Как свет в окне – Свет в окне…..

29 Окт

«Свет в окне» (1980) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»

Сценарий фильма создан по мотивам одноименного очерка Татьяны Тэсс. Главная героиня фильма — девочка-подросток, потерявшая мать, и оставшейся с отцом и новорожденной сестренкой. После нескольких лет одиночества отец встречает женщину, и надеется, что она может заменить детям мать. Перед старшей дочерью становится нелегкая задача — принять мачеху.

Статья Александра Шпагина о режиссере. Опубликовано в сборнике «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000»:

«Тихий камерный мир фильмов Аян Шахмалиевой всегда был надежно отгорожен от внешних тревог прочными прозрачными стенами. Герои могли страдать, тосковать, выяснять отношения друг с другом, но подобные коллизии, которые в кино шестидесятых были чреваты сломами и драмами, в семидесятые у Аян Шахмалиевой всегда находили спокойное счастливое разрешение. Самые известные ее фильмы, такие как «Странные взрослые» и «Дети как дети», не стали серьезными художественными событиями, так ведь и не претендовали на это. Зато были любимы и пересматривались неустанно и многократно. В этих славных лирических семейных мелодрамах было по меньшей мере одно событие – юная героиня ленинградской школьницы Риты Сергеечевой, открытой Аян Шахмалиевой для кино.

Людмила Иванова в роли Евдокии Осиповны. Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Тамара Дегтярёва в роли медсестры Ирины. Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Маргарита Сергеечева в роли Риты. Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

В конце восьмидесятых авторская интонация Аян Шахмалиевой меняется: ее фильмы обретают иную энергию, словно режиссер стремится за стенки мира-аквариума. «Софья Ковалевская» – канонический фильм из серии «Жизнь замечательных людей», но в лучших его эпизодах заявлен внутренний конфликт героини, оказавшейся перед выбором между служением науке и простым человеческим счастьем. Фильм «Это было у моря…» погружал в мир страстей, разыгравшихся в санатории для больных детей. Причина, по которой в детские души вселялся дьявол, оставалась непроясненной, но к финалу страсти, как и положено, стихали, равновесие мира восстанавливалось.

Однако в последнем ее фильме «Дымъ» запретная любовь героев возмущает благостное спокойствие милых, болезненных и неприспособленных к жизни обитателей Баден-Бадена. Беззаконный и ничему не подотчетный вихрь, сметая все на своем пути и смешивая все карты, разрушает-таки привычный уютный и обжитой мир».

Статья Инги Преловской об авторе очерка. Опубликовано в газете «Известия» ( 2006 г.):

«Ни у кого в «Известиях» не было такой огромной почты, как у Татьяны Тэсс: письма читателей шли к ней сотнями. Это называли «феноменом Тэсс», спорили о корнях ее популярности. А суть заключалась в личности.

С завидной частотой она печаталась в «Известиях» на протяжении полувека. И были времена, когда ее очерки представали оазисами живого слова среди официоза и сухих производственных статей. Она тогда сумела отстоять свое авторское «я», хотя это местоимение нещадно выпалывалось из газет, заменялось обезличенным «мы». В пору, когда считали, что добро должно быть с кулаками, и осуждали «абстрактный гуманизм», Тэсс со своей особенной теплотой и доверительной интонацией писала о милосердии, о совести, о сострадании, о любви, о чуткости и внимании к человеку. Избегая морализирования и пафоса, она рассказывала простые житейские истории, вникая в нравственные конфликты, восхищаясь сердечной щедростью обычных людей, и пропускала через себя чужую боль и волнение. Ей пытались подражать, но безуспешно: стержнем ее очерков была она сама.

Татьяна Николаевна была родом из Одессы. Там училась в гимназии, в консерватории. В литературном кружке «Потоки» ее заметил Эдуард Багрицкий, и стихи их сблизили. После прогулок по степи он по дороге заглядывал к ней домой, на Ближние Мельницы. Позже сюда наведывался и Бабель. Когда же поэтесса приехала завоевывать Москву, то с легкой руки Михаила Кольцова начала печатать в журналах не стихи, а очерки.

Она не подпускала к себе старость. Приходила бодрая, улыбчивая, элегантная. Первой в редакции рискнула надеть мини, стала носить брючный костюм. Всегда была в курсе событий – премьер, вернисажей.

Для нас она соединяла эпохи. Легендарные личности были ее знакомыми, приятелями молодости: Эйзенштейн, Раневская, Катаев, Кабалевский, Пудовкин, Пименов. О них ее последняя книга «Друзья моей души». Тэсс говорила о знаменитостях без придыхания, но с безупречным тактом. Она сознавала себя писателем в газете. В очерках Тэсс обычно не упоминала адресов своих героев, оставляя себе свободу касаться деликатных обстоятельств жизни или тонких движений души человека. Говорила: «Я не выдумываю, я вспоминаю». А память у нее была отменная – живая, образная, неувядающая».

www.culture.ru

Как использовать свет из окна в фотографии

Также, льющийся из окна свет прекрасным образом отобразился в изобразительном искусстве. Совершенно потрясающие портреты были написаны при естественном дневном свете. И фотографы должны черпать вдохновение из работ художников, на чьих великолепных картинах, модели освещались оконным светом.

Поэтому в этой статье мы решили обратить ваше внимание на все достоинства этого вида освещения. А также немного теории о том, какие настройки фотокамеры будут уместны и как лучше расположить объект съемки относительно окна, чтобы результат вас порадовал.


 Фото : S.C

Природа света

Когда небо затянуто тучами, проходящий через окно свет выглядит мягко. А вот прямых солнечных лучей художники, как правило, избегают. Потому что такой свет будет жестким. Он производит резкие тени, которые не могут быть приятными для портретов. Рассеянный свет, обычно, создает меньше контраста по сравнению с обычным светом. Здесь тени едва заметны и изображение в целом выглядит очень естественно. Также, если к оконному свету добавить подсветку, то можно создать замечательный эффект на вашем портрете. И, как всегда, вы можете регулировать количество поступающего света с помощью занавесок, если вам кажется, что есть избыток освещения. Или поместите отражатели за спиной фотографируемого, если вы думаете, что объект затемнен.


 Фото : Siddharthan Raman


 Фото : Nima Baharlooie


 Фото : Viktoriya Ilina


 Фото : Hari Sulistiawan


 Фото : Stephanie Beaty

Настройка камеры

Подготовка к съемке кадра может осложниться разными факторами. Тщательно изучите методы экспозиции. Некоторые трудности поможет преодолеть скорость затвора.

Используя зонную систему Анселя Адамса, можно поэкспериментировать с различными оттенками черного при разнообразной экспозиции и выдержке. И убедитесь, что вы установили подходящее значение ISO. При этом вы всегда можете увеличить значение диафрагмы, а также воспользуйтесь штативом. К тому же любой профессиональный фотограф уделяет особое внимание размеру диафрагмы в условиях низкой освещенности. Она не должна быть слишком большой. В этом случае предпочтительнее перейти на ручную фокусировку. Чем лучше вы поймаете свет, тем лучше будет результат.


 Фото : Jack Burger


 Фото : Solecism


 Фото : Courtney


 Фото : Remus Tiplea


 Фото: Emily Soto

Правильное расположение объекта

Правильное размещение объекта или модели по отношению к источнику света имеет ключевое значение. Поскольку мы уже упоминали о подсветке, попробуйте расположить объект под углом в 45 градусов и, если необходимо, на том же уровне отражатель. Так вы избавитесь от контрастных теней. Одна из особенностей в этом освещении состоит в том, что источник света остается неподвижным, он лишен различных регуляторов как в студийной установке. В то время как субъект должен поворачиваться пока не достигнет желаемого эффекта.


 Фото: Maria Gvedashvili


 Фото: Izabela Zagaja-Florek


 Фото: Gosia Janik


 Фото: Bunny Spice


 Фото: Anna Shakina

Заключение

Теперь вы знакомы с ключевыми моментами оконного освещения. Непременно используйте их, чтобы вдохнуть жизнь в фотографию, проливая на нее необходимое количество правильного света.

cameralabs.org

Свет в окне и в интерьере

Наверх Перепланировки
  • Каталог домов
С чего начать ремонт О проекте Реклама Контакты Facebook Vkontakte Odnoklassniki Instagram Дизайн и декор
  • Квартира
  • Спальня
  • Кухня
  • Столовая
  • Гостиная
  • Ванная комната, санузел
  • Прихожая
  • Детская
  • Мансарда
  • Маленькие комнаты
  • Рабочее место
  • Гардеробная
  • Библиотека
  • Декорирование
  • Мебель
  • Аксессуары
  • Загородный дом
  • Ландшафт
  • Системы хранения
  • Коридор
  • Уборка
Строительство и ремонт
  • Фундамент
  • Кровля
  • Стены
  • Окна
  • Двери и перегородки
  • Потолок
  • Балконы и лоджии
  • Внутренние конструкции
  • Пол
  • Водоснабжение и канализация
  • Отопление
  • Вентиляция и кондиционирование
  • Газо- и энергоснабжение
  • Освещение
  • Сантехническое оборудование
  • Безопасность и домашняя автоматика
  • Бани, сауны, бассейны
  • Строительные материалы
  • Отделочные материалы
  • Инструменты
  • Техника
  • Законы и финансы
  • Журнал
  • Новости
  • Событ

www.ivd.ru

Как свет в окне


Как использовать свет из окна в фотографии — советы и примеры

Также, льющийся из окна свет прекрасным образом отобразился в изобразительном искусстве. Совершенно потрясающие портреты были написаны при естественном дневном свете. И фотографы должны черпать вдохновение из работ художников, на чьих великолепных картинах, модели освещались оконным светом.

Поэтому в этой статье мы решили обратить ваше внимание на все достоинства этого вида освещения. А также немного теории о том, какие настройки фотокамеры будут уместны и как лучше расположить объект съемки относительно окна, чтобы результат вас порадовал.

 Фото : S.C

Природа света

Когда небо затянуто тучами, проходящий через окно свет выглядит мягко. А вот прямых солнечных лучей художники, как правило, избегают. Потому что такой свет будет жестким. Он производит резкие тени, которые не могут быть приятными для портретов. Рассеянный свет, обычно, создает меньше контраста по сравнению с обычным светом. Здесь тени едва заметны и изображение в целом выглядит очень естественно. Также, если к оконному свету добавить подсветку, то можно создать замечательный эффект на вашем портрете. И, как всегда, вы можете регулировать количество поступающего света с помощью занавесок, если вам кажется, что есть избыток освещения. Или поместите отражатели за спиной фотографируемого, если вы думаете, что объект затемнен.

 Фото : Siddharthan Raman

 Фото : Nima Baharlooie

 Фото : Viktoriya Ilina

 Фото : Hari Sulistiawan

 Фото : Stephanie Beaty

Настройка камеры

Подготовка к съемке кадра может осложниться разными факторами. Тщательно изучите методы экспозиции. Некоторые трудности поможет преодолеть скорость затвора.

Используя зонную систему Анселя Адамса, можно поэкспериментировать с различными оттенками черного при разнообразной экспозиции и выдержке. И убедитесь, что вы установили подходящее значение ISO. При этом вы всегда можете увеличить значение диафрагмы, а также воспользуйтесь штативом. К тому же любой профессиональный фотограф уделяет особое внимание размеру диафрагмы в условиях низкой освещенности. Она не должна быть слишком большой. В этом случае предпочтительнее перейти на ручную фокусировку. Чем лучше вы поймаете свет, тем лучше будет результат.

 Фото : Jack Burger

 Фото : Solecism

 Фото : Courtney

 Фото : Remus Tiplea

 Фото: Emily Soto

Правильное расположение объекта

Правильное размещение объекта или модели по отношению к источнику света имеет ключевое значение. Поскольку мы уже упоминали о подсветке, попробуйте расположить объект под углом в 45 градусов и, если необходимо, на том же уровне отражатель. Так вы избавитесь от контрастных теней. Одна из особенностей в этом освещении состоит в том, что источник света остается неподвижным, он лишен различных регуляторов как в студийной установке. В то время как субъект должен поворачиваться пока не достигнет желаемого эффекта.

 Фото: Maria Gvedashvili

 Фото: Izabela Zagaja-Florek

 Фото: Gosia Janik

 Фото: Bunny Spice

 Фото: Anna Shakina

Заключение

Теперь вы знакомы с ключевыми моментами оконного освещения. Непременно используйте их, чтобы вдохнуть жизнь в фотографию, проливая на нее необходимое количество правильного света.

cameralabs.org

Свет в окне — это… Что такое Свет в окне?

  • СВЕТ В ОКНЕ — «СВЕТ В ОКНЕ», СССР, Ленфильм, 1980, цв., 81 мин. Психологическая мелодрама. По мотивам одноименного очерка Татьяны Тэсс. У девочки умирает мама и она остается с отцом и новорожденной сестренкой. Со временем в доме появляется женщина, которая… …   Энциклопедия кино

  • СВЕТ В ОКНЕ —   1980, 81 мин., цв., тво. жанр: мелодрама.   реж. Аян Шахмалиева, сц. Мария Зверева (по мотивам одноименного очерка Татьяны Тэсс), опер. Константин Рыжов, худ. Исаак Каплан, комп. Борис Тищенко, зв. Константин Лашков.   В ролях: Юрий Соломин,… …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • Ты мой свет в окне, ясен месяц, красно солнышко. — Ты мой свет в окне, ясен месяц, красно солнышко. См. ЛЮБОВЬ НЕЛЮБОВЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Не свет в окне (в окошке) — 1. Волг. О неавторитетном, незначительном человеке. Глухов 1988, 104. 2. Морд. О неприятной ситуации. СРГМ 2002, 26 …   Большой словарь русских поговорок

  • СВЕТ — муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от… …   Толковый словарь Даля

  • СВЕТ — Белый свет. 1. Народно поэт. Окружающий мир, земля со всем существующим на ней. ФСРЯ, 411; БТС, 71; БМС 1998, 517; Верш. 6, 180; ФМ 2002, 414; Мокиенко 1986, 222. 2. Прибайк. О большом, огромном пространстве. СНФП, 109. 3. кому. Прибайк. О… …   Большой словарь русских поговорок

  • свет — I а, ( у), в све/те, на свету/, только ед., м. 1) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. Электрический свет. Свет свечи. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет… …   Популярный словарь русского языка

  • СВЕТ — (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… …   Толковый словарь Ушакова

  • СВЕТ — (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… …   Толковый словарь Ушакова

  • свет — 1. СВЕТ, а ( у), предл. в свете, на свету; м. 1. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Солнечный с. Дневной с. С. луны. С. свечи. Луч света. Скорость… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Свет в окне

К чему снится свет в окне? Это видение во сне сулит процветание, счастье, надежду на лучшее, романтическое знакомство, успешное достижение цели. Но иногда такой символ подсказывает: нужно избавиться от своих недостатков, помочь советом близкому человеку — говорит сонник.

Семейное согласие, исполнение мечты

Приснившийся сюжет предвещает: сновидец сможет выяснить нечто важное для себя. Эта информация окажется весьма полезной для принятия верного решения.

Видеть это сияние вдалеке означает: вас ждет семейное счастье и согласие с избранником (избранницей).

К чему снится идти к нему? Сонник обещает: ваша мечта сбудется, сможете достичь цели, к которой стремились.

Увидели свет в окне дома? Сновидение обещает счастье, благополучие, домашний уют.

Осуществите свои проекты, вас ждет романтическое знакомство

Если светилось окошко вашего дома во сне, а вы, возвращаясь откуда-то, смотрели на него — впереди отличное время. Благодаря поддержке родных добьетесь значительного успеха, воплотите свои проекты.

Приснился освещенный оконный проем своей квартиры? Сонник указывает: видение символизирует надежду на лучшее будущее, которое вскоре должно наступить.

Сияние горящей свечи во сне предвещает скорое романтическое знакомство, способное перерасти в продолжительные отношения.

Избавьтесь от негативных эмоций, все сложится отлично

Спящий увидел среди ночной тьмы ярко освещенное окошко? Сновидение указывает: человеку следует избавиться от зависти и других негативных эмоций, мешающих жить. Нужно пробуждать у себя добрые чувства.

К чему снится, как свет в окне вдруг включился посреди сумерек? Это означает: сновидец обретет надежду на благоприятный поворот событий. Его ждет удача, все сложится отлично.

Приснилось такое видение? Сонник объясняет: очень скоро решатся все проблемы. Вы сможете найти выход из неприятной ситуации.

Впереди благополучие, радость, ответ на важный вопрос

Свет в окне во сне сулит семейные радости, благополучие, уют, гордость за детей. Вскоре наступит хороший период. Желательно провести это время с родными, близкими, детьми.

olimp-okna.ru

Создаём в фотошопе рассеянный свет из окна

В этом уроке, автор покажет нам, как создать кинематографический эффект рассеянного света с использованием световых лучей.

Создать такой вид световых лучей довольно несложно. Также, они могут придать изображению необходимую глубину и улучшить рассеянный свет.

Итак, давайте начнём!

Скачать архив с материалами к уроку

Шаг 1

Откройте изображение (Ctrl+O /либо просто перенесите в программу) изображение, которое прилагается к уроку.

Примечание переводчика: у автора, это изображение старого поезда, но вы можете использовать своё изображение. Для этого урока подойдут фотографии чердаков, сараев, комнат или других подобных помещений, где такие лучи будут к месту.

Далее, создайте новый слой (Shift+Ctrl+N) и, при помощи инструмента Pen Tool (Перо) (P), либо Poligonal LassoTool (Полигональное лассо) (L), создайте прямоугольное выделение в том месте, где находится ближнее к нам окно.

Примечание переводчика: при использовании инструмента Pen Tool (Перо) (P), после создания контура, сделайте правый клик и выберите Make Selection (Образовать выделенную область). Радиус Feather (Растушёвки) оставьте на 0 px.

Затем, при помощи инструмента PaintBucket Tool ( Заливка) (F), залейте это выделение таким цветом #fff6dc.

Примечание переводчика: вы можете использовать любой цвет, который посчитаете нужным.

Шаг 2

Используя инструмент Free Transform (Свободное трансформирование) (Ctrl+T) и выбрав, после нажатия правого клика на выделенной области Distort (Дисторсия) и Perspective (Перспектива), трансформируйте слой с заливкой также, как на скриншоте.

Шаг 3

Далее, давайте смягчим получившийся «луч» света при помощи фильтра размытия. Автор использовал фильтр Box Blur (Размытие по рамке). Также, можно попробовать применить фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), который применяет к изображению довольно неплохой результат. Для применения одного из двух фильтров нужно перейти в Filter – Blur (Фильтр — Размытие) и выбрать из двух вариантов наиболее вам понравившийся, с тем радиусом, который указан на скриншоте:

Затем нужно применить Layer Mask (Маску слоя) к слою с размытым лучом и создать почти полноценный луч света из окна. Для этого, при помощи чёрно-белого инструмента Gradient (Градиент), протяните градиент прямо по лучу света слева направо по всей длине луча, как на скриншоте. После этого, уменьшите Opacity (Непрозрачность) этого слоя до 50% и мы получим нужный результат:

Шаг 4

Теперь повторите то же самое со всеми источниками света, откуда он должен падать.

Примечание переводчика: если остаются какие-то лишние участки от лучей, вы запросто можете удалить их при помощи инструмента Brush Tool (Кисть) (B) на маске слоя. Также, вы можете поиграть с режимами наложения, чтобы лучи казались мягче, либо насыщеннее, либо как-то ещё… Для таких целей подойдут  Screen (Экран), Soft Light (Мягкий свет), Overlay (Перекрытие). Ещё можно использовать различные варианты размытия, для того, чтобы свет был более либо менее рассеянным.

По окончанию работы с лучами, выделите все слои и объедините в одну группу Ctrl+G.

Если вы хотите добавить цвет для лучей, используйте Layer Style (Cтиль слоя) Color Overlay (Наложение цвета) сразу для всей группы, и примените такие же настройки, как на скриншоте.

Примечание переводчика: цвет в стиле слоя можно использовать такой #e05a00.

Результат:

…а также, примените корректирующий слой Color Lookup (Поиск цвета) в самом верху палитры слоёв, с Opacity (Непрозрачностью) слоя — 60%.

Результат:

Шаг 5

Теперь, давайте добавим корректирующий слой Curves (Кривые) и применим такие же настройки, как на скриншоте:

Результат:

Шаг 6

Далее, автор добавляет эффект появления пыли. Для этого, откройте (Ctrl+O) либо просто перенесите в документ файл dust-particle (8) и измените его режим наложения на Screen (Экран). Затем, уменьшите изображение с пылью на четверть по размерам изображения и продублируйте (Ctrl+J) ещё 3 раза для того, чтобы поставить это изображение в остальные 3 части документа. После того, как вы разместили все 4 части с пылью на документе, можете снова выделить выделить их и объединить их в одну группу (Ctrl+G).

И вот наш финальный результат:

Надеюсь, что благодаря этому маленькому и несложному уроку вы научитесь быстро создавать лучи света, а также легко редактировать его.

photoshop-master.ru

Свет в окне — это… Что такое Свет в окне?

  • СВЕТ В ОКНЕ — «СВЕТ В ОКНЕ», СССР, Ленфильм, 1980, цв., 81 мин. Психологическая мелодрама. По мотивам одноименного очерка Татьяны Тэсс. У девочки умирает мама и она остается с отцом и новорожденной сестренкой. Со временем в доме появляется женщина, которая… …   Энциклопедия кино

  • СВЕТ В ОКНЕ —   1980, 81 мин., цв., тво. жанр: мелодрама.   реж. Аян Шахмалиева, сц. Мария Зверева (по мотивам одноименного очерка Татьяны Тэсс), опер. Константин Рыжов, худ. Исаак Каплан, комп. Борис Тищенко, зв. Константин Лашков.   В ролях: Юрий Соломин,… …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • Ты мой свет в окне, ясен месяц, красно солнышко. — Ты мой свет в окне, ясен месяц, красно солнышко. См. ЛЮБОВЬ НЕЛЮБОВЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Не свет в окне (в окошке) — 1. Волг. О неавторитетном, незначительном человеке. Глухов 1988, 104. 2. Морд. О неприятной ситуации. СРГМ 2002, 26 …   Большой словарь русских поговорок

  • СВЕТ — муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от… …   Толковый словарь Даля

  • СВЕТ — Белый свет. 1. Народно поэт. Окружающий мир, земля со всем существующим на ней. ФСРЯ, 411; БТС, 71; БМС 1998, 517; Верш. 6, 180; ФМ 2002, 414; Мокиенко 1986, 222. 2. Прибайк. О большом, огромном пространстве. СНФП, 109. 3. кому. Прибайк. О… …   Большой словарь русских поговорок

  • свет — I а, ( у), в све/те, на свету/, только ед., м. 1) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. Электрический свет. Свет свечи. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет… …   Популярный словарь русского языка

  • СВЕТ — (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… …   Толковый словарь Ушакова

  • СВЕТ — (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… …   Толковый словарь Ушакова

  • свет — 1. СВЕТ, а ( у), предл. в свете, на свету; м. 1. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Солнечный с. Дневной с. С. луны. С. свечи. Луч света. Скорость… …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Book: Свет в окне

    Валерий Дмитриевич ГУБИН

    СВЕТ В ОКНЕ

    Фантастический рассказ

    Уже неделю Григорий Иванович чувствовал угнетающую слабость во всем теле. От малейших усилий дрожали ноги, плыло перед глазами. В воскресенье вечером он не выдержал и лег с виноватой улыбкой.

    — Ты прости меня, Маша, что-то неможется.

    — Заболел?

    — Нет, видно, это уже не болезнь, а последний звонок. Да и пора честь знать — сколько можно коптить небо.

    — Бог с тобой, что ты опять заговорил?

    — На этот раз серьезно. Я чувствую. И отец мой и дед померли ровно в восемьдесят. Это нам такой срок отмерен, нашему роду. И мне совсем не страшно умирать, потому что ты еще будешь жить после меня.

    — Не буду я жить после тебя, — старушка обошла со всех сторон кровать, заботливо подтыкая одеяло, — ты же меня знаешь, не буду ни одного дня.

    — Будешь, — улыбнулся Григорий Иванович, — у нас ведь дети еще есть, нельзя, чтобы они враз осиротели.

    — Молчи, дуралей, — она села рядом, сунула свою сухую маленькую ладошку ему под щеку, и они замерли так и просидели много часов, разговаривая друг с другом и друг друга утешая, хотя не сказали ни слова.

    Была уже глубокая ночь, когда Григорий Иванович зашевелился.

    — Помнишь Лутохинский дворец за Черным прудом?

    — Помню, конечно.

    — Говорят, что там есть какая-то комната, если прийти в нее ночью и немного там постоять, то вернется молодость.

    — Слышала я с детства эти сказки.

    — Наверное сказки, но все-таки давай сходим.

    — Очумел, за Черный пруд идти ночью! Да откуда у тебя такие силы возьмутся?

    — Мне кажется сейчас, что на это сил у меня хватит. Да мы и не за молодостью пойдем. Просто мне надо пойти. Последний раз с тобой прогуляться. Помнишь, когда-то давным-давно мы там были и тоже ночью.

    — Что-то я не помню.

    — А потом, кто знает, может, не зря люди говорят.

    — Люди рады всякой чепухе, еще столько же лет будут говорить, старушка задумалась и представила себе этот жуткий Лутохинский дворец дикую фантазию давно сгинувшего помещика — обгоревшая коробка с провалившейся по краям крышей, с зияющими дырами окон и дверей, с обломками гипсовых статуй перед входом. Он и сейчас, наверное, выглядит так, как много лет назад. Ни у кого до этого «дворца» руки не доходят. И стоит он на небольшой поляне в глухом лесу. Была когда-то дорога, но давно заросла.

    — Пойдем, Маша, сходим.

    Она всмотрелась в его лицо, едва белеющее в темноте, и тихо сказала:

    — Спи. Завтра сходим.

    Весь следующий день она надеялась, что он передумает. Но Григорий Иванович, с трудом поднявшись к обеду, больше не ложился, а сидел на улице, с опаской поглядывая на небо — не пойдет ли дождь.

    — Как чувствуешь себя?

    — Да хорошо, хорошо. Я так славно выспался, и ноги вот почти не дрожат. Сижу, силы коплю.

    — А если не дойдем?

    — Потихоньку дойдем, с перекурами. Тут всего километра четыре наберется.

    — Не боишься заблудиться ночью? Столько лет прошло.

    — Ты что, Маша, я и сейчас всю нашу округу могу с закрытыми глазами пройти.

    Стояла удивительно тихая, теплая для конца октября погода, словно природа, устав от бесконечных дождей, в преддверии близких морозов решила сделать небольшую передышку и замерла в неподвижности на несколько дней. Слышно было даже шуршание упавшего листа, который несколько раз приподнимался, переворачивался, чтобы выбрать себе место и окончательно улечься.

    Когда совсем стемнело, старики долго сидели у окна, ожидая, пока улягутся соседи, мимо которых шла дорога в лес. Вот наконец свет погас, и они, стараясь не шуметь, вышли из дома и отправились в путь.

    Лес встретил их приветливо. Здесь было совсем тепло и немного сыро. Они шли медленно — Григорий Иванович впереди, тяжело опираясь на палку, а старушка семенила за ним, держась рукой за хлястик его плаща. Ей все было страшно — и эта абсолютная тишина ночного леса, и непроглядная темень вокруг — и она озиралась по сторонам, вся сжавшись внутри.

    — Да неужели ты правильно идешь, ведь не видно ничего?

    — Правильно, мать, не волнуйся. Вот черничник, — он с шумом ударил по кустам палкой, — скоро он кончится и начнется березовая роща. Там и отдохнем.

    Действительно, вскоре впереди забелели стволы берез. Григорий Иванович кряхтя опустился на поваленное дерево. Она села рядом и достала термос.

    — Выпей вот чайку, я тут еще хлеба с салом взяла.

    — Не могу, Маша, есть, что-то я сейчас очень волнуюсь. А ты поешь, обязательно поешь, — он обнял ее за спину, — не замерзла?

    — А почему волнуешься? Тебе страшно?

    — Нет, чего тут бояться. А волнуюсь от всяких воспоминаний. Я вот так же волновался, когда к тебе на свидание шел первый раз.

    — Будто ты помнишь, как тогда волновался, — она недоверчиво хмыкнула.

    — Помню — а как же, я это всю жизнь помню.

    Посветлело, видимо поднявшийся ветерок немного сдвинул плотную массу облаков, и прямо над стариками засверкали, дрожа в лесных испарениях, две или три звезды.

    — Вон как звезды дрожат, наверное, дождь будет.

    — Сегодня уже не будет, разве что к вечеру соберется. Помоги-ка мне встать.

    Они двинулись дальше, березовая роща кончилась, начались высоченные ели вперемежку с соснами, потянуло терпким запахом смолы, земля пошла плотная и почти голая. Григорий Иванович больше не загребал сапогами листьев, и они шли бесшумно, как две тени, еще более темные, чем окружающий мрак. Старуха думала про свой участок — какой он маленький, обжитый по сравнению с этой громадой леса, неба и тишины, такой странной тишины, которая как будто вслушивается во все вокруг, и потому они стараются идти как можно тише. И этот лес, и вся природа давно уже стали ей чужими, а сейчас ночью — так просто страшными. Но если бы эта тишина вдруг разорвалась и какой-нибудь громовой голос спросил: «А вы что тут бродите, старые люди? Что потеряли и что хотите от меня?» — она бы наверное не растерялась и сумела попросить еще несколько лет жизни Григорию Ивановичу и спокойной смерти им обоим.

    Они еще три раза отдыхали, и хотя Григорий Иванович тянул вперед, но после каждого привала все тяжелее было ему вставать, и все медленнее он шел, тяжело, прерывисто дыша.

    «Не дойдем мы», — с грустью и досадой подумала она, и тут же лес внезапно кончился. Они вышли на поляну. Лутохинский дворец смутно темнел впереди большой бесформенной массой.

    — Вот он, — прошептал старик, — сейчас чуть передохнем и пойдем на ту сторону — там вход.

    — Ты почему шепотом?

    — Не знаю, а ты?

    — Да мне страшно, вдруг там кто-то есть?

    — Вот глупая, — возмутился Григорий Иванович, но без особой отваги в голосе.

    Они стали обходить дворец, но, не признаваясь себе в охватившей их робости, на поляну не выходили, а шли по опушке леса. И вдруг остановились как вкопанные. В левом крыле дворца в третьем от угла окне горел свет. Григорий Иванович почувствовал, как пальцы жены впились ему в ладонь. Свет чуть-чуть дрожал, колебался, так могла гореть только свеча или керосиновая лампа.

    — Не зря я боялась, — опять зашептала она, — пойдем отсюда скорее.

    — Что же, так и уйдем?

    — Уйдем, уйдем, никуда тебя не пущу!

    Они еще постояли, прислушиваясь. Никакого шума из дворца не доносилось, и ничьи тени лампу не заслоняли. Но это не прибавило им смелости.

    — Обидно, — вздохнул старик и повернул к лесу.

    Она плохо помнила, как доплелись до дома, как она, шатаясь от усталости, стелила постель, и лишь одна мысль ее ужасала — теперь Григорий Иванович ляжет и уже больше не встанет.

    Но все обошлось. Проснулась она поздно и услышала, как он что-то колотит во дворе под окном и бубнит себе под нос, как будто напевает.

    — Никак тебе наше гулянье на пользу пошло, дед! — обрадованно крикнула она с крыльца.

    — Да, я сам удивляюсь, откуда силы взялись, — он снял с верстака сколоченную рамку, — жаль вот только, что не получилось ничего с дворцом.

    — Не расстраивайся, как-нибудь еще сходим.

    — Ты серьезно говоришь? Неужели опять пойдешь, не испугаешься?

    — Может, и пойду.

    В обед пришел племянник, принес хлеба, крупы, рассказал все районные новости.

    — Послушай, Петя, — сказал ему старик, — у меня к тебе просьба. По деревне разные слухи ползут об этом Лутохинском дворце, что якобы по ночам там кто-то шастает — то ли привидения, то ли еще кто. Мне как бывшему вашему учителю это неприятно. Со всеми слухами и суевериями надо бороться. Сходил бы ты туда с кем-нибудь на пару. Я в милицию не хочу обращаться еще на смех поднимут.

    — Да что вам до слухов, Григорий Иванович, плюньте, пусть болтают.

    — Сходи, прошу тебя, — сказал Григорий Иванович с такой тоской в голосе, что племянник недоуменно поднял голову и долго смотрел на него.

    — А почему ночью?

    — Ну днем там ясно никого нет. Поле рядом, трактора работают.

    — Странно все это, но если вы просите, схожу. Я Саню соседского возьму, того, что из армии недавно пришел. Он десантником был, ничего не боится.

    Племянник объявился снова через два дня.

    — Ну что там? — нетерпеливо поднялся ему навстречу Григорий Иванович.

    — Ничего, — развел тот руками, — абсолютно ничего, сплошная свалка мусора и никаких свежих следов людей. Хотя, конечно, место там неприятное.

    В ту же ночь они снова вышли из дома. Пока шли улицей, в лицо брызгал мелкий дождь, но в лесу было суше, только редкие крупные капли время от времени стучали по брезентовому плащу старика. Они опять отдыхали в березовой роще, и старуха, как и в первый раз, с тем же испугом вглядывалась в окружающую темноту, и ей опять мерещились лихие ночные люди.

    Григорий Иванович на этот раз решил сократить путь. Они пошли через поле. Идти по сжатой глинистой стерне оказалось труднее, зато здесь было не так страшно, и легче дышалось. Они дошли до середины и, выбившись из сил, сели под огромной копной соломы. Облака бежали так низко, что отсюда с земли казалось, задевают верх копны. За сеткой дождя не было видно конца поля, и старухе чудилось, что они сидят где-то в бескрайней степи, всеми забытые и заброшенные, и ждут своей смерти. Хотя они сидели на соломе, было холодно и жестко, и старуха почувствовала вдруг, какая эта земля, что держит их, стылая и огромная. Она все в себя принимает, как приняла ее двух первых детей, родившихся мертвыми, и их скоро примет тоже, и они станут соломой, редким ночным дождем или березами в той роще, где они отдыхали, и тоже будут стоять и вслушиваться вместе со всеми в ночную осеннюю тишину. Она даже всхлипнула.

    — Ты чего? Плачешь?

    — Да так я, чуть-чуть. Жалко вдруг стало.

    — Кого жалко?

    — Нас с тобой жалко, детей наших жалко, внуков.

    — Внуков-то что жалеть, они гораздо счастливее нас будут.

    — Если вырастут хорошими людьми, им будет так же тяжело и трудно, как нам было, — вздохнула она.

    Лес оборвался неожиданно, как и в прошлый раз. И они опять по опушке огибали дворец, чтобы выйти к фасаду, и опять как будто в сердце толкнуло — в третьем слева окне горел свет.

    — Пойдем туда, — решительно сказал Григорий Иванович, — поздно нам уже бояться.

    Она покорно пошла за ним, вцепившись трясущейся рукой в его хлястик. Они осторожно заглянули в окно. На куче битой штукатурки стояла старая шахтерская лампа. Фитиль ее немного коптил, с левой стороны вытягивая длинную тонкую струйку дыма.

    — Там никого нет.

    Они вернулись к дверям, вернее к пролому на месте бывших дверей, и вошли в темный вестибюль, где пахло трухлявым деревом и мышами. Свернули в коридор и тут же увидели полоску света из-под двери.

    По пути старик поднял ящик с продавленным боком. Войдя в комнату, он отгреб мусор от стенки, поставил ящик. Они сели и уставились на лампу, которая по-прежнему немного коптила. Она не помнила, сколько они просидели так, не шевелясь, только Григорий Иванович громко, с присвистом дышал.

    — Зачем же здесь лампа? — спросила она.

    — А ею отмечают комнату, в которую нужно зайти, — Григорий Иванович еще не отдышался, но в глазах уже дрожали смешинки.

    — Кто?

    — Откуда я знаю.

    Почему-то вдруг исчез страх. Она повернулась к нему и сказала:

    — Ну что, сейчас начнем молодеть.

    Он поднялся, потом помог ей встать, обнял ее и заглянул в лицо.

    — Ты, по-моему, молодеешь, вот здесь у тебя на виске были морщинки и уже исчезли.

    — Да и ты не отстаешь, вроде у тебя седины меньше стало. Да, точно меньше, — она счастливо засмеялась, — и глаза опять синие, совсем как в молодости.

    Тут они услышали шаги, чьи-то голоса в коридоре и в ужасе шарахнулись к стене.

    Молодой женский голос говорил:

    — Подожди, Гриша, у меня тут нога за что-то зацепилась.

    — Ну ты и растяпа. Давай скорей, уже поздно, заберем лампу — и домой.

    — А зачем ты ее там поставил?

    — Не знаю, мне все кажется, кто-то должен прийти из леса. Чтоб не блуждали.

    — Ты меня, Гриша, не пугай, кто это может сейчас прийти?

    Старик задел спиной отошедший пласт штукатурки, и она с грохотом обрушилась.

    — Ой! — вскрикнул женский голос. — Там кто-то есть!

    — Это, Маша, дом от сырости разваливается. Пошли скорей.

    — Нет, не пойду, прошу тебя, и ты не ходи. Бог с ней, с лампой, бежим домой!

    — Трусиха! Со мной — и боишься, — сказал мужчина совсем уже рядом.

    — С тобой, — еле слышно ответила та, — а ну увидят, как учитель со своей ученицей по ночам гуляет. Прошу, не ходи, видишь, светает, без лампы дойдем.

    — Ну ладно, бежим. Завтра приду за ней.

    Послышались удаляющиеся шаги. Старики постояли еще немного, боясь вздохнуть, потом, крадучись, подошли к окну. Парень и девушка, взявшись за руки, бежали к лесу, поднимая фонтаны брызг.

    — По-моему, это мы с тобой, Гриша, только давным-давно, в прошлом.

    У нее вдруг сильно закружилась голова, и Григорий Иванович едва успел ее подхватить.

    Когда она открыла глаза, они стояли на опушке леса.

    — Смотри, Машка, — говорил он ей, наша лампа, как маяк на море, может, и впрямь поможет каким-нибудь заблудившимся или несчастным?

    — Уже помогает. Пока горит.



    www.e-reading.by

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *