Сумах ковер: Ковры Сумах ручной работы по низким ценам от прямого поставщика

3 Янв

Дагестанские мастерицы раскрыли секреты древних ковров

Тонкие нити

В Махачкале реставраторов Джамилю Азиалову, Зайнаб Джангутаеву и Джамилю Саидову знают хорошо. Мастерицы умеют восстанавливать ткани, керамику, одежду, но чаще всего они придают новую жизнь старинным коврам. Благодаря их кропотливой работе знаменитые на весь мир дагестанские ковры возят на выставки по всему миру.

Художницы признаются: за годы работы они раскрыли для себя все техники ковроплетения, которые веками существовали на территории Дагестана.

В профессию мастерицы пришли разными путями. Например, Джамиля Азиалова выучилась на художника, специализировалась на тканях, а потом «заболела» коврами, стала изучать техники, секреты окрашивания. Зайнаб Джангутаева — потомственная мастерица, родом она из Хивского района Дагестана. Ее мать и бабушка занималась коврами, к замысловатому плетению она привыкла с детства.

Джамиля Саидова и Зайнаб Джангутаева в реставрационной мастерской. Фото: Вера Черенева/РГ

Правда, если плести ковры могут все желающие, то право на реставрацию получают только сертифицированные мастера, которые входят в специальные реестры реставраторов. Попасть туда можно лишь подтвердив квалификацию.

Мастерицы говорят, что сделать это совсем непросто, требования к реставраторам очень жесткие, что неудивительно, ведь старинные ковры имеют огромную историческую и материальную ценность. Со временем они теряют прочность, любое неосторожное движение может привести к тому, что ковер начнет рассыпаться в руках.

Ковры в Дагестане делают сотни, если не тысячи лет. На слепках керамики археологи много раз находили следы плетения, которое очень напоминает ковровое. Правда, как признаются в музее изобразительных искусств, более ли менее ковер может сохраняться не более 300 лет.

— Конечно, в музеях можно увидеть фрагменты тканей или ковры, которым тысячи лет, но нужно понимать, что они сохранялись в особых условиях, где нет доступа воздуха. Если ковер реально использовался, то срок его жизни ограничен, — говорит Зайнаб Джангутаева.

В Дагестане лучшей сохранностью обладают ковры из высокогорных районов.

— У нас в Махачкале если вечером оставишь белье на балконе сушиться, утром оно будет влажным. В горах, наоборот, воздух сухой, ткани лучше сохраняются, — отмечает Джангутаева.

Главный враг ковров — это моль. Ковры в Дагестане традиционно делают из шерсти. Шелковых ковров, которые распространены на Востоке, здесь не бывало даже в самых богатых домах.

— К шелку здесь всегда было очень трепетное отношение. Женщинам еще дозволялось иметь шелковые платки, в самых обеспеченных семьях на праздник женщины надевали шелковые платья. А мужчины шелк носили нечасто. Дело даже не в деньгах, а в моральном принципе, считалось, что если ты можешь позволить себе ходить по шелку, лучше не заказывай такой ковер, а отдай деньги бедным, — рассказывает Джамиля Азиалова.

Джамиля Азиалова в реставрационной мастерской. Фото: Вера Черенева/РГ

Шерсти в домах было много, но ковры делали вручную, поэтому они все равно выходили очень дорогими.

Ковры имели разное назначение, какие-то стелились на пол, какими-то украшали стены, оружие вешали на специальные ковры, называемые тапанча. Для намазов использовался отдельный ковер — намазлык. На каждом ковре в зависимости от назначения и района имелись специальные рисунки. Их с интересом изучают этнографы. Изображали на коврах солярные символы, растительные орнаменты, в районах, граничащих с Азербайджаном, были и драконы, их два вида: летящий и спящий. Есть также рисунок, похожий на перевернутую восьмерку. В Дагестане всегда были в почете точные науки, многие исследователи полагают, что это математический знак бесконечности.

В домах долгие века ковры считались главным показателем материальной обеспеченности. Если в центральных регионах России была популярна поговорка про сапожника без сапог, то здесь, в Дагестане, тоже самое можно было сказать и про ковровых дел мастериц. Ковры делались месяцами и даже годами, поэтому на заказ мастерицы могли сделать самые замысловатые изделия, а дома довольствовались простыми коврами и паласами. Совсем без ковров было нельзя.

В домах на полы клали как ковры, так и паласы. Паласы не имели сложного рисунка и часто даже не окрашивались. Фото: Вера Черенева/РГ

В домах до последнего времени часто делали земляные полы, да и центрального отопления не было. Поэтому ковры выполняли в первую очередь утилитарную функцию — сохраняли тепло.

Сейчас ковры, которые сто и даже двести лет прослужили в домах, оказываются в музеях. Перед тем как попасть в выставочные залы, их реставрируют. Без этого никак. Суть реставрации заключается в том, что мастерицы восстанавливают утраченные фрагменты ковров, проще говоря, плетут их заново. Бывает, говорит Джамиля Саидова, и такое, что ковер просто рассыпается в руках. Тогда мастерицы дублируют этот же рисунок на новую подложку.

Срок реставрации зависит от сложности ковра. Если рисунок сложный и тонкий, на восстановление одного ковра может уходить до года. Самая быстрая реставрация занимает три месяца.

Тайны древних мастериц

Если техника ковроплетения и не претерпела за последние века каких-то значительных изменений, то на рынке красителей произошла настоящая революция. Сейчас в каждом магазине для хобби и творчества можно приобрести любые краски. Но для реставрации они не годятся. Мастерицы из музея восстанавливают ковры, используя те же технологии и те же краски, что и сотни лет назад.

Правда, методичек по использованию красителей и закрепителей никто раньше не составлял, поэтому мастерицы буквально по крупицам восстанавливают старинные технологии. Дело это непростое, на территории Дагестана живут полторы сотни народностей, более чем у 40 из них свои традиции ковроплетения и свои секреты, касающиеся красителей. Иногда поиск тайны древних мастеров превращается в настоящее историческое расследование.

Поиск идеального оттенка превращается для мастериц в настоящее историческое расследование. Фото: Вера Черенева/РГ

— Несколько лет назад наша мастерская временно занимала одно из помещений в Управлении внутренних дел Махачкалы. Нам выделили гараж, — рассказывает Джамиля Азиалова. — В этом гараже мы занимались подготовкой шерсти, в том числе окрашиванием нитей. Сотрудники полиции в перерывах к нам часто заходили, расспрашивали, что мы делаем. Один полицейский пришел к нам однажды и между делом сказал, что его бабушка занималась изготовлением ковров и получала очень красивые желтые и бежевые цвета. Мы, конечно, стали интересоваться, какой краситель она использовала. Наш собеседник вспомнил название дерева на аварском. Это было очень сложное название, мы его никогда не слышали. В итоге мы поехали в этот район, стали искать, расспрашивали у местных про это дерево. Название было знакомо многим, но никто не мог нас подвести к этому дереву и сказать, что это оно. Один из местных жителей вспомнил, что в отдаленной деревне живет 96-летняя бабушка, рассказал, что она всю жизнь занималась крашением нитей и она непременно должна знать. Мы приехали к ней. Родственники сказали, что бабушки нет дома, у нас тогда, знаете, все упало, думаем, наверное, заболела, в больнице, все-таки возраст. Но, как оказалось, бабушка ушла собирать травы. Мы спросили куда, а родственники развели руками, может на скалы пойти, может в дремучий лес. Признаюсь, мы за ней идти не решились, дождались ее в доме. Бабушка, которая, кстати, даже близко на свой возраст не выглядела, рассказала, что речь идет об одной из разновидностей плакучей ивы, мы нашли это дерево, собрали кору. И, да, наш собеседник из полиции оказался прав, мы получили очень интересные оттенки и до сих пор используем их в нашей работе.

Фрагмент ковра с изображением дракона из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой. Фото: Вера Черенева/РГ

С травами много нюансов. Ореховое дерево дает зеленоватый оттенок, барбарис — желтый, ягоды использовали для придания нитям красного цвета. А благородный белый цвет дает душица и полынь. Мастериц часто спрашивают, зачем они окрашивают и без того белую шерсть. Здесь все просто: дело в том, что изначально после подготовки нитки получаются белоснежного, «медицинского» цвета, такой цвет никогда в коврах не использовался, поэтому нитки дополнительно тонируют. В мастерской используют десять оттенков только белого цвета! У каждого свое название: «старый белый», «курдючный», «белый с зеленцой».

Но нити мало покрасить, цвет нужно закрепить. Сейчас в ковроделии используются химические закрепители, также применяется соль и уксус. Мастерицы говорят, что в древности самым популярным и надежным закрепителем была моча крупного рогатого скота.

— Такая технология еще несколько десятилетий назад применялась. Помню, в детстве мама оставляла меня сторожить коров возле сарая и как только они начинали делать свои дела, я должна была подставлять ведро. Потом в это ведро опускались нити и так закреплялись краска. Запах, конечно, стоял ужасный, но краска не стиралась и не выцветала, — говорит Зайнаб Джангутаева.

Узелок к узелку

Мастерицы не только восстанавливают древние ковры. С соблюдением всех технологий они создают и новые. Рисунок переводится на миллиметровку и потом воспроизводится. Было время художницы пытались использовать компьютер, тем более, что современные программы позволяют увеличить рисунок вплоть до каждого стежка и собрать электронную модель. Но, констатирует Джамиля Азиалова, это только в теории.

Так выглядит перенесенный на миллиметровку рисунок. Фото: Вера Черенева/РГ

На практике скопировать на компьютер старинный рисунок и потом воспроизвести его невозможно. Несмотря на то, что ковры кажутся идеально ровными и симметричными, где-то есть перекосы, где-то рисунок «скачет», но древние мастерицы так успешно маскировали свои мелкие огрехи, что так сразу их и не увидишь, а при следовании созданной компьютером модели, рисунок может запросто «поплыть».

После завершения плетения ковры «утаптывали» — выносили на улицу, чтобы по ним ходили прохожие.

— В Дербенте по коврам даже специально прогоняли машины, — рассказывает Джамиля Азиалова. — Нужно, чтобы узлы встали на свое место, чтобы ворсинки от подложки скрылись, тогда рисунок проявляется ярче. Лишь после этой процедуры ковер стирался и отдавался заказчику. Мы тоже использовали такую технологию, на время отдавали ковры в магазины с большой проходимостью. Но потом от этой практики отказались: иногда ковры целенаправленно пачкали, были и те, кто лепил на них жвачку. Поэтому сейчас в случае необходимости мы готовый ковер на год отдаем в многодетную семью, там его притаптывают. Но есть и другие способы избавиться от ниток подложки, например, близко поднести к ковру горящую бумагу…

К мастерицам часто обращаются министерства, ведомства, крупные корпорации. Шестиметровый ковер украшает один из залов правительства республики, его создавали шесть мастериц в течение полутора лет. Ну а рекорд — ковер площадью 35 квадратных метров, его делали 15 мастериц.

Небольшие ковры дарят на свадьбы, часто их увозят с собой туристы в качестве сувениров.

Меняется и мода на ковры. Например, сейчас мастерицам не заказывают супрадумы — это огромные ковры, которые вещали на стены по периметру каждой комнаты. Особенность этих ковров не только в размерах, но и в очень тонком плетении, где в обычном ковре один стежок, тут — три. Позволить себе супрадум могла только очень богатая семья, такие ковры передавались из поколения в поколение и на изготовление одного ковра у бригады мастериц уходило несколько лет. Сейчас несколько супрадумов можно увидеть в Дагестанском музее изобразительных искусств. Ковры настолько огромны, что выставить их полностью невозможно даже в просторных выставочных залах.

Плетение на ковре-супрадуме. Фото: Вера Черенева/РГ

Последний супрадум в Дагестане сплели в 1970-м году.

Темп жизни ускоряется. Спроса на такие ковры больше нет. Да и желающих отдать несколько лет своей жизни ради создания красивого ковра — тоже.

У мастериц много профессиональных болезней, со временем падает зрение, развивается артрит, грубеет кожа рук, даже в молодом возрасте могут начаться проблемы со спиной. В последние годы отношение к ковроделию сильно изменилось.

— Мы принципиально не учим своих дочерей этому делу, — отмечает Зайнаб Джангутаева. — Раньше с 4-5 лет дочка стояла возле мамы и перенимала мастерство, помогала, фактически ее судьба была предопределена. Сейчас такого нет. Многие мастерицы не хотят такой судьбы своим детям. Поэтому если молодые девушки начинают теперь заниматься коврами, то только по любви. ..

3011

  • Архив
    • En
    • Ru

    Узоры для дошкольников. Обучайте успермышлению с детства!                 Узоры для дошкольников. Обучайте успермышлению с детства!                 Узоры для дошкольников. Обучайте успермышлению с детства!                 

    Читать

    Смотреть

    7 мин чтения

    Разнообразие культур

    , многоцветие ковров

    Джеджим, килим, сумах, чибта, буртина, кийиз, арбабаш, цаха… Эти загадочные слова — названия видов дагестанских ковров. Язык ковра можно считать ещё одним языком Дагестана (а всего в многонациональной республике говорят более чем на 50-ти языках). Узоры старинных ковров, как и языки, рассказывают о быте, традициях, мировоззрении жителей Кавказа.

    Уникальная природа Дагестана оказывает существенное влияние
    на мировоззрение и декоративное искусство местных жителей.
    Источники фотографии: озеро Кезенойам — Wikipedia.org; эоловый город — az-dag.ru;
    сулакский каньон — etokavkaz.ru, природа Табасаранского района — uspeach.com

    В этом материале мы рассмотрим орнаменты ковров Южного Дагестана на примере изделий конца XIX–начала XX века из коллекции Дербентского музея-заповедника и отдельных объектов книги «Декоративное искусство Дагестана» Д. А. Чиркова.

    Сумах. Ковёр безворсовый. Начало XX века. Дагестан.

    7 особенностей ковроделия Дагестана

    1. Ковры ткали практически в каждом доме, так как каменные стены и земляные полы традиционного жилища требовали утепления в условиях горного климата.

    2. Женщины могли уделять ковроткачеству восемь-десять месяцев в году, когда освобождались от сельскохозяйственных работ. Мастерицы создавали напольные ковры, настенные паласы, сумки-хурджины, пояса для носки кувшинов и другие изделия для быта.

    Тканье ковра на вертикальном станке. Аварцы. 1926.
    Фотография из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

    3. Краски для шерсти изготовляли из трав, коры деревьев, плодов кустарников, насекомых. В их производстве использовали шелуху лука, шафран, чистотел, ландыш, инжир, крапиву. Широко применяли марену, которая придавала шерсти оттенки красного цвета: от светло-розового до тёмно-малинового.

    4. Благодаря разнообразию природных красителей цветовое решение дагестанских ковров очень богато, узор выстраивается на 7–24 оттенках. Особенно насыщен колорит южно-дагестанских безворсовых ковров-сумахов. Он состоит из синих, серо-голубых, белых, кирпично-красных, охристо-золотистых, оранжевых и красных тонов.

    Ковёр безворсовый Сумах. Начало XX века. Южный Дагестан.

    5. По технике изготовления дагестанские ковры делятся на четыре группы: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

    6. Даже старинная этнографическая карта Дагестана, составленная в 1886 году, похожа на фрагмент пёстрого ковра: разными цветами на ней обозначены территории расселения лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, табасаранцев, лакцев и других народов. У каждого народа есть свои типичные орнаменты и техники изготовления ковров.

    Этнографическая карта Дагестанской области 1886 года, на которой указаны территории расселения и численность народов, границы округов, полицейских участков и сельских обществ

    7. Торговля со странами Востока и Средней Азии, а также активный культурный обмен между регионами Кавказа, обогащали орнаментальный язык дагестанского ковроткачества.

    Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана

    Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.

    Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.

    • Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.
    Ковёр ворсовый. Начало XX века. Дагестан.

    Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи являются космогоническими элементами орнамента — схематизированными изображениями солнца и звёзд.

    Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан

    По словам старожилов Дагестана знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу. Знак в виде треугольника играл роль талисмана, оберегавшего человека от рождения и до самой старости. Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», означал благополучие, достаток, обилие.

    Ковёр ворсовый. Фрагмент. Начало XX века. Южный Дагестан
    • Растительные мотивы навеяны красотой и многообразием местной природы. Это элементы дерева, ветвей, листьев цветка, букета. При создании орнамента ковровщицы следовали природному распределению линий, которые они видели на реальных растениях.
    Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан. Орнамент центрального поля создан растительными мотивами
    • Зооморфные мотивы отражают разнообразие животного мира Дагестана.
    Ковёр ворсовый, молитвенный. Фрагмент. Южный Дагестан. Начало XX века.
    В орнаменте ковра встречаются изображения древа жизни и элементы, напоминающие силуэты птиц.

    К зооморфным мотивам относятся многочисленные изображения бараньих рогов — «карчар».

    Ковёр ворсовый. «Сафар-чечне». Фрагмент. XIX век. Южный Дагестан.

    Исследователи связывают стилизованные изображения бараньих рогов с тотемными знаками.

    Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Дагестан.
    На чёрном фоне широкой каймы, между звеньями ломаной линии хорошо видны элементы, напоминающие рога.

    На некоторых коврах можно увидеть целые картины, рожденные фантазией и наблюдательностью горянок: деревья с цветами и плодами, фигуры животных, предметы быта.

    Ковер ворсовый. XIX век. Дагестан.
    • Антропоморфные мотивы встречаются в орнаментах ковров в виде схематического изображения человеческих фигур, например, всадников или пляшущих джигитов.
    Ковёр ворсовый «Пляска джигитов». Фрагмент.

    Особую группу узоров дагестанских ковров составляют орнаменты на коврах, используемых в религиозных практиках. С распространением ислама на территории Дагестана в обиходе местных жителей появляется ковер-намазлык — небольшой коврик для молитвы (намаза).

    Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей скверны. В орнаменте намазлыка часто встречается символическое изображение михраба (ниши в стене мечети), что символизирует обращение к богу.

    Ковер молитвенный. Фрагмент с изображением элемента, символизирующего михраб. Дагестан. Начало XX века.

    Важным орнаментальным мотивом молитвенны ковриков считается священное дерево — дерево жизни. Древо жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие в глубь земли, — подземный или нижний мир, ствол и нижние ветви — небо, верхние ветви — рай. Таким образом оно связывает землю и рай.

    Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

    Особенности композиции ковров Южного Дагестана

    В композиции ковра выделяется:

    • Центрический орнамент. Имеет вид крупных, законченных декоративных геометризованных форм с детальной разработкой внутри — медальонов. Этот вид орнамента строился по принципу одноосной или двуосной симметрии. Иногда встречается центрический орнамент, построенный по принципу асимметрии. На центральном поле ковров может помещаться несколько медальонов, вокруг которых в шахматном порядке располагаются более мелкие розетки и медальоны.
    Центральный медальон. Сумах, безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан.
    • Фоновый орнамент. Заполняет свободные от крупных фигур пространства центрального поля. Выступает в роли второстепенного элемента композиции, обычно располагаясь ассиметрично в виде сочетаний нескольких разнообразных орнаментальных мотивов.
    Фрагмент с разнообразием элементов фонового орнамента
    — маленьких розеток, звезд, s-образных элементов.
    Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.
    • Орнаменты кайм бордюра. Бордюр замыкает границы центрального поля, окружая его каймами — полосами. Кайм может быть 3 — 9 (по некоторым источникам 10). Ведущая кайма ковров широкая, вспомогательные каёмки более узкие.
    Бордюр с четырьмя каймами. Кайма 2 — ведущая.
    Ковёр молитвентвенный. Фрагмент. Начало ХХ века. Южный Дагестан

    Основным принципом построения окаймляющего орнамента является принцип раппортности (повторяемости) и ритмичности.

    Бордюр с тремя каймами. Выраженная ведущая кайма отсутствует.
    Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан

    Каймовые орнаменты имеют разные мотивы. В частности: геометрические, роговидные, бегущей волны.

    Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

    Впереди большая работа

    В этой статье мы рассказали и проиллюстрировали множество элементов. Однако это лишь часть существующего многообразия орнаментов. Ниже приведены перечни элементов ковров Южного Дагестана в классификации исследователей:

    В наших планах продолжить поиск образцов ковров Южного Дагестана созданных до 1920-х гг. XX века и дополнить наш аналитический разбор большим количеством иллюстраций графических элементов. Всегда рады партнерству с культурными организациями и экспертами.

    Спасибо!

    Благодарим за помощь в подготовке статьи Гулаймат Агабековну Юсуфову, научного сотрудника отдела «Фонды» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».

    Источники:

    • Статьи «Ковры и ковровые изделия Дагестана» и «Орнаментальные особенности дагестанских ковров», подготовленные сотрудниками «Музея Ковра» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
    • Гарунова С. М. «Дербентское ковроткачество» в контексте истории этнокультур // Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 60. С. 38–44.
    • Гарунова С. М. Художественно-технические характеристики дагестанских безворсовых ковров // Вестник института ИАЭ. 2017. № 2. С. 133-142.
    • Дебиров П. М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивом. М.: Наука, 2001.
    • Народные художественные промыслы Дагестана. Изд. 3 дополненное. Коллектив авторов. Махачкала: Издательство «Лотос», 2012.
    • Чирков Д. А. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.

    Составитель статьи: Елизавета Березина

    Расскажите нам

    Посмотрите на узор этого выпуска. Какие ассоциации он у вас рождает? Какие образы приходят на ум? Какое настроение и эмоции создаёт
    Напишите ниже свои мысли в вольной форме.
    Благодарим вас, вы помогаете нам создать «атлас» современных ассоциаций на старинные узоры!

    Вводя свои данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

    Ковры Сумак | Antique Soumak Caucasian Rugs

    Поскольку ковры Soumak были сотканы в различных регионах, производящих ковры, их рисунки исключительно разнообразны. Хотя они довольно редки по сравнению с ворсовыми коврами и традиционными килимами, старинные сумакские ковры украшены большими медальонами, искусно выполненными повторяющимися узорами, узорами персидских садов и племенными мотивами, которые окружены множеством наборов богато детализированных бордюров. Из старинных ковриков Soumak получаются выдающиеся напольные покрытия, но эта техника также использовалась для изготовления сумок, сбруи, седельных чехлов, декоративных покрывал и функциональных предметов домашнего обихода. Как и другие изделия местных ремесленников, старинные ковры Soumak — это очень декоративные и разнообразные текстильные изделия, которые хорошо сочетаются с современной мебелью и хорошо смягчают минималистский интерьер.

    Сумак или Сумак представляет собой разновидность парчи или плоского ворса. Более толстый, чем килимовый ковер, это достигается путем горизонтального обматывания пряжи вокруг последовательных пар основы между проходами утка сверху и снизу. При вертикальном сжатии ткацким гребнем полученная текстура выглядит как проволока, слегка возвышающаяся над поверхностью ковра. Сумак назван в честь села Шемака на Кавказе, где эта техника широко практиковалась, но точно не там была изобретена. Сумак широко практиковался в мире изготовления старинных ковров, от Средней Азии до Ирана, Кавказа и Турции.

    Старинная техника плетения сумак

    Плетение сумак — Искусство ткачества и изготовления изящных ковров древнее и сложное. На протяжении веков мириады разрозненных культур со всех уголков земного шара разработали методы создания плотных, долговечных плетений, таких как коврики, ковры и килимы.

    Старинное кавказское сумакское плетение

    Как такового единого универсального метода создания тонкого плетения не существует; скорее, есть несколько разных, совершенно отличительных техник плетения. Эти методы и подходы разрабатывались с течением времени и являются уникальными для данной местности, племени и/или народа.

    Старинная кавказская текстура ворса сумак

    Одним из конкретных примеров типа переплетения, которое было разработано и используется по сей день, является переплетение сумак. Широкая адаптация соумакского переплетения к такому широкому кругу различных культур, производящих ковры, безусловно, является довольно убедительным свидетельством качества и «воспроизводимости» процесса — краеугольных камней любой долговечной художественной техники.

    Красивые геометрические узоры кавказских сумакских ковров

    Одним из самых известных видов старинного ткачества на Кавказе является сумак. Они были произведены в широком спектре дизайнов, но, как правило, для них характерен четкий, точный рисунок, нанесенный на абстрактные или стилизованные геометрические узоры с использованием богатой и разнообразной палитры.

    С технической точки зрения сумаксы представляют собой безворсовые ковры. Их техника похожа на технику килимов, но несколько сложнее, толще в рукоятке и долговечнее напольного покрытия. В отличие от техники килим, которая состоит в том, что уплотненная уточная прокладка просто проходит поверх и под вертикальными витками, переплетение сумак направляет пряжу вокруг основы в виде змеевика, над двумя, сзади одна, над двумя сзади одна и так далее.

    Ряды этой лицевой или парчовой пряжи затем разделяются утками, как ряды узлов в ворсовых коврах. Происхождение этой техники трудно определить, но она засвидетельствована буквально от одного конца мира производства ковров до другого.

    Термин Сумак, по-видимому, является искажением названия Шемака, города в Ширванской области на Кавказе, где, как часто утверждается, изготавливались такие ковры. Однако сумаки производились в различных районах Кавказа, и регион к северу от Кубы, по-видимому, был крупным центром их производства.

    Антикварные ковры сумак

    Кавказские сумаки имеют очень интересный дизайнерский репертуар, состоящий из нескольких различных типов или групп. С точки зрения истории ковров наиболее интересна группа, в которой используются полевые узоры из больших многоугольных медальонов, часто в форме ромбов или звезд.

    Они, как правило, созданы по образцу ранних турецких ворсовых ковров, особенно так называемых «Гольбейн с мелким узором» и «Гольбейн с крупным узором», произведенных в Западной Турции в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Ключевой особенностью ковров Гольбейна является использование в качестве наполнителей углублений по краю основных медальонов небольших квадратов с роговыми парами крючков.

    Кавказские Сумаки этого типа воспроизводят даже эти детали с поразительной последовательностью и точностью. Различные более мелкие мотивы, используемые в качестве наполнителей пространства, похоже, происходят из общего племенного репертуара большинства кавказских и турецких ковров. Границы кавказских сумаков, как правило, состоят из небольших геометрических медальонов или стилизованных розеток, хотя они могут вызывать удивление, как в показанном здесь примере, адаптированном из рисунков килимов.

    Вторая крупная группа кавказских сумаков имеет узоры по всему полю, состоящие из меньших медальонов, расположенных близко друг к другу в шахматном порядке. Некоторые из них, имеющие форму многоконечной звезды (так называемая звезда Кривелли), также происходят из репертуара ранних турецких ковров. А вот овальные медальоны с волнистыми краями — это цветочные пальметты классического персидского происхождения.

    Несмотря на различное происхождение элементов дизайна, Сумаки этой группы по-прежнему отличаются значительной стилистической однородностью или целостностью. Границы этой второй группы во многом такие же, как и у первой, хотя показанный здесь пример имеет очень необычную границу, которая снова восходит к ранним турецким коврам.

    Третья группа кавказских сумаков связана с более местными традициями. Известные как «Дракон Сумаки», они явно произошли от классических ковров Кавказского Дракона, которые производились с конца шестнадцатого до начала восемнадцатого веков.

    Коврики Дракона сами по себе были произведены кавказскими мастерскими на основе импортированных ковров Керман Персидская Ваза, хотя точная область их производства до сих пор неясна. Сумаки этого типа, вероятно, были созданы по образцу деревенских производных ковров Дракона, которые производились в Карабахской области в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков.

    Другим, возможно родственным типом, являются Сумаки Верне, которые имеют узоры, состоящие из больших угловатых S-образных мотивов, которые обычно считаются драконами, хотя в большинстве случаев они больше не распознаются как таковые.

    Хотя источники дизайна кавказского сумакского производства девятнадцатого века не являются особенно загадочными, до сих пор неясно, что именно послужило толчком к их изготовлению. Подавляющее большинство этих произведений относится к концу девятнадцатого века. Они являются неотъемлемой частью настоящего взрыва производства и экспорта ковров, который произошел на Кавказе в то время под официальным надзором России.

    Но хотя можно почти непрерывно проследить развитие кавказских ворсовых ковров с конца семнадцатого и восемнадцатого веков вплоть до девятнадцатого и двадцатого, трудно с уверенностью идентифицировать кавказских сумаков старше 1850 года, хотя техника должна была быть известна на Кавказе задолго до этого времени. Кавказское сумакское производство конца девятнадцатого века, по сути, возникло из ниоткуда.

    Столь же неясны причины особого выбора дизайнерских моделей классического турецкого и персидского происхождения. Возможно, этот выбор говорит о том, что ткачи или те, кто руководил производством сумаков, стремились выйти на рынок для того, что тогда выглядело как антиквариат.

    Ранние турецкие и персидские ковры уже в девятнадцатом веке пользовались большим спросом и коллекционированием. Мы, конечно, можем представить, что ткачи или дизайнеры этих сумаков имели доступ к ранним турецким коврам, которые послужили прототипами.

    Такие реликвии вполне могли быть у местных кавказских народов, изготовлявших эти сумаки, особенно у армян, издавна занимавшихся торговлей турецкими коврами на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

    Следовательно, кавказские сумаки девятнадцатого века, по-видимому, были сознательным антикварным произведением, ретроспективной данью уважения великим ранним традициям турецкого, кавказского и персидского ткачества. Как таковые, они могут привлекать нас еще больше сегодня, когда интерес к классическим турецким и персидским коврам вырос в геометрической прогрессии.

    Все, что вы хотите знать о коврах с Кавказа

    Показать меньше …

    сумак в Rug Studio

    Продукты 1 — 48 из 8230

    Показать: 12487296200

    Вид: СеткаСписок

    Сортировать по: ПопулярностьСамая низкая ценаСамая высокая ценаСамый высокий рейтинг

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Suzani 3 Area Rug

    (Отзывов: 2)

    …искусство Узбекистана. Сюзани традиционно ткали в виде вышивки, подходящей только для настенных ковров, подушек и других мягких тканей. Компания Tibet Rug разработала эти красивые дизайны в soumak конструкция… очень функциональный и прочный ковер из плоского переплетения.

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Suzani 3 Ковер

    Ковер известного производителя Soumak 332

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Ковер известного производителя Soumak 332

    Нурисон Нурмак Ск92 Синий коврик

    Запатентованное плетение Nourison »Soumak» было специально создано для того, чтобы придать этим изысканным шедеврам элегантный старинный вид музейных оригиналов. Детальный дизайн варьируется от традиционных персидских до элегантных бесаррабских цветочных узоров.

    Эти сенсационные плоские ткани добавляют текстуру и…

    Nourison Nourmak Sk92 Синий коврик

    Ковер Southwest Looms Dreamcatcher N-17 Cheyenne Area

    Коллекция «Ловец снов» вдохновлена ​​традициями ковроткачества племени навахо. Мы работали с нашими ткачами в течение четырех лет, чтобы точно воспроизвести ощущение, текстуру, переплетение и внешний вид ковра ручной работы навахо. Все наши ковры сотканы высококвалифицированными ткачами из новозеландской шерсти и быстро окрашиваются…

    Ковер Southwest Looms Dreamcatcher N-17 Cheyenne Area Rug

    Известный производитель Soumak 269 Earthtones Ковер

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в елочку, характерной для сумак сот.

    Ковер Famous Maker Soumak 269 Earthtones

    Известный производитель Soumak 100491 Винтажный синий ковер

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Известный производитель Soumak 100491 Винтажный синий коврик

    Safavieh Натуральный Kilim Nkm318a Серый/Многоместный Ковер

    Ковры Natural Kilim, стилизованные под старинные мотивы кочевых племен, сотканы вручную ремесленниками из прочесаной вручную шерсти, что придает им богатую блестящую текстуру. Деревенские и повседневные натуральные килимы идеально подходят для традиционных, переходных и современных интерьеров.

    Safavieh Натуральный Килим Nkm318a Серый/Многозонный Ковер

    Kalaty Soumak Натуральный муслиновый коврик SL-250

    Набор двусторонних полотен Коврики Soumak , изготовленные вручную с использованием в основном неокрашенной шерсти, что делает эти ковры естественным выбором для людей, которые ценят «зеленые» и экологически чистые продукты для своего дома. Это сочетание традиционных и переходных узоров в самых популярных на сегодняшний день натуральных тонах…

    Муслиновый коврик Kalaty Soumak Natural SL-250

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Kazak Design 10 Area Rug

    …Море. Производство ковров в этой части мира резко сократилось до такой степени, что большинство кавказских ковров теперь являются предметом коллекционирования. Компания Tibet Rug разработала эти уникальные племенные узоры в сумак конструкция, сотканная в насыщенных тонах, соответствующих оригинальным кавказским коврам.

    Tibet Rug Company Soumak Kazak Design Ковер на 10 мест

    Safavieh Sumak SUM438A Ковер красный/зеленый

    Возобновление интереса мира дизайна к коврам с плоским плетением вдохновило Safavieh на создание новой коллекции Sumak с натуралистичными узорами в современной модной палитре. Коллекция Sumak создана в Индии с использованием традиционного турецкого плетения Sumak для создания эффекта парчи с цепным швом, который…

    Safavieh Sumak SUM438A Ковер красный/зеленый

    Ковер Safavieh Natural Kilim Nkm316b натуральный/цвет слоновой кости

    (1 Review)

    Коврики Natural Kilim, стилизованные под старинные мотивы кочевых племен, сотканы вручную ремесленниками из прочесаной вручную шерсти, что придает им богатую блестящую текстуру. Деревенские и повседневные натуральные килимы идеально подходят для традиционных, переходных и современных интерьеров.

    Safavieh Натуральный Килим Nkm316b Натуральный / Цвет Слоновой Кости Ковер

    Известный производитель Soumak 100279 Ивовый ковер

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани

    сумак .

    Известный производитель Soumak 100279 Ивовый коврик

    Многоместный ковер Karastan Spice Market Saigon

    (3 отзыва)

    С тонким намеком на влияние экзотического стиля ацтеков, Saigon демонстрирует горизонтальные ряды вдохновленных культурой мастерства, отлитых в средиземноморской палитре с оттенками аквамарина, специй, цитрона, сапфира, граната, табака, древесного угля и золото. Разноцветное чудо, это современное…

    Универсальный ковер Karastan Spice Market Saigon

    Safavieh Kilim KLM108B Синий — Оранжевый коврик

    Традиции плоского плетения кочевников от Ближнего Востока до Центральной Азии возрождены в множестве современных, но вдохновленных племенами дизайнов коллекции Kilim от Safavieh. Каждый ковер соткан вручную, чтобы создать уникальное и повседневное произведение искусства.

    Safavieh Kilim KLM108B Ковер сине-оранжевый

    Ковер Surya Lenora Lnr-1001

    Являясь экспертами в объединении формы и функциональности, мы превращаем наиболее актуальные тенденции в одежде и домашнем декоре в модные продукты различных стилей, ценовых категорий и категорий, включая ковры, подушки, покрывала, настенный декор, освещение, акцентную мебель, декоративные аксессуары и постельное белье. От…

    Ковер Surya Lenora Lnr-1001

    Известный производитель Сумак 100490 Алый коврик

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Известный производитель Soumak 100490 Алый коврик

    Nourison Nourmak S172 Синий коврик

    Запатентованное плетение Nourison »Soumak» было специально создано для того, чтобы придать этим изысканным шедеврам элегантный старинный вид музейных оригиналов. Детальный дизайн варьируется от традиционных персидских до элегантных бесаррабских цветочных узоров. Эти сенсационные плоские переплетения добавляют текстуру и…

    Nourison Nourmak S172 Синий коврик

    Ковер известного производителя Soumak 270

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Ковер известного производителя Soumak 270

    Kaleen Sunice Sun09-01 Ковер цвета слоновой кости

    Замысловатые узоры традиционного дизайна становятся современными благодаря трендовым цветовым сочетаниям в коллекции Sunice. Выбирайте из мягких цветов с едва уловимыми неприятными или более смелыми палитрами с четкими деталями. Эти легкие в уходе коврики для дома и улицы изготовлены машинным способом в Египте из полипропилена, на 100% защищенного от УФ-излучения,…

    Kaleen Sunice Sun09-01 Ковер цвета слоновой кости

    Ковер Surya Kilim Klm-2303

    Являясь экспертами в объединении формы и функциональности, мы превращаем наиболее актуальные тенденции в одежде и домашнем декоре в модные продукты различных стилей, ценовых категорий и категорий, включая ковры, подушки, покрывала, настенный декор, освещение, акцентную мебель, декоративные аксессуары и постельное белье. От…

    Surya Kilim Klm-2303 Ковер

    Jaipur Living Scandinavia Dula Sandhurst Scd21 Papyrus Area Rug

    Изготовленный из неокрашенной новозеландской шерсти, выбранной за ее превосходную прочность, мягкость и натуральный цвет, а затем валяной для получения уютной текстуры, этот ультра-плюшевый ковер ручной работы в вересковых оттенках папируса и грифона является народным искусством для пол. Цвета Pantone включают: папирус (11-0107), грифон (17-5102)

    Jaipur Living Scandinavia Dula Sandhurst Scd21 Papyrus Area Rug

    Nourison Nourmak S165 Темно-синий ковер

    Запатентованное плетение Nourison »Soumak» было специально создано для того, чтобы придать этим изысканным шедеврам элегантный старинный вид музейных оригиналов. Детальный дизайн варьируется от традиционных персидских до элегантных бесаррабских цветочных узоров. Эти сенсационные плоские ткани добавляют текстуру и…

    Nourison Ковер Nourmak S165 темно-синий

    Калаты Асара SA6294 Ковер

    Это специальное приобретение Качественный ковер Soumak по специальной цене. Количество ограничено, пока есть в наличии.

    Kalaty Asara SA6294 Ковер

    Ковер Surya Vinilo VNL-2317

    Коллекция Vinilo представляет собой вдохновленный традициями дизайн, олицетворяющий вневременной стиль элегантности, комфорта и изысканности. Они представляют собой тщательно сплетенную конструкцию и напечатаны на виниле для удобства очистки и хранения. Эти изделия отличаются долговечностью и придадут естественное очарование вашему…

    Ковер Surya Vinilo VNL-2317

    Ковер Surya Milas MSL-2300

    Коллекция Milas представляет собой вдохновленный традициями дизайн, олицетворяющий вечный стиль элегантности, комфорта и изысканности. Благодаря ручной вязке эти ковры отличаются долговечностью, которой нет в других конструкциях ручной работы, и могут похвастаться возможностью тщательной стирки…

    Surya Milas MSL-2300 Ковер

    Ковер Famous Maker Soumak 100480 Boho Beige Area

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Famous Maker Soumak 100480 Бежевый коврик в стиле бохо

    Ковер известного производителя Soumak 344

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в елочку, характерной для сумак сот.

    Ковер известного производителя Soumak 344

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Kazak Design 4 Ковер

    (1 отзыв)

    …Море. Производство ковров в этой части мира резко сократилось до такой степени, что большинство кавказских ковров теперь являются предметом коллекционирования. Компания Tibet Rug Company разработала эти уникальные племенные узоры в конструкцию сумак , сотканную в насыщенных тонах, соответствующих оригинальным кавказским коврам.

    Tibet Rug Company Soumak Kazak Design 4 Коврик

    Ковер известного производителя Soumak 268

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Ковер известного производителя Soumak 268

    Известный производитель Soumak 100479 Многоместный ковер в стиле бохо

    Этот особый двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, имеет уникальную текстуру в виде елочки, характерную для ткани сумак .

    Famous Maker Soumak 100479 Многоместный ковер в стиле бохо

    Safavieh Kilim KLM951A Синий коврик

    (5 отзывов)

    Традиции плоского плетения кочевников от Ближнего Востока до Центральной Азии возрождены в множестве современных, но вдохновленных племенами дизайнов коллекции Kilim от Safavieh. Каждый ковер соткан вручную, чтобы создать уникальное и повседневное произведение искусства.

    Safavieh Kilim KLM951A Синий коврик

    Калаты Сумак Су-227 Многоместный Ковер

    Элегантные цветочные мотивы с контрастной каймой, двусторонняя ткань Soumac из 100% шерсти премиум-класса. Старинный внешний вид является результатом высококачественной шерсти, сложного процесса ткачества и тщательной отделки, которые придают желаемые винтажные качества, за которые Кэрол Хикс…

    Многоместный коврик Kalaty Soumak Su-227

    Rugstudio Sample Sale 162617R Многоместный ковер

    Это продукция общенационального бренда. Нам не разрешили показывать свое имя, так как мы значительно снизили цену. Мы показываем его как «образец», так как он поставляется из одного из наших выставочных залов. Вы по-прежнему получаете нашу щедрую 30-дневную политику возврата, а также торговую марку за меньшие деньги!

    Rugstudio Sample Sale 162617R Многоместный ковер

    Famous Maker Soumak 100486 Льняной/джинсовый коврик

    Ковер Surya Jeweltone Flatweave Dhurrie Jt-1033

    (Отзывов: 11)

    Эта коллекция ручного плетения из плоского переплетения с серией юго-западных узоров станет соблазнительным дополнением вашего пространства. Благодаря обратимой конструкции и безупречному дизайну эти предметы станут бесценным украшением вашего дома от комнаты к комнате. Соткано на станке, а не…

    Surya Jeweltone Flatweave Dhurrie Jt-1033 Ковер

    Ковер Loloi Gemology Gq-02 Blue — Сливовый

    Коллекция Gemology, созданная в сотрудничестве с дизайнером Джастиной Блейкни, сочетает в себе смелый рисунок, яркие цвета и интригующую текстуру с вырезами и петлями, которая соткана вручную в Индии из 100% окрашенной в космосе шерсти.

    Ковер Loloi Gemology Gq-02 Blue — сливовый

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Kazak Design 2 Ковер

    (3 отзыва)

    …Море. Производство ковров в этой части мира резко сократилось до такой степени, что большинство кавказских ковров теперь являются предметом коллекционирования. Компания Tibet Rug Company разработала эти уникальные племенные узоры в конструкцию сумак , сотканную в насыщенных тонах, соответствующих оригинальным кавказским коврам.

    Tibet Rug Company Soumak Kazak Design 2 Ковер

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Suzani 10 Area Rug

    …искусство Узбекистана. Сюзани традиционно ткали в виде вышивки, подходящей только для настенных ковров, подушек и других мягких тканей. Компания Tibet Rug Company превратила эти красивые узоры в конструкцию сумак … очень функциональный и прочный ковер из плоского переплетения.

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Suzani 10 Ковер

    Известный производитель Soumak 100477 Глиняный коврик

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в елочку, характерной для сумак сот.

    Известный производитель Soumak 100477 Глиняный коврик

    Safavieh Monaco Mnc222h Оранжевый — Многоместный ковер

    Свободолюбивая и яркая коллекция Safavieh Monaco придает богемный шик причудливым мотивам и классическому дизайну ковров. Предпочтения современного декора потворствуют модному стилю и захватывающему виду Монако. Мощное ткачество с использованием мягких, прочных синтетических нитей, создающих…

    Safavieh Monaco Mnc222h Оранжевый — Многоместный ковер

    Famous Maker Soumak 100487 Песочный/алый коврик

    Kalaty Soumak Natural SL-252 Пшеничный коврик

    Коллекция двусторонних плоских ковров Soumak , изготовленных вручную с использованием в основном неокрашенной шерсти, что делает эти ковры естественным выбором для людей, которые ценят экологичные и экологичные товары для дома. Это сочетание традиционных и переходных рисунков в самых популярных на сегодняшний день натуральных тонах…

    Пшеничный коврик Kalaty Soumak Natural SL-252

    Ковер известного производителя Soumak 100488

    Этот специальный двусторонний ковер, связанный вручную из 100% шерсти премиум-класса, отличается уникальной текстурой в виде елочки, характерной для ткани сумак .

    Известный производитель Soumak 100488 Ковер

    Safavieh Tunisia Tun1611 Ковер цвета слоновой кости

    Деревенская и повседневная коллекция Tunisia от Safaveih воспевает традиции плетения ковров древних берберских племен Северной Африки. Их простые геометрические полоски, треугольные и ромбовидные мотивы послужили источником вдохновения для успокаивающих дизайнов ковров, изготовленных из износостойкого полипропилена в…

    Safavieh Тунис Tun1611 Ковер цвета слоновой кости

    Оригинальный коврик Ralph Lauren High Mountain RLR5532A

    Вдохновленный старинными тканями, найденными в западных штатах, ковры High Mountain от Ralph Lauren Rugs украшены ромбовидным медальоном в честь величественных скалистых вершин региона. Этот очаровательный плоский ковер ручной работы соткан из мягкой кардной шерсти натуральных цветов.

    Ralph Lauren High Mountain RLR5532A Оригинальный коврик

    Safavieh Sumak SUM422A Синий / Бежевый Ковер

    Возобновление интереса мира дизайна к коврам с плоским плетением вдохновило Safavieh на создание новой коллекции Sumak с натуралистичными узорами в современной модной палитре. Коллекция Sumak создана в Индии с использованием традиционного турецкого плетения Sumak для создания парчового эффекта цепной строчки, который…

    Safavieh Sumak SUM422A Ковер синего/бежевого цвета

    Ковер Tibet Rug Company Soumak Suzani 12 Area Rug

    …искусство Узбекистана. Сюзани традиционно ткали в виде вышивки, подходящей только для настенных ковров, подушек и других мягких тканей. Компания Tibet Rug Company превратила эти красивые узоры в конструкцию сумак .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *