Дом музей ахматовой – Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

8 Ноя

Фонтанный дом, музей А. Ахматовой: адрес, фото, история, стоимость — Санкт

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге на 30 лет стал приютом для Анны Ахматовой. Стены этого удивительного здания помнят и хорошие, и мрачные страницы биографии великой русской поэтессы. В 1989 г. в квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме был открыт музей. Цель экспозиции – показать, как творческая личность пытается сохранить свой маленький личный мир в условиях тоталитаризма, царящего в стране.

Туристов заинтересуют экспозиции музея Ахматовой, а также история и архитектурные особенности Фонтанного дома, ставшего культурным символом Северной столицы.

Здание в стиле барокко было сооружено архитектором С. Чевакинским в 1750 г. на берегу реки Фонтанки (отсюда и название особняка). Заказчиком строительства стал граф П. Шереметев. Над главным входом размещен герб Шереметева и девиз «Бог сохраняет все». Именно эти слова стали эпиграфом ключевого произведения Анны Ахматовой – «Поэмы без героя».

В основной части особняка располагалось восемь больших комнат, все окна которых выходили в сад (это обстоятельство Анна Ахматова неоднократно отмечала в своих дневниках). К северной оконечности здания был пристроен флигель, в котором находился Танцевальный зал. Южный флигель был отдан под домовую церковь.

Чевакинский украсил фасад здания лепниной, барельефами военной тематики, ложными колоннами, статуями и цветочными вазонами. Особняк пережил не одну реконструкцию и переделку, но его фасад остался в неизменном виде.

Культовый статус Фонтанного дома начал формироваться еще во времена Шереметевых. Граф был большим любителем театра, им была сформирована труппа из крепостных, звездой которой стала актриса П. Ковалева-Жемчугова. Шереметев влюбился в приму своего театра и, вопреки всему, женился на ней.

В Фонтанном доме бывали А. Пушкин, О. Кипренский, Ф. Лист, М. Глинка, П. Виардо и другие.

Последним частным владельцем особняка стал граф С. Шереметев – один из основоположников русской исторической науки. В 1917 г. нарком просвещения РСФСР А. Луначарский издал распоряжение, в соответствии с которым Фонтанный дом переходил государству.

В разное время здесь располагались различные казенные учреждения, в том числе, Арктический институт. Большинство интерьеров особняка были уничтожены, в Танцевальном зале сотрудники Арктического института залили бассейн для испытания макетов первых советских ледоколов.

Подлинную славу Фонтанному дому принесла Анна Ахматова, сделавшая его частью своей литературной вселенной.

Квартира №44, в которой жила Ахматова, принадлежала ее третьему мужу, искусствоведу и сотруднику Русского музея Николаю Пунину. Поэтесса переступила порог Фонтанного дома в 1924 г., чтобы, с небольшими перерывами, прожить здесь вплоть до 1954 г.

В гости к Пунину и Ахматовой приходили многие знаменитости – К. Малевич, В. Маяковский, Е. Замятин, О. Мандельштам, Б. Пильняк.

Однако, жизнь Анны Андреевны в Фонтанном доме нельзя назвать счастливой. У нее даже не было собственной комнаты – поэтесса спала на диванчике в кабинете своего мужа. В квартире проживала первая супруга Пунина А. Аренс, регулярно здесь останавливались его многочисленные родственники.

Отдушиной были встречи в столовой, где Анна Андреевна читала стихи, общалась с гостями, слушала музыку.

В 1938 г. супружеская пара распалась, и Анне Андреевне была выделена комната, ранее исполнявшая функции детской: квартира №44 стала коммунальной.

Помещения Музея Анны Ахматовой

Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Сквозь окна лестницы виден сад Фонтанного дома, фасад особняка с мальтийскими крестами, флигель, Литейный театр.

Лестница как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки 30-50 гг.

Квартира поэтессы находится на третьем этаже, в нее ведет высокая двойная дверь из дерева. На двери – старинная ручка и почтовый ящик.

Прихожая

Стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Здесь посетители увидят покрытую кафелем печь, вешалку, большой дорожный сундук, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон, небольшую пейзажную картину на стене.

В уголке между кухней и прихожей Н. Н. Пунин устроил импровизированную лабораторию для проявки фотографий. Чтобы никто не помешал этому процессу, лампочки выкручивали по всей квартире.

Кухня

Из прихожей посетители сразу попадают в кухню. С 20-х годов обстановка здесь не изменилась. У стены – каменная плита, работающая на дровах, обеденный стол, деревянные табуреты. На столе стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.

В углу висит небольшая икона Св. Анны Кашинской,  на боковой стене — часы-ходики.

Кухня находилась в полном распоряжении домработницы Пунина А. Смирновой. Впоследствии Смирнова и ее трое детей получили право на постоянное проживание в квартире, им была выделена комната.

В конце 30-х годов жизнь в квартире №44 стала совсем невеселой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре стало так холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.

Кабинет Н. Н. Пунина

Следующая «остановка» на пути туристов – кабинет супруга Анны Ахматовой Н. Н. Пунина. Это классический кабинет ленинградского интеллигента-гуманитария. Много книг, рукописей, большой стол с огромным количеством письменных принадлежностей, хорошее кресло. Стены украшены рисунками художников В. Лебедева, П. Львова, Н. Тырсы – друзей Пунина.

Супруг Ахматовой был всесторонне образованным человеком, он увлекался японской графикой, русской, французской, немецкой живописью. Пунин был одним из первых, кто отметил талант будущей звезды мирового авангарда К. Малевича.

Работая в Русском музее, Пунин имел определенные льготы, мог приглашать к себе гостей. Одним из таких гостей октябрьским днем 1922 г. и стала Анна Ахматова. В дневнике поэтесса восторженно отозвалась об этой встрече.

У Анны Андреевны не было прописки, что было неприемлемо. После 2 лет знакомства с Пуниным она согласилась стать его гражданской супругой и переехать в Фонтанный дом.

В середине 20-х гг. Пунин понял, что он не может принять взгляды советской власти на будущее искусства. Николай Николаевич пишет статью «Революция без литературы», в которой критикует Троцкого – одного из главных гонителей Ахматовой. Материал не был опубликован, но власти взяли Путина «на карандаш».

В 1935 г. за Пуниным пришли представители НКВД. Ахматова с первой женой Пунина А. Аренс также ждали ареста, сжигая в печи свои письма и дневники.

Пунина освободили, но в 1949 г. произошел новый арест, после которого в кабинете Николая Николаевича стал жить сотрудник НКВД.

«Левушкин кабинет»

В 1929 г. в квартиру №44 перебрался и сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший в Бежецке у бабушки. В доме не было отдельной комнаты для 17-летнего юноши, ему смогли выделить небольшой уголок в коридоре, где он спал на сундуке. Гости музея увидят этот сундук, а также – кафельную печку, окно, освещавшее место обитания будущего историка.

Домочадцы называли угол Гумилева «Левушкин кабинет». Юноша был недоволен условиями жизни, жаловался на холод и скудное питание.

В 1935 г. Гумилева вместе с Пуниным арестовали и после короткого заключения он решил не возвращаться в квартиру, снимая жилье в других районах города.

Столовая

Несмотря на бытовые неудобства, у жителей квартиры №44 в Фонтанном доме были и небольшие радости. Большинство из них связаны со столовой. Именно в этой комнате принимали гостей. Посетители увидят большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диванчик, кафельная печь, буфет.

Удивительно, как Ахматовой и Пунину в условиях жестокого дефицита удавалось сохранять достойный быт, принимать гостей, беседовать о литературе и музыке.

В столовой отмечали Рождество и Пасху, ставили праздничную елку, праздновали именины детей и взрослых.

На стене над диваном висит картина В. Гринберга «Воздух времени», которую Ахматова называла апокалиптической, как время, в котором ей довелось жить.

В углу висит икона Казанской Богоматери. С ней связана весьма показательная история. Однажды Ирина, дочка Н. Пунина, заявила отцу, что образок нужно убрать. Так на девочку повлияла революционная пропаганда в школе. Пунин с иронией посоветовал школьнице не быть парткомом.

Комната Анны Ахматовой

Центральной частью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме является комната, в которую поэтесса переехала после тяжелого разрыва с мужем. После этого события Анна Андреевна перестала принимать участие в семейных обедах и ужинах.

В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка.

У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Этот предмет интерьера Ахматовой подарила ее близкая подруга, танцовщица и актриса О. Судейкина. В сундуке поэтесса держала все свои бумаги – рукописи, дневники, письма и т.д.

Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать.

На стуле у стены сидит необычная кукла в венецианском одеянии. Эту вещицу, ставшую любимой игрушкой Ахматовой, выполнила О. Судейкина, отличающаяся великолепным художественным чутьем.

В стоящем неподалеку от печки красном буфете – фарфоровая статуэтка работы Н. и Е. Данько. Художники изобразили Анну Ахматову с шалью на плечах, со знаменитым полуоборотом головы. Статуэтку Данько подарили поэтессе в 1924 г.

Ахматовой комната не нравилась, она говорила, что самое красивой в ее новом жилище – растущее за окном дерево. Возможно, такие впечатления связаны с тем, что в этой комнате Ахматова пережила самые тяжелые моменты своей жизни – два ареста Гумилева, арест бывшего мужа, постоянное ожидание собственного ареста.

«Белый зал»

Белый зал Музея Анны Ахматовой – помещение, которое в 18 в. называли Танцевальным залом. Здесь размещена интерактивная экспозиция, позволяющая гостям стать частью литературной вселенной великой поэтессы.

В зале размещено семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. Кроме того, здесь находятся ее рукописи, личные вещи, рисунки, фотоснимки и документы.

На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который посетитель музея указывает рукой.

Как добраться:

mos-holidays.ru

что там можно увидеть – Москва 24, 27.02.2017

В доме антикварной книги «В Никитском» появилось мемориальное пространство, посвященное Анне Ахматовой. Экспозиция открылась 21 февраля. Что там будет – рассказывает куратор проекта, искусствовед и коллекционер Анатолий Гостев.

Фотохроника ТАСС

Официального адреса у Анны Ахматовой в Москве никогда не было, но каждый раз, приезжая сюда, она останавливалась в одном и том же доме, у своих друзей Виктора Ардова и Нины Ольшевской, и их сыновей – мультипликатора Бориса Ардова, писателя протоиерея Михаила Ардова и актера Алексея Баталова. Идея создать в Москве музей, посвященный великой поэтессе, давно витала в воздухе, и лучшего места для этого, чем квартира Ардовых, не найти. Но квартира эта до сих пор остается жилой, и превратить ее в публичное пространство не представлялось возможным. Решение проблемы пришло само, когда Отец Михаил Ардов привез семейные реликвии на реставрацию в дом антикварной книги в Никитском переулке. Вместе с основателем аукционного дома «В Никитском» Николаем Шутовым и коллекционером Анатолием Гостевым им удалось воссоздать модель ахматовских комнат и превратить их в музейное пространство.

Анатолий Гостев, куратор проекта:

Фото: Агентство «Москва»/Зыков Кирилл

«Сам по себе образ музея, мемориального пространства «Московский дом Анны Ахматовой», – это реконструкция, притом достаточно условная. Практически театральная декорация на подлинных материалах, связанных с Ахматовой в доме Ардовых. Речь идет о детской, комнате Алексея Баталова, в которой жила Ахматова, когда приезжала в Москву, и гостиной, где собирался весь литературный цвет XX века. Объединяют эти два интерьера силуэты-портреты поэтов XX века работы Елизаветы Кругликовой, 1920 года. Интересно, что в совокупности эти портреты являются иллюстрацией к «Поэме без героя» Ахматовой, которая создавалась, комментировалась и дополнялась именно в доме на Ордынке».

Основные экспонаты

Прежде всего, это «Его величество» стол, за которым работала Анна Андреевна Ахматова, будучи в Москве. Он стоял в комнате совсем еще юного Баталова, который спал в гостиной в те дни, когда в доме находилась знаменитая поэтесса. Что только на этом столе ни написано! Редакция «Реквиема», редакция «Поэмы без героя», все переводы, над которыми Ахматова работала в Москве. Это переводы с корейского, с японского и татарского. Дело в том, что Ахматову практически не печатали после постановления о журнале «Красная звезда» и она в основном работала с переводами. Только в конце 50-х годов ей позволили издавать части «Поэмы без героя». И появились первые ахматовские сборники. Именно на этом столе составлялись автобиографические тетрадочки, которые Ахматова вела от руки и сама же сшивала.

Фото предоставлено пресс-службой музея

На столе – чернильница. Ахматова пользовалась только автоматической ручкой со стальным перышком. И она работала с этой чернильницей все годы, пока жила на Ордынке. Здесь же стоит французский будильник из комнаты Баталова. Здесь же – евангелие из библиотеки Ардовых, которое читала Ахматова. Оно поступило к нам как совершенно уникальная духовная ценность. Помимо него у нас порядка двухсот томов из библиотеки Ардовых, в том числе и книги, подаренные Ахматовой, и очень интересный архивный материал с домашними записками и газетами. Буквально из каждой вещи, которые представлены в нашем «Доме Ахматовой», можно было сделать мемориальный музей.

Фото предоставлено пресс-службой музея

Нина Попова, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

«Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме приветствует любое начинание, связанное с сохранением памяти о нашей патронессе. Тем более, что с Москвой в биографии и творчестве Ахматовой связано очень многое. Необычно, что экспозиция, посвященная поэту, появится не как филиал московского Литературного музея, в собрании которого хранятся многие ценные материалы, посвященные Ахматовой. Однако и негосударственный музей поэта вызывает у нас интерес и симпатию»

Фото предоставлено пресс-службой музея

В гостиной на стене висят две литографии французского мастера Буальи из подлинной гостиной, овальное зеркало в ореховой оправе, диван и два кресла, в которых сидели гости Ахматовой и Ардовых. И знаменитый стол из гостиной, про который Ахматова писала «Из-под пестрой скатерти не видать стола, я стихам не матерью, мачехой была». Так вот за эти столом сидели Зощенко, Пастернак, Райкин, Шостакович. И рядом со столом, сбоку, стоит пишущая машинка. Сама Анна Андреевна машинкой не пользовалась, на ней Лидия Корнеевна Чуковская и Михаил Ардов (теперь уже Отец Михаил) перепечатывали стихи с ахматовских рукописей.

Фото предоставлено пресс-службой музея

В планах кураторов «Московского дома Ахматовой» – проведение литературных вечеров и творческих встреч с актерами, поэтами и писателями. «У нас большие планы на это пространство: мы хотим, чтобы музей жил, собирал неравнодушных к поэзии людей, хотим возродить «ахматовку», – добавил Анатолий Гостев. «В наших планах – ежемесячное проведение мероприятий, посвященных Анне Андреевне, создание премии имени Анны Ахматовой для начинающих поэтов, выпуск «Ахматовского ежегодника», поэтические и литературные вечера, а также многое другое».

Где: Аукционный дом «В Никитском», Никитский переулок, дом 4А, стр.1

Время работы: с 10:00 до 20:00, понедельник – выходной день

Посещение бесплатное, по предварительной записи по телефону или на сайте музея..

Ссылки по теме

www.m24.ru

Мемориальная квартира Анны Ахматовой -Экспозиции

Мемориальная квартира Анны Ахматовой -Экспозиции

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Лестница

Лестница – своего рода граница: рубеж между дворцовыми интерьерами прошедших эпох и ленинградской коммунальной квартирой середины ХХ века.

Перейти

Прихожая

Типичная прихожая квартиры петербургско-ленинградских интеллигентов: кафельная печь, вешалка, саквояжи, стойка для зонтиков…

Перейти

Кухня, коридор

В квартире, которая строилась для дочери графа Шереметева, кухня и коридор отводились для слуг. В советское время они стали местом обитания жильцов.
В 30-е годы кухня стала коммунальной.

Перейти

Кабинет Пунина

В этом кабинете в период союза с искусствоведом Николаем Пуниным Анна Ахматова работала над статьями о Пушкине, а также составляла «Труды и Дни» Николая Гумилева, собирая письма и воспоминания,  – «делала для его памяти все, что можно было».

Перейти

Столовая

Столовая (по цвету стен ее называли «розовой») в 1920-1930-х годах была центром всей квартиры. Здесь играли в шахматы, заводили патефон, принимали друзей. Под абажуром собирались жильцы и их гости.

Перейти

1940 год. Комната Анны Ахматовой

Об этой комнате сохранились разноречивые воспоминания современников. Одни описывают «развал и убожество», окружавшее здесь Ахматову. Для других эта комната была освещена «волшебным светом», наполнена красивыми вещами, оставшимися от прошлой жизни.

Перейти

1945 год. Комната Анны Ахматовой

В этой комнате Анна Ахматова поселилась после возвращения из ташкентской эвакуации.

Перейти

Белый зал

Литературная экспозиция музея называется «Белым залом» по аналогии с Белым залом Фонтанного дома  – одним из мест действия ахматовской «Поэмы без героя». Она предлагает заглянуть в иную реальность – реальность поэзии Анны Ахматовой, в пространство ее текста.

Перейти

akhmatova.spb.ru

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге

Этот музей появился в перестроечные годы, когда в жизнь страны хлынул поток шедевров мировой и отечественной культуры, недоступных в советское время. К таким явлениям относится литература русского Серебряного века, ярким представителем которого является Анна Ахматова.

Со времён перестройки в Санкт-Петербурге действует литературно-мемориальный Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, первым напомнивший нам о поэтах, гонимых советской властью. Он открылся в четырёхэтажном садовом флигеле Шереметьевского дворца, иначе — Фонтанном доме, одном из прекраснейших особняков XVIII века. На третьем этаже в квартире поэтессы полностью воссоздана обстановка 1925—1953 годов.

Материалы для музея — фотографии, личные вещи поэтессы, книги с автографами, документы — собирались по крупицам. Основной фонд во время открытия музея состоял из вещей, которые были подарены близкими друзьями и соратниками Ахматовой. На почётном месте в музее висит список жертвователей и дарителей.

В открытом доступе находится лишь часть музейного собрания. На сегодняшний день основная часть коллекция музея находится в фондах. Это более 50 000 предметов. Наиболее ценными экспонатами являются книги из библиотеки Анны Андреевны и Иосифа Бродского, уникальные экземпляры книг и рукописей поэтов начала XX века из коллекции Моисея Лесмана, графические произведения из собрания Льва Гумилёва. Большой интерес для историков и почитателей таланта Льва Николаевича представляют личные вещи Гумилёва, его документы и автографы, рукописи произведений.

Не весь музей посвящён Анне Ахматовой — в здании произведена реконструкция американского кабинета Иосифа Бродского, на духовное формирование которого Ахматова оказала непосредственное влияние. Поэтов объединяет трагичность судеб и стойкость в борьбе с жестокой эпохой. Их мемориальные помещения находятся на одном этаже музея. Пространство по соседству отведено под литературно-художественные экспозиции.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

kudago.com

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и мемориальная квартира Бродского: melanyja

После посещения Дворца Шереметьевых мы побывали во флигеле Фонтанного дома, где находится музей Анны Ахматовой. Вход во флигель расположен со стороны Литейного проспекта, а от дворца Шереметьева можно пройти через дворы-колодцы.


Южном флигеле Шереметевского дворца или Новый кухонный флигель построен в 1845 году по проекту И. Корсини, в 1911-14 гг. архитектором М. Красовским надстроен третий этаж для квартиры дочери графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
Именно эта квартира № 44 в Фонтанном доме была выдана сотруднику Русского музея Николаю Николаевичу Пунину (1888-1953). Пунин был знаком с кружком литераторов ещё по встречам до революции в Бродячей собаке, а в 1922 году между ним и Анной Ахматовой вспыхнула любовь. В 1926 году Ахматова переезжает в квартиру Пунина, и Фонтанный дом становится приютом поэзии.



Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома

Кстати, двор Фонтанного дома был Ахматовой знаком, ранее она жила в северном флигеле со вторым мужем В.К. Шилейко.

Итак, входная дверь в квартиру – окунаемся в обстановку 1920-40 гг.

В Прихожей пальто Н.Н. Пунина, которое осталось здесь после ареста хозяина в 1949 году. Пунин был арестован несколько раз. В 1921 году по делу «Петроградской боевой организации» (Таганцевское дело), по которому также был арестован и расстрелян первый муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв. В 1935 году Пунин был арестован вместе с пасынком Львом Гумилёвым по доносу товарища последнего студента Борина, которые написал в Ленинградское НКВД: «в ходе разговора за общим столом Пунин говорил: «И людей арестовывают, люди гибнут, хотелось бы надеяться, что все это не зря. Однако стоит взглянуть на портрет Сталина, чтобы все надежды исчезли». Пунин ошибался в том, что репрессии – это не только Сталин, но и вся система. В 1949 году Пунин был арестован в ходе компании по борьбе с космополитами, так как писал про зарубежное искусство. Он умер в Воркуте в августе 1953 в лагерной больнице уже после смерти Сталина.

Кухня с дореволюционной посудой, принадлежавшей семье Пуниных.

Кухня превратилась в коммунальную, когда сын домработницы Пуниных Анны Евгений Смирнов добился, чтобы его семье выделили комнату. С ним в квартиру въезжает жена Татьяна, дети Валя (умер во время блокады) и Володя. При этом Татьяна Смирнова отправила Анну Богдановну в дом престарелых, над остальными жителями квартиры она также демонстрировала своё превосходство пролетарского происхождения.. По воспоминанием очевидцев, на кухне постоянно висело мокрое бельё, создавая промозглую атмосферу. Но злопамятность не свойственна поэзии. Анна Ахматова горевала о смерти мальчика Вали в блокаду и посвятила ему стихи: «Памяти Вали» http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova/scheli-v-sadu.html

Кухня переходит в коридор, где нашел пристанище сын Ахматовой Лев Гумилёв, который приехал в Петербург в 1928 году.

Лев устроил себе комнатку около печки, он окончил школу, работал для поступления в университет, в 1934 году поступил на исторический факультет, а в 1935 арестован по доносу студента-одногруппника.

Из коридора проходим в жилую часть квартиры. Белый зал посвящен поэтическому творчеству Ахматовой, дореволюционному периоду и времени гражданской войны.

Кабинет Николая Николаевича Пунина. Реалии социалистической жизни и система прописки привела к тому, что в квартире также жила первая жена Н.Н. Пунина Анна Евгеньевна Аренс (1892–1943), и их дочь Ирина (1921-2003), затем её муж, который Генрих Каминский (погиб в 1943) и их дочь Анна, которая участвовала в создании музея. Интервью с Анной Каминской здесь http://www.idelo.ru/294/27.html Также в квартире в разное время жили мачеха Пунина Елизавета Антоновна, отец первой жены бывший генерал-лейтенант флота Евгений Иванович Аренс, брат Николая Николаевича – Александр Николаевич Пунин с женой Зоей Евгеньевной и дочерью Мариной, племянник Анны Евгеньевны Игорь, родители которого были репрессированы.

Столовая. Портрет А.С. Пушкина – гравюра с портрета Кипренского, который был написан художником именно в Фонтанном доме. В семье Пуниных было принято отмечать Рождество, Пасху, висели иконы. Как-то дочь Ирина под влиянием пропаганды хотела снять все иконы, за что отец назвал её «Партком завода «Красный гвоздильщик».

Бывшая детская комната, куда Анна Ахматова переехала в 1938 году после разрыва с Пуниным. Ей было некуда ехать, а с семьёй Пуниных она сохранила дружеские отношения. Причина разрыва – творческий кризис, за время жизни с Пуниным Ахматова написала очень мало стихов, а роль жены-хозяйки ей не удалась. В этой комнате Ахматова переживает второй арест сына, за ней самой опять начинается слежка, она пишет «Реквием» и «Поэму без героя», перебирает старые бумаги.

В сентябре 1941 года её эвакуировали. Уже тогда в городе начинался голод. Семья Пунина включая его новую жену Марту Андреевну Голубеву была эвакуирована только в феврале 1942 года

Семья Смирновых во время войны переехала, и их комната досталась Анне Ахматовой по ордеру от Союза писателей. Фонтанный дом был разорён войной, но деваться опять было некуда. Вскоре с фронта вернулся сын Лев.

В ноябре 1945 года в этой комнате с Ахматовой беседовал секретарь Британского посольства в Москве, философ-культуролог Исайя Берлин. Это встреча была поводом для очередной травли Ахматовой. В квартире были установлены прослушивающие устройства, и Ахматова приучилась ничего не говорить дома. Вокруг квартиры дежурили наблюдатели. В 1949 году опять арестовали Н.Пунина и Л.Гумилева. Чтобы спасти сына Ахматова в 1950 году написала стихи о Сталине. Сына не выпустили, но Ахматову вернули в Союз писателей.

В 1952 году квартиру в Фонтанном доме пришлось освободить — Институт Арктики и Антарктики занял весь дом.

Решение о создании музея Ахматовой было принято в 1988 году. Также во флигеле расположены другие экспозиции. На 2 этаже находится выставка, посвященная Великой Отечественной войне, а на 1 этаже – мемориальная квартира Бродского. Иосиф Бродский не жил и не бывал в Фонтанном доме, но Ахматова поддерживала молодого поэта. В 2003 году вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вещи из его дома в Саут-Хедли в штате Массачусетс

В мемориальной квартире находятся подлинные вещи Бродского

в том числе его коллекция почтовых открыток

Во дворе Фонтанного дома находится памятник графине Прасковье Ивановне Шереметьевой (урожденной Ковалёвой-Жемчуговой).

Сайт музея http://www.akhmatova.spb.ru/
Книга Попова Н.И., Рубинчик О.Е. Анна Ахматова и Фонтанный Дом (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме). Издательство: Невский Диалект, 2000 г.http://www.akhmatova.org/bio/fd.htm
Биография Н.Н. Пунина http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/NGU_Punin.htm

Интервью Анны Каминской http://www.idelo.ru/294/27.html

melanyja.livejournal.com

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Музей Анны Ахматовой (Санкт-Петербург, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе, в районе Большого Фонтана. Однако вся ее жизнь и творчество неразрывно связаны с единым в трех лицах «пленительном городом загадок» Санкт-Петербургом, «гранитным городом славы и беды» Петроградом и «ненужным привеском возле тюрем» — Ленинградом. Расстрел первого мужа, поэта Николая Гумилева, гибель в ГУЛАГе второго, искусствоведа Николая Пунина, 10-летнее заключение единственного сына Льва Гумилева не убили ее таланта и не сломили непокорного духа. Стены коммунальной квартиры на Фонтанке хранят память о том, что она чувствовала, когда их уводили навсегда.

Так под кровлей Фонтанного Дома,

Где вечерняя бродит истома

С фонарем и связкой ключей,

Я аукалась с дальним эхом

Неуместным тревожа смехом

Непробудную сонь вещей.

Анна Ахматова. Поэма без героя

Фонтанный дом

Дворец графов Шереметевых — огромный комплекс зданий на набережной Фонтанки. Фасад главного корпуса выходит на реку, а за ним между двумя четырехэтажными флигелями спрятан небольшой сад. Вход в него ведет не с парадной стороны, а с Литейного проспекта. Слева от ворот установлен памятник Анне Ахматовой в виде серой стелы с проступающим женским силуэтом.

Обыкновенная садовая скамейка, где постоянно дежурили топтуны, наблюдавшие за неблагонадежной писательницей, теперь тоже экспонат, украшенный соответствующей табличкой.

Квартира № 44

Музей находится в коммунальной квартире на третьем этаже, где поэтесса прожила 30 лет с перерывом на эвакуацию в Ташкент. До революции она принадлежала кому-то из многочисленного клана Шереметевых. В 1922 г. сюда вселился Н. Н. Пунин, искусствовед и гражданский муж Анны Ахматовой. Посетители поднимаются по ступеням каменной лестницы, из окон видны та самая скамейка и фасад Лиговского театра.

Подъезд оборудован подъемником для инвалидов-колясочников.

В углу прихожей высится монументальная каменная печь, рядом зеркало в резной раме, напротив сундук, на нем несколько чемоданов, на стене черный эбонитовый телефон. На вешалке висит серое пальто, оставленное Пуниным, когда его уводили отсюда сотрудники ГПУ. Предметы нехитрого быта начала прошлого века наполняют небольшое помещение кухни с топившейся дровами плитой и крохотной раковиной. Самовар, керогаз, жестяное корыто, бутыль с керосином, плетеная кошелка переносят посетителей в мир продуктовых карточек и коммунальных дрязг.

Из комнаты, где поэтесса жила в 1940 г., она уходила к воротам Крестов, куда заключили сына после ареста. Самые пронзительные строки «Реквиема» написаны за столиком для рукоделия, пока за окном мельтешили черные ветки старого клена. В другую комнату она заселилась после возвращения из эвакуации в 1945 г. Обстановка еще более аскетичная, мало что сохранилось от прежнего быта. Разгромное постановление ЦК едва не убило Ахматову, ко всему добавилась тяжелая размолвка с сыном. Но она выстояла.

Основная литературная экспозиция музея в Белом зале вводит гостей в мир поэтических образов и указывает путь к пониманию творчества Анны Ахматовой. Пространство зала разделено на 7 интерактивных инсталляций, обозначенных цитатами из ее стихов. Под стеклом лежат рукописи, фотографии и рисунки. Создатели экспозиции руководствовались принципами самой поэтессы, которая любила «сталкивать слова, никогда не стоявшие рядом».

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр-т, 53. Веб-сайт.

Время работы: с 10:30 до 18:30, в среду с 12:00 до 20:00, выходной день — понедельник.

Как добраться: на метро до ст. «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская», на троллейбусах №№ 8, 15, 19 или маршрутках №№ К90, К177, К258 до ост. «Ул. Жуковского». Вход в музей через арку дома № 53 на Литейном пр-те.

Цена билета для взрослых — 120 RUB, для школьников и пенсионеров — 60 RUB, для студентов, инвалидов и ветеранов вход бесплатный. Цена аудиогида — 200 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

tonkosti.ru

О музее

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме создан  в 1989 году к столетию со дня рождения поэта. Тогда это был единственный музей в нашем городе, который рассказывал о советском периоде русской истории, когда представители интеллигенции – поэты, художники, люди эпохи Серебряного века, жизнь которых пришлась именно на годы репрессий в социалистическом Ленинграде – должны были сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства.

Решение о создании музея было принято в середине 1988 года Исполкомом Ленсовета, тогда же была организована Комиссия по литературному наследию Ахматовой при Союзе писателей СССР, которую возглавил Михаил Дудин. К инициативе создания музея подключился Фонд Культуры, созданный на волне перестройки, одной из задач которого была поддержка проектов, связанных с именами писателей, опальных при советской власти. Чтобы ускорить решение процедурных вопросов, музей создавался как филиал музея Достоевского, и все организационные работы взяла на себя его директор Белла Рыбалко.

Внимание ленинградского начальства к созданию музея Ахматовой было огромным: выделяли необходимые денежные средства, заседания проходили прямо в кабинете заместителя начальника управления культуры при общем благосклонном интересе и участии. Никто не требовал тематико-экспозиционные планы для утверждения, не было не то что цензуры, а даже намека на нее. Возникало ощущение, что Ленинград в лице своих руководителей на фоне перестроечных идей проводил торжественные мероприятия и создавал музей, чтобы искупить свою вину перед именем Ахматовой и утвердиться в общественном мнении в новом качестве, соответствуя горбачевским идеям отказа от тоталитарного прошлого.

К этому времени из Шереметевского дворца (Фонтанного Дома) уже выехал Институт Арктики и Антарктики, занимавший его с начала 1940-х годов. Для Музея Ахматовой был выделен садовый флигель, на третьем этаже которого расположена та  самая квартира, которой наконец-то суждено было стать мемориальной. Здесь Ахматова жила с 1925 до 1952 годы с перерывом на эвакуацию из блокадного города.

Материалы, документы, фотографии Ахматовой начали собирать сразу же после решения об открытии музея. Нужно было определить круг друзей и современников в Ленинграде и в Москве. Некоторые имена были известны: в самиздате ходил сборник воспоминаний об Ахматовой. По цепочке стали находиться имена и адреса тех, кто готов был общаться с создателями нового музея, передать музею хранившиеся у них реликвии. Поражало то, что никакая государственная власть, предавшая анафеме имя Ахматовой, никакие ждановские постановления были не в силах заставить людей отречься от уважительного отношения к ее памяти: из ящиков письменных столов или с антресолей доставали книги, фотографии, рукописи, подлинные вещи, которые бережно сохранялись в семьях.

В день открытия музея 24 июня 1989 года мы вывесили список из более чем полусотни имен тех, кто помогал нам. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме – это не только память о ее жизни в этих стенах, но и память о том большом круге людей, которые вопреки государственному давлению сохранили ахматовские материалы. В сознании многих открытие Музея Анны Ахматовой встало в один ряд с идеями перестройки, падением Берлинской стены в том же 1989 году и возникновением новых контактов России с Западной Европой.

В 2003 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме  разделил экспозицию на  мемориальную часть, вернувшую квартире Пуниных-Ахматовой архитектурный облик 1920-1940-х годов XX века, и литературную, разместившуюся по соседству с пространством квартиры. Литературная экспозиция подчинена особой логике – sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или согласно поэтической формуле Ахматовой: «Я помню все в одно и то же время…».

Музей постоянно развивается, и в 2014 году литературная экспозиция была существенно реорганизована с помощью новейших мультимедийных технологий.

akhmatova.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *