Изделия гжель картинки – , . LiveInternet — —

16 Июн

ИЗО «Изделия из гжели — фото. Немного истории. Разукрашка.» (Учителям начальных классов и учителям ИЗО)

Максимова Надежда К. (пгт.Южно-Курильск)

учитель начальных классов, педагог- психолог,

педагог дополнительного образования

Г Ж Е Л Ь

Гжель или жгель Название «гжель», история появления которого до сих пор вызывает споры, тем не менее, существует в нынешнем виде уже давно. Разброс мнений практического значения не имеет. Одни ученые-этимологи утверждают, что оно произошло от реки Гжелка, Гжолка или Гжелька, протекающей в верхнем Приднепровье, другие специалисты склонны считать, что первоначально народный промысел «гжель» назывался жгель, поскольку изделия из керамики жгли и обжигали. А буквы переставили уже сами русские простолюдины, которые отличаются извечной привычкой все переиначить, перефразировать и перевернуть. Например, русский человек слово «омнибус» произносит как «обнимусь». И с этим ничего нельзя поделать. Так и тут — жгель и гжель.

В народе существует вот такая сказка:

«Сказочная гжель».

Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным- давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Давайте все вместе посмотрим на изделия из гжели.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ

ГЖЕЛЕВЫЙ ПОДНОС

КОНФЕТНИЦА

ГЖЕЛЕВАЯ ТАРЕЛКА

ЛЕБЕДЬ- ГЖЕЛЬ (ВАЗА)

ГЖЕЛЕВАЯ ВАЗА

ДЛЯ ЦВЕТОВ

ГЖЕЛЕВАЯ ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ

ГЖЕЛЕВЫЙ ПЕТУХ К ПАСХЕ

ГЖЕЛЕВЫЙ ЧАЙНИК

ГЖЕЛЕВАЯ РЫБА

ГЖЕЛЕВЫЙ КОТИК

ГЖЕЛЕВАЯ ВАЗА

ЧАШКА С БЛЮДЦЕМ

РАЗДЕЛОЧНАЯ ДОСКА

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО

ЧАЙНИК ИЗ ГЖЕЛИ

МАТРЁШКА

ГЖЕЛЕВАЯ УТОЧКА

ДЛЯ ФРУКТОВ ИЛИ СЛАДОСТЕЙ

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

А сейчас немного поиграем…

Для того, чтобы мы поиграли, отдохнули, но с пользой дела к нам в гости пришёл… давайте угадаем кто?

У отца есть мальчик странный, 
Необычный, деревянный, 
На земле и под водой 
Ищет ключик золотой, 
Всюду нос сует свой длинный… 
Кто же это?..  (Буратино) 

Я буду показывать картинку, а вы выполнять движения, которые вам будет показывать БУ-РА-ТИ-НО…

Приготовились….

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(вторая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они чёрно- белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы вам запомнилось и понравилось это занятие, пока вы будете разукрашивать я включу вам приятную музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ

(ВОСПИТАТЕЛЮ ИЛИ УЧИТЕЛЮ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ)

Зав. ПКУ МАКСИМОВА НАДЕЖДА К.

Филиал РДК кружок «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

infourok.ru

Гжель — русский народный промысел: сообщение

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел,

получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

www.doklad-plus.ru

Картинки для детей про гжель (28 фото) ⭐ Забавник

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Гжель. Растительный орнамент.

Рисунок на разделочную доску.

Поднос.

Мазковая роспись. Цветочек.

 

Последовательная роспись птицы.

 

Цветы гжель.

Цветок гжель крупным планом.

 

 

 

Что такое гжель.

Не землей кормимся, глина наше все.

Набор посулы гжель.

Петушок, курочка и цыплятки.

Набор голубой посуды.

Тарелка, раскрашенная гжель.

Как раскрасить масленку.

Платье в стиле гжель.

 

 

Часы в стиле гжель.

Раскраска с кувшином.

Гжель глазами детей.

Орнаменты гжель.

Мазок с тенью.

Травка гжель.

zabavnik.club

Гжель — Художественная керамика

Вот на этом жж

Есть два поста о Гжели и ее фарфоре. Ниже выдержки…
http://ceramics-world.livejournal.com/1034.html
http://ceramics-world.livejournal.com/1292.html

Цитата:
Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина — живой материал!

А что вылепить из глины? Здесь мастер (вернее его творческое воображение) «рождает» образ будущего изделия. Оно материализуется в виде карандашного наброска-эскиза и расписывается задуманным художником узором. Далее делается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Готовый гипс разрезают вдоль на две половинки. Через резиновые шланги с пистолетами заливают исходное сырьё — очищенную глину (шликер) — разведённую до состояния густых сливок. Этим занимаются литейщики. На твёрдом шликере швы от разъёмов до гладкости зачищают оправщицы. Это и есть формовка.

Потом – всё в печь! Первый обжиг проводится при t-900˚. Дальше роспись. Изначально, придуманный художником рисунок, в живописном цехе точечками переводят на изделие, которое ставят на крутящуюся турнетку и точными движениями воссоздают узор. Ошибиться нельзя – пористый черепок сразу впитывает краску!

Инструмент живописца – кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Кобальт – особая керамическая краска — изначально чёрный как сажа и становится ярко-синим только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете какое нужно иметь чувство цвета!

Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350˚. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» — это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» — это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная — это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки — «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Синеглазая посуда –
Вазы, чайники и блюда –
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.

Гжельская роза. «Азбука мазков».
Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола: каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера, не стесняясь новой синей моды, для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель — майолику – это зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца). Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка».

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой.

Главный секрет — это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

*** «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники. Давайте нарисуем розу. Нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку; в школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна: стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н.И.Бессарабова

**-*** А.Б. Салтыков «Азбука мазков»

Настоящая Гжель. Мастера.
Я так долго подступаюсь к вопросу – что же такое НАСТОЯЩАЯ Гжель? Ответ ко мне пришёл не сразу, хотя я перечитала кучу разных источников на эту тему. Что самое ценное в гжельском производстве? Это люди – настоящие мастера. Самородные таланты. Индивидуальный почерк. Поиск образа. Поиск формы. Это генная память. Не секрет ведь, что многие потомственные «безграмотные» гончары без всякой теории изготавливали то, что было не под силу «умным» специалистам. Это Божий дар и человеческий труд.

В живописном цехе работники получают форму изделия, модель и эскиз со стороны. Кто её даёт? Мастер.

Как возникает образ? Что-то затронуло душу, житейскую сценку художник(-ца) подсмотрел, на природу или вышивку старинную полюбовался – очень медленно копятся идеи, порой мучительно, порой через месяцы рождается долгожданный образ.

Форму выдуманной вещи надо собственноручно изготовить. Нужно не только вообразить и нарисовать, но и перевести в натуру – будущую модель; нужно чувствовать глину, краску, чтобы пройти по технологической цепочке без сбоев. Как и древним гончарам современным мастерам нужно уметь не только месить глину, но и «чувствовать», понимать её. Считается, что опытный гончар толщину стенок, которая должна быть одинаковой, умеет проверять пальцами на ощупь.

Опытные ценители на глаз могут определить авторство Гжели, федотовский это, к примеру, чайник, или окуловская вещь. Они же говорят: «Должен чувствоваться стиль гжели, понимание которого приходит с опытом». Коллекционеры гоняются за работами Дунашовой и Денисова, Азаровой, Окуловой, Розанова, Царегородцева. Произведения Бессарабовой хpанятся в Историческом музее (Москва) и Русском музее (Питер). Поэтому если я хочу прийти к пониманию настоящей Гжели, не обойтись без имён.

На всякий случай добавлю, что если кто-то не интересуется и вполне довольствуется широким ассортиментом Гжели в разных магазинах, через эту главу можно перепрыгнуть – чего зря мучаца ? Интересующимся надо обязательно поискать и посмотреть в Интернете, если проблематично купить какой-нибудь альбом с фотографиями гжельских вещей работы этих выдающихся мастеров.

Можно посмотреть здесь: http://www.tourism.mosreg.ru/nhp/zao_gjel/zao_gjel.htm

Ещё добавлю – я долго думала писать или не писать про художников. Но эти люди и есть НАСТОЯЩАЯ Гжель. Их имена назубок знают коллекционеры и ценители наши и зарубежные, но вряд ли – массовые покупатели. Японцы от них сходят с ума. Русские сметают претензию «под Гжель» со всех прилавков. Это по их эскизам или образцам расписываются изделия на потоке. Конечно, массовым покупателям и бизнесу нужна относительно недорогая массовая продукция с гжельской маркой. Но не меньше нужна авторская – неповторимая, высокохудожественная, безумно талантливая. Что такое талантливая вещь? Это когда смотришь и не замечаешь, как она расписана, как вылеплена – просто она вызывает некую эйфорию, радостную гамму чувств и ощущений.

Я лично восхищаюсь работами Квитницкой, Хазовой, Федотова, Гордеева, Петрова. Они завораживают!

У каждого мастера свой Цветок. Неповторимый. У кого-то полураспустившийся бутон, у кого-то пышная роза или мак, у кого-то клеверок.

Возродили традиции древней Гжели:

Салтыков Александр Борисович (1900-1959). Бывший граф, аристократ. Учёный-керамист. Невероятный эрудит. Написал исчерпывающий труд по истории керамики в России. Воссоздал утраченный опыт мастеров прошлых веков. С нуля возродил производство керамики в Гжели. Создал «Азбуку мазков» (см. раздел «Гжельская роза»). Как ни странно искренний патриот России. Скрыл от военных врачей свои болезни и пошёл на фронт. После того как обман раскрылся, работал гардеробщиком в госпитале.

Бессарабова Наталия Ивановна (1895-1981). Родилась в Воронеже. С детства не расставалась с карандашом, но пришлось работать машинисткой. Закончила художественные курсы и ВХУТЕМАС. Работала театральным художником. Изучала древнюю культуру и костюмы разных эпох. В 44г. её творческая судьба пересеклась с Салтыковым и Гжелью. Её модели стали гжельской классикой. Её называют «Гжельской розой» — она возродила синий цветок на белом фоне. Учила мастеров на Гжельских художественных курсах салтыковской «Азбуке мазков».

Художники. Сине-белая роспись по фарфору. Современная Гжель.

Л. П. Азарова. 1919. «Когда расписываю изделия, работаю без подлокотника. Рука на весу — линия легче, мазок прозрачнее». Родилась в Боровске. Закончила Строгановку. Главный художник промысла. Праздничная фантазия, старинные традиции, лепные детали.

Н. Б. Квитницкая. 1919. «Люблю акварельность в кобальте. Прозрачный круговой мазок, точка в середине, тонкие линии лепестков и стебля — вот и цветок». Профессиональный скульптор. Её роспись – прозрачно голубая.

Т.С. Дунашова. 1921. «Расписываю без предварительного рисунка, во всём доверяя руке. Она не ошибается». Из семьи потомственных керамистов. Самородок. Истинно русский, глубоко народный талант. Великолепно чувствует форму вещи, безошибочно находит декор, виртуозно его исполняет. До сих пор работает!…

Г.В. Денисов. 1928. Самородок. Потомственный керамист из крестьянской семьи старых гжельских заводчиков. Закончил «четыре класса и пятый коридор». После Гжельского техникума работал в Скопине. Вернулся. Гипсолитейка, цех обжига, монтажник в котельной. Туда к «дяде Гене» бегали все ребятишки за глиняными игрушками. Его заметили. Взяли его в живописный цех с испытательным сроком, а он остался на всю жизнь. Из всех народных, он самый «народный». В мелкой пластике ему нет равных. Сейчас коллекционеры за его вещами просто охотятся…

А.Н. Федотов. 1937. Самара, из крестьянской семьи. Учился в Рязанском художественном училище, из-за голода бросил, работал грузчиком. В Гжель приехал по совету армейских друзей-пограничников. Его почерк – яркая форма изделий. Придумал свой своеобразный цветок, похожий на пышную округлую чашу.

З.В. Окулова. 1938. «Люблю писать больше цветы: есть, где разбежаться кисти». Гжельский художественный техникум. Любимая роспись – цветочная. Любимый цветок – мак. Даже её изделия, к примеру, простая пельменница, похожи на цветы – повторяют формой, «прорастают» цветами.

В.В. Неплюев. 1950. – С.В. Жукова. Творческий и семейный дуэт. Талантливые художники. Он – гений керамики. Она – разрисовывает знаменитую малую пластику мужа — «Дворников», «Дровосеков». Говорит, что «все вещи делает для души». Любит писать деревенские пейзажи на сырных досках и настенных тарелках. Оба парадокс – и экспериментаторы, и продолжают старинную гжельскую традицию.

В.Г. Розанов. 1955. Закончил Абрамцевское художественное училище. Автор чайных сервизов, шкатулок, кумганов, квасников, маслёнок, светильников, люстр, канделябров, подсвечников, самоваров, часов и т.п. Творческая манера – волнистые текучие формы цветов. Мазок Розанова – это глубина цвета и его тончайшие оттенки.

А.В. Цареградцев. 1955. – М.В. Подгорская. Эта пара вытянула счастливый билет – Абрамцево. Там учились, там познакомились. Гжельские старожилы их «били по рукам». Их часы «Воскресным вечером в парке» назвали творческой неудачей. Но фотографию часов в гжельском каталоге увидели коллекционеры и завалили заказами отовсюду, даже из-за границы. Часы пошли в производство…

С.М. Симонов. 1958. – Е.С. Осташкова Тоже дуэт. Тоже Абрамцево. Она – из холодной Карелии, он – из горячей Осетии. Он говорит: «Её почерк ни с кем не сравнить и нельзя скопировать». Вместе говорят: «Мы художники. Если в какой-то вещи чувствуем повтор или повторение другого мастера, то отказываемся от неё».

Династия Хазовых. И. А. Хазова. 1958. «Если вести мазок с тенями, то нажимая на кисть, то пуская её свободно, лепестки у розы будут широкие, пышные». Художественное училище в Конаково. Практика на Дулёвском заводе. Предложили жильё в Гжели. Согласилась. Работала на потоке в живописном цехе, но однажды почувствовала, что «прорвало». Её сервиз «Клеверок» — всемирно известен. Заметили – этот сервиз вызывает мажорное настроение. Согласна! Он бесподобен! Её сын, невестка тоже талантливые художники. А внуки ими точно будут! J

Художники. Разноцветная роспись по глине. «Древнерусская» Гжель.

Их работы мы видели в музее в Трошкóво.

В.А. Петров. 1934. Любимец Азаровой. Его Гжель это разноцветная расписная майолика. Она великолепна. Два интереснейших сервиза «Охотничий» и «Рыбацкий». Едва ли не идеальные пропорции. Работает параллельно и в фарфоре, и в майолике.

Н.Б. Туркин — М.В. Коваленко, Ю.И.Петлина, О.Л. Талагаева, И.А. Григоренко. Чего зря писать, надо смотреть их работы. Все они считают, что «настоящая исконная русская Гжель это разноцветная майолика». Про сине-белый фарфор говорят – «для нас синее это прямое наследие английского фаянса, но уж никак не гжели».

В большом, всем известном книжном на Новом Арбате я нашла книгу «Советский фарфор 1930 – 1980. Прайс-каталог». Вообще-то она предназначена для коллекционеров, и стóит 1,5 т.р.. Но я её открыла полистать, а оторваться не могла, настолько интересно. Там рассматривается фарфор производства разных советских фабрик: Ломоносовской, Ленинградской, Вербилок, Дулёво, Конаково, Тверской и среди многих прочих, естественно, Гжели. Взгляд на фарфор коллекционеров, намного отличается от простого обывательского. Они сразу смотрят на ценность, т.е. на авторский характер работ, рукотворность, клеймо, массовую нетиражируемость.

Что вычитала интересного про Гжель.

Про Бессарабову: «Она сформировала стилистику и тем самым возродила гжельский промысел. По некоторым её формам выпускаются изделия до сих пор. Собственные авторские исполнения редки и весьма ценны. Одна из самых известных её работ это «Цирковой конь».

Про Дунашову: «Она работала под руководством Бессарабовой и на её формах».

Про историю промысла: «Изделия Новых, Сафронова, Дунашовых, Гулиных, Аксёнова котируются не ниже фарфора Гарднера или Попова».

На что нужно обращать внимание при покупке Гжели:
Вглядывайтесь в рисунок. Настоящие мастера не ленятся нарисовать множество деталей, а подделки обычно сделаны парой мазков. От красоты настоящей Гжели кружится голова. Она же настоящая кокетка. А размалёванные сине-белые поросята, кружки, вазочки и прочая – это халтура. На коммерческих гжельских заводах выпускают продукцию, которая не соответствует гжельскому стилю! А что вы хотите, это современная ситуация – либо чистая прибыль, либо художественные традиции. В принципе, неопытным глазом с ходу не различить подделку. Но если поставить рядом настоящую Гжель и кустарщину, то сразу заметна какая-то небрежность в рисунке, непрорисовка деталей, чувствуется, что разрисовывали в спешке. Отличить очень сложно, тем более, что под «кустарщиной» понимается изделия и заводские (коммерческих «гжельских» заводиков полным полно, и у каждого тоже есть свой штамп). Но можно!

Спрашивайте производителя. В поселковом магазинчике я услышала, что одна женщина попросила показать её вазу, а продавщица её предупредила, что «учтите, она не заводская». Отсюда вывод: настоящая Гжель – только заводского производства. Настоящие авторские мастерские также работают от завода. Государственного!

На донышке должен быть гжельский штамп-клеймо. У госзавода «Объединение Гжель» это двуглавый орел с надписью «Гжель». Про подлинные гжельские штампы и клейма отлично написано здесь: http://gzhelcoll.narod.ru/mark.html. На авторских работах есть авторский знак и фамилия мастера или художника, например, «Неплюев» или «Бидак». Надпись «хендмейд» — это знак для иностранцев — ведь не ручной работы Гжели нет, это то же самое, если, к примеру, Айвазовский подписывал бы свои картины «хендмейд». Это и так понятно (надеюсь J).

Оценивайте функциональность. У настоящей Гжели не может «хромать» ножка или «клевать» носик – гжельские мастера отшлифовывают и продумают все мельчайшие детали. Форма изделия должна быть продуманной и удобной, если, к примеру в заварной чайник еле засыпается заварка или пальцы еле пролезают в ручку чашки, то это наспех сделанная кустарная Гжель.

Уточняйте сорт. Только дома я увидела, что на икорнице стояла цифра 2, т.е. 2-й сорт. Не знаю кому как, но для меня это немаловажно. Я хотела её подарить, а теперь сомневаюсь, дарить второй сорт как-то неудобно.

Обращайте внимание на качество фарфора. Гжельцев часто упрекают в том, что их фарфор не очень тонкий, не светится. Они отвечают, что это у них «такая очень своеобразная роспись», которая будет смотреться именно «на таком фарфоре». Но именно этот «гжельский фарфор» меня и смущает – ведь фарфор не должен быть тяжёлым. Думаю, что большинство изделий всё-таки делают из фаянса. Вот в авторских художественных мастерских точно имеют дело исключительно с фарфором. И честно говоря, взять в руки такую лёгкую, к примеру, розеточку для варенья – совершенно другие ощущения.

Цена. Авторская Гжель не может быть дешёвой, а поточная заводская – дорогой. Ну а «Гжель подельщиков» тем более.

Ещё один момент остался для меня открытыми. Нам сказали, что гжельское месторождения белых глин уже выработано, и глину завозят из стран «ближнего зарубежья». Это откуда интересно и как там с экологией?

art-ceramics.livejournal.com

Эта сказочная Гжель | LOL54.RU

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.


Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ \»во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам\». В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и \»повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет\». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу \»для алхимической посуды\». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: \»Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее\».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
 

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Гжель — белое, синее. . .
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель — ремесло древне — русское —
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть — чуть добавляя. . .

 Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия.

Играет нежная свирель,
И замирает в восхищеньи
Жемчужина России — Гжель,
Где поселилось вдохновение.
Здесь каждый — мастер и творец.
Один расписывает вазу,
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Славянский бог, прекрасный Лель,
Воспевший красоту земную,
Убрал цветами колыбель,
Вдохнув в них жизнь совсем иную.
Переплетение листьев, трав,
Цветочек, веточка, каёмка.
Во всём я вижу русский нрав.
И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить
Мог мастер любящий природу.
Его призвание — дарить
Минуты радости народу.
Вот симпатичный башмачок
Лазурью весело сияет,
На нём уставший мужичок
Прилёг удобно, отдыхает.
Изящно ящерка стоит,
Взобравшись на шкатулку ловко.
Спина на солнышке горит
И гордо поднята головка.
В красивом синем обрамлении
Часы тихонечко идут.
Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года.
Останется призванием гжельцев.
И не иссякнет никогда
Плеяда мастеров умельцев!

 

Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор —
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака —
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо — глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколения мастеров
Бело-синей Гжели —
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!

Процесс изготовления гжельской керамики:

Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы
Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так
 

Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой

Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов

Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную

У \»гжели\» собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне

lol54.ru

Гжельская роспись — этнические мотивы |

Гжельская роспись по фаянсу и фарфору в узнаваемых бело-синих тонах – визитная карточка целого региона, расположенного в нынешнем Раменском районе Московской области. Здесь гончарное производство было достаточно развито еще в 14 веке благодаря большим залежам в округе природных глин различного состава. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

История возникновения гжельской росписи

После появления первых кустарных производств гончарное искусство в регионе развивалось стремительными темпами. К середине 18 века здесь выпускалась расписная глиняная посуда, а число заводов достигало уже 25. Поворотной точкой стало открытие залежей белой глины особо высокого качества, идеально подходящей для изготовления фаянса и полуфаянса. Получаемые из нее изделия не нуждались в дополнительном покрытии и отличались огромным разнообразием ассортимента. В 1802 году был построен первый завод по производству фарфора, а во время расцвета дореволюционного производства фабрики выпускали тонкий фарфор и фаянс «экспортного» качества.

Первоначально в гжельской росписи применялись не только синие, но и золотые цвета с добавлением голубого, лилового и коричневого. И только появление качественного фарфора и фаянса позволило отказаться от обилия красок, выбрав для оформления изделий нежную и ажурную сине-голубую роспись. Насыщенный тон красок подчеркивает прозрачность и белизну фарфора, поэтому изделия никогда не покрываются орнаментом полностью.

Современная гжельская роспись

Возрождение гжельской росписи приходится на послевоенные годы. Тогда художницей Бессарабовой и ученым Салтыковым была разработана методика росписи, а кобальт был выбран как лучший материал для подглазурной гжельской росписи, приобретая после обработки свой знаменитый насыщенный цвет. Для создания узоров используются традиционные народные мотивы, стилизованные растения, животные, птицы, а в тонах росписи сочетаются переходы от насыщенного темно-синего до очень светлого бело-голубого.

Отлитые в формы фарфоровые изделия проходят предварительный обжиг, затем мастер наносит кобальтовую роспись, после чего процесс завершается повторным или политым обжигом готового изделия. Благодаря такой обработке, расписная посуда полностью сохраняет свое утилитарное назначение, а гжельская роспись получается стойкой и долговечной.

Современное объединение «Гжель» включает 6 предприятий, специализирующихся на производстве обычного и костяного, отличающегося особой тонкостью и мягким оттенком топленого молока, фарфора, и росписи изделий. Центральный рисунок в окружении симметрично расположенных узоров, подчеркивает не только качество фарфора, но и замысловатые формы изделий. Гжельская роспись украшает не только столовую посуду, но и изделия самых разных типов и форм: от миниатюрных фигурных поделок и статуэток до шахматных наборов и люстр.

Для домашней росписи «под гжель» можно использовать витражные либо акриловые краски. После высыхания красок посудой можно пользоваться по назначению.

Гжельская роспись в домашних условиях – поднос

Нам понадобится:

  • белый керамический или металлический поднос,
  • синяя акриловая краска,
  • контур для керамики,
  • шаблон рисунка,
  • кисточка,
  • палитра,
  • ножницы.

Если рисование по шаблону кажется вам слишком сложным, можно придумать композицию самостоятельно. При оформлении подноса стоит выбрать крупный центральный рисунок, окруженный по бортику симметричным повторяющимся орнаментом. В центре подноса можно поместить крупный стилизованный цветок, напоминающий ромашку с лепестками-капельками, а бортик оформить тонкими пересекающимися линиями в виде расположенной под углом решетки.

Тщательно моем поднос и обезжириваем ацетоном. Переносим шаблон на поднос при помощи контура. Для этого вырезаем детали шаблона и обводим их контуром. Сушим контур около трех часов. Наносим краску на палитру, набираем кисточкой нужное количество краски и рисуем, начиная от центра. Завершаем роспись орнаментом по краю. Выполняем всю работу максимально аккуратно. Готовый поднос нужно сушить около суток. При желании акриловую краску можно обжечь в духовке, поместив изделие в холодную духовку и разогрев ее до 180 градусов. Время обжига – 15 минут.

 

Гжельская роспись в домашних условиях — лошадка

Нам понадобится:

  • керамическая или стеклянная лошадка,
  • синяя и белая витражная краска,
  • контур для керамики,
  • кисточка,
  • шаблон для боковых частей лошадки.

Стеклянную или керамическую фигурку моем и обезжириваем. Вырезаем шаблон, прикладываем в фигурке, делаем симметричный рисунок на боковых частях контуром. Сушим в комнате 3 часа. Раскрашиваем синими завитками хвост и гриву, заполняем синей краской шаблон. Остальную часть фигурки покрываем белой краской. Отправляем запекаться в холодную духовку, поместив изделие внутрь на 45 минут при температуре 180 градусов. Выключить духовку, дать фигурке остыть внутри.

Похожие статьи

Ноябрь 4, 2014   admin

worlds-interior.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *