Патина на бронзе
Главная → Реставрация мебели →
Патина (итал. Patina, от лат. patientis – «выносливый, стойкий, крепкий») – поверхностная плёнка, «благородная ржавчина», появляющаяся на изделиях из меди, бронзы или латуни под воздействием влаги, содержащейся в воздухе или земле. Выражается в изменении цвета металла, его потемнении с радужным отливом. Наличие патины характерно для старинных изделий. В настоящее время искусственное создание слоя патины на новых изделиях – патинирование является широко используемым декоративным приёмом.
Патина на бронзе появляется благодаря содержанию в её сплаве меди.
Сплавы меди с цинком называются латунями; все остальные сплавы на медной основе – бронзами. Кроме того, медь добавляют в специальные стальные сплавы.
Патина на бронзе и других медных сплавах подразделяется на благородную – черного цвета (сернистые соединения меди) – которая защищает металл от попадания на его поверхность кислорода и тем самым защищает его от окисления и быстрого разрушения и так называемую «дикую» — окислы меди зелёного цвета. «Дикая» патина образуется во влажной среде, и вызывает коррозию металла в виде многочисленных углублений – каверз. С дикой патиной принято бороться методом механической расчистки, что неизбежно приводит к снятию слоя металла с поверхности предмета. Благородную патину возможно создать способом воронения – погружением в горячее масло или прокаливанием в медных опилках. Скульптуры из бронзы патинируют нагреванием с применением азотной кислоты, раствора нашатыря или уксусно-медной соли.

При реставрации антикварной мебели мы часто встречаемся с необходимостью восстановления утраченной бронзовой фурнитуры. Приходится изготавливать копии недостающих ручек, уключин или накладного бронзового декора по сохранившимся образцам. Новый декор слишком нарядный, блестящий и нарушает гармонию старинной мебели. Преодолеть блеск свежей бронзы возможно несколькими способами. Самый простой, ни чего не делать и бронза сама потемнеет уже через месяц или два. Второй распространённый способ вызвать натуральную патину на бронзе – покрыть её серо содержащим препаратом и немного нагреть.
Патина на бронзе при реставрации антикварной мебели должна быть натуральной, естественной и применение искусственной патины недопустимо, тем более, что все искусственные патины созданы на основе изолирующих материалов (лаки, воски, краски) и препятствуют естественному образованию натуральной патины на бронзе.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23
Галерея мастерской
Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2019 г.)
| Цена, рубли | |
| Стул | 5000 — 20000 |
| Кресло | 10000 — 30000 |
| Диван | 30000 — 60000 |
| Стоимость, рубли | |
| Стол | 10000 — 40000 |
| Буфет | 30000 — 80000 |
| Шкаф | 30000 — 80000 |
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
restavraciy.ru
3. Патина на древней бронзе
а) Различные виды патины
Медные и бронзовые предметы древнего мира доходят до нас всегда почти утратившими свой металлический блеск; эти предметы часто бывают покрыты так называемой патиной —обволакивающим слоем, состоящим из различных медных окислов, преимущественно зеленоватого цвета.
Произведения древних мастеров, хорошо сохранившие свою патину, особенно ценятся коллекционерами и археологами. В этом случае патина служит как бы аттестатом подлинности и древности происхождения предмета.
В отношении цвета, густоты последнего и различия оттенков патина представляет бесконечное разнообразие. По G. Richter,1 патина на античной бронзе встречается с преобладанием цветов зеленого, коричневого, синего, черного и серого; на многих предометах наблюдается налет красноватого цвета.
Поверхность патины может быть твердой, плотной, глянцевитой или эмалевидной (так называемая благородная патина). Патиной иногда называют также и наслоения грубой, шероховатой коры, являющиеся по существу продуктами коррозии. Толщина слоя патины на предметах бывает весьма различной.
Rathgen 2 называет благородной патиной вид ее, обладающий эмалевидным блеском и твердостью, и слой которой точно воспроизводит первоначальные контуры бронзы со всеми мельчайшими деталями и нежными рисунками; последнее случается при не слишком большой толщине слоя патины. Благородная патина может принимать различные оттенки, начиная от светло-голубых и зеленых и кончая коричневыми и даже черными тонами; но обычно преобладают малахитово-зеленые и зеленовато-голубые тона. Случается, что цвет патины на одном и том же предмете имеет различные оттенки.
Другие виды античной патины, называемые обычно доброкачественными патинами и характеризующиеся тем, что с течением времени они не изменяются и не вызывают прогрессивного разрушения бронз, состоят также из основных углекислых солей меди. Такие патины отличаются более грубым, иногда кристаллическим строением и потому часто искажают общий вид предметов своими образованиями. Это искажение внешнего вида предметов нередко усугубляется вкраплениями в патину крупинок песка, частиц глины и ржавчины (последнее происходит от непосредственной близости с железными вещами при лежании в земле).
Таким образом, состав и характер патины находится в зависимости от различных условий, под влиянием которых находилась бронза. Известно, что бронзовые предметы, добытые при раскопках в торфяных болотах, бывают покрыты землянистой массой, по удалении которой обнаруживается металлический блеск бронзы, тогда как лежащие в земле или могильнике бронзы всегда имеют слой патины.
Было замечено, что бронзовые статуи в европейских городах (Лондоне, Берлине) или непосредственно чернеют, или образовавшаяся на них зеленая патина постепенно приобретает более темный, почти черный цвет. Работами Берлинской Комиссии было установлено, что это происходит от действия дыма городских печей, отапливающихся по преимуществу каменным углем, содержащим сернистые соединения. Такая черная патина на одной статуе в Берлине содержала 5,79% серы и сажи.
По Маркову, 3 патина на медных монетах бывает темно-зеленого или черного цвета. Иногда на монетах встречается патина темно-коричневого или черного цвета. В более редких случаях на монетах встречается патина темно-красного, светло-коричневого или светло-зеленого цвета и в очень редких случаях ярко-синего или ярко-оранжевого цветов.
Кроме названных видов патины, иногда на предметах встречается красная патина, представляющая закись меди. Цвет такой патины — светло-красный, темно-красный, рубиновый и лиловый. Предмет редко весь покрывается красной патиной, последняя обычно образует пятна на коричневом или зеленоватом фоне. Коричневая патина, иногда наблюдаемая на бронзе, состоит из окиси меди. СuО.
Rosenberg 4 на основании своих исследований датских бронз описывает различные виды патины. Он указывает, что, кроме античной эмалевидной патины, ему приходилось наблюдать патину в форме капель, узелков, шишек, бугорков и проч.
По утверждению Rosenberg’a, шишкообразная патина, кроме различных медных окислов, содержит еще стеаринообразную массу, состоящую из однохлористой меди.
Различными исследователями — de Villenoizy, в особенности Rosenberg’ом, Rocchi и другими — неоднократно делались попытки классификации бронз по различному внешнему виду патины. Однако сам Rosenberg указывает, что бронза с однородной патиной встречается редко; в большинстве случаев на одном и том же предмете можно найти как шишки, так и бугорки и узелки.
Поэтому все предложенные классификации бронзы по патине следует считать нерациональными и несостоятельными.
б) Состав патины
По Любавину,5 патина состоит главным образом из окислов и углекислых солей металлов, входящих в состав сплава. На чистой меди патина образуется в виде основных углекислых солей меди, отвечая по своему составу природным минералам: малахиту СuСО3 • Сu(ОН)2 и медной лазури 2CuCO3 • Сu(ОН)2.
Патина бронзовых предметов в своей главной части состоит из тех же солей, но с добавкой оловянных соединений; если бронза содержит еще свинец и цинк, то в состав патины, кроме того, входят также свинцовые и цинковые соли.
Kirmiss 6 определяет благородную зеленую патину (aerugo nobilis; vert de gris) как основную углекислую медь с переменным количеством углекислоты. Кроме того, в состав патины входят хлористые соли, на что указывают анализы Terreil’я, 7 Elster’a,8 Schiiemann’a,9 Krause 10 и друг.
Milzcpoulos 11 определил зеленую патину микенских медных сплавов как малахит и атакамит.
Rosenberg 12 указывает, что иногда патина состоит лишь из одной оловянной кислоты, приводя изображение кинжала, превосходно сохранившего при этом свою форму.
Schiler 13 сообщает анализ одной патины, которая состояла из одной только оловянной кислоты и основных углекислых соединений меди и свинца.
Иногда патина содержит также и сернистые соединения. Например, Priwozriik 14 описывает весьма редкую патину, состоящую из сернистой меди, отвечающую по своему составу минералу ковелину — медному индиго CuS.
Из приведенных указаний видно, что химический состав патины на древних медных сплавах может быть весьма разнообразным.
в) Условия образования патины на бронзе
Bibra 15 указывает, что образование окислов в медных сплавах находится в зависимости от следующих обстоятельств:
1) качественного и количественного состава сплавов;
2) способов изготовления сплава, тщательности смешения составных частей при сплавлении и мелкой или крупной кристаллизации металла;
3) места нахождения и условий, в которых находился сплав;
4) количества времени, в течение которого сплав подвергался каким-либо влияниям.
На чистой меди плотная зеленая патина образуется труднее всего, и ее присутствие служит несомненным доказательством большого возраста предмета.
Античная бронза легко покрывается красивой зеленой патиной; сплавы с цинком занимают среднее место. Медь легко покрывается коричневой и черной патиной, а латунь — с трудом.
Richter 16 отмечает, что бронзы, найденные в одной и той же местности, обычно покрыты одинаковым родом патины. Так, например, хранящиеся в Британском музее римские бронзы из Кампаньи имеют яркий яблочно-зеленый оттенок. Этрусские бронзы с Ральперонского озера покрыты коричневато-зеленой патиной; галерийские бронзы отличаются гладкой бирюзово-голубой патиной; боскоральские бронзы имеют грубую зеленую патину с синими пятнами и т. д.
г) Образование античной патины
Античная патина так выгодно оттеняет предмет, что вопрос о том, образовалась ли она естественным путем, или получена искусственно, невольно был поднят уже в самые отдаленные времена.
Еще во времена Плутарха 17 существовало два мнения о происхождении патины на бронзе, причем одни объясняли ее образование действием времени, в то время как другие полагали, что патина нанесена на бронзу искусственно скульпторами. С тех пор вопрос о патине служил предметом многочисленных исследований, причем было высказано большое количество противоречащих друг другу мнений и выводов, часто не имевших за собою достаточных оснований.
В настоящее время загадку образования патины следует считать решенной в сторону ее естественного происхождения; вся таинственность, облекавшая происхождение патины, этого «налета времени» на бронзовых предметах, рассеялась.18
Многие бронзовые изделия должны были быть блестящими при пользовании ими (напр., зеркала, врачебные инструменты, кольца, ожерелья и пр.), между тем все эти предметы находят покрытыми патиной, идентичной тому ее виду, который покрывает статуи и другие предметы.
Witt 1 полагает, что причиной, способствовавшей образованию зеленой патины на бронзовых статуях, является содержание хлористых солей, приносимых морскими ветрами. По этой причине настоящая зеленая патина на бронзе не образуется в настоящее время в континентальных странах, где в атмосфере имеются пары серной кислоты от продуктов горения каменного угля. В противоположность этому вблизи морских берегов, где воздух содержит распыленные хлориды, процесс патинирования идет весьма успешно. В пользу этого объяснения говорят особенно красивые образования патины в местностях, близких к морю, например, на бронзовых статуях и медных крышах Гамбурга, Бремена, Стокгольма, Христиании и Ленинграда. Например, известный памятник Петра Великого в Ленинграде весьма быстро покрылся зеленым покровом окислов; содействует этому также и влажный климат города.
Witt считает, что древние греческие, римские и египетские бронзы легко покрывались античной патиной, потому что страны эти лежат у морских берегов и со всех сторон обдуваются ветрами.
Ktihl 2 также полагает, что хлор играет существенную роль в образовании патины.
________
1 Gisella Richier, Greek, Etruscan and Roman bronzes, The Metropolitan Museum of Art, New-York, 1915 г., стр. XXI.
2 Rathgen, ук. соч., 1924 г.,стр. 10.
3 А. К. Марков, О чистке древних монет, Записки Нумизматического отделения Русск. археологического общ., 1909 г., стр. 70.
4 Rathgen, ук. соч., стр. 19.
5 Любавин, Техническая химия, т. IV; 1906 г., стр. 540.
6 Kirmiss, Chemische Winke ftir Numisrnatiker, Berlin, 1890 г.
7 Journal f. prakt. Chemie, 94 (1865), стр. 314.
8 Verhandl. Ver. f. Bef. Gewerbefl., 48 (1869), стр. 182.
9 Ilias, стр. 527 и 571.
10 Zeitschr. f. Enthn. Verhandl., 14 (1882), стр. 537.
11 Berg- und Huttenm. Zeitung, 37 (1878), стр. 329.
12 Rosenberg, Antiquites en fer et en bronze, Koperihagen, 1917 г., стр. 53.
13 Dingl. Polyt. Journal, 232 (1879), стр. 333.
14 Dingl. Polyt. Journal, 204 (1878), стр. 483.
15 Bibra, Die Bronzen und Kupferlegierimgen der alten und aiteven Volker, Erlangen, 1869 г., стр. 206.
16 G. Richter, ук. соч., стр. XXVIII.
17 De Pithiae Oraculis, 395 и seq.
18 Pernice, Bronzepatina und Bronzetechnik im Altertum, Zeitschrift fur biidende Kunst, Лейпциг, 1910 г., стр. 219.
Первоисточник:
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935art-con.ru
Патина на древней бронзе | Всё о цветных металлах и сплавах (бронза, медь, латунь и др)
а) Различные виды патины
Медные и бронзовые предметы древнего мира доходят до нас всегда почти утратившими свой металлический блеск; эти предметы часто бывают покрыты так называемой патиной —обволакивающим слоем, состоящим из различных медных окислов, преимущественно зеленоватого цвета.
Произведения древних мастеров, хорошо сохранившие свою патину, особенно ценятся коллекционерами и археологами. В этом случае патина служит как бы аттестатом подлинности и древности происхождения предмета.
В отношении цвета, густоты последнего и различия оттенков патина представляет бесконечное разнообразие. По G. Richter,1 патина на античной бронзе встречается с преобладанием цветов зеленого, коричневого, синего, черного и серого; на многих предометах наблюдается налет красноватого цвета.
Поверхность патины может быть твердой, плотной, глянцевитой или эмалевидной (так называемая благородная патина). Патиной иногда называют также и наслоения грубой, шероховатой коры, являющиеся по существу продуктами коррозии. Толщина слоя патины на предметах бывает весьма различной.
Rathgen 2 называет благородной патиной вид ее, обладающий эмалевидным блеском и твердостью, и слой которой точно воспроизводит первоначальные контуры бронзы со всеми мельчайшими деталями и нежными рисунками; последнее случается при не слишком большой толщине слоя патины. Благородная патина может принимать различные оттенки, начиная от светло-голубых и зеленых и кончая коричневыми и даже черными тонами; но обычно преобладают малахитово-зеленые и зеленовато-голубые тона. Случается, что цвет патины на одном и том же предмете имеет различные оттенки.
Другие виды античной патины, называемые обычно доброкачественными патинами и характеризующиеся тем, что с течением времени они не изменяются и не вызывают прогрессивного разрушения бронз, состоят также из основных углекислых солей меди. Такие патины отличаются более грубым, иногда кристаллическим строением и потому часто искажают общий вид предметов своими образованиями. Это искажение внешнего вида предметов нередко усугубляется вкраплениями в патину крупинок песка, частиц глины и ржавчины (последнее происходит от непосредственной близости с железными вещами при лежании в земле).
Таким образом, состав и характер патины находится в зависимости от различных условий, под влиянием которых находилась бронза. Известно, что бронзовые предметы, добытые при раскопках в торфяных болотах, бывают покрыты землянистой массой, по удалении которой обнаруживается металлический блеск бронзы, тогда как лежащие в земле или могильнике бронзы всегда имеют слой патины.
Было замечено, что бронзовые статуи в европейских городах (Лондоне, Берлине) или непосредственно чернеют, или образовавшаяся на них зеленая патина постепенно приобретает более темный, почти черный цвет. Работами Берлинской Комиссии было установлено, что это происходит от действия дыма городских печей, отапливающихся по преимуществу каменным углем, содержащим сернистые соединения. Такая черная патина на одной статуе в Берлине содержала 5,79% серы и сажи.
По Маркову, 3 патина на медных монетах бывает темно-зеленого или черного цвета. Иногда на монетах встречается патина темно-коричневого или черного цвета. В более редких случаях на монетах встречается патина темно-красного, светло-коричневого или светло-зеленого цвета и в очень редких случаях ярко-синего или ярко-оранжевого цветов.
Кроме названных видов патины, иногда на предметах встречается красная патина, представляющая закись меди. Цвет такой патины — светло-красный, темно-красный, рубиновый и лиловый. Предмет редко весь покрывается красной патиной, последняя обычно образует пятна на коричневом или зеленоватом фоне. Коричневая патина, иногда наблюдаемая на бронзе, состоит из окиси меди. СuО.
Rosenberg 4 на основании своих исследований датских бронз описывает различные виды патины. Он указывает, что, кроме античной эмалевидной патины, ему приходилось наблюдать патину в форме капель, узелков, шишек, бугорков и проч.
По утверждению Rosenberg’a, шишкообразная патина, кроме различных медных окислов, содержит еще стеаринообразную массу, состоящую из однохлористой меди.
Различными исследователями — de Villenoizy, в особенности Rosenberg’ом, Rocchi и другими — неоднократно делались попытки классификации бронз по различному внешнему виду патины. Однако сам Rosenberg указывает, что бронза с однородной патиной встречается редко; в большинстве случаев на одном и том же предмете можно найти как шишки, так и бугорки и узелки.
Поэтому все предложенные классификации бронзы по патине следует считать нерациональными и несостоятельными.
б) Состав патины
По Любавину,5 патина состоит главным образом из окислов и углекислых солей металлов, входящих в состав сплава. На чистой меди патина образуется в виде основных углекислых солей меди, отвечая по своему составу природным минералам: малахиту СuСО3 • Сu(ОН)2 и медной лазури 2CuCO3 • Сu(ОН)2.
Патина бронзовых предметов в своей главной части состоит из тех же солей, но с добавкой оловянных соединений; если бронза содержит еще свинец и цинк, то в состав патины, кроме того, входят также свинцовые и цинковые соли.
Kirmiss 6 определяет благородную зеленую патину (aerugo nobilis; vert de gris) как основную углекислую медь с переменным количеством углекислоты. Кроме того, в состав патины входят хлористые соли, на что указывают анализы Terreil’я, 7 Elster’a,8 Schiiemann’a,9 Krause 10 и друг.
Milzcpoulos 11 определил зеленую патину микенских медных сплавов как малахит и атакамит.
Rosenberg 12 указывает, что иногда патина состоит лишь из одной оловянной кислоты, приводя изображение кинжала, превосходно сохранившего при этом свою форму.
Schiler 13 сообщает анализ одной патины, которая состояла из одной только оловянной кислоты и основных углекислых соединений меди и свинца.
Иногда патина содержит также и сернистые соединения. Например, Priwozriik 14 описывает весьма редкую патину, состоящую из сернистой меди, отвечающую по своему составу минералу ковелину — медному индиго CuS.
Из приведенных указаний видно, что химический состав патины на древних медных сплавах может быть весьма разнообразным.
в) Условия образования патины на бронзе
Bibra 15 указывает, что образование окислов в медных сплавах находится в зависимости от следующих обстоятельств:
1) качественного и количественного состава сплавов;
2) способов изготовления сплава, тщательности смешения составных частей при сплавлении и мелкой или крупной кристаллизации металла;
3) места нахождения и условий, в которых находился сплав;
4) количества времени, в течение которого сплав подвергался каким-либо влияниям.
На чистой меди плотная зеленая патина образуется труднее всего, и ее присутствие служит несомненным доказательством большого возраста предмета.
Античная бронза легко покрывается красивой зеленой патиной; сплавы с цинком занимают среднее место. Медь легко покрывается коричневой и черной патиной, а латунь — с трудом.
Richter 16 отмечает, что бронзы, найденные в одной и той же местности, обычно покрыты одинаковым родом патины. Так, например, хранящиеся в Британском музее римские бронзы из Кампаньи имеют яркий яблочно-зеленый оттенок. Этрусские бронзы с Ральперонского озера покрыты коричневато-зеленой патиной; галерийские бронзы отличаются гладкой бирюзово-голубой патиной; боскоральские бронзы имеют грубую зеленую патину с синими пятнами и т. д.
г) Образование античной патины
Античная патина так выгодно оттеняет предмет, что вопрос о том, образовалась ли она естественным путем, или получена искусственно, невольно был поднят уже в самые отдаленные времена.
Еще во времена Плутарха 17 существовало два мнения о происхождении патины на бронзе, причем одни объясняли ее образование действием времени, в то время как другие полагали, что патина нанесена на бронзу искусственно скульпторами. С тех пор вопрос о патине служил предметом многочисленных исследований, причем было высказано большое количество противоречащих друг другу мнений и выводов, часто не имевших за собою достаточных оснований.
В настоящее время загадку образования патины следует считать решенной в сторону ее естественного происхождения; вся таинственность, облекавшая происхождение патины, этого «налета времени» на бронзовых предметах, рассеялась.18
Многие бронзовые изделия должны были быть блестящими при пользовании ими (напр., зеркала, врачебные инструменты, кольца, ожерелья и пр.), между тем все эти предметы находят покрытыми патиной, идентичной тому ее виду, который покрывает статуи и другие предметы.
Witt 1 полагает, что причиной, способствовавшей образованию зеленой патины на бронзовых статуях, является содержание хлористых солей, приносимых морскими ветрами. По этой причине настоящая зеленая патина на бронзе не образуется в настоящее время в континентальных странах, где в атмосфере имеются пары серной кислоты от продуктов горения каменного угля. В противоположность этому вблизи морских берегов, где воздух содержит распыленные хлориды, процесс патинирования идет весьма успешно. В пользу этого объяснения говорят особенно красивые образования патины в местностях, близких к морю, например, на бронзовых статуях и медных крышах Гамбурга, Бремена, Стокгольма, Христиании и Ленинграда. Например, известный памятник Петра Великого в Ленинграде весьма быстро покрылся зеленым покровом окислов; содействует этому также и влажный климат города.
Witt считает, что древние греческие, римские и египетские бронзы легко покрывались античной патиной, потому что страны эти лежат у морских берегов и со всех сторон обдуваются ветрами.
Ktihl 2 также полагает, что хлор играет существенную роль в образовании патины.
________
1 Gisella Richier, Greek, Etruscan and Roman bronzes, The Metropolitan Museum of Art, New-York, 1915 г., стр. XXI.
2 Rathgen, ук. соч., 1924 г.,стр. 10.
3 А. К. Марков, О чистке древних монет, Записки Нумизматического отделения Русск. археологического общ., 1909 г., стр. 70.
4 Rathgen, ук. соч., стр. 19.
5 Любавин, Техническая химия, т. IV; 1906 г., стр. 540.
6 Kirmiss, Chemische Winke ftir Numisrnatiker, Berlin, 1890 г.
7 Journal f. prakt. Chemie, 94 (1865), стр. 314.
8 Verhandl. Ver. f. Bef. Gewerbefl., 48 (1869), стр. 182.
9 Ilias, стр. 527 и 571.
10 Zeitschr. f. Enthn. Verhandl., 14 (1882), стр. 537.
11 Berg- und Huttenm. Zeitung, 37 (1878), стр. 329.
12 Rosenberg, Antiquites en fer et en bronze, Koperihagen, 1917 г., стр. 53.
13 Dingl. Polyt. Journal, 232 (1879), стр. 333.
14 Dingl. Polyt. Journal, 204 (1878), стр. 483.
15 Bibra, Die Bronzen und Kupferlegierimgen der alten und aiteven Volker, Erlangen, 1869 г., стр. 206.
16 G. Richter, ук. соч., стр. XXVIII.
17 De Pithiae Oraculis, 395 и seq.
18 Pernice, Bronzepatina und Bronzetechnik im Altertum, Zeitschrift fur biidende Kunst, Лейпциг, 1910 г., стр. 219.
Первоисточник:
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
tsvetmet.wordpress.com
Патинирование меди и латуни в домашних условиях (чернение, состаривание)
Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков
Патинирование и оксидирование
Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.
Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.
Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами
Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.
Подготовка к обработке
Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте
Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.
Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой
Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного
Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.
Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:
- одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
- полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
- дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера
В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.
Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.Метод №1
Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:
- меди;
- стерлингового серебра;
- бронзы и латуни.
Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:
- медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
- латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты
Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.
Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения
Метод №2Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.
Метод №3Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.
Метод №4Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.
Получение патины других цветов
Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.
Красно-коричневыйДля получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе
Гамма от светло-коричневого до черногоЧтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.
Светло-коричневыйЧтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка
Гамма от темно- до тепло-коричневогоДля получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.
Гамма от оливкового до коричневогоМедное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).
Благородный бело-зеленыйНаиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).
Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
met-all.org
Нанесение декоративной патины на предметы
Сегодня мы поговорим с вами о патине и как её нанести в домашних условиях, что это и какую роль она выполняет.
Что такое патина
С точки зрения химического состава, патина — это пленка, которая образуется на поверхности металла (бронза, серебро). Пленка на поверхности металлов, имеющих в своем сплаве медь, имеет следующие химические формулы — CuCO3, Cu2(CO3)(OH)2, или Cu3(CO3)2(OH). Процесс может протекать достаточно быстро (в агрессивных кислотных средах), или наоборот достаточно медленно, если среда благоприятна для металла.
Естественная патина может формироваться годами и десятилетиями, что характерно для музейных экспонатов и памятников архитектуры. Итак, основная тема нашей статьи — как нанести патину в домашних условиях? Эта процедура довольно не сложная, вы сможете выполнить ее самостоятельно, если будете четко следовать инструкции. Безусловно, это очень захватывающий процесс, ведь прямо на ваших глазах украшение или патируемый предмет преображается до неузнаваемости. Становится выразительнее, наряднее и, следовательно, привлекательнее для покупателей.
Об истории возникновения патины
Многие из нас хотя бы раз в жизни посещали исторические музеи. Полагаю, что вы не оставили без внимания экспонаты из бронзы, ведь это один из древнейших металлов, который был использован в производстве различных украшений, статуэток, бюстов, канделябров. Налет, который покрывает эти металлические предметы и называется патиной. Чаще всего он формируется под влиянием атмосферных осадков (окружающей среды).
Патина на бронзе быстрее появляется под воздействием воды — достаточно погрузить бронзовый или серебряный предмет в воду и вы практически сразу увидите, как он темнее. Поскольку ждать пока на поверхности серебра или бронзы появится благородный налет не очень хочется, специалистами были разработаны различные методики и реактивы, которые во много раз ускоряют процесс формирования пленки на поверхности металлов. На сегодняшний день патина формируется искусственным путем и наши изделия не исключение.
Достаточно часто в описаниях работ мы делаем акцент именно на том, что «украшение покрыто благородной патиной». Исторические памятники, в основном, изготавливались (отливались) из бронзы. Возьмем для примера памятник Атаману Платову, что расположен в столице донского казачества городе Новочеркасске. Он был отлит из бронзы и со временем покрылся естественной патиной.
Памятник атаману Платову в г. НовочеркасскБлагородный налет зеленоватого цвета, который покрывает музейные экспонаты и есть та самая патина. Чем старше возраст работы или экспоната, тем глубже и благороднее цвет. Со временем, зеленый налет начинает менять свой первозданный оттенок на темно серый. На создание таких оттенков естественным путем может уйти от 5 до 50 лет. На время формирования оксида меди на поверхности бронзы или серебра влияет огромное количество внешних факторов: погода (атмосферные осадки), внешняя температура, кислотность среды, в котором находится украшение или предмет, и непосредственно сама химическая формула металла.
Пример нанесения, патина на серебряном кулоне.Технология нанесения патины на серебро
Мы предлагаем разделить этот процесс на несколько основных этапов. Руководствуясь этими правилами, вы сможете самостоятельно, без посторонней помощи, преобразить серебряное украшение. Мы опишем свой технологический процесс и, возможно, не все оборудование окажется у вас под рукой, однако мы постараемся предложить альтернативу. А теперь все по порядку. В качестве испытуемого изделия возьмем наиболее популярную модель из нашего ассортимента — Молот Тора амулет Мельнир, отлитый в серебре 925 пробы.
Молот Тора отлитый в серебре 925 пробы, перед нанесением патины.Обратите внимание, чем чище серебро, тем активнее идет процесс окисления. Более низкопробное серебро не так охотно вступает в реакцию с реактивами. И наоборот, серебро с пробой 999 окисляется практически мгновенно.
В обязательном порядке перед нанесением патины на серебро работу требуется тщательно отмыть и обезжирить. Оставшиеся грязь и жир будут препятствовать контакту кислой среды с металлом, вследствие чего на поверхности изделия могут появиться пятна. Для этих целей мы используем ультразвуковую ванну.
Очистка украшения в ультразвуковой ванне перед нанесением.Для получения необходимого результата, каждое украшение (именно ювелирное украшение), должно подвешиваться на пластиковые крючки. При мойке в ультразвуковой ванне на украшение активно воздействуют ультразвуковые волны (эффект кавитации). Во время данной манипуляции работа постоянно вибрирует и перемещается по поверхности ванны, из-за чего на изделии могут остаться царапины.
Поэтому, если вы не хотите испортить ювелирную работу — используйте крючки.
Мы же можем пренебречь этим правилом, для нас это непринципиально, украшение в неидеальном виде не поступит в продажу. Нет ультразвуковой ванны? Не проблема: перчатки, чистая зубная щетка и горячая вода воздействует ровно так же, как и ультразвуковая ванна.
Химический состав и меры безопасности при работе с кислотами
Главное в процедуре экспресс патирования украшений – соблюдение правил и мер безопасности при работе с хим. реактивами. вам потребуются перчатки, очки и, конечно, подготовленное рабочее место. Столешницу достаточно будет застелить ненужным куском полиэтилена. Готовим пластиковую емкость подходящего размера. На фотографии показано, что украшение подвязано капроновой нитью. Это вовсе не обязательно, если есть пинцет или химически стойкие перчатки.
Готовим молот и кольцо к нанесению патины.В магазинах вы найдете множество средств для нанесения патины. Их можно купить, потратив незначительную сумму, или изготовить самостоятельно. Если говорить о нас, то мы используем два основных состава: Norit Black oxidation Solution (Heimerle+Meule) и раствор неизвестного производителя КААС-232.
Приобрести эти средства можно в любом розничном магазине для ювелиров, некоторые розничные компании продают составы даже на вес. Следует строго соблюдать пропорции при смешивании готового состава. Так же важно помнить о том, что готовый к нанесению раствор и концентрат — не смешиваются. Составы необходимо хранить в раздельной таре и только в темном помещении или шкафу.
При несоблюдении правил, со временем состав приходит в негодность: выпадает осадок, жидкость приобретает светлый оттенок. В итоге, вместо красивой патины на металле формируются непонятные наросты.
Химический состав для патирования.
Химический состав для патирования, фото этикетки.
Альтернативный состав для нанесения патины.Итак, тара подготовлена, Молот очищен и обезжирен. Опускаем украшение или патируемый предмет в заранее подготовленный состав, выдерживаем от 30 секунд до 3 минут.
Украшение Молот Тора поместили в емкость с составом.Важно, чтобы работа или украшение были погружены в состав полностью. В нашем случае погружение составляет 60 секунд, раствор – 30% концентрации от первоначального.
Серебрянное украшение после 60 секунд в составе для чернения.После извлечения изделия из состава, оставляем его на поверхности стола, после промываем от остатков состава под проточной водой и даем высохнуть в течение 30 минут.
Серебряный молот Тора после полного высыхания от состава.Молот высох, на поверхности металла мы можем наблюдать ровный налет темного цвета, можно заметить легкий синеватый оттенок. Для нас это не принципиально, так как Молот будет отполирован.
Декоративная патина на серебре. Финишная полировка
Частичная полировка серебряного молота.Как вы, наверняка, заметили, мы начали полировать серебряный молот. Для контраста часть оставили необработанной. Декоративная патина отчетливо прорисовала рисунок молота, углубления в металле остались нетронутыми. Последним и самым ответственным этапом является полировка.
Если у вас нет полировочного станка с регулируемыми оборотами вращения шпинделя, то можно воспользоваться дрелью или шуруповертом, зажав в патроне вал с полировочным диском. В крайнем случае, можно сделать это вручную, а в качестве диска применить ткань на основе войлока, она дает лучший результат. Процесс будет не быстрым, но результат не оставит никого равнодушным. В нашем производстве, при полировке серебра мы используем диски фирмы Marathon. С их помощью мы достигаем наилучших результатов в полировке.
Многослойный диск для полировки серебра Marathon.В своей работе мы используем достаточно известные полировочные пасты Dialux Compound Polishing Paste. В частности, на финише вам потребуется всего лишь один тип – White или Blue, на ваше усмотрение.
Пасты финишной стадии полировки ювелирных металлов.Мы отдаем предпочтение пасте White. Вы можете приобрести более специализированные средства для полировки ювелирных украшений, безусловный лидер — это Италия.
Отполированная работа. Молот Тора, серебро 925 пробы.
Вид кулона с фасадной части.Мы осознанно пропустили часть технологического процесса полировки. Наше мнение касательно этого вопроса следующее: полировка украшений — это глубокий процесс с огромным количеством нюансов, которому стоит посвятить отдельную статью или даже снять целый ролик. Суть же данной статьи состоит именно в процессе нанесения патины.
Где применяется патина
Вариантов применения патины огромное количество, от ювелирной промышленности до декоративного искусства. Особой популярностью пользуются мебельные фасады с нанесённой патиной, но это совершенно другая технология, которая, к слову, также доступна вам в домашних условиях. Вейперы нашли удивительное применение патине, нанеся ее на электронную сигарету. Способ нанесения патины на мехмод такой же, как и на серебро или бронзу.
Единственное на что следует обратить внимание, так это на сам корпус мехмода. Вполне вероятно, что корпус устройства выполнен не из бронзы или серебра. Что же делать в этом случае? В интернете вы найдете много информации о том, как гальваническим способом нанести требуемое покрытие на корпус. Процедура не сложная и не дорогая. Если проявить фантазию и креатив, то можно получить просто потрясающие результаты.
В качестве примера также можно привести часы с патиной на поверхности. Чем старше часы, тем лучше цвет патины на поверхности и, разумеется, выше их стоимость. Рекомендация: на международной торговой площадке ebay.com вы можете найти уникальные экземпляры наручных часов с естественной патиной.
Хронограф с натуральной патиной на металлеС Уважением Replica House.
blog.replicahouse.ru
Имитация патины старой бронзы – мастер-класс для начинающих и профессионалов
«Старая бронза»
Для выполнения работы нам необходимы следующие материалы: рамка из МДФ, акриловая краска «классическая бронза» и «умбра натуральная», битумный воск, воск цвета бронзы, щетинная кисть, резиновые перчатки.

Покрываем рамку акриловой краской цвета классическая бронза

Краска должна покрыть заготовку полностью

Во все углубления рельефа заготовки необходимо нанести краску цвета умбра натуральная. Если Вы нанесли краску на выступающие места, ее необходимо удалить влажным полотенцем.

Вот такой результат получился

Обрабатываем заготовку битумным воском. Наносить битумный воск можно с помощью жесткой кисти или руками

Вот такой результат у нас получился

Обрабатываем выступающие места рамки воском или пастой цвета бронзы

Полируем изделие мягкой тряпкой, вставляем в раму картину и вот результат

www.livemaster.ru
Виды монетной патины и отличия натуральной от поддельной
В среде нумизматов и кладоискателей обычное окисление поверхности монеты принято называть изысканным словом «патина». А вот химик может сказать, что такое явление ничем не отличается от ржавчины на железе. Однако именно патина придает старинной монете особый шарм, свидетельствуя о ее подлинности.
Красивая патина может сказать о том, что монету хранили бережно и правильно. Но факт остается фактом: монета, покрытая патиной, умирает. Спустя десять тысяч лет монета полностью преобразуется в продукты окисления, слой патины проглотит ее целиком. Правда, процесс этот крайне медленный, и «налет эпох» на монетах очень ценят опытные коллекционеры (неопытные предпочитают монеты с блеском).
При этом не всякий вид патины считается привлекательным. Если патина, например, легла неровными бесформенными пятнами, то рейтинг и стоимость монеты падают.
Виды монетной патины
Серебряная патина

Образуется благодаря небольшому количеству сероводорода в воздухе либо в предметах (бумага, кожаные кошельки, холщовые мешочки) возле монеты. На поверхности серебряного кругляша образуется тонкий слой сульфида серебра. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов обычно черного цвета из-за воздействия серы, которая образуется в результате разложения органики в почве.
Хотя случай с сульфидом серебра — наиболее частый, серебро реагирует не только с серой. Например, реакция с хлоридами, содержащимися в почве, приводит к появлению непривлекательных серых и черных пятен, которые как наросты выступают над поверхностью монеты. Так образуется «роговое серебро».
Иногда серебряная монета патиной обязана металлу, входящему в ее сплав — например, меди. Серебряная монета с медью может покрыться зеленым налетом, с латунью или бронзой — красным или грязно-бурым.
Медная патина

Патина на медных монетах тоже разная. Коричневая или черная вызвана оксидом меди, зеленая — сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, возникает из-за хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. Болезнь заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих!
Золотая патина

Хоть золото и менее всего химически активно, старинные и древние золотые монеты часто содержали в себе примеси. Благодаря этому мы видим патину и на золотых монетных дисках.Так, золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут возникнуть от хранения золотых монет с медными.
Никелевая патина

Никель покрывается патиной незначительной, легкой, по цвету — дымчато-серой,либо бледно-голубой. Иногда бывает слегка золотистый оттенок. А вот радужная патина на никеле, со множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.
Кабинетная патина

Такое понятие, как «кабинетная патина» существует лишь в российском лексиконе. Когда вы слышите это словосочетание, вы сразу можете понять, что монета хранилась в помещении, а не была только что извлечена из-под земли удачливыми кладоискателями. Из истории понятия: «кабинетами» в царской России называли шкафчики для хранения монет, которые изготавливались из ценных пород дерева и отделывались бархатом. Патина в таких «кабинетах» образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались стенки шкафчика.
А что на Западе?

На Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты даже иногда оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.
Искусственная патина

Искусственной патиной можно считать патину, которая наведена за короткое время. Способов ее навести очень много. Практикуется запекание в духовке внутри картофелины, обжиг паяльной лампой, окунание в кислоту, выдерживание в закрытой посуде со спичечными головками (такие монеты отличаются специфическим запахом), окуривание сигаретным дымом, выдерживание в отбеливателе, в содержащих серу химикатах, намазывание серной мазью или йодом.
Есть и другие не совсем честные технологии: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или в дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.
Распознать поддельную патину можно. Ее характерные признаки таковы:
- округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
- цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
- патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
- нелепые цвета на серебряных монетах — хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;
- патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
- патина лежит поверх царапин или других отметин;
- патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;
- патина имеет желто-коричневую дымчатую окраску (своим появлением она обязана табачному дыму)
Помните, что искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты, а натуральная может расцениваться как особое преимущество.
www.mdregion.ru
