Фото музея чуковского – Дом Корнея Чуковского в Переделкино

13 Янв

Легкая экскурсия в дом-музей Корнея Чуковского

Корней Чуковский с детьми в Переделкино. 1959 г. Фотограф В. Тарасевич.


Фото-экскурсия от yarowind. Музей Чуковского

Про дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино я знал давно, но посетили его совсем недавно. Внутрь можно попасть только в составе экскурсии. Мы специально не заказывали, но когда подъехали туда, оказалось, что только что началась экскурсия для школьников. К ней нас и присоединили:).

1. Это не книга, это люстра с иллюстрациями к Мухе-цокотухе.


2. Улочки Переделкино


3. Вход на территорию местной детской библиотеки


4. Рисунки на столбах пообтерлись


5. А вот это вход на территорию дома-музея, можно заходить


А вот и сам дом Чуковского. Он довольно большой, не чета дому Окуджавы.

Дом построен в середине 1930-х и является типичным для того времени. Чуковский жил тут с 1938г до…

6.


С первого взгляда – просто дерево. Если присмотреться, можно увидеть множество обуви, висящей на нем.

7.


8. Это то самое Чудо-дерево, на котором растут “сапоги и башмачки”.


Когда готовишь репортаж, всегда обнаруживаешь что-то интересное, что сам раньше не знал.

То, что Корней Чуковский – это псевдоним, я знал (на самом деле он Николай Корнейчуков). А вот то, что он был незаконнорожденным, я не знал. Его отец – Эммануил Соломонович Левенсон, в доме которого работала служанкой мать Николая.

9. Синяя гостиная


Мир всегда был большой деревней, поэтому знакомство Чуковского с различными интересными людьми началось уже в детстве. Так, он ходил в детский сад в одну группу с Володей Жаботинским — в будущей лидером правого сионизма, создателем Еврейского легиона, писателем и прочая, прочая.

10. Вся обстановка сохранена его дочерью и внучкой.


А одноклассником в гимназии был Борис Житков – тоже будущий писатель и путешественник.

11. Рисунки


12. Книг около 4,5 тысяч, многие на английском.


Несмотря на то, что казалось бы литератор был обласкан властными структурами, он не колебался вместе с генеральной линей партией.

Так, в 1966г подписал письмо на Брежнева против реабилитации Сталина, написал пересказ Библии для детей (тираж был уничтожен властями), поддерживал отношения с опальным Солженицыным.

13.


Перед смертью он написал список людей, которых не хотел бы видеть на своих похоронах.

Вообще, Юлиан Оксман (литературовед) — довольно жестко описывает атмосферу похорон писателя:

“Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции — тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала.

Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренные слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…». Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского.”

14.

15.

16.

17. Та самая люстра с заглавной фотографии

18. Рабочий стол

19.

20. Чуковского переводили на различные языки

21. Мини-версия Чуда-дерева

22.

23.

24. Семейные фотографии

25. Мечта, а не библиотека:)

26. Вокруг дома у него довольно таки большая территория, вовсе не 6 соток.

27.

28. Сторожка

29. Место знаменитого чуковского костра

Вход на костер был платный – каждый ребенок должен был принести несколько шишек. Но если не приносили, пускали и так:).

30.

31. Традицию поддерживают, иногда костер устраивают до сих пор.

32. Ну и все, пойдемте к выходу.

33.



raenza.ru

Музей дом чуковского фото — Турист

«Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… — вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна. — Ни единого объявления в газете или где бы то ни было — но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».

О том, как «стихийно», как бы «сам собой», переделкинский дом стал музеем, Лидия Чуковская рассказывала так: «Затея моя — сохранить в неприкосновенности комнаты Корнея Ивановича — повернулась так, как мне и во сне не снилось: говоря по правде, сохранила я их, чтобы иногда приходить туда одной, как прихожу на могилу, — и снова видеть его стол, халат, его радио, его книги… Так же тикают часы на столе, тем же строем стоит на полке собрание Некрасова, в которое вложено им столько труда. Вот-вот и он сам войдет…»

В течение практически тридцати лет музей не только работал, но и боролся за право на существование. В 1976 году решение о внесении музея в список памятников истории и культуры было отменено, тогда на защиту музея встали Лихачев, Капица, Каверин, Образцов, Райкин, Успенский, Берестов и другие. Эта борьба за музей продолжалась долгие годы. Лишь в июне 1996 года, после капитального ремонта и больших реставрационных работ, проведенных Гослитмузеем, переделкинский дом Чуковского вновь наполнился детскими голосами, в нем начали проводить экскурсии для взрослых и детей.

Сегодня все выглядит так, как и 5 октября 1969 года, когда Корней Иванович уехал в кунцевскую больницу. Домой он больше не вернулся: писатель скончался 28 октября 1969 года…

В этом доме Корней Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 года Сказка Бибигон так и начинается: «Я живу на даче в Переделкине…» Здесь Чуковский написал книгу о русском языке «Живой как жизнь», исследование «Мастерство Некрасова», статьи и воспоминания о Чехове, Блоке, Ахматовой, Гумилеве, Брюсове, о переводах на английский язык русской прозы и поэзии. Здесь же он получил известие о присвоении ему звания почетного доктора литературы Оскфордского университета, одного из старейших в Европе. В этом гостеприимном доме бывали Пастернак и Ахматова, Паустовский и Солженицын, Евтушенко, Бродский, Берестов и другие.

Мы не будем подробно рассказывать обо всех комнатах дома-музея Чуковского, сотрудники музея сделают это намного лучше, глубже и уж точно гораздо интереснее, чем это позволит формат Квартблога. Но без описания кабинета писателя и его библиотеки наша статья была бы неполной.

О кабинете Чуковского Вениамин Каверин писал: «Эта комната — одушевленная, сложившаяся десятилетиями вещественно воплощенная часть истории русской литературы. В ней все, как было в день его смерти, и для нас, его современников, для тех, кто пришел и еще придет ему на смену. И надо, чтобы все так и осталось, как было».

В кабинете у огромного окна стоит письменный стол писателя, на нем — его последняя статья, которая так и не была дописана — «Признания старого сказочника». «Чудо-дерево» на письменном столе — подарок учащихся 609-ой московской школы к восьмидесятилетию писателя. Под деревом — фигурки Андерсена и Бибигона, рядом два игрушечных крокодильчика из одноименной сказки Чуковского — английский белый из слоновой кости и африканский черный из железного дерева. Справа фотографии жены Чуковского Марии Борисовны и сына Николая.

На книжной полке над диваном стоит комплект грампластинок с записями стихотворений Уолта Уитмена в исполнении американских актеров и Шалтай-Болтай, подарок из Англии. Рядом, в шкафу, на полках с книгами, фотографии молодого Александра Солженицына и Юрия Гагарина.

Шкаф для архива напротив — «штуковина», как называл его сам Корней Иванович, в нем хранились рукописи и письма Александра Блока, Анны Ахматовой, альбомы с фотографиями, множество папок с еще незавершенными исследованиями. На шкафу — игрушки: Говорящий Лев и паровозик.

Особенно много в этой комнате подарков из Японии: куклы, веер, огромный полотняный карп. Японцы обожали Чуковского: в Японии дважды издавалась его книга «От двух до пяти», которую японские ученые и педагоги считают одним из лучших исследований детской психологии.

Настоящий головной убор индейского вождя из разноцветных перьев привезен писателю одним из его почитателей из Америки; в этом индейском одеянии Корней Иванович играл с детьми. 

Напротив кабинета дверь в библиотеку, бывшую когда-то комнатой жены Чуковского Марии Борисовны. Зачехленная белой парусиной мебель, стена, увешанная семейными черно-белыми фотографиями и самое дорогое для членов этой семьи — книги, огромное количество книг. Всего в музейной экспозиции насчитывается более пяти тысяч книг. Особенно много на полках сказок — отечественных и зарубежных. Литературоведческие и мемуарные книги Чуковского занимают отдельную полку. Многие книги в доме Чуковского хранят следы его карандаша — отчеркивания, подчеркивания, заметки на полях. Иногда их так много, что книгу можно рассматривать как своеобразную рукопись Чуковского.

В углу, за дверью, стоит палка — бугристая коряга, которую, по рассказам экскурсовода, Корней Иванович мог поставить на указательный палец и держать, сохраняя в состоянии равновесия. Здесь же один из лучших портретов молодого Чуковского — литография Надежды Войтинской.

Простенок между кабинетом и библиотекой тоже заполнен книгами, рисунками и фотографиями. Отдельную полку занимает привезенная Чуковским из Англии в 1916 году энциклопедия «Британника».

Самая нарядная комната в доме — столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского, Марии Борисовны. Темно-синие стены подчеркивают красоту мебельного гарнитура из карельской березы, который Мария Борисовна купила в комиссионке в 1939 году. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания — это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины Ильи Репина, близкого друга писателя, и Константина Коровина, рисунки Бориса Григорьева. 

Ножки обеденного стола в виде львиных голов тоже вызывают неподдельный интерес: если смотреть снизу, то львы улыбаются, а при взгляде сверху кажутся грозными и сердитыми. Тут же и черный дисковой телефон с буквами, по которому Корнею Ивановичу в мультфильме звонил Слон.

Напоследок прогуляемся по участку рядом с домом писателя. Здесь находится костровая площадка. Традицию проводить летние «Костры» — праздники для детей при участии писателей, актеров, певцов и фокусников — придумал сам Чуковский: он собирал детей на поляне и устраивал целые представления для них, входным билетом на которые служили десять шишек. Сейчас эта традиция бережно хранится смотрителями музея.

У калитки растет знаменитое «чудо-дерево», украшенное старой детской обувью. Рассказывают, что этот клен чуть было не спилили, решив, что он засох. Но директор музея буквально спас его от неминуемой гибели, развесив на нем разноцветные поношенные башмаки. С тех пор эта коллекция только пополняется.

При подготовке статьи использованы материалы дома-музея Корнея Чуковского, комментарии главного научного сотрудника музея Крючкова Павла Михайловича и информация  сайта odintsovo.info.

Фото: Маша Шаталина

идем в гости



Source: kvartblog.ru

Почитайте еще:

turist.uef.ru

Музей Чуковского в Переделкино

19 июня 2010 года мы с Катюшей побывали на экскурсии в Переделкино. Вот в этом самом доме с 1938 по 1969 год жил и работал Корней Иванович Чуковский. Дорожка к дому идет мимо парка, где два раза в год проводят костры — в июне встречают лето, в сентябре — провожают. Такая традиция была во времена Чуковского, причем входным билетом на костер служили шишки

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет…
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!» (с)

Эту библиотеку Корней Иванович построил на свои деньги для местных детишек.

В гостиной на столе живет Мойдодыр, тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку. Видите тазик и кувшинчик? Дочка писателя Мурочка не любила умываться, вот он и сочинил для нее сказку, которую мы все знаем — «Мойдодыр».

вот телефон, по которому Чуковский разговаривал с крокодилами, слонами и с другими зверями. Раньше в Москве телефоны были не только с цифрами на диске, но и с буквами. Цифр было 10 и букв тоже 10. И чтобы позвонить, например, Жирафу надо было набрать букву «Ж», Бегемоту – «Б». А вот как позвонить Слону? Ведь буквы «С» нет на диске. Догадались? Правильно, Слон ведь звонил от Верблюда, значит нужно набрать букву «В» и там будет Слон

Мини чудо-дерево на рабочем столе писателя

Комната писателя, в которой он жил и работал. Иногда, если его мучала бессоница, он просил своего старшего сына почитать ему, но читать нужно было грамотно, соблюдая все знаки препинания и правильно расставляя ударения. В противном случае Корней Иванович сильно гневался. Корней Иванович много читал, переводил иностранную литературу. Хотя из гимназии в свое время был исключен, когда по специальному указу учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения. То есть по сути он самоучка.

Этот абажур выполнен из коробки из-под торта. Еще мы познакомились с волшебной музыкальной шкатулкой. Если посмотреть в нее, то станешь добрым и красивым Посмотрели на озорную пружинку, которая сама скачет по лестнице. Прогулялись по парку, в котором очень-очень высокие сосны. Помахали на прощание чудо-дереву. И довольные отправились домой

eva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *