Старинная посуда: разновидности и особенности
Старинная посуда привлекает нас своим разнообразием, необычностью, красотой. Она приоткрывает нам занавес над жизнью древних народов, ведь в нее вложено сколько фантазии, творчества, души. Такую посуду сейчас можно увидеть в музеях, на выставках, у коллекционеров или ценителей старинных вещей.
Содержание статьи
Старинный чайник
Посуда из дерева
Старая посуда в давние времена изготавливалась в основном из дерева. Русские мастера создавали настоящие произведения искусства. Посуду украшали резьбой, росписью, узорами, рисунками. Чаще всего для ее создания использовали березу, осину, ель, корневища. Посуда из капа — нароста на дереве — считалась самой дорогой.
Виды древней посуды из дерева:
- ковш;
- хлебница;
- солоница;
- братина;
- кубки;
- ставцы;
- ложки.
1) Старинные ковши.
В давние времена ковш считался праздничной посудой, украшением стола. Его использовали для питья, в нем подавался мед, пиво, квас. На Севере изготавливали ковши-стопкари. Их делали из корня дерева в форме чаши с двумя рукоятями. Последние были выполнены в виде водоплавающей птицы. Для подачи напитков использовали большие и средние ковши, а для распития использовали маленькие ковши.
В Тверской губернии были популярны ковши-конюхи. Их изготавливали из корневища дерева. По форме напоминали чашу с загнутыми внутрь краями. На носу ковша изображали голову коня.
Маленькие ковши — налевки — использовали для того, чтобы налить напитки из ковшей-стопкарей. Их подвешивали на большие ковши. Делались в форме ладьи с круглым дном.
Все ковши расписывали узорами, украшали резьбой, орнаментами.
Старинный ковш
2) Хлебница.
Поскольку хлеб всегда почитали, хранили его в коробках-хлебницах. Их изготавливали из луба, что защищало продукт от плесени и очерствения.
3) Солоница.
Для хранения соли использовали солоницы в форме стульчика или уточки. Ее украшали резьбой, узорами, росписью. Сейчас старинная солоница относится к антиквариату и очень ценится.
4) Плошки.
Широкая, продолговатая посуда с небольшими краями называлась плошкой. В них подавали жареные, запеченные блюда, а также караваи, пироги. В современном мире плошка известна как сковородка.
5) Ендова и кубки.
Одним из сосудов для питья была круглая чаша, которая называлась ендовой. Их вытачивали на станке, а носик делали вручную. Позже начали изготавливать кубки, которые использовались во время праздников. Это очень красивая посуда, разукрашена росписью, резьбой, необычными рисунками. Ендовы делали из дуба, липы, березы, клена, а более дорогие изготавливались из капа.
6) Ставцы.
Ставцы вытачивали на станке. Этот тип посуды представлял собой две чаши, одна из которых служила чашей или тарелкой. В них подавали фрукты и овощи.
7) Ложки.
Старинные ложки очень красивые, они разукрашены рисунками, орнаментами, резьбой. Отличались мотивами и формами в зависимости от региона. Каждая ложка имела свое назначение и название:
- Ложка-лужица предназначалась для причастия. Ее изготавливали с крестом на рукоятке.
- Межеумок — это простая ложка средней величины.
- Бутырка. Самая крупная, бурлацкая ложка. Ею перемешивалось большое количество еды.
- Баская ложка была разукрашена красиво, празднично.
Наиболее дорогими были чайные, сливочные, горчичные ложки, а также сделанные из клена и фруктовых деревьев.
Посуда из глины
В конце IX – начале Х века в Древней Руси начался гончарный период, появилась посуда из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.
Кувшины делали продолговатой формы с носиком. Они использовались для хранения молока и других кисломолочных продуктов.
Утварь для холодца и заливной рыбы также делали из глины. Ее изготавливали разнообразной формы, украшали цветной глазурью и рисунками. Последние были не только сбоку, но и на дне посуды.
В глиняных кашниках готовили кашу и подавали ее на стол. Глиняные сковородки называли латками. В специальных корчагах из глины готовили квас, а хранили его в бочках из дерева.
Для церковных праздников использовали специальные кувшины с горлом, а для кутьи предназначался горшок сферической формы.
Глиняная посуда
Разнообразие старинной посуды
Посуда из стекла не пользовалась популярностью. В начале ХХ века начали изготавливать медную и чугунную посуду, а также стаканы из цинка.
Знать использовала фарфоровую посуду, чайные сервизы. Постепенно ассортимент посуды расширился. Появились ухваты, корчаги, квашни, бочонки и прочее. Еще позже были построены целые заводы, которые создавали разнообразную фарфоровую и фаянсовую посуду.
С XIII века появились наборы столового серебра. Они очень ценились, были предметом роскоши, передавались из поколения в поколение. Серебряная посуда украшалась узорами, фамильными надписями. Такая посуда была многообразной, интересной. Каждая ложка имела свое назначение, их отдельно изготавливали для варенья, меда, кофе, соли, чая. Предметы сервиза украшали листиками, фигурками, узорами.
Посуда из серебра считалась символом богатства, хорошего вкуса, изящества.
Старинная посуда своеобразна, каждая имеет свою историю, в зависимости от региона, стран она отображает дух, творчество, фантазию древнего народа. Современные люди не перестают восхищаться искусством изготовления старинной посуды, рисунками, тонкой работой и необычными, оригинальными росписями.
dedpodaril.comСТАРИННЫЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ: vasily_sergeev
Современному человеку и в голову не придет, что можно принимать пищу без ложки или вилки. Мы настолько привыкли к этим предметам быта, что специально задумываемся о них только тогда, когда их не оказывается под рукой…
Наличие столовых приборов в обиходе подразумевается само собой. Однако не всегда это было так. Окончательно пользование столовыми приборами среди широких слоев населения вошло в привычку только в XIX веке, но для этого потребовалось несколько столетий.
Вашему вниманию большая фото-подборка старинных столовых приборов. Только посмотрите какое великолепие! Представляю, как приятно было пользоваться такими потрясающими вещицами! Смотрите и наслаждайтесь поистине шедевральными произведениями искусства 15-19 веков
58″>
Фоты отсюда. Утащено отсюда, спасибоШелковая Тень
vasily-sergeev.livejournal.com
38 способов применения не по назначению
Каждая домохозяйка сталкивалась с такой проблемой, как накапливание старых вещей на кухне, которые и выбросить жалко, и в быту не пригодятся, ибо уже старые и не имеют никакой функциональной ценности. Однако выбросить такие предметы интерьера бывает жалко, потому что они дороги как память, просто вам нравятся, потому что сохранили хороший внешний вид.
Возможно даже, что у вас просто страсть к коллекционированию, вы любите всё складировать, потому что избавиться от подобного хлама просто жалко. Такое бывает, но ведь можно найти и компромисс. Например, заставить привычные предметы заиграть по-новому.
Не знаете как?
1. Сказочный сад из старой кухонной утвари
Вы и не представляли себе, как можно сделать неповторимый волшебный уголок в вашем саду, да ещё и так просто.
2. Создайте люстру из набора ковшей, ложек и сит
Стильное произведение дизайнерского искусства, эксклюзивное и довольно милое, теперь находится на вашей кухне.
3. Творческий и необычный фонтан, словно вышедший из сюрреалистических картин
4. Тёрка превратилась в подставку для карандашей
Идеально дополнит творческий беспорядок.
5. Вешалки
Старые скалки больше не пригодятся вам в приготовлении вкуснейших домашних пирогов и прочей аппетитной выпечки? Не беда, ведь можно использовать их как красивый аксессуар для современного дизайна интерьера!
6. Изношенные тазики могут превратиться в замечательные светильники
Они отлично подойдут для сада или беседки.
7. Держатель для украшений
8. Подсвечник из ковша
9. Креативные лампы
10. Кухонная музыка ветра
Никогда ещё предмет фэн-шуй не был настолько загадочным и красочным!
11. Маленькие приятности из ложек
12. Подвесная кухонная лампа из старых тёрок
13. Старые тарелки удачно вписываются в экстерьер
Теперь ссора с битьём посуды может расцениваться как подготовка к созданию нового прелестного украшения для сада.
14. Используйте воронку в качестве эксклюзивного подсвечника
15. Умный органайзер в ящике
16. Вилки-вешалки
17. Винтажные настольные лампы из термоса
Впустите в свой интерьер дух романтики и старины!
18. Оригинальная идея применения кухонной утвари
19. Абажуры из чайных чашек
20. Украшение для стен в виде серебряных подносов
21. Ложки-вешалки для цветов
22. Венчик может быть превращён в подсвечник
23. Чашка-лампа
24. Красивые настенные светильники
25. Нестандартный подход к созданию рам для картин
26. Подвесные светильники из дуршлага
27. Бумажные полотенца на стойках из деревянных ложек
28. Подставка для полезных мелочей из формочек для льда
29. Абажуры из ложек
30. Интересное решение
31. Доска для списка из старого подноса
32. Незатейливая люстра
33. Серебряные крючки
34. «Солнышко» из столовых приборов и металлического блюда
35. В пёстрых чашечках можно хранить девичьи украшения
36. Старые чайники – шикарные горшки для цветов!
37. Люстра из ненужной посуды
38. Знатная кормушка для птиц из чайных чашек
Благодарим за предоставленные материалы WooHome!
kitchensinteriors.ru
Словарь утвари и предметов старого обихода утвари — Мои статьи — Каталог статей
Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901
Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю – из очень толковой книги-энциклопедии «Русская изба» («Искусство-СПБ», 2004), созданной на основе изучения подлинных предметов крестьянского быта, хранящихся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.
Все фотографии сканированы из этой же книги.
Бадья, валёк, ведро, залавок, кадка, квашня, ковш, колыбель, короб, коромысло, корчага, кошель, кринка, кухля, ларец-теремок, лохань, огниво, переметная скамья, пестерь, плошка, подголовник, поставец, самовар, светец, скрыня, сундук, ушат
Бадья – деревянная емкость для подъема воды из колодца или реки в виде сосуда, круглого в сечении, с широким верхом и зауженным к низу туловом, с железными обручами и ушками, в которые продевается дужка. Подъем воды для двух ведер (около 24 литров) из глубокого колодца в течение многих лет требовал от бадьи прочности и удобства в применении, что достигалось использованием древесины дуба, которая отличается высокой твердостью, стойкостью к влажности, т.е. способностью не разбухать в воде, а, напротив, становиться более крепкой. Железные обручи хорошо переносили удары бадьи о стенки колодезного сруба, в отличие от деревянных. Дубовая бадья, окованная железом, вмещавшая большое количество воды, была достаточно тяжелой, поэтому воду в ней доставали с помощью рычажного устройства – журавля или воротом с цепью.
Валёк – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании или для катания белья на скалке. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева – липы или березы. Верхняя лицевая поверхность некоторых вальков украшалась выемчатой резьбой, росписью.
Ведро – деревянная емкость для переноса воды. На Руси традиционно изготавливалось бондарями из еловых, сосновых, осиновых дощечек – клепок. Древесина этих деревьев отличалась легкостью, прочностью, влагоустойчивостью. Она позволяла сделать ведро легким, что очень ценилось, надежным в работе. Обручи, стягивавшие остов ведра в верхней и нижней части, мастерили из ивы, черемухи, сирени, ветви которых были гибкими и крепкими. Из них же делалась и дужка, вставлявшаяся в «ушки» – продолжение клепок. Наибольшее распространение получило ведро в виде усеченного конуса. Крестьянам оно нравилось потому, что в нем меньше расплескивалась вода и оно было более прочным. Ведра бондари всегда делали «в подъем женщине», т.е. такие, чтобы женщина могла легко нести их на коромысле. Стандартная емкость русского ведра – около 12 литров.
Залавок –
1) длинный ящик с крышкой, употребляемый для хранения хозяйственной утвари и как лавка;
2) низкий шкафчик с дверцами и двумя-тремя полочками для посуды и прочих кухонных принадлежностей, а также некоторых продуктов, находящийся на лавке около печи;
3) пространство в нижней части русской печи для хранения посуды, закрытое дверцей.
Кадка – емкость для заготовки впрок солений, квашений, мочений, использовалась также для кваса, воды, для хранения муки, крупы. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек – клепок, стянутых обручами. Кадки изготавливались из древесины лиственных деревьев: осины, липы, дуба; обручи – из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника. Для солений и мочений особенно ценилась дубовая древесина, содержащая консервирующие вещества, которые убивают гнилостные бактерии, и добавляющая солениям дополнительный аромат и вкус. Кадка из осины использовалась, главным образом, для заквашивания капусты, которая сохранялась в ней белой и хрустящей до самой весны. Кадки делались в форме усеченного конуса или цилиндра. Они могли иметь три ножки, являющиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Кадки были разные по размеру: высота колебалась от 30 до 100 см, диаметр – от 28 до 80 см.
Квашня – глиняная или деревянная посуда для заквашивания теста. Деревянная изготавливалась из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек – клепок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа. Квашни были круглыми в сечении с расширяющимися к верхнему краю стенками. Высота колебалась от 50 до100 см, диаметр верха – от 60 до 120 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперед.
Ковш – деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и др. Распространен на Руси с древности до середины XIX века. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя – в виде головы и хвоста птицы. В зависимости от назначения различались ковши выносные, хоромные, погребные. Для царских пожалований за военную доблесть или посольскую службу существовали наградные ковши с двуглавым орлом и именем, вычеканенным на дне. В соответствии с формой ковшей выработались их определенные типы: северные ковши, московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские. Особенно выделялись северные ковши – «наливки» и козьмодемьянские ковши – черпаки небольшого размера. Московскими столовыми ковшами называют типичные ладьевидные ковши, сделанные из дерева или из кап, известные в Московской Руси в XVI–XVII вв. Такой ковш имеет плоское дно, килевидный нос и горизонтальную рукоять на поднимающейся над туловом неширокой шейке. По краю московский ковш украшался растительным орнаментом. Козьмодемьянские ковши, выдолбленные из липы, отличаясь от московских большим размером и глубиной (некоторые из них вмещали до 2-3 ведер), были близки им по форме. Малые козьмодемьянские ковши – черпакиXVIII–XIX вв. – имели форму чашки с округлым, чуть уплощенным дном, заостренным носом и рукоятью с прорезной петлей и крючком для подвешивания ковша. Тверские ковши, известные с XVI в., выдолбленные из корня дерева и имеющие форму ладьи, характеризуются более вытянутым в ширину, чем в длину, туловом, с широкой фронтальной стороной, декорированной орнаментальной резьбой. Тулово завершается с одной стороной двумя или тремя конскими головами на поднимающейся узкой шейке, а с другой стороны – массивной граненной рукоятью в форме «стебля». Малые северные ковши «наливки» XVI–XIX вв. изготовлялись вологодскими мастерами и служили для зачерпывания из больших ковшей. Их особенностью является сферическое дно и рукоятка в виде дужки, украшенной прорезью, в которой преобладали уточки.
Колыбель – приспособление для сна и укачивания младенца. На Руси существовало четыре вида колыбелей, исходя из конструкции и материала. Колыбель в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой холстом. Концы рамы выступают в виде обточенных шаров, в которые ввинчивались железные кольца для подвешивания. К этому же виду относятся колыбели из пяльцев, также обтянутых холстом. Другой тип – колыбель в виде суживающегося книзу прямоугольного деревянного ящика с дном, образованном двумя поперечными перекладинами. К стенкам для подвешивания крепились по две дужки. Стенки снаружи часто расписывались. Третий вид колыбелей представляет собой лубяной короб овальной или прямоугольной формы. Дно сплеталось из пеньковой веревки, лыка в виде сетки. И четвертый вид – это плетенные колыбели (из лозы, льна, соломы). Все четыре вида колыбелей имеют одну общую черту – это подвесные колыбели. Более поздней традицией следует считать появление детских кроваток на гнутых ножках.
Короб – емкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скарба, одежды, книг. Изготавливался из гнутого осинового, липового луба в виде высокого цилиндра с навесной деревянной или надевающейся сверху крышкой или прямоугольного ящика с закругленными углами, с навесной плоской или выпуклой крышкой. Довольно широко были распространены также короба овальные в сечении, с крышками, как у цилиндрического короба. Днища коробов делались из тонких дощечек и вставлялись в специальный паз стенок, где укреплялись деревянными штифтами, прошивались мочалом, лыком, корнем сосны. Короба прямоугольной формы с заоваленными углами зачастую оковывались металлическими полосами. Иногда окованные полосами черного или луженного металла дополнительно украшались металлическими просечными накладками по углам крышки или около ключевины. Под железную оковку таких коробов в XVII–первой половине XVIII в. часто подкладывалась светлая или окрашенная в зеленый цвет слюда. Наряду с коробами, декорированными металлом, были широко распространены короба, украшенные росписью – на боковых стенках и верхней плоскости крышки. Роспись выполнялась обычно темперой, поверхность лубяного короба предварительно несколько раз олифилась.
Коромысло – приспособление для переноса ведер, бадеек, корзин. Изготавливалось из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью. На Руси наиболее широко были распространены гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины, придавая форму дуги. Коромысло такого типа удобно располагалось на плечах женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих районах России встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелся вырез для шеи. Ведра с водой закреплялись на длинных крючьях, спускавшихся от концов коромысла. Коромысло в виде круглой в сечении палки, с подвижными подвесками-крючьями на концах, хорошо известное в Западной Европе, на Руси встречалось редко.
Корчага – сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространенный в Киевской Руси в X–XII вв. Также назывались и позднейшие глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом для нагревания воды, варки щей, пива, кваса и т.п. Корчага могла иметь форму кувшина с ручкой, укрепленной на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. Как правило, корчага не имела крышки: при варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их было обычно по несколько штук разных размеров – от полуведерных (6 л) до корчаг на два ведра (24 л).
Кошель – дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, плетеная из полос бересты, реже лыка в технике косого, изредка прямого плетения. Кошель имеет упрощенную прямоугольную форму, закрывается треугольным клапаном. Клапан удерживается веревками, которые обматывают вокруг специальных деревянных щепочек, вставленных вдоль открытого верха кошеля. На задней стенке кошеля крепятся ремни, изготовленные различными способами из бересты, кожи, холста, пеньковой веревки. Для детей делали небольшие кошели, высотой до 40 см, шириной 20-30 см, для взрослых, соответственно, больше. Преимущество берестяных кошелей заключалось в том, что продукты в них долго сохраняли свежесть, а зимой не замерзали. Кошель был незаменим во время сенокосной страды, на рыбном и охотничьем промысле, в дальней дороге.
Кринка – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.
Кухля – сосуд для переноса напитков на короткое расстояние и подачи их на стол, представляет собой небольшой бочонок бондарной работы из дубовых клепок, с двумя донышками. Тулово бочонка располагается горизонтально и имеет четыре короткие ножки. В верхней части кухли есть небольшой носик для слива, отверстие с пробкой для наливания напитка, ручка для переноса.
Ларец-теремок – емкость для хранения особенно ценных вещей: денег, драгоценностей, документов, разновидность сундука. Имеет форму глубокого, прямоугольного (квадратного) ящика с откидной, четырехскатной крышкой с плоским завершением. На крышке обычно была закреплена железная скоба или кольцо-рукоять. Крупные ларцы, достигавшие в высоту 50 см, имели внутри два отделения: первое – сам ларец, а второй – четырехскатная крышка. Такие ларцы назывались «ларцы о два жира». Каждое отделение запиралось на внутренний замок. Ларцы изготавливались из металла, кости, но в большинстве из дерева – сосны, дуба, кипариса. Деревянные ларцы оковывались полосами железа, украшались росписью, оклеивались костяными пластинами.
Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Выбор этих пород для клепок объяснялся их легкостью и влагостойкостью. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).
Огниво – приспособление для получения огня, представляет собой металлическую пластинку овальной формы с несомкнутыми концами, которые отогнуты внутрь или наружу так, что образуются колечки – «усики». Такая форма огнива была распространена повсеместно в XIX–начале XX в. В более раннее время в русском быту было известно огниво, имевшее форму кинжала без рукоятки, с тупыми краями и острым концом. Его длина колебалась от 9 до 30 см. Для получения огня необходимо было иметь кроме огнива кремень и трут. Человек, высекавший огонь, ударял огнивом по кремню, появлявшиеся при этом искры ловились на трут., лежавший в коробочке с крышкой – трутнице. Огонь разгорался в коробочке, откуда его переносили на бересту, солому, паклю, сосновые угли или на серянки – самодельные спички. Тушился огонь после его использования закрыванием крышки коробочки. Огонь, полученный с помощью огнива, считался особенно благотворным для человека. Огниво, кремень и трут использовались русскими крестьянами как основное средство добывания огня вплоть до 1920-х гг. Спички. Изобретенные немецким химиком Камерером в 1833 г., не получили в деревнях широкого распространения, несмотря на то, что они продавались в лавках, магазинах, на ярмарках в большом количестве. Некоторые группы рксского населения, например старообрядцы, не использовали спичек вообще, считая их «бесовским наущением». Повсеместно принято было считать, что огонь, зажженный спичками, не обладает благотворными свойствами огня, добытого с помощью огнива.
Переметная скамья – тип мебели для сидения и спанья, характерный для европейского Средневековья и Древней Руси. В России бытовал до первой четверти XVIII в. Отличается от простой скамьи спинкой, шарнирно закрепленной с сиденьем, которая может перекладываться на любую из его длинных сторон. В случае необходимости устроить спальное место спинку по верху, по круговым пазам, сделанным в верхних частях боковых ограничителей скамьи, перекидывали на другую сторону скамьи, а последнюю придвигали к лавке, так, чтобы образовывалась как бы кровать, ограниченная спереди «переметом». Спинка переметной скамьи нередко украшалась сквозной резьбой, что значительно уменьшало ее вес.
Пестерь – дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, сбора ягод, грибов и т.д., плетенная из бересты или лыка. По форме пестерь близок к кошелю.
Плошка –
1) посуда, сделанная чаще всего из глины или дерева, для приготовления и употребления пищи, представляет собой низкий плоский сосуд, круглой или продолговатой формы, с расширяющимися кверху бортами, иногда украшенный росписью или резьбой;
2) осветительный прибор, состоящий из плоского сосуда, имеющий внутри углубление, трубочку или цилиндр с трубочкой для светильни (фитиля). Для плошек употребляли самодельные глиняные сосуды, любую плоскую металлическую посуду. Светильней служили пенька, лен, ветошь. В плошку с фитилем наливали сало, животный жир, растительное масло.
Подголовник – дорожный сундучок для хранения и перевозки денег, драгоценностей, ценных бумаг в форме неглубокого прямоугольного ящика с покатой откидной крышкой и двумя ручками-полукольцами на боковых сторонах. Покатая крышка позволяла превратить дорожный сундучок в изголовье при ночевке в санях, на постоялом дворе или в чужом доме. Крышка состояла из двух частей: узкой, расположенной параллельно дну, и широкой, наклонной. Обе части крышки соединялись друг с другом петлями-шарнирами. Такие же петли соединяли узкую часть крышки с задней стенкой подголовника. Запирался ящик на внутренний замок. Подголовок внутри имел два отделения, они соответствовали двум частям крышки. Подголовники изготавливались обычно из твердых пород дерева и оковывались металлическими полосами. Многие подголовники, особенноXVII–начала XVIII в., имели под металлической оковкой прокладку из цветной кожи, окрашенной бумаги, слюды. Металлические полосы при этом выполнялись с просечками, образующими сплошное ажурное покрытие. Внутренняя сторона крышки часто украшалась росписью.
Поставец –
1) деревянная точеная столовая посуда – круглая деревянная чаша на невысоком поддоне, имеющая такую же глубокую крышку, иногда с рукоятью. Наличие крышки отличает поставец от чаши и миски. Поставцы использовались как обеденная посуда, чаще всего для одного человека. Имея крышку, практически по размеру равную нижней части, поставец в открытом виде представлял собой уже два сосуда для еды;
2) медный, оловянный, глиняный сосуд на подставке или ножках для подачи на стол кваса, пива;
2) шкаф для посуды разнообразной формы: с открытыми верхними полками (типа буфета), кухонный столик со шкафчиком наверху, стеной угловой шкафчик на специальном подстолье.
Самовар – прибор для кипячения воды и приготовления пищи, делался всегда металлическим, обычно из латуни и меди (в редких случаях из серебра, стали, чугуна) и зачастую никелировался. Тулово могло иметь самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, прямоугольной коробки, груши, яйца. Верхняя часть тулова, через которую наливалась вода, закрывалась крышкой. Тулово заканчивалось поддоном и четырьмя короткими ножками. В нижней его части находился кран для стока воды. Жидкость в самоваре нагревалась в металлической жаровне, проходившей сквозь тулово. Верхний конец жаровни выходил наружу и заканчивался конфоркой, на которой крепилась «закрышка»; нижний конец прикрывался решеткой. В жаровню закладывались горячие уголья. Огонь в ней поддерживался благодаря поддуванию воздуха снизу жаровни и вытяжной трубе с коленом, надевавшейся на верхнюю ее часть. После закипания жидкости труба снималась, а жаровня закрывалась заглушкой. Для выхода пара на «закрышке» имелся отдушник – небольшое отверстие с крышечкой. Самовары пришли в Россию из Западной Европы в XVIII в., где они употреблялись для подогревания бульонов. В XIX в. они получили широкое распространение во всех слоях русского общества. Кроме описанных самоваров для приготовления чая, существовали самовары, предназначенные для других целей. Так, например, самовар для кофе был небольших размеров с выдвижным ящичком для углей и специальным устройством в виде металлической рамки с холщовым мешочком, в которое насыпался кофе. Самовар для сбитня – горячего напитка из меда с травами и пряностями – напоминал большой заварочный металлический чайник с трубой и поддувалом.
Светец – приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели разнообразную форму и величину. Простейший светец представлял собой согнутый под прямым углом стержень из кованного железа, на одном конце которого имелась развилка с тремя-четырьмя рожками, а на другом – пятник (острие). Такой светец втыкали острием в щель бревенчатой стены, а между рожками вставляли лучину. Для падающих угольков под светец ставили корыто с водой. Другой тип светцов – висячие, рассчитанные на несколько лучин. Подвесной светец зацепляли за железную скобу, вбитую в полавочник (длинную полку, расположенную по периметру всей избы), внизу также ставили сосуд с водой. Более распространены и удобны были переносные светцы. Небольшие, состоящие из металлической развилины, деревянной стойки и донца, ставили на лавку. Высокие светцы (около 1 м и выше), полностью выкованные из железа и склепанные из железных стержней и полос, ставили на полу в любом месте избы.
Скрыня – разновидность сундука, ларца. Имела обычно прямоугольную, слегка вытянутую форму и откидную верхнюю часть, сделанную теремком, как у ларца. Она состояла из трех отделений, запиравшееся каждое на свой ключ. Первое находилось в откидной крышке, второе – в средней части скрыни, третье, самое большое, занимало нижнюю часть. Нижняя часть заполнялась выдвижными ящичками и закрывалась дверцами, расположенными в передней стенке. Дверцы могли запираться на навесной или внутренний замок. К боковым сторонам скрыни прикреплялись металлические ручки в форме полукольца, использовавшиеся при ее переносе. Скрыни делались из дубовых досок и оковывались металлическими пластинами. Они встречались в домах представителей всех слоев русского общества вплоть до эпохи Петра I, а в более позднее время только в крестьянской среде. В XVII–начале XVIII в. главными центрами их производства были Холмогоры и Великий Устюг, славившихся своими сундучными изделиями. Скрыни этих двух ремесленных центров по своей отделке и декору напоминали изготовлявшиеся здесь же ларцы-теремки с железной оковкой.
Сундук – (от араб. сандук) большая емкость с навесной на петлях крышкой, использовавшаяся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода. На Руси наиболее распространенные – деревянные сундуки – изготовлялись из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом» и их отпирание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей – узкий ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки. Производились сундуки самых разных размеров с таким учетом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы сундуков имели специальные названия: тройки, пятерики, стая – шестерики, семерики. Все центры производства сундуков имели ярко выраженные отличительные особенности. Так, изделия из Нижнего Тагила выполнялись преимущественно из сосны или кедра и сплошь оковывались белым железом – жестью с орнаментом чеканной работы. Помимо этого, на боковых стенках делались круглые или сердцевидные выемки, куда вставлялись «зеркала» из полированной жести. Часто крышка, передние и боковые стенки сундуков украшались расписными жаноровыми сценами. Макарьевские сундуки украшались полосами жести, набитыми прямой или косой решеткой, или квадратами жести, расписанные букетами, вазонами, плодами, птицами, венками. Последние назывались «подносными». В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами. Изнутри сундуки часто обивались миткалем, коленкором, обклеивались бумагой.
Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.
Женщина с шайкой и ведром собирается мыть пол. Архангельская губ. 1910
Очищение зерна в ступе. Воронежская губ. 1908
Продажа сит на ярмарке. Рязанская губ. 1916
Бондари за работой. Рязанская губ. 1913
Торговля на ярмарке корзинами, коробами, детскими игрушками. Владимирская губ. 1914
Торговец грушами и квасом. Владимирская губ. 1914
Продажа глиняной посуды в деревне. Рязанская губ. 1916
Чистка колодца с помощью ведер и бадьи. Владимирская губ. 1914
school76-muzeum.ucoz.ru
Крестьянская мебель и утварь
Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь.
Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.
СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. К столу относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. Поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. В будничные дни стол стоял без скатерти, на нем могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. В праздники его ставили посреди избы, накрывали скатертью, украшали нарядной посудой. Стол считался местом, за которым происходило единение людей. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Стол.
ЛАВКИ из дерева традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять свое ремесло. Вторая роль – эстетическая. Украшенные разнообразными узорами лавочки ставились вдоль стен обширных помещений. В русской избе лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сиденья, спанья, хранения хозяйственных мелочей. Каждая лавка имела свое название.
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Долгая лавка.
Лавка около печки называлась кутной, так как располагалась в бабьем куте. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугуны, укладывали испеченный хлеб.
Судная лавка шла от печи до передней стены дома. Эта лавка была выше остальных. Под ней были раздвижные дверцы или занавеска, за которыми располагались полки с посудой.
Долгая лавка – лавка, отличающаяся от других своей длиной. Она тянулась либо от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома, либо от красного угла вдоль стены фасада. По традиции она считалась женским местом, где занимались прядением, вязанием, шитьем. Мужскую лавку называли коником, как и рабочее место крестьянина. Она была короткая и широкая, имела форму ящика с откидной плоской крышкой или задвижными дверцами, где хранился рабочий инструмент.
В русском быту для сидения или спанья использовали также СКАМЬИ. В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.
Под потолком шли ПОЛАВОШНИКИ, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – ПОЛАТИ. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
Посуду хранили в ПОСТАВЦАХ: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние, более узкие, ставили мелкую посуду. Для хранения отдельной посуды служил ПОСУДНИК – деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки.
Редко в какой крестьянской избе не было ТКАЦКОГО СТАНКА, каждая крестьянская девушка и женщина умела ткать не только простой холст, но и бранные скатерти, полотенца, клетчатые понёвы, заклады для шушпанов, насундучники, постилки.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы на железный крюк нарядную ЛЮЛЬКУ. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
Постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости — была ПРЯЛКА. Нарядную прялку мастерил добрый молодей своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Поэтому в ее украшение вкладывалось много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Скамья, прялка, сундук, ларь.
СУНДУК в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи. Поскольку в нем хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Сундук изготавливался из дерева – из дуба, реже из березы.
В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ЛАРЬ. По форме он был похож на сундук, но сделанный более просто, грубо, не имел украшений. В нем хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.
Крестьянская утварь
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Кухня.
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Утварь — это все предметы, необходимых человеку в его обиходе: посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось КОРОМЫСЛО – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.
Ношение воды на коромысле – целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло – в правой. Коромысло имело форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
ВАЛЁК – массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой – служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаще всего из липы или березы и украшали трехгранно — выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный «журчащий» звук.
Валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову ребенку во время обряда первой стрижки волос.
РУБЕЛЬ – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катанием». Изготавливался рубель из древесины твердых лиственных пород: дуба, клена, бука, березы, рябины. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.
БОЧКИ в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.
Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались КАДКИ. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.
УШАТ – деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости. Ушат использовался для разных целей. В древности во время праздника в них подавали вино. В повседневной жизни в ушатах держали воду, запаривали веники для бани.
ЛОХАНЬ — круглая или продолговатая деревянная посудина с невысокими краями, предназначенная для различных хозяйственных надобностей: для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.
ШАЙКА – тот же ушат, но предназначенный для мытья в бане.
На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был ГОРШОК. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко украшались орнаментом. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.
Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как БЛЮДО. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие «густые» кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом.
Для питья хмельных напитков пользовались ЧАРКОЙ. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее — вина и водки в праздничные дни.
Чарку чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь». Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.
ЕНДОВА – деревянная или металлическая чаша в виде ладьи с носиком для слива. Использовалась для разлива напитков на пирах. Ендова была разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, медовухи или вина до совершенно маленьких. Металлические ендовы украшались редко, так как они не ставились на стол. Хозяйка лишь подносила их к столу, разливая напитки по чаркам и кубкам, и сразу уносила. Деревянные же были очень нарядные. Любимыми узорами были розетки, веточки с листиками и завитками, ромбики, птицы. Ручку делали в виде головы коня. Сама форма ендовы напоминала птицу. Так в украшении использовалась традиционную символику. Деревянную ендову ставили на середину праздничного стола. Она считалась застольной посудой.
КУВШИН – сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Похож на чайник, но обычно выше. Делался из глины.
КРИНКА – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое и широкое горлышко, диаметр коорого рассчитан на обхват его рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны.
КАШНИК – горшок с ручкой для приготовления и подачи на стол каши.
КОРЧАГА – это глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: использовался для нагревания воды, варки пива и кваса, браги, кипячения белья. В корчагу пиво, квас, воду вливали через отверстие в тулове, расположенном около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага, как правило, не имела крышки.
Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью.
КОЧЕРГА — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
УХВАТ ИЛИ РОГАЧ – длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом. Иногда ухват использовали и как орудие нападения и обороны. Также ухват использовали в обрядах. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи. Выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе из дома хозяина не ушел из дома домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Когда выносили из дома покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. На святках из ухвата и надетого на него горшка делалась голова быка или лошади, туловище изображал человек. Придя на святочное гуляние, быка «продавали», то есть ударяли по его голове топором, чтобы горшок разбился.
Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. ПОМЕЛО представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.
При помощи ХЛЕБНОЙ ЛОПАТЫ в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.
Дом Пушкина А.С. в Михайловском. Кухня.
СТУПА – сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта, деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Также в ступах растирали и смешивали вещества. Ступы имели разную форму: от небольшой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна. Название произошло от слова ступать – переставлять ногу с места на место. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовали в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах и в богатых семьях крестьян Русского Севера.
Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь: в углу стоит ступа с пестом.
РЕШЕТО И СИТО – утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличалось от сита более крупными отверстиями в сетке. Его использовали для сортировки муки, привезенной с деревенской мельницы. Через него отсеивалась мука более крупного помола, через сито — более мелкая. В крестьянском доме сито использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов.
Решето использовали в ритуалах как вместилище даров и чудес, в народной медицине в роли оберега, в гаданиях в роли оракула. Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях.
КОРЫТО – открытая продолговатая емкость. Изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, остуживания пива, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.
ТУЕС (УРАК) – короб цилиндрической формы с крышкой и ручкой-дужкой, изготовленный из бересты или луба. Туеса различались по своему назначению: для жидкости и для сыпучих предметов. Для изготовления туеса для жидкости брали сколотень, то есть бересту, снятую с дерева целиком, без разреза. Под сыпучие продукты туес делали из пластовой бересты. Различались они и по форме: круглые, квадратные, треугольные, овальные. Туеса разной формы и размера были у каждой хозяйки, и у каждого было свое предназначение. В одних хорошо сохранялась и защищалась от влаги соль. В других держали молоко, масло, сметану, творог. В них наливали мед, подсолнечное, конопляное и льняное масло; воду и квас. В туесах продукты долго сохранялись свежие. С берестяными туесами ходили за ягодами в лес.
Источник
- Неподражаемая Раневская
- 12 мини-привычек безумно успешных людей
lavanda.life
25 креативных способов найти старой кухонной утвари новое применение
Будьте креативны даже на кухне и не дайте старой посуде отправиться на помойку — так вы не только сэкономите деньги, но и украсите дом, сохранив при этом старые вещи, с которыми у вас связаны хорошие воспоминания. Взгляните на творчество других в этом посте — и дайте волю воображению!
Источник:
1. Чайники и горшочки
Источник:
2. Крючки из старых ложек
Источник:
3. Светильник из старых винных бутылок
Источник:
4. Чашечки с суккулентами
Источник:
5. Настенные светильники из дуршлагов
Источник:
6. Подсвечники из половников
Источник:
7. Кухонная подставка для планшета
Источник:
8. Подвесные подсвечники из венчиков
Источник:
9. Лампа из чашек
Источник:
10. Многоуровневое кашпо из пластиковых бутылок
Источник:
11. Терка — подставка для карандашей
Источник:
12. Суккуленты в винных пробках
Источник:
13. Свеча в чашке
Источник:
14. Ярлычки для сада из ложек
Источник:
15. Люстры из вёдер
Источник:
16. Подсвечники из старых воронок
Источник:
17. Органайзер из формы для маффинов
Источник:
18. Миска для фруктов из столовых приборов
Источник:
19. Вешалка из скалок
Источник:
20. Ручки для шкафчиков из ложек
Источник:
21. Светильники из банок
Источник:
22. Блюдо для кекса с хрустальной ножкой
Источник:
23. Кормушка для птиц из чашки и блюдца
fishki.net
Кратко о посуде Древней Руси
ГОРШОК
Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.
Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
ГОРШОК БРАТИНА
Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА
Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.
ГУСЯТНИЦА
Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
ЕНДОВА
Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.
ЖАРОВНЯ
Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..
КАНДЮШКА
Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.
КАНОПКА
Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
КАЦЕЯ
Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.
КАШНИК ГОРШОК
Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
КИСЕЛЬНИЦА
Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.
КОРЧАГА
Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.
КРЫНКА (КРИНКА)
Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
КУВШИН
Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
КУВШИН КРУПНИК
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
КУБЫШКА
Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.
ЛАТКА
Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
МИСКА
Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.
ОПАРНИЦА
Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
ПЛОШКА
Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.
ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)
Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
ПОЛЕВИК ГОРШОК
Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.
РЫЛЬНИК
Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
УМЫВАЛЬНИК
Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
ЧЕРЕПУШКА
Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.
info-grad.com