Стиль бидермейер в одежде и истории костюма XIX века
Наиболее интересный и необычный период в моде XIX века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейском костюме существовал практически параллельно со стилем романтизм в 1820-1840-е годы.
Ф. Г. Вальдмюллер
«Семья в парке»
Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века – господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные стихи.
Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов (мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально завалены все редакции журналов первой половины XIX века.
Карл Шпицвег
«Друг кактуса» (1856)
Одинокий чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…
Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу Людвига I – короля Баварии.
В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести картины Василия Тропинина — к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».
Карл Шпицвег
«Охотник на бабочек» (1840)
Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер отдают домашним уютом – это светлые обои с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.
Карл Шпицвег
«Бедный поэт» (1839)
Наибольшее распространение стиль бидермейер получил в немецкоязычных странах.
Карл Шпицвег
«Пикник»
Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.
Платья в стиле бидермейер
Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.
Ф. Г. Вальдмюллер
Женский портрет
У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.
Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.
Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)
Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание — белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.
Й. К. Штилер
«Мария Фридерика Прусская» (1843)
Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.
Й. К. Штилер
«Анна Хиллмаэр» — дочь торговца мясом (1829)
У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.
Й. К. Штилер
«Лола Монтес» — танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)
Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.
О рукавах
Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.
Карл Шпицввег
«Любовное письмо» (1845-46)
Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.
Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.
Карл Шпицвег
«Воскресная прогулка» (1841)
Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».
У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.
Мужской костюм в стиле бидермейер
Отличительной особенностью мужского костюма стиля бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.
Карл Шпицвег
«Автопортрет»
Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав. Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.
Карл Шпицвег
«Запах роз»
С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива повседневных женских платьев.
Карл Шпицвег
«Воскресный охотник» (1845)
Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и бакенбарды, что соответствует моде денди.
Карл Шпицвег
«Вдовец»
Одной из модных новинок того времени стал и английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так как под ним не мялся фрак.
mylitta.ru
Коротко о стилях: Бидермейер
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль
Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер — искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.
Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I — читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры — столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными, так в Великобритании основывается «Викторианский стиль», в России «Николаевский ампир», «Романтизм» во Франции и т.д.
Хронологические рамки стиля укладываются в годы между окончанием наполеоновских войн (1815) и так называемым «домартовским» периодом (до революции в марте 1848 года).
Уход и обрезка плодовых деревьев. Уход за плодовыми деревьями весной. зал лофт
shabby-decor.ru
СТИЛЬ «БИДЕРМАЙЕР» В КОСТЮМЕ | Модный сезон
Мужской костюм
В 30-е гг. в европейских странах в искусстве и костюме господствует стиль романтизм. Для моды романтизма характерна некоторая «романтическая небрежность», которая проявляется в манере ношения костюма: специально расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы и т. д. Эта небрежность подчеркивает интеллектуальную значимость личности, которая выше бытовых мелочей. С точки зрения элегантности, фрак необходимо менять каждые три недели, шляпу — ежемесячно, обувь — каждую неделю.
Мужской костюм по ассортимен ту и основным формам ос’1 ается неизменным.
Нижняя одежда. Белая рубашка с высоким накрахмаленным воротником у мужчин.
Мужчины носили фрак или сюртук, который в 30-с it. имел ватированную грудь, плотно облегал талию, расширялся на линии бедер, имел пышный рукаву плеча (жиго), расширяя тем самым покатую линию плеч.
В 40-х гг. у фрака и сюртука занижается (опускается на естественное место) линия талии, рукав становится узким и прямым. Брюки становятся шире. В моде плотно обтягивающий грудь жилет. Носят широкий галстук, завязывая бантом.
Верхняя одежда. В моде у мужчин появляются несколько разновидностей пальто: со шнурами, с несколькими воротниками.
Появляются различные жакеты.
Цвет. В мужском к ост К) iC i i 0*0j! ЛД<)L Г С11Ы И ЦВСТ.
Для костюма используют ьтк. же серый, синий, табачный, коричневый и зеленый цвета. Панталоны шили из более светлых тканей. Пестрота в мужском костюме воспринимается как дурной вкус.
Ближе к 40-м гг. в моду входят ткани в клетку, из них шыот брюки и отдельные части костюма. Галстуки были однотонными и пестрыми.
Ткань. Для мужского костюма использовали дорогостоящие шерстяные ткани, тонкие льняные.
Бальные фраки шили из бархата, жилет — из разноцветной парчи.
Головной убор. Любимый головной убор у мужчин — цилиндр. В честь генерала Боливара, который возглавил борьбу против испанцев в Южной Америке, широкополую шляпу, которая тоже входит в моду, назвали боливар.
В моде еще один головной убор, в то время чрезвычайно демократичный — гарибальди — мягкая фетровая шляпа.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Существовал и складной аил и пар — шапокляк, на стальной пружинный каркас натягивался кусок шелковой маюрип. Особенно удобным было в геагре сложить цилиндр и убрать под кресло.
Прическа. Длина волос доходит до ушей — волосы удлиняются, часто завиваются у основания лба в высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб. Присутствуют бакенбарды.
Украшения. В конце 40-х гг. появляются бисерные кошельки. неломки, на которых носят часы, закладывая их в карманы жилета. Жилет расшивался цветочным рисунком.
В то время появляются специальные учебники, посвященные искусству повязывать галстук.
Дополнения. Появляется пенсне; с 30-х гг. стали публично пользоваться носовым платком, до этого это считалось верхом неприличия. Также дополнением к костюму являются трость, перчатки, зонтик, хлыст.
Обувь. Мужчины носили полусапоги или бальные длинные остроконечные туфли-лодочки.
Женский костюм
Нижнее белье. В нижнем белье присутствует все л о же, что и раньше, но добавляется до восьми накрахмаленных нижних юбок.
Нижняя одежда. В нижней одежде женщин присутствует одно платье с узким лифом на корсете.
‘Питя опускается на свое естественное место.
У платья были объемные вверху рукава «жито» (цв. ил. 14), книзу сужающиеся в манжету. «Они настолько похожи на лва воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась па воздух, если бы не поддерживал ее мужчина…» (Гоголь, «Невский проспект»). Они подчеркивали покатость плеч и хрупкость шеи. Огромные по объему рукава;
талия, стянутая широким поясом, сзади завязанным г бант, все это еще больше подчеркивало хрупкость и тонкость силуэта (рис. 56).
В бальных платьях декольте имело вид двух полукружий, так как часть платья от горловины до талии должна была напоминать сердце.
Юбка была расширенной, длиной до щиколоток. Сзади присборена и расширена, спереди укорочена.
Повседневное платье могло иметь отложной воротник, или же стоячий, или в виде фрезы, или в виде плиссированной оборки.
Верхняя одежда. В гардеробе женщины спенсер, манто, накидки — мантильи, пелерины, кашемировые шали, шарф, который носится сзади на уровне талии, а спереди его придерживают согнутые в локтях руки.
Цвета. В этот период женщины отдают предпочтение тканям белого цвета. Чуть позже одноцветные ткани были заменены иногда полосатыми, а иногда с легким, но не цветочным узором.
С 1840 г. в моду входят ткани в клетку, в связи с увлечением историей Шотландии (рис. 57).
Ткани. В моде были ситцы, шелковые ткани, муар, репс, тафта, кашемир.
Головной убор. На улице женщины носили шляпы с тульей и широкими полями, украшенные страусовыми перьями, цветами и лентами. В моде были большие береты, шляпки фасона «кибитка», с прямыми полями, закрывающими в профиль все лицо.
Дома носили чепчики (иногда и на улице), фасон которых зависел от возраста или or семейного положения (замужем или нет).
Прическа. Прически были пышными, представляли собой целое произведение искусства. Волосы разделяют на
Рис. 56. Платье эпохи бидермейсра
Рис. 57. Ткани в клетку — мода 1840 г., Франция |
боковой пробор. Над ушами с боков волосы чуть короче и уложены над висками в крупные локоны. Длинные волосы сзади поднимают наверх и укладывают высоко на голове различными способами посредством применения шиньонов. Существовали прически на пружинах.
Косметика. Предпочтение, как всегда, отдается блондинкам, женщины продолжают обесцвечивать волосы.
Украшения. К этому времени ювелирные украшения почти выходят из моды. По-прежпему в моде остаются медальоны и серьги.
Дополнение. Дополнением к костюму были зонтики с оборками и лентами; ридикюли, без которых женщины не появлялись ни в театре, ни на улице; высокие перчатки различных цветов, но па балы женщины надевали белые; зимой руки прятали в муфты из ткани или меха.
Романтически настроенные женщины, увлекаясь произведениями В. Гюго, Ж. Саид, В. Скотта, не расстаются с ними нигде или же ходят с томиком любимых стихов, который носят в специально прорезанном в юбке кармане.
Летом женщины набрасывали на себя кружевные мантильи, украшенные по краю шелковой бахромой.
Обувь. Женщины носили открытые туфельки из платьевых тканей на плоской узкой подошве с узким носом и лентами вокруг ноги.
Еще в моде и ботинки на застежке,
Высшее общество, особенно в 40-е г., увлеклось верховой ездой. Костюм для верховой езды состоял из юбки, жакета, шляпки с вуалыо, перчаток и хлыста.
На исходе бидермайера появляются некоторые различия (в деталях) детской одежды от взрослой. Мальчики надевали длинный подпоясанный сюртук, отделанный шнурами; длинные ровные штаны; шапку с козырьком. Девочки — короткое платье, из-под которого выглядывали нижние юбки, длинные, по щиколотку, белые кружевные панталоны — такую одежду носили и юные девушки.
на Ваш сайт.
modnitsi.ru
Женский костюм стиля Бидермейер – Ярмарка Мастеров
Стиль Бидермейер (1825 – 1840)
Значительные изменения силуэта в женской одежде произошли к 30-м годам.
Талия опускается на свое естественное место, лиф тоже естественной длины, юбка и рукава сильно расширены. Платье стягивают широким поясом. Под расширенную юбку надевают несколько нижних юбок. Опущенная линия плеча с вшитыми, огромными по объему рукавами зрительно усиливает впечатление узкой, тонкой талии. Длина платья доходит до «косточки».
Платья шили из различных шелковых тканей светлых тонов. В моде были муар, репс, тафта, кашемир, а также ситцы.
Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, которая сзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа. Длинные рукава каждодневного платья, напоминавшие средневековые жиго, были чрезвычайно широки и сужались лишь к кисти.
В эти годы большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы, кашмирские шали. Шарф теперь носят не па плечах, а опускают сзади на талию, спереди же перекидывают на согнутые в локтях руки. По-прежнему носят спенсер, а также накидки-мантильи.
В России носят теплые круглые ротонды. Нововведением было боа — круглый шарф из меха пли страусовых перьев.
Прическа 30-х годов представляла собой целое произведение искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. Из-за высокой прически шляпы приобрели высокую тулью и широкие поля. Их украшали перьями, лентами, цветами. В моде были и большие береты.
Обувь осталась прежней — без каблучной, на узкой подошве, с лентами.
Ювелирные украшения почти вышли из моды. Носили главным образом серьги и медальоны. Дополнением к костюму служили зонтики с оборками и лентами, а зимой — муфты.
Силуэт платьев 40-х годов приобрел некоторую вытянутость, которая достигалась за счет сужения линии плеча и удлинения юбки.
Платье имело узкий лиф с чуть заниженной талией. Обычно лиф был закрытым, иногда имел отложной воротничок, но бальные платья шили с глубоким, ровным горизонтальным вырезом. Рукава могли быть и короткими и длинными, но всегда были узкими у плеча. Юбка спадала мягкими складками до самого пола, собираясь в сборки на боках. Из-под нее выглядывал теперь только кончик туфли. Под платье надевали до восьми крахмальных нижних юбок. Платья были и белые и цветные, часто их шили из клетчатой ткани, которая вошла в моду в связи с увлечением историей Шотландии.
Определенное влияние на модную женскую одежду оказали романы Ч. Диккенса, имевшие тогда широкую известность. В костюме началось «увлечение добродетелью»: женщина, желая казаться скромной хозяйкой, носила передник, обычно сшитый из шелка и отороченный кружевами, а также связку ключей, которую, как в средневековье, прикрепляла у пояса. Одежда для визитов и для улицы состояла из двух платьев: нижнего глухого и верхнего распашного, украшенного позументами или рюшами. Нововведением была зимняя одежда — кацавейка, т. е. короткая кофта, нередко бархатная, с закругленными полами и меховой опушкой.
Обувь в эти годы вновь приобрела каблук. Прическа стала проще и ниже. Часто под влиянием английских мод носили гладко расчесанные на прямой пробор волосы, длинными локонами спадавшие на плечи, а также прическу «бараний рог», напоминавшую прически XIV века. В парадных случаях голову украшали страусовым пером, спадавшим на плечо и называвшимся «лисий хвост», а также пересекавшей лоб узкой ленточкой с драгоценным камнем посредине — фероньеркой.
Верхние одежды были прежними, так же как и дополнения к костюму: зонтики, веера, перчатки, муфты, сумочки в виде кисета и пр. Головные уборы были различными, но чаще всего предпочитали носить небольшие шляпы-кибитки — с прямыми полями, глубокие закрывавшие в профиль почти все лицо.
На фото ниже — женский костюм стиля Бидермейер для куклы Барби из моей Коллекции Исторического Европейского Костюма для Барби, которую можно приобрести в моем магазине. Стоимость коллекции снижена на 25 % на постоянной основе.
www.livemaster.ru
Русские светские красавицы и стиль бидермейер
Бидермейер – стиль, который утвердился в жизни и искусстве далеко не во всех европейских странах. Самое широкое распространение стиль бидермейер получил в Австрии, Германии, а также в России. Особенно ярко он проявил себя в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм).
Этот стиль начал возрождаться где-то в период окончания наполеоновских войн (в 1815 году) и достаточно долго развивался, почти до 1848 года – года революции во Франции. Интересно также то, что свое название он получил уже после завершения своего существования, то есть в период 1848 – 1850 года.
А. П. Брюллов. Портрет княгини С.А. Львовой
Напомним, что слово «Бидермейер» означало имя несуществующего человека, вернее сказать, человека, находившегося лишь в литературных сатирических произведениях. Слово bieder, в переводе с немецкого языка, означает «честный, порядочный, простодушный». Сложив две части слова, получили имя, которое дали новому сатирическому персонажу.
Немецкие писатели публиковали свои произведения о жизни местных бюргеров, об их времяпрепровождении, о представлении неспешной и уютной жизни, используя при этом в качестве главного героя Бидермейера. А один из немецких поэтов использовал новое имя как свой псевдоним. Вскоре слово Бидермейер стало нарицательным. Этим словом обозначали художественные направления того времени.
Мода становится более доступной для всех сословий. Но по-прежнему ее диктуют Франция и Англия.
Время бидермейера пришлось в России на годы правления императоров Александра I и Николая I. Эти годы были отмечены многочисленными балами и блистательными увеселениями. Балам не было числа, а у некоторых господ не было физической возможности побывать на всех проводимых балах.
Балы объединяли светское общество и в то же время оживляли торговлю в городах. Этим увеселениям были рады швейные мастерские и модные магазины, потому что за несколько дней до начала торжества, дамы, получившие приглашение, стремились приобрести сногсшибательные наряды, чтобы привести в восторг и восхищение всех присутствующих. Иногда бальные туалеты шились крепостными швеями, но чаще заказывались у модисток и портных. Многие предметы одежды покупались в магазинах.
Александр Павлович Брюллов — портреты
Лучшие московские магазины одежды, обуви и аксессуаров обосновались на Кузнецком Мосту, а также на Тверской улице, Петровке и в прилегавших к ним улицах и переулках.
В предшествующие годы, вплоть до 1815 года, господствовало платье без талии, которое, несомненно, было весьма непрактичным ни для фигуры, ни для здоровья. Эти платья унесли из жизни достаточно в раннем возрасте многих светских красавиц, так как легкая ткань, под которой, кроме нижнего белья ничего более не предполагалось, не могла согреть тело. В холодную пору простуда, а то и туберкулез, или чахотка, как тогда называли, были нередкими заболеваниями. Примерно с 1815 по 1820 год талия начала возвращаться на свое место – над бедрами. К тому же ее старались еще более выделить шнуровкой, то есть и корсет также вновь утвердился, правда, несколько в смягченной форме.
Чтобы талия смотрелась тонкой, стали подчеркивать величину плеч. Для чего рукава делались широкими, особенно сверху, и сужались к кисти. Юбка расширялась книзу, образуя крупные складки. Кстати, юбка была укорочена настолько, что можно было увидеть мелькавшие под ней не только туфельки дамы, но и ее щиколотки, о чем мечтали мужчины, с вожделением глядя на балу на пробегавшую юную красавицу.
К 1835 году рукав достигает небывалых размеров. В скором времени он снова начнет уменьшаться, вернувшись к более простым формам. Корсаж будет еще туже сжимать талию дамы, а юбка удлиняться, обрастая множеством оборок, и потому выглядеть шире и пышнее. В это время дамы обожали дорогие кашмирские шали, они набрасывали их на плечи и спину, прикрывая обнаженные плечи и декольте. Эти шали давно уже привозились англичанами из Индии.
Были модны мантии и пелерины, которые играли роль плаща, как у средневековых красавиц. Пальто, как такового, в дамском гардеробе не было. Зимой дамы носили пальтообразные платья из толстых шерстяных тканей. Если было слишком холодно, поверх такого платья-пальто надевалась шаль или широкие пелерины, меховые накидки или палантины. Часто использовались меховые боа.
Баронесса Амалия Крюденер 1828 Портрет работы Штилера
«Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое—
И сердцу стало так тепло…» Ф.И. Тютчев
В моде, как в зеркале, отражается жизнь народов – революции, победы, сражения, политические интриги, судебные процессы, театральные и литературные успехи, салонные сплетни и скандалы, научные открытия и т.п.
Ткани, предметы одежды и фасоны получают названия в честь знаменитых актрис, певиц и танцовщиц. Например, золотисто-бежевая ткань, которая пользовалась популярностью в 30-е годы XIX века, называлась крепрашель, по имени французской трагической актрисы Рашель. Или небесная эфирная шляпка – шляпка Тальони – по имени танцовщицы, которая на сцене летала в танце, как зефир, и одевалась, как весеннее облако.
В честь несравненной итальянки Тальони, гастролирующей в Петербурге, назывались шляпки, тюрбаны, духи и даже карамель. Тальма – во Франции в XIX в. короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь, а в России — женская длинная накидка без рукавов — по имени французского актера Ф. Тальма.
В то время стали очень модными клетчатые и полосатые ткани, а также ткани с легким узором. Цветочки на ткани будут несколько позже.
Женскую прическу в стиле бидермейер можно было назвать произведением парикмахерского искусства. Парикмахеры являлись к даме в определенное время, и долго-долго творили на ее голове фантазийные локоны. Заодно они приносили своим клиенткам все городские сплетни и закулисные тайны знатных столичных дам.
На женской головке, как правило, укладывались волосы в виде крупных локонов или в виде «котлет» из кос на висках. Постепенно игривые локоны преображались в плотные пучки или короны кос на висках или на макушке. Длинные волосы поднимались верх и укладывались на темени в виде локонов или различных шиньонов.
В качестве украшений причесок непременно были цветы, перья, ленты, кружева, банты и бантики и, конечно, драгоценности. Сильно открытая шея и глубокое декольте позволяли «выделить» голову, а потому сложная прическа имела большое значение.
Орест Кипренский. Портрет Анны Олениной, 1828 год
Я вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем. А.С. Пушкин.
Головные уборы и обувь
Головные уборы были разнообразных видов: чепцы, широкополые шляпы, тюрбаны, капор. Чепцы были богато украшены по краю рюшами, кружевом или лентами. Шляпы с огромными полями украшались цветами и перьями. Все головные уборы были именно так скроены, чтобы не повредить локоны дамы. Шляпки и прически буквально сплошь покрывались цветами, перьями, лентами и воланами.
Обувь в дамском гардеробе по большей части была без каблуков. Это были плоские, низкие туфли, с лентами. Но появляется уже шнурованная обувь, на небольшом каблуке и с тупым носиком. Туфли делались не только из кожи, но и из шелковых тканей. Чулки на ногах дамы были белые, иногда пастельных тонов, белье – белоснежным, расшитым всевозможными вышивками белой гладью.
Портрет Н.С. Голицыной Л.Герсан
В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной
В моде были броши, ожерелья, браслеты, диадемы, гребни, булавки, длинные серьги, украшения из жемчуга и, конечно, из драгоценных камней. В это время очень модной стала фероньерка (украшение на лбу).
А.П. Брюллов. Портрет Натальи Пушкиной
И так, дама с тонкой талией, чуть укороченной пышной юбкой, с огромными рукавами и тщательно завитыми и уложенными локонами на висках – характерное воплощение стиля «бидермейер».
В бальной моде до 1823 года держался стиль апмир, но со временем он уступил место новому направлению. Бидермейер стал господствующим и в этой области. Отделка платьев была замысловатой и чрезвычайно фантазийной, порой в одном платье было до десятка разных бантиков и бантов… Бальный наряд был сильно декольтирован, шилось оно с кринолином, надевались при этом лучшие драгоценности.
Е.А. Плюшар. Портрет графини Марии Алексеевны Олсуфьевой
В это время в качестве нового предмета одежды появляется блуза. В течение дня дамы переодевалась по несколько раз. Все зависело от часа и места нахождения, а также от рода занятий. Например, домашнее утреннее платье, платье для прогулок, визитное платье, платья для конных прогулок и прогулок в экипаже, платье для визитов, вечерний наряд, бальный и т.п. К платью полагались шляпка, перчатки, веер и зонтик.
В макияже на первом месте была белизна кожи дамы, и легкий румянец. Макияж был неброский, ценились бледность и хрупкость. Хрупкость и изящность, романтичность и мечтательность – вот несколько характеризующих женщину этой эпохи.
Портрет графини Э.К. Мусиной-Пушкиной. В.И. Гау
Графиня Эмилия —
Белее чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
«Э. К. Мусиной-Пушкиной» М.Ю. Лермонтов
С этого периода дамы начали включаться в активную жизнь. В доме наиболее активных и образованных дам светского общества было заведено организовывать свои литературно-музыкальные общества, в которых можно было узнать последние творческие успехи литераторов, музыкантов и актеров, а также прочитать или промузицировать свои, только что сочиненные произведения.
Эти салоны были центрами культурной жизни Москвы или Петербурга. И очень часто сама хозяйка такого салона была неординарной личностью, получившей прекрасное образование. Например, Зинаида Волконская, в салоне которой бывали А.С. Пушкин, посвятивший ей стихотворение, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, молодой поэт Д.В. Веневитинов и многие другие деятели культуры, известна своим сценическим и музыкальным дарованием, любовью к науке и искусствам.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
А.С. Пушкин, 1827
Однако вернемся к литературному герою Бидермайеру, веселый нрав которого так пришелся по душе всем читателям Европы. Он оказался трезвым и расчетливым богатеем, обладающим жизненной хваткой и деловым умом. А потому стиль бидермейер сформировал того человека, который, хотя и подражает аристократам, но в его культуре преобладают благополучие и комфорт. Господин Бидермейер настолько умеет считать деньги, что все обходится ему дешевле. А потому в моду постепенно стали входить дешевые имитации дорогих тканей, мебели, предметов интерьера.
Красавицы светского общества
Портрет вел. кн. Елены Павловны с дочерью.
Жозеф-Дезире Кур Портрет Щербатовой
П. Орлов. Портрет Марии Аркадьевны Бек
Карл Брюллов. Портрет М.А. Бек
Кристина Робертсон. Портрет великих княжён Ольги Николаевны и Александры Николаевны у клавесина, 1840 год
А.П. Брюллов. Портрет Натальи Викторовны Строгановой, 1832 год
mylitta.ru
Женская мода времен Бидермейера. 1820-40-е гг.
1830гВ первой половине XIX в. поставщиками мод, помимо Франции и Англии, являются Австрия и Германия. Именно поэтому направление, которое господствует в искусстве и костюме
30-40-х гг., называют немецким словом «бидермайер». Франции этот стиль назывался «стиль Луи-Филиппа».(Луи-Филипп I (в русской традиции его еще называют Людовик-Филипп) король Франции с 1830 по 1848 гг)
Стиль бидермайер воплотил в себе веяния новой эпохи: стремление к безопасности, комфорту, умеренности, функциональности и простоты.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский».
В предшествующие четверть века господствовало платье без талии, которое, при всей своей практичности, было весьма невыгодным для фигуры.Примерно в 1820 году произошел коренной переворот, и женское платье подверглось большим переменам. Изменился весь силуэт: лиф притален, юбка несколько укорачивается, линия талии опускается ниже. Для подчеркивания талии вновь потребовались корсеты.
Конечно, мода не изменилась в один день. Переход от платья времен ампира к бидермейеру длился около 8-10 лет.
платье времен «реставрации»
гравюра 1822 года
Сдесь мы видим как талия постепенно опускается ниже
гравюра 1823г (талия гдето между «под грудью» и естественным расположением талии.)
Эскизы костюмов для «Театрцайтунг», 1831 г. (талия на своем месте)
Чтобы оптическое выделение тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Названия у этих рукавов были соответствующее: «бараний окорок», «ветчинообразные», «пагодообразные» и т.д.
конец 1820-х — начало 1830-х, дневное платье (Victoria&Albert’s Museum)
Они были так велики, что для поддержания их формы использовали китовый ус.Сначала рукав расширяется от плеча до локтя, а потом — от локтя к запястью. Декольте увеличивается, глубоко обнажая плечи. Обычно талию обхватывали широкой лентой, сзади завязанной бантом. Отделка платьев, особенно бальных, была замысловатой и прихотливой.
Н.В. Гоголь так характеризовал дамский костюм этого периода: «Они настолько похожи на два воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина…» (Н.В, Гоголь, «Невский проспект»).
В качестве нового элемента одежды появляется блуза.
Сильно открытая шея позволяет «выделить» голову, и вновь стали носить сложные прически. Они бывали весьма искусны, часто напоминая декоративную архитектуру. Волосы, укороченные с боков, укладывали крупными локонами или «котлетами» из кос на висках. Остальные волосы поднимались наверх и на темени укладывались в различные шиньоны. Прически украшаются различными дополнениями в виде лент, искусственных или живых цветов, кружев и бантов.
Дамы белились и румянились, но макияж был неброский, так как цени¬лись романтичные бледность и хрупкость.
1827г 1828г 1829
Снова в моду вошли драгоценности, большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, разнообразные цепочки (с медальонами и другими привесками), длинные серьги, броши, броские браслеты, диадемы, декоративные гребни и иголки.
Брюллов.Наталья Николаевна Пушкина, урожд. Гончарова, 1831—1832
Anna Pavlovna of Russia
Portrait of Jan Baptist van der Hulst, 1837.
Головные уборы были трех типов: чепцы, богато украшенные по переднему краю рюшем, кружевом и лентами; широкополые шляпы, украшенные цветами и перьями; и, наконец, капор, который представлял собой чепец и шляпу одновременно. К вечернему туалету полагался традиционный тюрбан без всяких украшений. Но сложная прическа, различно украшенная, сама по себе уже составляла часть вечернего туалета и ничем больше не прикрывалась.
1822г
1832г
1838г
Новый силуэт исключает из дамского гардероба пальто. В зимний период пальто заменяется пальто-образными платьями из толстых шерстяных тканей, конечно, без декольте. Поверх платья одевали только широкие пелерины или все еще популярные шали, а также большие квадратные платки либо меховые боа.
1832-35
1836-40
Как на модный элемент обращают теперь внимание и на ботинок, ибо немного сократилась длина юбки, и он стал виден. Еще продолжают носить плоские, низкие туфли, но уже появляется дамская обувь по щиколотку, шнурованная, на более высоком каблуке и с тупым носком. Туфли делаются не только из кожи, но и из шелковых тканей. Чулки по большей части белые, но иногда бывают и светло пастельных тонов.
Неумеренно широкие рукава, впрочем весьма неудобные, были мишенью для многих острот и карикатур того времени. В тридцатых годах эти рукава становятся уже, более прилегающими, так же, как и более узким становится лиф без декольте. Юбка несколько удлиняется, она собирается в многочисленные складки и украшена множеством воланов. Но, как только юбка начинает крепиться на обручах, мягкие складки исчезают.
Большое внимание уделяется белоснежному белью, которое стано неотделимой частью дамского туалета. В конце эпохи тяжелые бархат и парча сменяются легкими тканями в цветочки. Но модны выраженные цвета. Сложно причесанные во изменяют свое положение. Замысловатое построение на голове перемещается на затылок, локоны становятся длиннее, вся прическа более органично сливается с формой головы.
1836-41, дневное платье (McCord Museum, Канада)
И немного карикатур:)
Источники:
http://ua-bal.livejournal.com/234572.html
http://fashion.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st024.shtml
http://costume-history.livejournal.com/457890.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E4%E5%F0%EC%E5%E9%E5%F0
http://iokanaan.blip.pl/archive/1/2011
http://hamster-dark.livejournal.com/tag/1830-%D0%B5
http://lamodeillustree.livejournal.com/333700.html#cutid1
1836-1838гг
bellezza-storia.livejournal.com
VII.2. Костюм направления бидермайер (1825—1850 гг.)
—Сударыня, ничто так не красит брюнеток, как перья марабу, они смягчают их несколько резкие черты лица. Герцогиня де Ланже говорит, что они придают женщине нечто таинственное, оссияновское, безусловно, хорошего тона.
—Я беру их. Пришлите мне поскорее.
Опоре де Бальзак
Бидермайер — стилевое направление в немецком и австрийском искусстве, в котором отразились демократизм бюргерской среды, ее обывательские воззрения и вкусы. Формы ампира перерабатывались в духе интимности и домашнего уюта. Для этого стилевого направления характерно тщательное изображение природы, интерьера, деталей быта. Классицизм в костюме исчерпал себя в
конце первой четверти XIX в. Пришедший ему на смену романтизм принес новые идеалы. Вышел в свет роман Л. Эйхродта «Бидермайер Людерлюст», об успехах героя которого читала вся Европа. Бестселлер прославлял представителя буржуазного общества и этим вызвал особый интерес к данному сословию. По имени героя Л. Эйхродта получило свое название и направление в европейской моде — бидермайер. Во Франции черты бидермайера проявились в «стиле Луи Филиппа».
В искусстве господствовало течение романтизм, к которому относятся произведения Д.Байрона, Т.Жерико и Э.Делакруа. Архитектура и интерьер остались приверженцами ампира.
Идеал красоты. В период романтизма в костюме от стиля ампир пока еще осталась завышенная линия талии. Линия плеч расширилась вследствие больших объемных рукавов, глубокое декольте стало сердцевидным. Тонкая талия за счет корсета, большого количества рюшей, воланов создали своеобразный силуэт женского платья. Оголенные плечи позволили выделить голову.
Идеал женской красоты — нежность, хрупкость, мечтательность, романтичность. Обнаженные плечи, шея и слегка открытая грудь придавали дамам особое очарование.
Виды и формы одежды. Текстиль. Значительно расширился ассортимент как мужского, так и женского гардероба.
У мужчин в повседневный обиход вошли фрак, сюртук, манто, каррик, получивший название по имени лорда Кэррика. Сюртук и каррик носили в сочетании с традиционными фраком и панталонами. Перечень женских одежд также расширился. Наряду с платьем появились ротонда, спенсер, мантилья, пелерина, боа. Нововведением в женской одежде явился костюм для верховой езды.
Для XIX в. характерно разнообразие текстиля. Это различные шелка, газ, муар, атлас, бархат; различные сорта шерсти, в том числе и «дамской». Модна клетчатая ткань, как в мужском, так и в женском костюме. Мода на нее началась еще в период позднего ампира. У мужчин по-прежнему популярны добротные шерсть и сукно.
Мужская одежда. Мужчины продолжали носить цилиндр, фрак в талию, который, расширяясь на бедрах, имел подбитую ватой грудь и окорокообразный, пышный у плеча рукав. Периодически менялась лишь ширина рукавов, форма лацканов и выреза. Фрак был длинным, с бархатным воротником (рис. VII.28). Вечерний фрак был короче, с двумя жилетами: нижним белым и верхним бархатным темным. Модны очень длинные брюки с дугообразным вырезом по низу переда, чтобы не морщились на обуви. Панталоны обычно белые, светлые; жилет пестрый или клетчатый из шелка или бархата. Сюртук коричневого, серого, зеленого цветов.
Одежда английского денди была более сдержанной Цветовой гаммы. Воротник рубашки поднимали вверх. Допускалась нарочитая романтическая небрежность в об-
лике — рубашка с расстегнутым воротом и слегка развивающиеся волосы. Черный галстук повязывался днем, белый — вечером. Галстуки и шейные платки завязывались разными способами: «а-ля Байрон», «примо темпо», «по-ирландски», «по-восточному» (рис. VII.29). Романтики носили темные одежды.
В качестве домашней одежды служили халаты и фески, в чем проявился интерес к Востоку.
Верхней одеждой были сюртук (рис. VII.30), а также бурнус, манто — широкая накидка с несколькими пелеринами (рис. VII.31) и каррик — зимнее пальто с большим воротником, закрывавшим плечи. Часто этот воротник был меховым.
Дополнением к костюму были перчатки, трость, зонтик, хлыст.
Женская одежда. Она была воплощением женственности и романтизма. Как уже было сказано выше, талия в женском платье некоторое время оставалась завышенной. Сначала юбка, очень широкая внизу, вверху не была объемной (рис. VII.32). Затем она стала значительно шире (рис. VII.33). Характерной чертой силуэта женского платья направления бидермайер, отличающей его от платьев всех эпох, является значительно расширенная, гротескная линия плеч вследствие очень пышных рукавов «фонарик» и сердцевидное, глубокое и одновременно широкое декольте, открывающее одновременно и грудь, и спину, и плечи, и шею. Пышная юбка была без каркаса, но корсет был жестким и узким. Он приподнимал женскую грудь, придавая ей красивую форму.
Постепенно талия в женском платье стала возвращаться на место, а объем рукавов несколько уменьшается. Дамские сумочки напоминали кармашки (рис. VII.34) или «сумочку помпадур».
В качестве верхней одежды носили пальто, повторяющее силуэт платья (из-за широких юбок), а также пелерины, накидки, ротонды (рис. VII.35), бурнусы (накидки с капюшоном). Модны «амазонки» — костюмы для верховой езды (цв. вкл., рис. 48).
Обувь. Мужчины носили обувь на низком каблуке и сапоги, как и в эпоху ампира. Женщины продолжали носить туфельки и другую обувь на плоской подошве (рис. VII.36).
Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины по-прежнему носили цилиндры, а также боливары (широкополые шляпы), мягкие фетровые шляпы («а-ля Гарибальди»). Прически мужчин: «а-ля мужик», а также прическа с коком («кок» по-французски «петух») надо лбом и бакенбарды «фавориты» (рис. VII.37). Романтики носили длинные завитые волосы.
Из женских головных уборов распространены были шляпки разных форм: кибитка, шутэ, капор, дополняющие женский костюм (рис. VII.38; цв. вкл., рис. 49). Несколько эклектичные женские прически имели постижерные дополнения — шиньоны, букли, петли и обильно украшались драгоценностями, цветами, гребнями (рис. VII.39) и страусиными перьями. Например, прически с петлями в виде банта и буклями (рис. VII.40, VII.41), с петлями и взбитыми локонами у висков (рис. VII.42), с перьями и нитями
Рис. VII.37. Мужская прическа с коком. Рис. VII.38. Прическа с буклями и шляпка, украшенная цветами и кружевами. Рис. VII.39. Гребни для причесок. Рис. VII.40. Прическа с петлями в виде банта. Рис. VII.41. Прическа с косым пробором, петлей и буклями. Рис. VII.42. Прическа с локонами, взбитыми у висков. Рис. VII.43. Прическа с локонами «англез» жемчуга, с брошами и цветами, с гребнями. Для женских причесок моды би-дермайер характерны косой или зигзагообразный пробор и некоторая асимметричность (см. рис. VII.41, VIL42). В позднем бидермайере появилась прическа с локонами «англез» (рис. VII.43) с прямым пробором.
Дамы носили много украшений в прическах. Очень модным было налобное украшение — ферроньерка, пришедшее из эпохи Возрождения (в России, например, ее носила Н.Н.Гончарова). В нарядных платьях шея, плечи и грудь были открыты, поэтому особой популярностью пользовались медальоны, кулоны, броши и ожерелья. Носили также серьги, кольца и перстни.
Дамы белились и румянились, но макияж был неброский, так как ценились романтичные бледность и хрупкость. Духи, кремы и пудра прочно вошли в обиход дамы XIX в.
Контрольные вопросы и задания
1.Каковы были женский и мужской костюмы моды бидермайера?
2.Назовите наиболее популярные виды женских причесок этого периода.
3.Назовите наиболее распространенные виды женских головных уборов.
4.Что такое «англез»?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru