Классические колонны – . ( V

31 Дек

Элементы ордеров колонн классических стилей

Колонны разных ордеров.

После изучения древнеримских развалин исследователь искусствовед Дж. Б. да Виньола систематизировал ордера древности. Его система легла в основу академических традиций в архитектуре. Он выделил дорийский, ионический, коринфский, тосканский, композитный ордера колонн. Наиболее декоративен коринфский ордер, который создает плавный переход от вертикального элемента колонны — столба — к горизонтальному — антаблементу. Витрувий описывал дорический ордер, сравнивая его с мужчиной, ионический ордер колонны — с грациозной женщиной, а в колонне коринфского ордера автор видел подражание стройности молодой девушки.

Особенности колонн разных ордеров.

Наиболее старым ордером является дорический, который позже дополнился ионическим. Исследователи считают, что замена дорического стиля ионическим в архитектуре Древней Греции происходила одновременно с социальными изменениями в обществе, когда от диктатуры Спарты осуществился переход к демократии Афин. Спартанцы воплощали строгий дорический дух Греции, который отражался в стиле колонн мощной и массивной конусообразной формы. Афиняне олицетворяли демократию, и для них был более свойственен ионический ордер колонн.

Храм Аполлона в Коринфе — образец архаичного дорического ордера.

В дорическом стиле метопы и триглифы активно разделяют элементы колонн. В ионическом ордере колонна становится более стройной, все элементы создают впечатление легкости, нет ощущения тяжести, которую воспринимает ствол колонны. Подобный переход от тектонической формы к пластически свободной и живописной, составляет главную закономерность исторического развития античного искусства. Не случайно в поздней античности динамичный мотив листьев аканта и пышная коринфская капитель, украшенная акантовыми листьями, становятся наиболее популярной.

Храм в коринфском стиле. Олимпейон (Temple of Olympian Zeus). Афины. Греция.

В некоторых случаях колонны начинают нести только эстетическую нагрузку. Примером может послужить памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н. э.). Стены памятника не являются несущими, не являются опорой и колонны с коринфскими капителями. Только на визуальное восприятие рассчитан и «Круглый храм» в Баалъбеке (II—III вв. н. э.) в Сирии, который имеет колонны коринфского ордера с вогнутым антаблементом.

Памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н. э.).

В греческой архитектуре нередко сочетались разные ордера: например в Парфеноне стоит массивная наружная колоннада дорического ордера, при этом используется фриза ионического стиля и ионический ордер колонн внутри сооружения. При возведении Эрехфейона Афинского Акрополя колонны были заменены женскими фигурами в портике кариатид.

Парфенон 447—438 гг. до н. э. Архитектор Калликрат, по проекту Иктина.

Колонны и архитравы обычно не окрашивались в отличие от других элементов фасада, которые подчеркивались цветом. Но капители и фризы часто покрывали позолотой, окрашивали синей, зеленой, черной, красной красками. В дорическом ордере у колонн триглифы красили синим, они соседствовали с красными метопами. Выделяли красным тоном бороздки на колонне под капителью — аннули. В Эрехфейоне при строительстве использовался цветной мрамор, декорированный росписью и позолотой. Капители украшали также бронзовыми элементами. К сожалению, красочные элементы отделки до наших дней практически не сохранились. Колонна по своему изначальному назначению является конструктивным элементом здания, который выдерживает вес несомых конструкций. Этой характеристикой обладают изделия из камня. Прочностью обладают колонны из кирпича и железобетона. Однако, каменные, железобетонные и кирпичные колонны дороги и требуют укрепленного фундамента. Если же колонны выполняют только декоративную функцию, то используют изделия из полиуретана, которые в последнее время пользуются большой популярностью благодаря их небольшому весу, прочности, декоративности, возможности имитации любого материала.

Элемент коринфской колонны из полиуретана по внешнему виду не уступает каменному аналогу.

Полиуретан, который используется для создания элементов колонн, устойчив к влаге, перепадам температур, долговечен. Современные способы отливки изделий позволяют создать элементы колонн, соответствующих тому или иному ордеру. Из отдельных элементов колонн можно собрать то изделие, которое больше подойдет для конкретного дизайна фасада. В качестве образца для украшения фасада лепными элементами можно использовать здания, построенные в прошлые века в классическом стиле. Наличие подобных колонн придаст фасаду аристократичный и строгий вид, отражая социальное положение хозяев, их вкус и мировоззрение.

Коттедж классического стиля с колоннами.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

architan.ru

Элементы колонн

Элементы колонн в чертежах.

Капитель — верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера — капитель, состоял из эхины — круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском — выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие — на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) — количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической — ствол — украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр — 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы — 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте — квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы — торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами — балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе — до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской — одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Более пышный и богатый коринфский ордер, который появился к концу 5 в. до н.э. Элементы колонны коринфской более изящны и нарядны, чем у ионической и дорической. У капители украшение похоже на наполненную растениями корзину (например, колонны храма Аполлона в Бассах, круглого храма в Эпидавре, памятника Лисикрата в Афинах).

Отдельные элементы колонн разного ордера.

Элементы колонны римского (этрусского) происхождения — тосканской близки по своим пропорциям к дорической. При этом имеет большую толщину ствола без каннелюр, базу из плинта и торуса. В Древнем Риме также был разработан композитный ордер, во многом совпадающий с коринфским, однако более декорированный лепниной.

Капитель и ствол колонн разных ордеров.

Пьедесталы колонн устанавливают под базу. Пьедестал колонны состоит из трех частей: плинты, крышки, тумбы. Пьедесталы использовались древними римлянами для колонн триумфальных арок, и для установки колонн, посвященных императорам и военачальникам: колонна Траяна, колонна Марка Аврелия. Пьедесталы колонн могут иметь правильную геометрическую форму, их украшают рельефным орнаментом, рустованным камнем. В поздних ордерных системах пьедесталы колонн делятся на цоколь, стул и карниз, украшен профильными элементами, рельефами.

Колонна Траяна за счет высокого пьедестала кажется еще более величественной.

Современные методы позволяют изготавливать колонны любого ордера, а также самый разнообразный лепной декор. Свойства такого материала как полиуретан позволяют получать точные копии известного декора. Элементы колонн из полиуретана можно подбирать по каталогам, а затем собирать в готовые конструкции.

Колонны из полиуретана в украшении фасада загородного дома в Подмосковье.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.

Автор текста: М. Сергеева

www.facade-project.ru

Стили колонн

Стиль колонн в совокупности с другими элементами фасада определяет классическое оформление дома. Новочеркасск.

История европейской архитектуры берет начало в архаичном периоде цивилизации Древней Греции, которая формировала подход к строительству на основе традиций разных народов, заселявших в определенные периоды времени острова и материковую часть Греции. Ордера колонн формировались веками, пока не появились четко определенные в пропорциональном отношении стили. Для Древней Греции характерны основные два ордера колонн: дорический и ионический. Дорический стиль колонн — наиболее ранний тип, характеризующийся пропорциями, основанными на диаметре нижней части ствола. Высота колонны, согласно Витрувию, равнялась от 6 до 8 диаметров ствола. Дорический ордер колонн характеризовался утолщением, что делало их визуально более мощными. Благодаря этим характеристикам дорический стиль колонн Витрувий назвал «мужским». Появившийся позже ионический ордер можно отнести к «женским», поскольку колонны стали более изящными, а верхняя часть — капитель обрела красивый декор — волюты, напоминавший женскую прическу. С молодой девушкой архитектор 1 в. н.э. сравнивал коринфский ордер колонн, у которых ствол стал еще стройнее, а капитель — еще более декоративная. Лепнина колонны коринфской на капители напоминала наполненную растениями, плодами, лентами корзину.

Античные колонны Акрополя.

Древние римляне позаимствовали греческие архитектурные формы и конструкции, обогатив их собственными разработками. Для украшения зданий, придания им роскошного вида римляне использовали композитные колонны, которые соединяли в украшении капителей ионический и коринфский декор. Лепнина колонны композитной сочетала в себе детали из ионического и коринфского стиля оформления капители. Тосканская колонна, заимствованная римлянами у этрусков, не имела декора на капители и обладала гладким стволом. Ее пропорции и массивность использовалась архитекторами в зданиях общественного и государственного значения, чтобы подчеркнуть мощь и власть страны и правительства.

Колонны в римских термах.

В готике колонны использовались для поддержки высоких сводов, нередко они объединялись с полуколоннами, соединялись в пучки. Они могли быть круглыми, как в северной Франции, с капителями, украшенными лепниной колонны, напоминающей коринфский ордерный декор. Прямоугольные колонны, соединенные с полуколоннами, свойственны Южной Франции. А в Англии предпочитали пучковые колонны. В барочном стиле колонны могли соединяться в пучки, завиваться в спирали. В то время они практически не использовали ордерные пропорции.

Витые колонны алтаря в стиле барокко в соборе св. Петра в Риме.

Рококо сделало колонны еще более сложными и декорированными.

Колонны в стиле рококо из энциклопедии Эфрона и Брокгауза.

Классицизм, а следом ампир, вернул ордера колоннам, рисунок орнаментам. Лепнина колонн сочеталась с барельефами, посвященным современным сюжетам.

Колонны Казанского собора созданы по образцу коринфского ордера. 1801-1811 гг. С-Петербург.

Эклектика в архитектуре обратилась к методам и традициям разных стилей, создав направления с приставкой «нео -«: «неогрек», «неорим», «неоготика», «неоклассицизм», и в этих стилях также участвовали колонны, которые олицетворяли то или иное течение мирового зодчества.

Конгресс-холл Заппион. Афины. архитектор Феофил ван Хансен. 1874 г.

В Древнем Востоке у персов культовые сооружения не имели такой торжественный и величественный вид, как у египтян и греков, зато дворцы правителей отличались особой роскошью. К примеру, в Персеполе колонны дворца достигали 20 м в высоту, капитель со сложным декором и навершием в виде быков составляла около 5,5 м. База колонн напоминала колокол, а ствол украшали каннелюры.

Колонны зала Ксеркса в Персеполе.

Индийский стиль колонн предусматривает богатое оформление. Лепнина колонн состоит из объемных скульптурных изображений божеств.

Лепнина колонн. Храм Кайлас. Эллора. Штат Махарашта. Индия.

Храмовой культуре Южной Азии свойственна декоративность, образность, и это отражается в стиле колонн, нередко покрытых сложными объемными изображениями, позолотой, росписью, мозаикой.

Храм Истины в Паттайе. Таиланд. Деревянный храм украшен многочисленными колоннами, декорированными сложной объемной скульптурной резьбой.

Античные стили колонн использовались в различных течениях архитектуры, вплоть до настоящего времени. Сейчас нередко разного стиля колонны используются в частном строительстве, однако вместо дорогостоящих и трудоемких архитектурных элементов нередко применяются колонны из полиуретана.

Автор текста: М. Сергеева

www.facade-project.ru

Виды колонн

Вертикальные конструкции, состоящие из базы, капители и ствола, называются колоннами. Они предназначены для поддержки крыши и существуют много видов колонн. На колонны мог опираться и купол здания, что продемонстрировали греческие архитекторы. Римляне стали использовать этот элемент архитектуры, скорее в роли декора, чем в практических целях. Позже появились такие разновидности, как парные колонны, полуколонны и пилястры. Базы и капители всячески украшали узорами и резьбой. Ствол мог быть покрыт желобками различной толщины.

Мастера, создававшие здания романского стиля, предпринимали попытки использовать классические колонны. Их новый тип в первую очередь направлен на создание впечатления красоты и изящества.

Витые колонны ↑

Для создания отдельных частей любого здания применяли систему из пяти ордеров. Это были коринфский, дорический, ионический, тосканский и композитный ордеры.

↑ Пять ордеров
Базы подвергались гораздо большим нагрузкам, чем стоящие на них колонны. Несколько баз могли соединяться в одну структуру, называемую сложной базой.

База ↑

Изначально эти колонны создавали из дерева. Позже оно было заменено на камень. Над стволом колонны располагались валюты с небольшими скульптурными композициями.

↑ Персидские колонны
Колонны архитектуры Древнего Египта своей формой похожи на листья папируса. Поверхность ствола колонны покрыта иероглифами и изображениями богов.     
Египетские колонны ↑

Они вырублены из камня, но служат имитацией ранних деревянных колонн старого стиля. Для Индии обычными стали стоящие отдельно колонны, становящиеся центром различных церемоний.

 ↑ Индийские колонны
Колонну образуют три части: капители, ствол и база, на которой она установлена. Для украшения ствол мог покрываться каннелюрами.                                     

Части колонны ↑

В Китае колонны никогда не делали каменными, используя для постройки только дерево. Колонна поддерживала крышу без использования капителей.        

 ↑ Китайские колонны

ri-kam.ru

античный и современный стиль (39 фото)

Колонны вызывают у нас образ античности и некой классики в древней архитектуре. Интересен тот факт, что с тех времён прошло много веков, а свою популярность в домашнем интерьере колонны не утратили до сих пор. Единственным различием является то, что когда-то они использовались в качестве опоры, теперь же в основном как декорация, которая закрывает часть коммуникации, или другие недостатки в квартире.

Колонны в интерьере

Немного истории

Колонна является символом античной архитектуры, и представляет собой столб, в основном цилиндрической формы, служащий опорой в несущих конструкциях. Состоит она из основы и верхней декоративной части, которая украшена барельефами.

Колонны в домашней обстановке

В храмах использовали сразу несколько колон, которые создавали образ надёжности и некого витания в облаках (декоративная часть). Также их использовали в богатых домах люди, которые могли себе позволить такую роскошь. Материал, из которого изготавливали колонны тех времён – это ценный камень или мрамор.

Классические колонны в интерьере

Их характерным признаком является чёткая выделенная структура: основа (база), ствол, завершающая часть (капители), которая по своей задаче обеспечивает опору горизонтальной части сооружения (назвается — антаблемента).

Колонны «классические» в интерьере

Есть несколько стилей классических колон, а именно:

  • Дорический.
  • Ионический.
  • Коринфский.

Теперь немного подробней о каждом из них.

Дорический стиль

Считается самым ранним представителем этого направления. По данным он сформировался около 7-го века до нашей эры. Таким колоннам характерно отсутствие базы, а стволы колон достаточно мощные и приземистые. Если на них смотреть, можно увидеть, что они сужаются к верху в диаметре. Сам капитель состоит из двух плит: одной круглой (эхина), и одной квадратной (абаки).

Ионический стиль

Возник немного позже дорического, примерно в начале 6-го века до нашей эры. Эти колонны уже тоньше и выше своих предыдущих представителей, и имеют ярко представленную квадратную базу с несколькими круглыми элементами. Капитель представлен более интересной и сложной формой – эхин украшенный орнаментом, и довершён декоративными завитками (волютами).

Коринфский стиль

Был условно последним, и появился примерно в 5-6 веке до нашей эры. По сравнению со своими предшественниками тут колонны уже стали выше и изящней. Самым главным отличием являлась капитель, оформленная резьбой, которая имитировала растительность. А волюты в свою очередь изображались усиками виноградной лозы.

Не классические колонны

В каждой культуре наблюдались разного вида колонны, поэтому можно рассмотреть наиболее запоминающиеся и популярные варианты.

Египетские колоны

Они отличаются своей росписью, которая наносилась на ровную поверхность. Первые такие предметы быта и интерьера делались из папируса, который завязывали в пучок, и заливали жидким илом.

Колонна «египетская»

Этнический стиль колонн в интерьере

Это характерно украшенный различными элементами разных народов. Декор таких колон весьма разнообразен, ведь народов очень много, и мотивов соответственно тоже.

Колонна «етно»

Стиль рококо или барокко для колонн

Он на сегодняшний день пользуется огромным спросом и популярностью. Колонны в таком варианте часто используют в роскошных апартаментах или виллах. Некий фрагмент от классических колонн присутствует в данной вариации, но в основном это кривые линии и формы, которые характерны для гирлянд, венков, морских раковин, прочее. Явно чувствуется беспокойный ритм и повышенная динамичность предметов.

Колонна в стиле барокко

Модерн колонные

Этот стиль носит в себе асимметрию, изогнутые и плавные линии, растительные орнаменты и мотивы. Это направление дало возможность дизайнерам воплотить самые интересные и креативные мысли и идеи в интерьере дома с помощью колон.

Колонна в стиле модерн

Колонны в современном интерьере

В современном интерьере с помощью колон делают не только декорирование помещения, а и множество других более важных функциональных вещей. Одним из них является зонирование помещения и акцент восприятия конкретного элемента в доме (камина, эркера, проёма в стене, и т.д.).

Кроме этого, колонны могут визуально расширить помещение, скрыть недостатки и визуализацию несущих стен или инженерных коммуникаций.

В основном колонны в современных интерьерах имеют прямоугольную форму, но дополнительно могут украшаться декорами из разных стилей.

Материалы, из которых делают колонны в квартирах и домах

Есть несколько популярных материалов, из которых обычно изготовляют колонны. Причём колонна может быть сделана их одного материала целиком, или же дополнительно украшена другим материалом. Сейчас мы рассмотрим обычные колоны без декора.

Самым популярным материалом является бетон. Он пластичен, из него можно слепить все что угодно. В цене он относительно недорог, и может дополнительно украшаться другими элементами декора.

Колонна из бетона

Натуральный камень является более дорогим материалом, но при этом колонна будет выглядеть достаточно изыскано и богато. Камни, которые используются – это мрамор, гранит, известняк, малахит, базальт. Чтобы сделать подобную колону нужно будет затратить достаточно много сил и денежных средств, так что позволить её себе сможет не каждый.

Колонна из камня

Полиуретан (или пенополиуретан) – достаточно распространённый материал в современных технологиях и строительстве. Преимуществом несомненно будет его малый вес, он прост в производстве, легко устанавливается, при этом, в случае механических повреждений его легко можно заменить без особых усилий.

Полиуретановая лепнина колонны в интерьере

Гипсокартон чаще всего применяют для создания прямоугольной формы колонны. Его обязательно нужно будет декорировать в соответствие с задумкой дизайна в комнате.

Колонна из гипсокартона

Деревянные колонны зачастую применяют в этническом стиле интерьера комнат, также используется в направлении прованс. С такими колоннами будут гармонично смотреться украшения с резьбой.

Деревянная колонна

Металлические колонны в основном используют в стиле хай-тек, китч, минимализм и гламур.

Металлическая колонна

Как можно украсить колонны в интерьере?

Просто поставить колонну – это не выход. Она обязательно должна гармонировать с общим дизайном комнаты. Чем её украсить будет зависеть от общей идеи, а также от основного материала, из чего изготовлена колонна.

Покраска и штукатурка – один из популярных выходов из ситуации. Такой вариант отлично подойдёт для колонн из бетона, а также из гипсокартона. В принципе они в основном и используются в современных отделках, ведь их можно себе позволить, учитывая цену и качество.

Пенополиуретановый декор также используется на бетонную или гипсокартонную основу. Учитывая характеристики материала, можно создать иллюзию колонны из натурального камня.

Декор из дерева может представлять собой вставки с резьбой. Есть вариант попробовать облицевать бетонную основу и каркас из брусьев деревом какой-нибудь породы.

Гипсовая лепнина поможет вам создать декор любой формы и стиля, тут главное знать, что именно хочешь.

Искусственный камень может стать заменителем натурального, и имитировать породу любого их них.

Необычные колоны и их дизайн

Кроме предыдущих вариантов существуют и такие, которые будут более нетрадиционными и неординарными по сравнению с другими. Такая разновидность нетрадиционной колоны — это варианты из органического стекла либо же из прозрачного пластика. Существует изюминка создания искусственной иллюзии движущихся пузырьков или воды в нём. Формы такой колонны бывают какие угодно.

Необычные колонны в интерьере

Кстати, чтобы сделать колонны более функциональными, в них дополнительно делают полочки для книг, отдел для бара и напитков, а также хранения различных мелочей и аксессуаров.

Помещения, в которых будут уместны колонны

Одна из самых интересных задач – придумать, где расположить колону, чтобы она сочеталась с общим интерьером и приносила пользу. Если обратится к статистике, самым популярным местом расположения будет лестничный проём, затем арочный проход, и на конец-то камины, веранда, балкон.

Колонна в домашнем интерьере

При оформлении гостиной лучше всего использовать пару, или несколько пар колон (в зависимости от площади помещения).

Для зонирования помещения на несколько отдельных частей можно использовать разные колонны, с отдельными декорациями в соответствии с каждой из зон. Главное не забывать, что всё должно сочетаться с цельной картинкой, а не бросаться в глаза отдельными частями.

Понравилась статья? Поделись в соцсетях!

decorwind.ru

Античная классика и использование классических колонн

Акрополь — одно из самых известных произведений античной классики.

«Античная классика» — определение, которое искусствоведы итальянского Возрождения дали наиболее древней из известных в то время культур — древнеримской. В эпоху Возрождения памятники Древней Греции европейцам еще не были знакомы, поскольку территория, которую некогда занимала Греция, находилась под властью турков. В 19 в. благодаря раскопкам, проводимым археологами Шлиманом и Эвенсом, европейцы получили возможность ознакомиться с более ранними культурами. Выдающиеся произведения античной культуры называли классическими (понятие «классика» было введено еще во 2 в. н. э. древнеримским писателем Авл Геллием), то есть образцовыми, достойными подражания, а саму античность стали почитать, как исток основных идей, которые и по сей день руководят европейской цивилизацией. Развитие античной классики получило свое начало в зодчестве древних греков и претерпело несколько этапов: — с 600 до 480 года до н.э. — архаика — период, когда греки отразили нападение персов. Это время развития дорического ордера, мощных колонн практически без декора.

Дорический храм в Седжесте. Сицилия. 5 в. до н.э.

— с 480 по 323 годы до н.э. (год смерти Александра Македонского) — период расцвета, когда развивался ионический стиль, более утонченный и декорированный, чем дорический.

Ионический храм Эрехтейон в Афинах (421-406 гг. до н.э.)

— последняя треть 4 в. до н. э. — 30 г. до н.э. — эллинизм, закончившийся с завоеванием римлянами Египта, до этого времени находившегося под греческим влиянием. В это время появился коринфский ордер — самый роскошный из всех ордеров

Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (6 в. до н. э. до 2 в. н. э.)

Наряду с религиозными сооружениями в эпоху эллинизма стали появляться светские строения: театры, рынки, спортивные арены, а также жилые дома и дворцы, алтари, гробницы. Античная классика жилых строений этого периода представлена богато оформленным перистильным домом с расписанными стенами. Основа античной классики — материализм, практицизм, логичность, осмысленность. Эмпиричность создания форм сооружений в искусстве шумеров и египтян была заменена точным и логичным математическим расчетом. Этот подход способствовал появлению и развитию канонов, свободных от интуитивного восприятия и подражания более древним способам возведения сооружений. Красота, по представлению древних греков, телесна и материальна (этой культуре свойственен антропоморфизм — очеловечивание). Древнегреческий философ Протагор говорил, что мера всех вещей — это человек. На основе соотношений размеров частей человеческого тела создавались и архитектурные классические колонны — элемент ордерной системы. Принцип телесности античной классики отражался также в передаче основных идей и философских воззрений посредством создания скульптурных композиций, как наглядных визуальных образов.

Барельефы колонны храма Артемиды Эфесской изображают сцены из мифов о греческих богах.

Античная классика в греческой архитектуре тектонична, логична и выразительна. Принцип материальности объекта подчеркивался понятием «четверицы» — единения поверхности, объема, линии и точки. К примеру, композиция Афинского Акрополя строится не на целостном восприятии пространства, а на объединении отдельных частей, ориентированных на определенный взгляд зрителя — по типу создания скульптуры. Его характерная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к Акрополю не по центральной оси, а сбоку, и все строения постепенно разворачивались перед его глазами.

Вид на ансамбль Акрополя.

Симметрию греки воспринимали не только как равномерное распределение разных частей здания относительно центральной оси, но и как согласованность всех элементов сооружения.

Храм Гефеста в Афинах — характерные черты: строгость, ритм и симметрия.

О. Шуази (Choisy, род. в 1841 г. — инженер, адъюнкт-профессор, автор теоретических трудов об античности) писал, что греческой античной классике свойственна геометрия, но при этом отсутствует масштабность. Чем более крупным был фасад строения, тем больше становились двери, шире и выше ступени. В греческой архитектуре использовался модульный канон, согласно которому отсутствует связь между назначением конструктивных элементов и их размерами, зато присутствует ритмичность, симметрия, создающие основу гармонического восприятия сооружения.

Геометрия Пантеона.

Пропорции здания проектировались по подобию соотношений между частями человеческого тела.

Пропорции Пантеона и Атланта.

Отличительным признаком античной классики стал ордер. Марк Витрувий Поллион — древнеримский архитектор в 1 в. н.э. — назвал закономерность членения несущих и несомых частей конструкции: колонны и антаблемента словом «ордо» — порядок. Ему же принадлежит определение «триада» — основы ордерной системы, означающее единение пользы, красоты и прочности. Характерным элементом ордена являлись классические колонны, которые визуально демонстрировали распределение нагрузок в строительной конструкции, подчеркивали тектоничность здания и создавали деление фасада по вертикали на отдельные, ритмично расположенные, части. Вместо классических колонн нередко использовались человеческие фигуры из камня — кариатиды и атланты.

Кариатиды храма Эрехтейон в Акрополе (5 в.до н.э.)

После завоевания Греции Древним Римом, греческая античная классика получила новый виток в своем развитии. Декор в римских постройках стал более пышным, чем в греческих. Римляне для украшения фасадов выбирали преимущественно роскошные коринфские классические колонны, позже обогатив ордерную систему еще одним ордером — композитным, в котором увеличили количество декора. Античная классика Древнего Рима сохранилась до наших дней в монументальных ансамблях древних стадионов, театров библиотек, терм, триумфальных арок. Исследователи указывают, что рационализм и материалистический подход в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима во время расцвета христианства утратили свою актуальность. Однако, античная классика заложила основу европейской культуры и рационального художественного мышления классического направления искусства в 16-19 вв. Канонизацию античной классики в архитектуре создал Дж.Б. да Виньола (Vignola.1507 ‒1573гг.), описав пять ордерных стилей на основе древних образцов. Позднее его система использовалась в архитектурных классических традициях в разные исторические периоды. Ренессанс, неоклассицизм, классицизм, барокко, ампир, бидемайер, романтизм, «северный модерн» использовали как классические колонны и декор, так и их видоизмененные формы. Популярна античная классика и сейчас, причем в последнее время чаще всего ее используют при возведении индивидуальных домов. При создании классических домов основываются на строгих формах, симметрии, ритмичности. Декор, украшающий фасады, выполнен по мотивам классицизма: молдинги, розетки, наличники, угловые элементы, пилястры, классические колонны, барельефы, карнизы.

Дом после реставрации декорирован изделиями, созданные из полиуретана по образцам античной классики.

Полиуретановые изделия, украшающие здания, не уступают по своему внешнему виду и характеристикам декору, сделанному из традиционных материалов: камня, гипса, бетона, а здания приобретают благородный и торжественный вид.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

architan.ru

Колонны Греции, римские и русские колонны

Колонны Греции, римские и русские колонны — все они были созданы на основе элементов архаичной архитектуры и являются преемниками более старых стилей.

Колонны Парламента Греции созданы по подобию античных греческих колонн.

Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных культур. Но на европейское зодчество наибольшее влияние оказали археологические раскопки и сохранившиеся фрагменты строений эпохи Древнего Рима. Позже, когда для европейцев стала доступной территория, где когда-то располагалась Древняя Греция, были созданы теоретические трактаты, связывающие между собой эти древние культуры и доказывающие преемственность архитектурных особенностей.

Колонны Греции

Колонны Греции получили свое развитие с появлением ордерной системы. Если есть желание украсить свой дом греческими колоннами, стоит познакомиться со стилями. Более массивной и менее декорированной была колонна дорического стиля. Позже появилась ионическая колонна, которая была более изящной, и ее украшала декорированная капитель. Более поздняя из колонн Греции — коринфская колонна с капителью, декорированной растительным орнаментом. Местом возникновения колонн дорического стиля традиционно считают побережье Эгейского моря в 4 в. до н. э. Дорические колонны не имели базы, стволы были гладкими или декорированными близко расположенными вертикальными бороздами с острыми гранями — каннелюрами, количество которых было от 16 до 20. Капители отделялись от ствола одной-четырьмя горизонтальными «шейками». В дорическом ордере у колонн под эхином бороздка, а у римских колонн в этом месте выпуклый ободок. Греческие дорические колонны ставили на стилобат, римские колонны имели базы. Рассмотрим ионический ордер колонн Греции времен античности. Ионический ордер, благодаря оценке Витрувия, считался «женским», названным так за свое изящество, стройность и резной узор капители с волютами. Такие колонны украшали, начиная с 4 в до н.э., малоазийские храмы северо-западного побережья Эгейского моря. Примером может служить храм Артемиды Эфесской. Колонна ионического ордера делится на три части: базу, ствол и капитель. База обычно опиралась квадратную плиту. Среди рельефов базы — полувалы, торусы, орнаменты и горизонтальные желобки. Капитель украшали двойные спиральные волюты — завитки. В более ранних храмах волюты располагались только в плоскости фасада, позже ионические колонны Греции стали украшать волютами в четырех плоскостях. Начиная со второй половины 5 в. до н.э. начинают создавать капители, у которых угловая волюта находится под углом 45° к фасаду.

Колонны Греции ионического ордера храма Артемиды Эфесской.

В ионическом ордере эхин находится между волютами, словно бы выходя из-под них. Эхин и абака декорировались яйцеобразными овами, листьями. На стволе располагалось 24 канелюры — глубокие борозды по вертикали. По отношению к диаметру высота колонн составляла в разный период 8:1, 9:1, 9, 52:1 (в портике восточного фасада Эрехтейона). Наверху ствол колонны более узкий, чем внизу.

Сравнение пропорций и украшений дорического и ионического ордера колонн Греции.

Коринфский ордер с капителью, украшенной лепниной в виде корзины с плодами, лентами, листьями, чаще реализовывался в римских колоннах, чем у греков, которые использовали этот ордер реже. Витрувий также объединял его с ионическом ордером, который писал, что коринфская колонна отличается от ионической только высотой.

Стили колонн Греции.

Колонны Греции архитекторы стремились расставить максимально далеко друг от друга, чтобы создать ощущение легкости строения. Например, в храме Геры Самосской, интерколумний (расстояние между колоннами) достигал 8,47 м.

Римские колонны

Колонны отреставрированных римских бань, г. Бат. Сомерсет.

Римские колонны долго считались эталоном для художников, начиная с эпохи Возрождения. Римляне позаимствовали у греков ордерную систему, а вместе с ней и колонны. Однако, у греков колонны служили для опоры сравнительно легких горизонтальных балок, а римские постройки были более массивны, и греческие колонны в качестве опор не подходили. Несущие функции возлагались в основном на стены, а колонны служили, в основном, декором, оставаясь несущими преимущественно в портиках. Римские колоннады теряют строгую соразмерность колонн Греции. Римляне внесли некоторую новизну и в ордера. Римско-дорический стиль не похож на греческий дорический: колонна становится выше (отношение диаметра к высоте в греческой колонне 1:5, а в римской — 1:7). Кроме того, пропадает утолщение в середине, свойственное колонне Греции. Римская колонна дорическая имеет прямой ствол без каннелюр, сужающийся кверху (канелюры, если все же были, начинались с 1/3 высоты), более строгий вид приобрела подушка капители, а под капителью вместо бороздки появилось выпуклое кольцо. Римские колонны ионического ордера тоже претерпели изменения. Стволы нередко изготавливаются без каннелюр, изменился и вид волют. Переделали римляне и коринфский ордер, придав ему большую роскошь: в капители появилось больше листьев аканта с закругленными концами, добавились листья лавра и других растений. Нередко элементы капители отливали из бронзы. Ствол римской колонны коринфского стиля делали монолитными из гранита или мрамора. Чаще стволы были гладкими, но если на них наносили каннелюры, то их количество было больше, чем в колоннах Греции. Среди римских колонн выделяется композитный стиль, объединяющий элементы разных ордеров. В придуманном римлянами композитном стиле соединились элементы ионической и коринфской колонны, когда над «корзиной» размещали завитки волюты. При строительстве римские зодчие могли использовать разные ордера в одном здании: дорический ордер украшал первый этаж, ионический — второй, а коринфский и композитный — верхний.

Композитная римская колонна.

У римских колонн не было столь же выверенного промежутка на фасадах, как у греческих. Иногда их группировали по две, или даже по три.

Русские колонны

Древнерусское зодчество основывалось на византийском искусстве. Знакомство с ордерной системой произошло только во времена Петра Первого, который открыл европейское искусство для России. «Русских» колонн в том же качестве, в котором они существовали в Древнем Риме и Древней Греции, как таковых не было. С внедрением европейских стилей зодчие начали возводить сооружения, украшенные колоннами в стиле классицизм — с заимствованием пропорций и декора ордерной системы, используемых в европейской архитектуре. Однако, с появлением и развитием «нео-русского» стиля («псевдорусский) появились и «русские» колонны. Этот стиль заслуживает отдельного внимания благодаря своей красочности, яркости, сказочности. Направление псевдорусского стиля возникло в 1870-х гг. на основе народнических идей, породивших широкий интерес людей искусства к народному творчеству 16-17 вв. Поначалу это течение распространилось на загородное деревянное строительство, а затем воплотилось в каменных строениях. Дома строили из красного кирпича или белого камня, их декорировали на манер народного зодчества. В моду вошли «пузатые» и прямоугольные русские колонны и кровля, напоминающая крышу терема. Примером может служить дом купца Игумнова на Большой Якиманке в Москве архитектора Н. Позднеева, построенный в конце 19 в.

Русские колонны дома купца Игумнова на Большой Якиманке. Москва. Псевдорусский стиль, архитектор Н. Позднеев. 1888-1895 г.

Архитектура строения подверглась резкой критике со стороны архитектурного сообщества. Например, архитектор В. Стасов писал о сооружении, что в нем на » пять аршин «греческого классицизма», «три с четвертью итальянского Ренессанса», «ломтик романского», «шесть золотников готики» и «целый пуд русского». При этом он категорически отвергал мнение москвичей, что здание красиво, так как считал, что его архитектура чужда московскому духу. «Русские» колонны украшали ряд древнерусских памятников зодчества. Например, Троицкций собор Ипатьевского монастыря. В Троицкий храм вела галерея, к которой ведет с северной сто¬роны каменное крытое крыльцо, его своды поддерживаются четырьмя колон¬нами с полукруглыми арками с декором из алебастра.

Фигурные колонны у входа в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. 1650–1652 гг.

В качестве образца русского зодчества, на который опирались сторонники неорусского стиля, был и собор Василия Блаженного (Покровский собор), построенный в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного.

Прямоугольные декорированные колонны собора Василия Блаженного. 1551-1561 гг.,  предположительно архитектор Постник.

Образцом нео-русского стиля стало здание ГУМа архитектора А. Померанцева. (1890-1893 гг.), Исторический музей архитектора Владимира Шервуда (1875-1881 гг.)

Прямоугольные русские колонны у центрального входа в Исторический музей. Псевдорусский стиль. архитектор Владимир Шервуд. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.

Украшая свой дом колоннами в том или ином стиле, можно поддержать архитектурную задумку, которая отразит идею зодчества из прошлых веков. Главное, придерживаться исторической достоверности, чтобы дизайн демонстрировал вкус и знание истории архитектуры.

Автор текста: Марина Калабухова

architan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *