Гжель это роспись – Ой!

4 Июн

Гжельская роспись: народное творчество

В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся «Гжельский куст» – двадцать семь исконно русских деревень, беспорядочно расположенных среди лесов и полей. В них и зародилось сказочное сине-белое искусство гжельской росписи. Искусство народное, глубокое и традиционное. Есть на Руси всего несколько знаменитых художественных промыслов: Хохлома, Жостово, Федоскино, Городецкая и Гжельская роспись. Хохломская роспись – это художественная разрисовка деревянных подносов и различных изделий из дерева. Жостовская роспись – это рисунки на металлических подносах. Техника росписи Федоскино, гораздо более сложная, основана на применении слойного светоотражающего ингредиента. Городецкая роспись – это нанесение рисунка на тонкую деревянную основу. Она сродни технике иконописи, но сюжеты в основном используются сугубо мирские.

И, наконец, Гжельская роспись – это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом.

Гжельская земля бедна черноземом, она неурожайная и прокормиться на ней человеку сложно. Годами и десятилетиями старались люди, пахали землю, сеяли. Семь потов сходило с пахарей, да все напрасно – не рожала земля. А все дело было в том, что сразу под верхним слоем земли широким пластом пролегала белая глина, без конца и края, глубоко и обширно. Как же тут пшенице родиться? Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать.

В гжельских краях каждый второй человек способен к «рукомеслу» – хоть бочку смастерить, хоть кувшин глинянный. И пошло дело. Сначала несколько мелких кустарных артелей создали, затем покрупнее гончарное производство организовали, посуду стали производить. А посуда должна быть красивой, значит, роспись нужна. В короткий срок появились художники. В то же время глину научились различать. Самые высшие сорта, чисто белые, отправляли в Москву аптекарям для изготовления медицинской посуды. Глина попроще шла на фаянс, тарелки да чаши, а самая белоснежная, фарфоровая, использовалась для изделий в классическом стиле гжель, роспись которых была такой красоты, что от нее дух захватывало.Говорят, чай из гжельской чашки вкуса неповторимого: десять чашек выпьешь, и еще хочется. Гжельская роспись называется так потому, что ее название пошло от слова «жгель» – значит «жечь», «обжигать». Ну а русский человек любит буквы в словах переставлять. Если кто-то скажет слово «омнибус», то обязательно получится «обнимусь». Вот и переставили: жгель стала гжелью. В 1812 году в Гжельском кусту было уже 25 заводов, которые производили качественную посуду. Попутно в мастерских при заводах выпускались игрушки, декоративные поделки и наборы для праздничных чаепитий. Глины, разных сортов и нескольких оттенков, хватало на все.
Однако в середине XIX века гжельское производство стало приходить в упадок, частично оттого, что посуды уже было сделано много, а может, просто период затишья наступил, как это случается время от времени с большими заводами. Но кризис не затронул художественное производство. Гжельская роспись по-прежнему пользуется спросом. Недавно были созданы специализированные учебные заведения, выпускники которых пополняют ряды мастеров фарфора, художников и дизайнеров. Гжельская роспись, картинки которой никогда не повторяются, в настоящее время снова процветает, радуя неповторимым колоритом своих изделий.

fb.ru

Роспись Гжели

На белоснежных полях расцветают роскошные цветы, скачут удивительные кони, взлетают диковинные птицы… Это не сюжет фантастического романа, это — гжельская роспись, один из традиционных и самых красивых российских промыслов.

С географической точки зрения Гжель – это село в Подмосковье, в Раменском районе. Ну а если говорить о промысле, то Гжелью называют несколько сел и деревень, в которых издавна производилась расписная керамическая посуда. Эта местность славилась особыми нечерноземными суглинистыми почвами; неудивительно, что основным занятием местного населения стало гончарное ремесло. Даже название села связано с гончарным производством: от слова «жгель», под которым понимался обжиг глиняных изделий.

История гжельского фарфора

Первые данные о местном глиняном производстве относятся еще к XIV веку, а в XVIII веке Гжельскую волость даже приписали к Аптечному приказу, поскольку именно из местной глины получались прекрасные сосуды для лекарств и снадобий. Ломоносов сказал о ней, что «нигде не видел глины белизною превосходнее…».

Тогда же, в XVIII веке, началось здесь производство майоликовой посуды – яркой, разноцветной, из цветных глин. Интересно, что с расцветом гжельского майоликового производства закрылась, не выдержав конкуренции, московская майоликовая фабрика Афанасия Гребенщикова. Славилась Гжель и глиняными игрушками – птичками, лошадками, куклами и бравыми всадниками.

Тот гжельский фарфор, который мы знаем – ослепительно белый, с синими росписями, покрытый глазурью – появился в XIX веке, когда гжельские предприниматели братья Куликовы разработали состав фаянсовой массы белого цвета. Опыты и эксперименты показали, что лучший цвет для росписи белой массы – синий. Именно он сохраняет свою яркость с течением времени и отлично соединяется с глазурью, которой покрывались изделия.

Техника гжельской росписи

Как заставить обычную посуду расцвести ярко-синими цветами? Ответ на этот вопрос на протяжении десятилетий хранили гжельские мастера. Для росписи использовался кобальт. В «сыром» виде он выглядит черным, и лишь после обжига приобретает синие оттенки. Интересно, что их более 30 – от полупрозрачных, почти незаметных, до ярких и сочных.

Основа гжельской росписи – кистевой мазок, с помощью которого получаются цветовые переходы. Ну а сочетание мазков, сюжеты, набор живописных приемов – это детали, образующие индивидуальный почерк автора. Традиционные сюжеты – геометрические и растительные орнаменты; если изначально определялся центральный рисунок и второстепенные, то уже в XX веке появились сложные композиционные орнаменты.

Практическая информация

Сегодня в Раменском районе, в деревне Турыгино, работает ЗАО «Объединение Гжель», имеющее фирменные магазины, в том числе в Москве. Кстати, купить Гжель сегодня – задача не из простых: известно, что около 90 % представленных на рынке изделий являются подделками «под Гжель», выполненными методом штамповки, а не руками мастера. В фирменных магазинах все изделия – однозначно подлинные.

На фабрике организуются экскурсии по производству и мастер-классы по лепке и росписи. Для того чтобы на них попасть, требуется предварительная запись. На сайте предприятия указаны телефоны для записи. Еще один музей и фирменный магазин расположен на другом предприятии – НПО «Синь России». Для экскурсий также нужна предварительная запись.

Советуем почитать

puteshestviaporossii.ru

Гжель для детей дошкольного возраста, фото / Занятия по росписи цветами, видео

Обучение детей росписи в технике гжель — это эксперимент, который может воспитать творческие способности у детей, приобщить с малых лет к народно-прикладному искусству. Развитие у дошкольников интереса к гжельской росписи прививают через занятия по технике росписи на простых предметах. Занятия способствую не только развитию творческих способностей у ребят, но и открывают детям истоки народного промысла и родной культуры. Технически дети обучаются правильно наносить мазок кистью с нужным нажимом.

История гжельского промысла

Гжельское керамическое производство зародилось недалеко от Москвы. Примерно в 60 км находится так называемый гжельский куст, образование из 27 деревень. Эта местность всегда славилась своими чистейшими глинами, которые были даже приписаны к царскому двору для аптекарских и медицинских нужд. На заводах из белой глины мастера делали керамическую посуду и множество изделий, игрушек для детей. Роспись была в характерной манере местности и включала в себя холодные оттенки: голубой, синий, белый и своеобразные сочные широкие мазки. Благодаря удивительно самобытной технологии росписи гжель легко узнаваема за пределами России и является ее богатством и народным достоянием.

Сюжетом этого народного промысла являются цветы, композиции трав и растений, сценки из деревенской жизни.
Очень большое внимание уделяется миниатюрным изделиям для детей. Из белой глины изготавливают игрушки и сувениры небольшого размера и декорируют их в технике гжель. В настоящее время можно встретить множество других изделий, оформленных под гжель: мебель, одежду и даже электрические чайники, самовары.

Изделия, оформленные в гжельском стиле, выступают в качестве оригинального подарка для родных и друзей. Даже дети дошкольного возраста могут самостоятельно создать расписанный от руки подарок в цветах и стиле гжели. Развитием творческих способностей можно заниматься родителям вместе с детьми. Во время работы с ребенком родители могут не только показывать правильную технику нанесения мазков и прорисовки мелких элементов, но и рассказывать историю живописи.

Зачем обучать детей росписи гжель?

Цель занятий для детей заключается в том, чтобы познакомить их с историей возникновения этого вида прикладного искусства. Занятия с педагогом, во время которых дети смогут освоить элементы техники гжельской росписи кончиком кисти, нужны для развития творческих способностей. Это позволяет привить интерес к рисованию, закрепить знание цветов в рисунке.

Особенная манера нанесения мазков позволяет выработать у детей усердие, целеустремлённость, вкус и развить способности к рисованию.
Начинать лучше с простых плоских форм, к примеру,разрисовки тарелочек выразительными узорами в синей и белой гамме. Ребята тренируют чувство цвета, симметрии. Позже переходят к оформлению изделий выпуклых форм: кружек, стаканчиков, солонок. Само занятие с дошколятами может сопровождать музыка в русском стиле с использованием балалаек, гармони.

Благодаря занятию у детей дошкольного возраста вырабатывается способность рисовать мини-узоры, разукрашивать небольшие детали, то есть, задействована мелкая моторика рук. Дети, при помощи рук учатся контролировать самое сложное движение в технике гжели – нажим. От него зависит ширина, плотность мазков, слой краски, законченность рисунка. Малыши постигают науку ставить световое пятно и от него двигаться в сторону более темных оттенков.

На занятиях с детьми дошкольного возраста достаточно освоить технику работы на плоских и выпуклых предметах с базовыми элементами гжели: точки, волны, прямые линии, бордюры. Освоение простых элементов позволит перейти к прорисовке мазков, капелек и цветов. Рисуя мазки или капли, дети выполняют движение характерное для промакивания кисти. Цветок собирается из мазков и капелек.

Поэтапные занятия с детьми в технике гжели это возможность подготовить их руки к более сложному творчеству и письму. Гжельская роспись доступна для детей 5–7 летнего возраста. Даже если они не передадут весь требуемый градиент, а это искусство нужно долго постигать, они познакомятся с основами и особенностями гжельского рисунка. Самобытные и интересные работы детей воспитатели и родители могут выставлять на выставках народного прикладного творчества.

Порядок росписи гжель

Технология росписи как плоских, так и выпуклых предметов одинакова:

  • Нужно нанести контуры рисунка;
  • Затем последовательно прорисовывать каждую крупную деталь;
  • После тщательно выводят тонкие элементы.

Дети должны приготовить краски двух цветов, лучше использовать гуашь или акрил. Последний вид краски применяется во время занятий по изготовлению выпуклых изделий: кружек, чашек, мисок. Для работы с пластиковыми или картонными блюдцами подойдет гуашь белого и синего цветов. При этом вполне допустимо использовать акварель, но с ней сложнее работать с белым цветом.

Учимся декорировать тарелочку из пластика

Занятие «творческая мастерская» по разрисовке блюдец или тарелочек воспитатель может начать с детьми подготовительных групп детского сада. Кроме акриловой или гуашевой краски, нужно подготовить:

  • Пластиковые тарелки по количеству ребят;
  • Кисти различного размера;
  • Фломастер или маркер синего цвета;
  • Палитру для красок.

В центре блюдца или тарелочки дети делают набросок. Для примера детям можно изготовить образец простых базовых элементов гжели и положить рядом. При прорисовке бордюров малыши должны усвоить закономерность чередования элементов.

В палитру можно выложить синюю и отдельно белую краску. Сначала детям показывают, как набирать краску белого цвета на край кисти. Затем окунают кисть одним краем в синюю краску, на ней образуется цветовой переход в виде светло-синего градиента. Для начала нужно детей дошкольного возраста научить аккуратно рисовать основные предметы рисунка: кружочки, лепесточки. Если рисуют бордюр тарелки, то берут потемнее синюю краску и показывают какими линиями или точками можно декорировать кайму.

Какие существуют правила оформления в росписи гжель? В разукрашивании тарелочки двигаются от центра к периферии. Когда прорисованы крупные элементы приступают к мелким: веточки, точки, завитушки. В красках двигаются от светлых оттенков, например, от белого и светло-голубого до темно-синего.

Искусство разрисовывать выпуклые предметы

При разрисовке выпуклой поверхности может понадобиться помощь воспитателей или родителей. Можно выполнить целый творческий ансамбль сервиз в стиле гжель. Для этого понадобится краска двух цветов и кружка или стаканчик. Для малышей дошкольников просто будет работать с гуашью и пластиковым стаканчиком или кружечкой. Важно чтобы основа посуды была белой.

На поверхность стакана наносят фломастером или маркером узор. Лучше брать маркер синего цвета. Затем готовят гуашь, она должна быть густой по консистенции, разбавлять водой ее не нужно. На кисточку набирая гуашь, другой рукой показывают ребенку как правильно удерживать и вращать основу: кружку или стакан. Начинать заполнять краской нужно с центра стакана. Сначала пусть дети нарисуют крупные элементы светлой краской, например, цветочную композицию. Следующим шагом, набрав на кисть немного темного кобальта, показывают, как делать вкруговую бордюр или рисовать волнистые линии по краям.

Для того чтобы получился полноценный чайный сервиз, можно брать в качестве основы любые баночки из-под специй, йогуртов, шампуней. На них дети могут отработать приемы гжели. Для полного сходства недостающие детали посуды или сервиза можно изготовить из синего пластилина: крышечку для чайника, ручку для сливочника и так далее.

Народный промысел в стиле росписи гжель – это не только экспериментальное развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, но и развитие патриотизма, гордости за умения русского народа и богатства России.

deti.center

Гжельская роспись - зеркало русской души :: SYL.ru

Такой народный промысел, как гжельская роспись берет свое начало с 17 века. Возникновение ремесла было вызвано жизненной необходимостью. Несколько деревень было построено на глинистых землях. От ведения сельского хозяйства они получали скудный урожай. Отдельным источником дохода было гончарное дело, но изделия надо было приукрасить, чтобы повысить привлекательность и спрос на товар. Местные умельцы начали применять рисунки с фигурками животных и контурами растений. Так, жители 27 деревень, которые начали зарабатывать подобным образом, объединились.

Место в Подмосковье получило название Гжель. Роспись первых гончарных изделий производилась с использованием разноцветных оттенков: красного, зеленого, желтого, лилового, синего. Сами предметы изготавливали из цветной глины, получалась гжельская майолика. С появлением новых видов материала с другими качествами, стали делать фаянс. Но когда была найдена особая глина удивительно белого цвета, мастера стали делать фарфор и расписывать изделия только синей краской, что положило начало истории такого народного промысла, как гжельская роспись, о которой знает весь мир.

Технология изготовления

Она неизменна уже 200 лет. Основные условия производства: особая глина, кобальтовые краски, грунтовка под глазурь, нанесенная специальным способом, высокотемпературный режим обжига при 1400 градусах по Цельсию. И вот изделие, которое украшает гжельская роспись, готово. Особую трудность составляет нанесение кобальтовых красок. Дело в том, что до процедуры обжига они все темного цвета, не имеющие оттенков, мастер должен чувствовать, какой будет результат. Это приходит с опытом. Ремесло требует внимания, точного нанесения рисунка, терпения. Все предметы расписываются вручную. Один неправильный мазок - изделие подлежит отбраковке. Поэтому таким ремеслом занимаются профессионалы, мастера своего дела.

Расцвет ремесла

Наибольший подъем гжельского искусства приходится на период царствования Николая 1. Возможно, это было связано с модой на все русское, которая царила в стране после победы над Наполеоном. Мастера Гжели делали предметы быта на уровне европейских. Их фарфоровые сервизы, статуэтки, бытовые мелочи свободно могли конкурировать и с отечественными аналогами. Изделия часто сравнивали и сравнивают с кузнецовским, императорским, поповским, гарднеровским фарфорами. Они находятся абсолютно на одном уровне по качеству и мастерству исполнения. Главная особенность заключается в том, что гжельская роспись сохранила свою обособленность от европейских стандартов и глубину русской души.

«Старое» ремесло – новый взлет

В наше время создано целое объединение «Гжель», которое собрало в свою команду профессионалов высокого уровня, настоящих знатоков народного ремесла. Новая жизнь этого вида промысла началась в послевоенные годы. После революции и до окончания Великой Отечественной войны гжельское искусство переживало не лучшие времена, вплоть до полной остановки производства. К счастью, сейчас отрасль полностью возродили и вдохнули новую жизнь. Вновь приносит радость людям гжельская роспись. Картинки, которыми украшены изделия, как будто уносят в сказочный мир, дарят спокойствие, ощущение нежности и воздушности. Такая красота не может оставить равнодушным ни одного человека, хотя бы раз в жизни прикоснувшегося к шедеврам этого русского народного творчества.

www.syl.ru

Фарфор гжель - особенности и история.Гжель фарфор

Слово Гжель сегодня известно по всему миру, особенно среди тех, кто ценит изысканный русский фарфор.

Гжель — это прекрасный регион России и центр производства особенных изделий из фарфора, отличающихся своей нежно-синей росписью. Именно в этом российском регионе впервые появилось такое понятие, как «фарфор гжель», именно здесь он зародился и совершенствовался.

Для многих это слово ассоциируется со сказкой, красотой и гармонией. И не зря, ведь настоящие, преданные своему делу мастера создают не просто фарфоровые изделия, а настоящие шедевры, способные привлечь к себе внимание самых требовательных потребителей, которых сегодня трудно чем-то удивить.

Краткая историческая справка

Промысел по производству фарфоровых изделий бело-синего цвета зародился в Гжели в восемнадцатом веке, в то время как первые упоминания о гончарном промысле этого региона датируются началом четырнадцатого столетия. Для жителей Гжеля — их регион связан не только с гончарным мастерством, они любят его за прекрасную природу: густые леса и синие реки. Именно природа вдохновила их на создание столь изящных фаянсовых и фарфоровых изделий. Жителей региона можно назвать настоящими первопроходцами в данном ремесле, поскольку все новые и смелые идеи появлялись именно здесь. Так, здесь появились первые майоликовая посуда, для изготовления которой использовалась цветная глина и разноцветная роспись. Позже, с появлением новых материалов, началась разработка фаянса, а еще через некоторое время появился и выдающийся фарфор, который стал основанием легендарной гжели, отличавшейся изделиями с нежной синей росписью. Однако не все шло так гладко, как хотелось. Во время войны промысел встретился с тяжелым кризисом и полностью остановился. Возрождение наступило только после окончания войны.

В начале семидесятых образовалось Объединение предприятий «Гжель», которое благодаря высокому профессионализму его сотрудников, начинает выпускать новые изделия, среди которых самая разнообразная посуда, фарфоровая плитка, чайные и кофейные сервизы, часы и красивые сувениры.

Особенности

Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно-синим цветом, которым исполнена роспись фарфора. По снежно-белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта, и на изделии «вырастают» неповторимые геометрические и растительные формы и орнаменты. Контрастность и насыщенность, которые присущи гжели, делают ее необыкновенной и привлекательной для взора окружающих. Как видим, этот промысел требует особенного профессионализма от занятых в нем мастеров и художников. Гжель готовит таких специалистов в специальном художественном колледже, так что в нехватки в сотрудниках пока нет.

Казалось бы одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот — благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально.

Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0.

www.artly.ru

Гжельская роспись: рождение васильковой сказки

Рождение васильковой сказки

Тот, кто хоть раз в жизни видел Гжель, никогда не забудет этот сказочный мир синих птиц и голубых цветов. Традиции гжельской росписи, основные приемы и элементы сохранились еще с XVIII века. При этом всегда остается простор для фантазии художников.

 

Нарядная синева гжели

Будущее изделие, еще не покрытое росписью, называется на профессиональном жаргоне «бельем», а синяя роспись по этому фону – «крытьем». Гжельский фарфор расписывается вручную – кропотливо, но при этом быстро. Художники ровно и аккуратно кладут мазки и линии, которые образуют орнамент. Краска всего одна – черный кобальт, который разводится водой, словно акварель.

Рисунок сначала выглядит однотонным, без оттенков. Но стоит поместить изделие в раскаленную печь, как кобальтовый узор «оживает», наполняясь глубокой васильковой синевой. Проявляются оттенки и полутона сине-голубой гаммы – так рождается сказка.

 

Гжель: азбука мазков

Главный секрет гжелимазок. Именно он отличает гжельскую роспись от любой другой. И настоящий гжельский мастер безошибочно чувствует правильное соотношение тонов, различая больше 20 (!) оттенков синего.

Характерный прием гжельской росписи – так называемый «мазок с тенями». Нужно набрать краску на одну сторону кисти, а при мазке кисть проворачивается по кругу. В самом начале краска погуще, к середине мазок высветлен, а на кончике получается совсем светлым и тонким. Так рисуют листики и объемные цветки.

 

Розы цвета неба…

Гжельский фарфор расписывают определенным узором. Роспись бывает 3-х видов. Первый – растительный узор: цветочные букеты и гирлянды, листья и ветки, трава, ягоды и т.д. Цветы (розы, маки, астры, ромашки и др.) изображаются достаточно условно. Один из любимых и часто повторяемых узоров авторской гжелигжельская роза, или «агашка». Ее и выписывают то тоненькой кисточкой, то широкими мазками.

Второй вид – орнаментальная роспись. Она включает разнообразные декоративные элементы, называемые «жемчужинками», «капельками», «гребенками», «усиками», «шашечками».Эти элементы нужны для дополнительного декора и прорисовки деталей.

А третий вид рисунка на гжели – различные сюжеты. Художники традиционно изображают сценки из городской или сельской жизни, пейзажи, а также сказочных персонажей вроде Синей птицы или Кота-Баюна.

 

Теперь, узнав о нюансах и секретах гжельской росписи, Вы совершенно по-новому оцените непревзойденность этого белоснежно-василькового чуда. Купив гжельский фарфор, Вы сможете насладиться его красотой, а заодно и поделиться с гостями и домочадцами своими познаниями.

 

 

gzheli.net

ГЖЕЛЬ - это... Что такое ГЖЕЛЬ?

  • ГЖЕЛЬ — и; ж. собир. Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону // Отдельное такое изделие. ● По названию села Гжель, где возник этот промысел. * * * ГЖЕЛЬ ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов… …   Энциклопедический словарь

  • Гжель — село в Московской обл., к ЮВ. от Москвы. Широко известно пр во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. Промысел в окрестностях достиг высокого худож. уровня во 2 й половине XVIII в., в …   Географическая энциклопедия

  • ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие. | прил. гжельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Гжель — Гжель, и (населенный пункт) и гжель, и (изделие; также собир.) …   Русский орфографический словарь

  • Гжель — ж. Название населенного пункта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, село в Московской обл. Ж. д. станция. Керамические предприятия (гжельская керамика). Высокого художественного уровня гончарный промысел достиг во 2 й половине 18 в. майолики (квасники, тарелки, игрушки и т.д.), с многоцветной росписью,… …   Русская история

  • гжель — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • керамика (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гжель — Гжель, село в Московской области, в Раменском районе, железнодорожная станция. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2 й половине XVIII в …   Словарь "География России"

  • Гжель — …   Википедия

  • гжель — и, ж. Вид фарфора. В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42] …   Малый академический словарь

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *