Дом горького на никитской – Дом-музей Максима Горького (Особняк Рябушинского)

19 Фев

А.М. Горький и особняк на М. Никитской, 6

В доме на Малой Никитской А.М. Горький провел последние 5 лет жизни — самое продолжительное время пребывания в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г.).

Здание примечательно как памятник архитектуры стиля модерн начала ХХ в., выдающееся произведение академика архитектуры Федора Осиповича Шехтеля. Оно построено в 1900–1902 гг. по заказу промышленника, банкира и мецената Степана Павловича Рябушинского. В обработке интерьеров участвовал будущий академик архитектуры И.А. Фомин. Витражи и мозаика фасадов выполнены мастерской В.М. Виноградова. 

После революции здесь размещались различные учреждения, такие как Госиздат, Психоаналитический институт и его лаборатория, детский сад, ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей). 

В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. 

Еще в 1928 г. он получил письмо работницы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей “недвижимой собственности”». 

Дом, где Горький прожил последние годы, не был им выбран и не был им любим. Готовясь к возвращению на родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького. 

За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю: «… для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки… Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. 

По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Многие считали, что Горькому шехтелевский особняк «не подходит». Это почувствовал Ромен Роллан, утверждавший: «Горький не вписывается в эти декорации». 

Понемногу Алексей Максимович привык к особенностям своего последнего дома, к расположению комнат: из гостиной с огромным окном можно пройти в библиотеку, с пола до потолка заполненную книгами — главным богатством писателя; через полутемную парадную прихожую, огромным зеркалом отражающую массивную входную дверь — в кабинет, комнату, которую, по словам С. Маршака, хозяин как будто всегда возил с собой. 

Увидев впервые спальню, Горький в шутку назвал «спальней балерины». Тихая комната, окнами во двор, где Горький любил почитать «на сон грядущий». 

Знаменитой лестницей Шехтеля, по которой так любят ходить гости дома сегодня, Горький не пользовался, — из- за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына — Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н. Ракицкий, воспитательницы внучек. В наши дни там разместились музейные фонды и экспозиция, посвященная последним годам жизни Горького. 

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства. 

Особняк украшает доска с надписью: А.М. Горький жил здесь с 1931–1936 гг. Этот период оказался для писателя очень насыщенным и очень драматичным. Здесь Горький много работал, чувствуя, что силы уходят, торопился завершить задуманное. Массу времени отнимали общественные обязанности, встречи, чтение чужих рукописей. За три месяца до смерти Горький написал, что боится «только одного: остановится сердце раньше, чем я успею кончить роман». В этом доме Горький пережил самое трагическое событие своей жизни — смерть любимого сына Максима. Здесь как председатель оргкомитета готовил первый Всесоюзный съезд писателей; работал над «Жизнью Клима Самгина»; написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; отвечал на письма, занимался издательскими проектами, встречался с Бернардом Шоу и с Роменом Ролланом; художниками, музыкантами, артистами, начинающими литераторами, видевшими в нем учителя. Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г. 

После многолетних усилий вдовы и невестки писателя — Екатерины Павловны и Надежды Алексеевны Пешковых по решению правительства в 1961 г. дом был передан Академии наук СССР для организации в нем мемориального музея. Открытие филиала Музея А.М.Горького РАН — мемориальной квартиры — состоялось 28 мая 1965 г. Надежда Алексеевна Пешкова оставалась в доме вплоть до своей кончины в январе 1971 г. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация здания.

museum.imli.ru

Дом-музей Максима Горького 2019 ✮ Знаменитые музеи России

  • Максим Горький – основоположник социалистического реализма в литературе, автор романов «Мать», «Жизнь Клима Самгина», пьесы «На дне», «Враги» и др.
  • Дом-музей М. Горького – уникальный памятник архитектуры, построенный выдающимся архитектор Федором Шехтелем для промышленника Рябушинского в 1903 г.
  • Абсолютно всё в особняке, вплоть до последней дверной ручки, создано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля.
  • В 1932 г. по решению Сталинав этот дом въехал Максим Горький, приспособив особняк под свои требования.
  • После смерти Горького обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при его жизни, и в 1965 г. открыли музей.
  • Вся информация в музее представлена только на русском языке.

Дом-музей Максима Горького (ул. Малая Никитская, д. 6/2) – уникальный памятник эпохи модерн в Москве, сохранивший следы столкновения двух эпох. Здесь можно не только узнать о жизни и творчестве великого писателя, который пять раз был номинирован на нобелевскую премию, но и насладиться колоритными интерьерами и необычными декораторскими решениями выдающегося архитектора Федора Шехтеля. Комнаты дома до сих хранят атмосферу, в которой активно работал Максим Горький, основоположник нового течения в литературе – социалистического реализма – подарившего миру романы «Мать», «Жизнь Клима Самгина», пьесы «На дне», «Васса Железнова», «Враги» и др.

Эпоха Рябушинских

До революции дом принадлежал семье промышленников Рябушинских. Они приобрели участок земли на изломе улицы в конце XIX в. и пригласили для строительства своего особняка самого известного архитектора — Федора Шехтеля. В то время на пике популярности находился стиль модерн. В разных странах Европы его называют также «сецессион», или «ар нуво». Построенный в 1900 ‒ 1903 гг. Шехтелем особняк стал классикой московского модерна и прославил самого зодчего.

Владелец здания Степан Рябушинский был одним из богатейших людей Москвы. Он руководил работой «Банкирского дома братьев Рябушинских», а в 1916 г., за год до социалистической революции, основал автомобильный завод, который был национализирован и позже стал одним из крупнейших предприятий СССР, под названием «Завод имени Лихачева».

Особняк Рябушинского построен с применением железобетона – новаторское решение для того времени. Он выполнен в едином стиле: все, вплоть до последней дверной ручки, сделано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля. Для этого особняка характерны обилие изысканной лепнины, уникальные изразцовые панно на фасадах, изящные и стильные архитектурные формы. По рисункам Шехтеля в особняке было создано девять витражей.

Дом прекрасно вписан в ландшафт. В небольшом садике высажены лиственницы и сирень, и весной здание утопало в цветах. Зимой продолжали «цвести» изумительные керамические панно на фасадах дома, на которых изображены орхидеи, ирисы и другие цветы.  Красота дома стала привлекать гуляющих москвичей, и хозяин с удовольствием показывал им свой шедевр.

Внутреннее оформление здания поражает даже сильнее, чем вид снаружи. В нем использована тема подводного мира, что нашло отражение в расцветке интерьеров, имитирующей цвет морской волны, дверных ручках в виде морских коньков, растительных темах в отделке, которые органично дополняют фасады.

Даже лестница выполнена в форме волны. Она сделана из полированного серого гранита и увенчана люстрой необычной формы – в виде медузы. Все полы в доме выложены паркетом из ценных пород дерева. В комнатах оборудованы красивые камины, потолок покрыт лепниной. В работе над интерьерами принимали участие художники Виноградов, Врубель, Фролов.

Особенно хороши окна дома: каждое из них оригинально по форме и оконному переплету, так что, глядя на улицу, видно не просто оконную раму, а своего рода картину, обрамленную красивым багетом. Окна, помещенные на разных уровнях, создают иллюзию многоэтажного дома, хотя в здании всего два этажа.

Достоинства особняка не ограничиваются декоративными решениями. В этом здании впервые в Москве была установлена система кондиционирования, а под лестницей размещался воздуховод, который отапливал дом; создана система точечного освещения: лампочки были вмонтированы прямо в потолок, и вечером здание смотрелось просто сказочно.

Особое внимание привлекает ограда со стороны улицы. Она была создана позже основного здания, но очень гармонично вписалась в ансамбль. Ее стальные кованые спирали стали символом усадьбы Рябушинских.

Рябушинский был ревностным верующим-старообрядцем. В то время старообрядцы подвергались гонениям, и ему пришлось оборудовать тайную молельню в мансарде своего особняка. Чтобы подняться туда, нужно пройти три марша высокой лестницы. Красивейшая часовня выполнена в стиле раннехристианских храмов. В ее росписях просматривается удивительная смесь «ар-нуво» и старообрядческих традиций, а свод вечером светится лучами отраженного света. Над головой размещены изображения символов евангелистов и надпись на греческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».

Музей Максима Горького

В 1917 г. здание было реквизировано советской властью. Некоторое время здесь работал отдел Наркомата (Министерства) просвещения, позже – Наркомата по иностранным делам, и был устроен даже детский сад. Здание постепенно приходило в упадок. В 1932 г. по решению Сталина в этот дом въехал Алексей Пешков, который известен во всем мире как писатель Максим Горький (1868 ‒ 1936).

Особняк Рябушинского был приспособлен под требования писателя: был разобран один из мраморных каминов, установлены многочисленные шкафы с книгами, оборудованы спальня и рабочий кабинет. В особняке часто бывали делегаты писательских съездов, иностранные гости. Именно здесь Горький принимал французского писателя Ромена Роллана и до последних дней работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» ‒ итоговым произведением своей жизни, рассказывающем о русской революции и роли интеллигенции в ней. Также в этом особняке в 30-е гг. бывал Иосиф Сталин и его приближенные. Смерть, как, впрочем, и жизнь Горького, окутаны загадками. Существует гипотеза, что писателя и его сына отравили, но она так и не была доказана.

После его смерти обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при жизни писателя, и в 1965 г. открыли музей Горького. В его создании участвовали вдова сына Горького Надежда Пешкова, проживавшая в доме, и Екатерина Пешкова, вдова писателя.

В музее существует необычная традиция – каждый посетитель отмечается в специальной памятной книге, которую бережно хранят многие годы. В ней – имена абсолютно всех, кто бывал здесь. Посетители могут осмотреть кабинет секретаря, заставленный шкафами с книгами и советскими журналами, библиотеку, обширную столовую, где особо отмечено место писателя, рабочий кабинет Горького. В последнем особенно много личных вещей писателя, представлены его уникальные коллекции с видами горячо любимой Италии, его коллекция японских скульптур – нецке. На столе в кабинете стоит чернильница, лежат отточенные карандаши. Кажется, что писатель просто ненадолго вышел и скоро вновь приступит к работе. Так же, как при жизни Горького, в прихожей дома стоят его трость и сапоги, висит пальто.

В спальне писателя сохранены дорогие его сердцу сувениры и портрет скончавшегося еще при жизни отца сына Максима. Комнаты сына находились на втором этаже особняка, где он жил вместе с супругой Надеждой и дочерьми Дарьей и Марфой. Чтобы увидеть эти помещения, нужно подняться по знаменитой лестнице на второй этаж. Сейчас в двух просторных комнатах представлены портреты и шаржи Горького, подарки писателю от советских трудящихся и памятная доска из пансионата Горки, где Горький и скончался.

© 2016-2019 moscovery.com

Автор статьи:
moscovery.com

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Музей Горького. — Другая Москва


Этот дом на Малой Никитской, густо засаженный сиренью и каштанами, — мой личный алтарь. Я прихожу сюда часто, чтобы снова и снова восхищаться созданием великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля. И не перестаю возносить хвалу тем, кто сделал этот дом доступным для посещения всегда, создав в нем музей М.Горького.

История этого особняка связала между собой имена Шехтеля, Рябушинского и Горького. Первый был создателем дома, второй – заказчиком, третий – спасителем, потому что сложно предположить, какая бы судьба была у этого дома, если бы в 1931 году здесь бы не поселился Максим Горький.

2.

Будущий великий архитектор Федор Осипович Шехтель родился в Санкт-Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 года в обеспеченной купеческой семье и получил при рождении имя Франц-Альберт. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Саратов, а в возрасте 16 лет Федор Шехтель оказался в Москве. Счастливым поворотом в его жизни стало проживание в доме П.Третьякова, который взял на себя заботу о будущем архитекторе. Познакомившись с известным архитектором А.Каминским, молодой Шехтель стал работать в его мастерской. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурный факультет и его судьба уже была предопределена.

3.


4.

До 1917 года только в Москве Федор Шехтель построил около 60 зданий разного назначения. Полагаю, что половина из них (а может, и больше) до сего дня не сохранилась. К счастью, уцелел особняк на Малой Никитской, построенный в 1902 году для Степана Павловича Рябушинского. Он был одним из восьми сыновей многочисленной семьи, которая занималась мануфактурным делом уже долгое время и весьма успешно. Но больше Степан Рябушинский был известен как коллекционер икон и благотворитель. В его доме на Малой Никитской располагалась реставрационная мастерская. После революции вся семья эмигрировала в Париж, где Степан создал общество «Икона» с иконописной школой при нем. Умер он в 1942 году в возрасте 68 лет.

5.

Особняк на Малой Никитской тоже после революции «натерпелся». Он был муниципализирован в 1917 году и на протяжении последующих 13 лет принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией при нем, детскому саду и обществу культурной связи с заграницей. За это время многое было утрачено, разрушено и переделано.

6.

В 1931 году в этом доме поселился Максим Горький и это стало настоящим спасением для особняка. Горький жил здесь до своей смерти в 1936 году и, вероятно, будучи последним «пристанищем» русского писателя, именно этот дом впоследствии получил статус музея М.Горького.

7.

Надо сказать, что Горький с уважением отнесся к дому, в котором он жил, и изменения в обстановке проводил крайне деликатно. Основной проблемой стала нехватка шкафов для библиотеки писателя, поэтому при нем они появились везде, даже на знаменитой лестнице.

8.


9.

С прежним владельцем дома Горький никогда не встречался, хотя был знаком с его братьями. На Капри в 1911 году он познакомился с Николаем Павловичем Рябушинским, а в 1918-ом добился освобождения из ЧК Дмитрия Павловича – ученого, основавшего на собственные средства под Москвой первый в мире Аэродинамический институт и передавший его новому советскому правительству безвозмездно.

10.


11.

Музей в особняке открылся в 1965 году и действует до сих пор. На первом этаже располагаются комнаты, в которых жил Горький.

12.


13.


14.

Библиотека.

anothercity.livejournal.com

Дом на Малой Никитской

Особняк на Малой Никитской, в котором расположен Музей-квартира А.М.Горького, является памятником архитектуры стиля модерн начала ХХ в. Дом построен по проекту выдающегося русского зодчего Ф.О. Шехтеля в 1900–1902 гг. для промышленника и мецената Ст.П. Рябушинского.

Блестящий архитектор серебряного века Федор Осипович Шехтель (1859 — 1926) много строил в Москве. В обширном наследии зодчего особняк на Малой Никитской, пожалуй, самое известное и совершенное творение. Создавая художественный облик дома, Федор Осипович созидал особый мир. Используя распространенные символы и знаки, некую сумму художественных стилевых примет, он стремился научить людей языку модерна. Так, в жизнь человека постепенно входила орнаментальная азбука: подсолнух — солнце; орхидея, лилия — трагедия, гибель; дерево — рай; роза и нарцисс — чистая красота; маки — сон, дождь — просветление и т.д. У Шехтеля орнамент, помимо чисто декоративной функции, создавал необходимое настроение, определяя внутренний музыкальный ритм всего строения. 

В обработке интерьеров участвовал архитектор И.А. Фомин; витражи и мозаика фасадов выполнены мастерской В.М. Виноградова.

После революции 1917 г. здесь размещались Госиздат, Психоаналитический институт с лабораторией, детский сад, ВОКС и др.

В 1931 г. дом был предоставлен известному писателю Максиму Горькому. Этот дом не был выбран писателем и не был им любим. Готовясь к возвращению на родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького. За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю: «… для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки… Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». 

Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. 

По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Многие считали, что Горькому шехтелевский особняк «не подходит». Это почувствовал Ромен Роллан, утверждавший: «Горький не вписывается в эти декорации». 

Понемногу Алексей Максимович привык к особенностям своего последнего дома, к расположению комнат: из гостиной с огромным окном можно пройти в библиотеку, с пола до потолка заполненную книгами — главным богатством писателя; через полутемную парадную прихожую, огромным зеркалом отражающую массивную входную дверь — в кабинет, комнату, которую, по словам С. Маршака, хозяин как будто всегда возил с собой. Увидев впервые спальню, Горький в шутку назвал «спальней балерины». Тихая комната, окнами во двор, где Горький любил почитать «на сон грядущий». Знаменитой лестницей Шехтеля, по которой так любят ходить гости дома сегодня, Горький не пользовался, — из- за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына — Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н. Ракицкий, воспитательницы внучек. 

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства. Особняк украшает доска с надписью: А.М. Горький жил здесь с 1931–1936 гг. Этот период оказался для писателя очень насыщенным и очень драматичным. Здесь Горький много работал, чувствуя, что силы уходят, торопился завершить задуманное. Массу времени отнимали общественные обязанности, встречи, чтение чужих рукописей. За три месяца до смерти Горький написал, что боится «только одного: остановится сердце раньше, чем я успею кончить роман». В этом доме Горький пережил самое трагическое событие своей жизни — смерть любимого сына Максима. Здесь как председатель оргкомитета готовил первый Всесоюзный съезд писателей; работал над «Жизнью Клима Самгина»; написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; отвечал на письма, занимался издательскими проектами, встречался с Бернардом Шоу и с Роменом Ролланом; художниками, музыкантами, артистами, начинающими литераторами, видевшими в нем учителя. Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г.

После многолетних усилий вдовы и невестки писателя — Екатерины Павловны и Надежды Алексеевны Пешковых по решению правительства в 1961 г. дом был передан Академии наук СССР для организации в нем мемориального музея. Открытие филиала Музея А.М.Горького РАН — мемориальной квартиры — состоялось 28 мая 1965 г. Надежда Алексеевна Пешкова оставалась в доме вплоть до своей кончины в январе 1971 г. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация здания.

Дом сохранил свой архитектурный облик, уникальную мраморную лестницу-волну со светильником медузой, оригинальные цветные витражи, стеклянный потолок, подлинные резные деревянные двери и паркет. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация особняка.

 

imli.ru

Дом-музей Горького в Москве — описание выставки, фото, адрес, даты проведения, афиша, цены на билеты, отзывы.

Во-первых, невероятную культурную и историческую ценность представляет само здание. Особняк, расположившийся на углу Малой Никитской и Спиридоновки — это настоящий памятник искусства, самое знаменитое произведение московского модерна. Особняк был построен в 1902 году для Сергея Рябушинского архитектором Федором Шехтелем. Здесь можно найти «тающую лестницу», витражи, растительный орнамент, невероятно изящные архитектурные элементы, даже часовню. Переплетение готических мотивов и мавританского стиля внесли элементы эклектики в строгую внешнюю оболочку.

Михаил Врубель, который привлекался к оформлению интерьеров, помог создать внутри помещений иллюзию подводного царства. Главная мраморная лестница выполнена в виде волны, люстра холла похожа на медузу, дверные ручки повторяют очертания морских коньков. Мотивы моря и растительности поддерживаются и в остальных комнатах здания. Стены выкрашены в зеленоватый цвет, на витражах повторяются рисунки пейзажей среднерусской полосы.

Дом был передан Горькому в 1931 году, после возвращения знаменитого советского писателя из Италии. Тогда особняк превратился в клуб писателей — почти все мастера слова 30-х годов побывали в этом удивительном месте. Самому Горькому, кстати, его дом не нравился — он говорил, что здесь все слишком помпезно, даже «улыбнуться не на что». Он прожил в нем до своей смерти. Занимал первый этаж, жил скромно. На втором этаже обитал его сын с женой и двумя внучками — Марфой и Дарьей. Когда в 1936 году писателя не стало, вдова его сына Максима — Надежда Алексеевна – осталась в нем жить. Основанием музея мы обязаны ее энтузиазму — последние 20 лет, вплоть до его открытия в 1965 году, она занималась только им.

Сотрудники музея бережно воссоздали быт знаменитого писателя. Сохранена его библиотека, предметы обихода и мебели. Теперь любой желающий может почувствовать себя в гостях у буревестника революции и своими глазами увидеть величие дома на Малой Никитской.

По сообщениям «Российской газеты» (ноябрь 2011 г. — №5625), при записи на экскурсионные поездки, в Департаменте культурного наследия столицы, на первом месте по числу желающих посетить, оказались сталинские высотки, на втором — Дом-музей Горького.

Особняк занесен в список объектов культурного наследия РФ.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

kudago.com

А.М. Горький и особняк на М. Никитской, 6

В доме на Малой Никитской А.М. Горький провел последние 5 лет жизни — самое продолжительное время пребывания в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г.).

Здание примечательно как памятник архитектуры стиля модерн начала ХХ в., выдающееся произведение академика архитектуры Федора Осиповича Шехтеля. Оно построено в 1900–1902 гг. по заказу промышленника, банкира и мецената Степана Павловича Рябушинского. В обработке интерьеров участвовал будущий академик архитектуры И.А. Фомин. Витражи и мозаика фасадов выполнены мастерской В.М. Виноградова. 

После революции здесь размещались различные учреждения, такие как Госиздат, Психоаналитический институт и его лаборатория, детский сад, ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей). 

В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. 

Еще в 1928 г. он получил письмо работницы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей “недвижимой собственности”». 

Дом, где Горький прожил последние годы, не был им выбран и не был им любим. Готовясь к возвращению на родину, писатель думал об обычной квартире, в которой могла бы разместиться его большая семья. Роскошный особняк в стиле модерн не рассматривался им в качестве подходящего жилья. Этот стиль, получивший распространение в Москве и Петербурге на рубеже веков, не был близок художественному мировосприятию Горького. 

За два месяца до приезда, обеспокоенный доходящими до него слухами, Алексей Максимович написал секретарю: «… для Горького ремонтируется какой-то дворец или Храм Христа на берегу Москвы-реки… Мое поселение во дворце или во храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые адски работая, обитают в хлевах. Это будет нехорошо не только лично для меня. По сей причине я убедительно прошу: вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда». Тем не менее, в доме закончили ремонт, поставили необходимую мебель и прямо с Белорусского вокзала привезли Горького на Малую Никитскую. 

По воспоминаниям современников, бывавших здесь, писатель не раз повторял, что хозяин дома не он, а Моссовет. Многие считали, что Горькому шехтелевский особняк «не подходит». Это почувствовал Ромен Роллан, утверждавший: «Горький не вписывается в эти декорации». 

Понемногу Алексей Максимович привык к особенностям своего последнего дома, к расположению комнат: из гостиной с огромным окном можно пройти в библиотеку, с пола до потолка заполненную книгами — главным богатством писателя; через полутемную парадную прихожую, огромным зеркалом отражающую массивную входную дверь — в кабинет, комнату, которую, по словам С. Маршака, хозяин как будто всегда возил с собой. 

Увидев впервые спальню, Горький в шутку назвал «спальней балерины». Тихая комната, окнами во двор, где Горький любил почитать «на сон грядущий». 

Знаменитой лестницей Шехтеля, по которой так любят ходить гости дома сегодня, Горький не пользовался, — из- за болезни он не поднимался на второй этаж, где жила семья сына — Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей, а также близкие семье люди: медсестра О.Д.Черткова, художник И.Н. Ракицкий, воспитательницы внучек. В наши дни там разместились музейные фонды и экспозиция, посвященная последним годам жизни Горького. 

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства. 

Особняк украшает доска с надписью: А.М. Горький жил здесь с 1931–1936 гг. Этот период оказался для писателя очень насыщенным и очень драматичным. Здесь Горький много работал, чувствуя, что силы уходят, торопился завершить задуманное. Массу времени отнимали общественные обязанности, встречи, чтение чужих рукописей. За три месяца до смерти Горький написал, что боится «только одного: остановится сердце раньше, чем я успею кончить роман». В этом доме Горький пережил самое трагическое событие своей жизни — смерть любимого сына Максима. Здесь как председатель оргкомитета готовил первый Всесоюзный съезд писателей; работал над «Жизнью Клима Самгина»; написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; отвечал на письма, занимался издательскими проектами, встречался с Бернардом Шоу и с Роменом Ролланом; художниками, музыкантами, артистами, начинающими литераторами, видевшими в нем учителя. Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г. 

После многолетних усилий вдовы и невестки писателя — Екатерины Павловны и Надежды Алексеевны Пешковых по решению правительства в 1961 г. дом был передан Академии наук СССР для организации в нем мемориального музея. Открытие филиала Музея А.М.Горького РАН — мемориальной квартиры — состоялось 28 мая 1965 г. Надежда Алексеевна Пешкова оставалась в доме вплоть до своей кончины в январе 1971 г. В 1977–1983 гг. произведены капитальный ремонт и реставрация здания.

museum.imli.ru

Дом-музей М.Горького

03.06.2011 21:19 Просмотров: 38515 Печать | E-mail Показать на карте

Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи, наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Музей начал свою работу в 1965 году. Экспонаты рассказывают об истории семьи и домовой церкви.

На углу Малой Никитской улицы и Спиридоновки стоит особняк, выстроенный в 1900—1902 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского. Начать, думаю, лучше с наружнего устройства. Так выглядит бывшая главная-парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через черный ход. Вместо дверей Шехтель соорудил широкие арочные проемы, в вестибюле – ширму-витраж. Сами помещения – большие и просторные, украшенные лепниной. Каждая деталь дома – от рисунка паркета до формы осветительных приборов — создает единую композицию.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее напрвлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой.

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

  • Адрес: ул. М. Никитская, 6/2. 
  • Проезд: ст. м. «Арбатская», «Баррикадная», «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская». 
  • Вход бесплатный!
  • Часы работы: 11.00-17.30, пн, вт — выходные дни. 
  • Телефон: (495) 290-0535

Автор статьи и фотографий: shelphur

www.anothercity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *