Элементы гжельской росписи – Методическое пособие «Гжельская роспись»

9 Дек

Методическое пособие «Гжельская роспись»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОДП 02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

преподаватель ГБПОУ СКИК

А.Г. Смирнова

Сызрань, 2018г.

Гжельская роспись

(Гжель)

История Гжельской росписи

Гжель — один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Исторически, — это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. В современное время Гжельская волость входит в состав Раменского района Московской области.

Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики*. Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду. К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

*Майолика — это изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

В начале 1804 года братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Затем один из братьев Куликовых, Павел выучился технике изготовления фарфора, придумал свой горн (печь для обжига), разработал рецепты глиняной массы и наладил фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.

Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла.

В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».

Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1972 году было создано Объединение «Гжель», в которое вошли все мелкие производства, расположенные в соседних деревнях. Творческие группы разработали новые образцы и новые формы изделий.

Технология Гжельской росписи

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера — художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора — живописное начало. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре — яркое, крупное пятно — изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой «светотеневой мазок» (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Мазок с тенью

Кистевой «мазок с тенями», обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше — кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. «Мазок с тенями» образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

В технологии гжельской росписи существует понятие «росписи одной кистью» когда каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску — мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора «ситчик», когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище — бутон с волнистыми краями шея, грудь — каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

1) рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров — точки, штрихи и линии.  

Попытайтесь поэкспериментировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры — простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки — примакиванием кисти.

Как рисовать Гжельских птичек

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Орнамент в круге

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску — кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Она разводиться водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Орнамент угловой

Традиционно цветовое сочетание — синий кобальтовый и белый — являлась первым отличительным признаком росписи в стиле «гжель».

Тематическая композиция

Но современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику — костяной фарфор. Материал был открыт в Англии в 1750 году.

Костяной фарфор

Костяной фарфор обычно белого цвета, с едва уловимым оттенком топленого молока. Если чашку из такой керамики поднести к источнику света, она просвечивает. Чистоту фарфоровой массы легко проверить, если вглядеться в блики на поверхности. Так хорошо просматриваются все ненужные примеси. Поэтому качественный костяной фарфор никогда не расписывают целиком. Красота белизны материала должна подчеркиваться рисунком, а не скрываться.

Гжель сегодня — это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.

Наглядные примеры Гжельской росписи

infourok.ru

Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи

Город Гжель — центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. «Гжельский куст» раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала «ширевка» — простой красный материал, ниже шли пласты желтой «пушнины» — глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая «мыловка» — тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

Потребности фармацевтики

Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Узоры гжельской росписи — это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно — нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи — это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка — это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

Технологии

Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.

Разновидности

Наносить узоры гжельской росписи — это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы растительного орнамента. В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.

Элементы гжельской росписи

Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.

Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.

Мастер-класс «Гжельская роспись»

Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить искусство гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу — керамическую заготовку. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.

Сервизы

В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз «Гурьевский» на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали «Мономах» и «Царь-батюшка» на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы «Тет-а-тет» для двоих и «Эгоист», рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия «Гжельского куста» вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.

Знаменитые мастера

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.

Среди наиболее известных мастеров — Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.

fb.ru

Урок по изобразительному искусству на тему «Гжельская роспись».

Тема: «Гжельская роспись. Элементы, узоры.»

Цель: выполнить эскиз гжельской росписи.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с гжельсеой росписью;

  • Воспитывающая: любовь и интерес к традиционной русской культуре;

  • Развивающая: творческую и познавательную фантазию и вкус, аккуратность.

План урока.

  1. Орг. часть – 1-2 мин.

  2. Беседа о гжели – 5-10 мин.

  3. Физкульт минута – 2 мин.

  4. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя – 25 мин.

  5. Подведение итогов – 3 мин.

  6. Окончание урока, уборка рабочего места – 1 мин.

Оборудование для учителя: гжельская роспись на предметах, иллюстрационный материал, слайдовая презентация «Гжель», акварельные краски, шаблоны; для учащихся: альбом, краски, кисточки, х/б тряпочки, баночки с водой.

Литература: Изобразительное искусство Сокольникова Н.М.

Ход урока.

  1. Орг. часть

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам понадобится: альбом, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, х/б тряпочка, дневник.

Есть кто не готов к уроку? Молодцы я вижу вы все готовы.

  1. Беседа

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье!

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и творенье –

Русская звонкая гжель.

Ребята, тема нашего урока «Гжельская роспись»

Сегодня на уроке мы познакомимся с гжельской росписью и выполним гжельский узор в цвете.

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи .(слайды с презентацией.) Их цветы, птиц, зверей не спутать с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Смотришь на гжельские узоры, и кажется, что белая метель синие цветы запорошила.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

Красит синькою мороз

В окнах незабудки,

И зевает синий пёс

Возле синей будки.

В.Фетисова «Зимний вечер»

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. Не сразу гжельский узоры приобрели свой самобытный художественный стиль росписи с синим кобальтом. В предшествующем столетии гжельский фарфор были многоцветными, но постепенно именно синий цвет стал классическим. Создался новый облик изобразительный язык торжества синего на белом.

Секрет искусства Гжели в ее ярко выразительном сочетании синих узоров и белого фона. Образы гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

Современные художники работают над созданием образцов, которые идут в массовое производство. Много приходится трудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту (Показ ). Сначала художник в эскизах карандашом прорабатывает новые формы сосуда и придумывает роспись. Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются черные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие линии стеблей, спирали, листочков и усиков. У каждого мастера свой подчерк: мазок то шире, то уже, листочки то шире, то уже. Вот почему в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

На следующем этапе изделие окунают в чан с глазурью и роспись скрывается под белым составом, поэтому она называется подглазурной. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени горна глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет.

Гжельской росписью расписываются такие предметы, как кружки для молока, бокалы, кувшины, конфетницы, сахарницы, декоративные вазы.

Гжельская роспись делится на три вида:

  • Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия.

  • Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и голубая птица, русалки), природа и времена года.

  • Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора — гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами.

Элементы гжельской росписи: капельки, сеточка, розочки, бордюры.

Орнаментальное богатство гжельской росписи достигаются во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами.

Показ на доске. — Посмотрите как рождается особый гжельский мазок – основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получится округлый мазок с темным краем, постепенно истощающей к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями». Кроме того в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называется капелькой.

Этот сплошной мазок создает определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги.

Гжельская роза – один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняются «живым мазком». Обычно начинаю писать цветок с середины постепенно наращивая лепестки с левой стороны и правой стороны от первого, а так же немного ниже. Во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее можно было расписать. У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску.

Повторение.

— Ребята, кто мне скажет каким цветом выполняется гжельская роспись?

— Какими элементами осуществляется роспись гжели?

Ребята, теперь можем приступать к работе. Если нет вопросов то можете приступать к работе.

  1. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

Пока дети приступили к рисованию делаю обходы.

  1. Смотрю как приступили к работе.

  2. Правильность техники выполнения.

  1. Подведение итогов.

Итак, ребята что нового вы сегодня узнали? Ребята на этом уроке мы познакомились с техникой выполнения элементов гжельской росписи. На следующем уроке мы будем расписывать с вами посуду.

На этом наш урок заканчивается. Можно приступить к уборке рабочего места.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству «Элементы гжельской росписи. » (5 класс )

Тема: Элементы гжельской росписи

Класс: 4А

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: Научить выполнять элементы Гжельской росписи.

Задачи:

Образовательная

Обучить умению выделять и анализировать характерные средства и художественной выразительности в работах мастеров, знать последовательность рисования элементов Гжельской росписи

Развивающая

Развивать умение выделять Гжель среди других народных ремёсел. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, индивидуальные творческие способности.

Воспитательная

Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Методы: Беседа, объяснение, показ презентации.

Оборудование для учащихся:

Альбом, краски, кисти, баночка для воды.

Оборудование для учителя:

Проектор, презентация.

План урока

1. Орг. момент – 1-2 мин.

2. Вступительная беседа – 3мин.

3. Знакомство с новым материалом – 5 мин.

4. Метод. Показ –8мин.

5. Закрепление –4мин.

6. Самостоятельная работа — 20мин.

7. Подведение итогов –3мин.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие. Проверяю готовность учащихся(краски, кисти, альбомы, баночка с водой).

2. Вступительная беседа.

Учитель:— Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения

Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!

П. Синявский
 

Учитель:— С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?

Ученики: — Гжельская роспись!

Учитель: — Правильно . Сегодня на уроке мы познакомимся с элементами Гжельской росписи.

3. Знакомство с новым материалом.

Показ презентации «Сказочная Гжель».

(2 слайд) История промысла. Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла.

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

(3 слайд) До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

(4слайд) К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.

Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.         

(5слайд) Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

(6слайд) Отличительные особенности гжельской росписи.

Всякую роспись  Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

(7слайд) Чем же она отличается от другой росписи?

Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды.  Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

(8слайд) Самый излюбленный узор — гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда  написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

(9слайд) Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти.

(10слайд) Гжельская роспись делится на три вида:

1. Главная — растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

2. Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки — «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

(11слайд) 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

(12слайд) Главный секрет — это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Учитель: До середины XVIII века Гжель делала какую гончарную посуду?

Ученик: Изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Учитель:- Где Гжельские мотивы можно увидеть ?

Ученик: На фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Учитель: — Ребята, что же отличает Гжель от других росписей?

Ученик: — Гжельская роспись рисуется только синей краской по белому фону.

Учитель: -На какие три вида делится Гжельская роспись?

Ученик: — Растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.

Ученик: — Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки — «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».

Ученик: — Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны .

Учитель: — Всё верно! Молодцы, ребята!

4. Методический показ.

Учитель: — А сейчас мы с вами будем учиться рисовать элементы Гжельской росписи.

1). — Сейчас вам покажу как рисовать капельки. Все элементы Гжельской росписи рисуются синим или голубым цветов на белом фоне кисточкой, без нанесения карандаша.

— Тонким кончиком кисточки нажимаем и постепенно делаем нажим до середины ворса кисточки. На одинаковом расстоянии друг от друга рисуем капельки.

Обход по классу.

2) — Теперь попробуем нарисовать капельки в горизонтальном положении. На одинаковом расстоянии друг от друга рисуем капельки.

Обход по классу.

3). – Теперь вам покажу как рисовать цветок из капелек. Обратите внимание, что лепесточки у цветка к середине нарисованы узеньким кончиком. А широкая часть лепестка нарисована к внешней стороне цветка. Сердцевину не прорисовываем, а зрительно представляем. Я начну рисовать лепесток вверху, внизу, справа, слева и между ними 2 лепесточка. А теперь попробуйте вы.

— Как начнёте?

Ученик: — Вверху, внизу, справа , слева и между ними 2 лепесточка.

Учитель: — Всё верно!

Обход по классу.

4). – Сейчас вам покажу как рисовать листок. Начинаем с прожилки. Тонким кончиком кисти рисуем прожилку для листика, начинаю с завитка и веду вниз тонкой линией. К прожилке с левой стороны рисую капельки снизу вверх от большой капельки к маленькой. Капельки к прожилке не прикасаются. Точно также от прожилки с правой стороны рисуем капельки.

— Как начнёте рисовать листик?

Ученик: — Начинаем с прожилки. Тонким кончиком кисти рисуем прожилку для листика, начинаю с завитка и веду вниз тонкой линией. К прожилке с левой стороны рисую капельки снизу вверх от большой капельки к маленькой. К прожилке капельки не прикасаются. Точно также от прожилки справой стороны рисуем капельки.

Учитель: — Правильно! Приступайте к работе.

Обход по классу.

5.Руководство самостоятельной работы.

ошибки

исправления

5 мин.

Неправильный нажим на кисточку. Не на одинаковом расстоянии нарисованы капельки.

Выявление массовых ошибок. Показ на доске.

5-7 мин.

Неправильное количество лепесточков в цветке.

Индивидуальная работа.

7 мин.

Неправильное расположение капелек над прожилкой.

Индивидуальная работа.

Во время каждого обхода анализирую работу детей.

6. Подведение итогов. Выставка работ.

Учитель: — Ребята, вам понравилось наше занятие?

Ученик: — Да, очень!

Учитель: — Давайте повторим, с какой росписью мы познакомились?

Ученик: — Гжельская роспись!

Учитель: Каким цветом рисуется Гжельская роспись?

Ученик:— Синим, ярко-голубым на белом фоне.

Учитель: — Какие элементы Гжельской росписи вы знаете?

Ученик:— Капельки, цветочки, листочки.

Учитель: — Где можно встретить Гжельскую роспись?

Ученик: -На подносах, картинах, вазах, игрушках.

Учитель:- Что вам показалось интересным, а что стало познавательным?

Ученик: — Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Учитель: — В чем вы испытали трудности?

Ученик: — Не получались капельки правильной формы.

Анализ детских работ, отметить успехи и ошибки. Сравнить работы с образцом. Спросить детей, чья работа нравится.

infourok.ru

учимся сами и учим творчеству малышей

Сказочная роспись гжель – традиционный народный промысел, предполагающий рисование синими красками по керамике. Но не только по ней: в этой технике делают иллюстрации и открытки, платки, расписывают деревянные доски и сувенирные фигурки. Занятия по росписи гжелью можно проводить для деток разного возраста, в том числе дошкольного. Многим будет интересно, да и новый навык работы пальчиками не помешает (особенно с учетом того, что впереди школа).

Содержание статьи:

С чего начинать? С подготовки!

Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо. Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?

Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой. Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.

Чтобы научить детей, для начала придется освоить технику самому. В этом очень поможет художественный альбом по гжели согласно ФГОС. Ценность издания – в том, что оно пошагово описывает процесс рисования, показывает его на картинках. А также рассказывает, как научить детей особенностям мазков и последовательности росписи. Практические задания для изучения элементов росписи есть и в альбоме «Россиночка» по гжели. У пособий разные авторы, но оба хороши с практической точки зрения.

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.

Как рисовать в технике гжель в старшей группе?

Каждый профессиональный мастер класс специалиста по гжели подразумевает минимум несколько занятий. Будем на это ориентироваться и мы, учиться поэтапно. Могу предложить приблизительно такой план:

  1. Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей. Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве). Тренировка мазка на бумаге.
  2. Роспись по трафарету (раскраске), проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.
  3. Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.

В любом из пунктов возможны вариации. Заготовку можно сделать с детьми своими руками – например, вылепить из глины плоские медальоны-«тарелки» диаметром около 8-10 см, высушить, покрасить белой краской, нанести карандашом (синим фломастером) узор и расписать. Вот и сувенир к 8 марта или дню рождения бабушки! Можно рисовать на пластиковой или другой одноразовой посуде, такие «заготовки» недорого стоят и не требуют труда для подготовки.

Под гжель можно расписывать шаблоны в виде яиц к Пасхе, открытки. А можно купить белые чашки под роспись, дать их расписывать детям, а потом покрыть специальным лаком и отдать в семьи. Представляете, какая это будет память на годы?

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос. По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Роспись гжель для детей-дошкольников

5 (100%) 3 vote[s]

metodbv.ru

Гжель: старинная техника росписи, ставшая достоянием народа

Истинным богатством каждого народа являются не материальные ценности, а его история, традиции и уникальные народные промыслы, сохранившиеся в течение многих веков. К одной из таких ценностей в России можно отнести филигранную технику росписи глиняных изделий — гжель. На сегодняшний день это мастерство не только не утратило своей актуальности, но и получило развитие во многих сферах.

Краткая история развития искусства росписи гжель

Интересной является история гжельской росписи – данное искусство впервые возникло на землях в подмосковном районе Гжель. Почва в тех местах не отличалась плодородием, и получить щедрый урожай крестьянам, как бы они не старались, почти никогда не удавалось. Дело в том, что вместо чернозема там пролегал огромный пласт белой глины высокого качества.

Первыми использовать этот природный подарок начали местные аптекари, изготавливающие из белой глины специальные ёмкости для хранения различных снадобий. Так и возникла удивительная гжельская посуда, отличающаяся чистым белоснежным цветом.

Со временем мастерство изготовления гончарных изделий становилось все более совершенным, пока гжельский фарфор, расписанный узнаваемым синим орнаментом, не приобрел популярность во всей округе. Известно, что первые ремесленники Гжеля упоминались еще в далеком 1320 году.

Характерные черты старинной гжельской росписи

Уже в XVIII столетии изделия из керамики, расписанные удивительным узором синего цвета, приобрели большую ценность. Подобная посуда украшала дома купцов и дворян, и со временем кустарное производство трансформировалось в огромные предприятия по изготовлению изделий из фарфора. При этом каждый предмет делали исключительно вручную. Витиеватые узоры гжельской росписи сложно было спутать с чем-то другим. Они стали подлинным символом народного искусства и достоянием России.

На первый взгляд может показаться, что такой орнамент — примитивен и прост, и чтобы нанести его на фарфор, совсем не обязательно обладать талантом художника. Но на самом деле это не так. Каждый узор — уникальный и неповторимый, и чтобы его придумать, а затем воплотить в жизнь, необходимо иметь не только развитую фантазию, но и золотые руки.

Все элементы гжельской росписи очень сложные, выполняются они в сине-кобальтовых тонах на белоснежном фоне. Именно такая цветовая гамма является основной отличительной чертой этой народной техники. Узор росписи гжель располагается на глазурированной поверхности и состоит из сложного растительного орнамента, выполненного в народном русском стиле.

Все работы, от подготовки поверхности и до нанесения каждой детали орнамента, выполняются только вручную. Весь процесс требует от ремесленника концентрации внимания, ювелирной точности и огромного мастерства.

Каждое готовое изделие гжель — это настоящий шедевр, подлинное произведение искусства, обладающее собственным уникальным характером. Принято считать, что невозможно найти совершенно одинаковые рисунки гжельской росписи, поэтому каждый предмет, выполненный в данной технике, эксклюзивен.

Техника нанесения орнамента гжель

За все время существования техника гжельской росписи практически не изменилась. Сразу после обжига керамической посуды мастер приступает к росписи. Самая первая технология росписи, известная современным умельцам, называлась «майолика». Расписывался узор в виде так называемой пятицветки: на белоснежную эмаль, являющейся основой, аккуратно ложился сине-голубой рисунок.

Мало кто знает, что изначально керамическая посуда разрисовывалась цветными красками, изготовленными из природных ингредиентов. Чтобы получить желтый цвет, брали соль сурьмы; марганец использовался для получения вишневого оттенка; синеву дарил кобальт, а зелень получали из медных солей.

Со временем техника изменилась, и все мотивы гжельской росписи стали синими. Интересно то, что мастерами использовалась черная краска, которая в процессе обжига постепенно менялась и приобретала все оттенки синего — от бледных до самых ярких.

Однако со временем некоторые изменения в технике нанесения все же произошли. Если древние мастера брали узор «из головы», часто додумывая его прямо в процессе рисования, то современные умельцы сначала делают эскиз орнамента на бумаге, и только после этого переносят его на керамическое изделие.

Такой подход имеет свои плюсы и минусы. В старину рисунки были более искренними и душевными, но иногда страдала детализация орнамента и его качество.

Современные узоры отличаются высокой детализацией и четкостью линий, но утрачивают свои индивидуальность. Однако если есть необходимость нарисовать сложную и большую композицию, без предварительной тщательной прорисовки орнамента вряд ли удастся обойтись.

Каким бы ни был рисунок — простым или сложным, важно найти источники вдохновения для того, чтобы сохранить подлинную душевность и уникальность народной росписи. Таким источником чаще всего служит живая природа и ее творения, окружающие людей повсюду.

На современном производстве процесс изготовления керамических изделий гжель выглядит так: на подготовленную поверхность мастером наносится рисунок, затем изделие окунают в заранее подготовленную глазурь. Следующий этап — обжигание керамической поделки в печи. Каждый мастер имеет собственные секреты получения неповторимого узора, играющего всеми оттенками синего.

Гжель в современном мире

Старинная техника росписи керамики не утратила своей актуальности и в наши дни. Огромной популярностью пользуются игрушки с росписью гжель – фигурки животных и птиц, свистульки, матрешки, куклы. Гжелью расписывают кухонную утварь, посуду, вазы для цветов, декоративные фигурки.

Растительные и орнаментальные узоры в технике гжель используются даже при изготовлении модной одежды. Для украшения жилых помещений используется сюжетная роспись, иллюстрирующая бытовые сцены из жизни простого народа. Если изучить главные секреты этого старинного промысла, то вполне можно самостоятельно расписать некоторые предметы интерьера, которые украсят любое жилище.

wings-of-inspiration.ru

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

wiki.iteach.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *