Особняк Рябушинского — стиль модерн
«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее», — так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.
Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу — архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания.
Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.
Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.
Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д.
В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.
В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.
С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.
Фото Ивана Егорова.
самые известные дома с фото и адресами
Его называют отцом русского модерна. Хотя при жизни официально Федор Шехтель так и не получил диплом архитектора.
Здания, построенные по его чертежам, можно узнать интуитивно. Сглаженные углы на фасадах, башни с конусными крышами, окна разных размеров. В каких-то особняках узнается готика, в каких-то Византия. Мастер не боялся экспериментировать. И прорабатывал каждый элемент. Даже если заказ поступал от обычного частника. Сейчас почти все эти дома охраняются государством. И про каждый можно рассказывать часами.
Взять хотя бы особняк Рябушинского, в котором жил Горький. Дом является блестящим образцом модерна, при этом Корней Чуковский писал, что давно не видел такой мерзкой пошлятины. «Ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями».
Видимо, такая реакция лишний раз доказывает, что творчество Шехтеля — не что иное, как искусство.
К сожалению, туристам увидеть нынешнюю обстановку этих зданий в большинстве случаев нельзя. У ворот охрана, а внутри — посольства и консульства. А вот осмотреть снаружи никто не запрещает.
Начнем изучать Москву Шехтеля с дома, в котором он сам жил.
В Ермолаевском переулке
Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке похож на средневековый замок.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Адрес: Ермолаевский переулок, 28, стр. 1 (метро «Маяковская»).
Год постройки: 1896 год.
Статус: объект культурного наследия народов РФ регионального значения.
Правильно кто-то подметил. С виду это строение напоминает и русскую избушку, и средневековый замок одновременно. Архитектор экспериментировал на самом себе. Потому что этот дом был собственностью Шехтеля. Здесь он не спал ночами, придумывая новые архитектурные решения. И это вовсе не для красного словца — по свидетельству современников, он действительно много трудился. И как-то в письме Чехову написал: «Уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно и постоянно» (кстати, с Антоном Павловичем дружил и даже оформил обложку его «Пестрых рассказов»).
Увидев, что ворота открыты, я было ринулся в маленький дворик. Но через секунду из сторожки выскочил человек в форме и пояснил, что посольство республики Уругвай — не проходной двор.
Я заметил, что на мозаичном панно составлены литеры F и S. Позже выяснил, что это инициалы архитектора. В то время он был Францем, а Федором Осиповичем стал после Первой мировой войны. Как пишут в справочниках, в знак солидарности с русским народом.
Здесь был… Горький
В 1930-е годы в особняке Рябушинского жил писатель Максим Горький.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Адрес: Малая Никитская, 6/2, стр. 5 (метро «Тверская»).
Год постройки: 1903 год.
Статус:
объект культурного наследия федерального значения.Дальше 15 минут ходьбы — и мы возле особняка Рябушинского. Того самого, о котором Чуковский отзывался так нелестно. Крыльцо напоминает огромную букву П. Точнее, заглавную буквицу, какие раньше вырисовывали в самом начале текста.
Этот особняк Шехтель построил для своего друга Степана Рябушинского, оформив в морском стиле. На стенах изображены медузы, ракушки, водоросли, черепахи. Мраморная лестница напоминает волну.
Рябушинский был старообрядцем и собирателем икон. И специально для него архитектор спроектировал молельню, причем как тайную комнату. Неосведомленный человек найти ее не мог.
В 30-е годы здесь жил Максим Горький и в честь этого в особняке устроили музей писателя (в 1965 году). А потому это тот редкий случай, когда шехтелевский дом можно осмотреть и внутри. Удивляет, насколько хорошо он сохранился.
В кабинете, в спальне, в столовой сохранили подлинную обстановку. Как и личные вещи писателя, и его библиотеку (12 тысяч томов). Расставлены они в том же порядке, что и при жизни Горького.
Отдельные комнаты закрыты для посетителей, потому что в них хранится музейный фонд.
Я обратил внимание, что среди них большинство иностранные туристы. Некоторые не покупают билет, а просто заглядывают в прихожую, фотографируются на фоне портрета писателя и уходят.
Атмосфера возле особняка умиротворяющая. Сад, цветочки. Под огромным каштаном скамейка. Через дорогу храм Большое Вознесение, в котором Пушкин венчался с Гончаровой. Да и золотая осень еще не кончилась.
Театр Станиславского и Немировича-Данченко
Здание МХТ им. Чехова выглядит строже, чем частные особняки работы Шехтеля.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Адрес: Камергерский переулок, 3 (метро «Театральная»).
Год реконструкции старого здания: 1903 год.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Дальше сворачиваем в Газетный переулок и идем в сторону Тверской. Минуем подземный переход и оказываемся в Камергерском переулке. Издалека видим крупную надпись: “Чеховъ”. Это Московский художественный театр, который тоже был построен по проекту Шехтеля. Точнее, реконструирован. Причем в этом случае архитектор выполнил работу бесплатно, принципиально не взяв ни копейки.
Это здание выглядит более строго, чем частные особняки. И больше напоминает гимназию. Или доходный дом.
В данном случае заслуга архитектора заключается не только в красивом фасаде. Но и в продуманном освещении, коврах, поглощавших звуки, и, конечно, в крутящейся сцене.
Этот театр основали Станиславский и Немирович-Данченко. Он много раз менял названия. И сейчас официально называется «Московский Художественный театр им. А. П. Чехова». В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино: Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие.
Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют (проект разрабатывается). По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, помимо архитектурных достоинств, у этого дома интересная московская история. Например, есть легенда, что этот участок земли в 14 веке принадлежал полководцу Дмитрия Донского.
Предлагаю изучить театральные афиши и двигаться дальше.
Меркурия несчастный лик
Огромный бело-розовый дом на Мясницкой улице построили для фарфорового магната Матвея Кузнецова.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Адрес: Мясницкая, 8/2 (метро «Лубянка»).
Год постройки: 1903 год.
Статус:
памятник строительства и архитектуры.Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую. Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля — фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить (или заказать) посуду самого разного уровня. Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы. Лично мне это здание как раз напоминает театр, а не магазин. Наверное, из-за пышных украшений и завитушек.
Три года назад про фарфоровый дом писали все столичные газеты. И не в честь Шехтеля с Кузнецовым. А из-за обычного рабочего, который замазал лик Меркурия. В процессе реставрации часть лица крылатого бога обвалилась и гастарбайтер решил это исправить. В результате получилась лепнина на уровне детского сада. Прохожие заметили и сбросили фото в соцсети. Позже несчастному Меркурию сделали пластическую операцию и теперь он такой, как все остальные.
Сейчас здание закрыто. Внутри идет ремонт. Недалеко от главного входа мужичок торгует старыми книжками. На асфальт простынку постелил и выставил. Говорит, что бывает здесь часто. И, по словам рабочих, в здании будет продюсерский центр. И что сюда даже Игорь Крутой иногда приезжает.
Особняк с черным пауком на дверях
Особняк Дерожинской, который сейчас занимает посольство Австралии, сохранил первоначальный облик.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Адрес: Кропоткинский переулок, 13, стр. 1 (метро «Парк культуры»).
Год постройки: 1904 год.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Ну и последний рывок. Идем в сторону Кропоткинского переулка, где недалеко от станции метро «Парк культуры» стоит зеленоватый дом с огромным высоким окном на фасаде. Внутрь тоже не пускают, потому что это территория посольства Австралии. Высокие кованые заборы, охрана.
Прохожие с интересом поглядывают на особняк.
В путеводителях говорится о том, что первый муж Александры Дерожинской, которая заказала себе это жилье, приходился братом Степану Рябушинскому, тому самому, в чьем доме жил Горький. А Шехтель знал и того, и другого. И всем помогал.
Дом для госпожи Дерожинской получился роскошным. И это и арочное окно, и плиточная облицовка с окантовкой. Архитектор и здесь продумал каждую деталь. Даже торшеры в комнатах. И ручку на входной двери. Которую сделал в виде черного паука. Ну и несмотря на 1904 год, здесь уже тогда все было — и паровое отопление, и канализация, и водопровод, и электричество, и телефонная связь.
В советское время особняк национализировали. В нем размещались разные учреждения. Но при этом первоначальный облик был сохранен.
Какие еще здания Шехтеля в Москве
Ярославский вокзал | Комсомольская площадь, 5 |
Особняк Морозовой | Спиридоновка, 17 |
Особняк Смирнова | Тверской бульвар, 18, строение 1 |
Дом Шехтеля | Ул. Большая Садовая, 4 |
Типография Левенсона | Трехпрудный переулок, 9 |
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Кстати
В столице разработали мобильное приложение «Узнай Москву». С его помощью вы можете изучать город без экскурсоводов и бесплатно. Достаточно приехать в исторический центр. На карте отображаются дома, которые рядом с вами и о которых есть информация (более 1600 адресов). Стоит ткнуть пальцем и появится текст. Если читать неохота, можно послушать аудио. Кроме этого, разработчики включили и авторские маршруты. Например, от главного археолога Москвы Леонида Кондрашева. Или актера Валерия Гаркалина.
Особняк Рябушинского – эталон модерна — PORUSSKI.me
Продолжаем серию публикаций, посвященных Федору Шехтелю и его домам. Поговорим про особняк Рябушинского, который находится на Малой Никитской улице, дом 6/2. Особняк Рябушинского, построенный в 1900-1902 годах, является одним из первых в стиле модерн, спроектированных Шехтелем. Здание демонстрирует нам все основные элементы этого модного в то время стиля. Особняк Рябушинского – это эталон модерна. Кроме того, Шехтель в этом доме впервые применил принцип «дом для человека» вместо старого принципа «человек для дома». «Что это значит?» – спросите вы. Ответ: архитектор сначала проектирует лестницу и вокруг нее жилые помещения так, как удобно хозяевам, и только затем выстраивает вокруг дома фасад! Так раньше не строили и даже представить не могли, что это возможно.
Сразу же после завершения строительства в 1902 году дом стал достопримечательностью Москвы, на него специально приезжали смотреть! Целых три издательские фирмы печатали открытки с его изображением.
Рассмотрим сам дом: со стороны Малой Никитской он не кажется высоким, мы видим только два этажа. На самом деле, в доме есть ещё и третий этаж, тайный, который не видно со стороны улицы и где располагается скрытая от глаз молельня: Рябушинские были старообрядцами и посещали общину в Рогожской слободе, а старообрядцы были вне закона, и только в 1905 году Император Николай II подписал Указ о веротерпимости. По высоте дом почти достигает уровня 4 этажа современных домов – это легко увидеть, если посмотреть на соседние здания.
Давайте рассмотрим невероятно красивый декор фасада. По верхней его части тянется нежный мозаичный фриз с любимыми цветами модерна – орхидеями и ирисами. Сделаны фризы по рисунку Шехтеля в знаменитой мозаичной мастерской Фролова в Петербурге (его мозаичные панно висят на Маяковской, а также на станции метро «Новокузнецкая»).
Особенно впечатляют окна, обязательно остановите на них своё внимание. Каждое окно – произведение искусства. Кроме того, ни одно из них не повторяется. Невероятная удача, что рисунок окон уцелел.
Металлическая кованая ограда в стиле модерн вокруг особняка в виде спирали или, быть может, в виде волны также не оставит никого равнодушным.
Дом поражает не только снаружи, но и внутри! Это один из немногих домов Москвы, куда может зайти каждый и полюбоваться его интерьерами, простокупив билет. Сегодня в доме располагается Музей Горького.
Фото: Анастасия Черешнева
Посетителей встречает лестница-волна из мрамора, и она – настоящая жемчужина особняка. Лампа у лестницы – это загадочная морская медуза, на полу мы видим инкрустацию в виде волны, зеленоватые стены – все элементы вместе создают иллюзию подводного мира. Кстати, сверху медуза превращается в черепаху.
Еще один элемент модерна – изображение совы. Попробуйте ее найти на внутреннем балконе у лестницы-волны.
В доме находится 9 красивейших витражей, выполненных по эскизам Шехтеля. К сожалению, два из них недоступны для обозрения, но – к счастью – они сохранились.
Обратите внимание на инкрустацию пола при переходе из холла в столовую. Мы видим бегущую волну, выполненную из дуба разных цветов.
Каждая комната декорирована и оформлена также самим архитектором – он продумал все: от дверных ручек и мебели до маленькой улитки на потолке и украшения колонн.
Обязательно поднимемся на третий этаж – в тайную молельню. В алтаре сохранились фрагменты подлинной росписи начала 20 века. На полотенцах, расположенных по бокам окон алтаря, – древний символ Иисуса Христа – рыба с крестом над ней и греческой надписью «Ихтос» (рыба). В ней зашифрована древнейшая формула символа веры. Пять букв слова «Ихтос» являются первыми буквами пяти греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Фото: Анастасия Черешнева | Елена Крижевская
Если вы ещё не были в этом доме, то советуем посетить данный шедевр архитектуры эпохи модерна, чтобы самостоятельно разглядеть все детали и проникнуться атмосферой особняка Рябушинского.
Фото: Елена Крижевская
Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».
Модерн – это прежде всего красивые особняки Шехтеля в Москве. Особняк Рябушинского – архитектурный шедевр в стиле модерн. Построен в 1900-1902 годах архитектором Ф.О. Шехтелем, признанным мастером этого стиля. Заказчиком выступил известный московский меценат Степан Павлович Рябушинский.
Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичем. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является, проходящий по периметру верхней части, широкий мозаичный фриз с изображением ирисов. Выступающие арки и плиты карниза, разные по размеру и конфигурации балконы, уравновешивают асимметричность и создают гармонию. На территории особняка был построен корпус, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских.
Если сам особняк Ф.О. Шехтель проектировал с математическим уклоном (асимметричность, кубический объем и т.д.), то в оформлении интерьера в морской тематике, проявил свой талант театрального художника. Парадная лестница в холле, ведущая на второй этаж, выполнена в виде спирали. Мрамор парапета с разными оттенками зеленого и серого и сама лестница напоминают движение морских волн. На гребне волны установлен светильник в виде медузы.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Интерьеры
Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Уникальна каждая деталь интерьера: ручки дверей; паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой; колонна с лилиями и саламандрами в капители или колонна, основание которой обвито клубками змей; обои с наскальными рисунками – все создает чувство единения с миром природы.
фото-источник
Шехтель Федор ОсиповичФедор Осипович Шехтель величайший русский архитектор рубежа 19 и 20 столетия, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий и многие из них сохранились до наших дней. Шехтель Федор Осипович ( Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов.
В 1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии ( которая в то время находилась в Саратове), а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы, именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. И не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл крупный архитектор А.С. Каменский, у которого в мастерской, он работал еще до училища. .
В 1875 году Федор осуществил свою мечту и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось перебиваться случайными заработками.
В 1878 году он был вынужден уйти из училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В период 1880-1890 года, карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально –декоративное искусство. Он был талантливым художником , создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр) непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр «Скоморох»), который начинал свою карьеру в Саратове.
В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни, и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.
В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей , с зубцами на стенах напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским зодчим. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и «вылетела Маргарита». В этом же особняке Морозов на время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.
За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы четыре павильона русского отдела, в стиле модерна. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой, башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
Особняк Дерожинской. Кропоткинский переулок 13
фото источник
фото на яндекс Все размеры
фото на яндекс Все размеры
фото на яндекс Все размеры
Камин. фото-источник
Альбом интерьера
Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году, в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл , придают особняку особый «шехтелевский» стиль.
В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой — символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П.Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.
В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. ( С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным).
Павильоны в стиле модерна построенные в Глазго нашли свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки и видишь черты средневекового замка. Обратишь внимание на панно, на фронтон над входом в вестибюля , в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец – это герб Москвы, Святой Михаил Архангел – Архангельска, а медведь с секирой — Ярославля, увидишь черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О.Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше время.
Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики, на Большой Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор.
В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор.
Революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался адаптироваться в новой жизни, но началась Гражданская война и строительство практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой Садовой 4 был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным квартирам. При этом занимал высокие посты, был председателем Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. Был членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Хотя в 1920-х годах строительство и стало восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не мог. Из всех созданных им проектов, строился в 1923 году только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. Хотя Шехтель создавал новые проекты, Мавзолея Ленина (1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и другие, все они были отклонены.Умер Федор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Источник.
Стиль модерн
«В старинном доме есть высокий зал,
Ночью в нем слышатся тихие шаги,
В полночь оживает в нем глубина зеркал,
И из них выходят друзья и враги»
К. Бальмонт, «Старый дом»
В начале прошлого века, когда началось строительство особняка Рябушинского, Малая Никитская выглядела провинциально и довольно просто. Невысокие каменные и деревянные дома с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой, по которой свободно прогуливались куры. За особняками были небольшие палисадники, а за ними в сторону Гранатного переулка простирался большой пустырь, заросший крапивой, бурьяном и одуванчиками, на нем обычно играли дворовые дети. По улице изредка проезжала коляска или нагруженный ломовик, из садов весной шел густой запах сирени, а летом тянулся легкий парок самоварного дыма, там под старыми липами горожане пили чай. Под звон колоколов храма Большого Вознесения, в котором когда-то венчался А.С. Пушкин с красавицей Натали, тихая и малолюдная улица оживала, весь окрестный люд: чиновники, купцы, дворяне, все от мала до велика, направлялись в храм. Так неспешно и просто жили москвичи, но этот мир начал стремительно меняться в начале 1900-х годов. Перемены не обошли стороной и Малую Никитскую — на ней появился изысканный особняк в стиле модерн, построенный одним из самых модных московских архитекторов Федором Осиповичем Шехтелем.
Федор Осипович Шехтель – замечательный русский архитектор, живописец, график и сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве. Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования!
Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…
Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну.
Оригинальность творений Шехтеля состояла в том, что в своих проектах он часто использовал архитектурные традиции Древней Руси. Соединив их с новейшими тенденциями, он получил тот органический сплав, который стали называть «московским модерном». В приметах нового стиля отразились особенности переломной эпохи — стремление осмыслить накопленный опыт и предчувствие грядущих перемен. Напряженные социальные конфликты порождали настроение тревоги и надежды, люди искали в прошлом ответы на происходящее. Отсюда возросший интерес к отечественной культуре и истории, что в немалой степени способствовало возникновению нового направления. Первые образцы его появились в Москве и Петербурге. И если на Западе, как писал англичанин Д. Рескин, задачу архитектуры видели в том, чтобы «насколько возможно заменить нам природу, говорить нам о ней, напомнить о ее тишине, быть как природа торжественной и нежной, давать нам образцы, заимствованные у природы, образцы цветов, которые мы не можем больше рвать, и живых существ, которые теперь далеко от нас в своей пустыне», то Шехтель пошел дальше. Привлекая к сотрудничеству талантливых художников-единомышленников, — Врубеля, Коровина, Богаевского, Кутырина, он поставил перед собой грандиозную задачу — гуманизируя общество средствами искусства, привести его к более совершенным социальным отношениям.
Заказчиком изысканного особняка стал Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, ученый и меценат. Он был четвертым сыном из восьми сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Работали братья очень много, были прекрасно образованы, большие средства тратили на благотворительность. «Собственность не только дает права, — говорил старший брат П.П.Рябушинский, — но собственность обязывает».
Главным наследственным делом Рябушинских была текстильная фабрика в селе Заворове Верхне-Волоцкого уезда. Степан и Сергей были создателями первого в России автомобильного завода АМО.
Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровой и сыном Борисом, 1901 г.
Созданный Шехтелем особняк не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Париж, а затем в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы, а их имущество было национализировано.
Сегодня в особняке Рябушинского располагается музей Алексея Максимовича Горького. Писатель жил здесь с 1931 года и до конца жизни, до 1936 года. Надо заметить, что дом он не любил и отказывался в него въезжать. «Величаво, грандиозно — улыбнуться не на что…» — говорил он. «Лучше бы нам дали хорошую квартиру»… На его отказ Сталин написал: «Все писатели очень капризные, а Вы, Алексей Максимович, больше всех. Вам доверяют, Вам хотят угодить, а Вы противитесь и ставите всех в неловкое положение». Дом сохранился в том виде в каком был при жизни Горького и именно благодаря тому, что в особняке расположен его музей, у нас есть возможность увидеть этот памятник архитектуры изнутри.
Небольшой участок, на котором в течение двух лет, с 1900 по 1902 годы возводился особняк вписывался в единую линию улицы, а не был угловым как сейчас. Будущий хозяин особняка пожелал, чтобы дом не примыкал плотно к улице, и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.
Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является проходящий по периметру верхней части широкий мозаичный фриз с изображением гигантских орхидей (мотив преувеличения деталей часто встречается в работах Шехтеля, например, клубники на здании Ярославского вокзала), созданный в знаменитой петербургской мастерской Фролова.
Сын архитектора вспоминал, что Федор Осипович много раз ездил на рынок в поисках определенного сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана. Один из исследователей стиля модерн назвал эти панно орхидей «драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасад особняка Рябушинского». Мерцающий — потому что в мозаику вкраплены кусочки золотистой смальты и в солнечную погоду этот эффект проявляется.
Вся структура дома подчинена символам мироустройства. Спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплеты окон и входной решетки уподоблены извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи. Пластическое пространство напоминает архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля.
Вписать дом в контекст улицы и расположить его на неудобном, угловом пространстве — это талант и способность видения пространства. Именно этот дар позволил архитектору создать проект, в котором все комнаты расположены вокруг спиралевидной лестницы. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.
Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Лестница как некий путь возвышения души. Внизу подводный мир, бездна и чем выше, тем ближе мы к Солнцу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража, символизирующего начало воздушной стихии. На гребне волны установлен светильник в виде медузы. Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека.
Серо-зеленый мрамор, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушенное освещение (стекла витражей тонированные, потолка — матовые) создают грандиозную картину подводного и надводного миров. Повествовательность декора — характерная черта творческого почерка Шехтеля. В то же время образы волны, моря, бури понятные для современников символы своего времени, повествующие об общественной жизни России начала века. Как писал Рерих: «Символическая характеристика времени, которая скоро будет окрашена в красные тона».
Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, из рядом расположенной решетки шел поток теплого воздуха. Э
Особняк Рябушинского — городская усадьба, построенная архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Является примером раннего модерна в русской архитектуре. Располагается в самом центре Москвы на Малой Никитской улице.
Также по этому адресу расположен музей-квартира русского писателя и драматурга А.М. Горького. Но удивительно то, что большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи писателя, а чтобы увидеть потрясающие интерьеры особняка, построенного в стиле модерн. Уже внешне этот дом волей-неволей притягивает взгляды любопытных прохожих. Здание несколько ассиметрично, окна различны по форме, а решетка балкона напоминает рыбью чешую. Сейчас парадный вход дома наглухо закрыт, и посетители проходят в музей через черный ход со стороны Спиридоновки.
Со стороны фасада особняк кажется невысоким и видно только два этажа. Но на самом деле, в доме есть еще и третий этаж, тайный, в котором располагается молельня.
Первый этаж дома напоминает подводный мир со своими чудными обитателями. Войдя в него, вы увидите необычную лестницу, сделанную из мрамора. Она словно волной поднимается вверх, унося вас на второй этаж дома.
На самом верху лестницы поселился осьминог, созданный из мерцающих кристаллов.
А если вы посмотрите на него сверху, то она напомнит вам морскую черепаху.
Тема подводного царства преследует вас буквально в каждом элементе особняка: дверная ручка, выполненная в форме морских коньков,
Паркет, напоминающий морскую волну.
Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём.
Капитель колонны украшают саламандры, плотным клубком переплетенные с лилиями. В этой необычной скульптуре есть свой глубокий смысл. Чудовищные ящерицы олицетворяют зло, а прекрасные лилии — символ добра.
На третьем этаже располагалась потайная молельня, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи.
Чтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа, а затем подняться по тёмной лестнице на третий. Молельня была тайной. В те годы, на момент строительства дома, гонения на старообрядцев (Рябушинские были старообрядцами) ослабли, но им все еще было запрещено иметь свои собственные культовые сооружения, и многие действовали скрыто. Лестница в молельню вела из специально пристроенной к дому башне.
Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звёздное небо.
В прихожей особенное внимание привлекает витражная картина. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой.
Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврского, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках.
В этой комнате Алексей Михайлович работал каждый день по определенному расписанию с 9 утра до 2 дня. Выходных, как говорят, у писателя не было.
Большая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином.
Многие думают, что таким необычным интерьером Рябушинский хотел скрыть от глаз посторонних самое главное и ценное для него в этом доме — молельню. Ведь молиться в открытую в те годы, до указа о веротерпимости, было небезопасно.
Я рассказала только о некоторых загадочных символах, словно впечатанных в необычный интерьер дома. Надеюсь, что этим повествованием я вдохновлю посетить этот особняк тех, кто еще там не был, а тех, кто уже был, заглянуть туда еще раз.
Как то пропустила эту великолепную статью. Стащу, чтобы не потерялась.
«В старинном доме есть высокий зал,
Ночью в нем слышатся тихие шаги,
В полночь оживает в нем глубина зеркал,
И из них выходят друзья и враги»
К. Бальмонт, «Старый дом»
В начале прошлого века, когда началось строительство особняка Рябушинского, Малая Никитская выглядела провинциально и довольно просто. Невысокие каменные и деревянные дома с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой, по которой свободно прогуливались куры. За особняками были небольшие палисадники, а за ними в сторону Гранатного переулка простирался большой пустырь, заросший крапивой, бурьяном и одуванчиками, на нем обычно играли дворовые дети. По улице изредка проезжала коляска или нагруженный ломовик, из садов весной шел густой запах сирени, а летом тянулся легкий парок самоварного дыма, там под старыми липами горожане пили чай. Под звон колоколов храма Большого Вознесения, в котором когда-то венчался А.С. Пушкин с красавицей Натали, тихая и малолюдная улица оживала, весь окрестный люд: чиновники, купцы, дворяне, все от мала до велика, направлялись в храм. Так неспешно и просто жили москвичи, но этот мир начал стремительно меняться в начале 1900-х годов. Перемены не обошли стороной и Малую Никитскую — на ней появился изысканный особняк в стиле модерн, построенный одним из самых модных московских архитекторов Федором Осиповичем Шехтелем.
Федор Осипович Шехтель – замечательный русский архитектор, живописец, график и сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве. Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования!
Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…
Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну.
Оригинальность творений Шехтеля состояла в том, что в своих проектах он часто использовал архитектурные традиции Древней Руси. Соединив их с новейшими тенденциями, он получил тот органический сплав, который стали называть «московским модерном». В приметах нового стиля отразились особенности переломной эпохи — стремление осмыслить накопленный опыт и предчувствие грядущих перемен. Напряженные социальные конфликты порождали настроение тревоги и надежды, люди искали в прошлом ответы на происходящее. Отсюда возросший интерес к отечественной культуре и истории, что в немалой степени способствовало возникновению нового направления. Первые образцы его появились в Москве и Петербурге. И если на Западе, как писал англичанин Д. Рескин, задачу архитектуры видели в том, чтобы «насколько возможно заменить нам природу, говорить нам о ней, напомнить о ее тишине, быть как природа торжественной и нежной, давать нам образцы, заимствованные у природы, образцы цветов, которые мы не можем больше рвать, и живых существ, которые теперь далеко от нас в своей пустыне», то Шехтель пошел дальше. Привлекая к сотрудничеству талантливых художников-единомышленников, — Врубеля, Коровина, Богаевского, Кутырина, он поставил перед собой грандиозную задачу — гуманизируя общество средствами искусства, привести его к более совершенным социальным отношениям.
Заказчиком изысканного особняка стал Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, ученый и меценат. Он был четвертым сыном из восьми сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Работали братья очень много, были прекрасно образованы, большие средства тратили на благотворительность. «Собственность не только дает права, — говорил старший брат П.П.Рябушинский, — но собственность обязывает».
Главным наследственным делом Рябушинских была текстильная фабрика в селе Заворове Верхне-Волоцкого уезда. Степан и Сергей были создателями первого в России автомобильного завода АМО.
Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровой и сыном Борисом, 1901 г.
Созданный Шехтелем особняк не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Париж, а затем в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы, а их имущество было национализировано.
Сегодня в особняке Рябушинского располагается музей Алексея Максимовича Горького. Писатель жил здесь с 1931 года и до конца жизни, до 1936 года. Надо заметить, что дом он не любил и отказывался в него въезжать. «Величаво, грандиозно — улыбнуться не на что…» — говорил он. «Лучше бы нам дали хорошую квартиру»… На его отказ Сталин написал: «Все писатели очень капризные, а Вы, Алексей Максимович, больше всех. Вам доверяют, Вам хотят угодить, а Вы противитесь и ставите всех в неловкое положение». Дом сохранился в том виде в каком был при жизни Горького и именно благодаря тому, что в особняке расположен его музей, у нас есть возможность увидеть этот памятник архитектуры изнутри.
Небольшой участок, на котором в течение двух лет, с 1900 по 1902 годы возводился особняк вписывался в единую линию улицы, а не был угловым как сейчас. Будущий хозяин особняка пожелал, чтобы дом не примыкал плотно к улице, и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.
Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является проходящий по периметру верхней части широкий мозаичный фриз с изображением гигантских орхидей (мотив преувеличения деталей часто встречается в работах Шехтеля, например, клубники на здании Ярославского вокзала), созданный в знаменитой петербургской мастерской Фролова.
Сын архитектора вспоминал, что Федор Осипович много раз ездил на рынок в поисках определенного сорта орхидей. Он расставлял их под разным освещением и делал эскизы в натуральную величину на больших листах ватмана. Один из исследователей стиля модерн назвал эти панно орхидей «драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасад особняка Рябушинского». Мерцающий — потому что в мозаику вкраплены кусочки золотистой смальты и в солнечную погоду этот эффект проявляется.
Вся структура дома подчинена символам мироустройства. Спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплеты окон и входной решетки уподоблены извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи. Пластическое пространство напоминает архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля.
Вписать дом в контекст улицы и расположить его на неудобном, угловом пространстве — это талант и способность видения пространства. Именно этот дар позволил архитектору создать проект, в котором все комнаты расположены вокруг спиралевидной лестницы. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.
Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Лестница как некий путь возвышения души. Внизу подводный мир, бездна и чем выше, тем ближе мы к Солнцу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража, символизирующего начало воздушной стихии. На гребне волны установлен светильник в виде медузы. Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека.
Серо-зеленый мрамор, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушенное освещение (стекла витражей тонированные, потолка — матовые) создают грандиозную картину подводного и надводного миров. Повествовательность декора — характерная черта творческого почерка Шехтеля. В то же время образы волны, моря, бури понятные для современников символы своего времени, повествующие об общественной жизни России начала века. Как писал Рерих: «Символическая характеристика времени, которая скоро будет окрашена в красные тона».
Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, из рядом расположенной решетки шел поток теплого воздуха. Это был своего рода первый московский кондиционер. Шехтель изобрел его на основе работы каминов. Система эта работала до 1909 г.
Весь первый этаж связан с водной стихией. Каждая комната особняка обладает собственной эстетической ценностью. Уникальна каждая деталь интерьера, созданного Шехтелем: ручки дверей, паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой, колонна с лилиями и саламандрами в капители, обои с наскальными рисунками — все создает чувство единения с миром природы.
Самая большая комната — гостиная. Картина постоянно меняющейся природы (близость к ней), которую можно постоянно наблюдать из окна, становится главной идеей, частью интерьера.
На месте большого кожаного дивана при Рябушинском находился шикарный камин из знаменитого каррарского мрамора. На верхней его части было вытесано изображение полуобнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Как-то раз, во время собрания кружка поэтов и писателей, Горький заметил, что молодые люди уделяют больше внимания разглядыванию декора, нежели вопросам литературы, и шехтелевский камин по приказу нового хозяина был разобран, а после так нигде и не был найден. К сожалению, безвозвратно утрачены были и оригинальные светильники, сделанные по эскизам Шехтеля для этого дома.
Существует мнение, что буфет в этой комнате спроектирован Федором Осиповичем. Это не так, несмотря на то, что он один из первых стал проектировать встроенную мебель. Архитектор никогда не позволил бы закрыть рисунок паркета.
Столовая. Эскизы Ф.О. Шехтеля: окно, фриз, экран, сервант, дверь на балкон. Начало 1900-х гг.
В бытность Горького в этом доме самая большая комната служила столовой и гостиной. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечерним чаем. Здесь проходили встречи с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства. Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. В особняке часто устраивались большие обеды и ужины, на которые приглашались молодые литераторы и те, кто был менее угоден советской власти и нуждался в помощи. За один раз дом мог принимать до 100 гостей. До 1934 года, в котором отношения между писателем и Сталиным значительно ухудшились, здесь часто гостил и сам вождь со своей семьей. Для таких вечеров из Кремля приглашали двух официанток. Кухня располагалась в полуподвальном этаже, где сейчас находится гардероб квартиры-музея. Еда из нее поднималась на специальном лифте, а около лифта висел телефон, по которому отдавались указания повару.
Переезд Горького был организован на самом высоком правительственном уровне. Была создана комиссия по организации быта писателя в Москве. Комиссия нашла дом, сделала ремонт, привезла мебель — кожаные диваны, спальню. В 30-е годы такой проблемы, как дизайн не существовало, поэтому мы видим такое нагромождение шкафов, поэтому многое было разобрано и ликвидировано.
Парадная мужская гостиная Рябушинских, где гости играли в карты. Условно мы под водой. Ряска. Сквозь толщу воды мы видим хризантемы, склонившиеся над водной гладью. Четыре резных скульптурных улитки в оформлении потолка. Модерн подразумевает разнообразие. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.
Книжные шкафы появились в этой комнате с приездом Горького. Его библиотека, находящаяся в доме, насчитывает 12 000 томов, 2000 томов с пометками.. По словам самого писателя, это четвертая его библиотека, остальные разбросаны по тем городам, где он жил. Горький часто покупал книги в нескольких экземплярах, чтобы иметь возможность их раздаривать. 1000 томов он подарил родному городу Нижнему Новгороду. Если он знал, что какой-то писатель сочиняет рассказ на историческую тему, старался подарить ему полезную в его труде подборку книг. Собранная им здесь библиотека до сих пор служит людям. Если нужной книги нет ни в одной библиотеке Москвы, кроме квартиры Горького, вы можете прийти сюда, заказать книгу и почитать ее прямо в Горьковской гостиной. Гостиная-библиотека – это еще одна комната, где собирались компании литераторов.
Каждая дверь имеет свой макет дверной
Рябушинский особняк
«Самый отвратительный образец декадентского стиля. Здесь нет ни одной честной линии, ни единого прямого угла. Все изуродовано непристойными загогулами, некомпетентными высокомерными изгибами. Эта мерзкая пошлость повсюду — на лестницах, потолках, окнах. Теперь она нарисована, лакированные и потому еще более бесстыдные »- вот что Корней Чуковский написал об этом здании в своем дневнике.
На самом деле особняк Рябушинский — классический образец стиля модерн.Каждый фасад отличается своим уникальным внешним видом. По законам стиля пространство должно развиваться изнутри: внутренняя планировка обуславливает асимметрию внешних стен здания. Массивный кубический объем, тугие линии и контраст кривых доминируют в облике здания.
Особняк был построен в 1900-1903 годах по заказу банкира и промышленника С.П. Рябушинского. Степан Павлович также был большим ценителем и ценителем искусства, поэтому возведение дома было поручено его близкому другу известному архитектору Ф.Шехтель, который проектировал интерьеры и экстерьер здания.
Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Раздутые формы внешних порталов и подъездов наряду с узорами оконных рам и заборов предвещают гладкие формы внутреннего пространства.
Интерьер дома спланирован рационально, внутреннее пространство использовано экономно и расширено с помощью витража. Композиция комнат сгруппирована вокруг передней 12-метровой лестницы-волны.
Ф. Шехтель был сторонником архитектурной символики. Комбинируя современность и учитывая особые интересы владельцев, он создал мир образов с общей темой водной стихии: волнообразная лестница как символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на столицах колонны в загадочной старообрядческой часовне — символе борьбы добра со злом и т. д.
В декоре растения использованы множество цветочных узоров, изображения насекомых, животных поверхностного и подводного мира, таких как черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др.Окна вестибюля украшены огромным витражным крылом с бабочкой, напольная мозаика изображает набухание воды, рельеф из лепнины, волнистый, как пруд с ряской, с медленной улиткой.
Рябушинский управлял мастерской реставрации икон в этом доме. В 1917 году Рябушинский вынужден был эмигрировать, часть коллекции икон была передана в Третьяковскую галерею.
Государственное издательство здесь находилось с 1919 года, затем в 1925-1931 годах — Национальное общество культурных связей с зарубежными странами.В 1931 году Сталин передал особняк в распоряжение Максима Горького, позже, в 1965 году, там был открыт музей, посвященный писателю, и его можно было посетить сегодня.
,в стиле модерн: дом РябушинскогоТекст и фото Росс Хантер Стиль модерн ударил по Москве стильно и сыграл значительную роль в тот удивительный период, скажем, с 1895 по 1910 год, когда Россия перешла от догонялки к авангарду и революционной мысли … к революции. Философия движения в стиле модерн особенно хорошо приспособилась к революционному моменту: целостное видение, применяемое ко всем художественным формам, от типографики и изобразительного искусства до мебели и архитектуры; приветствие новых технологий и материалов (в отличие от движения Arts & Crafts) и ожидание того, что стиль и качество будут доступны для всех. Параллель с настоящим тревожит. Москва в прекрасной эпохе, в первые годы прошлого нового столетия, была полна противоречий: бедность и борьба за большинство, необычайное богатство для элиты, с очень заметным потреблением в розничной торговле, в сфере развлечений и жилья. Блестящих и стильных зданий (которым еще предстоит подражать 2000-м годам) было недостаточно, чтобы предотвратить катастрофу, когда наступили хорошие времена. Дежавю, кто-нибудь? Промышленные богачи Москвы соперничали друг с другом в строительстве самых элегантных домов.Семья Рябушинских зарабатывала деньги в нескольких областях промышленности, торговли и банковского дела и увлекалась искусством и либеральной политикой. Династический сын Степан нанял лучшего и самого плодовитого московского эпохального архитектора Федора Шехтеля, чтобы построить ему особняк на Малой Никитской улице. Результат, завершенный в 1900 году, является классикой мирового класса, внутри и снаружи. Сегодня дом омрачен большими, менее ваяемыми эрекциями, которые немного затеняют его воздействие, но неважно. Дом вырастает из его сада и достигает к небу с балансом и изяществом.
Органическая тема — это сущность стиля модерн: брать твердые твердые материалы — камень, цемент, кованое железо и лиственные породы — и превращать их в текучие, живые формы.В Рябушинском Доме все эти текстуры объединены в живое целое. Характерная кривая «хлыста» — наслаждайтесь ею в работах Чарльза Ренни Макинтоша, Обри Бердсли, Альфонса Мухи и Анри Тулуз-Лотрека — великолепна в инкрустации пола, дверных рамах, витражах и, прежде всего, в великолепная лестница. Есть несколько естественных тем вокруг дома — в том числе цветы, улитки и подводные — и лестница течет с такими элементами.Стоячая волна скользит вверх по склону, за ней наблюдает лампа медузы снизу и извивающиеся ящерицы сверху, и освещается витражом, высоченным из дома, изобилующим тонкими изгибами, голубыми оттенками и оптическими изображениями. Скульптура балюстрады удивительна. Я не могу сказать, натуральный ли это мрамор или восстановленный — не так ли? Если бы я жил там десять или два года, я уверен, что понял бы хотя бы половину чудес этого жилища. Чтобы я не стал слишком лирическим, что почти невозможно, несколько слов предостережения.В доме также находится Музей Горького, факт, который имеет смешанные последствия. Музей чудесным образом не реконструирован: вход бесплатный, разрешение на фотосъемку стоит 100 рублей, персонал знает и любит свою тему, современности нет места, брошюра — выбирай любой язык — нелепо дешева, а атмосфера вечна. Но он также тусклый и затхлый. Половина лампочек выключена, а медуза задыхается под пластиковым листом. Это дом, в котором нужно жить, а не мариновать. Если вы поклонник Максима Горького, наслаждайтесь вашим визитом (хотя он ненавидел жить там).Если нет, наслаждайтесь этим в любом случае, но всегда представляйте себе жизнь или, по крайней мере, ужин там. Пожалуйста, пригласите меня, если вы получите шанс. Хорошая новость заключается в том, что внешняя часть окружена лесами, равно как и замечательное количество зданий в стиле модерн по всей Москве, что дает надежду на то, что этот уникальный вид искусства возвращается в моду, не за мгновение до того, как обветшали. Фанатам в стиле модерн не следует упускать из виду отели Metropol и National (которые будут включены в будущие выпуски Passport) так же великолепно, как и снаружи.Для большего количества предложений местных образцов стиля модерн, чтобы восхититься, консультируйтесь с Происхождением Модернизма в российской Архитектуре историком архитектуры Уильямом Крафтом Брамфилдом. Он перечисляет и наносит на карту ряд прекрасных московских зданий в стиле модерн и доступен в Интернете (просто Google, затем ogle).
|
Арт-нуво / югендстиль (архитектура) , 1903_строительство , объект культурного наследия федерального значения (Россия) , исторический дом-музей
Максим Горький (1868-1936), «отец советской литературы», жил в этом доме под номером 6 последние пять лет своей жизни.Сталин дал ему эту резиденцию в качестве места встречи писателей и художников, но Горький никогда не чувствовал себя комфортно в роскошной обстановке и ограничил свое использование дома двумя небольшими комнатами на первом этаже. К тому времени, как он переехал в этот дом, карьера Горького как писателя и драматурга была в упадке. Однако его ранняя поддержка большевистской партии позволила ему стать президентом Союза писателей, где он служил пропагандистским инструментом для советского правительства. Хотя здание музея имени Горького называют его залами, книгами и письмами, которые выставлены на обозрение, само здание довольно интересно.Степан Павлович Рябушинский (1876-1942) был членом богатой банковской семьи. В 1902 году он поручил архитектору Федору Шехтелю спроектировать это сооружение в стиле модерн. Для строительства особняка потребовалось четыре года, что характерно для природы.Вдоль верха розовато-глазурованных кирпичных стен проходит майизовый фриз с цветами и фиолетовыми ирисами на главном фасаде. Плоская крыша с большим свесом выделяет скульптурные подъезды и балконы. Есть витражные витражи с искусно вырезанными изогнутыми деревянными рамами, стеклянный потолок и забор из кованого железа с дизайном рыбьей чешуи.Каждый потолок и оконная обработка отличаются, даже красивые паркетные полы имеют уникальный дизайн в каждой комнате. Предметом сопротивления, однако, является изогнутая лестница из искусственного мрамора, отполированная в форме гигантской грохочущей волны и заканчивающаяся витой бронзовой лампой в форме медузы. Первый и второй этажи открыты, но третий этаж с его частной часовней, к которой ведет секретная лестница, — нет. Рябушинский принадлежал к старообрядческой секте и был собирателем древнерусского искусства и икон, которые были выставлены в двух комнатах на втором этаже.
Дерожинская усадьба
Роскошный дом в стиле модерн, названный в честь хозяйки «особняка Дерогинского», расположен на заднем дворе за элегантным металлическим забором. Фасаду особняка придается сдержанная элегантность сочетания глазурованной керамической плитки светло-зеленого цвета, белых горизонтальных полос окантовки, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающая часть фасада почти полностью занята огромным арочным окном, над которым на крыше установлены две маленькие круглые башни.Терраса главного входа украшена женским маскароном с причудливо разбросанными длинными волосами.
Земельный участок в Штатном переулке (название Кропоткинский переулок до 1921 года) приобрел в 1901 году Александра Дерожинская, дочь промышленника Ивана Бутикова, старообрядца из Рогожского. Наследник богатого купца А.И.Дерожинская решила построить особняк для нее и ее второго мужа. Известный на всю Москву архитектор Федор Шехтель, которого она, вероятно, знала в период своего первого брака с промышленником и старообрядцем П.P.Ryabushinsky. В то время Шехтель выполнил несколько работ для Рябушинских.
Дом был спроектирован и построен при содействии А. А. Галецкого. Он отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вентиляция, канализация, центральное водоснабжение, электричество, телефон. Федор Шехтель спроектировал здание, концепцию интерьера и набросал мебель, ткани, светильники, светильники, двери и отделку, бронзу.
Геометрические узоры «продублированы» в деталях дома.
Внутренний дизайн особняка представляет особый интерес. Первый этаж предназначен для социальной жизни семьи, состоит из центрального зала, гостиной, библиотеки, спальни, кабинета и столовой. Все парадные залы сгруппированы вокруг центрального зала. Федор Шехтель воплотил в себе идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры комнат, дверей, окон, каминов, светильников.
Шедевр зала — мраморный камин с горельефом, на котором изображены две человеческие фигуры в полтора роста человека, «удерживающие» верхнюю тяжесть дубовой рамы.
Потолок в гостиной имеет другой рисунок — набор маленьких желтых лампочек с переменной интенсивностью света, установленных в ядрах лазанья.
«Леса» были художественной темой библиотеки: хоры с книжными полками, покрытыми изящным резным узором решетки, в котором развивается мотив, сотканный из облачного облака деревьев. Второй выдающийся камин в офисе — огромный шедевр из белого мрамора с рельеф древних скачущих всадников.
После революции особняк был занят различными советскими учреждениями: культурно-просветительским обществом Украинской Рады, отделом внешкольного образования Народного комиссариата просвещения, а после 1921 года были различные дипломатические миссии.Посольство Австралии проживает в Дерожинской усадьбе с 1959 года.
,