Производители — Классика фарфора
Уважаемые покупатели! В нашем магазине представлена фарфоровая продукция ведущих фарфоровых заводов России и Чехии:
Дулёвский фарфоровый завод
1832 год ознаменовался для российского фарфорового производства открытием нового завода в Дулёво (сейчас носит название Ликино-Дулёво, располагается в Орехово-Зуевском районе Московской области). Его основателем стал купец Терентий Кузнецов, прибывший с целью расширения семейного бизнеса. Благодаря богатому опыту, накопленному на отцовской фарфорово-фаянсовой фабрике, располагавшейся неподалеку, в селе Ново-Харитоново (родине гжельского керамического промысла), Терентию удалось быстро отстроить и запустить новый завод. Предприятие оснастили по последнему слову техники, а мастеров для художественной росписи приглашали из местных и гжельских сел, благодаря чему очень быстро сформировалась своя собственная манера декорирования, отражавшая самобытность народа, национальные особенности и традиции творчества. К характерным особенностям растительно-орнаментальной росписи добавилась уникальная «агашка» – крупный розан, писавшийся, в отличие от гжельских цветов розово-пурпурной краской.
Всего через 20 лет предприятие в Дулёво стало крупнейшим в России производителем фарфоровых изделий. Наибольший успех и всемирное признание завод получил благодаря Матвею Кузнецову, внуку знаменитого купца Терентия. Матвей Сидорович продолжил и развил семейные традиции до небывалых высот. В 1887 году дулёвская фабрика вошла в «Товарищество фарфоровых и фаянсовых производств М. С. Кузнецова», объединившее семь основных заводов страны.
В 80-х годах XIX века в Западную Европу пришла мода на использование переводных рисунков вместо ручной росписи на фарфоре. Они выполнялись методом многоцветной печати с применением керамических красок. От ручной работы подобное произведение отличить было довольно сложно. Преимуществом такого подхода стало существенное увеличение объемов производства. Уже в 1900-е годы количество видов переводных рисунков в Дулёво достигало 900. В 1902 году фарфорозаводчика М. Кузнецова включили в список поставщиков Императорского двора. Вдохновленный этим почетным званием, он стал приглашать на производство знаменитых художников и активно реализовывать новые идеи. Одним из таких гостей стал В. А. Врубель, создавший уникальные формы и рисунки для фарфоровых изделий завода. Отличительной чертой изделий, произведенных в то время, является безупречная техника исполнения.
Революционные события привели к национализации завода, как и всех подобных предприятий в России. До 1991 года ему удавалось оставаться лидером в своей сфере, что подтверждают цифры:
- более 75 миллионов – именно такой объем изделий выпускало предприятие, что было бесспорным рекордом в Европе;
- 6500 человек составляли рабочий штат завода.
Позже предприятие подверглось реконструкции, на его базе открылась художественная лаборатория. Продукция состояла не только из обычных фарфоровых изделий, но и из настоящих произведений искусства, которые хранятся и теперь во многих музеях, галереях и частных коллекциях.
В наши дни «Дулёвский фарфоровый завод» является современным предприятием со всем необходимым технологическим оснащением. Его продукция востребована в 75 регионах России, соседних странах, Канаде, Норвегии, США и других государствах мира.
Мануфактуры Гарднер и Промыслы Вербилок
Такое название носил завод, основанный в 1754 г. купцом из Англии Францем Гарднером. Расположилось предприятие в селе Вербильцы (позже было переименовано в Вербилки) на территории Дмитровского уезда. Длительное путешествие купца по всей России завершилось в этом месте, где нашлась подходящая глина. Он начал производить изделия из фарфора, которые по качеству были ничуть не хуже европейских аналогов. Поражало и разнообразие ассортимента: Мануфактуры Гарднера выпускали как предметы повседневного обихода, так и эксклюзивные изделия, предназначавшиеся для украшения дворцов знатных особ. Наибольшей известностью пользовались роскошные именные сервизы, которые изготавливались по заказам аристократии и богатого купечества. В качестве декоративных элементов на них присутствовали вензеля, гербы, короны и монограммы.
Немного из истории предприятия
- 1785 г. – получение права нанесения на изделия герба Москвы;
- 1855 г. – разрешение на использование Государственного герба;
- 1856 г. – присвоение фабрике статуса поставщика Императорского двора;
- 1892 г. – приобретение фабрики М.С. Кузнецовым и включение ее, с сохранением оригинального названия и клейма, в семейное «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий», расширение производства;
- 1917 г. – национализация предприятия и смена названия на «Дмитровский фарфоровый завод»;
- 1920-е гг. – выпуск продукции по образцам Кузнецова;
- 1930-1950-е гг. – выпуск изделий в духе соцреализма, в частности, популярной серии чайных сервизов «Искусство народов СССР» и сервизов с героической тематикой. Многие изделия этого периода получают признание и высокие награды на зарубежных выставках.
В 90-е годы XX века предприятие было выкуплено коллективом и начало активно возрождать традиции выпуска дореволюционного фарфора. В настоящее время в ассортименте фабрики присутствует несколько линеек фарфоровых изделий из прочного и белоснежного фарфора, на который вручную наносятся уникальные изображения:
- столовые приборы, предметы сервировки стола;
- сервизы и чайные пары по образцам XIX века;
- изысканные вазы из «бисквитного фарфора»;
- утонченные статуэтки для украшения интерьера;
- настенные блюда и пр.
Секреты мастерства передаются потомкам старожилами Вербилок и каждое изделие хранит в себе частичку души умельца.
Гжельский фарфоровый завод
Гжельский регион, расположенный в 60-и километрах от Москвы, всегда был беден плодородными почвами, но зато богат глинами. И этот недостаток местные крестьяне успешно превратили в свое преимущество. Производство всевозможных гончарных изделий из красной глины с разноцветной росписью стало основным источником их дохода. Изготовлением недорогих глиняных игрушек и посуды в селах не занимался только ленивый. В такой незатейливой форме народный промысел существовал в Гжели около 400 лет, пока в регионе не были обнаружены месторождения высококачественных серых, а позже и белых глин. Благодаря этим находкам местные умельцы освоили производство полуфаянса и фаянса, формы изделий стали изящнее, а роспись многоцветнее и богаче, приобрела неповторимый оригинальный характер. Примерно в это же время к многокрасочному стилю росписи добавился монохромный сине-белый подглазурный орнамент, который впоследствии стал визитной карточкой Гжели. Изделия стали пользоваться все большей популярностью, мастера начали объединяться в артели и расширять рынки сбыта. В начале XIX века, после создания в России собственной формулы твердого фарфора, один из зажиточных крестьян решил использовать широкие возможности нового материала и открыл в гжельском селе Ново-Харитоново собственное фарфорово-фаянсовое производство. Звали его Яков Кузнецов, а случилось это знаменательное событие в 1810 году. Небольшой заводик стал первым шагом в создании знаменитой империи Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир.
В 1818 году предприятие уже работало в полную силу. Именно эта дата и считается официальным началом его истории. Семейное дело по наследству перешло к сыновьям Якова и успешно развивалось, изделия Фабрики братьев Кузнецовых пользовались большой популярностью. Хозяева приглашали на работу лучших мастеров со всей округи. В росписи использовали традиционные изображения птиц, роз и букетов полевых цветов. Благодаря хорошо организованному производству, посуда фабрики отличалась невысокой ценой, поэтому позволить ее себе могли даже небогатые люди.
Позже, когда семейный бизнес расширился далеко за пределы гжельского региона, Матвей Кузнецов создал «Товарищество фарфоровых и фаянсовых производств М.С. Кузнецова», объединившее уже семь фабрик, среди которых была и Ново-Харитоновская мануфактура. Изделия предприятия хорошо продавались не только в России, но и за рубежом. Особым спросом статуэтки и посуда пользовались в странах Азии. По этой причине в некоторых изделиях до сих пор ощущается влияние Востока.
Революционные события привели к национализации фабрики, основные цеха были переориентированы на производство технического фарфора, в том числе, электроизоляторов для линий электропередач. В небольшом объеме продолжался выпуск художественных изделий. Некоторые образцы игрушек и скульптуры, изготовленных в тот период, помещены в Русский музей в Санкт-Петербурге.
Во второй половине XX века предприятие являлось вторым в регионе по объему выпуска художественного фарфора, а в начале нулевых производство изделий народного художественного промысла становится одним из его приоритетных направлений, в связи чем вновь выделяется в самостоятельное предприятие и получает название «Гжельский фарфоровый завод». Современный Гжельский фарфоровый завод – это место, где трудятся потомки народных умельцев, которые работали еще во времена Кузнецовых. Художники создают настоящие шедевры, вкладывая в работу всю душу. Большое внимание творческой группы завода уделяется возрождению многоцветной надглазурной техники росписи, «изначальной Гжели» и работе с новыми формами. Благодаря этому завод занимает лидирующие позиции среди предприятий гжельского народного художественного промысла. Фирменные марки: «Гжель 1818» (традиционная кобальтовая и многоцветная роспись) и «Русский фарфор» (основные черты: тонкие стенки изделий, ручная роспись, золотой декор). Все изделия предприятия расписываются вручную. Продукция пользуется огромным спросом как в России, так и в странах Европы и Азии.
Высокое качество Доступные цены Удобная доставка Оригинальная продукцияfarfor-classic.ru
AOStory — ЭМИТЕНТ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ / ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ — ZAVODFOTO.RU
КАТАЛОГ © ZAVODFOTO.RU / AOStory — ЭМИТЕНТ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ / ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ:СПИСОК ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИИ:
ОАО Андреапольский фарфоровый завод (АФЗ) | http://farforzavod.ru/ | 172800, Тверская область, г. Андреаполь, ул. Измайлова, 1 |
ООО Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ) | http://www.efarfor.ru/ | 140155, Московская область, Раменский район, с. Новохаритоново |
ЗАО Дмитровский фарфоровый завод (Фарфор Вербилок) | http://www.farforverbilki.ru/ | 141930, Московская область, п. Вербилки, ул. Забырина, 1 |
ОАО Дулевский фарфоровый завод (Дулевский фарфор) | http://www.dulevo.ru/ | 142670, Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15 |
ОАО Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) | http://www.ipm.ru/ | 192171, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 151 |
ЗАО Кисловодский фарфоровый завод (Феникс) | http://www.kislovodsk-farfor.ru/ | 357736, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Станичная, 2 |
ОАО Корниловский фарфоровый завод (Изолятор) | 195197, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59 | |
ООО Краснодарский фарфоровый завод (Кубаньфарфор) | 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 234 | |
ЗАО Первомайский фарфоровый завод (Первомайский фарфор) | 152813, Ярославская область, п. Песочное, ул. Заводская, 1а | |
ОАО Речицкий фарфоровый завод (РФЗ) | http://www.rfz.ru/ | 140145, Московская область, с. Речицы, ул. Центральная, 2б |
ООО Сысертский фарфоровый завод (Сысертский фарфор) | http://farfor-sysert.ru/ | 624020, Свердловская область, г. Сысерть, ул. Чапаева, 1 |
ООО Фарфоровый завод «Башкирский фарфор» (Башкирский фарфор) | http://www.bashfarfor.ru/ | 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Северная, 60А |
ОАО Южноуральский фарфоровый завод (Южноуральский фарфор) | http://www.ufz.h2.ru/ | 457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Береговая, 1 |
ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ
ОАО Андреапольский фарфоровый завод (АФЗ)
ООО Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ)
ЗАО Дмитровский фарфоровый завод (Фарфор Вербилок)
ОАО Дулевский фарфоровый завод (Дулевский фарфор)
ОАО Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
ЗАО Кисловодский фарфоровый завод (Феникс)
ОАО Корниловский фарфоровый завод (Изолятор)
ООО Краснодарский фарфоровый завод (Кубаньфарфор)
ЗАО Первомайский фарфоровый завод (Первомайский фарфор)
ОАО Речицкий фарфоровый завод (РФЗ)
ООО Сысертский фарфоровый завод (Сысертский фарфор)
ООО Фарфоровый завод «Башкирский фарфор» (Башкирский фарфор)
ОАО Южноуральский фарфоровый завод (Южноуральский фарфор)
zavodfoto.livejournal.com
Фарфоровые заводы России, действующие — Я-коллекционер

Первые предприятия по производству фарфора появились в XVIII веке. Под влиянием немецкой культуры, Петр Первый решил в стране построить завод. Он долгое время изучал новый материал в Германии, восхищаясь посудой из фарфора. Спустя какое-то время Российская Империя была охвачена новым веянием с Запада.
Несмотря на активное развитие фарфорового производства, на сегодняшний день это направление считается самым слабым. Например, до развала Советского Союза на территории страны насчитывалось около 60 заводов, которые работали на полную мощность. Однако в современной России ситуация в корне изменилась, так как действующих предприятий всего 10. При этом большая часть заводов сейчас работает не на полную мощность.
Чтобы подробно ознакомиться с производством фарфора, нужно рассмотреть все фарфоровые заводы России действующие.
Фарфоровое предприятие Царской России
В России самым знаменитым предприятием считается Императорский фарфоровый завод, который возведен в Санкт-Петербурге. Этот завод олицетворяет историю создания фарфорово-фаянсовой промышленности. Основная деятельность фабрики – это изготовление художественных фарфоровых предметов. Нет сомнений в том, что завод имеет богатую и насыщенную историю. Ведь в данном месте работало большое количество мастеров, включая Илью Чашника, Алексея Воробьевского и Каземира Малевича. Все они оставили частичку себя на заводе.
Продукция Императорского завода ценится во всем мире, поэтому ее представляют в различных музеях мира. Также товары можно найти на аукционах «Кристи» и «Сотбис».
Александр Третий в конце XIX века издал указ о том, чтоб все фарфоровые изделия изготавливались в двух видах. Другими словами, один экземпляр всегда оставался в музее при предприятии. Несмотря на революцию и приход большевиков к власти, данная традиция сохранилась, музей пополнялся новыми уникальными предметами из фарфора.
Мануфактура Гарднеръ
Завод по изготовлению фарфоровых изделий Гарднеръ построен в Вербилках, Московская область. Помимо того, что на фабрике делают посуду, также изготавливают оригинальные шахматы, шкатулки, скульптуры и другие необычные вещи.
Франц Гарднер из Великобритании в 1766 году основал завод на территории Императорской России, чтобы делать красивые изделия европейского качества. Стоит отметить, что сервизы и статуэтки всегда производились в данном заводе и отправлялись в императорский дворец. Екатерина Вторая была очарована сервизом, который был посвящен победе русских над Османской Империей. Также в Мануфактуре Гарднеръ делали сервизы в честь орденов (Александр Невский, князь Владимир и др.).
Даже в наши дни завод ценится своими изделиями высокого качества и традициями. Предприятие известно не только в России, но и в Европе и США.
Дулевское предприятие
На данный момент в России незавидное положение с изготовлением фарфоровых предметов. Но даже в такой непростой обстановке Дулевский завод нашел выход из положения и вырвался в лидеры на рынке российской фарфоро-фаянсовой продукции. Напомним, что построена фабрика во Владимирской области посреди густого леса.
В этой местности крестьяне не могли себя прокормить из-за лесистой земли. Поэтому было решено возвести предприятие по изготовлению глиняных и фарфоровых вещей. Как и в соседней Гжели поселение смогло реализовать свои идеи в данном направлении. Ко всему прочему, для строительства завода использовались дрова, которых было очень много в округе. Поэтому их продавали задешево.
Организатором необходимой постройки был купец Терентий Кузнецов. Он со своими помощниками смог отстроить фабрику и запустить производство. Случилось это в 1832 году. Спустя несколько десятилетия после основания фабрики, завод занял лидирующие позиции по изготовлению посуды из фарфора.
Как и в XIX веке завод выпускает высокого качества фарфор для нужд граждан. При этом приобрести изделия могут все слои населения, для каждого найдется свой уникальный вариант. Продукция Дулевского предприятия украшает музеи Европы, США и России. Фарфоровые изделия пользуются спросом у коллекционеров всего мира.
yacollectioner.ru
Фарфоровые заводы России 2015
Статья от 24.03.2015
Фарфоровые заводы России. Фарфоровая посуда в России. Цифры и факты.
Производство фарфора в России началось в середине 18-ого века. Поспособствовал этому сам Петр I. Будучи в Германии, он и познакомился с этим удивительным материалом. Посуда из фарфора так сильно его впечатлила, что он тут же задался целью наладить производство посуды из фарфора в России. 1747 год считается годом рождением Российского фарфорового производства.
К сожалению, на сегодня Российский рынок производства фарфора является самым слабым на посудном отечественном рынке. До распада СССР (на 1989 год) в стране было аж 59 заводов, выпускающих продукцию из фарфора. В 2014 году их осталось около 10-ти, причем большая часть из них загружено меньше чем на 20% от максимальной мощности.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (ИФЗ)
Безусловным лидером по производству премиального, костяного, тонкостенного фарфора на отечественном рынке, является Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Это единственный Российский фарфоровый гигант, изделия которого признаны и пользуются спросом не только в России, но и за рубежом.
КРАСНОДАРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (КУБАНЬФАРФОР)
«Кубаньфарфор» — единственное в России предприятие, производящее и фарфор, и фаянс.
По мощности и объемам производства среди отечественных фарфоровых заводов Кубаньфарфор занимает первое место. Он занимает самую большую нишу на российском рынке фарфора (на 2008-2010 года его доля была 38%), так как производит посуду в низком ценовом сегменте и сотрудничает с ведущими розничными сетями («Метро», «Ашан», «Магнит», «Окей» и другими).
ПК ДУЛЕВСКИЙ ФАРФОР («Дулевский фарфоровый завод»)
Это еще один из лидеров Российского рынка по выпуску фарфоровой посуды. В ассортименте есть и сувенирная продукция, и посуда бытового назначения, и специальная серия посуды для HORECA. На протяжении всей истории, Дулевский фарфор сохранил свой неповторимый стиль росписи и неизменно высокое качество выпускаемой продукции. В 2015 году на предприятии началась масштабная модернизация производства: новых цех, новые печи, новый ассортимент.
ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
На данный момент времени — это одно из самых крупных предприятий в России по производству фарфора с ручной кобальтовой росписью.
ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД («Вербилки»)
По состоянию на октябрь 2012 года, Фарфор Вербилок — один из четырех действующих фарфоровых заводов в России. В планах развития и модернизации на 2014-2015 годы — приобретение печи прерывистого действия для обжига посуды премиум класса и замена устаревшего формовочного и литьевого оборудования.
ПЕРВОМАЙСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (Первомайский фарфор)
Большую часть продукции делал на экспорт (около 70%). В 2010 году Первомайский вошел в московский холдинг ИИС-посуда. По данным на 2013 год Первомайский фарфоровый завод признан банкротом. Сейчас ведется поиск нового инвестора.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1032772
СЫСЕРТСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
Еще один завод, который находится в плачевном предбанкротном состоянии на 2015 год.
http://znak.com/svrdl/articles/24-03-19-17/103721.html
А еще ранее в 2008 году был закрыт Бугульминский завод, остановлен Туймазинский фарфоровый завод и Октябрьский, закрыт Конаковский фаянсовый завод, законсервирован «Красный пролетарий» (недалеко от Великого Новгорода).
В 2009 году остановлен Богдановический фарфоровый завод. На предприятии модернизировали один из цехов, после чего здесь наладили выпуск низкотемпературного фарфора.
Как вы могли заметить, положение дел оставляет желать лучшего. Производство фарфора в России очень дорогое из-за устаревшего оборудования, высокой цены на энергоносители и отсутствие льгот и субсидий на эти энергоносители.
Сегодня для того, чтобы восстановить и возродить фарфоровые заводы в России, нужны большие долгосрочные инвестиции и управленцы, которые понимают отрасль, и видят тенденции ее развития на 10-15 лет вперед. Будем надеяться, что и то и другое найдется в ближайшее время.
farfordulevo.ru
Русский фарфор: производители и история
Расписные тарелки и невесомые чашки – где сегодня в России производят настоящий русский фарфор?
«Русский фарфор» ассоциируется у нас с антиквариатом и временем императоров, в лучшем случае – с тем праздничным сервизом в пышных цветах, что стоял в бабушкином серванте. Но фарфоровые заводы работают в России и сейчас.
Содержание:
Императорский фарфоровый завод
«Императорский фарфоровый завод», конечно, — вне конкуренции по исторической значимости и качеству фарфора. Основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы, он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно с ним ассоциируется понятие «русский фарфор».
Что важно, завод старается держаться в русле времени и выпускает коллекции не только с классическим, но и с весьма современным дизайном.
На фото: чашка с блюдцем «Стенберг», чайный сервиз «Кобальтовая сетка», чашка с блюдцем «Да и нет», чайный сервиз «Белый», комплект «Щелкунчик», кофейный сервиз «Замоскворечье».
Фарфор Вербилок
«Фарфор Вербилок» — легендарное производство, основанное в 1754 году английским купцом Францем Гарднером. Оно стало первой частной фабрикой по производству фарфора и действует до сих пор. Часть узоров, например напоминает — в лучшем смысле — советский фарфор, часть — очень современны.
Кубаньфарфор
Продукция завода «Кубаньфарфор», построенного в 1960 году, можно узнать по рисунку парящей чайки. Вы наверняка видели этот логотип: сегодня завод выпускает, пожалуй, большую часть российского фарфора и фаянса. Конечно, и создается их посуда под массовые вкусы, но это не значит, что нельзя найти что-то, что захочется взять домой.
На фото: блюдо и пиала с рисунком «Восточный», блюдо с рисунком «Горох», чайный сервиз «Брызги».
Башкирский фарфор
Еще одно крупное предприятие по производству фарфора — «Башкирский фарфор». Оно специализируется на выпуске посуды для сферы общественного питания. Это минималистичный, качественный белый фарфор. Несколько лет назад завод получил лицензию на изготовление профессионального немецкого фарфора торговой марки Seiler porcelain.
Сысертский завод керамических изделий
В Сысерти, где сейчас работает «Сысертский завод керамических изделий», керамическое производство существовало давно. Мастера завода утверждают: при создании посуды они опираются на национальную керамическую традицию и богатый местный опыт и предпочитают округлые формы и мазковую роспись. Но иногда делают и весьма необычные предметы.
На фото: набор для вина, сувенир «Зуб».
Речицкий завод
«Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры» — одно из старейших промышленных предприятий легендарной Гжели. Вопреки названию, они делают и посуду, хоть и в малых количествах. У них, думается, можно смело купить глубокую форму для запекания или фарфоровую турку с традиционной гжельской росписью.
Конечно, мы перечислили не все фарфоровые заводы. И не у всех из них дела идут отлично. Но пока традиция изготовления «белого золота» все же не утеряна, и посуда зарубежных дизайнеров — не единственное, чем мы можем украсить свою кухню.
Дайджест Квартблога
Традиционное искусство в современном интерьере: гжель — Изделия традиционных промыслов не утратили своей актуальности и в наши дни. Сегодня мы расскажем о гжели и покажем, как она используется в современных интерьерах.
Неувядающие цветы: керамическая флористика в интерьере — С чего начать, если вы решили заняться керамической флористикой?
Посуда для будней и праздников — «Квартблог» в поисках красивой и функциональной столовой посуды: теперь мы знаем, где купить посуду, которой удобно и приятно сервировать стол для любого случая.
Мастерская архитектора-керамиста: Дарт Вейдер и кружева — Мы побывали в мастерской Mazachi HOME, хозяйка которой воплощает в керамике интернет-мемы и мечтает добавить на улицы Москвы немного лэнд-арта.
Квартира коллекционера на Таганке — Эту московскую квартиру в 95 м² купил коллекционер современной живописи и винтажного фарфора в стиле поп-арт. Дизайнер Ирина Крашенинникова превратила ее в богемное холостяцкое гнездышко с чертами скандинавского и парижского стиля.
русский фарфор, фарфорkvartblog.ru
Рынок фарфоровой посуды в России 2016 — Обзор и анализ рынка
Фото: © Leszek Czerwonka / Bigstockphoto
По итогам 2015 г. — началу 2016 г. производство столовой и кухонной посуды, хозяйственных и туалетных изделий из фарфора в натуральном выражении преодолело свое минимальное значение, и в настоящий момент имеет устойчивую восстановительную динамику.
Согласно исследованию рынка фарфоровой посуды, совокупный прирост объемов производства за 2015 год составил 25%, за 5 месяцев 2016 года — 6% г/г. Среди причин роста производства, представители ООО «БАШКИРСКИЙ ФАРФОР» и ПК «Дулевский фарфор» называют девальвацию национальной валюты. Так, стоимость импортной фарфоровой посуды значительно возросла, в том числе, из-за повышения тарифов на логистические услуги, соответственно, продукция российских производителей стала более привлекательна по цене для конечных потребителей. Производители также отмечают возрастающий интерес к российской посуде из фарфора со стороны иностранных дистрибьюторов: посуда отечественного производства пользуется спросом в США, Франции и Германии.
Драйвером производства также послужила поддержка со стороны государства: в 2013 году были введены таможенные пошлины на ввоз фарфора в Россию, что значительно снизило уровень конкуренции с китайской продукцией и оказало поддержку отечественному производителю. Однако в 2016 году срок действия таможенной пошлины истекает, поэтому представители ПК «Дулевский фарфор» опасаются сокращения объемов производства в ближайшей перспективе на фоне возможного увеличения дешевого импорта. Коммерческий директор ООО «Башкирский фарфор» Казаков Александр Александрович отмечает, что отрасли может помочь увеличение количества госзаказов и урегулирование стандартов качества со стороны государства (эта мера может поспособствовать уходу с рынка фарфора в России иностранных производителей, выпускающих низкокачественную дешевую продукцию).
Динамика производства фарфоровой посуды в России
Объем производства фарфоровой посуды в России
Основные производители фарфоровой посуды в России
В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: АО «Императорский фарфоровый завод» из Санкт-Петербурга (изготавливают, в основном, продукцию из костяного фарфора), ПК «Дулевский фарфор» (занимается, преимущественно, производством посуды для домашнего пользования), ООО «Башкирский фарфор» (изготавливают посуду для предприятий общественного питания). Специалисты IndexBox отмечают, что российские предприятия практически не конкурируют между собой, основным конкурентом, по-прежнему, являются предприятия родины фарфора — китайские производители.
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в I кв. 2016 года там было произведено более 3,3 млн. штук посуды из фарфора, что составляет 76% от совокупного объема. На втором месте с долей 13% находится Северо-Западный федеральный округ, на третьем месте — Приволжский федеральный округ с долей 10%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 98% от российского объема производства в I кв. 2016 года, в 4 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности также 98%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.
Рынок фарфоровой посуды в России: география производства
По мнению IndexBox, несмотря на позитивные тренды последних лет, российским производителям стоит быть готовыми к возможным трудностям в ближайшее время. Основными стоп-факторами увеличения производства посуды из фарфора являются: сокращающиеся реальные доходы населения (за первый квартал 2016 г. этот показатель сократился на 4,1% г/г.), а также высокая зависимость от импортного сырья и повышение затрат на обслуживание иностранного оборудования для производства. К негативным факторам, влияющим на отрасль, также можно отнести сокращение добычи глины в России с 2015 года и отмену таможенной пошлины на ввоз фарфора в Россию.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок фарфоровой посуды
www.indexbox.ru
история развития прозводства ИФЗ -Farfor-Expert.ru
В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.
Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.
Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.
Происхождение слова Фарфор
В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полу-просвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.
Английское название фарфора — porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросенок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.
Первоначально ИФЗ именовался Порцелиновой мануфактурой (с 1765 года превратился в Императорский фарфоровый завод). В 1917 году получил название Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма). А в 1925-м, в связи с 200-летием Российской академии наук, заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова; он получил официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (аббревиатура клейма ЛФЗ, знакомого старшему поколению, истолковывалась и как «Ленинградский фарфоровый завод»). С 2005 года восстановлено название — Императорский фарфоровый завод. Сегодня завод располагается на том самом месте, где появился много лет назад.
Невская порцелиновая мануфактура
Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.
В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Иванович Виноградов, молодой русский ученый, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.
Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.
Открытие тайны фарфора
И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.
И вот, наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Так появился российский фарфор. Первым фарфоровым изделием Д.И. Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Первая фарфоровая чашка, произведенная в России
Клеймо на чашке
Ученый разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается». (Подробнее об этом смотрите фильм Забытый гений фарфора).
Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.
Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.
Первый русский фарфор
Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.
Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.
Сервиз Собственный
В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».

Первый русский фарфоровый сервиз Собственный для Елизаветы II
Сервиз «Собственный» — фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина.
На фото: тарелка, сухарница, солонка и ложка — предметы из первого русского фарфорового сервиза. Мастер — Д.И. Виноградов, автор русского рецепта изготовления фарфора. Наружная поверхность сервиза покрыта орнаментом из рельефной сеточки с маленькими лиловыми цветочками. Сухарницы и солонки украшены 2-мя гирляндами роз, которые не повторяются.
Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.
Фарфор в России при Екатерине II
Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод.
Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.
Вершиной славы Императорского завода в то время стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы. «Арабесковый» сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок.

Предметы Арабескового сервиза, 1784 г.
Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровны, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.
В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, ее дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.
Фарфоровое искусство в России в начале 19 века
Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.

Гурьевский сервиз, 19 век
Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества. И именно за счет императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошел расцвета русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».
Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.
В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.
В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.
Фарфоровое производство во второй половине 19 века
При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своем, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.
К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона. Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик «цветов и амуров»), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов.
Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.
С 1885 г. на заводе начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода.
Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора — цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника «pâte-sur-pâte»).
Годы правления императора Александра III
(1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода. Считая, что «распространение искусства есть дело государственной важности», император повелел поставить завод «в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности».
При Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.
В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра. С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы.
В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью. В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен.
С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью.
Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.
Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного ученого Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Сервиз ВККН
Во времена правления Александра III появились крупные заказы на сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

Рафаэлевский сервиз
Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал «Рафаэлевский» сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. «Рафаэлевский» сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г.
Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.
В конце 19 века Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.
Фарфор во времена Николая II
К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).
Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Федоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».

Царскосельский сервиз, ИФЗ, 1903-1906
А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия была призвана укреплять идеи русской государственности.
В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.
В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.
farfor-expert.ru