Техника покраски шибори: 5 мастер-классов по японскому искусству окрашивания тканей

26 Окт

Содержание

5 мастер-классов по японскому искусству окрашивания тканей

В этом материале есть все, что вам нужно знать, чтобы покрасить салфетки или топ в традиционной японской технике — сибори.

Сибори (в английской транскрипции — shibori) — японское искусство окрашивания тканей, известное в этой стране с VIII века. Оно похоже на ставший популярным в 1960-е в США тай-дай (tie-dye) или узелковый батик, но техники здесь разнообразнее и сложнее, а цветов используется, наоборот, меньше.

Содержание:

Техника Сибори

В традиционном сибори белая ткань окрашивается в индиго. Разнообразие достигается за счет различных методов связывания, складывания и сминания ткани. Сегодня мы расскажем вам об основных принципах окрашивания и поделимся несколькими полезными мастер-классами.

Фото: blog.bindandfold.com

Для окрашивания в технике сибори вам понадобятся

  • Краситель цвета индиго, действующий в прохладной воде, и необходимые закрепители для него (соль, сода, уксус).
  • Натуральная ткань (шелк, хлопок, лен, шерсть).
  • Емкость с водой.
  • Резиновые перчатки.
  • Шаблоны из дерева, картона или другого плотного материала. Тонкие пластиковые трубы. 
  • Крепкие нитки.
  • Ножницы.
  • Кисть.

Общие принципы: Ткань аккуратно складывается по шаблону (можно даже утюжить сгибы) и плотно фиксируется нитками. Окрашивать ткань можно, погружая ее в раствор красителя или аккуратно нанося его кистью на сгибы. Выдержав краску необходимое время, не развязывая ткань, прополощите вещь под проточной водой. Дайте ткани высохнуть. Только после этого развяжите нити и восхищайтесь результатом. 

Салфетки

Очень красиво снятый мастер-класс по разновидностям техники itajime от проекта A Beautiful Mess. Специально для тех, кто не любит tie-dye: в несовершенстве стиля такие салфетки не упрекнуть.

Чему поучиться: как складывать ткань, чтобы получить узор в виде снежинок.

Снежинки на простыне

Финская художница и блогер Мирка Хокканен рассказывает и показывает, как окрасить в технике сибори большой отрез ткани. В двух частях: 1, 2.

Чему поучиться: как сложить и зафиксировать действительно большую вещь. 

Двухцветная подушка

Мастер-класс с описанием на русском языке от Надежды Осадченко не просто научит окрашивать ткань, но и подскажет, как превратить полотно в готовую вещь для дома. 

Чему поучиться: как сделать двухцветный узор.

Скатерти и топ

В отличие от многих, автор этого мастер-класса Джессика не красит ткань кистью, а целиком погружает вещь в раствор красителя. Получается так красиво, что этот способ можно использовать даже для переделки надоевшей белой блузы. 

Чему поучиться: как использовать палочки (например, от эскимо) для создания новых узоров.

Обзор базовых техник

И напоследок — очень красивый урок сразу по нескольким базовым техникам сибори от проекта HonestlyWTF. Связывание и складывание, прямые углы и паучьи сети — вся красота процесса и результата.

Чему поучиться: не самой распространенной технике аrashi, когда ткань оборачивается вокруг цилиндра.

Дайджест Квартблога

Выразительная подушка в оттенках индиго своими руками — Как покрасить подушку в традиционной японской технике: мастер-класс для смелых с химией и волшебством. 

Раскрашиваем подушки маркером для ткани: 9 стильных узоров — Вдохновение от профессиональных дизайнеров, мастер-классы и неожиданные решения: мы собрали для вас лучшие идеи, как самому сделать красивую подушку.

Кружево в интерьере — Мы нашли несколько чудесных идей по использованию кружева в современном интерьере.

Красим текстиль: 6 идей в технике tie-dye — Учимся красить текстиль в технике tye-die: от базовых техник до необычных решений.

Объемные буквы из ткани своими руками: мастер-класс — Пошаговый мастер-класс по пошиву мягких объемных букв-подушек из ткани, из которых мы составим уютное домашнее слово Home.

 

Фото обложки: idyllwilde.co

DIY, текстиль

Японская техника Шибори — окрашивание ткани

Shibori, – это японский термин для методов окрашивания ткани путем связывания, складывания, скручивания и сжатия. Еще метод получил название «узелкового» окрашивания.

В Японии самый ранний известный пример окрашивания ткани с применением техники Shibori (Шибори) восходит к 8-му веку, когда цвет индиго был главным красителем декоративных тканей для бытового использования и нарядов простолюдинов. К 14-му веку ткани, окрашенные в технике, завоевали расположение высшего общества, в том числе самурайской знати. Узоры на ткани стали сложными и витиеватыми. При работе использовались побеги бамбука, а определенные участки материи расписывалась вручную.

Команда сайта  Домашний HAND-MADE  вдохновлена и восхищена этой увлекательной техникой окрашивания ткани – Шибори, ее историй, простотой исполнения и красотой.

Удивило невероятное преображение различными способами в данной технике старых белых рубашек и шарфов, других повседневных предметов домашнего обихода.

Расскажем о некоторых из них.

1. Араши (по-японски «Шторм»).

Ткань заворачивают по диагонали вокруг выбранного объекта, в основном цилиндрической формы (как правило, используют старые ПВХ и медные трубы), а затем крепко связывают упаковки нитью или проволокой по периметру всего изделия, вверх и вниз. Затем ткань хрустел вниз на полюсе. Рисунки, получаемые этим методом окрашивания, проявляются на ткани, словно свидетельствует о прошедшем дожде и сильном шторме.

2. Кумо является методом оборачивания и связывания. Эта техника предполагает упаковки отдельных участков ткани на найденный объект, как правило, объектами являются мелкие камни или галька. Затем ткань закрепляют на выбранной детали с помощью нитей или резинками. Результатом метода является очень специфической круговой паукообразный дизайн ткани.

3. Itajime является третьим методом японской техники окраски. Ткань складывают гармошкой и зажимают между двумя кусками дерева или другими любыми плоскими объектами, ткань удерживают с помощью специальной строки или резинками.

Орнамент получается своеобразным, оригинальным, даже не предсказуемым, зависит от числа складок и мест размещения крепежей в виде резинок или нитей.

После выбранного метода складывания, ткань подвергают окрашиванию красителем индиго. Затем поласкают проточной водой и снова опускают в краситель. Повторяют процедуру окраски до тех пор, пока не получат желаемый оттенок на ткани. Цвет делают чуть темнее, так как он постепенно бледнеет после промывки. Сушат, развязывают все узелки, наслаждаются невероятными картинами и орнаментами.

honestlywtf

Окрашивая ткань не обязательно придерживаться только одного из перечисленных методов техники окрашивания ткани Шибори, возможно их сочетание и комбинирование.

Обязательно попробуйте свои силы в создании великолепия методами Шибори!

@Домашний HAND-MADE

многовековая японская техника окрашивания ткани

Шибори — это старинная японская техника окрашивания ткани. Данная техника, известная своим синим красителем, является результатом экспериментов с более интересными подходами к производству текстиля, а не просто окрашиванием одежды и тканей.

Сам термин означает заматывать, складывать или сжимать. Речь идет о создании узоров на ткани и подготовке полотна таким образом, чтобы на определенных участках не было окрашивания.

Что делает шибори таким особенным?

Одним из определяющих элементов шибори, который отличает его от других подобных техник по всему миру, является использование индиго в качестве красителя. Частично это связано с преобладанием японского растения индиго, но также и с периодом японской истории, когда только высшие классы могли носить красивую дорогую одежду, а индиго был одним из немногих ярких цветов, которые разрешалось носить большинству людей.

Такое положение сохранялось на протяжении всей истории страны и до сих пор это заметно, если посмотреть на предметы, которые считаются традиционно японскими во всем мире. Процесс окрашивания индиго известен как

аизомэ.

Наряду с вышивкой, росписью по трафарету и ручной росписью шибори традиционно использовалась для изготовления кимоно и повседневной одежды. Данная техника является универсальной, поскольку созданные выкройки можно использовать как для сложных, детализированных узоров, так и для более крупных для повседневной носки.

Узнайте больше о кимоно в нашей статье о самом известном предмете японской одежды.

Техники

Техника каноко шибори, которая может быть знакома большинству людей — это всего лишь один из видов шибори. На самом деле существует несколько других техник, которые дают другие узоры. Для достижения наилучшего результата, как и при любой технике естественного окрашивания, лучше всего использовать натуральные волокна, так как они лучше всего удерживают краситель. Вот почему его традиционно используют для изготовления кимоно и юкат, изготовляющиеся из хлопка и шелка.

Каждая из техник создает разные формы и узоры, от больших и простых до маленьких и более сложных.

Миура шибори — техника петель

Для удержания кусков ткани используется игла с крючком, которую вместе с тканью обвивают нитью, чтобы получился небольшой пучок. Это создает узоры с обручем, похожие на технику каноко шибори.

Кумо шибори — техника складывания и переплетения

Эта техника представляет из себя складывание ткани и последующее очень плотное связывание отдельных участков, чтобы создать паучий узор.

Нуи шибори — техника сшивания

Чтобы создавать разнообразные сложные узоры, вы можете попробовать

нуи шибори. Данная техника использует сшивание, что позволяет «пришить» выкройку перед тем, как плотно натянуть нить, связывая ткань вместе для окрашивания.

Араши шибори — техника обертывания

Для такого окрашивания нужен шест. Ткань оборачивается вокруг шеста, а затем складывается и связывается вокруг него. Создаваемый данной техникой линейный узор сравнивают с сильным дождем, отсюда и название метода (араши означает шторм).

Итаджиме шибори — техника складывания

Чуть более необычная техника, позволяющая создать узоры, когда с обеих сторон используются куски дерева, которыми зажимается ткань, чтобы краска не попала в эти области.

Шибори в наши дни

Сегодня эта техника все еще используется в японской модной индустрии как в ее традиционном проявлении, так и в современной интерпретации. Следующее поколение начало вносить свой вклад в историю окрашивания индиго и шибори, применяя его в новых стилях одежды. Возрождаются традиционные методы производства, даря уникальные предметы одежды магазинам по всей стране.

Такие методы, как шибори, переживают второе рождение, поскольку растет осведомленность людей о непоправимых изменениях климата, и все больше людей старается сократить количество производимых отходов, продлевая срок использования вещей. Эта техника широко почитается во всем мире и является лишь небольшой частью многих тенденций, направленных на продление жизненного цикла одежды путем обновления с помощью методов окрашивания.

Читайте больше о других методах безотходного использования, используемых в Японии.

Попробуйте сами

В шибори, безусловно, есть элемент искусства и мастерства. Но одна из причин, по которой эта техника сохранилась с течением времени — ее простота, с которой можно придать вашей одежде уникальный вид. Так почему бы не купить себе комплект для шибори и не попробовать самим?

Или еще лучше, сделайте еще один шаг навстречу Японии и приезжайте в рамках одной из наших Учебных поездок, во время которой вы сможете лично попробовать шибори.

Рукодельники Японии вытворяют что-то невероятное: техника окрашивания ткани Шибори. Неожиданные варианты. | Первый вязальный!

В продолжении ознакомления с темой мастерства восточно-азиатской культуры рукоделия, расскажу вам об еще одном его интересном направлении. Многие ли из вас знали о таком виде обработки ткани как Sibori (ШибОри)? Это довольно распространённая техника в дизайне тканей.

фото из интернета

фото из интернета

Вообще говоря, информации о шибори очень мало, я бы сказала скудно совсем. Однозначного прямого перевода этого термина не существует. Сколько людей, столько толкований и определений. А в общем и в целом — это обозначение формы, сопротивление текстиля. Это древнее японское искусство берет свое начало еще в 8 веке. По крайней мере, так гласят источники, которые мне удалось найти. Техника шибори была изобретена японскими умельцами для того, чтобы неравномерно окрашивать ткани. И изначально в ее исполнении за основу брали лишь один цвет. Чистая японская классика: скромно и со вкусом. Из тканей был исключительно шелк. Конечно, в настоящее время техника шибори широко используется на абсолютно всех видах ткани, будь то хлопок или парча.

фото из интернета

фото из интернета

На самом деле с шибори (еще не имея понятия об этом слове) я знакома с детства. Во времена тотального дефицита 80-х вся эта крашенная штука называлась простым и емким словом, хорошо знакомым моим ровесникам — варенка. Все просто — именно так мы варили в хлорке появившиеся у нас тогда джинсы, чтобы придать им ультра-модный, как у звезд в клипах MTV вид. Времена идут, а варенка никуда с подиумов не делась. Я бы даже сказала, что последнее время молодые дизайнеры показывают ее все больше. Как обычно, все новое, это хорошо забытое старое.

А вы себе такое варили? Как сейчас помню такую же точно юбку из жатого шелка (фото из интернета)

А вы себе такое варили? Как сейчас помню такую же точно юбку из жатого шелка (фото из интернета)

А это уже подиумные варианты (фото из интернета)

А это уже подиумные варианты (фото из интернета)

Кстати говоря, индусы также переняли этот опыт у японцев и это фактически стало их отличительной чертой в национальной фэшн индустрии. Эти шикарные платья я увидела в одном из он-лайн магазинов Индии.

А это уже шибори от-кутюр (фото из интернета)

А это уже шибори от-кутюр (фото из интернета)

Не будем отрицать, в руках талантливых мастеров данная техника просто фантастически смотрится, а ведь всё это благодаря неповторимости и оригинальности узоров. Оказывается, не каждый может достичь непревзойденного мастерства, ведь техник сложения и закручивания ткани существует около 15 видов.

Технология связывания ткани для покраски Шибори (фото из интернета)

Технология связывания ткани для покраски Шибори (фото из интернета)

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

Казалось бы, ну что такого сложного? Скрутил, завязал и … получил вот это вот всё.

фото из интернета

фото из интернета

Это американские рукоделы. Разница ощутима, правда? Да, в Америке эта волна началась еще в 80-е годы и по сей день очень популярна. На любителя, откровенно говоря. И главный девиз одной из таких дизайнеров знаете какой? «На моей одежде не видно грязи». Хм, ну ладно. Не буду заканчивать свое повествование на столь неоднозначной и весьма спорной ноте.

Я лучше покажу вам невероятную роскошь исполнения техники шибори в атласных лентах. Вообще и подумать не могла, что вся это красота так же родом из Японии.

фото из интернета

фото из интернета

Согласитесь, красота и изысканность не уступают дорогим ювелирным украшениям из драгоценных металлов. Но и на этом дизайнеры не остановились. Я подобрала для вас оригинальные примеры для домашнего интерьера. И здесь есть чему восхититься. Раньше я никогда не обращала внимания на такие акценты. Хочу отметить, в нашей стране такая техника редкость. Это переплетение Востока, Запада и Азии вместе взятых.

фото из интернета

фото из интернета

Это одновременно скромно, эмоционально, сложно и в то же время такая притягивающая взгляд простота, это графичный переход одного цвета в другой/

фото из интернета

фото из интернета

Одним словом своеобразная художественная математика, геометрия цвета. А ведь это не все, что я хотела вам сегодня показать. Меня действительно удивил тот факт, что и в вязание внедрили подобную технологию. Сначала я подумала, что это просто окрашивание нитей. Нет не только. Помните, в начале статьи я вам давала определение термина Sibori? Это форма! Посмотрите, насколько это необычно и завораживающе.

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

Весьма оригинально. Ух, Азия как и Восток — дело тонкое! Особенно по части произношения. Если вы будете когда-либо упоминать эту технику, обязательно! ставьте ударение на шибОри, потому что шибАри — это одна из видов сексуальных практик БДСМ в форме связывания людей. Теперь понимаете, насколько все переплетено?😉🙃

Понравилось? Ставь лайк! Подписывайся на канал!

——————————————————-

Познакомимся? Посетите мой сайт

Канал в Телеграм

Магазин пряжи Вконтакте

Я в Инстаграм:

Магазин

Личная страница

Мой магазин на ЯМ

Мой канал YouTube

Одноклассники

Окраска шелкового платка в технике шибори- мастер-класс — Сделай сам — 15 августа — 43600104838

Shibori – это японский термин для методов окрашивания ткани путем связывания, складывания, скручивания и сжатия. Еще метод получил название «узелкового» окрашивания.

В Японии самый ранний известный пример окрашивания ткани с применением техники Shibori (Шибори) восходит к 8-му веку, когда цвет индиго был главным красителем декоративных тканей для бытового использования и нарядов простолюдинов. К 14-му веку ткани, окрашенные в технике, завоевали расположение высшего общества, в том числе самурайской знати. Узоры на ткани стали сложными и витиеватыми. При работе использовались побеги бамбука, а определенные участки материи расписывалась вручную.

 Для этого проекта вам понадобится: 

* один шелковый платок, стираный и выглаженный

* краски по шелку

* кисти 

* клейкая лента художника

*синтетический шпагат

* большой, гладкий цилиндр, труба ПВХ прекрасно работает

Оберните шарф вокруг трубы по диагонали.


И закрепите его с помощью клейкой ленты .


Оберните весь платок шпагатом, аккуратно, расстояние между нитями 1-1. 5 см.

Завяжите концы шпагата на узел.


Теперь действие потребует некоторого усилия, сперва руками, а после специальным приспособлением необходимо плотно сжать платок, как бы плиссировать его.

Когда ткань плотно сжата переходим к окраске. Берутся краски по шелку необходимых оттенков.

Используя кисть наносятся на сжатую ткань. Как ее красить, как чередовать цвета, пусть подскажет фантазия.

Теперь все это необходимо тщательно просушить. После удалить шпагат.

Платок будет иметь тугие складки, если не хотите его носить плиссированным, то его необходимо просто прогладить.


А так он выглядит в итоге.

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Про шибори — Заходите, гостем будете! — ЖЖ

Подумала тут, что продолжать тему истории местных нарядов будет сложно без некоторых более… как бы это сказать?.. базовых исторических экскурсов. Например, про технологии окраски тканей.

Потому что технологии тоже развиваются последовательно. То, что умели делать двести лет назад, совсем не знали пятьсот лет назад. Стало быть, ткани, окрашенные определенным образом, могли появится не раньше, чем двести лет назад (например). Хотя, конечно, бывает и так, что «все новое — хорошо забытое старое».

Сегодня хотелось бы выложить сюда все накопанное по теме «шибори» — так называемое «японское узелковое окрашивание».

Коллаж, найденный в сети — разные варианты шибори.

Пост посвящается alwdis

В Японии способ «рисования» на ткани с помощью защиты отдельных участков появился как минимум в 8м веке. Примерно к 13-14 векам вошел в обиход термин «санкэчи» 三纈 (примерно «три способа украшения ткани»). Этим термином обобщались все известные на тот момент технологии окрашивания тканей.

1. «Рокэчи» 蝋纈 — «восковое окрашивание». Аналог современного батика: расплавленным воском на ткань наносился рисунок, потом ткань погружалась в краситель. Защищенные воском области оставались неокрашенными.

2. «Кйокэчи» 夾纈 — «окрашивание складыванием». Вариант трафаретного окрашивания.

3. «Кокэчи» 纐纈 — прообраз шибори. Те участки, которые должны были остаться незакрашенными, защищались завязыванием-заматыванием ниток.

Считается, что кокэчи — самый древний из этих способов.

Вот, к примеру, кусочек ткани из нарского храма Тодай-джи:

Не смотрите, что неказистый и крохотный (всего около 10 см). Этой ткани 1300 лет! И рисунок на ней делался именно завязыванием узелков, что хорошо заметно даже сейчас.

Или вот еще кусочек все из того же 8го века:

Тыща триста лет, а почти как новый. Только потерся слегка. Но четко видно, что ромбики на ткани когда-то были узелками.

Вероятно, в то время ткани, окрашенные подобным образом, шли большей частью на декоративные цели (занавески там, подушки-забутоны и т.п.) и наряды для простонародья. Знать пренебрегала тканями-кокэчи, предпочитая более дорогие со сложным узором, вытканным или вышитым.

Однако, к 14 веку ткани, окрашенные узелковым способом, начали проникать и в высшее общество. Технология окраски тоже не стояла на месте и появился более сложный способ окрашивания на основе все тех же узелков, позволявший получить и более сложный рисунок, сравнимый по тонкости с вытканным, но отнимающий меньше времени на изготовление.

Так называемый «тсуджигахана» 辻が花. Неизвестно ни кто изобрел этот способ, ни когда точно он появился, ни происхождение названия. Но к 15 веку это был один из основных способов украшения тканей для самурайской знати.

Вот один из сохранившихся образцов косодэ 16 века (период Муромачи):

Фрагмент узора поближе:

Грубо говоря, японцы научились красить ткани равномерными фрагментами, защищая те области, которые должны были остаться неокрашенными, «обертками» побегов бамбука. После окраски фрагментов ткань расписывалась вручную, кистью.

Не смотря на изрядную сложность, способ быстро стал чрезвычайно популярным и модным именно для ношения, а не для парадных выходов, на которых положено было появляться в полностью вышитых или вытканных нарядах. Да и ткани, окрашенные «тсуджигахана», были много легче вышитых или вытканных.

К 16му веку ткани «тсуджигахана» стали, пожалуй, наиболее популярными среди знати. А тонкость рисунка уже могла сравниться и с вышивкой, и с вытканными узорами.

Немного образцов тканей 16го века:

Целиком и полностью узелковый узор «тсуджигахана». Хорошо видна характерная «пожамканность» ткани, остающаяся после развязывания защитных нитей.

Комбинация «тсуджигахана» и «каноко» (мелких точечных узелков россыпью). И роспись кистью.

Комбинация «тсуджигахана», «каноко» и вышивки.

Портрет знатной дамы 16го века:

Фрагмент картины чуть ближе:

«Тсуджигахана», «каноко», вышивка.

Вот это косодэ, как утверждается, принадлежало первому шёгуну из рода Токугава, Иэясу:

Узор полностью выполнен в технике «тсуджигахана».

Особой популярностью у самураев пользовалась домашняя одежда, украшенная таким образом. Конец 16го века — самое начало 17го — короткий период популярности дофуку 胴服 — типа короткого халата, утепленного ватой, прообраз современного хантэна (дотэры).

Поскольку дофуку было совершенно неформальной одеждой, предназначенной для отдыха, украшалась она прежде всего «тсуджигахана», оно практичнее, легче и не так дорого.

Вариант дофуку конца 16го века.

Фрагмент поближе:

А вот уцелевшая часть джинбаори (типа безрукавки, надеваемой поверх доспеха) конца 16го века:

Практичная одежда с узором из гербов, выполненным в технике «тсуджигахана».

К началу 17го века популярность «тсуджигахана» достигла пика. Таким способом украшали уже вполне себе формальные и дорогие косодэ для знати.

Один из самых известных образцов косодэ конца 16го века:

И фрагмент поближе:

«Тсуджигахана» во всей своей красе. А также значительная часть занята другим вариантом узелковой техники, начинавшей захватывать популярность — «каноко» (отдельные участки ткани, украшенные узором из мелких узелков-точечек).

Расцветом популярности «каноко» стал 17й век. Делать «точечки-колечки» на ткани умели, как вы уже видели, и в 8м веке. Но покрывать узором, похожим на рыбью чешую, большие участки ткани стали только в 16-17х веках. И умело интегрировали эти «чешуйки» в узоры, сделанные другими способами.

Примерно в это же время вошел в употребление и термин «шибори-зомэ» 絞り染め (узелковое окрашивание), заменив устаревший «кокэчи».

Вот еще одно косодэ конца 16го — начала 17го веков:

И фрагмент поближе:

Каноко большими фрагментами и между ними — вышивка.

А дальше началось интересное.

За полвека, прошедшие с окончания войн Сэнгоку-джидай, городские купцы умудрились нажить солидные состояния на расцветающей торговле всем, что можно продать и купить. Избыток денег вкладывался в том числе и в себя, любимых. Правящая верхушка забеспокоилась: эти выскочки уже практически сравнялись с ними по доходам. Еще вообразят себе, что им тоже можно ВСЕ!

В 1683 году был принят очередной так называемый «сумптуарный» закон, запрещавший определенным категориям граждан носить наряды, которые знатные самураи считали своей привилегией.

Под запрет, в частности, попали и наряды, окрашенные в технике «каноко-шибори».

Если вы думаете, что предприимчивых японских купцов и производителей косодэ это как-то остановило, то вы сильно заблуждаетесь. Чтобы, с одной стороны, соответствовать закону, а с другой — носить то, что нравится, была практически немедленно придумана технология окраски тканей «сурихитта» (сурибитта) 摺匹田 — вариант уже известного способа окрашивания «катазомэ» 型染め. Узор, имитирующий каноко, рисовался на ткани с помощью трафарета. Издалека такой рисунок был очень похож на настоящий каноко, но с близкого расстояния можно было увидеть, что на ткани нет характерной выпуклости «точечек» и пожамкатости, остающейся после развязывания узелков.

Сравните:

Настоящий каноко:

Фрагмент поближе:

«Хитта-каноко» 匹田鹿の子 (нарисованные через трафарет):

Фрагмент поближе:

Да, я помню, что в посте про японские модные журналы 17го века это косодэ я же записала как выполненное в технике каноко-шибори. И меня «обманули».

В самом конце 17го века Миязаки Юзэн ввел в употребление метод окраски тканей, получивший его имя. Юзэн-зомэ 友禅染 получил почти немедленную популярность, поскольку позволял выполнить на ткани рисунок практически любой сложности и любых цветовых сочетаний с гораздо меньшими затратами сил, средств и времени, чем все известные до того способы. Японцы всех сословий радостно кинулись украшаться. Начали, понятно, богатеи из купцов и все, близко с ними связанные, потом мода распространилась и на прочих (в соответствии с традиционной тут «цветовой дифференциацией штанов»).

Шибори-зомэ был не то, чтоб совсем забыт, но сильно вытеснен на обочину. А кое-какие конкретные техники шибори (например, «тсуджигахана») таки были забыты. Новые времена — новые «песни».

Косодэ 18го века, украшенное в технике «юзэн»:

Фрагмент поближе:

Узор «каноко» на некоторых цветочках нарисован с помощью техники «сурихитта», т.е. через трафарет.

Каноко-шибори осталось в употреблении, но из-за своей трудоемкости использовалось преимущественно для очень парадных косодэ очень состоятельных людей.

Пример фурисодэ (косодэ с длинными «развевающимися» рукавами) уже начала 19го века:

Фрагмент поближе:

Или вот еще парочка:

При этом другие техники шибори продолжали появляться и развиваться. Но поскольку они были не такими «тонкими» как каноко, использовались большей частью для окраски тканей, которые шли на пошив практично-декоративных изделий или нижнего белья типа нагаджюбанов (нижнее кимоно) и юкат (легкий халатик для купания, позже стал летней одеждой).

Утагава Тойокуни. Девушка в юкате. Юката явно окрашена в технике «шибори».

Йошитоши. Нижние юбки на ныряльщицах тоже окрашены узелками.

За время Эдо были созданы несколько десятков разных способов узелкового окрашивания в разных регионах Японии, с которыми они чаще всего сейчас и ассоциируются.

Например, ариматсу-шибори 有松絞り из Нагои:

Или татами-шибори たたみ絞り из Акиты:

Когда в моду вошла одежда западного типа, шибори-зомэ всех сортов на некоторое время пришло в упадок. Но после Второй Мировой войны и после восстановления экономики интерес к традиционным искусствам возродился. И даже были восстановлены казалось бы полностью забытые способы вроде «тсуджигахана».

В настоящее время насчитывается около сотни разных способов шибори-зомэ (из них только в Киото — около двух десятков), позволяющие получить самые разные рисунки на тканях.

Роясь в интернете на тему шибори, наткнулась на сайт Музея Шибори, расположенного в Киото. Дальше понятно, да? Разумеется, я туда потащилась.

Не знаю уж, почему это заведение назвали «музеем». Скорее, это мастерская-магазин, где немножко рассказывают про историю предмета и есть возможность попробовать раскрасить небольшую тряпочку. Попробовать — это мы завсегда.

Выданная мне шелковая тряпочка с выбранным мной дизайном (зайчик на Луне и цветочки). Для экономии времени подготовительная работа уже частично была сделана сотрудниками музея-мастерской. Т.е. на ткань уже был нанесен эскиз рисунка, в левом нижнем углу — уже завязанные узелки для каноко, и на остальной площади — нитки продернуты по контуру предполагаемого рисунка.

Девушка-сотрудница показывает два образца техники, которые мне и предстоит осуществить. Слева — «касамаки-шибори», справа — «хирануишимэ-шибори».

Подготовленная тряпочка поближе. Хорошо видна цепочка каноко и продернутые нитки. Эти нити и надо затянуть в узлы.

Для затягивая узлов пользуются вот такой штуковиной-подставкой (забыла, как оно называется) с металлической петлей-фиксатором сверху. Оно вроде как необязательно, можно и на руках затянуть, но сильно облегчает жизнь и помогает аккуратно натянуть нити.

Тут девушка показывает мне, как правильно замотать узелок для касамаки-шибори. Остальное я заматывала сама. На «макушке» узелка завязывается специальная фиксирующая петля.

Все узелки затянуты и обмотаны (где надо).

Натюрморт. Подставка с петлей, на которую уложена подушка-забутон (сидеть приходится довольно долго), тряпочка с завязанными узелками и образцы.

Отнесли на покраску. В большой металлической бадье — горячий раствор красителя (какой-то химический). В этом растворе около 5 минут моя тряпочка и бултыхалась. Бултыхание осуществлялось с помощью этих здоровенных палочек.

Потом окрашенную тряпочку отполоскали и аккуратно отжали специальной машинкой.

Отжатую тряпочку для скорости девушка просушила феном и слегка смазала узелки «мыльным камнем». Для облегчения развязывания.

Развязывается это чрезвычайно легко. Все узлы завязаны так, что распускаются сами, если знать, за что и как потянуть.

Готовая тряпочка. Пока узелки тут хранят форму. Со временем (или после стирки или отпаривания) они разгладятся. Но пока интереснее сохранить именно «пожамканность».

На меня не смотрим, не готова я была к фотосессии. В этом отделении музея снимать нельзя, там выставлены авторские работы мастеров. Это первый пока раз, когда я козырнула своим блогом и тем, что я тысячнег. Спасибо вам, что вы у меня есть! Только на этом основании и в таком виде мне и удалось получить фото одной из работ мастеров.

Композиция за моей спиной делалась командой из 40 человек в течение двух лет. Большая часть выполнена в технике «тсуджигахана» и во всех остальных понемножку.

Угол музея, где собраны разные девайсы, с помощью которых и осуществляются различные способы «завязывания».

Полка с «полуфабрикатами»: тряпочки, завязанные как бы перед окрашиванием. Кульки с пластиковой обмоткой на переднем плане — современная интерпретация «тсуджигахана». В историческом варианте использовались обертки ростков бамбука, сейчас — пластиковая пленка.

Это я держу заготовку для «тсуджигахана». Узелки обмотаны пленкой в тех местах, где красителя быть не должно.

А это — уже окрашенный и частично размотанный кусок ткани с каноко-шибори. Тут хорошо видно размеры узелков. Представили себе этот поистине аЦЦкий труд?

Для изготовления, например, полного фурисодэ, надо завязать 180 000 — 200 000 узелков. Квалифицированный мастер может завязать 800-1200 узелков за рабочий день. Изготовление одного фурисодэ в технике каноко-шибори занимает не меньше года.

Получается, например, такое:

Фрагмент поближе:

Это фото, найденные в интернете. В самом Музее Шибори тоже представлены подобные кимоно, можно посмотреть с близкого расстояния и даже немножко потрогать. Некоторые работы совершенно потрясающие.

И там же полно всякого прочего из шелка и других тканей, окрашенных в разных техниках шибори. И на тушку, и для интерьера, и всякая мелочевка, включая зонтики-кошельки-сумки и т.п. В общем, если у вас ОЧЕНЬ многаденех — там есть куда их хорошо пристроить на поддержание древней традиции.

И напоследок — коллекция видео. Для наглядности.

Про «тсуджигахана»:

Коротенькое видео про сурихитта:

И до кучи — кйокэчи, восстановленный древний способ окраски:

Учусь сама: Красим одежду в технике «Шибори»

Очередные наши творческие посиделки были посвящены покраске одежки в технике Шибори. Наша путеводная звезда в этом деле дизайнер одежды и аксессуаров Саша Гирос (www. facebook.com/sanagiros).

Скажу честно, для меня открылся ящик Пандоры, покрасить теперь хочется все, что имеет возможность покрасится)) Первую неделю после этого мероприятия от меня часто можно было услышать «О, а вот это бы я покрасила!» Спасло лишь то что краски нет под рукой)) Но ничего, я ж ее раздобуду таки!
Ну что ж, начнем!


Нужная штука для Шибори: стеклышки и резиночки. Можно заменить пуговками и нитками.

А вот чем красили. Вообще краски для тканей довольно много у разных производителей, но не всегда есть нужные цвета. Я хотела бирюзовый и фиолетовый — не было. В итоге красила в бардо.

Ну и куда же без Сашуни. Он всегда со мной на всех тусовках ))

Девчонки за работой. Нужно хорошо все обвязать, чем туже заматываем ткань, тем четче получится рисунок. Хотя, честно признаться, многие из нас понятия не имели, что же в итоге получится, но тем и интереснее ))

Я майки не нашла, дома в запасах не было. Крашу юбку! Вот они мои пупырки))

А у Тани волшебные грибы!


Пополнение в рядах обучающихся.

Приступаем к покраске. Достаем перчатки и одежду которую не жалко испортить. Свой волшебный рабочий фартук я забыла дома, Саша мне одолжила свою рабочую кофточку. Ну и Оля делает из перчаток сиси коровы)))

В предвкушении волшебства. В кипяточек красочку и вперед. На краске все написано что делать, ошибиться невозможно.

Этап «Соображайка». Хехе))

Перекрестная съемка!

Пока мамы там развлекаются, тут во всю организовывается автопарк.

Ааааа! Оно красится))


Оооо!!! Крутотенюшка.


Ксюша за работой. После покраски, главное хорошо выполоскать, прежде чем снимать резиночки.

Ну а теперь самое главное веселье — посмотреть что же из этого всего вышло! Оля вынула первое стеклышко. Радости-то ))


А у Тани гипно круги, вот она сила волшебных грибов!

Ну шикаааарно! Что ж еще скажешь.

Мы с Олей красили вместе в бардовое, получился костюмчик))

И еще одна позитивная майка у Оли.

Вот такая чудесная посиделка у нас получилась, с классными результатами. Берегись кучка светлой одежки, я за тобой иду! )))

Сибори: Искусство сопротивляться живописи

Это японский термин, обозначающий многие методы текстильного окрашивания резистом, обычно переводимый как окрашивание резистом (что мало чем отличается от западного красителя). Общие типы включают каноко (переплет), муира (петлевое переплетение; использование крючковой иглы для выщипывания частей ткани), кумо (складывание), мокуме и нуи (шитье), араши (обертывание шестов) и Итадзиме (формованное сопротивление. ).

Simple Shibori: The Art of Resist Painting

Шибори — это техника, при которой ткань плотно сжимается путем завязывания, зажима, складывания и сшивания, так что участки ткани устойчивы к окрашивающим веществам, создавая прекрасные узоры и узоры.Японское слово сибори происходит от корня глагола сибору, означающего «выжимать», «сжимать» или «давить».

Вы можете почти мгновенно получить удовольствие от дизайна поверхности с помощью простой техники шибори, в которой вместо красителя используется акриловая краска для ткани. Что может быть проще, чем обернуть ткань вокруг банки, завязать веревкой и нанести кистью краски для текстиля? Через несколько минут вы сможете развернуть ткань. Глажка закрепляет краску и сушит ткань, позволяя легко нанести второй или третий прозрачный цвет.Вот и все: простой шибори.

Ознакомьтесь с этой техникой в ​​ Simple Shibori из журнала Quilting Arts Magazine , декабрь 2011 г. / январь 2012 г.

Вот несколько отличных советов по окрашиванию ткани шибори от эксперта Сьюзан Пурни Марк:

  • Положите прозрачную ткань поверх
    более тяжелой ткани и следуйте указаниям
    для шитья и крашения,
    обрабатывая две ткани как одну часть
    . Удалите строчку для двух разных готовых тканей.
  • После первоначального окрашивания сложите и прошейте
    ткань в противоположном направлении
    . Наденьте трубку на трубку
    , воск и краситель, чтобы заштриховать узор
    .
  • Или попробуйте простой метод. Если у вас нет трубки и
    красителей, реагирующих с волокнами, следуйте инструкциям, но замените трубку пустой винной бутылкой и
    разбавленными красками для ткани вместо красителей. Дайте ткани высохнуть, а затем снимите ее с бутылки с вином. Поместите его между слоями газеты и нажмите, следуя инструкциям производителя краски.Он одновременно удалит часть воска и схватит краску при нагревании. Постирайте ткань, чтобы удалить остатки воска.

Узнайте больше о подобных приемах и получите полную технику в статье «Соевый воск и резист в стиле шибори» из журнала Quilting Arts Magazine , февраль / март 2014 г.

Техника умирания Шибори с детьми

Несколько лет назад я попробовала эту технику умирания Шибори с детьми в моем летнем художественном лагере, и мне она понравилась !! Этой весной я попробовал это снова с моим сыном, и я хотел добавить несколько новых фотографий в этот пост.Ему 14 лет, и он очень хотел однотонную толстовку с принтом тай-дай. Он и не подозревал, насколько я ОЧЕНЬ ВОЛНОВЛЕН этой просьбой. Типа, я слишком взволнован, лол. Он сказал: «Мама, успокойся», как настоящий подросток.

Сибори — японская техника закрепления галстуков. Существует бесконечное количество способов связать, сшить, сложить, скрутить или сжать ткань для Сибори, и каждый из них дает очень разные узоры. Когда мы пробовали это в летнем лагере в 2015 году. На той неделе у меня было восемь детей в возрасте от 5 до 7 лет, и каждый из них по очереди использовал краситель индиго.Лучше всего было отрезать резинку на конце. Как бы вы это ни завязывали, выкройки были НАСТОЛЬКО КЛАССНЫМИ!

[Я участник программы Amazon Services LLC Associates, партнерской рекламной программы, разработанной для того, чтобы мы могли бесплатно зарабатывать небольшие комиссионные за счет ссылок на Amazon.com и связанные с ней сайты. ]

Список припасов для Сибори, умирающего с детьми:

~ Набор красителей индиго

~ Белая футболка из 100% хлопка (или салфетки, или любая белая ткань)

~ Резинки

~ Деревянные блоки, прищепки, пробки

~ Большое ведро или горшок для пресной воды

~ Большое ведро на 5 галлонов с крышкой для красителя индиго

~ Палочка для перемешивания

~ Брезент для сушки

~ Ножницы для отрезания резинок

Техника умирания Шибори с детьми:

1. Перед тем, как попробовать сибори, я просмотрел пять блогов: Honestly, WTF, In Color Order, Park and Cube и Design Sponge. В этих четырех постах вы найдете все, что вам нужно (плюс есть инструкции внутри коробки с красителем), но я добавлю некоторые из моих собственных идей, которые могут помочь вам, когда вы делаете это с детьми.

2. Мизинцы плохо ладят с резинками. Все зависит от решимости ребенка. Но, по крайней мере, вы и ваш ребенок можете делать это вместе. Вы можете руководить их руками или всеми остальными.Самый простой способ для детей — сложить гармошкой футболку или ткань, затем добавить блок с каждой стороны и завязать пару резинок.

3. Завязав футболки, сначала намочите их в воде. Но прежде чем перейти к ведрам, я дал каждому ребенку пару резиновых перчаток, чтобы их руки не были полностью синими.

4. После того, как ткань станет красивой и влажной, немного отожмите ее, прежде чем аккуратно поместить в ведро с красителем. Оказавшись в краске, дети развлекались, надавливая и вращая вокруг своей ткани. Делали они это минут 10.

5. Пришло время вытащить краску из краски, выдавив как можно больше индиго. Это действительно круто, потому что цвет сначала ярко-зеленый. Индиго реагирует на кислород в воздухе и через несколько минут становится синим. Эту часть было действительно интересно смотреть.

6. Промойте ткань несколько раз в пресной воде, пока не перестанет вытекать краситель (или почти не закончится).

7. Мы просушили немного на брезенте. Затем, когда все покрасили свои куски ткани, я отрезал ножницами все резинки, пока дети играли со шлангами.

8. Вот все мокрые детали, высыхающие. После высыхания на воздухе я бросил их в стиральную машину на холод с добавлением моющего средства, а затем в сушилку.

Некоторые техники завязывания шибори, которые мы пробовали:

1. Сложите гармошкой (начиная с низа рубашки и двигайтесь вверх, а затем в сторону, чтобы получился небольшой квадрат), свяжите посередине резиновыми лентами и добавьте прищепки.

2. Пробки (сначала я разрезала их пополам, вы также можете использовать шарики) с резиновыми лентами для создания «Фейерверков».

3. Санберст с равномерно расположенными резинками (рубашку потянуть за середину и завязать).

4. Закатка по диагонали с резиновыми лентами только на нижней половине (сверните футболку из одного угла полностью в «змейку», затем завяжите резинкой до середины рубашки).

5. Сложите гармошку по диагонали «змейкой», затем равномерно обвяжите резинкой.

Мы также попробовали традиционный дизайн завихрения тай-красителя:

6. Мы использовали белую толстовку с капюшоном и применили технику завихрения, при которой вы зажимаете середину, продолжаете вращать ее по спирали, заправляя всю ткань вокруг, а затем надежно завязывая ее резиновыми лентами. Мы посмотрели это руководство, чтобы узнать, как это сделать.

Мне просто нравится, как получился краситель индиго. И что самое приятное, он не слишком сильно выцветал в стирке.Влажные и сухие части выглядели очень похожими. Дети (и мамы) были ТАК впечатлены — может быть, мамы больше. На самом деле, я думаю, что следующим летом я проведу ночь ремесел шибори !!

Сибори складывание и умирание СОВЕТЫ: ​​

Я сделал несколько ошибок новичка, которыми поделюсь с вами:

1. Это действительно помогает дважды окрасить ткань. Я был быстрым и ленивым во время лагеря, но когда я попытался снова на следующий день, я дважды покрасил (окунул его обратно после того, как выдавил и позволил ему посинеть), и цвета остались более яркими в стирке.

2. Лучше сложить футболку и галстук гармошкой, чем свернуть и завязать. При сворачивании ткань внутри совсем не окрашивается, поэтому при раскручивании одна сторона вашей рубашки будет белой. Это действительно дает классный эффект омбре, но мне лично больше понравилось, когда краситель был равномерно смещен. Так складывание гармошкой создаст более равномерное распределение из стороны в сторону.

3. Если вы сворачиваете (а не складываете гармошкой), убедитесь, что передняя часть футболки находится снаружи.На него будет нанесено наибольшее количество красителя.

4. Если вы делаете традиционный тай-дай (большой круг) и у вас действительно толстая футболка, вы можете завязать переднюю и заднюю части по отдельности, а не одновременно. Это даст вам прочный круг как спереди, так и сзади. Кроме того, если вы посмотрите на розовые футболки ниже, вы увидите, что я также связала рукава тремя резиновыми лентами. Это тоже довольно мило при выполнении традиционного круга.

Удачи !!

xx Пруток

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Вам понравился этот пост? Вот еще несколько идей своими руками:

Рюкзаки с детскими рисунками

Детская повязка на голову Фриды Кало

DIY Shibori Designs 4 Ways — Дизайн * Губка


К настоящему времени большинство из нас знакомо с шибори, типом окрашивания, который сейчас находится в центре внимания тенденций. Но знаете ли вы, что сибори на удивление легко (и очень весело) делать своими руками? Здесь, в Brooklyn Craft Company, мы в последнее время занимались тонной окраской шибори, готовясь к семинару по шибори, который станет частью нашего предстоящего мероприятия Summer Craft Camp … и это было настолько захватывающим и захватывающим, что я подумал, что мы поделимся немного практических советов сегодня. Давайте начнем! — Бретт Бара

О компании Shibori

Сибори — это японская техника окрашивания, которая обычно включает в себя складывание, скручивание или сборку ткани и ее связывание с последующим окрашиванием в индиго.Все, что используется для скрепления ткани, будет сопротивляться красителю, в результате чего участки ткани приобретают характерный синий краситель в узорах, создаваемых сопротивлением, а другие участки ткани остаются белыми. Сибори — очень обширная техника, и есть масса способов ее выполнения (и поистине бесконечное количество узоров, которые вы можете создать), но в этом посте мы рассмотрим два метода: использование деревянных блоков и резиновых лент для связывания. и сопротивляться красителю.

Что вам понадобится

-Нам очень нравится этот набор для окрашивания индиго, который содержит все, что вам нужно для создания проекта шибори.Если вы не выберете набор, вам понадобится краситель индиго, деревянные блоки, резинки и резиновые перчатки.

-Предметы для окрашивания: только натуральные волокна принимают краситель, поэтому обязательно держитесь подальше от синтетики. Вы можете покрасить простую ткань в ярдах, которую затем можно превратить во что угодно, или вы можете покрасить готовые тканевые предметы, такие как одежда, шторы, пуховые одеяла — нет предела! Для наиболее традиционного образа сибори используйте однотонную белую ткань. Хлопок очень хорошо реагирует на краситель индиго, поэтому хлопок — отличный выбор для ваших первых попыток.Обязательно вымойте и полностью просушите перед использованием.

— Вам также понадобится большой контейнер для смешивания красителя (контейнер с герметичной крышкой идеально подходит, если вы хотите хранить краситель дольше суток, так как кислород убьет краситель индиго), и если вы ‘ При работе в помещении вам понадобятся пластиковые салфетки для защиты поверхностей от красителя. Если вам повезло, что у вас есть открытое пространство, на котором можно краситься, то это ваш путь!

Процесс окрашивания Сибори

Начните с смешивания красителя индиго в соответствии с инструкциями на упаковке.Имейте в виду, что на краситель индиго влияет кислород, поэтому старайтесь, чтобы емкость была покрыта как можно больше, и избегайте агрессивного перемешивания или разбрызгивания, которое приведет к попаданию кислорода в жидкость.

Вам нужно будет сложить и связать ткань, прежде чем приступить к окрашиванию; см. ниже несколько вариантов складывания.

После того, как вы сложили ткань, пора красить! Сначала смочите сложенную и связанную ткань в воде, а затем выдавите ее.

Теперь осторожно погрузите ткань в краситель.Большая часть ткани будет плавать, поэтому вам придется держаться под поверхностью руками или, возможно, утяжелить ее (но имейте в виду, что если ваш краситель находится в течение какого-то времени, на дне контейнера может быть осадок, и это хорошая идея, чтобы не оставлять ткань в осадке. Поэтому часто лучше просто держать ткань руками под поверхностью жидкости).

Вы можете замачивать ткань практически на любое время; мы обнаружили, что 10 минут — обычно хорошая ставка.Можно подумать, что через 10 минут краска полностью пропитается всеми слоями ткани и окрасит весь кусок в сплошной синий цвет, но это не так! Слои сложенной ткани вместе с деревом, резиновыми лентами или любым другим способом связывания, который вы используете, не позволят краске полностью пропитать ткань. Внешние края окрашиваются, а внутренние области — нет — вот что создает узор.

Лучшее, что можно сделать, когда вы только начинаете, — это покрасить несколько пробных образцов ткани, чтобы почувствовать результаты, которые вы получите от разных типов складок и разного времени окрашивания.Вы можете попробовать замочить кусок на одну, десять или двадцать минут, чтобы увидеть результат. Короткие замачивания приводят к тонким синим линиям с большим количеством отчетливого белого пространства, а более длинные замачивания приводят к более синему и большему перетеканию синего на белый.

А вот что самое интересное — когда вы снимете с ткани краситель индиго, она станет желто-зеленой, а не голубой! Это нормально. Просто позвольте ткани постоять на воздухе в течение нескольких минут, и по мере окисления она изменит цвет с зеленого на характерный синий индиго.Вы можете дать ему окиситься, пока он еще сложен, или развернуть его сейчас, пока он не окислился. Если вы оставите его сложенным, пока он окисляется, краска продолжит впитываться в ткань, и ваша готовая деталь будет кровоточить еще больше. Если развернуть его сейчас, в готовом изделии будет меньше кровоточивости.

Для того, чтобы изделие полностью окислилось, может потребоваться от пары до 20 минут, так что просто постойте и наблюдайте, как проявляется ваш дизайн! В течение этого времени краска будет продолжать немного кровоточить, а цвет станет более глубоким, поэтому вы никогда не сможете полностью узнать, какой результат вы получите, что является частью удовольствия.

После того, как изделие окислилось, все, что осталось сделать, это промыть ткань водой, отжать и дать высохнуть.

Теперь давайте рассмотрим четыре различных метода складывания, которые вы можете попробовать:

Квадратная складка гармошкой

Сложите ткань вдоль гармошкой, чтобы получилась длинная полоска. Затем снова сложите эту полоску гармошкой, чтобы получился квадрат или прямоугольник.(Совет: если вы спланируете складки так, чтобы у вас было 1-2 дюйма ткани, выступающей над деревянными блоками, вы получите много коротких синих участков в готовом изделии. Если вы спланируете складки так, чтобы сложенный кусок был таким же размером или меньше, чем ваши деревянные блоки, вы получите только тонкие синие линии и много белого пространства.)
Поместите по одному деревянному бруску с каждой стороны сложенной ткани и закрепите двумя резиновыми лентами с каждой стороны. Вам не нужно беспокоиться об очень сильном закреплении деревянных блоков или сильном сжатии ткани — даже легкая резинка может заблокировать краску.

Треугольник, сложенный гармошкой

Сложите ткань продольно в длинную полосу (для этого рисунка, начиная с широкой полосы, получаются более крупные и четкие треугольники). Затем снова сложите полоску треугольниками, гармошкой.
Слегка закрепите по одной резинке на каждом углу, стараясь не слишком сморщивать ткань. Затем просто поместите его в краску как есть — для этого не нужны деревянные детали.Вы не поверите, но даже без деревянных брусков сложенная ткань устоит перед красителем, и на ней появится треугольный узор. (Магия, правда ?!)

Фальцовка с вентилятором

Для создания диагонального веерного узора сложите ткань гармошкой так, чтобы все складки начинались с одного угла ткани. Как только эта веерная форма будет создана, снова сложите ткань гармошкой, создав беспорядочную квадратную форму.Поместите квадратные деревянные бруски поверх грязно сложенной формы и закрепите резиновыми лентами, затем приступайте к окрашиванию.

Кольца

Чтобы сделать абстрактный узор в виде колец, просто соберите небольшой комок ткани в любом месте на большом куске ткани и обмотайте его резинкой. Области, покрытые резиновыми лентами, образуют маленькие абстрактные кольца белого цвета.

Изучите вековое японское искусство окрашивания сибори

Есть много творческих способов настроить ткань.Возможно, вы знакомы с техникой окрашивания, при которой ткань связывается и окунается в емкость с жидким пигментом. Однако есть другой подход, похожий на краситель для галстука, но концентрирующийся только на красителе индиго. Этот процесс называется Shibori .

Хотите знать, что означает Сибори? Это японское слово, не имеющее аналогов в английском языке. Этот термин происходит от корня японского глагола shiboru , что означает «отжимать, сжимать и прижимать». Это уместно, учитывая, как вы манипулируете тканью с помощью этих действий.

Внешне окраска шибори похожа на окраску тай-красителя. Но когда вы по-настоящему изучите их, вы заметите, что тай-дай — это небольшая часть практики Шибори. Японское искусство гораздо более обширно с богатой историей, восходящей к восьмому веку. Тай-краситель использует скручивание и защемление, но подход тай-красителя представляет собой лишь малую часть того, что возможно с Сибори. Кроме того, у тай-дайка есть западные ассоциации, особенно с хиппи 1960-х годов, и он выполнен в ярких цветах.

Стоковые фотографии из USJ / Shutterstock

Как красить сибори

Есть много способов подойти к окрашиванию сибори, и это отчасти делает его таким привлекательным. В зависимости от того, как вы складываете и скручиваете ткань, у вас будут разные выкройки. Вот общее представление о процессе окрашивания шибори.

Это некоторые из основных используемых материалов. Ваш может варьироваться в зависимости от проекта и техник, которых вы пытаетесь достичь.

Краситель индиго — Набор индиго упростит установку ванны с красителем.

Натуральная ткань — Вам нужно выбрать что-нибудь из натуральных волокон, так как они лучше всего удерживают краситель. Ищите хлопок или лен. Чем выше процент хлопка, тем ярче будет цвет индиго.

Ведро на пять галлонов — Поскольку краситель будет окрашивать, возьмите ведро на пять галлонов, которое будет использоваться только для окрашивания шибори. Пять галлонов позволят вам наполнить контейнер чаной цвета индиго и иметь достаточно места для вашей одежды.Лучше всего иметь под рукой два ведра: одно для индиго, а другое для чистой воды.

Резиновые перчатки — Они необходимы для защиты кожи от красителя.

Резинки — Резинки служат для двух целей. Они будут надежно защищать ткань, когда вы ее складываете и скручиваете. Они также действуют как резист, а это означает, что где бы ни были резинки, красителя не будет.

Шпагат из хлопка — Как и резинки, хлопок служит той же цели, но предлагает другой способ создания рисунков.

Деревянные квадраты — Деревянные квадраты помогают в создании дизайна поверхностей. Сложите ткань поверх них, чтобы создать еще один узор на основе резиста.

Далее: пошаговое руководство по завершению вашего проекта Shibori.

Сделай сам Сибори — Честно WTF

Сегодня HonestlyWTF отмечает четырехлетний юбилей. Четыре года! Чтобы отпраздновать это событие, мы возвращаемся к самому первому руководству, которое когда-либо размещали на сайте: краситель для галстука шибори. Мы с Лорен впервые обнаружили сибори после того, как обнаружили старую фотографию в сети.Идея воссоздать древнюю японскую технику окрашивания вдохновила нас провести целые выходные, экспериментируя с нашим любимым темно-синим индиго. Покрасив практически все белые предметы одежды, которые попадались на глаза, наши покрытые синими пятнами пальцы взволнованно загрузили руководство — мы не могли дождаться, чтобы поделиться им с нашими 30 читателями. Так началась непрерывная серия обучающих программ и самоделок. Мы надеемся, что вам понравится этот возврат, один из наших любимых на сегодняшний день!

Вам понадобятся:

  • набор красителя индиго
  • одежда или ткань из натурального волокна
  • ведра 5 галлонов
  • резиновые перчатки
  • небольшие деревянные квадраты
  • резиновые ленты
  • шпагат
  • ПВХ труба
  • длинная деревянная палка
  • капля ткань
  • резиновые перчатки
  • ножницы

При выборе ткани или одежды важно, чтобы она была из натуральных волокон.Лучше всего подойдут хлопок, шерсть, шелк или лен. Я также люблю предварительно стирать ткань перед окрашиванием. Здесь я использую прямоугольные салфетки для ужина, но, очевидно, подойдет любая форма или предмет одежды! Вот лишь несколько основных техник связывания, которые стоит попробовать:

Itajime shibori — это метод сопротивления форме. Для начала сложите ткань гармошкой.

Снова загните в другую сторону — снова как гармошку. Поместите его между двумя кусками дерева или любым предметом плоской формы и свяжите вместе веревкой или резиновыми лентами.Форма и резинки не позволят красителю проникнуть в ткань, которую они покрывают. Чем больше форма и чем больше резинок вы используете, тем больше белого вы увидите. Чем меньше форма и чем меньше резинок вы используете, тем больше индиго вы увидите.

Араши — это японский термин, обозначающий «шторм», также известный как метод обертывания шестом. Сначала пластиковую трубу из ПВХ оборачивают тканью по диагонали. Когда ткань обернута, завяжите кусок бечевки двойным узлом у основания трубы.

Оберните шпагат вокруг ткани. После 6-7 витков вокруг трубы пригните ткань вниз. Сильно потяните шпагат, чтобы он затянулся. Затягивание перед разминанием затруднит управление тканью и ее перемещение.

Продолжайте обматывать, разгибать и затягивать до тех пор, пока ткань не будет уплотнена. Завяжите узел над тканью. Выкройка будет по диагонали с тонкими белыми линиями там, где шпагат связывает ткань.

Кумо сибори известен как техника складывания и связывания.Он включает в себя связывание ткани на очень близких участках, в результате чего получается несколько рисунков, похожих на пауков. Это лишь один из многих способов поэкспериментировать с этой техникой. Начните со складывания ткани гармошкой. Зажмите и свяжите на равные части.

Проделайте то же самое с противоположной стороной в шахматном порядке. Продолжайте вязать резинками, продвигаясь к центру.

Сохраняйте привязку до тех пор, пока вы не сможете продолжить. Добавьте дополнительные резинки, чтобы ткань получилась плотной связкой.

Будьте изобретательны при переплетении — используйте скрепки, скрепки для бумаг, скрепки для бумаг, деревянные кусочки нестандартной формы, крышки консервных банок и т. Д. Нет правильного или неправильного пути к сибори!

Чтобы установить ванну для красителя индиго, следуйте прилагаемым инструкциям к набору красителя. Для этого конкретного набора начните с наполнения ведра на 5 галлонов 4 галлонами теплой воды. Насыпьте порошок красителя индиго в ведро и перемешайте круговыми движениями.

Затем добавьте кальцинированную соду и восстановитель.Снова перемешайте круговыми движениями, а затем в обратном направлении. Важно не окислять красильную ванну, поэтому рекомендуется держать ее накрытой и осторожно перемешивать. Как только краска хорошо перемешается, накройте ее не менее чем на час. Когда вы посмотрите на краситель, вы заметите пенистый маслянистый верхний слой и неоновую жидкость желто-зеленоватого цвета под ним. Это когда вы знаете, что краситель готов.

Прополощите ткань в другом ведре с чистой водой. Выдавите всю воду, прежде чем погрузить ее в ванну с красителем индиго.Осторожно потрите краску и вотрите ее в ткань. Опять же, постарайтесь не перемешивать краситель, аккуратно работая под ним.

Примерно через 5 минут выньте ткань из красителя. Он будет иметь зеленый оттенок, но через несколько минут, когда он подвергнется воздействию кислорода, он станет темно-синим. Внимательно загляните внутрь одного из своих кусочков, и вы увидите области, в которые краситель не смог проникнуть. Выглядит хорошо!

После того, как все детали будут окрашены и окислены, повторите процесс окрашивания.Чем больше он будет попадать в красильную ванну, тем темнее будет оттенок индиго. И помните, что ткань всегда будет выглядеть темнее во влажном состоянии и немного поблекнет при первой стирке.

После окрашивания дайте деталям высохнуть и застыть. Я предпочитаю оставлять их на ночь, прежде чем распаковывать кусочки. Наденьте свежие перчатки, возьмите ножницы и держите ведро с чистой водой поблизости. Хорошо промойте переплетенные кусочки водой, а затем аккуратно отрежьте резиновые ленты и шпагат.Прежде всего, это техника сопротивления форме. Видите, как ткань прорисовывается полосатыми линиями от резинок? Мои деревянные квадраты не смогли полностью исключить краситель, и мне это нравится! В этом вся прелесть сибори — в нем нет ошибок.

Теперь о технике завязывания шеста. . .

И техника гофрированного и связанного резиста. . .

Я использовал зажимы для папок, чтобы скрепить квадратную складку гармошкой.

Здесь я просто завязал узлами все четыре угла ткани по отдельности.

И еще есть старый добрый метод связывания, который мы все использовали в начальной школе.

После того, как все детали развернуты, постирайте их в стиральной машине в холодной воде без моющего средства. Выровняйте или высушите на самой низкой температуре в сушилке и прогладьте, чтобы установить цвет.

Ванночка для красителя должна позволять окрашивать не менее 5 фунтов ткани. Если вы будете накрывать его после каждого использования, его хватит на 5 дней. Развлекайся!

(изображения HonestlyWTF)

Сибори: многовековая японская техника окрашивания галстуков

Сибори — это японская техника окрашивания галстуков, которая использовалась веками.Сибори, известный своим синим красителем, является результатом экспериментов с более интересными подходами к производству текстиля, а не просто окрашиванием одежды и тканей.

Сам термин означает сжимать, звенеть или давить. Речь идет о создании узоров на куске ткани путем подготовки его таким образом, чтобы на определенных участках устойчиво к окрашиванию.

Прочтите, чтобы узнать больше об этой древней технике окрашивания.

Чем отличается сибори?

Одним из, казалось бы, определяющих элементов сибори, который отличает его от других аналогичных техник по всему миру, является использование индиго в качестве красителя. Отчасти это связано с преобладанием японского растения индиго. Но это также связано с периодом японской истории, когда прекрасная одежда была ограничена высшими классами. Индиго был одним из немногих смелых цветов, которые разрешалось носить большинству людей.

Это продолжалось на протяжении всей истории страны. Это все еще заметно, учитывая предметы, которые во всем мире считаются традиционно японскими. Акт окрашивания индиго известен как айзомэ, , но это совсем другой мир, в который мы могли бы погрузиться!

Наряду с вышивкой, росписью по трафарету и ручной росписью сибори традиционно использовались для изготовления кимоно и повседневной одежды.Это чрезвычайно универсальный , поскольку созданные выкройки можно использовать для сложных, детализированных моделей кимоно, а также для создания более крупных и широких моделей для повседневной носки.

Подробнее о кимоно читайте в нашей статье об истории самого известного предмета одежды в Японии.

Методы

Техника, которая может быть знакома большинству на западе, — это всего лишь один из видов сибори, каноко сибори . На самом деле существует несколько других разновидностей, которые дают разные результаты.Как и в случае с любой другой техникой естественного окрашивания, лучше всего использовать натуральные волокна, так как они лучше удерживают краску. Вот почему его традиционно используют для изготовления кимоно и юката, так как шелк и хлопок удерживают краситель и будут более яркими.

Каждая из техник позволяет создавать разные формы и узоры, от больших широких узоров до маленьких замысловатых.

Miura shibori — Петлевой переплет

Использует крючковую иглу для взятия кусков ткани. Затем его обвивают нитью, чтобы получился небольшой пучок.Это создает узоры с обручами, похожие на каноко сибори.

Кумо сибори — Техника складывания и связывания

Это включает в себя сложение ткани перед очень плотным связыванием секций для создания узора, почти похожего на паука.

Нуи сибори — прошитый сибори

Для создания разнообразных замысловатых узоров вы можете попробовать nui shibori . Здесь используется сшивание, а не просто переплет. Это позволяет вам «пришить» выкройку на месте перед тем, как туго натянуть нить, чтобы связать ткань вместе для окрашивания.

Arashi shibori — обмотка шеста

Для этого нужна еще одна стойка — шест. Ткань оборачивается вокруг шеста перед тем, как привязывать и сморщивать стержень шеста. Создавая линейный узор, его сравнивают с дождем, отсюда и название техники ( arashi, означает шторм).

Itajime shibori — сопротивление форме

Чуть более необычная техника. Чтобы создать формы в узоре, с обеих сторон используются куски дерева, которые фиксируются на месте, чтобы краска не попала в эти области.

Сибори сегодня

Сегодня эта техника все еще используется в японской индустрии моды, как традиционная, так и в современном исполнении. Следующее поколение начало вносить свой вклад в историю окрашивания индиго и сибори, применяя его в новых стилях одежды. Они возрождают методы, используя кустарный подход и приносят уникальные предметы в бутики и магазины по всей стране.

Такие техники, как сибори, переживают возрождение, поскольку растет осведомленность об изменении климата, и все больше людей сокращают отходы, продлевая жизненный цикл своих предметов.Эта техника широко почитается во всем мире и является лишь частью многих тенденций, направленных на продление жизненного цикла предмета одежды путем обновления и обновления его с помощью методов окрашивания.

Подробнее о других методах безотходного производства, используемых в Японии.

Попробуйте сами

В сибори, безусловно, есть элемент искусства и мастерства. Но одна из причин, по которой эта техника сохранилась с течением времени, заключается в ее более простых приемах, которые можно использовать, чтобы легко придать вашей одежде уникальный вид. Так почему бы не купить себе комплект для шибори и не попробовать его дома?

Или еще лучше, сделайте еще один шаг вперед и отправляйтесь в одну из наших учебных поездок , где вы можете испытать шибори на себе в Японии.

8 методов окрашивания тканей | Завод по производству OFS

1. Техника окраски ткани Shibori Tie-Dye с резинками.

Из этого туториала Вы узнаете, как красить ткань, используя технику тай-дай Шибори.Есть много способов связать ткань, что может привести к непредсказуемым и красивым результатам. В этом видео показано 3 способа связать ткань резинками, чтобы получились разные узоры.

2. Тай-краситель Shibori с использованием техники окрашивания устойчивой ткани.

В технике сопротивления шитью шибори используйте нить для вышивания любого рисунка или рисунка на ткань, от простых линий до сложных.

3. Техника окрашивания полюсом шибори.

Из этого туториала Вы узнаете, как красить ткань, используя метод окрашивания шестом Шибори, который создает полосатый узор. Вы можете поэкспериментировать, обернув шест по-разному и используя краску разного цвета.

4. Техника складывания шибори.

В этом уроке «Сделай сам» показано, как красить ткань, используя технику складывания шибори. Вы можете настроить рисунок окраски, сложив ткань разными способами, используя зажимы и используя несколько цветов красителя.

5. Техника окрашивания погружением в омбре.

Из этого туториала Вы узнаете, как покрасить ткань методом окунания омбре. Создать цветовой градиент с помощью этого метода очень просто, и вы можете использовать его на многих различных предметах, таких как одежда и наволочки.

6.

Техника батика без воска.

Из этого туториала Вы узнаете, как красить ткань с помощью техники батика без воска, в которой вместо воска используется клей. Вы можете экспериментировать с разными цветами красок и создавать любой дизайн, который только сможете придумать.

7. Техника окраски ткани погружением в воду.

Из этого туториала Вы узнаете, как красить ткань методом погружения в воду. Чтобы получить тонкий эффект, используйте большую емкость и больше воды.Вы можете разнообразить результаты, используя разноцветные красители.

8.

Покраска ткани краской — техника акварели.

Из этого туториала Вы узнаете, как красить ткань, нанося краску вручную на ткань.Вы можете создавать красивые акварельные эффекты и комбинировать этот метод с другими методами окрашивания ткани для создания поистине уникального образа.

ОБНОВЛЕНИЕ

: С момента публикации этого списка мы добавили еще несколько техник, так что обязательно ознакомьтесь также с ледяным окрашиванием и окрашиванием мрамора!

Существует бесконечное количество вариантов этих техник окрашивания тканей, и вы также можете комбинировать их для создания сложных дизайнов.Окрашивание ткани — это все о экспериментах, поэтому пробуйте разные вещи, и вы получите неожиданные и уникальные результаты!

Если вам интересно, что я сделал со всеми этими крашеными тканями, я сделал лоскутное одеяло! См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *