Название ковров ручной работы – Терминология ковроткачества

14 Фев

Терминология ковроткачества

АБРАШ
— Это разница в оттенках одного и того же тона в ковре, получающаяся в результате окраски нитей разными красильными растворами.
Как правило, эти небольшие отличия со временем становятся более заметными.
Абраш встречается в основном в старинных коврах, является следствием кустарного изготовления красильных растворов. Абраш не является дефектом для ковров ручной работы.

АВШАН
— Это слово персидского происхождения, означающее «усеянный». Характеризует орнамент ковра ручной работы с растительным узором без центрального медальона.

АЙНА ГЁЛЬ
— Узор туркменского ковра, состоящий из стилизованных цветков, вставленных в многоугольники.

АЙНА-ГОТШАК
— Орнамент туркменского ковра, при котором поле делится на маленькие квадраты, украшенные узором с клювообразно загнутыми выступами.

АЙНА КАП
— Ковровый футляр для хранения зеркала в Туркмении.

АЗЕРИ
— Торговое наименование современных азербайджанских ковров.

АКСМИСТЕР КОВРЫ
— Английские ковры , сделанные в Аксминстере,в турецком стиле.

АЛКАГУЛКИКИ
— Миниатюрный изящный орнамент с цветами терновника.

АРИАНА
— На Ближнем Востоке и в Турции этим словом обозначаются современные имитации старинных ковров из областей Бакшайеш и Герис.

АШКАЛИ
— Орнамент ковра. Встречается с старинных коврах Кашкай. Состоит из двух восьмиугольников, вложенных друг в друга, внутренний из которых густо украшен крючками.

БАНДИ
— Термин, обозначающий узор из лент и решеток в персидских коврах.

БАФТ
— Термин, обозначающий работу по ручному изготовлению ковра в Иране.

БАХТИЯРИ
— Орнамент ковра, который зародился в традициях ковроткачества народа

Бахтияри, живущего в регионе южно-центрального Ирана под названием Чахар Махал. Ковры «Бахтияри» имеют узор в виде шахматной доски каждая клетка которого украшена деревьями жизни, птицами, цветами, абстрактными животными. Обычно они ткутся турецким узлом.

БЕГУЩИЙ ПЁС
— Орнамент, используемый в кавказских коврах в виде крючкообразной стилизованной собаки. Символ, призванный к защите жилища.

БЕЛУЧ
— Персидские ковры, которые ткутся кочевым племенем Белучи в восточном Иране. Большая их часть изготовляется в провинции Систан и Белучистан, расположенной прямо на юго-восточной границе Ирана

БЕРГАМА
— Турецкие ковры ручной работы, сотканные в окрестностях города Бергама на западном берегу Турции. Они также известны как Анатольские ковры и обычно имеют квадратную форму. Ткутся из шерсти на красной уточной основе и, как следствие, изнака ковра становится красной в полоску. Орнамент ковра геометричный, часто строится вокруг большого угловатого медальона, окружённого цветами.

БЕШИР
— Туркменские ковры ручной работы, которые туркменскими кочевниками племени Эрсари в окрестностях деревни Бешир в Турмении. Ковры ткутся из шерсти. Основные цвета красный, синий.В них используется восточный дизайн с узорами Гуль, но также могут иметь и китайские облачные мотивы. Вяжутся персидским узлом.

БРУСА
— Турецкие шёлковые ковры (обычно маленького размера), используемые как молитвенные коврики, также известные как Сафф. Ткутся в окрестностях Бурсы.

БУТА
— В восточных коврах декоративный мотив виде капли или подвески, украшенный стилизованным растительным узором. В Европе именуется кашмирским орнаментом.

БУХАРА
— Устоявшееся коммерческое название ряда ковров, производящихся в Туркмении, Афганистане и на севере Ирана, имеющих сходный по стилистике орнамент. Буквально Бухара – город в Узбекистане с большим ковровым базаром, на котором сбывались ковры данного орнамента в большом количестве.

ВАГИРЕХ (ВАГИРЕ)
— Ковер ручной работы маленького размера, использовавшийся мастерами-ковроделами в качестве образца. Он был украшен множеством узоров и орнаментов, которые используются в бордюрной части ковра. Сохранившиеся образцы имеют историческую ценность и являются объектом охоты коллекционеров.

ВАГХ — ВАГХ
— Индийский ковер ручной работы, орнамент которого выполнен в виде мифологического дерева с висящими на нем поющими головами.

ВАЗА
— Орнамент восточного ковра в виде вазы, из горлышка которого исходят стебли цветов и побегов.

ВЕРНЕ
— Плетение с наложением или переплетение челночных нитей.

ВЕРАМИН
— Иранский ковер название которого происходит от одноименного города Верамин, расположенного к югу от Тегерана. Ковры Верамин отличаются четкостью рисунка изящным узором в виде открытого поля с цветами. Цветы соединены диагональными виноградными лозами и повторяются по всему ковру, обрамленному тёмно-синим бордюром. Ковры Верамин имеют высокую плотность плетения.

ВИСС
— Иранский ковер, название которого происходит от одноименного города Висс, расположенного возле Хамадана. Орнамент этих ковров состоит из яркого шестиугольного центрального медальона с двумя меньшими медальонами наверху и внизу, которые размещаются, чаще всего, на красном поле. В бордюрах используется преимущественно синий цвет.

ГАБ ГОРАНИ
— Пергаментные переплеты старинных Коранов, украшенные вставленными пластинками из золота и серебра. Украшающий их орнамент нередко служил образцом для орнаментальных композиций восточных ковров.

ГАБЕ
— Ковры ручной работы с длинным ворсом. Очень мягкие и нежные на ощупь, они у кочевых племен нередко служили одеялами.

ГАДДИ
— Образец орнамента, нанесенный на картон, служащий наглядным пособием для мастера.

ГАРАДЖА
— Ковры ручной работы, которые изготовляют турецкие кочевники, живущие в горах и долинах между Табризом и Каспийским морем в Северо-восточном Иране. Имеют геометрический орнамент с небольшими, ключевыми медальонами и, в некоторых случаях, с маленькими изображениями растений или животных.

ГЕРАТИ
— Орнамент ковра, использовавшийся по всему Востоку (другое название – ризе махи). Представляет собой четыре пальметты, образующих сосуд с цветами и фигурными листьями. Медальоном служит ромб с цветком, обычно с восемью раскрытыми лепестками, от которых отходят стебли, до конца которых распускаются листья.

ГЕРАТИ НА КАЙМЕ
— Орнамент, используемый на бордюрной части ковра, иначе называемый «панцирь черепахи», представляет собой пальметты и розетки, соединенные стеблями.

ГЕРМЕЧ
— Маленький ковер, который использовался кочевниками для натягивания на дверные косяки. Он защищал юрту от пыли и песка.

ГЁЛЬ
— Законченный второстепенный декоративный элемент орнамента ковра, в основном геометрической формы.

ГИОРДИС
— Турецкие ковры ручной работы из города Гиордес (западная Турция), часто используемые для молельных обрядов.

ГОБЕЛЕН
— Тканые безворсовые ковры ручной работы, также называемые — шпалерами. Производились преимущественно в Бельгии и Франции. В настоящее время основным поставщиком гобеленов ручной работы является Китай.

ГОЛДАНИ
— Орнамент, применяемый в персидских коврах в виде пышных многократно повторяющихся вазонов с цветами.

ГОРАВАН
— Иранские ковры с геометрическим узором одноименные с маленькой деревней в северо-западном Иране, севернее Хериза..

ГОТШАК

— Узор, применяемый в орнаменте туркменских ковров в виде заостренного крючка.

ГУЛИ-ГЁЛЬ
— Цветочный гёль закругленной формы, разбитый на четыре части, заполненные узорами.

ГУРБАКА
— Стилизованная «лягушка» в виде крестообразного узора в орнаментах восточных ковров.

ГУЛЬ-И-БУЛЬБУЛЬ
— Буквально, в переводе с персидского, – цветок и соловей. Сюжет орнамента ковра в виде птиц на ветвях цветущих деревьев.

ГЮЛЬ ФАРАНГХ
— Цветочный орнамент в восточных коврах, возникший под европейским влиянием. Буквально означает «иностранный цветок ».

ДЕРГЕЗИН
— Иранские ковры, изготавливаемые в регионе Хамадан.

ДЖИАК
— Второстепенный мотив орнамента бордюрной части некоторых кавказских и туркменских ковров (диагональная штриховка).

ДЖОФТИ
— Более широкий узел (относительно персидского и турецкого узла), обрамляющий сразу четыре уточных нитей, который использовался в прямолинейных узорах, чтобы лучше подчеркнуть их отличие от остального орнамента. В настоящее время данный узел применяется для изготовления недорогих ковров низкого качества.

ДИП ХАЛЫ
— Небольшой коврик, применяемый кочевыми народами Востока, перед входом в юрту.

ДОНБАКЛИ
— Слово персидского происхождения (буквально – барабанный) применяется для обозначения особого бордюрного орнамента с четырьмя верхушками, украшенными изображениями больших цветов, напоминающими по форме иранский барабан.

ДОРРИ (ДУРИ)
— Индийские ковры, выполненные в технике килим, с использованием хлопковых нитей.

ДОЗАР
— Персидские ковры размером до 2х1.5м.

ДРАКОН
— Армянские ковры из Кавказа, производившиеся в период с XVI по XIX века.
Орнамент состоит из квадратного узора с ланцетными листьями со стилизованными драконами, птицей Феникс, цветами, деревьями и пальметтами.

ДЫРНАК ГЁЛЬ
— Термин тюркского происхождения, означающий «рисунок когтя» — ромбовидный гёль крючковатой формы в туркменских коврах «Йомуд».

ЗАНДЖАН
— Ковры персидские часто имеют геометрические узоры с «бриллиантовым» центральным медальоном цвета темно- красного вина, вытянутым сверху вниз, расположенного на более светлом поле обычно бежевого или синего цвета.
Слово «занджан» буквально означает «любимая жена» или «любимая женщина». Существует и одноименный город на севере Ирана.

ЗЕЛЛОСОЛТАН
— Растительный орнамент в восточных коврах в виде нескольких ваз с пышными букетами и двумя птицами, сидящими по бокам.

ЗИГЛЕР
— Ковры ручной работы, сотканные в период с 1883 по 1930 г.г в области Арак в западном Иране. Эти ковры делались для британской компании Зиглер, имели персидские узоры (часто копировались существующие узоры), пастельные цвета и большие размеры. Основа и уток делались из хлопка.

ИСПАНСКИЙ УЗЕЛ
— Не типичный вариант турецкого узла, который вяжется на нитях основы через одну, чередуясь от ряда к ряду.

ИСПИНДЖУЛКИКИ
— Кавказский ковер из провинции Зейхур. Орнамент из-за внешнего сходства ошибочно еще называют «Андреевский крест».

ИСФАХАН
— Регион Ирана, в котором производятся ковры, являющиеся одними из самых прекрасных персидских ковров. Ковры Исфахан являются венцом искусства персидских ковров, создаваемых в волшебном городе, знаменитом своим высоким художественным вкусом и утонченностью.

ЙИЫМ
— Килим ручной работы особого типа, в котором рисунок наносится с помощью специальной техники, называемой «добавочный уток».

КАЗАХ (КАЗАК)
— Коммерческий термин, обозначающий стиль ковров, изготавливаемых на Кавказе (Азербайджан, Армения, Грузия). Орнамент этих ковров геометрический, ткутся они с невысокой узелковой плотностью, но имеют высокие эксплуатационные характеристики. Термин произошел от одноименного региона Азербайджана, где производство этих ковров было массовым.

КАЗАХ С ОБЛАКАМИ
— Армянский ковер из Чон-дараска, орнамент которого пятнистый в виде облачного неба.

КАЗАХ СО ЗВЕЗДАМИ
— Грузинский ковер, на центральном поле которого чередуются восьмиконечные звезды, разных размеров.

КАЗАХ СО СВАСТИКОЙ
— Кавказский ковер, украшенный элементами орнамента в форме свастики.

КАНТА
— Килим ручной работы, из которого восточными кочевыми племенами изготавливались мешки для хранения разной домашней утвари.

КАПАЛЫК
— В старину на Востоке – предмет убранства помещения, который имел форму в виде буквы «П» и вешался над дверными, реже, оконными проемами.

КАПХУК
— Старинные восточные стеганые подушки. Чехол изготавливался из килимов или ковров.

КАПСА ГЁЛЬ
— Гёль, используемый в коврах туркменского племени йомуд, имеющий форму ромба с зазубренными краями.

КАШАН
— Персидский ковер производимый в одноименном городе в центре Ирана, орнамент которого состоит из бриллиантоподобных медальонов с маленькими арками на растительном поле. Ткутся и сюжетные ковры со сценами охоты.

КИЛИМ
— Тканый безворсовый ковер ручной работы.

КИЛИМ БАФТ
— Безворсовые части ковра ручной работы, которые не заплетаются узлами.

КИНТАМАНИ
— Ковер ручной работы из Турции (Анатолия), орнамент которого состоит из элементов с тремя маленькими кружками или точками, под которыми расположена короткая волнообразная линия.

КОРК
— Шерсть высшей категории, состригаемая с молодых овец специальных пород.

КУМ
— Город, расположенный к югу от Тегерана, где производятся, одноименные известные во всем мире персидские шелковые ковры.

КУМ-КАПИ
— Турецкие шелковые ковры ручной работы из ремесленнического квартала Кумкапи в Стамбуле, в которых используются персидские орнаменты. Ткутся они из шелка высшей категории с золотыми или серебряными нитями. Термин «Кум-капи» также используется как обозначение качества лучших шёлковых турецких ковров.

КХАРКАНГИ
— Декоративный мотив персидского происхождения, означающий «краб» и представляющий собой ромбовидный рисунок со стилизованными очертаниями, расположенный по диагонали, с четырьмя ответвлениями в форме раздвоенного листа, закрученными воронкой. Эта композиция включает и другие элементы: одну пальметту своеобразной извилистой формы и другую – большую и раскидистую. Этот орнамент часто использовался в азербайджанских коврах из провинции Куба.

КХЕШТИ
— Персидский термин, обозначающий орнамент иранских ковров в виде выложенной плитки. В квадратах, расположенных правильными рядами изображены вазы с цветами, деревья и птицы.

ЛАДИК
— Крайне редкие турецкие ковры из поселения Ладик, которые массово производились приблизительно между 17 и 19 веками, с применением узоров орнамента Михраб и стилизованными тюльпанами. Более новые ковры ткутся и в другой орнаменталистике.

ЛОТТО
— Турецкий ковер ручной работы, изготавливаемый с XVI века. Они ткались по эскизам Лоренцо Лотто. Эти ковры принадлежат к группе ковров Ушак и имеют геометрические узоры жёлтого цвета на красным фоне.

ЛУЛ БАФТ
— В персидском ковроткаческом искусстве термин, означающий нити основы, которые располагаются на двух уровнях вследствие сильного натяжения челночной нити.

ЛУРИ — ПАМБАК
— Кавказские ковры с большим восьмиугольником белого цвета, обведенным синим крючкообразным контуром. В центре восьмиугольника – крестовидный узор, очертаниями напоминающий глядящих друг на друга животных

МАЛАЕР
— Иранские ковры, производимые полукочевым народом, живущим в окрестностях города Арак в северо-западном Иране. В этих племенных коврах очевидны следы курдских корней, с центральным полем ковра, имеющим в центре медальон замысловатого рисунка преимущественно в тонах красного цвета. Также в этих коврах можно встретить геометрические узоры.

МАЛЬБАНД
— Длинный ремешок, вытканный в технике килим. Использовался кочевниками для навьючивания животных.

МАМЛЮК
— Египетские ковры сделанные в Каире во время династии Мамлюков между 1250 и 1517 годами. Эти ковры имеют большие размеры и геометрические узоры. Ткутся с применением глубокого красного, синего и зелёного цветов

МАФРАШ
— Большая складная сумка, изготовленная в килимной технике. Использовался кочевыми народами Востока при постоянных переездах.

МЕДАКХЕЛ
— В восточной ковровой орнаменталистике — зигзагообразный узор, используемый в бордюрной части ковра с чередованием светлых и темных цветов.

МЕДЖИД
— Направление в турецком ковроткачестве, который являлся типичным для многих анатолийских ковров 19 века, отличающийся нагромождением крупных растительных узоров в стиле барокко. Турецкий султан Абдулла Меджид (1839-1861гг.) был почитателем данного вида ковров, откуда и – название.

МЕЗАРЛИК
— Название типичных турецких ковров, произведенных в областях Кула и Киршенир. В центре этих ковров располагаются стилизованные пейзажи с домами и мечетями.

МЕМЛИНГ ГЁЛЬ
— Декоративный элемент орнамента, который встречается в Анатолийских, Кавказских и Туркменских коврах в виде крючковатого многоугольника.

МЕШХЕД
— Иранский ковер ручной работы производимый в одноименном городе, являюющимся столицей провинции Хорассан и важным центром производства ковров. Ковры Мешхед отличаются орнаментом с элегантными медальонами на флоральных полях красной или синей цветовой гаммы. Часто они копируют классические узоры Кашан, и иногда детали Херати.

МИНФЛЕР
— Индийский ковер с мелким цветочным орнаментом, предназначенный для ниш.

МИР
— Устоявшееся коммерческое название ковров, производимых в Сарабанде.

МОГОЛ
— Индийские ковры, которые ткались в Индии в XVI и XVII веках подневольными персидскими ткачами по инициативе Великих моголов. Ковры «Могол» представляют собой большую историческую и художественную ценность.

МОХАРРАМАТ
— Элемент орнамента Персидских ковров в виде колонн (вертикальный) или ремня (горизонтальный).

НАВАР
— Плетенный в технике килим ремень, являющийся частью конской упряжки.

НАМАКДАН
— Тканые сумки, баулы и т.п., которыми пользовались кочевники для хранения соли, муки, хлеба и прочих продуктовых запасов.

НАМАЗЛЫК
— Слово тюркского происхождения. Дословно означает «для намаза». Маленькие молельные коврики, предназначенные для совершения религиозных ритуалов в исламе.

НАИН
— Ковры Наин — востребованные во всем мире персидские ковры, которые ткутся в окрестностях одноименного города в Иране. Они ткутся на хлопковой или на шёлковой уточной основе. Как правило, в них много используются оттенки синего цвета (голубой, бирюзовый, цвет морской волны и т.д.).

ОБЮССОН
— Известная французская мануфактура, производившая начиная с 17 века гобелены и ковры ручной работы.

ОКБАШ
— Небольшие плетенные в виде треугольных сумок изделия, которые использовались кочевниками для украшения торчащих концов опорных палок юрты.

ПАЛЬМЕТТА (ПАЛЬМОВАЯ ВЕТСВЬ)
— Термин, который обобщает название растительных и цветочных мотивов в восточных коврах.

ПАРДА
— Ковры среднего размера (2.60 х 1.60м), которые использовались в шатрах некоторых кочевых племен в качестве ширм или перегородок.

ПЕТАГ
— Мануфактура в Табризе, построенная Германской компанией и, просуществовавшая небольшое время с конца 19 до начала 20 веков. Ковры мануфактуры Петаг являются объектом охоты коллекционеров ковров ручной работы.

ПОШТИ
— Плетенная диванная подушка в Персии.

РАДЖ
— Законченный узелковый ряд в коврах ручной работы. Термин, в основном, используется в Иране.

РОББЕ
— Одна четвертая часть симметричного рисунка, нанесенного на картон, используемого в качестве наглядного пособия.

РУКА ФАТИМЫ
— Изображение руки с пятью пальцами, символизирующее «пять столпов ислама» (молитву, пост, веру, паломничество и милосердие). Часто встречается в орнаменте кавказских, туркменских и иранских молитвенных ковров.

САВОНЕРИ
— Мастерские по изготовлению гобеленов ручной работы, основанные в Париже в 1628 году. Композиции, разработанные придворными художниками, включали цветочные узоры, геральдическую символику и архитектурные мотивы. Уточные нити основы были грубыми из льняной пряжи, а ворс был шерстяным.

САРЫК
— Персидские ковры ручной работы, названные по одноименному поселению в окрестностях Арака в западном Иране. Это ковры из шерсти, орнамент которых состоит из узоров в виде лозы на красном и тёмно-синем поле.

САЛОР ГЁЛЬ
— Гёль ковра, часто используемый в туркменских коврах племени салор. Имеет форму восьмиугольника с зубчатым периметром.

САФ
— Молитвенные коврики, в орнаменте которых изображен повторяющийся узор михраба.

САФАВИДЫ
— Династия, правившая Персией с 1502 по 1736 годы и создавшая объединённое государство. Являлись большими почитателями ковроткаческого искусства.

СЕННЕ
— Город в северо-западном Иране, где живут этнические курды, известный своими килимами. В основном килимы «Сенне» имеет хлопковую основу, нити которой окрашиваются в яркие цвета.

СОФРЕШ
— Восточная вышитая скатерть

СУЗАНИ
— Восточные вышитые панно с использованием хлопка, шерсти и шелка.

СУЛТАНАБАД
— Город на северо-западе Ирана, где с конца XIX века европейские компании предпочитали заказывать большие ковры (ковры больших размеров) для европейского рынка.

СУМАХ ( СУМАК )
— Вид тканых безворсовых ковров.

ТАБРИЗ (ТЕБРИЗ)
— Табриз — город на северо-западе Ирана, являющийся одним из крупных центров персидского ковроткачества. Ковры Табриз имеют свой «подчерк». Как правило это растительный орнамент с крупными пальметтами, декоративными вазами . Ковры Тебриз могут быть с медальоном так и без него «афшан». Существуют и сюжетные орнаменты. Ковры из Табриза имеют подвиды.
Табризские ковры «Махи» ткутся в сдержанной цветовой гамме. Отличительной особенностью является то, что элементы орнамента располагаются на мелко–цветочном поле.
Ковры из Табриза «Накшех» изобилуют розовым на бежевом цвете.
В «Табатабайе» много оранжевого и лимонно-зелёного цвета.
Персидские ковры из Табриза как правило ткутся из высококачественных материалов (шерсть, шелк, хлопок).

ТАУК НУСКА ГЁЛЬ
— Гёль в туркменских коврах в форме восьмиугольника. Орнамент украшен узором в виде наконечников стрел.

ТОРБА
— Ворсовой мешок небольших размеров, выполненный в килимной технике, используемый кочевниками.

ТУРК БАФТ
— Турецкий узел.

УК-БАШ (ЮК-БАШ)
— Мешки, в которых кочевники перевозят деревянные части шатров и юрт. Ук-баш делается в основном из ворсовых ковров.

УШАК
— Турецкие ковры ручной работы, изготавливаемые в одноименном городе, расположенном на западе страны. Характерен крупный растительный орнамент или стилизованные ритмичные узоры геометрических форм.

ФАРС
— Это иранские ковры ручной работы, производимые в провинции Фарс, расположенного на юго-западе страны недалеко от города Шираз. Ткутся кочевыми племенами Кашкаи.

ФАРШ
— В переводе с персидского – «ковер».

ФАРШ БАФТ
— Асимметричный способ плетения.

ФЕРАХАН
— Персидские ковры из района Ферахан в западном Иране. Ткутся персидским узлом на хлопковой уточной основе. Доминирующие цвета — красный и синий

ХАЛИ
— Слово персидского происхождения, означающее «главный» ковер, находящийся в доме.

ХАДЖИ ДЖАЛИЛИ
— В прошлом великий мастер-ткач из Табриза. Удивительную расцветку и детали орнамента, сотканных им ковров, воссоздают в дворцовых табризских коврах и по сей день.Иран.

ХАБИБИАН
— Фатолла Хабибиан ( 1903 – 1995гг.) великий иранский ковродел из города Наин. Ковры Хабибиан являются эталоном качества и высокого художественного стиля ковров «Наин». Им свойственна высокая узелковая плотность.

ХАМАДАН
— Город расположенный в западно-центральном Иране, является одним из крупнейших центров торговли племенными коврами. Узоры в орнаментах ковров Хамадан варьируются от примитивных геометрических до насыщенных растительных.

ХАФТ РАНГ
— Словосочетание, означающее в переводе с персидского ковры с основой из драгоценного шелка.

ХЕРЕКЕ
— Город в западной Турции, исторически знаменитый высококачественными шелковыми коврами. Турецкие шелковые ковры «Хереке» считаются одними из лучших.

ХОРДЖИН (ХУРДЖИН)
— Сдвоенные дорожные мешки, используемые кочевыми племенами как заплечные или седловые.

ЦИГЛЕР
— В конце 19 века англо-швейцарская компания, которая контролировала персидский рынок ковров, особенно в Султанабаде. По заказам компании Циглер производились ковры для европейского и американского рынка.

ЧАРХАНГА
— Узор в виде стилизованного краба, используемый в орнаментах ковров.

ЧЕМЧЕ ГЁЛЬ
— В переводе с тюркского означает «гёль в виде ковша». Используется в туркменских коврах, изготавливаемых племенем «Теке».

ШАХР БАБАК
— Персидские ковры, изготавливаемые в одноимённом городе в южном Иране. Традиционный орнамент имеет центральный медальон со сложно детализованным, богато украшенным узором в бледных пастельных тонах с бело-золотыми вставками, контрастными с фоном клюквенно-красного или синего цвета. Используется также орнамент в виде стилизованного сада с древом жизни, вазами и цветами.

ШАХ АББАС
— Шах династии Сефевидов (1587-1629), имя которого присвоено сложному рисунку. Иранские ковры Шах Аббас состоят из пальметт, соединенных с розетками стеблем, закрученным спиралью.

ШЕРКАТЕ ФАРШ
— Ковровая компания, основанная в Иране в 1936 году при шахе Реза Пехлеви.

ШИРАЗ
— Шираз — древний город в центральном Иране, где производятся одноименные ковры ручной работы. Узоры орнаментов геометричны, но не примитивны. В них часто включаются крупные медальоны в форме бриллиантов. В разных частях поля ковра «Шираз» можно также увидеть маленьких стилизованных животных или растения.

ЭЛАМ
— Полосы в центральной части туркменских или турецких молитвенных коврах, украшенные геральдическими символами.

ЭЛЕМ
— Второстепенные бордюрные полосы.

ЭНСИ
— Иными словами (в переводе с тюркского)— тканая «дверь». Ковер «Энси» использовался кочевниками для занавешивания входа в шатер.

ЭРСАРИ
— Афганские ковры, названные как и племя, заселяющее северо-западную часть страны. В последнее время многие из Эрсари осели в Пакистане, где занимаются производством ковров

ЮЛ
— Тканая килимная накидка на лошадь.

ЮЙУР
— Мотив в виде переплетающихся усиков виноградной лозы. Встречается в коврах, производимых в Эрсари.

ЮРУК
— Турецкие ковры из шерсти, сотканные племенем Юрук в восточной Турции. Отличаются высоким ворсом и простым геометрическим орнаментом.

ЯЛАМЕХ
— Персидские ковры племени Яламех, которое проживает в иранской провинции Фарс. Отличаются богатством узоров и насыщенностью цветов.

ЯСТИК
— Термин (тюркского происхождения), обозначающий тканые ворсовые подушки.

ЯТАК
— Ковры, служившие своего рода матрасами для кочевых племен. 

ansygallery.ru

Какие бывают ковры ручной работы?

Древнейшим элементом интерьерного декора является ковер. С незапамятных времен люди не только украшали свои жилища прекрасными коврами ручной работы, но и создавали благоприятный микроклимат, вносили нотки тепла и домашнего уюта. Также нередко ковры наделяли магической, обережной силой, вплетая в узоры символы счастья, достатка, обереги.

Ковры ручной работы –  это домашнее ковроткачество, хобби или искусство? В чем их преимущества перед современными коврами, созданными машинами?

Ковер ручной работы — это уникальное текстильное изделие, созданное искусными мастерами. В зависимости от метода изготовления существуют тканые, вязаные, валяные ковры. Отличаются техники плетения, по которым можно распознать авторскую работу. Благодаря своей неповторимости и особой энергетике, присущей вещам, сделанным вручную, ковры ручной работы ценятся намного выше, чем современные машинные текстильные изделия.

Производство ковров – это сложный технологический процесс. Порой над одним экземпляром мастер работает целый год. Сложней всего плести шелковые ковры с высокой плотностью. Однако в результате кропотливого труда получаются настоящие высокохудожественные шедевры.

В работе используются только натуральные классические материалы, которые использовали наши предки тысячелетия назад. Это шелк, шерсть, хлопок и некоторые другие волокна. Изделия обладают высоким качеством, превосходными свойствами и экологичностью. Красители также в основном используются натуральные. Лишь в редких случаях мастера прибегают к использованию искусственных красителей, позволяющих расширить цветовую гамму.

Каждый ковёр ручной работы сравним с произведением искусства. Словно художник создает свою картину, мастер плетет свой ковер, вкладывая в каждый узелок частичку души, тепло умелых рук и прекрасные фантазии.

Дизайн ковров зависит от расходного сырья, метода изготовления, страны производителя. В каждой стране есть собственные секреты, порой сохраняющиеся как государственная тайна.

Как отличить ковер ручной работы от фабричного

•    Узелковые ковры, созданные вручную  имеют наклон ворса в одну сторону. Эта отличительная черта создает удивительный эффект: с одной стороны ковер светлей, имеет плавные цветовые переливы, а с другой – темней, краски насыщенные, рисунок четкий.

•    При точном измерении полотна будет заметна его несимметричность, поскольку сложно соблюсти точные пропорции в процессе работы. Однако отклонения будут совсем незначительны, так что обычным взором совершенно не заметны.

•    Со стороны основы прекрасно различим орнамент ковра.

•    Неравномерность окрашивания нити в коврах абраж являются явным признаком ручной работы.

Как делают ковры ручной работы, их виды

Существует множество видов ковров, созданных вручную. Давайте рассмотрим основные.

1.    Ворсовые – производятся во многих восточных странах. К ним относятся классические узелковые модели и ковры, сделанные методом ручного тафтинга.

2.    Безворсовые  — к ним относят паласы, сумаки и килимы, особенности которых рассмотрим чуть ниже.

Виды ворсовых ковров ручной работы


Узелковые или плетеные ковры – самые сложные и красивые ковры, а также самые дорогие. В основу, состоящую из параллельных нитей, вплетаются уточные нити, служащие для фиксации и усиления, создания рисунка. В зависимости от типов узлов разделяют несколько видов плетения: Гиордес (двойной турецкий узел), Сенне (одинарный персидский узел), берберский, тибетский и испанский узлы. Они украшены ворсом и бахромой.

Тафтинговые ковры плетутся с использованием специального «пистолета». В основу вшиваются волокна или пучки нитей, затем  к задней части ковра приклеивается еще одна основа, прочно скрепляющая все волокна, придающая ковру большую плотность и повышающая тепло- и шумоизоляцию ковра. Тафтинговые ковры бывают петельные,  скульптурные (с разной высотой ворса) и длинноворсовые.

Виды безворсовых ковров

Такие модели не имеют ворса и этим отличаются от других. Сотканные на станках продольные и поперечные нити создаю рельеф и рисунок полотна. Это килимы, паласы, половики, сумахи, гобелены. Рисунок получается одинаковым с обеих сторон, что позволяет их использовать как лицевой, так и тыльной стороной.

Килимы ручной работы


Килим — это ковер без ворса с различными орнаментами. Их сравнительно невысокая стоимость, оригинальный вид и превосходное качество несомненно нравятся покупателям во всем мире. Поэтому они невероятно популярны.

Паласы ручной работы


Палас — это однотонный или в полоску тканый ковер, не имеющий ворса. Он, пожалуй, самый простой в ковроткачестве вид  и недорогой в производстве. По внешней привлекательности паласы уступают в оригинальности килимам и другим изделиям, но по функциональности также хороши.

Сумахи ручной работы


Сумах — это ковер без ворса, ручной работы, отличающийся разнообразием узоров и орнаментов. На основную нить наматываются разноцветные нити, создавая определенный узор.
 Войлочные или валяные ковры, также относят к изделиям ручной работы, изготовленных по методу валяния.

Какими преимуществами обладают ковры ручной работы

1.    Эксклюзивный дизайн и неповторимость каждого экземпляра. Мастер не сможет повторить в идеальной точности каждое изделие.

2.    Особая живая энергетика, совершенно отсутствующая в изделиях, созданных машинами.

3.    Использование натуральных материалов гарантирует безопасность и экологичность ковров.

4.    Разнообразие дизайнерских вариантов позволит выбрать именно то, что понравится вам.

5.    Превосходное качество гарантируется именем мастера, что намного ценней репутации бренда.

6.    Время только добавляет ценности таким изделиям, улучшая и их качественные характеристики.

7.    Со временем ковер не выцветет, не растянется и не поблекнет, станет нежней и мягче.

Однако некоторые люди видят некоторые минусы ковров ручной работы, такие как:

1.    Высокая цена доступна не каждому, а значит, вы будете иметь особенную вещь в своем доме.

2.    Стандартные размеры не всегда дают возможность выбрать нужный вариант. Однако всегда можно заказать эксклюзивное изделие, изготовленное по вашим размерам.

3.    Натуральные волокна требуют бережного отношения, как и любые ценные вещи (хрусталь, ангорка), но разве это умаляет их достоинства? Отнюдь.

Если вы ищите действительно нечто ценное для своего интерьера, желаете наполнить окружающее пространство прекрасными вещами с позитивной, живой энергетикой, то обязательно приобретите ковер ручной работы. Они с годами становятся лишь дороже и прекрасней. Эксклюзивные модели хранятся в коллекционных собраниях и могут стоить целое состояние.

vostochniy-magazin.ru

О ВОСТОЧНЫХ КОВРАХ РУЧНОЙ РАБОТЫ Новости

« Назад

О ВОСТОЧНЫХ КОВРАХ РУЧНОЙ РАБОТЫ  06.09.2016 16:49


Секрет великолепия восточных ковров ручной работы заключен в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства.

Ковры на Востоке ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики.
Сегодня Иран производит большее количество ковров, чем все другие центры ковроделия вместе взятые. Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе — в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия, свои особенные, самобытные ковры. Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы определить точное место изготовления ковра. Здесь важно все: какие используются цвета и орнаменты, какая шерсть и основа, какова плотность ковра и тип узла.

Восхитительная красота и превосходное качество персидских ковров известно по всему миру. Это и неудивительно: нет ни одной страны, в истории, культуре, и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иранских домах, как правило, немного, и роль главного элемента домашней «обстановки» выполняют здесь ковры. Есть даже расхожая фраза: «Иранцы бросают свое богатство на пол». Можно, не погрешив против истины, сказать, что иранцы появляются на свет на коврах, живут на них, растят детей. Неважно, богат или беден дом иранца, в нем непременно есть ковер — у кого дорогой, а у кого старый и потертый, что не делает его менее любимым для хозяина.

Качество ковра имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. Считается, что только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все характеристики своих ковров. При этом большое значение придается выразительности и глубине цвета. Персидские ковры имеют самую широкую гамму красок с мягкими, звучными, чистыми оттенками.

Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма. 
Палитру иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока: закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни, прозрачных родников.

Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость, в этом секрет их удивительного долголетия. Геометрический орнамент «персов» близок к устоявшемуся в России представлению о «настоящем» ковре. Возможно, поэтому они так популярны в нашей стране. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер. 
Персия — страна, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Из сказок нашего детства мы узнаем о караванах верблюдов, плывущих по пустыням, о всемогущих падишахах и вечно юных гуриях, о благоухающей красоте садов персидских владык, и, конечно, об удивительно ярких персидских коврах. Название «персидский ковер» сохранилось за коврами, созданными в современном Иране, территории, входившей в состав древней Персии.
В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра — значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.

Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера — он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом.

Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.

История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров — «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. «Весенний ковер» был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение — такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее — узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода — прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

Кум (Гом)
В 140 км от Тегерана, в священном городе Гом (Qum), вяжут очень дорогие и очень красивые шёлковые ковры. Они всегда стоят целое состояние, но по красоте и плотности плетения им нет равных.
Купить кум — значит купить ковер выдающегося качества и красоты. В Куме делают совсем немного больших ковров, но если уж делают, то такие ковры требуют работы нескольких высококвалифицированных ткачей в течение нескольких лет.  Хотя в Куме и выпускаюся шерстяные ковры, этот город прежде всего по праву славится своими восхитительными коврами ручной работы из чистого шелка.

Шёлковые ковры «гом» делают на шёлковой основе. В редких случаях, когда используют шерсть, обязательно добавляют детали из шёлка, дабы придать ковру «игривость». Дизайны «гом» очень разнообразны: это разные «медальоны», цветы, ветви, плоды, ягодки, сады, купола, птички и сцены охоты. Неважно, какова основная цветовая гамма «гома» — красновато-коричневая, темно синяя, оранжевая и розовая — вы обнаружите бирюзовый цвет практически на каждом ковре.

Кашмирский Шёлк.
Индийские  ковры, как шелковые, так и шерстяные, имеют иранское происхождение. Все началось в 14 веке во время правления великого Суфия Персии (Hazrat Mir Syed Ali Hamdani), который прибыл в Кашмир со своим духовенством. В результате этого Кашмир стал мусульманским регионом, а правитель Кашмира его верным союзником. Лучшие мастера Персии прибыли в регион, чтобы обучить местные семьи не легкому искусству ковроткачества. 

Большую роль в развитии ковроткачества в Кашмире сыграли еще 2 периода. Первый относится к периоду правления Мугалов. В конце 16 века во времена правления императора Акбара(Akbar) большое внимание уделялось ковроткачеству.
 Однако, пожалуй, самое важное развитие Кашмирских ковровотносится ко времени правления Зайнула Абадина (Zainul-Abadin (Budshah) — начало 18 века, когда ковры получают свою известность далеко за пределами региона и начинают пользоваться огромным спросом, благодаря своей неподражаемой красоте и роскоши.

Со временем в Персии ткачество почти умерло, а в Кашмире наоборот расцвело шерстью и шелком. Лучшие шелковые и смешанные ковры ручной работы ткутся в Кашмире и сейчас. Искусство ковроткачества держится в тайне и бережно передается из поколения в поколение.

В наше время Кашмирские ковры достигли пика своей известности. Такие ковры можно с легкостью и с полной уверенностью назвать настоящим произведением искусства. В производство ковров вкладывается тысячи часов квалифицированной ручной работы. Каждый ковер ручной работы представляет собой эксклюзивную вещь, так как при ручной работе ни один ковер не может полностью скопировать предыдущий чего нельзя сказать при бездушном машинном плетении. Совершенно не случайно шелковые ковры Кашмира нашли свое место в музеях Англии и других странах Европы.

Индийские ковры
Искусство изготовления индийских ковров ручной работы, началось во время господства Шаха Акбара в 16 столетии. В те времена персидские ткачи принесли культура ткачества в Индию, и с тех пор производство ковров развивалось. Самые известные из индийских ковров изготовлены в Агре и Амритсаре, а также шелковые кашмирские ковры. В отличие от других стран, изготовлением ковров в Индии в основном занимаются мужчины.
Индийские ковры шёлк:
Тебриз —  фоном для них являются кремовый, красный или синий цвета.

Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту — медальоны в центре и по углам. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям — чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.

Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь которых не меньше 50-70 кв.м. 
Особой популярностью они пользуются у современно настроенных дизайнеров интерьера благодаря приглушённой, но богатой цветовой гамме. Пожалуй, самые знаменитые из персидских ковров.

Габе
Габе — очень модны на Западе. Причины их популярности — двусторонний рисунок и более низкая (приблизительно в два раза, чем у среднего «перса») цена. Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с очень крупным незамысловатым рисунком. На первый взгляд они никак не могли конкурировать с привычными коврами, отличающимися мелким детально прорисованным орнаментом и богатой палитрой цветов. Однако очень скоро они с ума свели весь мир. Теперь персидские ковры из Габе можно увидеть в домах самых больших ценителей искусства.

Пакистанские ковры
История плетения ковров в Пакистане сопоставима с индийской. Однако же пакистанские абсолютно отличаются от индийских ковров, — как по почерку, так и по материалу и приемам ручной работы. 

Пакистанские предприятия по производству ковров еще в 60-ые годы среагировали на рост спроса в западных странах сбыта. И уже в начале 70-х годов пакистанские ковры завоевали прочную часть немецкого рынка, отличаясь значительно меньшей стоимостью в сравнении с аналогичными персидскими. Но сейчас объем сбыта снижается. 

Изделия нерасслоеного (одноуровневого) плетения характеризуются геометрическими узорами в духе бухарских образцов; в отдельных случаях встречаются также цветочные узоры, предметные мотивы и турецкий узор «саф». Нерасслоенные ковры являются мягкими и нежными, они значительно дешевле расслоенных (двухуровневых). Изделия наилучшего качества плетутся без исключений из импортной шерсти (преимущественно новозеландской). 

Узоры современных расслоенных ковров примерно повторяют излюбленные узоры монгольских властителей. Эти узоры основываются, в свою очередь, на персидских мотивах, так что расслоенные плетенные ковры в большинстве случаев называются также в торговле коврами с персидским узором. Расслоенные пакистанские ковры характеризуются «древесной» жесткостью, их довольно трудно согнуть. 

Для пакистанских ковров не существует определенной привязки к областям происхождения. Они отличаются от персидских ковров более мягкими пастельными тонами и часто представляются более светлыми. Классификация может быть осуществлена по параметрам качества, поскольку для расслоенных количество узлов для нитей основы и утка примерно одинаково (например 18:20), тогда как для нерасслоенных имеет место значительное различие (например 10:20). 

Поскольку в Пакистан эмигрировало много мусульман из Кашмира, в этой стране производятся также изделия кашмирского плетения, которые нельзя отличить от оригиналов. Но это не оправдывает сбыт изделий бухарского плетения, а также и цветочных узоров, под видом кашмирских ковров с использованием их высокого реноме. 

Новой звездой на ковровом небосводе является так называемые «чичин» или «чапбафф» / «чапабафф», изготавливаемые в лагерях афганских беженцев на севере Пакистана. Эти ковры ручного плетения представляют собой новую самобытную группу, имеющую в настоящее время огромный спрос на рынке. Хотя эти новые произведения искусства принадлежат в этническом и культурном плане различным народностям Афганистана, с точки зрения торговой политики они являются пакистанским и имеют, как следствие, пакистанские свидетельства о происхождении товара. 

Торговля ведется, в основном, в Лаоре и Карачи, а в последнее время еще и в Пешаваре, но там продаются исключительно работы афганских беженцев.

Мериносовая шерсть —  Это шерсть, взятая от мериноса (порода овец), состриженная с определенного места — с холки. На холке шерсть мериноса особенно хороша. Это тонкорунная шерсть, толщина ее — менее 24 мк. Помимо того, мериносовая шерсть длинная, белая, обладает прекрасными термостатическими свойствами. За счет особенностей роста (естественный завиток) мериносовая шерсть отличается упругостью. Одно из немаловажных качеств — то, что она не раздражает кожу. Поэтому ее можно смело рекомендовать для создания детских вещей. 
Мериносовая шерсть дороже обычной. Другие виды волокон добавляются в нее редко, и не для того, чтобы улучшить качество, как в прочих случаях (качество ее безупречно), а для того, чтобы снизить цену. Ухаживать за изделиями из мериносовой шерсти следует также, как и за обычными шерстяными вещами — но для того, чтобы они не утратили особых, присущих только им качеств, стирать и сушить их следует особенно бережно.

Zigler — Шерсть только высшего качества и натуральные красители использовались для изготовления этих ковров. Полностью ручной процесс производства от скручивания нитей до покраски пряжи придаёт этим коврам эффект дорогого великолепия, сохраняющего дух истории.
Ziegler — традиционные афганские ковры в классическом восточном стиле. Изначально они назывались Ghaznavi и ткались в Афганистане, но впоследствии производство этих ковров в Афганистане было прекращено и постепенно перенеслось в соседним Пакистан, где ковры были переименованы в Ziegler. В коврах стали появляться новые элементы, варианты окраса и качества: стали встречаться менее плотные, грубые. Отбирая ковры в свою коллекцию, мы стараемся находить экземпляры, наиболее точно повторяющие оригинальные афганские по дизайну, окрасу и качеству. 

Непальские ковры
Искусство изготовления ковров является древней традицией в Гималайском Королевстве Непала. В 60-х годах XX века Непальские ковры впервые экспортировались в Швейцарию, что послужило причиной серийных производств в долине Катманду. Задолго до того, как Непальские ковры стали экспортным товаром, ткачихи в горах Непала производили их для местного потребления. Шерстяные рукодельные продукции в виде Ради, Пахи, Хади, Баккху, которые изготовлены, в основном, в Гималайском регионе Непала, пользовались внутри страны и в дальнейшем переходили в ковры традиционного, а потом современного дизайна, в таком виде существуют в настоящее время. Впрочем, цвета и узоры традиционных ковров в первоначальном этапе не слишком соответствовали европейским представлениям.

В сжатый срок Непальские производители сориентировались к Европейским и Американским интересам, и благодаря чему Непал стал одним из ведущих стран-экспортеров ковров ручных работ в мире.

Усиленная ориентация на европейские тенденции оформления интерьеров и снижение спроса на классические персидские ковры привели к тому, что производство плетенных ковров в Непале выросло внезапно до непредвиденно-высокого уровня и приобрело существенное рыночное значение. Удалось оперативно наладить производство согласованных по рисунку и цвету изделий, буквально проглоченных рынком. Правда, со временем интерес покупателей стал снижаться, как это бывает всегда с «тенденциозными» товарами, но своевременное усовершенствование дизайна ковров не только компенсировал снижение спроса, но и повысил его.

Техника плетения имеет корни народов, проживающих в горных регионах Непала, а точнее — Шерпа. При плетении вокруг прутка завязывается последовательность непрерывных узлов так, что в горизонтальном направлении образуется ряд петель. После того, как пруток полностью покрывается узлами, петли подрезаются сверху, и ворс расправляется. Но применение такого скоростного метода возможно только потому, что Непальский ковер является очень плоским и имеет однотонные участки большого размера. А узелок в итоге имеет персидскую форму.

 В узоре и стиле проявляются исходные восточно-азиатские влияния. Но Непальское производство испытывает настолько сильное влияние со стороны, главным образом европейских заказчиков, что здесь можно, по существу, говорить о производстве с расширенным ассортиментом. В частности, это относиться к изготовлению ковров по проектам цветового оформления узора, предлагаемым европейскими и американскими дизайнерами, — в жизнь воплощается любой желаемый узор. Плотность Непальских ковров измеряется в узле/кв.дюйме и варьируется от 60 до 200 узлов в кв.дюйме и является эталоном качества ковров. Высота ворса Непальских ковров в диапазоне составляет 5-10 мм и имеет равномерные и гладкие поверхности. Непал стал одним из крупнейших экспортеров рукодельных ковров в мире. Большим спросом Непальские ковры пользуются в Германии, США, Голландии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Канаде, Турции, Франции, Дании, Италии, и Испании.

Производство ковров — это, в большей части, тяжелый человеческий труд. Непальские ковры изготавливаются из шерстяной пряжи, в основном из Новозеландских овчин шерсти и примерно 15-20% тибетской шерсти. Кроме 100% шерстяных ковров, они производят комбинированные, в определенных соотношениях, с натуральным шелком ковры, а также 100% натуральные шелковые ковры. Наряду с этим, Непальские мастера изготавливают ковры из растительного волокна (джут, пенька, крапива и.т.д.), обладающие лечебными свойствами. Последнее время Непальские производители почти полностью перешли от традиционного дизайна к современному дизайну (Европейский, Американский). При этом Непальские производители не только сохранили высочайшее качество классических ковров, но и улучшили его. Увеличение спроса на непальские ковры привело к высокому росту производства, при этом, качество и дизайн Непальских ковров тоже улучшились. В этом большая заслуга рук профессиональных Непальских мастеров, также превосходного натурального сырья и вспомогательных материалов, которые используются при изготовлении ковров, благодаря чему современные элитные Непальские ковры ручной работы занимают доминирующее положение в мире.

Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а орнамент передавался от поколения к поколению. Износостойкость персидских ковров исчисляется веками. Однако будьте осторожны при покупке — порой вместо настоящего иранского ковра Вам могут предложить китайскую подделку. На первый взгляд она ничем не отличается от ковра ручной работы, но стоимость ее раза в 3-4 меньше оригинала. Такие ковры служат недолго. Некоторые фабрики иногда прибегают к стилизации под иранский или другой восточный орнамент, зачастую смешивая их. Это приводит к катастрофической пошлости, представленной на отечественных рынках в самых разных версиях. Так что будьте внимательны при выборе.

kovry-tm.ru

Даты и подписи на коврах ручной работы. Арабская каллиграфия в восточных коврах

Орнаменталистика восточных ковров включает использование числовых и каллиграфических элементов. На некоторых коврах ручной работы встречаются комбинации из арабских цифр, на других образцах – подписи и небольшие отрывки текста. Каковы особенности ковровой каллиграфии? Повышает ли подпись и датоподобные символы стоимость ковра?

Надписи – традиционный элемент ковра

Подписи – наиболее распространенный тип текстовой информации. Чаще всего они именные, то есть принадлежат мастеру или мануфактуре, где было соткано изделие, или раскрывают имя заказчика ковра. В других случаях указывается регион изготовления полотна – Тебриз, Исфахан, Кум. Традиционно текст наносится на арабском или персидском языке (фарси).

Некоторые подписи на антикварных коврах состоят из нескольких арабских букв, другие включают слова и целые предложения. Например, именная надпись на картуше в центре медальона персидского охотничьего ковра XVI века, хранящегося в музее Польди-пеццоли в Милане, гласит: «Благодаря усердию Гийас ад-Дин Джами это прекрасная работа, восторгающая своей красотой, была завершена в 949 году».

Некоторые надписи воспринимаются как именные логотипы, хотя не являются таковыми. Часто каллиграфические символы – арабские буквы или цифры – использовались ткачами не для передачи информации, а для украшения полотна. Такие стилизованные элементы получили название «куфик».

Насколько широко использовалась каллиграфия в дизайне старинных ковров?

Легко прийти к заключению, что большинство восточных ковров прошлых веков содержат подписи или другую текстовую информацию. Однако это не совсем так. На коврах старше XVIII века каллиграфия практически не использовалась. И на то есть несколько причин.

Во-первых, мировые центры ковроткачества расположены в странах с низким уровнем грамотности населения, поэтому большинство ковров изготавливались малообразованными сельскими ткачами. Во-вторых, до XVIII века в персидском ковроткачестве не было принято оставлять подписи или датировку. Поэтому даже в крупных по тем временам мастерских готовые изделия подписывали крайне редко. Из дошедших до нас ковровых шедевров той эпохи только три экземпляра, датированные ранее 1600 года, подписаны.

Традиция подписывать ковры окончательно закрепилась в восточном ковроткачестве в течение XVIII века. На персидских коврах вошло в обиход проставлять дату и именную подпись, на кавказских и турецких полотнах – только дату, которая иногда наносилась в зеркальном отображении.

Даты на коврах ручной работы

Датировать свои работы ткачи начали с XVIII века. Однако встречающиеся на коврах того периода арабские символы не всегда легко прочитать, что связано с недостаточным мастерством и неграмотностью ткачей или произвольным стилем написания цифр.

Еще сложнее определить, используются ли цифры как стилистические элементы или для обозначения даты создания изделия. И даже если основное предназначение символов – датировка, ученые не склонны ей доверять. Сомнения обусловлены тем, что на коврах даты проставляются по исламскому календарю и для точности ткачам важно хорошо разбираться в летосчислении по хиджре, что было нелегкой задачей в XVIII – XIX веках.

Как вычислить год изготовления ковра

Первый год исламского календаря, используемого для датировки восточных ковров, приходится на Хиджру 622 год н. э. Для пересчета года по западному григорианскому календарю, необходимо к указанной исламской дате добавить 622. Например, ковер, датированный 1358 годом по Хиджре, был соткан в 1980 году (1358 + 622).

Расшифровка дат на коврах, датированных ранее 1920 года

До 1920 годов Персия (Иран) и Турция жили по лунному исламскому календарю. Поэтому для вычисления возраста ковра, сотканного до 1920 года, необходимо скорректировать полученное значение на коэффициент лунного пересчета. Это делается по формуле:

Год по григорианскому календарю = год по исламскому лунному календарю + 622 + (год по исламскому лунному календарю / 33,7).

Например, 1200 год по лунной Хиджре 1200 + 622 + (1200/33,7) = 1857 году.

Влияет ли наличие даты и подписи на стоимость ковра

Если присмотреться, то подписи можно найти на современных турецких коврах Хереке, изделиях из персидского Кума и Исфахана, полотнах из Пакистана и Индии. Подпись или логотип поведает вам о географии и производителе, однако никак не повлияет на стоимость изделия. С другой стороны, наличие подписи производителя, например известного на весь мир бренда, говорит, что перед вами эксклюзивный ковер.

Для коллекционеров подпись с датировкой – гарантия качества и культурной ценности изделия. Этим пользуются недобросовестные дельцы и специально добавляют эту информацию, чтобы ввести в заблуждение доверчивых покупателей.

Эксперты интернет-магазина «Ansy Carpet Company» больше расскажут вам о текстовых сообщениях и датах и помогут купить ковер ручной работы высокой культурной ценности. Добро пожаловать в наш арт-бутик в центре Москвы по адресу ул. Пречистенка, д. 30, салон «Артефакт».

ansygallery.ru

Все о тканых коврах

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен — безворсовые ковры.

ПАЛАСЫ

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним — это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

 

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Дагестанский сумах

 

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Посмотреть нашу коллекцию безворсовых ковров ручной работы вы можете: здесь.

ansygallery.ru

Ковер Ручной Работы Название — Идеи для дома

Ковер Ручной Работы Название — фотография вокруг в связи с  Ковер Ручной Работы Название. ковер ручной работы название. .

фотография вокруг может быть  Ковер Ручной Работы Название.


Продам ковры ручной работы 4.20×2.20 название ковра «Тотыкус
Download Image 900 X 675


Иранские ковры ручной работы купить, цены на персидские ковры
Download Image 524 X 1000


Ковры ручной работы — произведения искусства
Download Image 600 X 479


Ковры ручной работы | smartkilim
Download Image 800 X 570


Синий бежевый ковер ручной работы из натурального шелка восточный
Download Image 1000 X 1000


Синий бежевый ковер ручной работы из натурального шелка восточный
Download Image 1000 X 1000


Продам антикварный старинный ковёр ручной работы | Форум о дизайне
Download Image 512 X 700


Ковёр — Википедия
Download Image 260 X 244


Индийские ковры ручной работы
Download Image 600 X 444


Ковры Туркмении. Туркменские ковры ручной работы
Download Image 292 X 312


Эксклюзивный текстиль ручной работы – Интернет-магазин Олмар
Download Image 800 X 1066


Ковры с натуральными красителями. Кавказские, Дагестанские и
Download Image 394 X 544


Эксклюзивный текстиль ручной работы – Интернет-магазин Олмар
Download Image 800 X 1100


2017-02-19 | world of art
Download Image 333 X 235


Синий бежевый ковер ручной работы из натурального шелка восточный
Download Image 1000 X 1000


Как отличить ковер ручной работы от машинной | smartkilim
Download Image 900 X 675


Азербайджанский ковёр — Шиитская энциклопедия
Download Image 274 X 400


Синий бежевый ковер ручной работы из натурального шелка восточный
Download Image 1000 X 1000


Синий бежевый ковер ручной работы из натурального шелка восточный
Download Image 1000 X 1000


Купить ковры ручной работы. Восточные ковры фото и цены.
Download Image 350 X 350


Хереке Медальон — Турецкие ковры — Образцы ковров — Ковры машинной
Download Image 1024 X 523


Продам ковры ручной работы 4.20×2.20 название ковра «Тотыкус
Download Image 575 X 431


Отличие ручных ковров от ковров машиной вязки
Download Image 581 X 279


Ажурный ковер ручной работы
Download Image 1200 X 900


Элитные ковры ручной работы. купить в Броварах
Download Image 800 X 552


Афганские шерстяные ковры ручной работы фото и цены
Download Image 800 X 800


Как отличить ковер ручной работы от машинной | smartkilim
Download Image 900 X 675


Купить недорогой ковер ручной работы на пол | интернет магазин
Download Image 768 X 505


Как отличить ковер ручной работы от машинной | smartkilim
Download Image 900 X 675


Ковры ручной работы | smartkilim
Download Image 800 X 533


Объемный ковер ручной работы с эффектом 3d 3.0
Download Image 2000 X 1500


Ковры ручной работы на заказ — Ковер ручной работы из полиэфирного
Download Image 375 X 500


Купить Ковер ручной работы из шнура Овальный Элегантный — бледно
Download Image 768 X 768


Иранские ковры и коверы-картины ручной работы | Форум о дизайне
Download Image 700 X 394


Иранские ковры и коверы-картины ручной работы | Форум о дизайне
Download Image 700 X 490


Купить Ковер ручной работы вязанный крючком «Ярославна» — ковер
Download Image 1000 X 667


Купить Вязаный ковер «Феерия» — бежевый, светлый, нежный, ковер
Download Image 236 X 177


Армянский ковер
Download Image 720 X 521


Индийские ковры ручной работы
Download Image 600 X 767


Купить Вязаный ковер «Величие» — какао серебро, ковер, вязаный
Download Image 1022 X 770


Современный ковер ручной работы с эффектом 3d 4.0
Download Image 2560 X 1920


Ковры — Ковры ручной работы & Большие и средние ковры — ikea
Download Image 800 X 274


myk представляет ковры ручной работы из чистой шерсти — Журнал
Download Image 700 X 400


Ковры ручной работы kilim — почему они так популярны в интерьерах
Download Image 600 X 394


Купить Лоскутное одеяло Лавандовый Мед пэчворк в интернет магазине
Download Image 1024 X 768


Иранские ковры и коверы-картины ручной работы | Форум о дизайне
Download Image 489 X 700


Персидские ковры | Ковры ручной работы в интерьерах
Download Image 600 X 400


Туркменские ковры, восточные ковры, ковры ручной работы, ковры
Download Image 800 X 1203


лоскутные ковры ручной работы
Download Image 200 X 190


Мир Ковров» представляет ковры ручной работы!
Download Image 460 X 345

xn--d1aqf.globalrecyclingideas.com

Традиционная технология изготовления ковров ручной работы

Восхищаясь удивительным персидским, индийским или турецким ковром ручной работы, невольно спрашиваешь себя, как появляются такие шедевры искусства. Какие умельцы прикладывают руки к созданию этого чуда? Хотя ковры и различаются в зависимости от региона происхождения и школы ковроткачества, в целом производятся они по одному и тому же методу. Техника плетения ковров остается практически неизменной с момента зарождения этого искусства.

Приглашаем Вас совершить удивительное путешествие в мир восточного ковроделия. Мы познакомимся с основными этапами изготовления ковров исключительно ручным методом.

Тщательный выбор и подготовка материалов

Изготовление восточного ковра начинается вовсе не в ткацкой мастерской. Начинается оно на высокогорных склонах Кавказа, Ирана, на пастбищах Новой Зеландии и Австралии, где получают основной исходный материал — чистую овечью шерсть. Начинается оно также на фабриках, где на специальных станках разматывают коконы гусеницы тутового шелкопряда и получают нежнейшую шелковую нить. Особо ценится иранский шелк из Тебриза, а также качественный шелк из Индии. На мировом рынке индийские и иранские шелковые ковры ценятся на вес золота.

Однако обработанная должным образом шелковая и шерстяная пряжа не сразу поступает к ткачам-ковроделам. Нити предварительно окрашивают в различные цвета. Процесс окрашивания заключается в погружении пряжи в нагретый до высокой температуры раствор с растворенными пигментами и последующей сушки цветных нитей. Традиционно в коврах ручной работы используются только натуральные красители, полученные из сырья растительного и животного происхождения.

Итак, лучшее сырье готово, цвета подобраны, теперь начинается главное — плетение коврового шедевра.

Что происходит в мастерской?

В ковроткацких мастерских Дагестана, Ирана и Узбекистана используется традиционная техника ковроплетения, которая остается практически неизменной сотни и даже тысячи лет. На Востоке ткать ковер — дело исключительно женское, хотя, конечно, бывают и исключения. В плетении ковра участвует одна ткачиха или бригада от трех до шести мастериц. В зависимости от размеров изделия и сложности рисунка, им необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы полностью закончить ковер.

Главное приспособление ковроделов — станок, на раму которого вертикально натягиваются параллельные нити основы. Между каждыми двумя вертикальными струнами мастерицы продевают цветные нити и завязывают узелки. Каждый узелок — это отдельная точка на ковре. Количество узелков в шелковых коврах ручной работы может доходить до 2 млн. на квадратный метр. Мастерицы плетут синхронно, работая на определенном расстоянии друг то друга. Когда очередной ряд узелков закончен, ворс сбивают к предыдущему ряду и обрезают выступающие нити. После этого, перпендикулярно нитям основы, мастерицы пропускают нить — уток, которая плотно фиксирует ворс к основе ковра.

Так продолжается ряд за рядом, день за днем, месяц за месяцем — все больше прорисовывается задуманный орнамент и плетение ковра приближается к завершению. Когда рисунок готов, оставшиеся нити основы обрезают и почти готовый ковер освобождается от “оков” металлического станка. Осталось совсем немного — завязать узелки на выступающих нитях основы, т. е. украсить изделие бахромой. Кропотливый многомесячный труд подошел к концу — настоящий восточный ковер готов!

Заключительный этап

Перед отправкой покупателю готовое изделие вытряхивают от пыли, оставшейся в процессе изготовления. Затем ковер моют холодной водой с использованием натурального мыла и просушивают, сначала в центрифуге, затем на открытом воздухе. После финальной проверки, индийские, персидские, кавказские и азербайджанские ковры ручной работы отправляются на встречу своему покупателю.

В галерее “Ansy Carpet Company” вы можете “встретиться” с лучшими коврами ручной работы, сотканными по старинной технологии в лучших традициях Востока.

ansygallery.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *