяев. После окончания войны выпуск продукции вновь налаживается.

Организация частного фарфорового производства связана с целым рядом трудностей и с необходимостью иметь большой капитал и хороших мастеров. При всей сложности задачи, несмотря на многочисленные неудачи и случаи разорения предпринимателей, количество фарфоровых и фаянсовых предприятий в России возрастало. К концу первой трети XIX века только в Центральной части России работало около тридцати частных фарфоровых заводов. Из них около десяти были крупными предприятиями, вырабатывающими фарфор отличного качества и имеющими широкий ассортимент изделий. Это петербургский фарфоровый завод Батенина, и заводы московские: Гарднера в Вербилках, Сафронова, Попова, Храпуновых, Новых, Козловых, Всеволожского-Сипягина, живописная мастерская Юсупова и другие.

Ведущими заводами в России, начиная с XVIII века, были Императорский фарфоровый завод и частный завод Гарднера; это самые крупные отечественные фарфоровые заводы, они превосходили другие и по количеству, и по качеству выпускаемой продукции; их фарфоровые изделия часто были образцами для изделий других фарфоровых производств России. Использование традиций двух крупнейших и ведущих фарфоровых заводов в искусстве частных заводов московского региона сыграло для большинства из них важную роль в быстром достижении ими того художественного уровня продукции, который мог соответствовать современному спросу на рынке.

Влияния одних заводов на другие прослеживается в их изделиях. Так, фарфоровая скульптура Императорского фарфорового завода и жанровые сцены из Гурьевского сервиза появляются некоторое время спустя и среди изделий частных фарфоровых заводов. Прославленные скульптуры завода Гарднера по гравюрам волшебного фонаря также копируются более мелкими частными заводами. Иногда происходит и обратный процесс: скульптурные изделия монах, несущий девушку и монах со штофом появившиеся впервые на заводе Николая Храпунова (в 1810-х 20-е гг.) потом в несколько переработанном виде создавались на заводах Гарднера, Тереховых и Киселева (1830-е гг.). Сатирические фигуры и пробки с шаржами на известных артистов, писателей, художников, журналистов, создававшиеся на мелких фарфоровых производствах, также потом появляются в гарднеровском фарфоре.

За исключением заводов Гарднера, Сафронова, Новых, Попова, фарфоровые заводы первой трети XIX века сравнительно небольшие, их технические и художественные возможности весьма ограничены.

Завод Гарднера в первой трети XIX века крупнейшее частное предприятие страны. Его изделия образцы, на которые равнялись все частные фарфоровые заводы московского региона. Гарднеровский завод как бы соревновался с Императорским фарфоровым заводом.

С конца 1810-х гг. в ранг ведущих частных фарфоровых заводов выходят завод Попова в Москве и завод Батенина в Петербурге, продукция которых характеризуется яркой индивидуальностью. Остальные русские частные фарфоровые заводы подражали нескольким ведущим, разве что в формах и декоре было меньше классицистической строгости, и появлялись черты народного искусства.

Демократизация фарфора и его популярность привели к тому, что частные фарфоровые заводы в России, начиная со второй трети XIX века, ориентировались при изготовлении своей продукции не только на высшие слои общества, но и на мелкое дворянство, купечество, горожан и даже зажиточных крестьян. Если Императорский фарфоровый завод и мастерская Юсупова обслуживали ограниченный круг заказчиков, а заводы Гарднера, Попова и Батенина ориентировались на зажиточных клиентов, то более мелкие фарфоровые заведения Кудинова, Насонова-Кирьякова, Харитонова, Сафронова и др. создавали изделия по вкусу и цене удовлетворявшие запросы купечества и мещанства.

Мода на рококо и другие стили минувших эпох, характерная для русского декоративно-прикладного искусства начиная с 1830-х гг. ярче всего проявилась в продукции крупных фарфоровых заводов Императорском и заводе Гарднера.

В продукции мелких заводов в 40-х гг. XIX века еще преобладают народные орнаменты в сочетании с элементами классицизма. Лишь в 50-е-60-е гг. XIX века там появляются элементы рококо.

Мода на готику в 30-е гг. породила ряд фарфоровых изделий с готическими элементами на Императорском заводе, на заводах Корнилова и Миклашевских.

В последней трети XIX века начинается процесс монополизации фарфорового производства несколькими крупными частными фарфоровыми предприятиями.

Мелкие фарфоровые заводы, будучи не в состоянии с ними конкурировать, разоряются или же поглощаются крупными. К 1880-м гг. большинство частных фарфоровых заводов сосредоточилось в акционерном товариществе М.С. Кузнецова. Даже завод Гарднера в 1892 году перешел его владение. Эти заводы выпускали сравнительно недорогой фарфор, отличающийся пестротой и яркими чистыми красками 1089;иней, пурпурной, золотой. Одновременно с заводами Корниловых и Кузнецова работали еще 56 частных фарфоровых заводов, из которых 29 находились в Гжели. Однако к концу XIX века таких предприятий сохранилось лишь 26 , в том числе в Гжельском районе.

К началу XX века, помимо Императорского фарфорового завода, в России существовали предприятия акционерного товарищества Кузнецова и мелкие заводики Гжели; из крупных частных предприятий уцелел только завод братьев Корниловых. В годы первой мировой войны производство в России художественного фарфора пришло в упадок, а после революции 1917 года в результате национализации частной собственности все частные фарфоровые заводы перестали существовать.


seeing-art.livejournal.com

Фарфоровые заводы

1.  Россия, Санкт-Петербург, Калининский
ОАО «КОРНИЛОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД»
производство фарфора
+71
2.  Россия, Санкт-Петербург, Невский
ОАО «ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД»
+64
3.  Россия, Санкт-Петербург, Невский
ООО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД»
+59
4.  Россия, Тверская область, Андреаполь
АНДРЕАПОЛЬСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
+58
5.  Россия, Кировская область, Киров
ЗАО «КИРОВСКИЙ СТРОЙФАРФОР»
+51
6.  Россия, Санкт-Петербург, Фрунзенский
ЗАО «СТРОЙФАРФОР ЗАВОД»
+51
7.  Москва, Центральный административный округ, Таганский
KLIMENKOFF
фарфоровая мастерская
+45
8.  Россия, Московская область, Раменское
ЗАО «ЭЛЕКТРОКЕРАМИКА»
производство фарфоровых изделий
+43
9.  Россия, Московская область, Талдом
ЗАО «ФАРФОР ВЕРБИЛОК»
производство изделий из фарфора
+43
10.  Россия, Московская область, Раменское
ООО «ГАЛАКТИКА И КОМПАНИЯ»
производство фарфоровых изделий
+42
11.  Узбекистан, Ферганская область, Кувасай
АО «КУВАСАЙ ЧИННИСИ»
+41
12.  Украина, Житомирская область, Новоград-Волынский
ГОРОДНИЦКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, КП, КП
производство фарфоровой посуды
+40
13.  Россия, Московская область, Талдом
ПРОИЗВОДСТВО ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ФАЯНСА
+40
14.  Украина, Донецкая область, Макеевка
ФАРФОР КЕРАМИК
производство изделий из фарфора
+39
15.  Узбекистан, Ферганская область, Риштан
ОАО «РИШТАНСКИЙ ЗАВОД КЕРАМИКИ»
+39
16.  Украина, Харьковская область, Харьков
ООО «ПИРС, ТПК»
оптовая торговля изделиями из стекла, фарфора, фаянса, поставка сырья для стекловаренного производства
+37
17.  Россия, Кемеровская область, Прокопьевск
ПРОКОПЬЕВСКИЙ ФАРФОР
+37
18.  Россия, Московская область, Раменское
ООО «СИНЬ РОССИИ НПО»
производство фарфоровых изделий
+36
19.  Россия, Московская область, Орехово-Зуево
ДУЛЕВСКИЙ ФАРФОР, ПК
+33
20.  Украина, Сумская область, Сумы
ЗАО «СУМСКОЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД»
изготовление посуды из фарфора
+33

comchart.ru

Дулевский фарфоровый завод история

Советский период развития завода

В 1918 году завод был национализирован. В первые годы советской власти все силы были направлены на восстановление и дальнейшее развитие производственных мощностей. Но мирный, созидательный труд перечеркнула Великая Отечественная война, во время которой вся работа велась для фронта и для Победы. В послевоенное время в 1950 году завод по объему продукции достиг довоенного уровня . Помимо массового фарфора, на заводе создавались шедевры русского фарфора. В эту эпоху в уникальной мастерской завода художественной лаборатории работали такие известные художники как Пётр Васильевич Леонов, Иван Григорьевич Коньков, А.И.Прохоров, Ф.Ф.Маслов, Владимир Климентьевич Яснецов, С.Г.Аникин, С.Е. Медведев, скульпторы Алексей Георгиевич Сотников, Павел Михайлович Кожин, Аста Давыдовна Бржезицкая, Ольга Михайловна Богданова, Нина Александровна Малышева, Галина Дмитриевна Чечулина, Евгения Ильинична Гатилова. Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. Изделия мастеров завода были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А. Г. Сотникова «Сокол», получившая медаль «Гран-при» в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулевского фарфорового завода, а ее графическое изображение — торговой маркой предприятия. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.

1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже

1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок «Красавица», выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем.

1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе

1958 г. — медаль «Гран при» на Всемирной выставке в Брюсселе за скульпторы «Сокол» и «Курица» созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем. Рисунок «Золотой олень», выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем, — Большая золотая медаль.

1976 г. — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».

Постсоветский период.

С 1991 года завод находился в собственности трудового коллектива. В 2012 году, в связи с тяжелым финансовым положением, по решению трудового коллектива завод был продан российским бизнесменам, как стратегическим инвесторам, предложившим путь оздоровления предприятия.

dfz.ru

Русский фарфор: знаменитые производители

Осенью 2010 года на станции московского метрополитена «Воробьевы горы» можно было увидеть уникальную выставку фарфора, на которой были представлены творения мастеров ведущих фарфоровых заводов России — как современные, так и старинные. В настоящее время многие из них утратили былую славу, но когда-то русский фарфор считался одним из лучших в мире.

В поисках рецепта

Российское керамическое производство началось с майолики — так называются изделия из обожженной глины, покрытые расписной глазурью. Произошло это в XVIII веке, когда купцом Гребенщиковым был основан майоликовый завод в Москве. Здесь же предпринимались попытки разгадать рецепт фарфора, который европейские и восточные мастера держали в секрете.

 Тайну удалось открыть горному инженеру Дмитрию Ивановичу Виноградову, который путем кропотливых научных исследований разработал технологию производства продукции на основе гжельской глины. Так начался выпуск российских фарфоровых изделий, которые по своим эстетическим и техническим характеристикам не уступали китайским и европейским, но при этом изготавливались исключительно из отечественного сырья.

Императорский фарфоровый завод

Первым крупным производством изделий по новой технологии стал Императорский фарфоровый завод — так с 1765 года начала именоваться Невская порцелиновая мануфактура. Основным его заказчиком являлся двор императрицы Екатерины II, однако позже посуда, выпущенная здесь, стала появляться во многих богатых домах.

Именно на Императорском заводе были изготовлены уникальные экземпляры, прославившие русских мастеров. Один из них — Гурьевский сервиз, заказанный для Александра I. В него входит около тысячи предметов, причем все они в настоящее время находятся в разных музеях. Не менее интересны и другие сервизные ансамбли — «Яхтинский», «Арабесковый» и прочие.

В настоящее время Императорский фарфоровый завод — один из немногих в России, которому удалось сохранить производство в полном объеме. Большая часть его продукции — высокохудожественные авторские произведения, выпускаемые под узнаваемым всеми ценителями брендом «Императорский фарфор».

Завод князя Юсупова

Довольно долгое время пост директора Императорского завода занимал князь Николай Юсупов. Впоследствии он организовал собственное производство в Архангельском. Завод стал частью оригинальных художественных задумок князя: в его усадьбе был создан крепостной театр, гостей поражали картинная галерея, уникальная библиотека, коллекция эстампов, затейливые оранжереи.

 Самые известные фарфоровые изделия, выпущенные на заводе Юсупова, — «Аракчеевский сервиз» с видами имения А.А. Аракчеева Грузино в Новгородской губернии и сервиз семьи Юсуповых с фамильным гербом. В настоящее время наиболее полной коллекцией юсуповского фарфора обладает Государственный музей «Архангельское».

Фарфор Гарднера

1766 год — время основания в подмосковной деревне Вербилки мануфактуры англичанина Франца Гарднера. Здесь выпускалась посуда в стиле ампир с цветочной росписью, которая предназначалась для широкого потребителя, а также более изысканные изделия, копирующие знаменитый майсенский фарфор.

Известно, что немецкая марка в Вербилках часто подделывалась, однако это не помешало заводу стать поставщиком двора Николая II. Среди продукции, предназначавшейся специально для императора, — «орденские» сервизы для торжеств в честь вручения государственных наград с изображениями орденов. В настоящее время основанная Гарднером фабрика носит название Дмитровский фарфоровый завод.

Кузнецовский фарфор

Самая яркая, праздничная, нарядная фарфоровая посуда выпускалась на фабрике Кузнецова в селе Дулево Московской области. Терентий Яковлевич Кузнецов, основавший производство, в течение двадцати лет был совладельцем завода в Гжели, его дело продолжили наследники, при которых была открыта вторая фабрика, в Риге. В начале XX века завод Кузнецова стал крупнейшим в России.

Ассортимент продукции, выпускаемой предприятием, изначально состоял из изделий для массового потребителя, которые украшались яркой росписью. В конце XIX века Кузнецов купил завод Гарднера для выхода в премиум-сегмент, это помогло ему в 1902 году приобрести статус поставщика императорского двора. В настоящее время на знаменитый бренд претендуют сразу три фарфоровых фабрики, однако ни одной из них пока не удалось добиться славы знаменитого предшественника.

Дарья Цветкова


Статьи по теме

www.luxemag.ru

Развитие фарфорового производства в России


Предметы из Охотничьего сервиза. Хранятся в Гатчинском дворце.

В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.

Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.

Происхождение слова Фарфор

В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.

Английское название фарфора – porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросёнок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Невская порцелиновая мануфактура

Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.

В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Виноградов, молодой русский учёный, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.

Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.

Открытие тайны фарфора

И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.

Наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Его первым фарфоровым изделием стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Учёный разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается».

Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.
Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

Первый русский фарфор

Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.

Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».


Предметы из первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного Д. Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны.

Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Читайте также Топ-10 альфа-героинь современного кино

Художественный фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлёк на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровн, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

Расцвет русского художественного фарфора пришёлся на “золотой век” Екатерины.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, её дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

Фарфоровые сервизы

Конечно, небольшие вещи и наборы из фарфора, предметы домашнего обихода тоже радовали своей красотой и изяществом, но только роскошные парадные сервизы из сотен предметов могут в полной мере проиллюстрировать великие достижения художественного фарфорового искусства того времени. Поражая красотой, мастерством и изящностью мысли их автора.

Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов. Его украшали фрески, написанные в стиле тех, что нашли при раскопках на стенах Помпеи и Геркуланума.

Ялтинский сервиз прославлял русский флот и иллюстрировал процветание отечественной торговли.

Кабинетский сервиз состоит из 800 предметов, и в его медальонах — рисунки античных архитектурных памятников Италии.


Кабинетский сервиз — предметы из фонда Государственного музея А. С. Пушкина.

Сервиз с камеями

В подарок Григорию Потемкину Екатерина II заказала во Франции (в Севре) знаменитый сервиз с камеями, состоявший из более чем 700 предметов. Его доставили в Россию в 1779 году с Севрской мануфактуры. И до 1782 года сервиз с камеями находился во владениях князя — в Таврическом дворце Петербурга. После его смерти его передали на хранение в сервизные кладовые Зимнего дворца и потом использовали на торжественных обедах.


Отдельные предметы из столового сервиза с камеями, мягкий фарфор, Севр, Франция.

Этот уникальный сервиз стал первым столовым фарфоровым сервизом Севрской мануфактуры в стиле классицизма, для которого были изготовлены специальные формы, которые больше нигде не применялись.

Сервиз с камеями выполнен в бирюзово-васильковых тонах с позолотой, декорирован вставками из камей (копиями знаменитых античных камей из коллекции Людовика XVI). Камея — это украшение в форме медальона, вырезанное из декоративного камня или морских раковин, в котором рельефное изображение выступает над поверхностью (миниатюрный барельеф).


Посуда из сервиза императрицы Екатерины II — сервиз с камеями, изготовлен в Севре (Франция), 1778-1779 г.г.

При изготовлении этого сервиза была применена новая технология нанесения изображения — способом печати по трафаретам. На отдельных предметах сервиза: сахарницах, мороженицах, бутылочных передачах сначала оставляли гнезда под эти рельефные украшения, а потом в них вставляли камеи. Их делали отдельно из керамической массы, которую специально изобрели для этих целей.

Читайте также Между магией и реальностью

Не удержусь, покажу вам фото Арабескового зала — парадного зала Большого Царскосельского дворца, созданного для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Чарльза Кэмерона в античном стиле. Просто посмотрите на цвета и линии. Ничего вам не напоминает?


Интерьеры Арабескового зала.

Сын Екатерина II, император Павел I, тоже интересовался фарфоровым производством.

Его заказы на сервизы отражали характер государя. Дело в том, что Павел Петрович предпочитал вести уединённый образ жизни и сервизами на 8-20 персон успешно и полно сервировали его обычный стол. В то же время в моду вошли обеденные сервизы »dejeuner» (дужени) на две персоны.

Гурьевский сервиз

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в. Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества, и именно за счёт императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошёл расцвет русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».

Развитие производства фарфора в начале 19 века

Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.

В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.

Особенности Гурьевского сервиза

Гурьевский столовый сервиз (заказанный Гурьевым для Александра I) считался парадным, предназначался для Зимнего дворца и был рассчитан на 50 персон. Его хранили в покоях супруги Александра I — Елизаветы Алексеевны.

Степан Пименов, ставший модельмейстером Императорского фарфорового завода, разработал художественный проект сервиза.

Гурьевский сервиз выполнен в красно-коричневых тонах с золотом — такие гамма считается парадной. Фарфор сервиза украшен сценами из крестьянской жизни и пейзажами Петербурга, Москвы, Петергофа и Гатчины, которые перенесены с картин и гравюр художников: Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Семёна Щедрина и Фёдора Алексеева.

А изящные фарфоровые скульптуры в виде сельских юношей и девушек с корзинами, чашами и вазами над головой, служат декоративным поддерживающим элементом предметов Гурьевского сервиза, которые стоят на ножках или подставках.


Предметы из Гурьевского сервиза. Изготовлены в стиле Ампир.

Причины появления простых людей на фарфоре

Рисунки крестьян на Гурьевском сервизе появились неспроста. Эта фарфоровая посуда прославлял народ, одержавший победу в Отечественной войне 1812 года.
Отечественной войне 1812 года была посвящена и серия Военных тарелок, на которой были изображены офицеры и солдаты всех родов войск.

В то же время стали появляться фарфоровые чашки с портретами императоров, полководцев и видных деятелей эпохи.

Стали делать больше ваз

При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своём, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.

Читайте также Марианна или Символ Франции (Эвелин Тома)

Фарфоровый завод в николаевские и александровские времена

Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.

Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного учёного Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).


Сервиз ВККН, фарфор, ИФЗ

Развитие фарфоровой живописи в России

Николаевский фарфор поражал тонкой работой живописцев (хотя, наверное, их правильнее было бы назвать вазописцами). Рисунок ваз виртуозно копировал великие произведения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджо, Мурильо и других художников эпохи Возрождения, которые были, большей частью, в коллекции Эрмитажа.

Развивалась и иконопись по фарфору, портретная и миниатюрная живопись. Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.

Музей ИФЗ

В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.

Угроза закрытия ИФЗ

Однако, Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нём сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Всё постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

Новая жизнь ИФЗ

Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.

Фарфор во времена Николая II

К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).

Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Фёдоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».

А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия призвана была укреплять идеи русской государственности.


Архангельская женщина из серии Народы России.

В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.


Влюблённые. Автор — Константин Сомов. ИФЗ

В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.

izuminki.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *