Украшения ар деко: Эпоха ар деко — характерные черты украшений в стиле арт деко

12 Май

Эпоха ар деко — характерные черты украшений в стиле арт деко

В 20-х годах 20 века общество твёрдо решило отвлечься от витых линий и блеклого колорита уходящего стиля ар нуво. Уже поздний ар нуво, или «модерн», радует крепнущим геометризмом. Крылышки ювелирных фей сменились крыльями аэропланов. Однако эти поиски на два года были прерваны Первой мировой войной. Период с конца Первой мировой войны  и до начала Второй полностью принадлежит стилю ар деко (гидом по стилю может служить кинофильм «Великий Гетсби»).

В 1920-х годах, в пору «джаз-модерна», модные парижанки остригли волосы,  укоротили юбки и упразднили рукава.

Возникла мода «гарсон». Роскошную вечернюю «брошь-кисть» днём заменяла бесконечная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. Носили тяжелые пояса и браслеты (на запястье и иногда предплечье). Из новинок  — двусоставная брошь с клипсовым замком (ею закалывали модные «труакары» – полупальто с рукавами три четверти).

 

   

Вызывали фурор наручные часы, которые как раз в начале 20 века вошли в обиход как и заменили привычные часы на цепочке (в нашей статье – история наручных часов). Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.

Стиль ар деко (в русском написании иногда озвучивают молчаливую t от Art Deco и пишут «стиль арт деко»), сложившийся  во Франции к началу 1920-х годов, в итоге утвердился в США и большинстве стран Европы.

Музой ювелиров периода конструктивизма стала технократия. Это и определило черты украшений ар-деко — геометрические формы, прямые углы и линии, окружности и «поля» открытого, «типографического» цвета.

 

Задача стиля Art Deco — создать миф роскошной жизни в годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами.

Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона разбудило интерес к Египту.

Фирма Картье открыла линию украшений в египетском стиле. Подвески из пластин нефрита в рубинах и алмазах, скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса.

Дягилевские сезоны в Париже, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм — всё это формировало вкусы людей эпохи ар деко. Как и зрелище новейшей техники.

В стиле, отличном от всего и всех, создавал свои работы Жан Фуке (Jean Fouquet), сын Жоржа Фуке (знаменитого художника-ювелира прежней эпохи — ар нуво). В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся работы Жана Фуке — брошь из слоновой кости и браслет — ни на что не похожие украшения. Это мотивы авангардистов начала века, кубизм в чистом виде.

Интересны и «небоскрёбы» — серьги из платины — другого парижского ювелира, Раймона Тамплие (Raymond Templier). В этих серьгах проявлены идеи конструктивизма. Тамплие украшал геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком.

     

Ювелиры Жан Фуке и Раймон Тамплие — истинные «гости из будущего».

Ювелирный Дом Картье – ар деко как основа

Изделия Дома Картье 1920-1930-х годов — это ярчайшие примеры становления нового ювелирного стиля.

Поначалу Картье предпочитал простые композиции и ясные формы,- круг или сегмент, наиболее «женственные», по мнению мастера.

Позднее он «освоил» остальные фигуры. Украшения с простым и четким силуэтом из оникса, горного хрусталя, нефрита, перламутра он украшал бриллиантами и другими драгоценными камнями — в тонкой цветовой гамме.

         

    

Но скоро мастера Дома Картье разработали «белый ар деко», где белая платина и бриллианты сочетались с чёрным ониксом и чёрной эмалью. Эта игра черных и белых пятен создала своеобразный мотив «шкура пантеры».

   

Этот мотив использовали и при оформлении наручных часов. «Белый ар деко», пожалуй, не только обогатил фирму, но и помог становлению нового стиля в целом. В это время на «цветном фронте» выполняли броши-«вазы с фруктами» или «корзины с цветами», из рубинов, изумрудов и сапфиров . Мотив корзины с цветами был весьма характерен для украшений в стиле ар деко.

Выставка декоративных искусств и современной промышленности в 1925 году в Париже стала триумфом Дома Картье. Произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Деспре, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров показали рождение эстетики новой эпохи. Золотую медаль получил  парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный в высшем обществе.

               

Ювелирные технологии эпохи ар деко

В 1935 году Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс изобрели невидимую закрепку (от английского invisible set) драгоценных камней. В бриллиантах, сапфирах или рубинах вытачивались канавки,  камни вставлялись вплотную друг к другу и полностью покрывали металл. Это позволило мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а после и прочим — создать истинные шедевры в стиле ар деко.

Уже в 1930-е годы стиль украшений ар деко вышел в массы, в странах Европы и Америки создавали доступные для  широкого круга покупателей вещи. Это бриллиантовые броши-клипе и сотуары (франц. «porter en sautoire», — «носить на спине, носить через плечо»), а особенно —  браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения встречаются в любом крупном антикварном магазине.

Примеры украшений эпохи ар деко:

         

   

   

Стиль ар деко господствовал в мире искусства от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако его приёмы и образный строй универсальны настолько, что и сегодня выглядят современно и ярко.

Автор: Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ

ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Украшения в стиле барокко, рококо, классицизма и ампира | Украшения в викторианском стиле | Украшения в стиле ар нуво или арт нуво | Украшения в авангардных стилях — кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек | Украшения в стиле стимпанк | Ювелирная классика | Геометрия в украшениях | Украшения в стиле примитивизм | Винтажная бижутерия

Поделитесь статьей с друзьями

Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ

Ар-деко.

Сто лет на пике моды

Cartier. Браслет TUTTI FRUTTI. Продан 28 апреля 2020 года на торгах Sotheby’s за $1,34 млн. Фото: Sotheby’s

Ювелирное искусство ар-деко – это геометрия и яркие, цветные камни. А ещё Китай, Япония, Индия, Египет и прочая экзотика – в качестве основных мотивов.

Марина Волкова

На Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже Дом Van Cleef & Arpels был удостоен Гран-при за браслет Roses, украшенный рубинами, изумрудами и бриллиантами. 1925 г. Фото: Van Cleef & Arpels

В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративных искусств, которую принято считать отправной точкой нового стиля, ар-деко. На выставке демонстрировались в том числе и украшения, ставшие символом новой волны в ювелирном искусстве. Ар-деко пришёл на смену ар-нуво (или модерна, как этот стиль называли в России) и во всём ему «перечил». Если ар-нуво – это прихотливые, извилистые линии,  ассоциировавшиеся с ударом бича, то ар-деко, напротив, – это строгие линии и геометрия форм.

Украшения ар-нуво были тонкими и изящными, драгоценности же ар-деко крупными и массивными. Первые воспевали природу и отличались растительными мотивами, вторые были посвящены динамике, индустрии, миру высоких скоростей. С рядом изменений в мотивах и материалах этот стиль просуществовал вплоть до начала Второй мировой войны.

Boucheron. Брошь в стиле ар-деко по дизайну Люсьена Хирца. 1925. Фото: FD Gallery / TEFAF Maastricht 2020
Вандомские дома

Украшения в стиле ар-деко выпускали как крупные ювелирные дома, так и самостоятельные художники-ювелиры, чьи имена также вписаны в историю. Главные марки, связанные с ювелирной стилистикой ар-деко, – это так называемые вандомские дома (крупные фирмы со штаб-квартирами на Вандомской площади в Париже): Cartier, Boucheron, Van Cleef&Arpels и ряд других. Они быстро подхватили моду на геометричные, симметричные, яркие украшения. В их драгоценностях использовались резные рубины и изумруды. Они оправлялись в платину или её более дешёвый аналог, сплав платинор, своей матовой белизной прекрасно оттенявший цветные камни. Композиции украшений строились по принципу геометрических фигур и своим строгим равновесием напоминали очертания небоскрёбов, ставших главной архитектурной приметой эпохи. 

Сесил Битон. Портрет Дэйзи Феллоуз – колумнистки парижского Harper’s Bazaar, одной из самых модных женщин довоенного Парижа. 1936. Фото: Courtesy of the Сecil Beaton studio archive at Sotheby’s
Ревущие двадцатые и после

Образы украшений ар-деко часто увязывают с модой тех лет, когда на смену длинным платьям сложного кроя и ломаного, вычурного силуэта пришли лаконичные, свободные наряды, впечатлявшие не обилием деталей, а красотой декора (например, вышивки стеклярусом). Они требовали аналогичных украшений, ведь прежние, столь же замысловатые, как и наряды, к ним категорически не подходили. Самые востребованные украшения эпохи – длинные ожерелья, сотуары, которые часто носили задом наперёд, подчёркивая красивый, глубокий вырез на спине и ювелирные часики, ведь дамы новой эпохи напряжённо следили за временем. Большим спросом пользовались и костюмные аксессуары, становившиеся одновременно произведениями ювелирного искусства: портсигары и женские сумочки для косметики, аналог современных клатчей.

Лакированная шкатулка Cartier. Париж, 1927 г. Фото: Schmuckmuseum Pforzheim
Экзотические мотивы

Стилистику ар-деко питали разные мотивы. Эпоха была неравнодушна к экзотике: Китай, Япония, индийское искусство, африканские мотивы, даже далёкая Латинская Америка. Ювелирные дизайнеры использовали приёмы, характерные для украшений тех краёв (например, лаки, распространённые в Китае, и резные камни, как в исконно индийских изделиях). Также в моду вошли «заморские» материалы: нефрит, ляпис-лазурь, вставки из кости и перламутровая мозаика. Украшения стилизовались под египетские, китайские и индийские, но, конечно, с большой долей условности. Изображения божеств с египетских папирусов выкладывались рубинами, сапфирами и изумрудами на фоне искрящихся бесцветных бриллиантов – как в знаменитой серии проегипетских украшений Van Cleef&Arpels 1920-х годов. Моду на Египет задало легендарное открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году. Так же как тремя годами позже – африканские скетчи на парижской сцене, сенсационно подававшиеся в прессе, и раскопки в Латинской Америке, относящиеся к этому же десятилетию. 

Van Cleef&Arpels. Египетский браслет. 1923. Фото: Van Cleef&Arpels

Ар-деко породил знаменитый стиль Tutti Frutti дома Cartier, одно из фирменных направлений марки. «Тутти-фрутти» – просторечное название, которое эти украшения получили из-за того, что очень напоминали россыпь леденцов на прилавке. Между тем каждый такой «леденец» – резной драгоценный камень, а само украшение отсылает к традициям великих Моголов, сказочно богатых индийских властителей, обладавших без преувеличения роскошными драгоценностями. Их имя стало нарицательным. 

Cartier. Браслет Tutti Frutti. Фото: Sotheby’s
Независимые имена

Наряду с крупными фирмами в стиле ар-деко работали и независимые ювелиры. Самые известные из них – Жан и Жорж Фуке и Жерар Сандоз. Их украшения отличались бескомпромиссностью. Если крупные дома всегда имели в виду коммерческий успех, то эти мастера создавали новаторские драгоценности, не боясь их не продать. Поэтому выглядят они весьма авангардно.

Смотрите также

Жорж Фуке. Брошь Dress Ornament из коллекции музея Mетрополитен. 1923. Жадеит, оникс, бриллианты, платина, эмаль. Фото: © 2021 Artists Rights Society (ARS), New York

Вдохновением для них часто служили художественные эксперименты эпохи. Например, они пытались перенести на ювелирное искусство принципы кубизма. Так, Жан Фуке любил крупные, массивные браслеты и мог использовать такие странные для ювелирного искусства тех лет материалы, как  например сталь. Сандоз же вовсе предпочитал работать с полудрагоценными камнями вроде лабрадорита и любил сочетать золото с… гематитом (вообще мало кому тогда известным). Отец Жана Жорж Фуке также создавал украшения, но его дизайн больше напоминал вещи крупных фирм и был более привычным публике.

Однако, именно Жорж (до этого много работавший в стиле ар нуво, в том числе в соавторстве с Альфонсом Мухой) открыл для ювелирного дела красоту деталей из прозрачного горного хрусталя, чёрного оникса и таких «простецких», как поначалу считали, материалов, как бирюза и лазурит.

Жерар Сандоз. Портсигар. Париж, 1929 г. Фото: Victoria & Albert Museum
Был ли ар-деко или его последователи в России?

В России 1920-30-е годы были отмечены гражданской войной и непростым становлением нового государства. Перед промышленностью стояли задачи первой необходимости, и, конечно, производство предметов роскоши в них не входило. Крупные ювелирные дома прекратили своё существование, их имущество было национализировано и распродано. Небольшие мастерские стали объединяться в рабочие артели и выполнять массовые заказы, далёкие от высокого искусства.

Однако впоследствии к стилистике ар-деко, не востребованной в своё время, обращались не раз. Крупные советские ювелирные заводы уже в 1960-70-х выпускали ретроспективные коллекции с мотивами ар-деко.

Вместо платины использовалось серебро, бриллианты заменяли поделочными камнями. Но можно вспомнить, что эти материалы использовали и тогда, причём в качестве некой экзотики, новинки. 

Milio. Браслет из коллекции Art Deco. Фото: Milio

Подлинного расцвета этот стиль достиг уже в постперестроечную эпоху, когда стремление к роскоши снова перестало быть чем-то зазорным. Современные ювелиры также часто обращаются к стилистике ар-деко, ведь она как нельзя лучше рифмуется с драгоценными камнями и броскими цветовыми сочетаниями. На геометрии и крупных камнях большой четвёрки (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) построены украшения от домов Chamovskikh, Ringo, Maxim Demidov и Milio (целая линейка украшений ар-деко). Бренд высокого ювелирного искусства Ichien гордится украшениями в стиле ар-деко и с камнями, характерными для тех драгоценностей: лазуритом, ониксом, кораллом. У бренда есть такой востребованный в ту эпоху жанр, как ювелирные запонки. А марка Kabarovsky предлагает как эффектные женские украшения в этом стиле, так и интересные, дизайнерские коллекции мужских украшений с мотивами ар-деко.

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Еженедельный дайждест о ювелирном искусстве.

Я согласен с правилами сайта и хочу получать рассылку!

Olesya

Наверх

Пожалуйста, разрешите использование cookies для эффективной работы с сайтом. Разрешить.

принимаю условия соглашения

20 идей дизайна интерьера в стиле ар-деко

ДИЗАЙН: ДОРОТЕ МЕЙЛИЧЗОН, ФОТО: КАРЕЛ БАЛАС  

Если и есть одна тенденция, которая может полностью преобразить пространство, то это не что иное, как один из самых знаковых и узнаваемых стилей дизайна интерьера десятилетия. Достигнув пика своей популярности в 1920-х, 30-х и 40-х годах, ар-деко может похвастаться присущим ему гламуром и традиционной роскошью. Сокращенный от французского термина Arts Décoratifs , этот стиль характеризуется геометрическими узорами, смелыми цветами, симметричными рисунками, металлической отделкой, декадентскими деталями и массой визуального драматизма. Если это похоже на сцену из Великий Гэтсби , скорее всего, это традиционный стиль ар-деко.

Хотя это не самый скромный житель, эклектичный гламур, несомненно, украсит даже самое простое пространство. Впереди вдохновение, которое вам нужно, чтобы привнести изобилие интерьера бурных 20-х в ваше пространство 21-го века. Покупайте светильники, настенные покрытия и мебель в стиле ар-деко, которые прекрасно работают как в легких, так и в тяжелых дозах, и все они излучают уровень роскоши, которому позавидовал бы даже Ф. Скотт Фицджеральд.

Вот все, что вам нужно знать, чтобы получить дизайн в стиле ар-деко дома.

01 из 20

Дизайн: Кэти Ходжес, фото: Эми Бартлам 

Если вам посчастливилось жить в доме с оригинальной плиткой в ​​идеальном состоянии, сделайте себе одолжение и сохраните ее. Вместо того, чтобы делать что-то более современное, подчеркните его уникальность, добавив еще больше узоров. Нам также нравится, как эта преимущественно розовая ванная комната обеспечивает баланс с помощью черных дополнений на раме галереи и шторах.

02 из 20

Дизайн: Брэди Толберт, Фото: Тесса Нойштадт

Ничто так не кричит о роскоши, как латунные элементы. Мы одержимы металлическими дополнениями на стульях, светильниках и фурнитуре в этой кухне и уголке для завтрака. Латунь выглядит еще дороже с черно-белой цветовой палитрой.

03 из 20

Дизайн: Доротея Мейличзон, Фото: Ромен Рикар

Есть один предмет, который вне времени, добавляет немного блеска и так же красив, как и функционален. Мы, конечно же, говорим о зеркале. Стратегическое размещение геометрического зеркала, такого как это, расположенное в углу, создающее иллюзию полной люстры, — это все, что вам нужно, чтобы простое пространство сияло.

04 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, Фото: Ромен Рикар​ 

Декор в стиле ар-деко — это четкие линии и смелые формы. Изголовье в этой спальне является воплощением дизайна интерьера 1920-х годов, и с ним может соперничать только этот невероятный подвесной светильник, висящий над головой.

05 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, фото: Карел Балас и Пол Бойер 

Форма с закругленным верхом является основным элементом ар-деко, поэтому не забудьте обыграть эти арки. Эта ванная комната включала в себя арочный дизайн в нескольких местах от зеркала до окна над дверью и мраморной задней панели. Даже раковина может похвастаться закругленными краями, чтобы придать этой туалетной комнате ощущение сплоченности.

06 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, фото: Карел Балас и Пол Бойер​ 

Ар-деко — это не только арки, это все геометрические формы. Это изголовье прямо из The Great Gatsby со смелыми вырезами различной формы.

07 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, фото: Карел Балас и Пол Бойер​ 

К настоящему времени вы знаете, что формы играют важную роль в декоре в стиле ар-деко. Однако не менее важно учитывать композицию при оформлении комнат. От формы изголовья до декора тумбочки, эта спальня кричит об ар-деко с идеальной симметрией, которая является основным элементом дизайна ар-деко.

08 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, фото: Пол Бойер

Украшая комнату, не забывайте смотреть вниз. Нам нравится эта мраморная дорожка в этом коридоре — узор прямо из 20-х годов, а камень кажется совершенно роскошным. По общему признанию, это дорогой ремонт, но внешний вид можно легко воссоздать по дешевке с помощью ковра-дорожки.

09 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, фото: Пол Бойер

Оригинал 19Витражи 20-х годов трудно найти, но это не значит, что вы не можете наслаждаться видом даже в самых современных помещениях. Эта фреска может быть сделана с помощью искусной записи и некоторого терпения, но в конце концов вы почувствуете, что вышли из бурных 20-х годов.

10 из 20

Фото: Джорджио Поссенти

Вы будете удивлены, что добавление искусной лепнины вокруг простых дверных косяков может сделать для окончательного вида вашего пространства. Покрасьте их в контрастный цвет, и у вас получится дворец в стиле ар-деко.

11 из 20

Фото: Джорджио Поссенти  

Один латунный подвесной светильник ошеломляет, но шесть гораздо лучше, особенно в сочетании с гранитными полами и бетонными стенами. Когда дело доходит до воссоздания декора в стиле ар-деко, больше всегда значит больше.

12 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, Фото: Карел Балас

Когда дело доходит до ванной комнаты (или кухни), выбор плитки будет иметь значение между вневременным результатом и чем-то более модным. В то время как плитка в стиле метро может показаться современной, восьмиугольная или ромбовидная плитка будет выглядеть более классической и вдохновленной стилем ар-деко.

13 из 20

Дизайн: Дороти Мейличзон, Фото: Карел Балас

Считайте, что вам повезло, если в вашем доме или квартире есть сводчатые потолки и арочные дверные проемы. Но для остальных из нас, перед которыми стоит задача сделать современный макет очаровательным, покраска своими руками, такая как эта зубчатая цветовая блокировка, может стать обновлением, в котором нуждается ваше пространство.

14 из 20

Фото: Бриттани Эмбридж

Если вы готовы обновить свое пространство, нет предела тому, где несколько встроенных элементов, вдохновленных 20-ми годами, могут изменить ваш дизайн. Драматическая лепнина и встроенные полки перенесут ваш дом в любую эпоху.

15 из 20

Фото: Бриттани Эмбридж

От позолоченного зеркала над камином до хрустальной люстры, свисающей над головой, эта гостиная кричит о гламуре. Для таких особенных предметов не бойтесь делать покупки в местных антикварных магазинах и на блошиных рынках.

16 из 20

Фото: Бриттани Эмбридж

Ни для кого не секрет, что общие пространства, такие как гостиная и кухня, имеют приоритет в вашем путешествии по домашнему декору, но не упускайте из виду более функциональные пространства, независимо от того, насколько мало они получают пешеходов. Дизайн дома, который насквозь похож на ваш, включает в себя гардеробные.

17 из 20

Фото: Элени Псыллаки

Элементы дизайна, такие как лепка и зубчатые узоры, безоговорочно напоминают ар-деко, но это не значит, что вы не можете использовать более современные элементы. Это создаст контраст, который кажется взаимодополняющим и полностью сплоченным.

18 из 20

Дизайн: Брэди Толберт, Фото: Тесса Нойштадт

Если вы предпочитаете, чтобы вещи были современными, вы все равно можете поработать над некоторыми предметами, вдохновленными 20-ми годами, для окончательного вида, который бросается в глаза. Это изголовье с горизонтальным стеганым ворсом цвета зеленого мха выглядит современно с оттенком стиля ар-деко.

19 из 20

Дизайн: Эмили Хендерсон, Фото: Зик Руэлас

Хотя эта кухня включает в себя элементы от традиционного декора фермерского дома до дизайна в стиле ар-деко, все различные стили прекрасно сочетаются в этом едином пространстве. Чтобы создать целостное пространство, придерживайтесь четкой цветовой палитры и обтекаемой металлической отделки.

20 из 20

Дизайн: Отель Генриетта

Ничто не выглядит более роскошно, чем придерживаться одного цвета и работать с ним. Эти темно-синие обои в сочетании с темно-синим креслом и лампой кажутся такими дорогими. Добавление роскошного бра и пола «елочкой» тоже помогает.

Сессия школы: это 20 лучших стилей дизайна интерьера, которые нужно знать сейчас

Декор в стиле ар-деко — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *