Янтарная комната | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.
Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.
Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату
В начале Великой Отечественной войны интерьер, подаренный Петру Великому в XVIII веке, похитили занявшие Царское Село нацисты. Известно, что они разобрали его, упаковали в коробки и вывезли в Кенигсберг, где заново собрали. После этого комната бесследно исчезла.
Охота началась до войны
Янтарную комнату вывезли из Екатерининского дворца меньше чем через месяц после начала оккупации гитлеровцами Пушкина. Такая скорость говорит о том, что к ее вывозу тщательно готовились, и подготовка началась еще до начала войны. В пользу этого вывода говорит не только скорость, с которой совершено похищение.
Колоризированное фото Янтарной комнаты, 1917 год
© Андрей Зеест/Public Domain via Wikimedia CommonsВ конце 30-х годов в СССР побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, руководившего внешними связями берлинских музеев. «Кунсткомиссион», которой он руководил, работала в Москве, Ленинграде и Литве. К началу войны у искусствоведов был готов подготовленный тайно список культурных ценностей из советских музеев для вывоза в Германию.
«Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти из Пушкина, потом этот список был ими расширен, — рассказала замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ираида Ботт. — И уже 29 сентября 1941 года, через 12 дней после начала оккупации, в Екатерининском дворце появились два «военных искусствоведа», задачей которых был контроль за вывозом. Янтарную комнату демонтировали шесть человек из строительной роты под руководством унтер-офицера, упаковали и вывезли, это произошло к 10 октября 1941 года».
Офицером, который руководил похищением Янтарной комнаты, был Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах — граф, полковник немецкой армии и доктор искусствоведения.
В марте 1942 года в немецкой прессе появились сообщения о том, что Янтарная комната находится в Кенигсберге, они сопровождались фотографиями интерьера.
«Немцы смогли ее собрать, об этом факте мы знаем по фотографиям из немецкого журнала «Пантеон», опубликованным ранней весной 1942 года. У них было несколько месяцев на реставрацию янтарных панно, были специалисты, и в том числе сам Сольмс был искусствовед с серьезным образованием, даже участвовал в реставрации икон в Пскове. Они смогли прикрепить кусочки янтаря, отходившие от деревянной основы. Позднее, для полноты впечатления, они потребовали прислать из Екатерининского дворца три двери из этого интерьера. Эти фотографии интересны еще одной особенностью: по ним мы узнали, что одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты — «Осязание и обоняние» пропала в процессе транспортировки из Пушкина в Кенигсберг, и нашли ее только в 1990-х годах», — говорит Ботт.
Сейчас она возвращена в музей, это подлинник, и ее можно увидеть в возрожденной Янтарной комнате.
Воссоздали достоверно
Свидетельств того, как вывозили Янтарную комнату, не сохранилось, но момент похищения с большой долей исторической точности решили восстановить авторы трехмерных панорам о войне из объединения «Невский баталист». Сюжет с кражей Янтарной комнаты будет частью новой экспозиции в Музее Победы в Москве.
«Нам хотелось раскрыть образ вывоза ценностей из страны, и образ Янтарной комнаты мы не могли обойти», — рассказал автор трехмерных панорам Дмитрий Поштаренко.
Дмитрий Поштаренко
© Александр Демьянчук/ТАССВ Калининграде объединение «Невский баталист» создало трехмерную панораму «Кенигсберг-45. Последний штурм», на которой показана обстановка на улицах города в апреле 1945 года — баррикады, разрушенные дома, брошенная военная техника, интерьеры старого кафе и среди всего этого ящики, в которые упакованы элементы Янтарной комнаты после демонтажа.
Для создания нового сюжета о Янтарной комнате авторы панорамы подняли исторические материалы и проконсультировались со специалистами Государственного музея-заповедника «Царское Село».
«То, что это будут показывать в реконструкции, — это правильное дело, хотя и будет не совсем точно отражать историческую ситуацию. Но это важно показать, потому что Янтарная комната сразу после войны стала символом потерь культурных ценностей», — считает Ираида Ботт.
Реставраторы Янтарной комнаты поделились с авторами панорамы эскизами, которые готовили для воссоздания янтарных панелей, и показали несколько пробных маленьких образцов.
Проект реставрации Янтарной комнаты
© Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музей-заповедник «Царское Село»«Панели будем воссоздавать по примерам, которые предоставили в Царскосельской янтарной мастерской. Там осталось несколько гипсовых «черновиков» для реальных панелей. Перед тем как вырезать из янтаря, они делали черновые панели из пластилина, отливали их в гипсе, и они полностью повторяют рисунок оригинальной панели. С этих слитков мы тоже снимали форму, и несколько панелей будут один в один, несколько художники вырезают просто по фотографиям. Конечно, это не янтарь — имитация, но узор, цвета мы стараемся максимально передать, чтобы человек сразу понял, о чем речь, — чтобы был узнаваемый образ Янтарной комнаты», — объяснила специалист по экспозиционно-выставочной деятельности объединения «Невский баталист» Ульяна Мазурова.
Отступить от истории — допустимо
Едва ли не самая сложная часть работы — составить такую композицию, чтобы в одном моменте рассказать историю.
«Там небольшой фрагмент: угол Янтарной комнаты, где стоит офицер — чиновник, который отвечал за вывоз ценностей в Ленинградской области. Мы показываем не только художественную линию, но и историческую, и на примере этого человека можно поднять темы другие. Один из офицеров снимает панель со стены, второй стоит со списком. Над его жестом еще работаю, думаю — хочется интересно сделать. Может быть, чтобы из его рук падал кусок янтаря, может быть, с фотоаппаратом его сделать. Сюжет будем еще дорабатывать», — сказал Поштаренко.
В этой сцене создатели композиции планируют учесть детали, о которых сообщили сотрудники музея-заповедника. На момент, когда немецкие войска заняли Царское Село и получили доступ к Екатерининскому дворцу, Янтарная комната не выглядела как парадный интерьер.
Как рассказала Ираида Ботт, декоративные панели, которые не удалось заблаговременно снять со стен для эвакуации, были прикрыты тканью, ветошью и проклеены марлей, чтобы предотвратить рассыпание.
«Почему наши не стали демонтировать панели? Потому что их попытались снять — и они посыпались, так как свойства клея к этому моменту утратились. Комнату в 1941 году хотели поставить на реставрацию, но война помешала. Кусочки этих мозаик уже осыпались, и если бы их стали в спешке демонтировать, то просто увезли бы в мешке фрагменты этих панелей. Поэтому оставили их, проклеили», — сообщила Ботт.
Ульяна Мазурова рассказала, что в панораме практически не будет видно самого убранства Янтарной комнаты, потому что покажут маскировку стен, но янтарные панели будут в руках у немецких офицеров — в тот момент, когда они их снимают и укладывают в ящики. Насколько точно это повторит события из истории, судить нельзя.
Подготовка сюжета о Янтарной комнате
© Объединение «Невский баталист»«Свидетельства не сохранились. Не было очевидцев, которые оставили бы свой рассказ «Как я участвовал в демонтаже». Мы знаем о том, что сюда прибыли немецкие специалисты-искусствоведы, они были офицерами, их задачей было оценить, отобрать произведения искусства и подготовить их к отправке в Германию», — отметила замдиректора Царского Села.
Если бы она нашлась
В апреле 1945 года комната бесследно исчезла. По поводу ее местонахождения регулярно появляются новые версии, но пока ни одна не подтвердилась.
«Многие верят, и даже мы порой ждем, что от этих интерьеров что-нибудь будет найдено. Мы каждую информацию о якобы обнаружении места, где спрятали Янтарную комнату, обсуждаем. Но уже так не реагируем, как прежде. В то, что она может быть в разных местах, мы тоже верим», — сказала Ботт.
При этом сотрудники музея не исключают, что в случае обнаружения элементы подлинной янтарной комнаты окажутся в плачевном состоянии — с учетом их довоенного состояния и условий хранения, которые, вероятнее всего, далеки от идеальных.
Янтарный интерьер был восстановлен российскими мастерами в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга и открылся 31 мая 2003 года. Его заново создавали по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда. На эту работу было затрачено шесть тонн отборного янтаря и почти $8 млн. Работа по воссозданию янтарного кабинета длилась около 25 лет.
Работы над восстановлением интерьера Янтарной комнаты
© Patrick AVENTURIER/Gamma-Rapho via Getty Images«Сегодняшняя Янтарная комната — это научная реконструкция, объединившая усилия специалистов самых разных профессий, которые помогли восстановить и высоту рельефа, и характер материала. И мы нашли утраченный с годами способ окрашивания янтаря. Мы сейчас считаем, что это реконструкция научная и очень близко соответствующая тому, что было», — отметила замдиректора музея-заповедника.
В наши дни Янтарная комната — самый популярный в Царском Селе объект у туристов. Ее посещают до 3,5 млн человек в год.
Екатерина Андреева, Юлия Андреева
Уникальные предметы из Янтарной комнаты покажут на выставке в Петербурге — Культура
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 ноября. /ТАСС/. Воссозданные предметы из Кенигсбергской и Берлинской коллекций, которые были утрачены в годы Великой Отечественной войны вместе с другими предметами Янтарной комнаты, покажут на выставке «Тайны дворцовых интерьеров. Секреты реставрации» в Петербурге. Посетители выставки увидят множество уникальных предметов, изготовленных специалистами Царскосельский янтарной мастерской, рассказал ТАСС реставратор первой категории Максим Григорьев.
Экспозицию можно будет увидеть с 27 ноября по 30 марта в Инженерном доме Петропавловской крепости. «Выставка была создана для того, чтобы показать, что мастерство не умирает, что 40 лет работы мастерской не прошли незамеченными. Первый зал полностью посвящен Янтарной комнате. Нами были воссозданы практически полностью утраченные коллекции — Кенигсбергская и Берлинская. Это те предметы, которые выставлялись в залах и которые были во время войны утрачены. Это то, что нигде не увидеть, кроме как на этой выставке», — рассказал Григорьев.
В экспозицию выставки вошли янтарные шкатулки, кабинет-шкафчик, чаши. Предметы, выполненные в стиле немецкого барокко, украшены резьбой. Специалисты мастерской выполнили научную реконструкцию этих предметов по книге директора художественных собраний Кенигсберга Альфреда Роде «Янтарь — немецкий материал».
Выставка также расскажет о реставрации Лионского зала, Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце и Агатовых комнат в Екатерининском парке в Царском Селе. Посетители увидят фрагменты отделки залов, вазы из яшмы, мебель, декорированную афганским лазуритом. «Мы восстанавливаем залы, и каждый из них уникален. Допустим, Лионский зал. Это уникальная работа с лазуритом, с металлом. Больше такого зала нет нигде в мире. Потому что на стенах порядка 120 квадратных метров лазуритовых панелей, которые украшены металлом, золотом. Уникальная по сложности работа», — поделился Григорьев.
На выставке также представлены предметы авторской работы мастеров: шахматы «Ледовое побоище» с фигурами из цельных кусков балтийского янтаря, янтарные панно, фигурки-типажи из камней-самоцветов. Также в экспозицию вошли футляры и обложки для книг, декорированные золотом и драгоценными камнями: «Державные правители России», «Мстиславово Евангелие», «Коран Халифа Усмана» и другие. Мебели, созданной специалистами Царскосельской янтарной мастерской, посвящен отдельный зал. Здесь посетители увидят мебельные гарнитуры, бюро, столы в разных стилях.
Залы оборудованы телеэкранами. На них будут транслироваться фильмы, в которых искусствоведы, сотрудники музеев рассказывают об экспозиции.
Янтарная комната
Янтарная комната — подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I Петру Великому (1672-1725). Ее части перевезли в Санкт-Петербург в 1717 году. При императрице Елизавете Петровне (1709-1962) зодчий Бартоломео Растрелли добавил в отделке кабинета золоченую резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Во время Второй мировой войны она была вывезена нацистами во время оккупации Царского Села.
Царскосельская янтарная мастерская была создана в 1981 году специально для восстановления Янтарной комнаты после Великой Отечественной войны.
Янтарный интерьер был восстановлен российскими мастерами в Екатерининском дворце Царского Села к 300-летию Санкт-Петербурга и открылся 31 мая 2003 года. Его заново создавали по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда. На эту работу было затрачено 6 т отборного янтаря и почти 8 млн долларов. Работа по воссозданию янтарного кабинета длилась около 25 лет.
Операция по поиску Янтарной комнаты в подземельях на севере Польши не увенчалась успехом — Культура
МАМЕРКИ /Польша/, 27 июня. /ТАСС/. Сотрудники Музея Второй мировой войны в польском городе Мамерки на северо-востоке страны в четверг вскрыли подземный лаз на территории бывшего штаба командования немецких сухопутных войск, но не нашли там Янтарную комнату или другие ценности, как ожидали.
Янтарную комнату искали в Мамерках уже неоднократно, но безуспешно. В местном музее даже экспонируется ее копия. Однако на этот раз исследователей вдохновил тот факт, что им удалось найти засыпанный землей вход в подземное помещение, о котором ранее не было известно.
По словам представителя музея Бартоломея Плебаньчика, тщательно спрятанный вход в подземное хранилище не использовался много десятилетий. «Мы нашли этот лаз при помощи мощного георадара. На этом месте выросло дерево, которое не давало возможности открыть люк», — сказал он собравшимся на месте поисков журналистам.
В течение получаса рабочим удалось очистить землю и открыть таинственный люк. Как оказалось, это обычный технический тоннель. Исследователи смогли осмотреть колодец при помощи специальной камеры, а затем снять тяжелую бетонную крышку полностью. Под ней скрывался небольшой и неглубокий колодец со ступенями и ведущими куда-то канализационными трубами. Ниже — только камни.
Провал или успех
«Мы считаем это успехом», — оценил результаты работ Плебанчик в беседе с корреспондентом ТАСС. «Это технический колодец в очень хорошем состоянии. Хорошо, что там нет никаких послевоенных предметов, мусора. Это значит, что со времен войны его никто не открывал», — сказал он.
«Дальше в глубину мы копать не будем. Мы знаем такие колодцы. Если бы немцы что-то тут спрятали, то это было бы видно сразу», — указал исследователь.
«Впереди у нас еще 199 гектаров леса. У нас есть самый современный георадар и время. Возможно, это займет год или пять лет. Но мы продолжим систематически исследовать фрагменты леса и наши поиски», — заключил Плебанчик и выразил уверенность, что Мамерки скрывают множество сокровищ.
Янтарная комната
Янтарная комната — подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I Петру Великому (1672-1725). Ее части перевезли в Санкт-Петербург в 1717 году. При императрице Елизавете Петровне (1709-1962) зодчий Бартоломео Растрелли добавил в отделке кабинета золоченую резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Во время Второй мировой войны она была вывезена нацистами во время оккупации Царского Села.
В новость были внесены изменения (14:01 мск) — добавлены подробности.
Янтарная комната в Пушкине: история, тайны, факты, фото
Чудес света семь. В классическом исчислении. Если нам бы предложили расширить их до восьми и для этого выбрать еще одно из множества рукотворных шедевров, мы бы остановились на Янтарной комнате. Не потому, что мы живем в Петербурге. А почему — читайте нашу статью и смотрите фотографии.
Основные факты о Янтарной комнате кратко
1. Подарена прусским королем Петру I как «янтарный кабинет».
2. Расширена до размеров комнаты по инициативе Елизаветы I, открыта в Екатерининском дворце Царского Села при Екатерине II.
3. В 1941 году вывезена немецко-фашистскими войсками в Восточную Пруссию, город Кенигсберг, ныне Калининград.
4. Весной 1945 года исчезла при невыясненных обстоятельствах. Текущее состояние и местонахождение неизвестно, вероятно всего в США (об этом в самом конце статьи).
5. В 2003 году в Екатерининском дворце открыта полноценная копия Янтарной комнаты. Экспонируется круглогодично для туристов. Пользуется крайней популярностью, попасть в нее в сезон очень непросто.
Чтобы не волноваться по поводу билетов и дороги, вы можете заказать экскурсию в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты по объявлению ниже:
История Янтарной комнаты
Публика любит сюжет. Здесь он есть, причем сюжет из жизни, непридуманный. С открытым финалом, который возможно «закроется», а возможно и нет. И с множеством неотвеченных вопросов. Наследие войны, но не в виде неразорвавшихся мин и снарядом, а в виде загадки, которую пытаются отгадать уже больше 75 лет. Шедевр искусства из «солнечного камня», как называют янтарь, оказался поневоле вовлечен в непростые отношения элит двух ведущих европейских держав. И может быть именно эти отношения послужат разгадкой тайны его местонахождения.
Янтарный кабинет, как он изначально назывался, был задуман в 1701 году для берлинского дворца Литценбург — супруги прусского короля Фридриха I по имени София-Шарлотта. В 1709 году она умерла, Литценбург переименовали в Шарлоттенбург (под этим именем мы его знаем сейчас), а Янтарный кабинет должен был переехать в другой дворец — Ораниенбург — уже в виде Янтарной галереи.
Однако в 1713 году умирает и Фридрих I. Проект остается незавершенным. Янтарь — материал крайне непростой, хрупкий. Возиться с ним приходится долго и кропотливо. Многое уже, впрочем, есть: некоторое количество панелей, которые можно показывать. И — дарить. В 1712 или 1713 году эти панели показывают важному гостю — российскому императору Петру I, который оказывается от них в восторге.
В 1716 году Фридрих Вильгельм I (сын Фридриха I) дарит панели Петру I, в 1717 они прибывают в Петербург.
Но и у нас с крайне капризным материалом справиться быстро не получилось. Петр I «похоронил» панели в Летнем дворце, как будто бы забыв о них. Возможно, причиной послужило то, что части элементов конструкции почему-то не хватало.
И только императрица Елизавета I начинает активно заниматься шедевром. Сначала она собирает его в новом Зимнем дворце, а затем приказывает перевезти кабинет в резиденцию Царское Село, в, как он тогда назывался, Большой Царскосельский дворец (ныне Екатерининский). Кабинет определили в зал, который превосходил кабинет по объему. Из-за этого появляется необходимость в дополнительных элементах.
Но и Елизавете не удается завершить свой замысел. Работа растягивается на десятилетия. Она завершается уже во времена Екатерины II, которая поручила прусским и немецким мастерам изготовить дополнительные панели, поставить мебель и добавить другие элементы.
В 1771 году Янтарная комната наконец представлена публике в своем нынешнем (если так уместно говорить с учетом того, что сейчас мы обладаем лишь копией) виде. Выглядела она грандиозно: ее освещали 565 свечей в бронзовых и деревянных бра, а 24 зеркальные пилястры и два зеркала отражали пламя и подчеркивали световые свойства камня. Пруссы прозвали янтарь «горящим камнем»: яркий свет как будто рождал пламя внутри.
И вот исторически-географическая перекличка: императрица, в девичестве прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родом из Пруссии, из в общем-то тех самых мест, что и Фридрих I и Фридрих-Вильгельм I. Получается, что немцы начали — немка закончила. То, что должно было достаться Софии-Шарлотте, оказалось в итоге у Софии Августы. История закольцевалась.
Более того, с 1762 года начинается, скажем так, «немецкий след» в династии Романовых (которые официально звались как Гольштейн-Готторп-Романовы). Эту тему мы не будем здесь рассматривать, но отметим, что между Россией и Пруссией воцарились непростые родственные отношения. Настолько непростые и запутанные, что ряд историков полагают, что Россией до 1917 года правили немцы по крови.
Здесь уместно упомянуть вот какой любопытный штрих, не нашедший пока подтверждения в архивах. Якобы Фридрих Вильгельм дарил Янтарный кабинет именно Романовым, и, следовательно, только Романовы вправе им владеть. Стало быть, если нет династии на троне — кабинет надо вернуть. И в свете последовавших в середине XX века событий этот штрих, был ли он в реальности или нет, приобретает особое «звучание».
Осенью 1941 года немецко-фашистские войска окружают Ленинград, входят в Пушкин и занимают Екатерининский дворец. Основные музейные ценности эвакуированы — все, кроме Янтарной комнаты. В чем же причина? Кто-то пишет о том, что для этого не было приказа из Москвы. Кто-то о том, что янтарь при попытке снять панели начал осыпаться, и транспортировать его было невозможно — и это основная версия. Кто-то указывает на недостаток времени. В любом случае загадка, хотя бы потому что немцы собрали панели в ящики за 36 часов и по железной дороге успешно доставили в Кенигсберг (Калининград). Как-то же у них это получилось? Да и для эвакуации остальных музейных предметов время каким-то образом нашлось. Более того, эвакуационные планы были составлены за несколько лет до войны и регулярно обновлялись.
Перед эвакуацией один из немецких офицеров вырезал из панелей флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние», одну из четырех каменных картин, которые были изготовлены по заказу Екатерины II в 1787 году. И переправил ее в Германию, предположительно, в санитарным поездом.
В конце 1941 года Янтарная комната оказывается в Восточной Пруссии. Можно сказать, она вернулась на «родину», создав в нашем сюжете еще одно «кольцо». Ее выставляют в зале Королевского (Кенигсбергского ) замка, но не полностью: нынешняя экспозиция на треть меньше той, что была в Екатерининском дворце. Дело и в размерах зала, и, возможно, что в том, что немцы хотят «воспроизвести» ту, «настоящую», прусскую комнату, а, точнее, кабинет, без русских дополнений. «Усечение» имело определенные последствия для искателей Янтарной комнаты во второй половине XX века. «Лишние» панели директор художественных коллекций замка Альфред Роде отправлял по приказу Гитлера в «материковую» Германию. Спустя годы они попадались искателям и ставили последних в тупик: если есть часть, то где-то рядом и все остальное. Но где же оно, это остальное? Почему его никак не удается найти?
В том-то и дело, что остальная часть исчезла. Случилось это в апреле 1945 года, в то самое время, когда советские война брали Кенигсберг. О том, где искать, немного ниже.
В 1979 году принято решение о воссоздании Янтарной комнаты на прежнем месте, в г. Пушкин (Царское Село). Работы шли активно с начала 1980-х годов и были завершены только в 2003-м. Что неудивительно, если учесть огромный объем задач, который стоял перед мастерами.
А также тот факт, что у них в качестве «образцов» было всего лишь несколько десятков черно-белых снимков оригинала и один цветной автохром, созданный в 1917 году.
Высоту рельефа панно удалось высчитать с точностью до 1 миллиметра. Точность работы реставраторов гарантировала наука, а «протестировал» и подтвердил случай. Помните ту самую флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние»? Она всплыла в Германии в 1997 году. Сын фашиста-прохвоста решил продать ее. Тут его и «приняли». А мозаику вернули в Россию. К слову, то, что вы увидите во время экскурсии, — это копия «Осязания и обоняния», оригинал хранится в запасниках. Видимо, во избежание.
Где искать Янтарную комнату? И есть ли в этом смысл?
Версий, куда таинственно пропала Янтарная комната, насчитывают около несколько сотен. Есть более и менее проработанные. Самые популярные:
— шедевр погиб при пожаре в Королевском замке в 1945-м;
— погиб при эвакуации из Кенигсберга;
— не погиб, а был спрятан в тайник где-то поблизости или в Германии или в Польше;
— вывезен бежавшими нацистскими преступниками в Латинскую Америку;
— ну и так далее.
Искали Янтарную комнату многие. И многие из искателей распрощались с жизнью при странных обстоятельствах. Самая известная смерть «принадлежит» бывшему солдату вермахта, уроженцу Кенигсберга и по совместительству достопочтенному западногерманскому фермеру Георгу Штайну. Он лично видел Янтарную комнату во время войны в замке, а в мирный период решил посвятить жизнь ее розыску. И вот когда в 1987 году он решил, что тайна раскрыта, и по этому поводу надо созвать пресс-конференцию, его нашли изрезанным скальпелем на окраине Мюнхена. По версии следствия, Штайн зачем-то покончил жизнь самоубийством. Вскоре после этого последовали еще ряд любопытных смертей, в частности, другого искателя по имени Пауль Энке, офицера Штази. Не будем подробно все пересказывать, об этом написано много книг, не говоря уж о статьях.
Одна версия кажется нам наиболее, что ли, изученной и продуманной, а потому — убедительной. Она принадлежит калининградскому историку Александру Мосякину. На ее основе телекомпания «Останкино» в 2015 сняла двухсерийный фильм-расследование (ниже), а сам Александр Георгиевич излагает ее в своей книге.
Если кратко, то версия звучит так. Апрель 1945 года. Ящики с янтарными панелями хранятся в Королевском замке. В 1944 панели были разобраны, упакованы и перемещены в подвалы по приказу Альфреда Роде сюда всего за четыре недели до жуткой бомбардировки Кенигсберга союзниками.
В какой-то момент вскоре после того, как город оказался под полным контролем советских войск, в помещение с ящиками входит советский офицер. На его вопрос «Что в ящиках?» ему отвечают «Музейные ценности». Спустя какое-то время ценности, помеченные как немецкие музейные трофеи (а не вновь найденные русские), отправляются в соответствующие службы НКВД и со временем оказывается в Восточном Берлине.
Янтарную комнату в этот исторический момент, в апреле 1945-го, никто не опознал. Ее просто, видимо, специально не искали — как-то было чем заняться. А ящики с трофеями — так мало ли какие и сколько ящиков попадались, подлежали описи и транспортировке. Их было очень много, и неудивительно, что янтарь прошел буквально сквозь пальцы.
В 1950 году, промаркированные как немецкие музейные ценности, янтарные панели были переправлены в Западный Берлин… в уплату долга Советского союза перед США по ленд-лизу.
В тот момент, когда активные поиски Янтарной комнаты начались по приказу Сталина, в Министерстве государственной безопасности страны изобрели легенду, что она то ли сгорела, то ли не сгорела, то ли ее спрятали, то ли что. Не признаваться же в самом деле в том, что не разглядели шедевр и отдали заклятому другу?
Что было с комнатой дальше? Похоже, что она оказалась в немецком Касселе, в музее, а потом — или отправилась за океан, или до сих пор где-то в Германии, на своей исторической родине. Историк придерживается того, что искать ее надо в США.
Вот ссылка на одну из книг Александра Мосякина. И еще на одну.
Для тех, кто не хочет читать, ниже первая серия фильма «Останкино» (вторая серия также легко ищется), но тут, конечно, менее подробно:
Получится ли вернуть когда-либо Янтарную комнату в Россию? Рискнем предположить, что вопрос, похоже, зависит не столько от поисковых усилий, сколько от политики. Покойный легендарный директор музея-заповедника «Царское Село» Иван Петрович Саутов вспомнил в интервью эпизод, который в свете расследования Александра Мосякина обретает новые краски. В 1998 году на него инициативно вышел немецкий газовый концерн E. ON Ruhrgas. Его представили хотели профинансировать воссоздание Янтарной комнаты. И были ну очень настойчивы. Саутов им сначала отказал. Но они пришли еще раз, уже с более привлекательным в финансовом плане предложением. И даже еще до подписания соглашения о сотрудничестве профинансировали покупку оборудования для янтарной мастерской. Удивительная, конечно, прыткость. И может быть, хм, по-разному интерпретирована.
Очень похоже на то, что правда о подлинной Янтарной комнате всплывет или очень не скоро, или при каком-нибудь резком повороте во взаимоотношениях России с другими странами. Так, в общем-то, с ней всегда и было, ровно с того момента, когда прусский король Фридрих Вильгельм I захотел задобрить своего российского партнера по имени Петр I.
Фотографии Янтарной комнаты
предоставлены ГМЗ «Царское Село»
P.S. По объявлению ниже вы можете заказать экскурсию на автобусе в Царское Село с посещением Екатерининского дворца и Янтарной комнаты:
Янтарная комната в Екатерининском дворце: билеты, часы работы 2020
Янтарная комната — настоящее сокровище музея-заповедника «Царское село». Комната получила свое название за отделку: все ее стены покрыты панелями из янтаря. Кроме того, в интерьере присутствуют панно и украшения из этого камня.
Янтарная комнатаСамо по себе создание комнаты из янтаря уникально – янтарь, очень капризный в обработке камень. Он плохо переносит перепады влажности и температуры, в природе редко встречаются большие и однородные куски этого камня. Отличается между собой и их цвет. Тем удивительнее создание комнаты площадью 100 кв. метров и высотой потолков 7.8 метра, облицованной этим камнем. Обладает она и удивительной историей. Созданная прусскими мастерами в 18 веке, Янтарная комната (или как тогда ее называли Янтарный кабинет) была подарена России. За три столетия она оказывалась во владении то Германии, то России. Сегодня Янтарная комната украшает интерьеры Большого Екатерининского дворца.
Как купить билет в Янтарную комнату
Посмотреть шедевр к Екатерининскому дворцу приезжают одиночные туристы и экскурсионные группы. В хорошую погоду здесь собираются большие очереди, поэтому ожидание иногда растягивается на несколько часов. Приобрести билеты в Янтарную комнату можно исключительно в кассе при Екатерининском дворце. Онлайн продажи билетов нет.
Купленные билеты действительны только час после получения. Поэтому вы не сможете оплатить билет заранее и прийти в другой день. Также вам нужно помнить, что музей не работает по вторникам и закрывается на обслуживание в последний понедельник каждого месяца.
Рекомендуем воспользоваться экскурсией в составе организованной группы. В составе группы вы минуете очередь и сможете насладиться залами Екатерининского дворца и Янтарной комнатой в сопровождении лицензированного гида. В цену экскурсии включены билеты в Екатерининский дворец и парк, экскурсионное обслуживание и трансфер «Санкт-Петербург – Царское село – Санкт-Петербург» на комфортабельном автобусе.
Экскурсии с посещением Янтарной комнаты
История создания
Интерьер для кабинета из янтаря был придуман немецким архитектором И.-Ф Эозандером для прусского короля Фридриха I. Король, в свою очередь, планировал подарить этот шедевр супруге — Софии-Шарлотте. Предполагалось, что комната будет находиться во дворце королевы в Берлине.
Фридрих IНад проектом с 1701 года работал не только И.-Ф Эозандер, но и датский художник Вольфрам (он специализировался на резьбе по слоновой кости и янтарю). После разработки проекта к созданию шедевра привлекли польских мастеров — Шлахта и Турау. Они приступили к отделке помещения в 1707 году.
К сожалению, королева не дождалась окончания работ. Они были остановлены после ее смерти. Наследник Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, тоже не стал продолжать работу над кабинетом. Он был достаточно скуп, поэтому посчитал прихоть своего предшественника слишком дорогостоящей и никому не нужной забавой. Однако готовые панно король поместил в своем берлинском дворце.
В 1712 году Пруссию посетил Петр I. Он был в восторге от увиденных панелей из янтаря. Заметив это, Фридрих Вильгельм I решил сделать дипломатический дар российскому императору. Уже в 1717 году все панно были переданы в Санкт-Петербург. Там их получил Александр Меньшиков.
Елизавета ПетровнаПосле открытия груза было обнаружено отсутствие нескольких компонентов коллекции. Узнав об этом, Петр I не стал оформлять комнату. Ею занялась уже его дочь — Елизавета Петровна. В 1743 году она привлекла к работе знаменитого архитектора Растрелли и мастера Мартелли. Под руководством архитектора мастер заменил недостающие компоненты росписями, зеркальными пилястрами, резьбой по дереву и мозаичными картинами из яшмы и агата. На тот момент комната располагалась в Третьем Зимнем дворце. Она использовалась для торжественных приемов.
В 1745 году новый король Пруссии Фридрих II решил также сделать дипломатический дар и прислал Елизавете Петровне панно с ее изображением. Летом 1755 года содержимое кабинета было перенесено в Екатерининский дворец, но на этом работы не завершились. К 1770 году императрица Екатерина II внесла окончательные изменения в интерьер комнаты. Она заказала филенки под пилястры, плоские панели для нижнего яруса и другие детали. Их изготовление заняло 4 года. За это время мастера потратили 450 кг янтаря.
После этого несколько раз проводилась реставрация помещения. Ее трижды делали в 19 веке и один раз — в 20 (перед Великой Отечественной войной). Реставрация была необходима для восстановления янтарных поверхностей, поврежденных перепадами температуры и сквозняками, вызванными печным отоплением.
Утрата Янтарной комнаты
Когда началась Великая Отечественная война, все ценные вещи из дворца были срочно вывезены в Новосибирск. К сожалению, это не коснулось Янтарной комнаты. Ее отделку и предметы интерьера посчитали слишком хрупкими для перевозки (что не помешало немцам похитить ценности). Поэтому кабинет был просто законсервирован. Его панно покрыли бумагой, ватой, марлей и деревянными панелями для защиты от взрывов.
Захватив Царское село, немцы ворвались в Екатерининский дворец и демонтировали все содержимое Янтарного кабинета. На это у них ушло 2 дня. Панно и предметы интерьера были отправлены в Кёнигсберг и установлены там в королевском замке. Выбранное для отделки помещение было меньше Янтарной комнаты в России, поэтому некоторые компоненты хранились отдельно.
Коллекция находилась в королевском дворце с 1942 года по 1944. Затем она была разобрана и вывезена прямо перед наступлением советских войск. В настоящее время местонахождение подлинной коллекции неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она до сих пор хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.
Из оригинальных компонентов кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика. Эти элементы были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.
Восстановление Янтарной комнаты
Реконструкцией этого шедевра начали заниматься еще в советское время (с 1981 года). Работами руководил реставратор Журавлев. Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря. К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.
Для изготовления компонентов коллекции использовался калининградский янтарь (на одну только облицовку ушло 6 тонн). На его обработку были выделены большие деньги из российского бюджета. Также финансовую помощь реставраторам оказал немецкий концерн «РурГаз». Воссозданный кабинет был открыт к 2003 году. Площадь помещения составила примерно 100 кв. м, а высота его потолка — 7,8 м. Теперь сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть на этот шедевр искусства. Они возвращаются домой под глубоким впечатлением от увиденного великолепия.
Фотогалерея Янтарной комнаты
Янтарная комната
Янтарная комната, Екатерининский дворец, Санкт-Петербург, Россия — Фотографии из путешествий Галена Р. Фризингера, Шебойган, Висконсин
Янтарная комната, Екатерининский дворец, Санкт-Петербург, Россия — Фотографии путешествий Галена Р. Фрайзингера, Шебойган, ВисконсинЯнтарная комната
Оригинальная Янтарная комната (Русский Янтарная комната, нем. Bernsteinzimmer) в Екатерининском дворце Царского Село под Санкт-Петербургом представляло собой полное камерное убранство из янтарных панно. с позолотой и зеркалами.Из-за своей необыкновенной красоты иногда окрестили «Восьмым чудом света».
Янтарная комната была создана с 1701 по 1709 год в Пруссии и оставалась в Дворец Шарлоттенбург до 1716 года, когда он был подарен прусским королем Фридрихом. Вильгельма I его тогдашнему союзнику, царю Российской империи Петру Великому. В Янтарная комната была разграблена нацистской Германией во время Второй мировой войны и доставлена в Книгсберг. Знание о его местонахождении было потеряно в хаосе в конце война.Его судьба остается загадкой, и поиски продолжаются.
Реконструированная Янтарная комната открыта в 2003 году в Екатерининском дворце в г. Санкт-Петербург, Россия.
Янтарная комната была сделана с 1701 года. и позже, чтобы быть установленным во дворце Шарлоттенбург, доме Фридриха I, первый король Пруссии, по настоянию своей второй жены, Софи Шарлотты. Концепция комнаты и ее дизайн были разработаны Андреасом Шлтером.Это было создано Готфрид Вольфрам, мастер датского двора короля Фридриха IV из Дании с помощью мастеров янтаря Эрнста Шахта и Готфрида Турау. из Данцига (Гданьск).
Однако в Шарлоттенбурге он пробыл недолго. Петр I восхищался
его посетил, и в 1716 году Фридрих Вильгельм I, первый сын короля, представил
это ему, и этим актом скрепил прусско-русский союз против
Швеция.
В 1755 году царица России Елизавета перевезли и установили сначала в Зимнем дворце, а затем в Екатерининский дворец.Из Берлина Фридрих II Великий послал ей еще балтийских янтарь, чтобы заполнить оригиналы в новом дизайне царскими Итальянский придворный архитектор Бартоломео Растрелли.
Янтарная комната — результат совместной работы немецких и русских мастеров. После несколько других реконструкций 18 века, площадь более 55 квадратных метров и содержал более шести тонн янтаря. На строительство ушло более десяти лет.
Вскоре после начала немецкого вторжения в Советский Союз во время мировой войны
II (Операция Барбаросса), кураторы, ответственные за удаление искусства
Клады в Ленинграде пытались разобрать и убрать из Янтарной комнаты.Над
лет янтарь высох и стал хрупким, так что когда они пытались
удали его, хрупкий янтарь начал крошиться. Таким образом, Янтарная комната была
скрытый за обыденными обоями, в попытке удержать нацистские войска от захвата
Это. Однако эта попытка скрыть известное произведение искусства таким способом
не удалось.
Поскольку дворец был поражен гранатами, немецкие солдаты разобрали Янтарь. Помещение в течение 36 часов под наблюдением двух специалистов, в соответствии с Гаагские конвенции.14 октября 1941 года ритмайстер граф Зольмс-Лаубах командовал эвакуация 27 ящиков в Книгсберг (переименованный в Калининград в 1946 году) на Восток Пруссия, для хранения и демонстрации в замке города. 13 ноября 1941 г. Газета Knigsberger Allgemeine Zeitung сообщила о выставке части Бернстайнциммер в Книгсбергском замке.
Приказы Гитлера от 21 января 1945 г. и 24 января 1945 г. разрешили
движение имущества. С этого дня администрация Альберта Шпеера
могли перемещать приоритетные культурные товары.В Книгсберге руководил Эрих Кох.
Очевидцы утверждали, что ящики были замечены на вокзале. Oни
могли попасть на борт «Вильгельма Густлоффа», который покинул Гдинген в январе
30 и был потоплен советской подводной лодкой. Еще одно возможное местоположение — Веймар,
расположение планируемого агитационного центра.
Позже во время войны Книгсберг подвергся сильным бомбардировкам Королевских ВВС. Это
понес тяжелый урон от наступающих Советов раньше и
после его падения 9 апреля 1945 г.
Янтарную комнату больше никто не видел, хотя сообщения время от времени появлялись.
заявив, что компоненты Янтарной комнаты пережили войну.
Было много противоречивых отчетов и теорий, в том числе о том, что Янтарная комната была разрушена бомбежкой и спрятана в ныне потерянном подземном бункере в Книгсберг, закопанный в шахтах в Рудных горах, или взятый на корабль, или подводная лодка, потопленная советскими войсками в Балтийском море.
Множество разных лиц и групп, включая ряд различных организаций от правительства Советского Союза, развернули обширные поиски в разное время после войны, но без особого результата. Однажды в 1998 году два отдельные команды (одна в Германии, другая в Литве) заявили, что у них находится Янтарная комната, первая — в серебряном руднике, вторая — похоронена в лагуна; ни один из них не произвел Янтарную комнату.
Однако в 1997 году одна итальянская каменная мозаика, входившая в набор из четырех украшал Янтарную комнату, действительно обнаружился в Западной Германии, во владении семьи солдата, который помог собрать Янтарную комнату.
Недавно британские журналисты-расследователи Кэтрин Скотт-Кларк и Адриан Леви провел длительные исследования судьбы Янтарной комнаты, в том числе обширные архивные исследования в России. В 2004 году вышла их книга «Янтарная комната. Судьба величайшего утерянного сокровища мира пришла к выводу, что Янтарная комната была скорее всего, был разрушен, когда замок Книгсберга был сожжен вскоре после Книгсберг сдался советским оккупантам.
Документы из архивов показали, что это тоже было заключение доклад Александра Брюсова, начальника первой официальной миссии, посланной Советским Союзом. правительству найти Янтарную комнату, написавшую в июне 1945 года: «Подводя итоги Факты, можно сказать, что Янтарная комната была разрушена между 9 и 11 апреля. 1945 ».[3] Несколько лет спустя Брюсов позже высказал противоположное мнение; книга авторы предполагают, что это изменение мнения, вероятно, было вызвано давлением со стороны другие советские чиновники, которые не хотели, чтобы их считали ответственными за потерю Янтарной комнаты.
Среди другой информации из архивов было открытие, что останки остальная часть итальянской каменной мозаики была найдена в сгоревших обломках замок. Рассуждения авторов относительно того, почему Советы провели обширные поиски Янтарной комнаты в годы после Второй мировой войны, хотя их собственные эксперты пришли к выводу, что он был разрушен, что служил различным мотивы нескольких элементов в советской власти: некоторые хотели скрыть (даже от других ветвей советской власти) тот факт, что советское солдаты могли нести ответственность за его разрушение; другие нашли кражу Янтарной комнаты — полезный инструмент пропаганды холодной войны, и не хотел отпускать о жалобе, которая может быть выгодно озвучена; третьи не хотели разделяют вину за его разрушение (из-за неспособности эвакуировать Янтарный Место в безопасности в начале войны).
Российские официальные лица опровергли выводы книги — в некоторых случаях сердито. Как сказала Аделаида Елкина, старший научный сотрудник Павловского музея-усадьбы: «Это Невозможно представить себе, что Красная Армия настолько беспечна, что оставили Янтарную комнату уничтожены ». Другие российские эксперты были менее скептичны и придерживались иной акцент в их ответах. Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа Museum, был очень осторожен в своих комментариях и сказал: «Самое главное, разрушение Янтарной комнаты во время Второй мировой войны по вине людей кто начал войну ».В ответ Кэтрин Скотт-Кларк, одна из авторов, указали, что они пришли к своим выводам с большой неохотой: «когда мы начали работу над этой проблемой, мы надеялись найти Янтарную комнату ».
С тех пор, как вышла книга, русский ветеран дал интервью, в котором подтвердил их основной вывод как судьбе Янтарной комнаты, хотя он отрицает, что пожары были умышленно. «Я, наверное, был одним из последних, кто видел Янтарную комнату», — сказал Леонид Аринштейн, литературовед общественной организации «Русская культура» Фонд, который был лейтенантом Красной Армии, командовал стрелковым взводом в г. Книгсберг в 1945 году.«Красная Армия ничего не сжигала», — сказал он.
Вариант этой теории является общепринятой валютой среди современных жителей Калининград. По крайней мере, часть комнаты была найдена в подвалах. после Великой Отечественной войны Красной Армии, в относительно хорошем состоянии. Это не было признано в то время, чтобы винить немцев. Чтобы сохранить эту историю доступ к руинам замка, которые были значительными после Второй мировой войны это было ограничено даже историческими / археологическими исследованиями.В течение В 1960-х годах доступ к этому месту был внезапно закрыт, а руины были взорваны Армией, перекрыв доступ в подземную зону. Еще незавершенный Дом Советов построен над центральной площадью. Остатки комнаты могут еще находиться под землей; однако, как упоминалось выше, янтарь, о котором не заботятся рассыплется в пыль. Предполагается, что именно это произошло и что российские власти, даже после коммунизма, не желали признавать это.
Янтарная комната реконструированная
В 1979 году началась реконструкция в Царском Селе, основанный в основном на черно-белых фотографиях оригинала Янтарная комната. Финансовые трудности проекта были решены за счет 3,5 млн. Американские доллары переданы немецкой компанией Ruhrgas AG. К 2003 году титанический работа русских мастеров была в основном завершена. Новый зал был посвящен президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера на 300-летие города Санкт-Петербурга.
В Кляйнмахнове, недалеко от Берлина, есть миниатюрная Янтарная комната, изготовленная по оригинал. Эта копия была изготовлена берлинским коллекционером миниатюр Улла Клингбайль. оригинального восточно-прусского янтаря.
Текст из Википедии
Дворцовая мебель
Екатерина
деталь деревянной инкрустации на торце стол
Люди и Места
|
Екатерининский дворец, Царское Село, Санкт-Петербург
Екатерининский дворец назван в честь Екатерины I, жены Петра Великого, правившего Россией два года после смерти мужа. Первоначально скромное двухэтажное здание, построенное Петром для Екатерины в 1717 году, Екатерининский дворец обязан своим устрашающим величием их дочери, императрице Елизавете, которая выбрала Царское Село своей главной летней резиденцией.Начиная с 1743 года, здание было реконструировано четырьмя разными архитекторами, прежде чем Бартоломео Растрелли, главный архитектор Императорского двора, получил указание полностью изменить дизайн здания в масштабах, способных конкурировать с Версалем.
Возникший в результате дворец, построенный в 1756 году, составляет около 1 км в окружности с тщательно декорированными бело-голубыми фасадами с позолоченными атлантами, кариатидами и пилястрами, спроектированными немецким скульптором Иоганном Францем Дункером, который также работал с Растрелли над оригинальными интерьерами дворца.Во время правления Елизаветы для украшения экстерьера дворца требовалось более 100 кг золота, и Екатерина Великая выразила сожаление по поводу этого превышения, когда она обнаружила, что на здание были потрачены государственные и частные средства.
Не менее эффектны и интерьеры Екатерининского дворца. Так называемая Золотая анфилада парадных залов, спроектированная Растрелли, особенно известна и составляет основу экскурсии по дворцу. Гости входят по государственной лестнице, которая, хотя она легко сочетается с великолепием интерьеров Растрелли в стиле рококо, на самом деле датируется 1860-ми годами.С его богато украшенными перилами и наклонными мраморными амурами он дает представление о том, что должно произойти. Большой зал, также известный как Зал света, имеет площадь почти 1000 квадратных метров и занимает всю ширину дворца, так что с обеих сторон открываются великолепные виды. Большие арочные окна пропускают достаточно света, чтобы избавиться от огромного количества золоченой лепнины, украшающей стены, а весь потолок покрыт монументальной фреской под названием «Триумф России». Белая столовая с использованием тех же техник, но в меньшем масштабе, также роскошна, но, как и многие другие комнаты дворца, ее величие смягчается наличием красивой традиционной бело-голубой изразцовой печи в углу.
Забор дворца с позолоченными деталями в Царском Селе
Среди других достопримечательностей Большой анфилады — Портретный зал, в котором представлены удивительно хорошие портреты Екатерины и Елизаветы, Картинная галерея, в которой почти каждый дюйм стены покрыт панелями, составляющими 17 -й и 18 -й века. полотна и, конечно же, легендарная Янтарная комната.
Для создания этой необычной камеры Растрелли использовал панно из янтарной мозаики, изначально предназначавшейся для Янтарного кабинета в замке Кенигсберг и подаренного Петру Великому Прусским Фридрихом-Вильгельмом I, и окружил их позолоченной резьбой, зеркалами и другими янтарными панелями. работы флорентийских и русских мастеров (всего 450 кг янтаря), а также мозаики из драгоценных камней Урала и Кавказа.Помещение было завершено в 1770 году. Из-за хрупкости использованных материалов для обслуживания и ремонта декора постоянно использовался смотритель, а в 19, и веках, трижды проводилась капитальная реставрация. В комнате находилась значительная коллекция изделий из янтаря и китайского фарфора. В 1941 году, когда немецкие войска взяли Царское Село, Янтарная комната была разобрана за 36 часов и отправлена в Кенигсберг под безвкусным видом исторической верности. Когда нацистская военная машина рухнула, панели были упакованы в ящики и убраны из опасной зоны, но их дальнейшая судьба неизвестна.
В 1982 году был отдан приказ начать воссоздание Янтарной комнаты, процесс, занявший более 20 лет и стоивший более 12 миллионов долларов. Отреставрированная Янтарная комната, открытая в 2003 году президентом Владимиром Путиным и канцлером Герхардом Шредером, является поистине уникальным памятником и свидетельствует о кропотливой заботе мастеров, которые работали над ней.
Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе
Деталь декора Большого зала Екатерининского дворца
Зеленая столовая Екатерининского дворца
Интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе
Реплика бального платья императрицы Елизаветы в Екатерининском дворце
Янтарная комната Екатерининского дворца
Далее, в Екатерининском дворце, наиболее примечательны интерьеры в так называемых Камеронских комнатах, люксах, оформленных во времена Екатерины Великой ее любимым архитектором Чарльзом Камероном.Его склонность к классической симметрии и его превосходный вкус к цвету очевидны в очаровательной Зеленой столовой, первоначально предназначенной для сына Екатерины Павла, и восхитительной Голубой гостиной с ее бело-голубыми шелковыми обоями и великолепным расписным потолком. Более яркая, но столь же очаровательная, Китайская Голубая гостиная также может похвастаться изысканными расписными шелковыми обоями с замысловатыми китайскими пейзажами.
Екатерининский дворец — это, прежде всего, Янтарная комната.Самые популярные достопримечательности Петербурга, и очереди в летние месяцы могут быть пугающими. Все посетители обязаны пройти экскурсию на русском языке, если иное не оговорено заранее.
| Открыто: | май и сентябрь: среда-вс 12.00-17.00. июн — август: ср-вс 12.00-19.00; Понедельник: 12.00-20.00. Выходной: вторник. с октября по конец апреля часы работы: 10.00-17.00 со среды по воскресенье, 10.00-20.00 по рабочим понедельникам. Закрыт по вторникам и в последний понедельник каждого месяца. Время приема индивидуальных посетителей во время государственных и школьных каникул: 12.00-17.00 (понедельник 12.00-20.00). Все остальное время зарезервировано для организованных групп. Билеты Palace включают плату за вход в Екатерининский парк и продаются с 10.00 только у двух входов в Екатерининский парк (Главный вход возле лицея и Эрмитажная кухня). Ежедневное количество билетов ограничено. |
|---|---|
| Стоимость билетов: | 13.00-16.00: взрослые — 720 рублей; Студенты (при наличии удостоверения личности), школьники от 16 лет — 360 рублей; Посетители до 16 лет — бесплатно.12.00-12.40 и 16.20-18.40 (понедельник 16.20-19.40): взрослые — 520 рублей; Студенты (с удостоверениями личности), школьники от 16 лет — 260 рублей; Посетители до 16 лет — бесплатно. Аудиогид (английский, французский, немецкий, китайский): 150 руб. Индивидуальный тур с гидом — 5000 рублей: входной билет включает плату за парк, сопровождение во дворец через VIP-зал, экскурсия на английском языке. |
| Фото и видео: | Включено |
| Примечание о доступности: | Екатерининский дворец оборудован для гостей на инвалидных колясках — установлен специальный лифт.Пожалуйста, позвоните заранее, так как может потребоваться помощь персонала. |
Екатерининский дворец
- достопримечательность
- Мосты
- Парки
- Памятники
- Храмы и соборы
- Достопримечательности
- Квадраты
- Улицы
- События
- Концерты
- Выставки
- Выступления
- Опера и балет
- Спорт
- Календарь событий
- Новости
- Индустрия туризма
- Бюро
- Городские новости
- Фото
- видео
- Информативный
- Креативность
- Аудиогиды
- Ходьба
- Гостиницы
- Гостиницы
- Мини-отели
- Гастрономия
15 главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга (с фотографиями)
Санкт-Петербург, известный своей элегантностью и величием, полон потрясающей архитектуры, поскольку величественные дворцы и соборы борются за пространство вдоль многочисленных каналов и водных путей.Расположенный в устье реки Невы на берегу Финского залива, это второй по величине город в России после Москвы. Основанный Петром Великим в 1703 году, на протяжении веков он был столицей Российской империи.
Его берега привлекали всех, от художников и архитекторов до композиторов, ученых и писателей. Это превратило город в культурный центр, с фантастическими коллекциями произведений искусства, которые можно найти рядом с роскошными оперными театрами, где проходят балет мирового уровня, классическая музыка и театральные представления.
Прозванный «Городом белых ночей» из-за бесконечных летних дней, Санкт-Петербург с его поразительным множеством музеев, исторических достопримечательностей и дворцов волшебно посещать в любое время года.
15. Музей Фаберже
© DreamstimeРасположенный в потрясающем Шуваловском дворце, этот замечательный музей хранит самую обширную коллекцию работ известного русского ювелира Петра Карла Фаберже, в честь которого он назван.
Содержит более 4000 произведений искусства, его изысканные залы и изысканные галереи демонстрируют все, от фарфора и картин до замысловато вырезанных и богато украшенных предметов из бронзы, серебра и золота.
Несомненной достопримечательностью музея являются девять императорских пасхальных яиц, которые сам Фаберже создал для Александра III и Николая II — двух последних русских царей. Украшенные драгоценными камнями, они переливаются и сияют на свету и демонстрируют изысканное и тщательно продуманное мастерство.
14. Александро-Невский монастырь
© DreamstimeАлександро-Невский монастырь, раскинувшийся на обширной территории, является одним из важнейших духовных центров Русской Православной Церкви и используется по сей день.Основанный Петром Великим в 1710 году, он расположен на том месте, где, как говорят, Александр Невский — бывший князь, а ныне покровитель города — победил шведов в битве в 1240 году.
Монастырь и его зеленые территории, включающие две прекрасные церкви в стиле барокко, собор Святой Троицы в неоклассическом стиле и множество богато украшенных гробниц известных русских деятелей, безусловно, интересны для изучения.
13. Государственный Русский музей
© DreamstimeГосударственный Русский музей, занимающий одну сторону площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, — прекрасное место, куда можно отправиться, если вы хотите узнать больше о русском искусстве.Основанный в 1895 году, музей расположен в огромном Михайловском дворце, который сам по себе является произведением искусства: в здании в стиле неоклассицизма находится множество изысканных залов и галерей.
Начиная с произведений искусства и икон в византийском стиле XII века, обширная коллекция отправит вас в невероятное путешествие сквозь века, демонстрируя произведения социалистического реализма, портреты принцев и эпические пейзажи. Государственный Русский музей, который часто упускают из виду в пользу Эрмитажа, стоит посетить, если вы вообще интересуетесь искусством.
12. Остров Новая Голландия
© DreamstimeПостроенный в 1719 году искусственный остров Новая Голландия назван так потому, что водные пути и каналы вокруг него создают впечатление, будто он только что появился из Амстердама. Треугольный остров возник, когда были выкопаны Адмиралтейский канал и Крюков канал, которые соединили реку Мойку с рекой Невой и, соответственно, с Финским заливом.
Остров Новая Голландия, бывший когда-то верфью и военно-морской базой, был отремонтирован и теперь может похвастаться многочисленными художественными галереями, кафе и ресторанами.
11. Музей современного искусства Эрарта
© DreamstimeIf you̵
Польский историк надеется, что рушится бункер. Янтарная комната
На этой фотографии от 19 апреля 2016 года на северо-востоке Польши покрытые мхом руины немецкого бункера времен Второй мировой войны, в котором, по данным Музея Мамерки, возможно, скрывается драгоценная Янтарная комната России, национальное достояние, пропавшее без вести во время войны. . (Бартломей Плебанчик / Музей Мамерки через AP)
ВАРШАВА, Польша — Историк из северо-востока Польши говорит, что покрытые мхом руины немецкого бункера времен Второй мировой войны могут скрывать драгоценную Янтарную комнату России, национальное достояние, которое пропало во время войны.
Янтарная комната XVIII века, сделанная из янтарных панелей и сусального золота, была приспособлена к Екатерининскому дворцу под Санкт-Петербургом, где она оставалась до тех пор, пока не была разграблена немецкими нацистами в 1941 году.
Испытания в сентябре путем подземных работ. По словам главы музея Мамерки Бартломея Плебанчика, радар в лесу недалеко от польской деревни Мамерки предполагает, что есть небольшая комната в основании бункера, который был штабом немецкой армии во время войны.
Бункер расположен примерно в 62 милях от Калининградской области России, которая во время войны была немецким регионом Кенигсберг и куда нацисты принесли Янтарную комнату в 1941 году.
Плебанчик сказал TVN24 в пятницу, что он «почти уверен», что в разрушающемся бетонном бункере скрываются российские сокровища. Он проинформировал местные польские власти в городе Венгожево, которые теперь решат, что им делать.
Заместитель мэра Венгожево Анджей Лахович сказал TVN24, что власти попытаются выяснить, что находится в бункере.
«Если не Янтарная комната, то, может быть, какое-нибудь другое сокровище», — сказал Лахович.
Британцы сильно бомбили Кенигсберг в 1944 году. Текущее местонахождение Янтарной комнаты неизвестно.
