Ковры индийские – Индийские ковры ручной работы — цены в магазине ANSY

9 Окт

Индийские ковры из шерсти, шелка, йога маты

В этом разделе магазина можно купить ворсовые индийские шерстяные и шелковые ковры ручной работы, йога маты, ковровые изделия и напольные покрытия из натуральных материалов производства Индии.

Подобно большинству жителей жарких стран Азии и Африки индийцы издревле использовали не мебель, а ковровые покрытия для сидения, разработав много местных стилей.

В средние века в Индия подверглась набегам мусульманских завоевателей, а вслед за ними пришли и новые технологии производства ворсовых ковров.

Техника плетения ворсовых ковров, очевидно, была привезена в Индию из Персии и достигла своего расцвета во времена правления Великих Моголов, когда центры ковроткачества образовались и преуспевали в Агре, Дели и Лахоре. Мастера Кашмира также сформировали собственную ковровую индустрия на основе классической техники плетения, персидских и центрально-азиатских темах.

Позднее технологии ковроткачества ворсовых ковров распространились по всей Индии, сейчас основные центры ковроткачества сосредоточены в нескольких регионах: несколько крупных мастерских есть в штате Кашмир и Пенджаб на севере Индии, ворсовыми коврами также славится Джайпур — столица Раджастхана, их производят в легендарной Агре и других городах штата Уттар-Прадеш, на весь мир известны ковры из Даулатабада в штате Андхра-Прадеш, а также в некоторых других городах южной Индии.

Индийские ковровые изделия представленные в продаже в интернет магазинеделятся на 3 основных категории:
ворсовые ковры высшего и среднего качества, производимые из шерсти и шелка на шерстяной, шелковой или хлопковой основе.
Эксклюзивные ворсовые ковры могут быть украшены кроме своего рисунка еще и дополнительной вышивкой, а также полу-драгоценными и драгоценными камнями, становясь предметами искусства и фактически ювелирными издениями.

безворсовые ковры, так называемые дарри или дурри, фактически это плотные циновки, настилы и покрывала из шерсти и хлопка, они производятся повсеместно как для собственных нужд индийцев, так и на экспорт;

безворсовые коврики из хлопка, украшенные сплошной вышивкой из шерстяных или шелковых нитей на хлопковой подкладке, производятся в основном в северной Индии и Непале.

Безворсовые ковры с вышивкой являются традиционным украшением для полов и стен в индийских домах и магазинах, их используют как покрывала, и часто кладут поверх ворсового ковра при посещении дорогого гостя. Любопытно, что вышитые безворсовые коврики стоят значительно дешевле своих ворсовых собратьев, однако они легки, компактны, их легко носить и просто стирать. Обычно такие коврики не велики по размеру — не более 1.5-2 метров в длину. Этими последними соображениями объясняется их широкое распространение среди индийцев и иностранцев тоже, в зависимости от покупателя индийский продавец может такой коврик предложить купить со словами: коврик для молитвы или йога мат.

shop.indonet.ru

Значение индийского ковра для мирового ковроткачества

Ковры являются неотъемлемой частью традиций индийского ремесла. Традиции ковроткачества в Индии многовековые. Ковры изготавливаются из шерсти и шелка. С другой стороны, индийский ковер ручной работы может быть произведен из самых разных материалов — от шерсти, хлопка, джута до волокна кокосовой пальмы, бамбука и травы. Происхождение традиций ковроткачества в Индии уходит в средневековый период. Моголы позаимствовали персидскую технику ковроткачества. Могольские ковры были столь же сложны, как их миниатюрные картины и иллюстрировали придворную жизнь, животных и цветочные мотивы.

Говорят, что Акбар заложил основу традиции ковроткачества в Индии, привезя некоторых ковровых ткачей из Персии. Вскоре ковровые ткацкие центры были созданы в Агре, Дели и Лахоре. Могольские ковры были ярко окрашены, и удивительно отметить, что некоторые из ручных вязанных шелковых ковров имели целых 4224 узла на квадратный дюйм. Нынешняя традиция ковроткачества в Индии в значительной степени зависит от ковровой традиции великих Моголов.

Современные индийские традиции ковра в основном являются продолжением, и они красиво сформировали себя, чтобы удовлетворить потребностям и стремлениям нового времени. Кредит популяризации индийских ковров на внешних рынках обусловлен художественными способностями и мастерством индийских ткачей. В Индии разные государства имеют свои традиции ковроткачества.

История ковров в Индии

История индийских ковров, особенно шерстяных ковров, относится к периоду еще в 500 г. до н. э. Ссылки на самые ранние тканые коврики и напольные покрытия можно найти в древней и средневековой индийской литературе.

История индийских ковров начинается с того, что, когда Бабур приехал в Индию, он был разочарован отсутствием здесь роскоши. Он видел роскошь Персии, которая включала персидский ковер, и таким образом Акбар заложил основу традиции ковроткачества в Индии в 1580 году нашей эры в своем дворце в Агре. Он установил центры ткацких изделий ковра в Агре, Дели и Лахоре, чтобы облегчить производство персидских стилизованных ковров, которые были вдохновлены проектами Кирмана, Кашана, Исфахана и так далее. Моголы не только использовали персидскую технику ковроткачества, но и традиционные узоры и мотивы из Персии. Могольские ковры были столь же неясны, как и их миниатюры, и обычно изображали придворную жизнь, животных и цветочные украшения. Могольские ковры были ярко окрашены, а шелковые ковры с ручным узлом имели 4224 узла на квадратный дюйм. Однако самым известным видом индийских ковров был ворсовый ковер, который пришел в Индию в царствование Акбара в 16 веке. В 1580 году Акбар привез некоторых персидских ткачей ковра в Индию. Искусство росло и процветало здесь, и оно было модифицировано в соответствии с королевскими вкусами и смешано с индийским искусством. Персидские ковры были воссозданы в индийских формах. Эти ковры распространяются на весь субконтинент с каждой областью, имеющей собственные особенности.

С самого начала шерсть или шелк были основным материалом вязанных ковров. Шерсть может иметь разнообразное происхождение в зависимости от типа ковра. Шелковые узлы также используются в Кашмирском регионе. Узоры индийских ковров варьировались от виноградных лоз и цветочных узоров, фигур животных и птиц до геометрических и каллиграфических узоров. Ковры из эпохи царствования Акбара (1556-1605) использовали хлопчатобумажную основу и шерстяной ворс, а разнообразная цветовая гамма имела несколько оттенков зелени и других цветов на красной и персиковой основе. Узоры были переработаны под копию персидского стиля, но позже изменены на индийский вкус.

Индийские ковры во времена правления Джахангира (1605-27) продолжили набирать свою популярность. Использовались такие материалы, как шелк и пашмины, что позволяло включать большее количество узлов в произведения искусства. Узоры этих индийских ковров напоминали миниатюрные картины. Тонкие градации и затенения с нитями были сами по себе художественными. Узоры этих ковров были отражением рукописной живописи. История индийских ковров показывает технически изысканный вкус как в дизайне, так и в ткачестве. Ковры имели изображения виноградных лоз, цветущих растений и более натуралистичных животных в живописном или общем узоре.

Во время правления Шахджахана (1628-1658) искусство индийских ковров достигло новых высот. Плетение включало около 2000 узлов на квадратный дюйм. Шелк или ворс пашмины дали коврам бархатистую текстуру. Затенение пряжи было таким же стильным, как и в правление Джахангира. Цветы по-прежнему были основными элементами дизайна. В эту эпоху узоры были в основном цветочными, иногда с геометрической или каллиграфической отделкой. Китайские и европейские узоры также повлияли на историю индийских ковров. Каллиграфия повлияла на ковровое ремесло, как и другие ремесла в Индии. Хотя, как и все другие ремесла, ковроткачество также видело падение на некоторое время, но ремесло поддерживается в традиционных семьях и сегодня.

Индийские ковры считаются наиболее технически умелым классическим ремеслом. Ткачи ковра Индии известны их изящными проектами, элегантностью, привлекательными цветами и мастерством. В 1958 году было 14 заводов с 350 ткацкими станками и 80 коттеджных единиц с 400 ткацкими станками. Согласно опросу, проведенному в Индии, в 1974 году насчитывалось около 3500 ткачей ковров. К концу восьмидесятых их общая численность достигла около 48000 человек. Это замечательное расширение ковровой промышленности в основном связано с программой массового обучения, введенной и спонсируемой Индийским Советом по ремеслам. В рамках этой программы были подготовлены многочисленные группы девушек, которые начали новую разработку на рынке труда Кашмира. Еще одним здоровым признаком роста ковровой промышленности стало ее перемещение из города Сринагар в сельские и полугородские районы.

tekstilprofi.com

Индия | Ковроткачество

Первые упоминания о коврах можно обнаружить в древних (500 до н.э — 550 н.э.) и средневековых текстах Индии. И всё же  индийский ковёр в своём классическом понимании  появился на свет  позднее.  Огромное влияние на формирование рисунка и техники ковроткачества оказал период правления Великих Моголов.  Говорится, что когда тимуридский правитель и основатель государства Великих Моголов Бабур  вторгся в Индию, он был разочарован отсутствием  в Индии той привычной   роскоши, которая всегда была  присуща персидскому государству.  Именно с этого времени  индийское ковроткачество начинает  впитывать  элементы персидской культуры. Позднее  в  1580 году  Акбар Великий, привлекая искусных ремесленников, определяет   главные центры ковроткачества  в  Агре, Дели  и Лахоре. Таким образом,  закладываются новые традиции ковроткачества на территории индийского субконтинента.

Первые ковры могольской эпохи обладали  ярко выраженными персидскими узорами. На них изображались миниатюры из придворной  жизни, цветочные мотивы и животные . Их мастерили вручную из  ярких шёлковых нитей, причём на один квадратный дюйм приходилось более 4000 узелков. Позже стали появляться различные рисунки, привнесённые с территорий  Китая, Афганистана, стран северной Африки, Византии, а позднее и Турции.  В эпоху правления Великих Моголов, когда шерстяные ворсовые ковры стали приобретать широкую популярность, их использовали лишь в зимний период года. Летом их заменяли простые хлопковые коврики. Иногда, чтобы создать визуальное ощущение лёгкости и прохлады, поверх ковров из шерсти стелили хлопковую материю. Со временем бытовое, практическое назначение шерстяных ворсовых ковров стало отходить на второй план,  приобретая  статус произведения искусства. Наличие в домах ковров стало символом изысканности,  роскоши и достатка.
Фактура ковровых покрытий, изготавливаемых в Индии, главным образом связана с климатическими зонами страны. На севере в горных регионах производят преимущественно шерстяные ковры, в центральной и южной части, прежде всего, хлопковые, часто украшенные вышивкой, а также из джута, пеньки, бамбука и кокоса.
Разновидности индийских ковров являются основным аспектом, характеризующим индийское ковроткачество в целом. Хотя история коврового искусства Индостана развивалась под персидским влиянием, всё же индийский стиль сохранил свою уникальность и отличается некоторой асимметрией рисунка и чёткими живописными растительными узорами, весьма приближенными к природной действительности. Все индийские ковры ткутся или вяжутся на основе из хлопковых нитей с использованием пряжи из шерсти. В северных регионах Индии часто используют мягкую и блестящую кашмирскую шерсть, иногда добавляя к ней шёлк, или вовсе вяжут изысканные чисто шёлковые ковры, которые могут производиться с использованием шёлка в нитях основы. Такие ковры приятны на ощупь и отливают нежным блеском. Размеры ковров варьируют от малых до больших, достигающих  4 x 6 метров. Однако самыми распространёнными и пользующимися популярностью у покупателей являются ковры средних размеров.
Создание ковра – это проявление фантазии мастера. Узелковые или тканые они несут в этот мир теплоту души их создателя.
Мотивы, изображенные  на индийских коврах, являют собой уникальное сочетание привнесённого персидского и местных этнических стилей. Тем не менее, каждый индийский регион разработал свой уникальный стиль ковроткачества. На крайнем севере страны в холмистых горных регионах  Ладакха,  Дарджилинга, Сикхима и Манипура также распространён и китайский стиль, в котором доминируют яркие цвета и характерные для него изображения драконов, фениксов,  львов и лотосов, а также буддистские мотивы, такие как ступы с флагами, калаши (сосуды для воды) и две рыбы. Однако за последние десятилетия стал популярен и западный стиль с присущим ему абстрактным рисунком.
Самыми распространёнными в Индии стилями ковроткачества являются:  Кашан, Исфахан, Табриз, Хериз, Биджар, Махал и  Керман.

Кашан характеризуется мотивами из медальонов и маленьких арок на фоне из цветов и листьев, объединенных завитками. Такие ковры изготавливаются только из шерсти, и лишь некоторые мастерские ткут шёлковые ковры. Сам стиль пришёл из персидского города Кашан, прославленного своими ковроткацкими мастерскими. Традиционные кашанские ковры исполняются в тёмно-синих тонах, однако в последнее время преобладает бежевая, оливковая гамма в сочетании с синим орнаментом.


Кашан

Исфахан отличается центральным медальоном, окружённым классическими симметричными цветочными узорами. Медальон и бордюр тёмного цвета контрастируют со светлым фоном ковра. Вазы, надписи, животные и птицы часто украшают исфаханские ковры. Этот прекрасный стиль был привнесён в Индию из персидского города Исфахан.


Исфахан

Ковры табриз изготавливаются из шерсти высшего качества, редко из шёлка. Поле ковра обычно плотно заполнено замысловатыми растительными узорами и пальметтами (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости), окружающими центральный медальон, либо рассыпанными по всему полотну. Не редко на них изображаются охотничьи сцены, райские сады и прекрасные девы. Основными цветами ковров табриз являются красный, кремовый и синий.


Табриз

Ковры хериз знамениты дерзкими геометрическими узорами, охватывающими основное полотно. Сочетание ярких оттенков красного, розового, синего с бежевыми и светло-зелёными цветами создают неповторимый образ.


Хериз

Биджар характеризуются центральным шестиугольным медальоном и цветочной каймой. Сочные вишнёво-красные оттенки в сочетании с коричневыми, бежевыми и светло-синими тонами создают традиционную гамму ковров биджар.


Биджар

Махал. В коврах этого стиля наравне с цветочными мотивами присутствуют и геометрические стилизованные узоры. Полотно ковра заполнено растительным орнаментом без центрального медальона.


Махал

Узор ковров стиля керман состоит из центрального медальона в виде цветка. Бордюры представлены замысловатыми узорами, иногда переходящими с каймы на внутреннее поле.


Керман

Среди основных центров ковроткачества в Индии особую  роль занимает Кашмир.  Природные красоты Кашмира испокон веков вдохновляли местных мастеров ковроткачества. И как говорят сами кашмирцы, хранящие вековые традиции гостеприимства: «Дом будет пуст без души – кашмирского ковра». Самым распространённым рисунком на кашмирских коврах является  Древо жизни. Другими мотивами служат стилизованные птицы, животные, причудливые по форме цветы, а также сцены охоты. От ковров, сотканных в других частях Индии, кашмирские отличаются утончённостью рисунка и разнообразием окраски,  характерной  для ковров этого региона. Красные, жёлтые, изумрудно-зелёные, лазурно-голубые, цвета слоновой кости, аквамарина или аметиста кашмирские ковры славятся на весь мир. Пряжу в Кашмире окрашивают только минеральными красителями,  растительные краски не применяются вовсе.

Кашмирские узелковые шёлковые ковры ручной работы знамениты своей мягкостью благодаря высокому  мастерству ткачей. Цена ковров из чистого шёлка весьма высока, поскольку процесс их создания требует колоссального времени и напрямую зависит от опытности мастера. Шёлковые кашмирские ковры на 80% состоят из шёлковой пряжи и на 20% из хлопковой нити основы. Они имеют более 400 узлов на один квадратный дюйм. Чистые же, 100% шёлковые ковры обладают большим количеством узлов, достигающим 1600 узлов на квадратный дюйм. И чем больше узлов на квадратный дюйм, тем выше долговечность и соответственно стоимость такого ковра.

Основой для шерстяных ковров служат также хлопковые нити, на которые завязываются тысячи узелков шерстяной пряжи. Иногда в шерстяные ковры добавляют шёлковую пряжу для придания блеска полотну и чёткости мотивам. Такие ковры нежные и бархатисты на ощупь. Основным центром производства ковров в Кашмире является Шринагар.

Cреди безворсовых ковров, ткущихся в Индии, широкой популярностью пользуются войлочные ковры намдах (намда), производимые в Кашмире. Их обычно производят из шерсти светлых оттенков и украшают вышивкой. Производством намдах занимаются в основном мужчины. Их изготавливают следующим образом. На расстеленную дерюжную ткань, пропитанную клейким составом из камеди и мела, выкладывают слой шерсти. После скатывают в рулон и катают при помощи деревянной палки до тех пор, пока вся шерсть не превратится в однородный слой. После ковёр сушат и расшивают шерстяными нитями при помощи тонких металлических крючков. Существует также и другой способ изготовления намдах, когда на поверхность расстеленной шерсти выкладывают узор из шерстяных нитей, либо вырезанные мотивы из тонкого войлока. Затем скатывают в рулон. В процессе катания детали вклеиваются в войлок, образуя готовое изделие. Коврики намдах используют повсеместно в качестве напольных покрытий, вешают на стены,  а также как плед  для  кровати и сиденья.


Намдах

Также, не менее популярными  безворсовыми коврами, производимыми в Кашмире являются  габба.  Габба – это лоскутные ковры, изготовляемые из обрезков шерстяных тканей или кусочков старых шерстяных вещей, которые сшиваются вместе и украшаются поверху вышивкой, часто ярких контрастных цветов.

Разновидностью индийских ковровых покрытий являются дурри – напольные коврики различного размера, которые обычно ткутся из хлопка. Их используют в качестве прикроватных ковриков, стелют у входа в дом, используют как накидку на подушки, табуретки, а также в качестве салфеток под вазы и другие предметы. В них завязывают свою одежду многие индийцы во время путешествий. Кроме того, выполненные в однотонном стиле и имеющие простой узор, дурри используются  в качестве ковриков для медитации и молитвы,  и тогда  они носят название асана.
Дурри используют как зимой, так и летом, поскольку уникальные свойства хлопка позволяют удерживать тепло в холодный период и создавать лёгкость и прохладу в жару. Дурри ткут также из шерсти, джута и шёлка. Их ткут по всей Индии, как на вертикальных, так и на  горизонтальных ручных станках. Если хлопковые  дурри используют в качестве ковровых покрытий, то шёлковые используют в качестве покрывала для кровати.  Шерстяные  дурри   используются как в первом, так и во втором случаях, как правило, в регионах с  холодным периодом  года.


Дурри


Дурри


Стоит  отметить  и  Раджастанские узелковые  ковры, отличающиеся высоким качеством шерстяного волокна. Главными центрами ковроткачества в Раджастане являются Аджмер и Биканер. Ковры производят здесь с XVII в., со времён первого переселения афганских ткачей в мастерские местных махараджей. С тех пор ковроткачество процветает в этих землях, а прекрасные ковровые изделия пёстрых цветов с геометрическими узорами находят своих покупателей по всему миру.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

www.bharatiya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *