Шелковый ковер узбекский – Шелковые ковры ручной работы – купить на Ярмарке Мастеров

26 Мар

Содержание

история происхождения, ручной работы, шелковые

Каждый дом в Узбекистане украшен коврами. Хотя в наши дни это часто синтетические ковры заводского производства из Китая, традиционно локально они были ручной работы. Каждая община производила ковры в отличительном стиле, и они ценились как за свои художественные качества, так и за свои функциональные свойства. Считается, что самая большая коллекция ковров принадлежала Эмиру Бухары: в его дворце было более 10 000 экземпляров.

Существует три основных вида ковров, производимых в Узбекистане: войлочные коврики, плоские ковры и ворсовые или тафтинговые ковры.

  1. Первый из них — самая древняя форма, изначально она производилась кочевыми скотоводами при помощи избытка шерсти от овец. Когда шерсть замешивалась с мылом и водой, она превращалась в толстый, тяжелый войлок, который не только был теплым, но и, как гласила местная легенда, не мог быть пересечен ни пауком, ни змеей. Такие ковры обычно имели естественный цвет (обычно сливочный или серый оттенок) или были покрашены естественными. В пустынных районах женщины также делали аналогичные ковры с верблюжьей шерстью. Не известно точно, как долго ковры ткались в Узбекистане, но археологи нашли шпиндели каменного века на местности, которые похожи на деревянные шпиндели, до сих пор используемые в некоторых сельских районах страны сегодня. На шпинделях можно закрепить толстую, грубую пряжу, которая необходима для производства ковров.
  2. Что касается плоских ковров или ковров с низким ворсом, такие ковры часто ткут с рисунком продольных полос, окаймленных цепочкой ромбов и треугольников. Современные ковры плоского переплетения могут быть сотканы из шерстяных или хлопковых нитей. Ширина полосы ковра определяется шириной ткацкого станка, но обычно не превышает 50см. Для того чтобы сделать более широкий ковер, несколько деталей необходимо сшить совместно. Произведенные в Бухаре ковры плоского переплетения считаются лучшими в стране, а ковры из Сурхандарьи уникальны тем, что базовые нити выполнены в двух цветах.
  3. Наиболее ценные ковры — это тафтинговые ковры. Тончайшая шерсть используется для производства их нитей, а количество нитей 100 или более узлов на сантиметр не является редкостью. Это делает производственный процесс исключительно трудоемким, и он требует исключительно высокого уровня внимания к деталям; один узел неправильного цвета в неправильном месте испортит месяцы работы.

Хотя мужчины иногда производят ковры, это обычно считается работой для женщин, поскольку это требует маленьких, ловких рук. Женщины передают технику ковроткачества от матери к дочери, и до сих пор принято видеть, как молодые девушки работают на ткацком станке.

Исторически небольшое количество ковров было соткано золотой нитью и шелком. Произведенные в Бухаре, Самарканде и Хиве для своих судов, они прославились далеко за пределами Узбекистана и ценились как дипломатические дары.

Значение ковров в Узбекистане

«Ковры согревают ваше сердце и радуют глаза». Эта поговорка наилучшим образом выражает значение искусства ковроткачества для узбекского народа. В Узбекистане не было бы дома без ковров. По традиции, которая сложилась в древности, ковры всегда были важной частью убранства жилища, часто заменяя мебель. Ковры использовались для покрытия пола и для украшения стен, и их художественная ценность всегда ценилась не меньше, чем их функциональные свойства.

Ковроделие в Узбекистане известно с незапамятных времен, а виды ковров настолько разнообразны, что трудно найти какой-либо другой регион в мире, где выбор ковров был бы представлен в таком количестве.

Наверное, кошма был самый древний вид ковров. В наши дни это изобретение кочевников до сих пор служит пастухам на горных и степных пастбищах. Они покрывают свои юрты войлочными ковриками и кладут их на пол, так как, по народному поверью, ни змея, ни ядовитый паук никогда не будут ползать по ним.

Наиболее ценными считаются белые плотные войлочные ковры, но также изготавливаются серые и цветные войлоки. В Хорезме, Каракалпакстане, Сурхандарье и Ферганской долине производят полихромные войлочные ковры, украшенные простым орнаментом.

Трудно с уверенностью сказать, когда именно появилось искусство ковроткачества. Наверное, это случилось, когда женщины научились плести нитки из флиса. При раскопках в Узбекистане жилищ полукочевых племен, относящихся к позднему каменному веку, археологи обнаружили каменные блесны. В настоящее время в некоторых сельских районах женщины по-прежнему используют каменные или деревянные шпиндели с аналогичными прядильщиками. С помощью этих шпинделей можно раскрутить довольно толстую грубую пряжу. В Нуратинской межгорной долине, в Джизаке и Андижане, такая пряжа используется для плетения длинноворсных ковров-джульгаров, напоминающих медвежью кожу. Джульгары не густо сплетены, но их поверхность мягкая и пушистая, а архаичный орнамент напоминает о своем древнем происхождении. Центральное пространство ковра часто сплетено в виде продольных полос с повторяющимися на них узорами. Кант в виде цепочки из ромбов и треугольников подчеркивает геометрическую гармонию рисунка.

Оригинальные ковры с длинным ворсом, джульгары, с элегантной жизнерадостной расцветкой прославляют Самаркандских ковровщиков до наших дней. Андижанские джульгары отличаются оригинальным дизайном. Центральная часть этих ковров покрыта крестообразными узорами, тогда как в канте преобладают волнообразные мотивы, а цветовая обработка основана на контрасте темно-синего и красного.

Для изготовления плоских ковров женщины используют фабричную или домашнюю пряжу, которую они сами красят. Довольно часто эти ковры ткут из хлопковых нитей. Методы плоского ковроткачества чрезвычайно разнообразны. Гладкая поверхность такого ковра образована пересекающимися по вертикали (основа) и горизонтали (уток) потоками. В разных регионах страны плоские ковры отличаются фактурой, орнаментом и окраской. Женщины ткут эти ковры на примитивных узконаправленных ткацких станках — то же самое использовали женщины степных племен тысячи лет назад. Ширина коврового полотна, изготовленного на таком станке, не превышает сорока-пятидесяти сантиметров. Эти узкие полоски ковра с чередующимися яркими малиновыми, желтыми, черными и зелеными полосками сшиты вместе, чтобы сделать плоский ковер практически любого размера. Ковровая ткань также используется для изготовления мешочков и седельных мешков-урджунов для перевозки грузов на верблюдах или лошадях.

Бухарские плоские ковры всегда считались лучшими. Они сплетены на широких ткацких станках. Эти ковры, как правило, большого размера с большими простыми узорами белого, красного и желтого цветов.

Сурхандарьинские мастерицы изготавливают плоские ковры в сложных техниках «гаджари» и «терма» с геометрическим орнаментом на двухцветной основе. Они также производят плоские ковры «афгани» из высококачественной шерстяной пряжи. Декоративные ковры «араби», сотканные в так называемых «щелевых» техниках, также очень ценятся в Узбекистане. Их выразительные крупные узоры составлены на контрасте ярких и белых пятен.

Особенно элегантны свадебные ковры «бешкашта». Их многоцветный и немного выпуклый узор создается за счет нитей основы, обвитых толстыми нитями утка. Присутствие такого рисунка на поверхности создает впечатление вышивки.

Но настоящую славу узбекским коврам принесли ковры «гилам». Трудно определить эпоху, когда появились ворсовые ковры. Известно лишь, что среди грузов, перевозимых караванами по Великому Шелковому пути с востока на Запад, были восточные ковры, которые высоко ценились везде. Высокое качество местных продуктов оценил Марко Поло, посетивший Центральную Азию в 13 веке. «Надо знать, что здесь производятся самые прекрасные и красивые ковры в мире», — писал он в своих путевых заметках. Спустя два столетия руй Гонсалес де Клавихо, испанский посол при дворе Амира Темура, живо описал «ярко-красные ковры», которые он видел в Самаркандских дворцах, садах и шатрах правителя Мовароуннахра. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь несколько ковров конца XVII – начала XVIII веков.

Узбекские ковры: дело всей жизни для профессионалов

В старину ковроткачество было исключительно домашним ремеслом и традиционно им занимались только женщины. Для изготовления ковровой пряжи было отобрано лучшее весеннее руно. Более того, для прядения нитей использовались только самые длинные и тонкие волокна, так как ценность ковра всегда оценивалась плотностью его плетения. Лучшие ковры, сотканные из тончайших нитей, имеют несколько тысяч узлов на квадратный дециметр.

В прошлом богатые люди и придворная знать имели сотни ковров и ковровых изделий для любого случая. Вероятно, самая большая коллекция ковров принадлежала Эмиру Бухары. У него было около десяти тысяч ковров и целый штат служителей. Значительную часть этих богатств Эмир получил в дар от своих придворных. Время от времени он со своей стороны дарил им ковры.

Восточные ковры обладают замечательным свойством, которое отличает искусство от ремесла: чем старше изделие, тем выше его ценность. А в начале ХХ века острый спрос на ковры, которые начали вывозиться из Туркестана, даже породил такое явление, как контрафактная ковровая продукция. Ковры были специально состарены для того, чтобы повысить их рыночную стоимость.

Ковроткачество — это трудоемкий, кропотливый и регулируемый бизнес. Это требует настойчивости, усердия, внимания и в то же время аккуратности и стремительности в движении рук. Высокая скорость, с которой умелая ковроткачиха завязывает нити на перекладине, натянутой на ткацкий станок, а при помощи металлического крючка крепит узел, плотно набивая его, затрудняет слежение за быстрыми движениями ее ловких рук. Поскольку мужчины, как правило, не выдерживают такого темпа работы в течение длительного времени, ковроткачество традиционно является домашним занятием женщин. Женщины передают свои навыки из поколения в поколение, от матери к дочери, используя свой личный опыт в качестве наиболее наглядного примера. В старину узбекские ковры, украшения, созданные умелыми ковровщиками, имели магическое значение. В основе их лежат стилизованные растительные и зооморфные мотивы, магические символы и тотемные знаки.

Надо отметить, что для производства старых ковров применялись только натуральные красители, чтобы окрасить пряжу. Мастера знали много растений, из которых можно было извлечь такие красители. Экстракт морены часто использовали для получения красного красителя разных оттенков. Индиго обеспечивал ряд темно-синих цветов. Для окрашивания пряжи в коричневый, черный и желтый цвета использовались отвары дубовой, ореховой и гранатовой коры. Рецепты красителей бережно хранились в семьях ковроделов и передавались из поколения в поколение как непреходящая ценность.

Разновидности узбекских ковров

Являясь неизменным в своих основных направлениях, ковроткачество в Узбекистане сохраняет свою местную самобытность и региональные различия в стилях. Таким образом, разнообразие цветов и узоров, большие размеры и длинный ворс отличают Бухарские ковры. В Самарканде изготавливают ковры с лаконичными и выразительными узорами красно-черно-голубой цветовой гаммы. Центральная часть этих ковров разделена на большие косые ромбы с однотипными медальонами, а их окантовка орнаментирована цепочкой ромбов. Очень интересны и толстые ковры с разрезанным ворсом. По дизайну центр ковра украшен медальонами «узор щита». В Андижанской области ковры ткут в красно-синей цветовой гамме. Композиция этих ковров состоит из центральной части, занятой продольными полосами и орнаментальной окантовкой.

В некоторых селах Ферганской долины ковроделы умело обрабатывали шерсть и получали замечательные сочетания алого, малинового, темно-красного и насыщенного ярко-синего цветов. Центр ковра был обрамлен рамкой из трех полос и заполнен орнаментальными мотивами, состоящими из прямых и ломаных линий и фигур в виде квадратов и ромбов с узорами или орнаментированными полосками внутри. Иногда центральную часть украшали медальоном или узором цветущего куста или вазой с цветами, характерными для узбекского орнаментального искусства. Ковры с такими узорами называют Кашгарскими, напоминая о контактах Средней Азии с Синьцзяном.

Хивинские ковры часто украшены растительным орнаментом. Жители земель Амударьи ткут ковры с узорами в виде стилизованных бараньих рогов и амулетов – это свидетельствует об их происхождении от кочевых племен. Их юрты по периметру украшены длинными ковровыми полосками-баскурами, а одежду они хранят в специальных ковровых мешках – турве.

Шелковые и золотые ворсовые ковры занимают значительное место в истории узбекских ковров. Они внесли большой вклад в славу, которую получили восточные ковры. Такие ковры изготавливались во дворцовых мастерских Бухары, Самарканда, Хивы и украшали дворы правителей и знати. Они были даны иностранным правителям в качестве ценных подарков, так как они стоят очень дорого.

Со временем, вместе с упадком феодальной власти, производство дорогих и трудоемких шелковых ковров также пришло в упадок. А в начале 19 века эта технология изготовления была практически утрачена.

Узбекские ковры сегодня

Уникальное ремесло возрождено в ковровой мастерской «Бухара-Самарканд», созданной Мухаммадом Авазом. В настоящее время в магазине, расположенном в старой части Самарканда, работают более четырехсот искусных ковровщиков. Тридцать или сорок шелковых ковров производятся в этой мастерской каждый месяц. Иностранные туристы являются частыми посетителями мастерской «Бухара-Самарканд». Здесь они могут любоваться выставленными коврами и наблюдать за самим процессом плетения: когда в мгновение ока ковровщик завязывает нитку и затягивает узел, загоняя его на свое место. Работа над одним ковром может длиться от 6 до 12 месяцев, ведь плотность плетения очень высока: в узоре каждого изделия надо соединить сотни тысяч, а иногда и более миллиона узлов на каждом квадратном метре.

Изменение темных и светлых тонов характерно для шелковых ковров. Глядя на такое изделие с разных сторон, можно увидеть, как меняется цвет фона. Это значительно обогащает цветовую гамму всего ковра. Хотя шелковые ковры очень тонкие – длина ворса не превышает 2 миллиметров – они очень прочные и долговечные. Цвета этих ковров не выцветают со временем, более того, они становятся глубже и богаче. На коврах появляется серебристое или золотое мерцание, что повышает их художественную ценность и делает их высоко оцененными экспертами.

В оформлении шелковых ковров используются преимущественно классические восточные узоры, а национальные орнаменты изящно стилизованы.

В древности ковровая пряжа окрашивалась натуральными красителями растительного и животного происхождения. Наши предки знали много растений, из которых можно было добывать такие красители. И сегодня в мастерской «Бухара-Самарканд» вы не найдете никаких химических «анилиновых» красителей. Следуя древним традициям, современные ковроделы окрашивают пряжу натуральными красителями растительного и животного происхождения.

На площади Регистан в Самарканде открыта постоянная выставка-продажа шелковых ковров ручной работы, сотканных в мастерской «Бухара-Самарканд». Туристы и любители искусства охотно посещают выставочный зал, чтобы полюбоваться или купить один из легендарных восточных ковров. Шелковые ковры также можно приобрести в Бухаре в ковровых ларьках под куполами старинного торгового центра.

В Узбекистане ковры можно купить практически на любом рынке. Разложенные на полу они соревнуются по яркости красок, сложенные в рулоны они держат рядом свои изысканные орнаменты, а повешенные в дверях магазина ковры готовы наполняться ветром, как паруса. Может случиться так, что среди них вы сможете встретить легендарный ковер-самолет из арабских сказок.

tekstilprofi.com

Как делают узбекский шёлк и ковры? Базары Ферганcкой области и Андижан

Как и все в этой жизни имеет начало и конец, то и наше путешествие по Узбекистану подошло к концу. За 15 дней мы объехали почти все регионы этой удивительной, разнообразной и гостеприимной страны. После будет отдельный пост, с полезными советами по путешествию по этой среднеазиатской республике и рассказами о том, как пытаются разводить туристов отдельные чудаки на букву «м». А в этом посте мы с вами побываем на шелковой фабрике в Маргилане,  посетим несколько базаров и прогуляемся по Андижану.

1. Давайте сразу посмотрим как делают шёлк. Личинки бултыхаются в горячей воде


2. По действием горячей воды волокна начинают отделяться

3. Длина нити с одного кокона около 1 километра. После нити наматывают на бобины

4. А вот и сами шелкопряды кушают листья тутовника

5. Цех где нити красят

6. Краски делаются из натуральных растений и семян

7. Девочки ткут ковер. За день одна успевает сделать 1 сантиметр ковра

8. Как по мне, так это адский труд

9. А тут уже процесс финальной подготовки тканей. У дамочки в ткацком станке 8 педалей

10. Делают тут и 100% шелк, но особой популярностью пользуется шелк с основной из хлопка, т.к. приятен для тела

11. А еще есть и автоматизированный цех, после нахождения в котором несколько минут, начинает болеть голова

12. Маргилан славится своим огромным базаром. Там действительно очень шумно и весело

13. Семена есть? А если найду?

14. Было бы место, увез бы с собой несколько таких штук. Очень уж удобно на них сидеть и спать

15. На базар мы зашли не просто так, а искали халат. Пришлось обойти всех продавцов. В итоге нашли…за 3 доллара. В Хиве нам предлагали похожий халат за 35 долларов 🙂

16. Мяска для рывка?

17. По рынку дедуля возит маленький тандырчик с самсой

18. Памятник своду древних законов в Ферганском районе

19. По пути заехали посмотреть что такое барахолка

20. Казаны всех цветов и размеров

21. Надеялись увидеть блошиный рынок, но не увидели

22. Вернулись в Ферагану чтобы найти машину до Андижана и границы с Киргизией. Надо сказать, что Фергана, да и почти все города долины выглядят достаточно современно. Нам почему то напо

23. Шесть авиакасс в одном кадре, а еще 3 не влезло

24. Кому ворота? Налетай!

25. Заехали на Ферганский рынок прикупить черешни. Расход черешни — 1 килограмм на 30 километров пути 🙂

26. Узбекские тук-туки

27. Заехали в Куву посмотреть достопримечательности. Из достопримечательностей только монумент и прикрытые навесом раскопки

28. Надо отдать должное чистоте в таких местах. Да и вообще города Узбекистана чистые. Узбекистан этим и многим другим напомнил мне Беларусь

29. Мраморные поручни на монументе держаться на скотче — это самая современная технология 🙂

30. В ташкентской махалле  не удалось увидеть полноводный арык, зато в окрестностях Андижана повезло. Это специальная конструкция, которая доставляет воду для орошения сада. В данном случае отсутствует труба на участок. Видимо уже поливали сегодня

31. А еще по всей стране строят типовые дома. Они выдаются населению в кредит на 15 лет. Стройка идет сумасшедшими темпами. Эти дома видели в каждом регионе страны. В правительстве думают о населении — молодцы!

32. Дом николаевских времен в Андижане

33. Глядя на улицы городов ферганской долины, нас преследовало ощущение, что мы находимся где-то в курортном турецком городе

34. Таких  знаков у нас не видел

35. Посмотрите какой ассортимент знаний!

36. В Андижане сохранилось медресе, которое используется как музей

37. По времени мы не успевали, да и уже насмотрелись прикладного искусства выше крыши за 15 то дней!

38. Поболтали мило со смотрителями и отправились дальше

39. На площади с медресе соседствует современное здание еще одного музея

40. Эй, почему не фоткаешь нас? Фоткай,а? Эти деды — жгучие перцы, хохотали, фоткали нас и шутили. Как будто им лет по 30 — не старше 🙂

41. Муки мало не бывает

42. Чистота — залог здоровья

43. В Андижане очень красивая мечеть. Минареты уникальны. По крайней мере в Узбекистане я похожих не видел

44. В ферганской долине на дорогах встречаются вот такие вот регулировщики. Этот к нам сейчас спиной. А по всему Узбекистану вдоль дорог можно увидеть картонные автомобили полицейских.

Границу в Киргизию перешли без проблем — на все про всё потратили не более 30 минут на троих. На границе стоит гигантский чайник с пиалушкой. Фото из моего инстаграмма — на границе решил не брать в руки нормальный фотоаппарат. Причину расскажу в итоговом посте.

В следующем отчете мы с вами прогуляемся по киргизскому Ошу и окрестностям.

На связи! 🙂

Все отчеты из нашего путешествия:


Понравилось? Поделись с друзьями!

el-magico.livejournal.com

На фабрике «Samarkand-Bukhara Silk Carpets»в Самарканде ткут шелковые ковры

Хотите ли вы узнать как ткут самые дорогие ковры Средней Азии? Тогда поезжайте в город Самарканд, который известен не только древней архитектурой, но и ремеслами, сохраненными с древних времен. В древнем городе, который существует уже несколько тысячелетий, сохранили традицию ковроткачества. Фабрика «Samarkand-Bukhara Silk Carpets» стала известна тем, что здесь ткут самые дорогие шелковые ковры в Средней Азии. Уникальность фабрики заключается в том, что сюда можно придти и пронаблюдать за работой мастеров, которые и ткут ковры.

Здесь вам расскажут о том, что ковры ткутся вручную и весь процесс изготовления материалов для ковров также выполняется руками. Шелковая пряжа из которой производят ковры красится самими работницами. Для этого используются натуральные красители: такие как луковая шелуха, марена красильная, кожура ореха, корки граната, в общем их около 20 видов. Изготовление одного ковра может занять от одного до шести месяцев. Ковры, изготовленные здесь долговечны и могут прослужить около 300-400 лет. Несмотря на то, что цена многих ковров доходит до $ 20 000 тысяч долларов, покупателей у этих ковров достаточно много. За коврами приезжают из России, Китая и Европы.


Если даже вам не по карману покупка дорогих ковров, то наблюдение за их изготовлением даст вам возможность стать свидетелями творения нового и прекрасного руками мастеров сохранивших древнее искусство. Так что если побываете в Самарканде не упускайте шанса посмотреть как шелковые нити превращаются в ковер.

На сайте Мол Булак вы всегда можете найти все самое интересное об Узбекистане.

Источники информации и фотографий

https://news.tj

www.molbulak.ru

Узбекские ковры и Сюзане: описание, характеристики, центры изготовления

Каждый человек хочет, чтобы его дом был комфортным и уютным. По этой причине люди внимательно выбирают мебель, текстиль, аксессуары. Особое внимание уделяется напольным покрытиям. Семьи с детьми нередко выбирают ковры как более мягкое и теплое покрытие. Высоко ценятся изделия ручной работы, а одними из самых лучших признаны узбекские ковры. Эта страна не один век славится паласами. Большое разнообразие ковров способно удовлетворить самого искушенного покупателя. Стоимость красивого покрытия зависит не только от материала и техники выполнения, но и от возраста: чем старее палас, тем он дороже.

Описание узбекских ковров

Ковры из Узбекистана изготовлены из натуральных материалов: в основном это овечья и козья шерсть. Изделия из натуральных волокон имеют целый ряд достоинств:

  • насыщенный и стойкий цвет;
  • приятный на ощупь ворс;
  • высокие эксплуатационные свойства: узбекский ковер прослужит не одно десятилетие, не изменив своего первозданного внешнего вида;
  • не выцветают со временем;
  • хорошо переносят перепады влажности.

Но присутствуют и минусы:

  • в редких случаях возможно проявление аллергии на материал;
  • скудное количество расцветок ковра, а также отсутствие ярких оттенков, так как натуральные материалы окрасить гораздо сложнее, нежели синтетические;
  • изделие из натуральных волокон может поразить грибковая плесень или моль.

Разновидности узбекских ковров

В Узбекистане изготавливают три вида ковров, которые отличаются длиной ворса: джульхирс, гилям и палас.

Узбекский ковер джульхирс

Отличительная черта джульхирса – длинный ворс. Этот вид напольного покрытия широко распространен в узбекских деревнях и селах. На территории России о нем стало известно относительно недавно. В последние годы на джульхирс обратили внимание многие дизайнеры из-за его декоративности.

Гилям – узбекский ковер с коротким ворсом. Главные отличительные черты – красно-коричневая цветовая гамма и геометрический орнамент. В Узбекистане гилям ценят за высокое качество, износостойкость и яркий цвет.

Существует несколько разновидностей ковров с коротким ворсом:

  • кошма – это изделие, выполненное из полос разных цветов;
  • гаджари и терма – паласы, изготовленные по сложным техникам плетения, где в качестве орнамента используются растительные и животные мотивы;
  • араби – палас, выполненный в «зазорной технике», который представляет собой полотно с яркими и крупными узорами на белом фоне;
  • бешкашта – свадебный ковер с выпуклым орнаментом, напоминающим вышивку.

Изготовление узбекских ковров – процесс трудоемкий и длительный. Изготовление одного изделия занимает от полугода до нескольких лет.

Значение ковров в Узбекистане

Для того чтобы осознать всю значимость рукотворных ковровых покрытий для узбекского народа, достаточно услышать одну поговорку: «Ковры согревают ваше сердце и радуют глаза». На протяжении нескольких столетий в Узбекистане нельзя найти ни одного дома без коврового покрытия. Ими застилали пол, вешали на стены, тем самым утепляя жилище, также не редко ковры заменяли мебель.

Изготовление узбекского ковра

Самым древним видом узбекских ковров считается кошма – плотный, войлочный палас, выполненный из овечьей шерсти. Несколько сотен лет назад кочевые народы, а сегодня пастухи покрывают этими ковриками стены юрт и выстилают пол, так как согласно поверью, ни одной змее или ядовитому пауку не дано ползать по этим паласам.

Как купить узбекский ковер

Сейчас традиционный узбекский ковер можно купить практически в любом уголке мира. Цена будет зависеть от нескольких важных критериев:

  • орнамент, длина ворса, размер изделия, плотность плетения;
  • время изготовления;
  • уникальность изделия;
  • материал. Ковры из натурального шелка стоит дороже тех, что сотканы из искусственных нитей или овечьей шерсти.

Очень часто продавцы, стараясь продать товар по высокой цене, выдают ковровые покрытия машинного ткачества за ручную работу. Распознать обман довольно просто: нужно посмотреть изнаночную сторону изделия. Узбекский ковер ручной работы с обеих сторон имеет одинаковую степень окраски: обратная сторона практически не отличается от лицевой.

Узбекская вышивка сюзане

«Сузан» в переводе с языка фарси означает «игла». В Узбекистане сюзане называют ковер, вышитый шелковыми нитями или же мулине с применением особой техники «кандахиел».

Вышивку выполняют на хлопчатобумажной ткани, шелке, бархате. Кайму обрабатывают широкой тесьмой или же бахромой, а в центре располагают композицию. В качестве орнамента в узбекском сюзане используются изображения сказочных птиц, цветы, травы, фрукты, древние магические символы.

Согласно обычаю, сюзане имеет начало орнамента, но лишен окончания. Это позволяет внести в произведение искусства важную философскую мысль: напомнить живущим о бессмертии человеческой души и вечности бытия.

Раньше ковер, выполненный в технике сюзане, был в каждом узбекском доме. Он служил оберегом, хранившим счастье молодой семьи, здоровье домочадцев. Каждая девочка, достигшая 10–12 лет, приступала к вышиванию сюзане, чтобы успеть его завершить к свадьбе. Незавершенным оставался лишь маленький участок. Таким образом девочка просила судьбу о дочери, которая смогла бы продолжить дело матери.

Сто лет назад девушка, которая умела вышивать, ценилась на вес золота. Калым за нее увеличивался в разы. Рукодельницу освобождали от всех домашних обязанностей и воспитания детей. Работой мастерицы была вышивка.

Традиционные центры изготовления сюзане

Лишь малая доля знатоков и ценителей сюзане способны определить, по какому поводу была выполнена вышивка, в какой части Узбекистана. Существует несколько школ вышивки сюзане в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Нурате, Фергане и Шахрисабзе.

Сюзане тамбурная вышивка

Сюзане, созданные в Нурате, отличает буйство красок и ни с чем несравнимый полет фантазии. Чаще всего мастерицы изображали в своих работах пышные, цветущие сады, огромные букеты цветов красного, голубого, кремового и золотого оттенков на белоснежном полотне.

Бухарских мастериц отличает тамбурный шов, которым выполнено большинство картин. В вышивках преобладают серые, голубые, бледно-желтые и розовые тона. Присмотревшись, можно увидеть, что картина состоит из мельчайших деталей, создающих единое, гармоничное изображение. Сюзане самаркандская вышивка

Самаркандскую вышивку отличает крупный, лаконичный узор. Обычно в центре лиственного орнамента располагается большого размера ярко-красный или малиновый цветок.

Ковры ручной работы подчеркивают самобытность узбекского народа, рассказывают о традициях древней страны. Сегодня же изделия используются в качестве теплого напольного покрытия и модного аксессуара в интерьере.

centralasia.club

Как делают узбекский шёлк и ковры. Базары Ферганcкой области и Андижан

el-magico 10820
  • Рейтинг: 0.0 из 5
  • 0.0
  • 0.0
  • 0.0
  • 0.0
  • 0.0

Экология познания: За 16 дней мы проехали около 4000 километров по Узбекистану — от Аральского моря до Ферганской долины. Увидели уникальную природу и насладились архитектурой древних памятников разных эпох

За 16 дней мы проехали около 4000 километров по Узбекистану — от Аральского моря до Ферганской долины. Увидели уникальную природу и насладились архитектурой древних памятников разных эпох, вкусили местного гостеприимства и национальной кухни. Помимо этого познакомились и с местными мухоблудами. В этом отчете проговорим о нашем маршруте по Узбекистану, потраченных деньгах, про национальные особенности и про то как беспредельничают отдельные типы.

Как делают узбекский шёлк и ковры? Базары Ферганcкой области и Андижан

Как и все в этой жизни имеет начало и конец, то и наше путешествие по Узбекистану подошло к концу. За 15 дней мы объехали почти все регионы этой удивительной, разнообразной и гостеприимной страны. В этом посте мы с вами побываем на шелковой фабрике в Маргилане, посетим несколько базаров и прогуляемся по Андижану.


1. Давайте сразу посмотрим как делают шёлк. Личинки бултыхаются в горячей воде



 

2. По действием горячей воды волокна начинают отделяться



 

3. Длина нити с одного кокона около 1 километра. После нити наматывают на бобины



 

4. А вот и сами шелкопряды кушают листья тутовника



 

5. Цех где нити красят



 

6. Краски делаются из натуральных растений и семян



 

7. Девочки ткут ковер. За день одна успевает сделать 1 сантиметр ковра



 

8. Как по мне, так это адский труд



 

9. А тут уже процесс финальной подготовки тканей. У дамочки в ткацком станке 8 педалей



 

10. Делают тут и 100% шелк, но особой популярностью пользуется шелк с основной из хлопка, т.к. приятен для тела

15. На базар мы зашли не просто так, а искали халат. Пришлось обойти всех продавцов. В итоге нашли…за 3 доллара. В Хиве нам предлагали похожий халат за 35 долларов 🙂



 

16.



 

17. По рынку дедуля возит маленький тандырчик с самсой



 

18. Памятник своду древних законов в Ферганском районе



19. По пути заехали посмотреть что такое барахолка

20. Казаны всех цветов и размеров

21. Надеялись увидеть блошиный рынок, но не увидели

22. Вернулись в Ферагану чтобы найти машину до Андижана и границы с Киргизией. Надо сказать, что Фергана, да и почти все города долины выглядят достаточно современно. Нам почему то напо

23. Шесть авиакасс в одном кадре, а еще 3 не влезло

24. Кому ворота? Налетай!

25. Заехали на Ферганский рынок прикупить черешни. Расход черешни — 1 килограмм на 30 километров пути 🙂

26. Узбекские тук-туки

27. Заехали в Куву посмотреть достопримечательности. Из достопримечательностей только монумент и прикрытые навесом раскопки

28. Надо отдать должное чистоте в таких местах. Да и вообще города Узбекистана чистые. Узбекистан этим и многим другим напомнил мне Беларусь

29. Мраморные поручни на монументе держаться на скотче — это самая современная технология 🙂

30. В ташкентской махалле  не удалось увидеть полноводный арык, зато в окрестностях Андижана повезло. Это специальная конструкция, которая доставляет воду для орошения сада. В данном случае отсутствует труба на участок. Видимо уже поливали сегодня

31. А еще по всей стране строят типовые дома. Они выдаются населению в кредит на 15 лет. Стройка идет сумасшедшими темпами. Эти дома видели в каждом регионе страны. В правительстве думают о населении — молодцы!

32. Дом николаевских времен в Андижане

33. Глядя на улицы городов ферганской долины, нас преследовало ощущение, что мы находимся где-то в курортном турецком городе

34. Таких  знаков у нас не видел

35. Посмотрите какой ассортимент знаний!

36. В Андижане сохранилось медресе, которое используется как музей

37. По времени мы не успевали, да и уже насмотрелись прикладного искусства выше крыши за 15 то дней!

38. Поболтали мило со смотрителями и отправились дальше

39. На площади с медресе соседствует современное здание еще одного музея

40. Эй, почему не фоткаешь нас? Фоткай,а? Эти деды — жгучие перцы, хохотали, фоткали нас и шутили. Как будто им лет по 30 — не старше 🙂

41. Муки мало не бывает

42. Чистота — залог здоровья

43. В Андижане очень красивая мечеть. Минареты уникальны. По крайней мере в Узбекистане я похожих не видел

44. В ферганской долине на дорогах встречаются вот такие вот регулировщики. Этот к нам сейчас спиной. А по всему Узбекистану вдоль дорог можно увидеть картонные автомобили полицейских.

Границу в Киргизию перешли без проблем — на все про всё потратили не более 30 минут на троих. На границе стоит гигантский чайник с пиалушкой. Фото из моего инстаграмма — на границе решил не брать в руки нормальный фотоаппарат. Причину расскажу в итоговом посте.

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

планета узбекистан ковры шелк путешествие

econet.ru

Шелковый Ковер У Узбеков — Идеи для дома

Шелковый Ковер У Узбеков — фотография вокруг почти  Шелковый Ковер У Узбеков. шелковый ковер у узбеков. шелковый ковер у узбеков 6 букв. шелковый ковер у узбеков сканворд. .

думаю в связи с  Шелковый Ковер У Узбеков.


Шелковые ковры — Антон Войцеховский
Download Image 800 X 600


Узбекские ковры в Москве — купить ковер из Узбекистана | carpet
Download Image 222 X 280


Узбекские ковры. Интернет-магазин узбекских ковров | Интернет
Download Image 646 X 1024


Купить шелковый ковер | Шелковые ковры
Download Image 525 X 700


Бельгийский ковер из шелка qum, шелковые ковры, Бельгия шелк
Download Image 805 X 1200


Шоппинг в Узбекистане — Узбекские ковры.
Download Image 300 X 225


Узбекский ковер ручной работы | www.vostochniy-magazin.ru
Download Image 800 X 800


Узбекские ковры в Москве — купить ковер из Узбекистана | carpet
Download Image 222 X 280


Афшан. Дизайн ковров ручной работы. Определение и примеры.
Download Image 600 X 382


Самаркандские шелковые ковры
Download Image 700 X 467


Ковры Хорезма — это шерстяные, из шелка ковры ручной работы
Download Image 640 X 505


Узбекистана
Download Image 800 X 800


Узбекский ковёр — Википедия
Download Image 250 X 373


Как делают узбекский шёлк и ковры? Базары Ферганcкой области и
Download Image 800 X 533


Шоппинг в Узбекистане — Узбекские ковры.
Download Image 640 X 480


Шелковое чудо Самарканда. Народно-прикладное искусство Узбекистана
Download Image 450 X 327


Узбекские ковры / manzara tourism — various tours in uzbekistan
Download Image 150 X 226


Ковры Узбекистана
Download Image 800 X 600


Ковровая фабрика в Самарканде :: Самаркандская фабрика шелковых
Download Image 444 X 691


Шелковые ковры — Антон Войцеховский
Download Image 800 X 600


Ковры и килимы
Download Image 185 X 185


Узбекский ковер-поляк настенный (вышивка) — Ковры узбкекские
Download Image 600 X 601


Ковры Хорезма — это шерстяные, из шелка ковры ручной работы
Download Image 480 X 640


Всемирный Известный бренд– «Бухарский ковер»
Download Image 584 X 284


Узбекские ковры. Интернет-магазин узбекских ковров | Интернет
Download Image 761 X 1024


ковры
Download Image 395 X 500


Самаркандские узоры / manzara tourism — various tours in
Download Image 333 X 284


Ковер ottoman palace, купить Иранские шелковые ковры ottoman
Download Image 300 X 400


Узбекские ковры | Статьи об Узбекистане
Download Image 300 X 375


Глиняный город – Шанс Онлайн – сайт газеты «Шанс»
Download Image 1100 X 746


Узбекский ковер ручной работы из шерсти | www.vostochniy-magazin.ru
Download Image 800 X 800


Шелковые ковры в интерьере | smartkilim
Download Image 800 X 533


Узбекские Ковры — Статья — visituzbekistan.travel
Download Image 599 X 449


30-летний персидский шелковый ковер Кум в интерьере квартиры в
Download Image 600 X 902


Шелковые ковры — Антон Войцеховский
Download Image 800 X 600


Шелковые ковры в интерьере | smartkilim
Download Image 800 X 534


Как делают узбекский шёлк и ковры? Базары Ферганcкой области и
Download Image 800 X 533


30-летний персидский шелковый ковер Кум в интерьере квартиры в
Download Image 600 X 444


Узбекский ковёр — Википедия
Download Image 250 X 188


Шелковые ковры — Антон Войцеховский
Download Image 600 X 800


Как делают узбекский шёлк и ковры? Базары Ферганcкой области и
Download Image 800 X 533


Шелковые ковры ручной работы | 1000 Декорс
Download Image 618 X 463


Узбекский ковер ручной работы | www.vostochniy-magazin.ru
Download Image 800 X 800


Как делают узбекский шёлк и ковры. Базары Ферганcкой области и Андижан
Download Image 900 X 600


Ковроткачество в Узбекистане | Статьи об Узбекистане
Download Image 300 X 261


Ковер ручной работы купить в Самарканд
Download Image 800 X 533


Как делают узбекский шёлк и ковры? Базары Ферганcкой области и
Download Image 800 X 533


Шелковые ковры — Антон Войцеховский
Download Image 800 X 600


КОВРЫ И КОВРОВЫЕ ДОРОЖКИ ИЗ УЗБЕКИСТАНА
Download Image 632 X 638


Национальные узбекские сувениры и подарки — яркие воспоминания об
Download Image 860 X 290

xn--d1aqf.globalrecyclingideas.com

Шёлковый ковёр ручной работы — Письма о Ташкенте

Восточные ковры живут очень долго. Как настоящие произведения искусства, — меняют хозяев, достаются по наследству, покупаются  за большие деньги, дорожают со временем в цене  и считаются роскошным подарком. Настоящий  шелковый ковер способен прожить несколько веков,  молчаливо  и философски наблюдая  за сменой времен. Его краски не тускнеют, а становятся ярче, его  матовый  блеск  приобретает со временем  золотистый оттенок.  Стоит один раз прикоснуться  к   шелковому ковру – и вы становитесь его пленником…

На Самаркандской фабрике шелковых ковров  первое потрясение испытываешь, когда заходишь в комнату с коврами. Драгоценные покровы  лежат на полу,  щедро раскиданные рукой хозяев,  в несколько слоев, и сразу  же хочется снять обувь или пройти по краю —   невозможно  наступить пыльной сандалией  на красоту. Но мастер-гид  говорит, что  по коврам надо ходить, это им (коврам!) необходимо. Очень серьезно говорит, как будто  ковры  живые и слышат.  Ощущения от прикосновения к такому ковру трудно передать вербально, — похоже на прикосновение к нагретой солнцем коже ребенка или  сухому лепестку розы.  Хоть бы раз попробовать уснуть на таком ковре…

Эмирам  Бухары в этом отношении  весьма повезло. Говорят,  в Арке  была самая  большая в Средней Азии коллекция ковров, около  десяти тысяч. Знать тоже не отставала  от  эмиров,  имея  ковры на все случаи жизни, — и для подношений в качестве  подарка и для молитв, и для собственных  полов  и стен. Еще Марко Поло  восхищался  коврами из Средней Азии, — говорил,  что  самые тонкие  и красивые ковры ткут именно здесь.

На фабрике  работают около 400 женщин. Традиционно в Узбекистане ковроткачество – женская работа.  Еще бы,  такой труд требует невероятной усидчивости и терпения. Один ковер в среднем делается год-полтора. Но есть технология,  где  полоска  шириной в полметра и высотой в десять сантиметров создается год. Итого на  маленький молитвенный коврик 100х50 уйдет десять лет.  Разумеется,  сделать такой ковер можно только под заказ,   с тем,  чтобы его оплачивали в течение всей работы.  Холодок внутри – кто-то потратит на него десять  лет своей жизни…

Все нити окрашиваются  натуральными красителями. Процесс окраски можно наблюдать во дворе фабрики,  где готовые  окрашенные нити  висят   прямо на перилах. Мастер-гид проведет вас  от самого начала – от сырьевого склада,  до готового изделия  – и это  будет захватывающий рассказ.

Ковер  это не просто красивый дизайн – это еще и традиция, символика, оберег. Разглядывая ковры, можно увидеть все особенности восприятия  мира  разных регионов Узбекистана, излюбленные узоры и смысл,  который вкладывается в орнамент.

На фабрике можно купить готовый ковер, можно  и заказать. Через год вам его пришлют. Это будет ваш, особенный, неповторимый ковер, только одному вам ясным смыслом, вложенным в него. Он будет жить у вас, именно жить,  а не просто висеть на стене или лежать на какой-нибудь поверхности.
Говорят,  что такой ковер, если  переодически лежать или сидеть на нем,  забирает и очищает все недуги. Ну,  это только говорят… А как на самом деле – не знает никто. Восток…

Dolores Travel Services

Похожие темы

Like

Like Love Haha Wow Sad Angry

mytashkent.uz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *