Главные символы коренных народов России | Compasskids
Нынешний 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов страны. Мы в ЕДС решили разобраться, о каком наследии идет речь и почему его ценят как национальное достояние даже на уровне ЮНЕСКО.
Народная культура в России огромна и разнообразна. Благодаря ей мы лучше понимаем свою историю и, как ни удивительно, даже формируем современные ценности.
По численности населения Россия занимает девятое место в мире. Всего на территории страны проживает 147 миллионов человек или более 190 народов.
Это, во-первых, так называемые большие автохтонные народы: русские, татары, башкиры, якуты, карелы, удмурты, хакасы, алтайцы, казахи, марийцы и другие.
Но есть еще и 47 малых коренных народов. В основном это народы Дальнего Востока и Севера: алеуты, камчадалы, ненцы, чукчи, эвенки, юкагиры и т.д. Мы говорим “малых” — потому что к ним относятся не более 500 тысяч человек. Например, кереков в России осталось всего четверо, алюторцев — 12 человек, а ненцев — самого крупного народа из малочисленных — едва наберется 40 тысяч представителей. Но и у этих народов есть богатая на традиции и культуру история.
Российский фотограф Александр Химушин уже много лет бережно собирает и сохраняет для будущих поколений культуру народов мира. Его фотопроект о коренных народах Русского Севера и Сибири вызвал настоящий фурор.
Фото из личного архива Александра Химушина.
Итак, давай разбираться, какое культурное наследие сохранилось в России.
1. Русское деревянное зодчество
В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. К дереву на Руси всегда относились не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства.
Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли. Всемирно признанным символом стали деревянные церкви острова Кижи. Они внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. Народные ремесла и промыслы
Пожалуй, это первое, что приходит на ум, когда речь заходит о народной культуре. Расписные фигурки Гжели, деревянная утварь Хохломы, палехские шкатулки и жостовские подносы — эти диковинные предметы восхищают не только туристов, но и самих россиян. Они делают культуру России богаче, придают ей неповторимый антураж. Практически каждый регион страны может похвастаться собственной разновидностью рукоделия.
Помимо художественной росписи большую ценность представляет и
Но многие ли вспомнят, что в Торжке золотошвеи создавали невероятной красоты одежду, обувь и украшения, расшитые золотной и серебряной нитью, жемчугом и шелками. В них ходили даже члены российский императорской семьи! Изделия торжокских золотошвей становились непременной частью русского быта, показателем внутренней культуры и вкуса, деталью внешнего облика человека.
Совсем уж редкостью покажутся многим Табасаранские ковры — древнее искусство Дагестана. Их выставляют в музеях Парижа, Нью-Йорка, Милана, Токио и других городов мира, а служат такие ковры по 300 лет!
Игрушки — различные свистульки, расписные Дымковские игрушки, резные деревянные игрушки Севера и конечно же матрешки. Почти у каждого из нас в детстве была такая. Игрушки известны со времен Древней Руси, а своя особенная свистулька есть в каждом регионе.
“Мужскими” вариантами народных промыслов стали резьба по кости и камню, а также кузнечное и ювелирное искусство. Уральский малахит, а также Чукотская, Тобольская, Холмогорская или Сибирская резьба отличались своим узором, но в равной степени сформировали собственный художественный стиль регионов.
Ювелирное искусство — филигрань, скань и финифть — наши предки принесли из Азии и довели до совершенства.
3. Фольклор, сказочные персонажи и былинные герои
Пожалуй, мало что сближает людей так же, как герои сказок и былин из детства. Сказки прекрасно отражают национальную культуру, а самобытность и яркий сюжет раскрывают всю красоту и многогранность языка и народной смекалки. У каждого региона России есть свои герои. Современники даже создали сказочную карту России, познакомиться с которой будет любопытно и детям, и взрослым.
Из нее мы узнаем, что Емеля родом из Ярославской области, Конек Горбунок — из Тобольской, Добрыня Никитич — из Рязанской, а Снегурочка жила вовсе не на севере у Деда Мороза, а намного южнее, в Костромской области.
4. Народные инструменты, песни и танцы
Музыка и танец — это душа нации, с его помощью можно с достоинством продемонстрировать лучшие черты и характер. Русская калинка и плясовая, казацкий гопак или кавказская лезгинка — танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия и события, происходящие в жизни людей. Русские художники не раз изображали народные танцы на своих полотнах.
То же самое можно сказать и о музыкальных инструментах. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день: гусли, рожок и балалайка, различные трещотки и свистульки можно увидеть в театре и кино.
К элементам народной культуры также относят народные орнаменты в традиционной одежде и узорах, обряды и традиции, жилища кочевых народов Севера и конечно же национальные кухни.
На фото: Алексей Саврасов — «Хоровод в селе», Илья Репин — «Гопак», Борис Кустодиев — «Хоровод».
Культура России складывалась на протяжении тысячелетий, охватывая все стороны жизни: язык, речь, мифы, легенды, сказки, музыку, песни, архитектуру, ремесла, рукоделие и многое другое. Обширные пространства России обогатили ее культуру многочисленными местными колоритами, что внесло дополнительные яркие краски в общую палитру. Добавим, что около двух десятков объектов культуры признаны международной организацией ЮНЕСКО памятниками мирового значения, а некоторые — «шедеврами человеческого созидательного гения».
Источник фото: Wikipedia
«Мы нашли новые образы для создания военных матрешек к празднованию 70-летия Великой Победы»
Культура
6 мая 2015 года, 15:37 Тема: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне
— Олег Владимирович, как расписываются известные матрешки на вашей фабрике? Правда ли что каждое изделие получается уникальным?
— Конечно, ведь это чисто ручной труд. Даже на стадии, когда точат изделия, они уже немного разные, ведь у каждого токаря, делающего заготовку, своя рука. Потом, когда начинают фигуру расписывать, она приобретает еще больше отличий от других. Это зависит от очень многих факторов: от настроения, от характера, умений, навыков и стажа работника. Не может быть двух одинаковых изделий — на выходе получается, что вроде бы все похожи, как одна большая семья, но, тем не менее, матрешки все разные. У всех разный взгляд, разные букеты красок, различия бывают едва уловимы, но они всегда есть. Каждая матрешка по-своему индивидуальна, и так будет, пока изделия выполняются вручную. К сожалению, у нас уже идут по пути штампования этих изделий, но штамповка приводит к утрате индивидуальности. Я думаю, мы по этому пути не пойдем, чтобы изделия не потеряли душу.
— В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне появилась ли новая продукция на вашей фабрике?
— Нельзя оставаться в стороне от значимого события, которое празднуется во всей стране.
Главный художник начала заниматься военными матрешками практически с начала года. Тогда она уже начала воплощать изделия, а задумка появилась еще раньше. Потребовалось изучение материалов, потому что не только нужно воплотить в жизнь игрушку, нужно донести до исполнителей, что хочет показать художник и что должен увидеть потребитель. Разработка любого образца — это минимум 3-4 месяца. Сейчас наши военные матрешки можно увидеть на выставке в Нижнем Новгороде и Сарове. Также они с коллекцией путешествуют по различным мероприятиям региона.
Заказ на таких матрешек сделал Санкт-Петербург, их можно купить в Большом гостином дворе. В Нижегородской области их нет в свободной продаже, но всегда есть возможность сделать заказ на нашем предприятии.— Какую еще продукцию, приуроченную к праздникам, выпускает ваша фабрика?
— У нас есть матрешки, изготовленные специально на свадьбу, на 8 марта, есть выполненные по индивидуальным дизайнам. Есть матрешки, посвященные каким-то особым событиям, например, фестивалям. Предприятие никогда не оставалось в стороне от значимых событий, праздников. Хотя, конечно, к таким датам мы делаем продукцию не в большом масштабе.
— Откуда вы черпаете идеи для создания оригинальных изделий?
— В первую очередь из жизни, конечно, из того, что окружает. Потом идет изучение литературы и истории, ведется большая подготовительная работа. Ведь если бы мы не говорили о каком-то событии, оно бы прошло мимо незамеченным.
— Сейчас в планах есть новые проекты? Какими будут ваши следующие креативные изделия?
— У нас все новые проекты связаны с матрешкой, все работают над тем, чтобы переработать, переосмыслить матрешку, которую делали в 30−50-е годы. Она достаточно сильно отличается от современной. Матрешка, к которой мы привыкли — это начало 60-х годов. Поэтому сейчас наш большой проект — это возвращение к более ранней матрешке. Будет очень интересно и оригинально.
— Пользуется ли сегодня популярностью расписная продукция? Кто чаще всего покупает ваши изделия?
— Конечно, такая продукция интересует туристов, поэтому предприятия народных художественных промыслов сейчас ориентированы на экспорт. 50% продукции уходит на экспорт по разным причинам, в том числе, мне кажется, из-за того, что у нас нет достаточного патриотизма, чтобы приобретать свой сувенир, прививать любовь к народному искусству. Это касается всех изделий народного творчества.
— Матрешки стали визитной карточкой не только Нижегородской области, но и всей России. Знаю, что вы делаете поставки в Японию, Германия, Францию. Продолжается ли ваше сотрудничество, и появились ли новые взаимоотношения с другими странами?
— Партнеры появляются периодически. Наиболее устойчивые и тесные связи у нас с Японией, они очень любят наших матрешек, так как у них национальная кукла тоже деревянная. Поэтому их многое роднит, и наша продукция там пользуется устойчивым спросом. С Европой мы тоже сотрудничаем — это и Англия, и Дания, и Швеция, больше почему-то северную Европу привлекает наша продукция. Тем не менее, ценители и любители нашей культуры есть везде, поэтому будем работать дальше в этом направлении. Думаю, что нашу матрешку можно будет встретить на всех континентах. Уже есть поставки и в Канаду, и в США. Матрешка, несмотря ни на что, своего покупателя находит.
— Еще одна проблема народных промыслов — это подделки. Как вы боретесь с этим?
— Я считаю, что нельзя подделать народный промысел, поэтому мы никак не боремся. Боремся только за то, чтобы товар был идентифицирован, если какой-то индивидуальный предприниматель делает свой товар, то он должен говорить об этом. Я бы не сказал, что напрямую используют имя фабричной продукции, хотя некоторые лукавят, вводят покупателя в заблуждение. Но сегодня любой покупатель знает, что весь товар должен быть маркирован. Прежде всего, нужно бороться за качество товара. Например, мы используем лак, который варится на заказ, также используем в качестве затвердителей более дорогостоящие лаки. То есть, себестоимость лака у нас в три-четыре раза выше, чем у частника, об этом должен покупатель думать. Если ему все равно, то пусть будет производитель, который делает изделия на дому.
— Как вы относитесь к матрешкам, сделанным в Китае?
— Если вы приглядитесь к ним, то сразу поймете, что это не русская матрешка. Кстати, в Китай мы тоже поставляем свои изделия, и они тоже понимают, где оригинал. Пусть выпускают они эти сувениры и говорят, что они из России — тот, кто ценит и понимает, не будет покупать китайское. Я не вижу ничего страшного в этом, так как это не слепое копирование.
— Вы уже давно запланировали создать свой музей — выставочный зал. Удалось ли реализовать идею?
— Это не такая простая задача, работа идет, но в силу недостатка финансовых средств пока не быстро. Но у нас есть передвижная экспозиция. Хочется создать свой музей и площади уже есть, но там нужно сделать ремонт, приобретать оборудование. Мы ищем варианты и пытаемся вывести процесс на финишную прямую. Музей будет — это точно, возможно, в конце этого года или начале следующего.
— По-прежнему ли вы проводите мастер-классы для посетителей своего предприятия? Зачем они нужны?
— Всем нравится разрисовывать, но этим достаточно трудно зарабатывать. Конечно, мастер-классы для небольших групп мы проводим на нашем предприятии. Мы показываем, как делается матрешка и учим росписи не для того, чтобы заинтересовать, это нужно, чтобы человек прочувствовал, сколько труда в изделии, и понимал, что хочет именно эту традиционную семеновскую игрушку, а не подделку.
Автор: Корр. Эльвира Кутышева
Значение и символика матрешки Матрешки
Один взгляд на этих красочных и красиво раскрашенных деревянных кукол, и вы вдруг почувствуете космическую силу, окутывающую ваше духовное существо. Русские матрешки, более известные как матрешки в стране их происхождения, воплощают собой молодое, но все еще вневременное изображение простых и сказочных ранних времен. Традиционный дизайн и узоры деревянных кукол иллюстрируют сцену, которая когда-то существовала в 1800-х годах. Кажется, что каждый персонаж вовлекает вас в самые ранние условия простой крестьянской жизни.
Принимая во внимание, что люди имеют ограниченное представление о матрешках, о том, что они символизируют и для чего они были сделаны; очень немногие поняли историю, которая привела к созданию этих деревянных игрушек, а также причину, по которой они были названы «матрешками». Чтобы выяснить цель производства русских матрешек, стоит углубиться в историю, которая привела к их идее.
Краткая история рождения первой русской матрешки
Завершенный в 1890 году первый набор русских матрешек был изготовлен столяром Василием Звездочкиным и расписан художником Сергеем Малютиным. Считалось, что Василий хотел создать деревянную куклу со спрятанными внутри игрушками. Они создали деревянную крестьянскую девушку, одетую в традиционную русскую одежду с платком. Ее назвали «матрешка», что означает «маленькая матрона», также называемая «Девушка-петух», поскольку она больше известна как деревянная кукла, держащая в руке черного петуха.
Внутри первой матрешки было еще семь деревянных игрушек, каждая из которых имела свою характерную особенность и наряд: вторая кукла женского пола, третья другая женщина с косой, четвертая еще одна женщина с чашей то, что люди приняли за овсянку, на пятом изображен мальчик, держащий длинный предмет, который, как полагают, является метлой или, возможно, вилкой, следующая кукла женского пола в наборе держит в руках родного брата без четкого пола, седьмой еще одна молодая девушка и, наконец, младенец, завернутый в лоскутное одеяло.
В 1900 году этот набор был представлен на Всемирной выставке в Париже, Франция, где получил бронзовую медаль. Вскоре куклы приобрели популярность и стали производиться во многих уголках России. Достаточно скоро матрешки не только стали известны по всей стране, но и экспортировались по всему миру.
Символика матрешек
Когда были созданы первые матрешки, всем им были представлены самки как их самые большие куклы. Это потому, что пара основных символов матрешек изображала женское плодородие и их материнство. Форма пузатой куклы почти отражала тучную фигуру матери и ее значение в семье благодаря вложенным внутрь ее «детским» куклам.
В традиционной русской семье большую роль играют матери; быть носительницей жизни и ее способность умножать свои семена — лишь некоторые из них. В стране иметь большую семью считается обычной и даже важной практикой; детей обычно больше трех, а также члены большой семьи живут с ними под одной крышей. Считается, что каждый член семьи играет свою уникальную роль в домашнем хозяйстве, и именно мать служит основой дома.
Кукла Бабушка против Матрешки
Матрешка происходит от латинского слова «mater», что означает «мать». Таким образом, матрешкам было более чем уместно называться «матрешками» из-за того, кого и что они символизируют. Однако люди на западе называют их «куклами-бабушками» вместо оригинальных матрешек; и хотя термин «бабушка» по-прежнему ассоциируется с Россией, имя, стоящее за этим, имеет совершенно другое значение.
Бабушка означает «бабушка» или «старуха». При этом, называя матрешек куклами-бабушками, ясно выдает неверное значение русских деревянных игрушек. Куклы олицетворяют плодородие матери, поэтому их нельзя было так называть. Однако некоторые предполагают, что кукол ошибочно называли куклами-бабушками из-за их головных платков, поскольку на самом деле этот предмет одежды назывался бабушкой. Сегодня, с эволюцией внешнего вида матрешек, поскольку они характеризуют современных людей в современной одежде, не имеет смысла продолжать называть их бабушками.
Тем не менее, рекомендуется воздерживаться от идентификации матрешек с куклами-бабушками. Подойдет их оригинальное название «матрешки» или просто «русские матрешки».
Кусочек России в виде кукол
Время постоянно меняется, поэтому мало-помалу меняются и физические характеристики матрешек. Каждая кукла эволюционировала от уникальной к одинаковой по узорам и рисункам, только разным по размеру. Современное время начинает требовать современных персонажей. Набор русских матрешек может представлять современных национальных политиков, религиозных божеств, царскую семью или группу знаменитостей. При желании рисунки могут быть вымышленными, как персонажи мультфильма или детской сказки. Они даже не должны быть вымышленными или не выдуманными, так как вы можете выбрать изображения животных или пейзажи природы. Для действительно индивидуального набора деревянных кукол в качестве дизайна может быть его или ее собственная семья.
Нетрудно поверить, что матрешки — это зрелище, а то, что разламывают куклу на части, чтобы обнаружить внутри еще одну, поменьше, для многих действительно является сюрпризом. Поскольку сейчас они в основном рассматриваются как украшения и редко как игрушки, люди могут наслаждаться простыми радостями традиционных времен, как если бы они родились в них. Классический стиль матрешки навевает воспоминания о когда-то ценившейся жизни, а куклы более чем подходят для воплощения значения матери и ее роли в семье как одной из опор общества.
Матрешки раскрывают свои тайны
Источник: AFP Опубликовано: 2015-8-3 21:23:01
На снимке, сделанном 15 июля, изображены традиционные русские деревянные матрешки, представленные на выставке в Москве. Фото: AFP
От жизнерадостных крестьянских девочек в царские времена до космонавтов советской эпохи и современных моделей Pussy Riot меняющееся лицо российских матрешек отражает бурную историю страны.
Для туристов куклы внутри кукол, которые обычно изображают пышногрудую женщину в цветном платке, являются обязательным сувениром, который, как считается, восходит к многовековой традиции, но новая выставка преподносит некоторые сюрпризы.
Во-первых, первоначальная идея культовых деревянных кукол, в которых маленькие спрятаны внутри больших, похоже, возникла в Японии.
В 1890-е годы, когда Дальний Восток был в моде у российской элиты, известный промышленник Савва Мамонтов привез набор из семи божеств счастья, вдохновивший художника Сергея Малютина на создание русской версии — крестьянки со всей ее дети внутри.
Куклы быстро прижились и сначала получили типичное крестьянское имя Матрена, по прозвищу Матрешка. В 1900 на универсальной выставке в Париже куклы произвели немедленную сенсацию, завоевав бронзовую медаль.
«В России матрешка есть практически в каждом доме, — говорит директор музея Елена Титова. «Можно сказать, что матрешки действительно отражают русский национальный характер».
Куклы — большая часть русского детства, они знакомят детей с культурой и традициями.
В школе, примерно в 12 лет, российские дети узнают, что матрешки «символизируют русский характер, русскую душу и основные русские ценности: материнство, семью, коллективизм, единство и теплоту», согласно пособию для учителей обществознания. .
Меняя лица
Титова курировала выставку кукол «Непростая игрушка» в Московском музее декоративно-прикладного искусства, которая заканчивается в середине сентября и на которой запечатлены их разнообразные перевоплощения.
Кукла примерно 1910 года изображает дородного француза-капиталиста в цилиндре, а кукла 1920-х годов изображает бородатого «кулака», предположительно зажиточный крестьянский класс. политический оборот, изображающий рабочих разных профессий, исторических деятелей и даже врагов народа.
В 1930-х годах государство взяло на себя их производство, заводы были открыты в разных городах.
На выставке есть несколько кукол с Дальнего Востока России, а также другие, раскрашенные как дальние северные «эскимосы», подчеркивающие значительные размеры советской империи.
В одном даже есть куклы внутри кукол из разных этнических групп Советского Союза. Самый большой из них — бородатый русский крестьянин, за ним следует его жена в желтом платке, а фигуры из Украины, Беларуси, Кавказа и Средней Азии постепенно уменьшаются.
При Советах матрешки превратились в массовый сувенир, и к 1950-м годам все они были похожи друг на друга — улыбчивые и круглощекие.
«Основной вид матрешки масс-маркет, коммерческого типа прочно закрепился», — сказала Титова.
Но в 1960-х годах, в период расцвета российской космонавтики, несколько кукол отдали дань уважения Юрию Гагарину и другим героям раннего освоения космоса.
Один набор из 10 кукол на выставке в желтых космических шлемах и в футляре в форме ракеты.
В позднесоветское время куклы стали более нарядными, с более яркими цветами и нарядами с крупными стилизованными цветами. Акцент часто делался на более крупных куклах с большим количеством внутри — 25 и более.
Самая большая известная матрешка состоит из 100 частей, сказала Титова, в то время как в стандартной матрешке их всего от шести до восьми.
Но выставка обрывается, когда матрешки вошли в постсоветскую эпоху.
«Обновлять коллекцию в 1990-е годы было сложно, — говорит Титова.
Рок-звезды
Куклы массового производства сегодня изображают спортивные команды, российских и советских лидеров или звезд эстрады, но большинство из них остаются традиционными.
«Матрешки почти все одинаковые», — сказал Петр Козлов, журналист, который занимается дизайном матрешек и продает их в Интернете под торговой маркой «Духовная скрепа».