Гжель посуда фото – Купить гжель. Каталог. Купить посуду гжель в интернет-магазине

19 Май

история промысла и фото » Перуница


Слово Гжель имеет несколько значений. С одной стороны, это географическое название области в шестидесяти километрах от Москвы, которая объединяет три десятка деревень и одноименное поселение. С другой стороны, это слово для искусствоведов связано с целым направлением в истории русской керамики. Это связано также с термином "жечь" (горение), используемым с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме происходит похожее на звук имя Гжель.

Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой подглазурной росписью. В России работает множество художественных промыслов, известных далеко за пределами страны. Это лаковые Миниатюры из Палеха, Мстера, Холуй, Федоскино, расписные подносы из Жостово, Богородская резная деревянная игрушка, роспись по дереву из Хохломы и Городца, кружева из Вологды, холмогорская резьба по кости, Ростовская эмаль, курские ковры и другие изделия известных художественных центров.

В традиционной народной художественной промышленности часто используются мотивы и живописные изображения, характерные для профессионального искусства. Это также относится и к керамике Гжели.

С Гжелью связана история возникновения фарфора в России, который, как известно, был изобретён Дмитрием Виноградовым в Петербурге в середине восемнадцатого века, совершенно независимо от восточного и европейского фарфора. При разработке рецептуры мастер использовал белую гжельскую глину, о превосходном качестве которой с восхищением говорил великий русский ученый Михаил Ломоносов.

В начале XIX века секрет фарфорового производства дошел до Гжельцев. До этого они пытались изготовить фарфороподобную массу, а во второй половине XVIII века они познакомились с майоликой.



В 1724 году на окраине Москвы, на дороге, ведущей в Гжель, была создана первая частная керамическая фабрика Афанасия Гребенщикова, производящая так называемые продукты Зенина, вероятно, полученные из Китая. Это были большие пористые майолики из красочной эмалированной глины. Гжельские гончары доставили Гребенщикову глину и изготовляли изделия на его заводе, где они одновременно изучали технологический процесс. Первоначально завод специализировался на табачных трубках и плитках, а затем на столовой посуде и на отдельных небольших скульптурах.

После смерти Гребенщикова (1757) производство пережило упадок и прекратило свое существование в 1770 году. Но в то время в районе Гжеля уже были независимые мастерские майолики, производство которых в России было очень востребованным. Изделия майолики можно разделить на три группы:

- дешевую посуду,

- дорогие сосуды, которые служили не только для украшения стола, но и для украшения интерьера,

- и, наконец, мелкую пластику - статуэтки с бытовыми сюжетами и анималистические фигурки.


Очень популярными и типичными изделиями были кумганы, клювовидные кувшины для заливки напитков с дисковым корпусом на четыре фута. Они похожи на кувшины с круглым отверстием корпуса и воронкообразно расширенной горловиной, через которую с помощью накладной ткани можно фильтровать квас из бочки в кувшин. Кроме того, были сферические кувшины с цилиндрической шеей, которые расширялись вверх. Менее распространенными были кувшины в виде двуглавых орлов, кувшины различных размеров, винные бочки (Кучли), братины, крупные луковичные сосуды для питья, которые можно было доставать в общественных местах — на крестины, именины и т.д.

Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придаёт им большую прочность. Такой метод требовал от мастера виртуозного и чёткого рисунка, так как последующее улучшение было практически невозможно.
Мастера из Гжели часто сочетали изображения цветов, листьев, трав, животных, птиц — реже людей, общих архитектурных ландшафтов — с орнаментами в виде геометрических полос и сеток. Роспись осуществлялась по зонам. На изделиях Гжельцев часто можно увидеть надписи, указывающие на то, был ли предмет подарком или заказом.
Не только по форме, но и по характеру Гжельская майолика отличалась от Европейской керамики, например, от итальянской майолики. Особое своеобразие и оригинальность декоративной Гжельской майолики придавала роспись в сочетании с пластическим декором.

Под влиянием стиля барокко, доминирующего в профессиональном искусстве, Гжельские майолики как бы и принимали похожие формы. Кувшины и кумганы получали фигурные ножки, напоминающие закругленные ручки. Рельефные расцветки и раковины теперь украшали боковые стенки сосудов.
В начале 19-го века майолика, требующая значительных финансовых ресурсов, была заменена полуфаянсом.
Масса пористого полуфаянса, была составлена из местной глины с добавлением смесей. Краску наносили на обожженный предмет, покрывали его глазурью и снова помещали в печь. Первоначальная полихромная роспись позже была заменена на сплошной, преимущественно голубой цвет. Контраст между синим цветом и белым фоном был одной из главных особенностей гжельского полуфаянса. Изменилась и роспись: цветной контурный рисунок уступил место рисованию кистью. Изделия украшали геометрические и растительные орнаменты. Типичными были гирлянды из мелких листьев с закругленными кольцами или узоры с большим стилизованным цветком.

Гжельский полуфаянс, похожий на Делфт или китайский фаянс, отличался от него живописным содержанием и композиционным стилем.
Особой разновидностью полуфаянса является так называемая бронзовая или люстровая посуда, которую изобрел талантливый самоучка Афанасий Киселев.
В течение почти всего 19-го века в России выпускался полуфаянс, а также тонкостенный фаянс и фарфор, но его расцвет датируется первой половиной XIX века. После полуфаянса приступили к производству тонкостенного фаянса. Рецепт для этого сложил Афанасий Киселев. Однако, несмотря на высокое качество фаянса, произведенного заводом "Рождение Терехова", он не стал таким самостоятельным художественным явлением, как полуфаянс, а его оформление вскоре перешло от ручной росписи к штампованному рисунку.
Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков, гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом.

Фарфор гжельских мастеров появился на рынке в то время, когда в России были две крупнейшие мануфактуры — императорская фарфоровая мануфактура, основанная в 1744 году в Петербурге, и частная фирма Гарднера, товары которой не уступали Европейскому фарфору, — уже определяли моду. Императорская фарфоровая мануфактура поставляла царский двор, в то время как Гарднер имел широкий круг клиентов, хотя он и принимал заказы на фарфоровое обслуживание царского двора и благородства.

Императорский фарфоровый завод имел техникум, в котором обучались художники. Здесь преподавали учителя из академии искусств, которые выступали также как авторы многих изделий. Гарднер также очень часто привлекал профессиональных скульпторов и художников. Точно так же Попов торговал недалеко от Москвы и Батенина в Петербурге, где производили высокохудожественные фарфоровые изделия.
В русском фарфоре XIX века - в начале ХХ века преобладал эмпирический стиль. Гжельцы заимствовали типичные для этого стиля формы, но интерпретировали их по-своему довольно свободно и просто. Наряду с цилиндрическими, полусферическими и яйцевидными формами появились кратерообразные чашки с изогнутыми снаружи краями и изогнутыми ручками. Популярным украшением были цветочные мотивы и меандры.
Лаконичная, праздничная роспись по-прежнему оставалась как в майолике, так и в полуфаянсе. Но иногда мастера отказывались от традиционных манер и реалистично указывали на образное изображение в масштабно реальном соотношении между фигурой и ландшафтом. Таким образом, переход художественного дизайна Гжельского фарфора — элементов древнерусского искусства — осуществлялся в современную ему систему живописи.

Сюжеты росписи были разнообразны: эпизоды из Отечественной истории, портреты полководцев и государственных деятелей, изображения архитектурных памятников, нередко композиции с пастырскими играми и жанровыми сценами.
В 1830/40 годах фарфоровое искусство Гжеля как по качеству, так и по объему производства процветало. Это было время, когда Гжельские мастера достигли своей максимальной самостоятельности, и каждая мануфактура достигла своей высшей самостоятельности. Так, например, завод братьев Тереховых-Киселевых был технически так же хорошо оборудован, как и лучшие русские заводы, а ассортимент изделий по ним превзошел их. Завод «братьев Терехов-Киселев» изготавливал всевозможные чайно - столовые приборы, иногда очень сложных форм. Он принял Европейский фарфор как образец для подражания и создал очень оригинально созданные произведения, которые свидетельствуют о национальном происхождении предмета. Мастера сафроновского завода в своем производстве придерживались больших российских заводов Гарднера и Попова, обслуживавших широкий круг клиентов. Произведения Гулина и Муса - сакова предлагали деревенскую Посуду с красочной, празднично красивой росписью. В Гжельском фарфоре часто объединялись элементы различных стилей.

При всем разнообразии изделий, производимых на отдельных заводах, Гжельские предметы второй четверти XIX века были представлены в виде экспонатов. Черты, общие для XIX века: рифленая форма чашки, напоминающая перевернутый колокольчик, выразительная роспись, нанесенная широкой кистью, сочетающая в себе глазурь с подглазурной техникой, богатая роспись из кобальта и золота, разноцветные цветочные орнаменты, окрашенные в яркие цвета. Как правило, у Гжельских фарфоровых предметов отсутствует сплошной цвет. Для них характерно сочетание контрастных цветов.



Широкомасштабное ремесленное производство мануфактуры постепенно исчезло, уступив место массовому производству дешевого штампованного фарфора. Общий экономический кризис в России в конце XIX века также затронул крупнейшие фарфоровые заводы, которые отказались от своих позиций в борьбе с промышленным производством. Поскольку они не выдержали конкуренции, гжельские производители закрылись один за другим, и Гжель потеряла свое значение как один из важнейших российских центров керамики. Многие традиции народного искусства были утрачены в годы первой мировой войны (1914-1918), а затем во время гражданской войны (1918-1922) Гжельское ремесло пережило почти полный упадок.
В 1937 году артели «Объединённый фарфорист» и «Вперёд керамика» были объединены в артель «керамическое искусство», имевшей свой центр в с. Турыгино. При изготовлении фарфора, который был совершенно не системным, частично использовался переданный материал, такой как вазы в стиле модерн, или образцы изделий по заказу. Низкое качество фигурного фарфора было скомпенсировано полихромной окраской. Великая отечественная война (1941-1945) также прервала эту работу, и казалось, что художественные традиции Гжели были безвозвратно утрачены.

Однако в Московском Научно - исследовательском институте художественной промышленности Александр Салтыков, специалист в области декоративно-прикладного искусства, на основе архивов и музейных коллекций очень подробно изучал историю Гжельского народного творчества.
Лабораторные исследования помогли определить рецептуру керамической массы старой майолики, и получили образец с росписью на жидкой эмали. Александр Салтыков и его соратники считали полезным использовать майолику 18 века в качестве основы для новых изделий.
Однако фигурная майолика, в которой сочетался пластический и росписанный декор, требовала сложной техники исполнения, которую мастера-гжельцы осваивали недостаточно. Состояние технологий и экономики производства также не позволяли ему заниматься этим. По этой причине было решено изготовить простые формы из толстостенного фарфора с кобальтово-синей подслойной росписью. Так появился новый бело-голубой фарфор из Гжели.
Возрождение промысла началось с подготовки молодых художников под руководством одаренной керамистки Натальи Бессарабовой (1895-1981). С группой учеников она начала углубленное изучение Гжельского культурного наследия. Она сама изготовила акварельный альбом с иллюстрациями посуды и мелкими скульптурами 18-го века. Александр Салтыков и Наталья Бессарабова совместно разработали программу, которая предусматривала освоение старой народной живописи — своего рода азбуки живописи от свободного, широкого до тонкого мазка кистью.
Первые образцы сосудистых форм и их окраска были разработаны Натальей Бессарабовой.
При этом она исходила из принципов формования типичных Гжельских изделий XIX века. Она придала старому кувшину более строгий и стройный вид. При проектировании чайников Наталья Бессарабова обрабатывала форму дискообразных квасных сосудов и постоянно старалась приспособить функциональность изделий к простым народным формам.
Большое влияние на художественную практику Гжели оказало творчество Людмилы Азаровой (уроженка и жительница города). В 1954 году после окончания Московского колледжа художественной промышленности начала работать в гжельском промысле. Она не только успешно продолжала разработку сосудистых форм, но и создала целый ряд пластических композиций. Она украсила расписную посуду смоделированными деталями и при этом очень умело связывала роспись со скульптурным декором. Таким образом, фарфор развивал традиции майолики XVIII века, о которой мечтал Александр Салтыков.
Если для Натальи Бессарабовой характерна орнаментальная роспись, то Людмила Азарова любит сюжетно-образное изображение. Она обращается к фольклорным, мифологическим и анималистическим мотивам и интерпретирует форму очень обобщенно, часто весьма условно. Их статуэтки шестидесятых годов напоминают формы игрушки с едва выраженными чертами лица линиями и точками. Такой осмысленный образ жизни свидетельствует о влиянии народных иллюзий и русских матрешек.
Среди наиболее удачных фигурных композиций художницы стоит отметить сцену чаепития (1966). Развлекательность сюжета, оригинальное сценическое действие воспроизводятся чисто пластическими средствами, характерными как для Гжели, так и для всего народного искусства.
Столовая Сцена (1967) тематически связана с чаепитием, но ей не хватает преднамеренной торжественности, форма более детализирована и окраска более привлекательна. В целом это очень декоративная композиция. В первые годы своей деятельности Людмила Азарова занималась старинной гончарной и гжельской посудой. Она стремилась к конструктивному оформлению предмета, акцентированию его утилитарного назначения и формированию его пластического характера.
Форма кувшина, спроектированного в 1959 году, напоминает в силуэте традиционные изделия. Закругленный сосудистый корпус окрашен, массивному изделию нанесена кобальтово-синяя спираль, широкая низкая шея увенчана прочной, нижней крышкой. Корпус расположен на устойчивой поверхности. Каждая часть круга крышки конструктивно оправдана.
Людмила Азарова меняет свою роспись и декоративные мотивы. Иногда она также применяет графический рисунок. Окраска выполнена случайным, свободным и легким мазком.
Гжельские художники не ориентируются по размеру и толщине изготовленного ими фарфора в соответствии с предписанным промышленным стандартом и, таким образом, могут беспрепятственно выполнять роспись предмета. В результате получается не всегда очень тщательно выполненный декор, т. е. рисунок может быть смещен, а пропорции не всегда могут быть соблюдены. Но эти недостатки уравновешиваются чувством живости и непосредственности исполнения, которое заставляет чувствовать тепло рук мастера. Потому что именно ручное изготовление, которое остается важнейшей особенностью народного искусства, придает гжельскому фарфору особый колорит.
Веселая и праздничная, сказочная и реальная жизнь, доброта и сообразительность объединились в искусстве из Гжели. В голубой росписи, в мягком мерцании белого фарфора, радость жизни, своего рода ощущение свежести и праздничности без лишней пышности.
Гжельское искусство постоянно находится в своем развитии. Некоторые аспекты его художественной практики порождают научные дискуссии. Так, в частности, встает вопрос о том, насколько оправдано обращение некоторых гжельских художников к сосудистым формам и живописным образам, чуждым художественной системе старой Гжели. Так, например, некоторые работы Татьяны Дунашовой заимствуют цветочный декор и формы из китайских образцов; или ваза-тройка Валентина Розанова, напоминающая вазу в стиле модерн, прототип которой можно найти в хинозерском стиле.
Возможно, здесь нет однозначного ответа. Мы можем только полагаться на талант и вкус художника, который при создании своего произведения превращает, на первый взгляд, чужой объект искусства, в настоящее художественное явление, проникнутое духом Гжели.
Одной из самых сложных проблем в современном мире является обучение художников, которые могли бы повторять и передавать понятия искусства и секреты мастерского совершенства от поколения к поколению и стать хранителями подлинного народного творчества. В настоящее время все делается для того, чтобы заинтересовать детей современных мастеров в традициях гжельского промысла, чтобы они уже в молодом возрасте стали причастными к производству.
Гжельская фабрика не ограничивается производством бело-голубого фарфора. Также проводятся эксперименты по созданию полихромного фарфора со смешанной витражной росписью. Некоторые мастера, в том числе Николай Туркин, постоянно занимаются полихромной майоликой. Однако все эти попытки не могут превзойти объем производства и признание того, что под названием "Гжель" подразумевается бело-синий фарфор.
Настоящий гжельский фарфор очень популярен. Он коллекционируется любителями искусства, приобретается музеями. Мастера из Гжели были награждены призами на международных и всесоюзных выставках. Наталья Бессарабова, Людмила Азарова, Татьяна Дунашова, Зинаида Окулова - лауреаты государственной Премии. Людмила Азарова была удостоена звания народного артиста РСФСР. Как бы ни развивалось Гжельское искусство, современный фарфор из голубого неба и белого снега прочно вписался в историю народного искусства, русского прикладного искусства, в историю Советского искусства и культуры.

Keramik aus Gshel
1987

www.perunica.ru

Посуда. Гжельский фарфор | Фарфор Гжель Люкс


Посуда из гжельского фарфора подвергается высокотемпературному обжигу, что позволяет использовать её при запекании. Посуда покрывается специальной глазурью, которая не стирается в посудомоечной машине. Гжельская посуда станет великолепным подарком. Наш магазин предлагает большое многообразие гжельских тарелок, чашек, салатников, фруктовниц, селедочниц, масленок, кувшинов, сахарниц, чайников, лотков для холодца, подсвечников, наборов. Фирменные изделия промаркированы и подписаны художниками.


Сортировать по: по заголовкупо ценевозрастаниеубывание Штоф «Собака — Дед Мороз»

Высота: 25,5 см Объем: 0,75 л Артикул: SOA1862 Штоф изготовлен из фарфора в виде наряженного в роскошную зимнюю шубу пса.

Штоф «Хавронья» большая

Высота: 27 см Объем: 1,2 л Артикул: 17543 В глазах Хавроньи искренняя радость от предвкушения встречи с гостями

Шумовка

Длина: 25 см Артикул: РОА869 Шумовка — это столовый прибор, используемый для подачи пельменей, вареников и других блюд.

Штоф «Храм Георгия Победоносца»

Высота: 29 см Объем: 0,5 л Артикул: РОА395 Храм Георгия Победоносца расположен на территории мемориального комплекса Парк Победы на Поклонной горе.

Штоф «Фляга»

Высота: 18 см Объем: 500 мл Артикул: POA224 Такой художественный сосуд выглядит особенно празднично и нарядно на белоснежной скатерти.

Штоф «Собака Полкан»

Высота: 22 см Объем: 0,75 л Артикул: РOA5613 Пёс присел на заднике лапы и приготовился выполнять команды хозяина.

Штоф «Стерлядь»

Высота: 32 см Объем: 0,7 л Артикул: РOA5533 Оригинальный штоф будет прекрасно смотреться и в интерьере, и в сервировке.

gzhellux.ru

Фото «Такая модная гжель»

Знаменитая гжельская роспись - предмет национальной гордости русского народа. Свое имя этот вид искусства получил благодаря названию непосредственного центра изготовления посуды, расписанной в характерной бело-синей гамме. Тот, кто хоть один раз видел фарфоровые или керамические изделия, оформленные нежнейшим рисунком, навсегда запоминает эти прекрасные произведения.
Традиционно для получения всех оттенков синего мастера используют кобальтовую краску. Расписывают изделия техникой "одной кисти", при этом первый мазок получается интенсивного синего оттенка, а последние - нежнейшего голубого.

Изначально умельцы использовали птиц в качестве основного мотива оформления, которые по ходу работы искусно превращались в цветы. Петушиные хвосты становились бутонами, крылья - пышными листьями.

Сегодня же на изделиях с гжельской росписью можно увидеть все буйство фантазии творцов: и русалок, и фантастических животных, и разнообразные цветы и растения.


Объекты декора также подверглись изменениям. Так, ранее сине-белые мотивы использовались для украшения керамической посуды: чашек, блюдец, тарелок, кувшинов. Характерные цветные узоры позволяли придать дополнительный объем посуде.

Но сегодня ситуация немного изменилась: гжельские мотивы применяются для оформления одежды, украшений, аксессуаров, сувениров, даже автомобилей. Особо страстные поклонники народного искусства даже отделывают дома в гжельском стиле.

Встречают по одежке


Мир моды в восторге от русского стиля. "Там" его величают не иначе, как "русская зима"2. Дизайнеры используют гжельские мотивы при создании зимних коллекций одежды.
Не обошли вниманием модную тенденцию и знаменитости. То тут, то там появляются звезды экрана, одетые в наряды характерной сине-белой гаммы. Причем заслуженной любовью одежда в стиле гжель пользуется не только среди отечественных "селебрити", но и в среде звезд с мировым именем.
Что же предлагается модницам? Ассортимент поистине широк: гжельскими принтами и вышивкой отделываются платья, блузы, сарафаны, туники и даже свадебные наряды. Сочетание нежного голубого, глубокого синего и чистого белого придает силуэту легкость, женственность - то, что нужно современной женщине, которая вынуждена поддерживать имидж сильной и независимой львицы.
Поддержать выбранный стиль одежды поможет обувь. Красавицы обувают свои ножки в изящные туфельки, босоножки, сапожки и даже валенки. А почему бы и нет, если декор действительно хорош?

Стильные аксессуары


Тем, кто уже успел приобрести модное платьице в народном стиле, наверняка захочется дополнить обновку аксессуаром. Сумки, кольца, серьги, браслеты, повязки, бусы - вы можете рассчитывать на любую деталь, выполненную в соответствии с канонами гжельской росписи.
Примечательно, что для бижутерии правила другие. Так, если исторические объекты росписи - фарфор, фаянс и керамика - обязательно должны были украшаться вручную (ведь это и есть визитная карточка гжели), то колечки или сережки могут даже вообще не расписываться: достаточно будет подобрать соответствующие оттенки и напечатать узор.
На сумочках красуется вышивка или отделка бисером. Прелесть заключается в том, что любая русская красавица может заполучить подобный аксессуар, достаточно подобрать гжельский узор и нитки. А уж вышить орнамент для русской девицы вообще не проблема!
А ведь украшать себя можно не только с помощью колец и сережек. Ювелирную работу по нанесению узора лаком проделывают мастера маникюра, визажисты тоже активно используют народные мотивы в своих работах.

Игра по-крупному


Посуда, платья, бусы - это все игрушки по сравнению с тем, на что идут истинные ценители народного искусства. Как вам понравится расписанный мотоцикл или автомобиль?
Проникнуться русским духом можно, оформив соответственно интерьер своего дома. Да, мода на гжель коснулась и интерьеров. Сантехника, обои, напольное покрытие, керамическая плитка - любой элемент отделки и декора, выполненный с соблюдением всех правил гжельской росписи, придаст жилищу сказочную атмосферу.
Кстати, психологи утверждают, что интерьер, оформленный в светло-голубых тонах, успокаивает обитателей и позволяет снизить подверженность стрессам.
Конечно, установить дома расписную раковину ручной работы по карману не каждому. Но многие декоративные элементы выполняют ту же функцию и экономят семейный бюджет.

Гжельские узоры могут быть нанесены на скатерти, полотенца, ковры, покрывала, занавески, салфетки и диванные подушечки. А если хозяйка любит рукоделие, для нее вообще не составит труда вышить соответствующий узор на предмете декора и получить эксклюзивный элемент обстановки.


Приятно, когда народное искусство хранится в памяти. Еще приятнее, когда этнические традиции являются востребованными современным миром. Можно надеть милый сарафан с гжельским принтом или уехать в закат на расписанном мотоцикле - все зависит от предпочтений и стиля жизни. *при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

mirpozitiva.ru

Посуда с росписью Гжель на кухне: каталог, фото в интерьере

Каждое изделие данного типа – это произведение искусства, создаваемое руками российских мастеров. Расписную фарфоровую посуду покупают в качестве сувениров и для повседневного использования.

Гжельские емкости стали производить давно, но они не потеряли своей популярности и до настоящего времени. Подобные рисунки и картинки выполняют профессионалы и мастера-самоучки. Выбор зависит от цены, качества и продавца.

Посуда с росписью Гжель

Происхождение росписи

С 17 века в России деревня Гжель славилась лечебной глиной, из которой еще и изготавливали сосуды, различные фигурки и игрушки. Основным отличием фарфора считаются картинки синего цвета на белом фоне в виде цветочков, сюжетов или орнаментов.

До 19 века промысел процветал. На тот момент насчитывалось около 25 заводов. Посудой Гжель снабжалась вся Москва и ее соседние области. Затем интерес к изделиям упал, заводы стали закрываться.

Сувенирная продукция

С середины 20 века торговля гжелью вновь приобрела популярность. На данный момент существует множество интернет-магазинов, реализующих товары народных умельцев для повседневного использования. Коллекционную посуду продают напрямую или на вторичном рынке, например, на Авито.

Ассортимент каталога

Выбор емкостей от гжельских производителей весьма разнообразен. Предпочтение к определенному виду зависит от цели использования.

Сервировка

Каталог посуды Гжель имеет самую большую группу изделий для создания уютной атмосферы за столом. Даже один элемент декора за столом способен украсить кухню или гостиную. К ним относятся:

  • столовые приборы;
  • солонки;
  • тарелки;
  • блюда;
  • хлебницы;
  • салфетницы;
  • доски.

Большинство изделий каталога изготавливаются вручную, поэтому цена на них достаточно высока. Для сервировки стола в едином стиле понадобится приличная сумма. Так что покупать посуду Гжель желательно напрямую от производителя.

Расписная тарелка

Емкости для закусок

Различные салатницы, икорницы, селедочницы, менажницы придают еде особый вид. Они не только украшают еду, но и символизируют окружающим о достатке и вкусе хозяев. Изделия отлично сочетаются с белой скатертью, светлыми, голубыми или синими фарфоровыми тарелками. Столовые приборы не должны быть из пластика или иного материала яркого оттенка.

Подача и приготовление блюд

Гжельский фарфор используется для подачи супов, блинов или пельменей. Массивная крышка и толстые стенки надолго сохраняют тепло и вкусовые качества блюд.

Супница для праздничного настроения

Из глины производят жаропрочную посуду: формы, лотки, горшки, противни. В них запекают жаркое, выпечку, мясо, рыбу. Емкости сложных форм по высокой цене мастера предпочитают выполнять под заказ.

Чаепитие

Данная группа каталога имеет широкий ассортимент. Помимо чайных/кофейных пар, чашек, блюдец, бокалов и чайников, производители выпускают различные емкости для подачи кондитерских изделий:

  • сахарницы;
  • конфетницы;
  • пирожницы и тортницы;
  • розетки;
  • подносы.

Для справки! Любители традиционного русского чаепития могут приобрести самовар с чайником. Цена на такое изделие достаточно высока, поэтому его производство придется заказывать у производителя на официальном сайте.

Гжельский самовар

Сосуды для хранения продуктов

Такие емкости часто используют в качестве подарка или сувенира. В фарфоровой таре хранят сыпучие и несыпучие продукты. К ним относятся:

  • масленки;
  • банки для хранения круп, соли и других сыпучих продуктов;
  • кувшины для кваса, воды, сока и прочих напитков;
  • пивные кружки, фляжки;
  • стопки.

Изделия отличаются между собой по форме, рисунку, толщине и декору. Роспись – цветы или природа.

Сервизы

Данная группа чаще всего предполагает ее использование в качестве подарка. Набор посуды Гжель обычно применяется для угощения гостей чаем или кофе. К данной группе относятся:

  • Столовые сервизы (комплект емкостей для чаепития).
  • Чайные или кофейные наборы. Представляют собой наборы с чашками, блюдцами, кофейником или чайником.
  • Подарочные наборы (емкости для хранения, чашки, чайники, блюдца и т. д).

Сервизы могут быть на одну персону или до 6 и более человек.

Полезно знать! Если очень хочется обустроить кухню под старину, емкости с синей росписью будут хорошо вписываться в интерьер. Однако, гжелевский фарфор – недешевое удовольствие. Сэкономить можно, если купить посуду Гжель на Авито. Через официальный сайт найдутся не только необходимые, но и редкие вещи.

Одноразовая посуда

На различных праздниках в офисе или на природе используют пластиковые тарелки, вилки, ложки, стаканы. Чтобы стол выглядел эффектно и богато, существует одноразовая тара, раскрашенная под Гжель. Скатерть с синим рисунком, стаканы и тарелочки покорят гостей своей привлекательностью и красотой. Пример оформления можно посмотреть на фото.

Нарисовать красивые картинки на белом фоне тарелки можно поучиться самостоятельно. Для этого понадобятся тонкие кисти, краска и фантазия. Поначалу можно поучиться на одноразовой таре, а затем перейти на фарфор. Если изделия будут хорошо получаться, сбыть их получится через Авито, приложив фото своего творения. Кто знает, может быть, продукция собственного производства будет приносить прибыль помимо основного дохода.

posuda.vyborkuhni.ru

Гжель — святой источник русского фарфора

Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе


Но это было позже, а сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий — изменялись мода и требования рынка, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.

Сначала это были достаточно традиционные изделия крестьянской утвари, поливная и терракотовая керамика, посуда, строительные и печные материалы. Чуть позже на белых гжельских глинах была освоена технология производства фарфора. А в середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, использование которого сделало возможным производство особо тонкой чайной посуды.

К XIX веку ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, география распространения гжельского фарфора и фаянса охватила всю страну — от Архангельска до Астрахани, от Вильно до Иркутска.
Однако, большой оборот никогда не влиял на качество продукции. В архивах "императорской конторы" хранится бланк заказа на посуду для дворцового обихода, что является доказательством высочайшего качества гжельского фарфора. Заказ был сделан гжельскому мануфактурщику Степану Афанасьеву "на фасон заморских самоилутчей доброты".

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.


В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана, названного так горняками по имени древнего горного духа Кобальда, неизвестный ранее металл, который так и назвал кобальтом. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет, хотя этим свойством пользовались ещё в древней Ассирии и Вавилоне. 

 

Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.

Характерная манера гжельского письма восходит к народному творчеству. Именно стилизованная плоскостная манера письма с объемностью, достигаемой приемами кистевого мазка, свойственная и другим российским народным промыслам, является визитной карточкой промысла, хотя композициями, орнаментами и цветом Гжель может быть сходна и с Гарднеровскими и с Мейсенскими изделиями.

Также гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой, что делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной. Этот прием полностью сложился к 1850 году, когда в искусстве господствовал ренессанс рококо. Однако, формы изделий упрощаются, поскольку гжельская керамика перестает быть роскошью и входит в повседневный обиход.

Гжельские фабрики выпускают в основном сервизы из множества предметов — тарелки, блюда, супницы, соусники, масленки и т. д. В Гжели к тому моменту работает более 30 предприятий, которые производят свою продукцию до начала XX века.
После революции большинство предприятий закрылось и только с 1943 года промысел в Гжели начал восстанавливаться. Возрождение старых традиции было подвижничеством искусствоведов и художников, но местные гончары присоединились к этому начинанию.

Главный вклад в возрождение керамики Гжели внесли Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков.Н. И. Бессарабова — художник, керамист-скульптор, А. Б. Салтыков — известный искусствовед, керамист-теоретик. Под их руководством разрушенный промысел был восстановлен и вновь стал всемирно известным.

Стоит отметить большую чуткость и понимание этими людьми особенностей гжельского колорита и ремесленного уклада. Высочайшая культура, эрудиция и тонкость этих людей позволили восстановить на месте разрушенного производства не привычный сегодня «новодел», а настоящий аутентичный гжельский промысел, не только точно повторяющий традиционные мотивы и технологии керамики, но и развивающийся так, как развивался бы прежний керамический промысел.

Именно Н. И. Бессарабова изучала старые рисунки и особенности художественной техники, именно она обучила новых мастеров безукоризненно четкому и живому традиционному гжельскому рисунку. Именно ее заслуга в том, что сегодняшняя Гжель существует и процветает даже в наше непростое время, когда большинство российских промыслов оказались ненужными и забытыми.

Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики.


Об истории русского фарфора вы можете прочитать на этой странице.
Об истории Императорского фарфорового завода вы можете прочитать здесь.

Мы также не могли остаться равнодушными к традициям Гжели, поэтому сделали серию изразцов, написанных по мотивам традиционных гжельских росписей.

На основе этих изразцов разработан наш Гжельский камин, выполненный в стиле старинных шведских изразцовых печей.

www.russian-mayolica.ru

Гжель роспись

Главная / Виды живописи / Гжель роспись

Искусство Гжель — это производство и украшение керамики, фарфора, керамических изделий и украшений. С исторической точки зрения Гжель — это район, который состоит из 27 деревень и носящий название Гжельский Куст. Расположен в 60 километрах от Москвы. Увидеть большинство деревень можно, проехав по железнодорожной линии направления Москва — Муром — Казань.

Издавна гжель славилась своими глинами, из которой создавалась различная утварь, посуда, сосуды и др. Гжельская роспись, которая традиционно украшает гжельскую посуду, также является уникальной и характерной только для этого вида народного промысла, как Хохлома или Палех. В основном это голубые, синеватые оттенки, особый мазок кисти, который образует форму и её тень. Традиционными считаются изображения птиц, цветов (в основном роз) и узоров. В последнее время гжельская роспись, благодаря своей незамысловатой, ясной и лёгкой красоте набирает всё больше популярности. Красивыми и своеобразными завитками украшают всё, даже бумажные пакеты и одежду.

Роспись гжель фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор: blincov

2012-06-6, 10:50 | Просмотров: 801

Сейчас также смотрят:

Сейчас также смотрят:

art-assorty.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *