Техника покраски шибори – Роспись тканей в технике «шибори» – мастер-класс для начинающих и профессионалов

1 Ноя

Содержание

Роспись тканей в технике «шибори» – мастер-класс для начинающих и профессионалов

Здравствуйте, уважаемые мастера и любители росписи тканей, а, может быть, и вовсе не любители, а, те, кто встретится с этим искусством сегодня впервые!

Имея за плечами немалый опыт, я решила провести здесь, на ЯМ, ряд мастер-классов по очень популярной сейчас технике окрашивания тканей «шибори», очень древней, известной во всём мире под разными названиями (узелковый батик, бандхи, планги, тритик и т.д.) Несколько подробней и с примерами фото можно почитать о «шибори» по ссылке недавней моей публикации http://www.livemaster.ru/topic/296033-shibori-na-pike-mody?vr=1&inside=1

Я планирую начать МК с самых базовых, несложных техник, которые освоят новички и даже дети младшего школьного возраста. Постепенно МК буду усложнять и затем мы изготовим вместе несколько красивых аксессуаров и других утилитарных вещей, пригодных для использования или подарка. Создадим себе по настоящему весеннее настроение.

И так, начнём наш первый МК, который будет называться «прошивной батик» или «стёжка-стягивание» (по японски ори-нуи или маки-нуи шибори). С помощью этой техники можно получить очень разнообразные по структуре и живописные геометрические рисунки на ткани .

Для урока необходимо иметь:

  1. Кусочек ткани (белая или светлоокрашенная бязь) размером около 30-40 см по стороне квадрата. Можно взять ткань от старого постельного белья (она мягкая и хорошо впитывает красители и краски).
  2. Простой, мягкий карандаш.
  3. Прочные нитки для прошивания (лучше хб № 30-10).
  4. Красители. В данном уроке можно любые(порошковые анилиновые, жидкие анилиновые, «Гамма» под запаривание или «Гамма» акриловая, проционовые или любые универсальные акриловые краски серии «хобби», например «Jacquard»).
  5. Кальцинированная сода (необходима только для «Гаммы» под запаривание или проционовых красителей).
  6. Швейная игла.
  7. Шприц для инъекций без иглы.

В этом мастер-классе я использовала красители «Гамма» под запаривание. Но, проделав опыт окрашивания хб ткани, предварительно пропитанной раствором соды, убедилась, что закрепление прошло замечательно и запаривать паром нет необходимости. Поэтому рассказываю все свои шаги, относительно «Гаммы».

Предварительно приготовим раствор кальцинированной соды в горячей или тёплой воде из расчёта четверть стакана соды на 1 литр воды. Размешиваем раствор до исчезновения в нём порошка.

Берём приготовленный кусочек ткани и произвольно на нём рисуем простым карандашом три разных геометрических линии.

По первой линии прокладываем самый простейший стежок «вперёд иглой», предварительно завязав на конце нитки узелок (и далее на всех стежках).

По второй линии прокладываем стежок «вперёд иглой», но ткань складываем по карандашной линии вдвое и отступаем от края 2-4 мм.

По третьей линии прокладываем так называемый стежок «через край», также сложив ткань вдвое.

Получили вот такую «картину»

Все три прошитых строчки аккуратно стягиваем до предела, как можно плотнее. Вдеваем конец нитки в иглу и, придерживая пальцами туго стянутую ткань, каждую строчку закрепляем «узелком» во избежание распускания.

Получится вот такая «кукла» ))).

Погружаем ткань в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды и выдерживаем 20-30 минут.

Отжимаем излишки раствора и раскладываем на полиэтилен.

Поливаем из шприца красителем тёмного цвета. В моём случае фиолетовой «Гаммой».

Основная работа проделана. Помещаем окрашенный свёрток в полиэтиленовый пакет и оставляем на сутки. Если поместить пакет в тёплое место ( в слабо прогреваемую духовку 40-50 градусов Цельсия с открытой дверцей или на батарею), то достаточно подержать 5-6 часов.

Вынимаем ткань из полиэтиленового пакета и промываем вначале в холодной, затем в тёплой воде. Аккуратно распускаем строчки, простригнув в нескольких местах нитки вспарывателем или тонкими ножницами, выдёргиваем их. Окончательно стираем туалетным мылом или шампунем.

После высыхания наш образец проглаживаем утюгом. Работа закончена.

Вот такие красивые узоры мы сегодня научились окрашивать. Они могут быть дополнительным украшением и отделкой к основному рисунку, но могут быть самостоятельным узором. Из таких геометрических строк можно формировать очень сложные композиции.орнаментов.

PS: Если для окрашивания применять краски на основе акрила, то предварительно замачивать в растворе соды не нужно. Достаточно окрасить сухую ткань красителем, положить на полиэтилен, спустя 2 часа, подсушить феном и закрепить утюгом, соблюдая инструкцию к краске. Стирать изделие после закрепления утюгом.

Применяя порошковые красители, производить окрашивание строго по приложенной инструкции.

В следующем мастер-классе, который я планирую провести в воскресенье, 19 мая, я подемонстрирую другой способ окрашивания ткани, который называется «мокумэ» шибори.

www.livemaster.ru

5 мастер-классов по японскому искусству окрашивания тканей

В этом материале есть все, что вам нужно знать, чтобы покрасить салфетки или топ в традиционной японской технике — сибори.

Сибори (в английской транскрипции — shibori) — японское искусство окрашивания тканей, известное в этой стране с VIII века. Оно похоже на ставший популярным в 1960-е в США тай-дай (tie-dye) или узелковый батик, но техники здесь разнообразнее и сложнее, а цветов используется, наоборот, меньше.

Содержание:

Техника Сибори

В традиционном сибори белая ткань окрашивается в индиго. Разнообразие достигается за счет различных методов связывания, складывания и сминания ткани. Сегодня мы расскажем вам об основных принципах окрашивания и поделимся несколькими полезными мастер-классами.

Фото: blog.bindandfold.com

Для окрашивания в технике сибори вам понадобятся

  • Краситель цвета индиго, действующий в прохладной воде, и необходимые закрепители для него (соль, сода, уксус).
  • Натуральная ткань (шелк, хлопок, лен, шерсть).
  • Емкость с водой.
  • Резиновые перчатки.
  • Шаблоны из дерева, картона или другого плотного материала. Тонкие пластиковые трубы. 
  • Крепкие нитки.
  • Ножницы.
  • Кисть.

Общие принципы: Ткань аккуратно складывается по шаблону (можно даже утюжить сгибы) и плотно фиксируется нитками. Окрашивать ткань можно, погружая ее в раствор красителя или аккуратно нанося его кистью на сгибы. Выдержав краску необходимое время, не развязывая ткань, прополощите вещь под проточной водой. Дайте ткани высохнуть. Только после этого развяжите нити и восхищайтесь результатом. 

Салфетки

Очень красиво снятый мастер-класс по разновидностям техники itajime от проекта A Beautiful Mess. Специально для тех, кто не любит tie-dye: в несовершенстве стиля такие салфетки не упрекнуть.

Чему поучиться: как складывать ткань, чтобы получить узор в виде снежинок.

Снежинки на простыне

Финская художница и блогер Мирка Хокканен рассказывает и показывает, как окрасить в технике сибори большой отрез ткани. В двух частях: 1, 2.

Чему поучиться: как сложить и зафиксировать действительно большую вещь. 

Двухцветная подушка

Мастер-класс с описанием на русском языке от Надежды Осадченко не просто научит окрашивать ткань, но и подскажет, как превратить полотно в готовую вещь для дома. 

Чему поучиться: как сделать двухцветный узор.

Скатерти и топ

В отличие от многих, автор этого мастер-класса Джессика не красит ткань кистью, а целиком погружает вещь в раствор красителя. Получается так красиво, что этот способ можно использовать даже для переделки надоевшей белой блузы. 

Чему поучиться: как использовать палочки (например, от эскимо) для создания новых узоров.

Обзор базовых техник

И напоследок — очень красивый урок сразу по нескольким базовым техникам сибори от проекта HonestlyWTF. Связывание и складывание, прямые углы и паучьи сети — вся красота процесса и результата.

Чему поучиться: не самой распространенной технике аrashi, когда ткань оборачивается вокруг цилиндра.

Дайджест Квартблога

Выразительная подушка в оттенках индиго своими руками — Как покрасить подушку в традиционной японской технике: мастер-класс для смелых с химией и волшебством. 

Раскрашиваем подушки маркером для ткани: 9 стильных узоров — Вдохновение от профессиональных дизайнеров, мастер-классы и неожиданные решения: мы собрали для вас лучшие идеи, как самому сделать красивую подушку.

Кружево в интерьере — Мы нашли несколько чудесных идей по использованию кружева в современном интерьере.

Красим текстиль: 6 идей в технике tie-dye — Учимся красить текстиль в технике tye-die: от базовых техник до необычных решений.

Объемные буквы из ткани своими руками: мастер-класс — Пошаговый мастер-класс по пошиву мягких объемных букв-подушек из ткани, из которых мы составим уютное домашнее слово Home.

 

Фото обложки: idyllwilde.co

DIY, текстиль

kvartblog.ru

Шибори: техника, методы и приемы работы

Шибори (сибори, японский батик) — это работа с тканью перед окрашиванием. От японского глагола «сибору» — скручивать, сжимать, сдавливать. В Японии эта техника насчитывает многовековую историю и нашла отклик по всему миру: в Африке, Китае, Европе, Индии, Индонезии и многих других.

Изначально для работы древние японцы использовали колышки. На них натягивали ткань, плотно обматывали нитью, после чего окрашивали.

Шибори в древней Японии

В древней Японии, техника шибори украшала императорские одеяния и костюмы его подданных. Позже одежда, выполненная в этой технике, стала доступна и другим слоям населения, но изготавливали её из хлопка и конопли, а шелк так и остался привилегией высшего сословия.

Шибори – это окрашивание

Говоря о шибори, нужно подчеркнуть, что здесь речь пойдет об окрашивании. При окрашивании, в отличие от росписи по эскизу, конечный результат часто остается загадкой до последнего момента. При окрашивании можно получить рисунок, напоминающий скорее орнамент, чем четко выраженные формы как при росписи.

Виды шибори

Шибори имеет огромное количество разновидностей и сейчас мы поговорим о том как сделать работу в технике шибори.

Узелковая техника

Эта техника получила широкое распространение и о ней мы поговорим в отдельной статье, посвященной узелковому батику.

Стеганая техника (Нуй сибори)

Принцип этой техники: проложить наметочные швы (вперед иголку), а после стянуть эти швы до образования плотных складок. Швы могут пересекаться и образовывать сложные узоры, а материал может быть прошит в одно-два сложения или же заложен в одинаковые складки. Кроме того, стежки влияют на узор — чем они короче и плотнее (например, машинная строчка), тем ровнее и четче будет неокрашенная линия на готовой работе.

После прокладывания стежков и стягивания, начинается работа с красителем. Заготовку погружают в краску, но она не проникает на те участки, где проходят швы и образовались плотные складки.

Виды узоров в стеганой технике шибори

Так, параллельно проложенные стежки дают рисунок, напоминающий кору дерева (мокумэ сибори).

Использование шаблонов также помогает создавать узоры. Например, при помощи полукруглых шаблонов можно создать рисунок «японский жаворонок» (курамацу сибори). Этот орнамент состоит из кругов, расположенных в шахматном порядке, либо из волнистых линий, которые получаются при сдвигании полукруга на одной стороне сложенной ткани.

Узор ори нуй сибори образуют наметочные стежки, проложенные на небольшом расстоянии от сгиба при двойном сложении.

Узор маки нуй сибори образуется по такому же принципу, как и предыдущий, но шов используется петельный (через край).

Все стеганые техники могут сочетаться с узелковой. Примеры этой техники вы можете увидеть на следующих фото:

Араси сибори

В этой технике материя оборачивается вокруг цилиндрической трубки. Она может быть обернута произвольно с неравномерными складками, и основным принципом здесь будет импровизация. После чего жгутом или нитками она фиксируется, а затем окрашивается. Жгут или нитки также могут быть обмотаны в любом направлении.

Араси сибори с диагональными полосками

Также можно создавать узор с диагональными полосками. Для этого узкие полоски примерно 20 см шириной наматываются на трубку по спирали без нахлеста, а жгут наматывают горизонтально с одинаковым интервалом в противоположном направлении.

Между направлением долевой нити отреза материала и жгутом образуется острый угол, из-за чего и получаются диагональные полоски. Ширина складок будет равна расстоянию между витками. После того как жгут намотан на высоту 10 см полотно стягивают вниз, как бы прессуя, чтобы зафиксировать складки. При необходимости жгут подтягивают чтобы натяжение не ослабевало. Жгут наматывают таким образом по всей длине.

Араси сибори с горизонтальными полосками

Горизонтальные полоски можно создать таким же образом, главное отличие будет в способе наматывания жгута. Для горизонтальных полосок направление долевой либо уточной нити должно быть параллельно трубке, а жгут будет проходить перпендикулярно. Отрез может быть даже сшит по длинной стороне. Батик шибори араси может сочетаться со стеганой техникой.

Складывание и закрепление зажимами (Итадзимэ сибори)

Изначально окрашиваемое сукно или шелк складывали в несколько слоев определенным образом. Например, по форме квадрата, треугольника либо прямоугольника. Затем зажимали между двумя деревянными брусками со специальными зарубками для закрепляющей нитки, а затем окрашивали.

Формы досок определяли узор, а сила сжатия влияла на степень проникновения краски.

В наши дни вместо деревянных досок используют шаблоны и зажимы для бумаги.

Гофрирование и обвязывания (Тэсудзи сибори)

Это еще одна японская техника шибори, особый способ окрашивания. Складки закладывают так, чтобы получить гармошку. Затем ее обматывают шнуром или ниткой, сохраняя интервал между витками и натяжение. После обматывания заготовку окрашивают.

Одноцветное и многоцветное окрашивание

Искусство шибори это окрашивание особым методом, который чаще всего предполагает погружение в раствор красителя. При таком способе окрашивание может быть одноцветным или многоцветным.

Конечно, способ завязывания влияет на то, каким образом будет производиться многоцветное окрашивание. Так, например, в технике узелкового батика можно покрасить в разные цвета каждый узелок, а в технике араси и тэсудзи сибори окрашивание будет более равномерным, так как окрашиваемые участки не изолированы друг от друга.

Что касается цветовой гаммы, то ее лучше подбирать гармоничную, так как техника шибори предполагает, что краски могут смешиваться. Также нужно учитывать, что большое количество цветов может привести к образованию «грязных» цветовых пятен.

Экспериментальные приемы шибори

Работая в технике шибори, можно использовать не только известные приемы, но и экспериментировать. Очень интересные результаты можно получить используя полипропиленовую сетку, которую обычно применяют для упаковки фруктов или овощей.

Для получения мраморного эффекта внутрь сетки кладут отрез шелка, плотно его затягивают, а затем окрашивают. Главное следить, чтобы сетка действительно стягивала шелк, иначе окрашивание будет сплошным.

Где шибори используется

Сегодня стиль шибори широко используется в производстве одежды. Ведущие дизайнеры часто применяют в своих коллекциях либо ткани, окрашенные в технике шибори, либо принт, напоминающий характерный для этой техники узор. Часто японский батик используется в интерьере для настенных панно, штор, скатертей и салфеток. Также можно встретить примеры лоскутного шитья, где активно используется эта техника.

Она прекрасно подходит и для начинающих, т.к. сделать шибори своими руками совсем не сложно. Для этого не нужно уметь рисовать, достаточно лишь несколько раз потренироваться и можно получить превосходный результат.


fashionelement.ru

Техника шибори. Украшения в технике шибори

Шибори. Что означает это японское слово? Фактически, ничего. Термин прижился в неправильном прочтении. Корректнее говорить «сибори». С японского переводится как «окрашивание».

Речь о технике рукоделия. В Японии к ее названию добавляют слово «дзомэ» — «узелки». То есть, речь об узелковом окрашивании. В Японии его освоили в 8-ом веке. Однако, родина техники шибори иная. На острова стиль пришел из Индии и Китая. Узнаем в чем суть метода, как узелки могут помочь в деле окрашивания тканей.

Описание и особенности техники шибори

Японская техника шибори заключается в защите некоторых участков ткани от окрашивания. Дабы пигмент не попал на них, или попал лишь частично, материи перекручивают, стягивают жгутами или завязывают в узлы.

Итогом может стать любимый узор хиппи – радужная спираль психоделического толка. Поскольку краска на ткань ложится неравномерно, получаются абстрактные узоры.

Упомянув культуру хиппи, зародившуюся в Америке, заметим, что в США стиль шибори именуют «тай-дай». Его связывают именно с красочными узорами на одеждах и аксессуарах хиппи.

На фото варианты скручивания и перетягивания ткани для окрашивания в технике шибори

Их считали отжившими свое, но к грядущему весенне-летнему сезону о тай-дай вспомнили именитые бренды. Мастера Lacoste дали миру поло с узелковым рисунком. Иссий Мияки расцветил психоделическими узорами пиджаки и свитера. Модельер – японец. Поэтому, его тяга к узелковому окрашиванию понятна.

Купить шибори джинсы предложили на последних показах Levis. Band of Outsiders создали коллекцию красочно-расплывчатых рубашек. У The Hundreds можно найти шибори-панамы и кепки.

В 21-ом веке их выполняют из разных тканей. Исторически же шибори делали только на натуральном шелке. Ненатуральных тканей в те времена не было. К тому же, истинное узелковое окрашивание одноцветное и даже однотонное.

Использовали только индиго. Краситель получали из фиолетовых и синих минералов, к примеру, азурита. Других пигментов у простолюдинов Азии не было. Именно они и придумали технику, дабы хоть как-то украсить свои одеяния и быт.

В современном мире украшения в технике шибори далеки от эстетики бедности. Напротив, узелковое окрашивание стало символом эксклюзивности. В условиях массового, однотипного производства узоры шибори единичны.

Их невозможно повторить. Поэтому лента шибори из шелка стоит подобно полудрагоценным камням и наравне с ними используется в ювелирных изделиях. Тесьму гофрируют. Собственно за счет «гормошки» и получается неравномерное прокрашивание ленты.

Украшения в технике шибори

Шибори-украшения, как правило, массивные. Чтобы просмотрелась красота окрашенной ткани и лент нужно пространство. Им, обычно, служат кожа, фетр. Нужны материалы, к которым шибори легко приклеится или пришьется.

Порой, основой для композиции из радужной ткани служат предметы гардероба, к примеру, фетровые шляпы. Замена привычных круговых лент на них композициями шибори делает головные уборы цепляющими глаз, изысканными.

В украшениях шибори дополняют камнями насыщенных цветов, россыпью бисера, жемчуга. Красочные элементы соответствуют столь же цветной ткани. Общий вид изделий получается ярким, с восточными нотами.

Азиатские мотивы, порой, подчеркиваются и формой украшений. Возьмем, к примеру, подвеску с керамическим лицом гейши. Ее черты прорисованы в технике эмали, а прическа – складки ткани, окрашенной узелковым методом и украшенной камнями. Лента шибори, так же, отлично смотрится в роли крыльев птицы Феникс, или тела дракона.

Если использовать шибори для украшений европейской стилистики, материя подходит для юбок придворных дам и их зонтиков, защищающих от солнца. Можно сложить из лент бутоны лилий. Композиции объемные, но легкие.

Шелк, как известно, почти невесом. Утяжелить украшения могут лишь металлические вставки и кристаллы. Но, если взять легковесные сплавы, а камни заменить стеклом и бисером, придворные дамы и цветочные композиции не будут обременительны даже в серьгах.

Современное шибори в украшениях не всегда натурально. Процветает псевдоузелковый метод. Драпировки крепят на браслеты да колье, и лишь потом окрашивают. Достаточно вспрыснуть материи красками-спреями из баллонов. Такое шибори своими руками способен сделать каждый. Но, как соблюсти исторические каноны?

Как сделать шибори

Узелковая техника берет узорами и плавными переходами цветов. Орнаменты – дело фантазии мастера. Однако, оттачивать технику рекомендуют на простых узорах. Это геометрия. Предлагаем шибори для начинающих с ромбовидным принтом. Потребуется белый шелк, краска одного цвета, нитка с иглой, булавки, карандаш и шаблон квадратной формы.

Начинаем работу со складывания шелка вдвое. Ткань скользит. Для удобства фиксируем ее булавками или иглами. Теперь, подставляем к бокам материи квадратный шаблон, к примеру, коробку из-под CD-диска.

Ставим ее углом. В итоге, на ткани обрисовывается треугольник. Фигуры с одной стороны ткани встают меж фигурами с другой. Расстояние между треугольниками равно длине их основания.

Обрисованные карандашом треугольники нужно прошить по контуру. Мелкие и частые стежки блокируют проникновение красителя в узор почти полностью. Большие и редкие стежки сделают орнамент на ткани отличным от основного фона лишь на пару тонов.

Нити, которыми  прошиваем треугольники, не обрезают. Когда все фигуры отделены от основы, нити затягивают. Из треугольников получаются сморщенные «ушки». Обматываем их основания концами нитей.

Сила их затягивания тоже влияет на количество красителя, попадающего внутрь узоров. Чтобы преградить путь пигменту нужно обмотать «ушки» много раз да потуже.

Наступает время окрашивания. Подойдут анилиновые или проционовые пигменты. Первые – продукты окисления анилина. Это простейший органический амин. Его получают из натурального индиго. Последнее время анилиновые краски научились синтезировать, к примеру, на основе каменноугольной смолы.

Проционовые краски названы в честь одной из самых ярких звезд. Соответственно, пигменты серии поражают насыщенностью. Как и анилиновые, проционовые красители легко растворяются в воде, даже холодной.

Пигменты обоих типов идеальны для обработки натуральных тканей и кож. Анилин воздействует еще и на вискозу, шифон, то есть ряд искусственных материй. Так что, выбираем цвет, читаем инструкцию, и вперед.

Окрашенной ткани даем просохнуть. Лишь потом удаляем нити и разворачиваем полотно. Треугольники складываются в квадраты. Их сердцевина прокрашена, а остальное пространство светлое с едва уловимыми разводами цвета. Остальная ткань однотонна. Творение сгодиться на шарф. При желании, можно подготовить несколько лоскутов, сшив из них юбку или топ.

Если в планах изготовление украшений шибори, удобнее воспользоваться шелковой лентой. Ее делают иначе. Потребуется шелк, краска, деревянная палочка и утюг. Берем так же нитки, воду, чашу с широкими краями, кисти с губками и газеты.

Но, начинает работу с уксуса. Он потребуется для того, чтобы сделать обычный шелк гофрированным. Он получиться после замачивания в растворе. На стакан воды берем чайную ложку уксуса. Выдерживаем ткань в растворе 20 минут.

После, отжимаем материю и выкладываем на чистую салфетку или полотенце. Далее, трудоемкий процесс. Сворачиваем шелк от центра и проглаживаем утюгом. Гладим через ткань, к примеру, марлю.

Как сделать ленту шибори без трудоемкого проглаживания? Купить уже гофрированный шелк. Он примерно на 40% дороже и встречается редко. Если удастся купить гофр, его нужно увлажнить и сложить в ленту.

На фото лента шибори

Тоже делаем с самодельной материей. Нити пропускаем по складкам в месте сгиба. Теперь наматываем свернутый шелк на широкую деревянную палку. Кстати, материя нужна цветная.

Из белого шелка ленты шибори не делают. Секрет изделия в прокрашивании лишь верхушек сгибов. Подбираются пигменты, сочетающиеся с основным фоном. Это дает композиции особую глубину.

Сгибы намотанной на палку ленты красим губкой или кистью. Не снимая ткань с основы, кладем сохнуть, опирая о края чаши. Ее нужно удалить от солнца и обогревателей примерно на сутки.

Высохшая лента требует закрепления краски. Нужно смотать рулон, завернуть в полиэтиленовую пленку и отправить на водяную баню. Обмотка должна быть герметичной, чтобы пар не проник под нее. Выдерживаем ленту на бани полтора часа и проглаживаем по линии сгиба. Изделие готово.

Если отклониться от традиционной техники, расцветить материю можно перекисью водорода. Она даст белесые разводы. Химики вспомнят и еще несколько реагентов, действующих подобно перекиси.

Практикуют, так же, восковое окрашивание. Оно известно как горячий батик. Последнее понятие применяют к ручной росписи материй. Парафин в батике наносится на границы узоров, дабы закрепить их.

Если хочется почувствовать себя японцем 15-го столетия, можно прикрыть участки ткани листьями или побегами бамбука. Так окрашивали кимоно самураи. Хотите позавязвать узелки?

Выучите пару исторических названий техник шибори. Так, каноко – хаотично разбросанные мелкие узелки. Хитта каноко – уже сложные орнаменты из тех же мелких узелков.

Последний стиль возвели в ранг искусства в 17-ом столетии. Минуло 3 века, а шибори вновь на пике популярности. Подиумы ставят во главу угла ретро мотивы и этнику.

Шибори относится к последней. От узелкового окрашивания веет Востоком, сказками и очарованием древних легенд. Это и вдохновляет дизайнеров, а заодно, и их поклонников.

tvoi-uvelirr.ru

Японская техника Шибори — окрашивание ткани

Shibori, – это японский термин для методов окрашивания ткани путем связывания, складывания, скручивания и сжатия. Еще метод получил название «узелкового» окрашивания.

В Японии самый ранний известный пример окрашивания ткани с применением техники Shibori (Шибори) восходит к 8-му веку, когда цвет индиго был главным красителем декоративных тканей для бытового использования и нарядов простолюдинов. К 14-му веку ткани, окрашенные в технике, завоевали расположение высшего общества, в том числе самурайской знати. Узоры на ткани стали сложными и витиеватыми. При работе использовались побеги бамбука, а определенные участки материи расписывалась вручную.

Команда сайта  Домашний HAND-MADE  вдохновлена и восхищена этой увлекательной техникой окрашивания ткани – Шибори, ее историй, простотой исполнения и красотой.

Удивило невероятное преображение различными способами в данной технике старых белых рубашек и шарфов, других повседневных предметов домашнего обихода.

Расскажем о некоторых из них.

1. Араши (по-японски «Шторм»).

Ткань заворачивают по диагонали вокруг выбранного объекта, в основном цилиндрической формы (как правило, используют старые ПВХ и медные трубы), а затем крепко связывают упаковки нитью или проволокой по периметру всего изделия, вверх и вниз. Затем ткань хрустел вниз на полюсе. Рисунки, получаемые этим методом окрашивания, проявляются на ткани, словно свидетельствует о прошедшем дожде и сильном шторме.

2. Кумо является методом оборачивания и связывания. Эта техника предполагает упаковки отдельных участков ткани на найденный объект, как правило, объектами являются мелкие камни или галька. Затем ткань закрепляют на выбранной детали с помощью нитей или резинками. Результатом метода является очень специфической круговой паукообразный дизайн ткани.

3. Itajime является третьим методом японской техники окраски. Ткань складывают гармошкой и зажимают между двумя кусками дерева или другими любыми плоскими объектами, ткань удерживают с помощью специальной строки или резинками. Орнамент получается своеобразным, оригинальным, даже не предсказуемым, зависит от числа складок и мест размещения крепежей в виде резинок или нитей.

После выбранного метода складывания, ткань подвергают окрашиванию красителем индиго. Затем поласкают проточной водой и снова опускают в краситель. Повторяют процедуру окраски до тех пор, пока не получат желаемый оттенок на ткани. Цвет делают чуть темнее, так как он постепенно бледнеет после промывки. Сушат, развязывают все узелки, наслаждаются невероятными картинами и орнаментами.

honestlywtf

Окрашивая ткань не обязательно придерживаться только одного из перечисленных методов техники окрашивания ткани Шибори, возможно их сочетание и комбинирование.

Обязательно попробуйте свои силы в создании великолепия методами Шибори!

@Домашний HAND-MADE

hmhome.ru

Роспись тканей в технике «шибори». Урок 3.

Доброго всем воскресного дня, уважаемые мастера и любители ручного творчества!

Сегодня третий мастер-класс по росписи тканей японского «шибори» и посвящается он технике «маки-эйдж». С помощью этой техники можно «расписать» любые замкнутые фигуры: квадратики, кружки, листочки и т.д. и применить её для отделки и создания одежды и аксессуаров, использовать для украшения интерьера (штор, скатертей, наволочек, панно).

Я покажу вам, как можно применить «маки-эйдж» для росписи небольшой салфеточки или носового платочка. Это уже будет изделие, которое можно подшить и подарить или оставить себе на память.

Ссылка на первый мастер-класс http://www.livemaster.ru/topic/297219-rospis-tkanej-v-tehnike-shibori?vr=1&inside=1

Ссылка на второй мастер-класс http://www.livemaster.ru/topic/303029-rospis-tkanej-v-tehnike-shibori-urok-2?vr=1&inside=1

Для работы требуется:

  1. Квадратный кусок хб ткани (бязь, батист, сатин и т.п.) белого цвета со стороной 35-40 см .
  2. Краситель «Гамма» хобби (в моём примере).
  3. Сода кальцинированная.
  4. Шприц для инъекций или кисточка (лучше упругая, можно щетинную).
  5. Нитки прочные хб № 30-10 или капроновые.
  6. Игла швейная.
  7. Кусок полиэтилена.
  8. Резиновые или разовые перчатки.
  9. Простой, мягкий карандаш.

Приступаем к мастер-классу.

На ткани я начертила четыре квадрата по углам со стороной 10 см , большой круг в центре и четыре маленьких кружка по бокам нашей будущей салфеточки.

Все фигуры прометала простой строчкой «вперёд иглой» по контуру прочными нитками. Один конец намёточной нитки оставляем примерно 10 см длиной, второй длиннее, около 40 -50 см (для обкрутки).

Стягиваем строчку, проложенную вокруг контура каждой фигуры до предела туго и завязываем концы ниток на узел.

Делаем у основания 4-5 тугих витков длинным концом нитки. Затем , продвигаясь выше, очень туго делаем витки ( по 3-4) в нескольких местах до самого верха. Дойдя до верха, возвращаемся назад (вниз), уже, обвивая по обмотанным местам одним витком. Крепко завязываем концы ниток у основания на узел.

Обращаю ваше внимание на то, что от старания крепче затянуть витки ниток, будет зависеть результат работы: четкость и контрастность рисунка.

После тугого перевязывания всех элементов получилось вот такое чудо.

Погружаем эту связку в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды на 20-30 минут (раствор готовится из расчёта 1/4 стакана соды на 1 литр горячей или тёплой воды).

Пока ткань лежит в растворе соды помассируйте ваши пальчики, которым досталось немало от рутинной, непривычной для них работы.

Достав связку из р-ра соды, хорошо её отжимаем , раскладываем на кусок полиэтилена и окрашиваем её очень обильно в любой желаемый цвет, лучше тёмный (для большей контрастности рисунка). Я окрасила свою салфеточку в фиолетовый.

Здесь будут не лишними резиновые или разовые перчатки во избежание окрашивания кожи пальцев. Надо постараться хорошо прокрасить ткань между многочисленными складочками.

Помещаем окрашенную связку в полиэтиленовый пакет и оставляем его лежать при комнатной температуре 12-24 часа. Как ускорить окрашивание, читайте в предыдущих МК.

Если вы выбрали для эксперимента порошковые, анилиновые или универсальные красители, то просто погружаете связку в горячий раствор красителя и выдерживаете в нём, соблюдая инструкцию.

По прошествии указанного времени достаем свёрток из пакета и, не развязывая нитки, промываем в холодной, затем в горячей воде. Очень аккуратно разрезаем нитки, вынимаем из ткани и ещё раз стираем, теперь уже окончательно, с моющим средством.

Просушиваем, гладим утюгом и любуемся на своё творчество!!!

«Ах, какая красота! Ах, какая я молодец!!!» — говорите Вы себе с неподдельным удовлетворением.

С гордостью можете положить такую живописную салфетку на обеденный стол, когда к вам забежит на часок поболтать лучшая подруга и предложить ей чашечку чая или кофе ))) !

Приятного всем, весеннего настроения!

Следующий МК – в следующее воскресенье. Жду всех с большим желанием!

С уважением Надежда.

www.livemaster.ru

Shibori — окраска ткани | Как сделать …


Shibori это японский термин, означающий метод окраски предметов одежды путем их связывания, скручивания и сжатия. В Японии самая ранняя ткань, окрашенная методом шибори датируется 8-мым веком, где краситель индиго был основным. Нас сразу захватила эта техника, это история и красота. После долгих поисков и исследований мы решили испробовать 3 метода окраски шибори, и использовать набор с красителем Индиго (взяли старые белые рубашки и шарфы и несколько предметов домашнего обихода).

1. Arashi (по-японски «шторм») Shibori – техника с обертыванием одеждой палки. Ткань оборачивается по диагонали вокруг палки (мы использовали пвх трубу), и затем крепко привязывается веревкой. Затем ткань снимается с палки. Узор будет под углом, что символизирует дождь при сильном ветре. (нажмите на фото для их увеличения).

2. Kumo Shibori является техникой закручивания маленьких секций ткани и закрепление их. Этот метод включает в себя обертывание тканью предмета, обычно маленьких камешков. Затем секция скручивается и закрепляется резинкой. В результате получается очень специфичный круговой паукообразный дизайн.

3. Itajime Shibori техника закрепления ткани. Ткань складывается гармошкой и зажимается между двумя кусками дерева или других плоских предметов, которые держаться вместе благодаря веревке или резинкам. Предмет не дает краске касаться ткани, возможны многочисленные варианты окраски в зависимости от способа сложения ткани, формы зажимающих предметов и размещения резинок.

Мы готовы красить!

Следуйте инструкции на упаковке с красителем, что весьма просто; сначала ополосните ткань водой, затем окуните в ванну с красителем индиго, который был разведен до начала связывания ткани, дайте окислится 20 минут,и затем повторите шаги для более темных оттенков индиго. Имейте в виду, что цвет намного темнее, когда ткань влажная и исчезнет после промывки.

Промойте ткань водой и снимите крепления, чтобы раскрыть удивительное творение.

Наши узоры сделаны техниками Arashi, Kumo и Itajime. Варианты бесконечны, пробуйте различные сочетания и даже объединяйте методы окраски шибори, чтобы увидеть что можно создать. Готовая емкость с красителем продержится 15 сутки сможет окрасить примерно 15 предметов одежды.

Наши окрашенные шибори вещички!! У нас так и чешутся руки покрасить что-нибудь еще, и возможно даже попробуем наши силы в воссоздании этого великолепного платья Suno.

Posted by: Admin // Идеи Hand Made //

kaksdelat.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *