Минимализм это – Что такое минимализм и почему он нас спасет – Minminds

14 Дек

Содержание

Минимализм в интерьере: вся правда о стиле

Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, – это не когда мало. Минимализм – это когда достаточно. А еще комфортно, функционально и красиво. Звучит заманчиво, правда? Давайте познакомимся с направлением поближе.

История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера

Минимализм как течение окончательно сформировался во второй половине XX века. Он пришел на смену излишне декоративному стилю модерн, который после Второй мировой войны вызывал негативные ассоциации с буржуазным обществом. Изменились также темп и стиль жизни  – люди устремились к простоте и надежности.

У истоков минимализма стоит японский стиль, проникший в Западную культуру после войны. Немаловажно влияние конструктивизма. Главные принципы этих течений – строгость, геометризм и соответствие внешнего облика здания его функциям.

Большую роль в возникновении и формировании минимализма сыграл “Стиль” – зародившееся в Нидерландах общество художников. Оно заложило основы будущего течения.

Говоря об истории минимализма в дизайне и архитектуре, нельзя не упомянуть немца Людвига Мис ван дер Роэ. Он стремился максимально упростить внешний облик здания, освободить пространство. Главным девизом его творчества было “Меньше – лучше”.

Минимализм: основные черты стиля:

  • использование натуральных материалов

  • много свободного пространства

  • функциональная мебель

  • геометричность форм

  • закрытые системы хранения

  • монохромная цветовая гамма

  • большие окна

  • скрытые источники света

  • отказ от лишнего декора

Материалы

В минимализме  предпочтение отдается натуральным материалам: камень, дерево, кожа, ткани из льна и др. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре (кирпич, бетон, штукатурка).

Использование металла делает интерьер более современным – выгодно смотрятся металлические ножки стульев, столешницы, стойки стеллажей.

Не исключено соседство натуральных материалов с искусственными. Главное – найти между ними баланс. Особое внимание уделяется сочетанию глянцевых поверхностей с полированными, а  деревянных – с пластиковыми.

Оформление потолков, стен и полов в минимализме

Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Самое простое решение – покрыть его краской.

При отделке стен используют бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой или оклеить однотонными обоями без рисунка. Несмотря на красноречивое название стиля, вариантов много.

Пол оформляют с помощью ламината, паркета или керамогранитной плитки. Правила те же: отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы.

Мебель

В идеальном интерьере в стиле минимализм мебель занимает лишь 20% пространства. Ее главные особенности – геометричность форм, простые натуральные материалы и функциональность.

Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций (диван-кровать,стол-трансформер) помогает не захламлять пространство. С этой же целью помещение часто оборудуют встраиваемой техникой.

Большое внимание уделяется системам хранения. Лучше всего, если они скрыты – на виду остаются лишь несколько действительно стоящих вещей, отражающих индивидуальность хозяина. Например, идеальным решением для спальни будет просторный шкаф-купе, незаметно вмонтированный в стену.

Цветовая гамма

Ранее мы отметили, что у истоков минимализма стоит японский стиль. Поэтому их цветовая палитра схожа. Преимущественно используются белый, светло-серый, бежевый и коричневый оттенки: они наполняют пространство светом.

Для создания гармоничного интерьера в стиле минимализм дизайнеры используют только два или три основных оттенка. Излюбленным цветом остается белый. Его можно эффектно разбавить с помощью черных поверхностей, графического серого цвета или ярких акцентов.

Освещение

Много внимания уделяется естественному освещению. Большие незашторенные окна – отличный способ создать просторное воздушное пространство. В крайнем случае используют горизонтальные или вертикальные жалюзи.

Что касается искусственного освещения, желательно, чтобы источники света были скрыты. На помощь придут софиты, многоуровневые потолки с подсветкой и т.д. Возможно использование лаконичных светильников, торшеров или люстр простой геометрической формы.

Декор

Отказ от лишнего декора – одна из главных черт стиля. В нем нет места статуэткам, подушкам и другим милым безделушкам, на которых невольно останавливается взгляд. Исключение составляют два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках.

В качестве необычного декора можно рассмотреть панорамный или подвесной камин, конструкция которого позволяет видеть пламя с разных сторон. Он гармонично впишется в минималистичную гостиную.

Текстиль

Текстиль почти не используют. Это касается даже оконных штор. В крайнем случае окна прикрывают жалюзи, римскими шторами или японскими панелями. Исключением остается спальня, в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.

Японский минимализм

Как мы уже отметили, идеи минимализма пришли в Европу из далекой и загадочной Японии. В это стране с особой созерцательной философией и частыми землетрясениями люди придумали легкие и мобильные жилища, фактически созданные из бамбука и бумаги. Их было легко переносить и восстанавливать. Плюс, таким конструкциям не угрожали подземные толчки.

Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым пространствам, а любовь к природе и солнечным лучам помогла создать в доме мягкое, рассеянное освещение без ярких акцентов.

Чтобы создать интерьер в стиле японского минимализма, освободите пространство по максимуму, а для зонирования используйте легкие перегородки и ширмы. Мебель в таком интерьере должна быть невысокой и без лишнего декора.

Скандинавский минимализм

На возникновение еще одной вариации стиля минимализм повлияли северный климат и нехватка солнечного света. Суровые шведы, финны и датчане уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме.

Скандинавский минимализм, пожалуй, самая уютная разновидность этого стиля. Здесь будут уместны комнатные цветы, мягкие пледы и подушки.

Минимализм = хай-тек?

Стиль хай-тек – ультрасовременное проявление идей минимализма. Он возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение.

Главное отличие от стиля минимализм – дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов. Функциональность – вот что стоит здесь на первом месте.

Если вы хотите соединить минимализм и хай-тек, в качестве декора используйте технические элементы: всевозможные крепежи, трубы, металлические детали и заклепки. Все последние достижения техники также выставляйте напоказ.

Минимализм сегодня

Сегодня минимализм – скорее философия, мировоззрение. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать незахламленное светлое пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей на отлично.

 

legko.com

Минимализм как стиль искусства

Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма—это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.

Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.

Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.

Основные черты

Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.

Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.

Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.

Отказ от нужного в пользу самого необходимого

Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.

На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.

Художники-минималисты

Фрэнк Стелла

Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.

В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.

Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.

За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».

Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»

В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.

Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.


Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.

Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.

В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.

Эльсуорт Келли: «Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде»

Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.


Антон Ламасарес

Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.

Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.

В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.

Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.


Хосе Эстебан Бассо

Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль  «ритуальной живописью». Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….

Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.

Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность. 


Эволюция течения

Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.

Назначение минимализма

Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.

Минимализм сегодня

В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.

В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.

Минимализм в графическом дизайне

Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.

Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.

«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)

Оригинальная реклама всемирно известной немецкой компании Bosch говорит нам о том, что её инструменты работают настолько быстро, что даже такое шустрое насекомое как муха не успевает улететь.

art-plane.ru

Ничего лишнего: чем плох и хорош минимализм

Предлагаем вам познакомиться с рассуждениями Бретта Маккея, у которого есть свой особенный взгляд на минимализм.

Минимализм — это стиль жизни/направление, и, как и любое явление, он иногда приобретает популярность, а иногда идёт на спад. В последние несколько лет минимализм стал популярным. В Интернете можно встретить множество статей под названием «100 вещей, от которых вам нужно обязательно избавиться», которые пользуются большим спросом.

Даже я в своём блоге пару раз писал о минимализме и в целом не имею ничего против него. Существует нечто вдохновляющее в идее «жизнь без лишнего», и в этом определённо есть свои преимущества.

Это поможет вам не стать безвольным потребителем, в вашей жизни не будет действительно ненужных вещей, ваш мозг не будет перегружен бесполезной информацией, вы сможете быть мобильным и путешествовать налегке, сэкономить деньги и сосредоточиться на том, что действительно ценно.

Но, несмотря на все преимущества, не всё так безоблачно.

Чрезмерный минимализм — прерогатива обеспеченных людей

Первое, что заставило меня более критически посмотреть на минимализм, — статья, которую я пару лет назад прочитал в The New York Times. Начиналась она так:

«Я живу в квартире-студии, площадь которой 420 квадратных футов. У меня кровать-трансформер. У меня 10 небольших посудин, которые я использую для приготовления салатов и вторых блюд. Когда ко мне приходят гости, я достаю свой раскладной стол. У меня нет CD- и DVD-дисков, и сейчас у меня лишь 10% процентов книг от тех, которые были раньше». 

Далее автор этой заметки Грэм Хилл рассказывает о том, как его сегодняшняя жизнь коренным образом отличается от той, которую он вёл раньше. Разбогатев в 90-х годах, Хилл начал покупать себе совсем не дешёвые вещи и в какой-то момент обнаружил, что его жизнь буквально завалена всяким дорогостоящим хламом.

Всё изменилось тогда, когда он влюбился в женщину из Андорры: он просто упаковал свои вещи в рюкзак, чтобы следовать за ней по всему миру. Путешествуя налегке, он пересмотрел своё отношение к вещам и теперь сознательно живёт налегке.

После истории Хилла мне на глаза попался небольшой очерк Чарли Ллойда.

«Богатство — это не количество долларов или материальных благ. Богатство — это возможность выбирать из множества вариантов и способность идти на риск. 

Если вы увидите на улице человека, который будет одет как представитель среднего класса (скажем, в опрятных джинсах и полосатой рубашке), как вы поймёте, относится ли он к низам среднего класса или же принадлежит к его верхушке? На мой взгляд, самый лучший показатель — это то, как он себя держит. 

Недавно я мог причислить себя к самым низам среднего класса. Особенно ясно я это понимал, когда мне приходилось иметь дело с моим рюкзаком. В рюкзаке лежит мой старый ноутбук, которому уже три года, и он почти не держит зарядку, поэтому я ношу с собой блок питания. В нём также есть бумага и ручки, если я захочу записать или нарисовать что-то, но это случается редко. Кроме того, в моём рюкзаке ещё лежит зарядник от моего старого телефона, жевательная резинка, иногда еда, чтобы быстро перекусить. Если на дворе лето, в моём рюкзаке появляются солнцезащитный крем и бутылка воды. Если холодное время года — дождевик и перчатки. Иногда я беру с собой книгу, чтобы не заскучать. 

Если бы я был богат, я бы носил с собой MacBook Air, iPad mini и бумажник. Выйдите на улицу и присмотритесь — держу пари, вы заметите, что богатые люди носят с собой мало вещей. 

То же самое применимо и к жизни богачей в целом: у них вообще мало вещей. 

Когда богатые люди говорят о том, что научились жить налегке, они часто упоминают, что прийти к такому образу жизни им помогло богатство. То есть, чтобы прийти к этому, необходимо пройти через богатство. 

Если вы покупаете еду оптом, вам нужен большой холодильник. Если вы не можете позволить себе ремонтировать автомобиль в салоне, вам придётся возить с собой кучу инструментов.

Быть богатым — хороший способ избавить свою жизнь от множества хлама».

В целом, минимализм — это прерогатива обеспеченных людей из-за того, что их богатство — это своеобразная подушка безопасности. Если они избавятся от чего-то, что может потребоваться им в будущем, то они просто пойдут в магазин и купят это.

У них с собой не должно быть много вещей, достаточно просто бумажника: если им что-то понадобится, они просто купят это на ходу. Никаких проблем. Однако, если вы не настолько богаты, вам придётся таскать с собой кучу вещей.

Минимализм всё равно ставит вещи в центр вашей жизни

Какая ирония: с одной стороны, цель минимализма в том, чтобы вы перестали уделять много внимания вещам, а с другой стороны, минимализм продолжает ставить вещи в центр вашей жизни.

Материалист сконцентрирован на том, как приобрести побольше вещей, в то время как минималист постоянно думает о том, как избавиться от этих вещей. В конечном итоге они оба сконцентрированы на вещах.

Это хорошо иллюстрирует следующий пример. Есть два человека: первый страдает обжорством, а второй — булимией. Первый любит еду и постоянно что-то ест. Второй ненавидит еду и себя за то, что ест, вследствие чего потом и следует обряд «очищения» — человек вызывает у себя рвоту, чтобы избавиться от пищи. Первый обожает еду, второй ненавидит её, но они оба одержимы едой.

Сначала вы радуетесь, когда покупаете вещь, а потом радуетесь, когда избавляетесь от неё. Забавно, не правда ли?

Умеренный минимализм

Как я уже упоминал вначале, я считаю, что минимализм — это великая вещь, когда не сводится к крайностям. У человека должно быть здоровое отношение к своему имуществу: он должен думать о нём, но не нужно делать из этого цель жизни.

Большинство великих людей, которыми я восхищаюсь, знали, что им нужно. Они приобретали вещи из-за их практической пользы или просто потому, что получали от них удовольствие. Они покупали качественные вещи, которые не требуют постоянного ремонта и наверняка прослужат своему хозяину долго. Они не накапливали ненужного хлама и не окружали себя разнообразным мусором.

Они не делали вещи центром своей жизни — они могли найти куда более достойные цели, на которые можно обратить внимание.

У них не было времени, чтобы побеспокоиться о том, что в их библиотеке слишком уж много книг, что их мастерская загромождена художественными принадлежностями или о том, что в одной из комнат настолько много охотничьих трофеев, что они негативным образом сказываются на психике.

Но они были минималистами там, где это было необходимо: они не тратили время на бесполезные дела, которые могли помешать им создать то великое, что они оставили нам в наследство.

По мотивам

lifehacker.ru

5 доказательств, что минимализм нужен каждому из нас прямо сейчас

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы нагружаем себя ненужными вещами и информацией каждый день, но получаем не удовольствие, а только больше и больше стресса. Навести порядок поможет минимализм как стиль жизни, о нем и расскажем.

Редакция AdMe.ru очень прониклись этой идеей и уже запланировала разбор барахла и в голове, и в шкафах в ближайшие выходные.

Что такое минимализм и с чем его едят

В некоторых культурах идеи минимализма заложены уже испокон веков, и выражаются они не только в отношении к вещам, но и в образе мышления. Например, это страны Скандинавии.

Вспомним завоевавший большую популярность скандинавский стиль интерьеров: светлые, просторные помещения, «наполненные воздухом», и лаконичный декор. Простота, скромность, бережное отношение к природе — важные основы жизни в этих странах.

То же самое можно сказать и про скандинавский стиль одежды: это натуральные, качественные ткани, простые формы, органичные принты.

Люди пресытились огромным ассортиментом и впервые за 7 лет стали тратить меньше денег на одежду. Какой смысл покупать очередную модную кофту среднего качества, если носить ее можно максимум 1–2 сезона, и не проще ли купить вместо нее простой базовый топ из хорошего материала?

Многие знаменитые и успешные люди предпочитают не тратить время на выбор одежды, оставляя его на дела или общение с семьей. Простой и наглядный пример: Марк Цукерберг ходит в одних и тех же футболках практически каждый день, да и Стив Джобс не очень-то любил разнообразие в гардеробе.

Минимализм — это не экономия и не жлобство. Минимализм — это рациональное и разумное потребление, освобождение пространства от лишних вещей и ненужных деталей.

Начиная с «расхламления» дома и пространства, многие приходят и к «разгрузке» собственной головы. Конечно, это не панацея от всех проблем, но кто мешает попробовать, если вы ничего при этом не теряете?

5 причин, почему минимализм упрощает жизнь

1. Это удобно

Вещи находятся быстрее, когда лежат на своих местах. Лишние предметы отвлекают внимание и мешают сосредоточиться, они только «нагружают» пространство. Более того, большинством из них мы и вовсе не пользуемся.

Чем больше в вашем доме вещей, тем больше времени нужно на наведение порядка. А так ли вам нужна коллекция статуэток, пылящихся на полке, или школьные дневники, которые вы решили передать своим внукам и правнукам?

Актриса Камерон Диас как-то призналась, что разбор вещей и гардероба вместе с уборкой помогают ей отвлечься от проблем, а заодно и «разгрести» мысли в голове. Порядок в доме — порядок в голове.

2. Вы экономите время, деньги, природные ресурсы

Ваш гардероб не станет хуже, если вместо 20 сумок в нем останутся 3–4 любимые, ведь наверняка чаще всего вы носите только их. Покупая по возможности хорошие, добротные вещи, вы пользуетесь ими дольше, а значит, заботитесь об экологии.

Как говорят англичане, «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Звучит, быть может, немного по-снобски, но что-то в этом есть. Даже герцогиня Кембриджская не чурается выходить в свет в одном и том же наряде.

Минималисты тратят меньше денег не потому, что они слишком скупы, а потому, что задают себе вопросы перед покупкой и принимают решения рационально.

3. Вещи — это не инвестиция

Вещи устаревают, едва успев попасть на полки магазинов. И даже самый навороченный автомобиль вряд ли будет выгодной инвестицией. Конечно, неплохо, когда есть возможность вкладывать деньги в антиквариат и драгоценности, обеспечив себе тем самым безбедную старость где-нибудь на Багамах, но речь не об этих исключениях.

Среди знаменитостей есть как минимум один человек, который не вкладывает деньги в вещи, — это Киану Ривз. Он передвигается на общественном транспорте, одевается достаточно скромно и, кажется, совсем не гонится за брендами.

Предвкушение от покупки порой приносит намного больше радости, чем сама вещь, а эйфория от обладания ею проходит слишком быстро. Конечно, это не означает, что стоит вовсе отказываться от приятных сердцу радостей или вещей, которые делают жизнь лучше. Просто не забывайте спрашива

www.adme.ru

Минимализм как стиль жизни. Расхламите свой дом и жизнь!

Минимализм — это великая вещь и стиль жизни. Каждый человек должен со здравым смыслом относиться к своему имуществу, считают его последователи. Сегодня жизнь в стиле минимум стала модной. Но к ней стоит прийти самостоятельно. Ведь это должно быть настоящее желание человека очистить жизнь от лишнего, а не решение общества, в котором человек вращается или в которое стремится попасть. С минимализмом непременно нужно знать меру и уметь вовремя остановиться.

Большинство людей, конечно, не понимают всю идею минимализма, приравнивая его к аскетизму. На самом деле такой подход к жизни не ограничивает, а наоборот помогает сосредоточиться на главном.  Минималисты уверены, что строя жизнь вокруг материальных вещей, человек забывает о самом себе, о своей душе и мыслях. Поэтому они создают вокруг себя лаконичное пространство, где чувствуют себя просторно и свободно.

Строгих и конкретных правил для минималистов нет. Одни наводят порядок дома, избавляясь от беспорядка на полках в шкафу, а другие меняют свое жилище радикально, прощаясь с ненужными вещами, оставив только самые необходимые из них. При этом кардинально меняются и пищевые потребности таких людей. Они исключают из рациона перекусы от скуки, не едят за компанию, если не голодны. Они никогда не едят вредную еду, которая не приносит пользу здоровью.

«Окружи себя теми людьми, которые будут тянуть тебя вверх». Это справедливая истина для минималистов, которые на самом деле сокращают контакты с людьми до минимума, оставляя в телефонной книге только самых полезных из них. Минималисты умеют сказать «нет» в любой ситуации, если она противоречит их интересам.

«То чем вы владеете, в конечном счёте владеет вами». Минимализм вдохновлен идеей о жизни без лишнего. Это дает настоящие преимущества тем, кто избрал такой путь. По сути, все минималисты являются не безвольными потребителями товаров и услуг, а рациональными и продуманными людьми. Их мозг перестает быть перегруженным бесполезной информацией, они более мобильны и умеют путешествовать налегке, экономя деньги и сосредоточиваясь на том, что действительно ценно.

Действительно, человеку на самом деле нужно далеко не так много вещей для счастья, как кажется. Умеренный минимализм поможет некоторым улучшить свою жизнь и даже здоровье. Избавится от ненужных вещей проще, чем может показаться на первый взгляд:

  • тратьте больше времени и денег на общение с людьми;
  • вкладывайте как можно меньше в окружающие вещи;
  • избавьтесь от страха перед потерями и попыток удержать то, что уже имеешь;
  • экономьте, и это поможет ослабить стресс.

Выкиньте 90% хлама из кладовки, гаража или чердака. Это вещи уже давно б лежали на свалке, если бы не человеческое «никогда не знаешь, а вдруг пригодится». В том-то и дело, что такие вещи могут никогда и не пригодится вовсе. Скорее всего, они дороги вам как память. Но если вы точно не будете их использовать в ближайшие полгода, то избавьтесь и больше не вспоминайте о них. Минимализм нацелен на чистоту дома и души  и умение ее поддерживать.

Избавьтесь от видеоигр. Люди тратят на них большую часть времени и денег, уничтожая свою социальную жизнь. Потом уберите из вашей жизни телевидение. Сегодня там и так много навязчивой рекламы, жестокости и глупости и поверьте, мало полезного. Жить без телевизора очень даже полезно, а книги в наше время можно читать на планшетах. Вы только окажете окружающим деревьям добрую услугу, сохранив им древесину, жизнь и получите больше кислорода. К тому же любимые книги всегда будут при вас в любом месте и ситуации. Перестаньте покупать кучу ненужных вещей, которые вы вообще можете не одеть в своей жизни, поддавшись тяге к шоппингу и изменчивой, навязываемой дизайнерами моде. Помните: счастье приносит опыт, а не вещи.

Реклама от Google

ainteres.ru

Минимализм — Традиция

К со-течениям и проявлениям минимализма относятся такие художественные направления как абстракционизм, дадаизм, супрематизм и беспредметизм взявший за основу концепцию отрицания предметности. Виктор Сизов изобразив в 2009 году картину «Желтый квадрат» положил тем самым начало развития теории и практики направления, где принцип «отрицания предметности» выраженный в картине «Желтый квадрат» соотносится с принципом «абсолютного упрощения», как крайнего проявления сущности минимализма.

Минимали́зм — направление в искусстве, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов, малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Синонимы минимализма — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематическая живопись».

Минимализм в архитектуре, дизайне интерьера[править]

Минимализм в дизайне, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Начало ХХ века характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни — вальяжный, медлительный ХIХ век уступает место стремительному и напористому веку новому. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере упрощается и избавляется от условностей.

При использовании стиля минимализм упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. После Первой мировой войны Европа окончательно отбрасывает идеи модерна с его декоративностью, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и привели мир к войне. В противовес этому стиль минимализм с его простыми формами и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего.

В России в 1920-х годах рождаются конструктивизм и функционализм, во главу угла ставящие целесообразность и утилитарность. В то время стиль минимализм был скорее знаком отрицания, отказа от пережитков прошлого — «красивости», роскоши, богемности. Отказ от излишеств — в быту, одежде, жилище — был продиктован не столько модой, сколько социальной необходимостью.

Европа пришла к стилю минимализм позднее, в 1960-е годы. Пресытившись помпезностью и аляповатой роскошью традиционных интерьеров, общество обратилось к простоте форм и цвета. Оригинальным, новым становится минималистский интерьер, где каждая вещь занимает строго отведенное ей место, где пространство наполнено светом. Минимализм в его различных проявлениях входит в моду периодически. Вообще мода — понятие циклическое, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в определенный момент общество устает от вычурных, тяжеловесных форм и начинает стремиться к простоте и ясности, которых так много в стиле минимализм.

Минималистский интерьер это символ свободы. Свободы от лишних вещей, от темных закутков, в которых так любит собираться ненужный хлам. Вспомним уроки фэн-шуй: загромождая свое жилище, мы перекрываем течения светлой позитивной энергии. Недаром минимализм в чистом виде это традиционный японский интерьер с минимумом мебели, графичностью и обилием свободного пространства.

Минимализм это образ жизни, мировоззрение. Не зря в этом стиле оформляют свои жилища люди творческие, неординарные, самодостаточные. Но хочется также отметить – зачастую одинокие. В самом деле, интерьер минималистского жилья скорее напоминает студию — отсутствие перегородок, плавное перетекание одного помещения в другое, четкое зонирование жилой и «служебной» частей квартиры, отсутствие мелких деталей в интерьере. Трудно представить себе в такой квартире большую семью, особенно с маленькими детьми — стиль минимализм не подразумевает множества вещей, которые неизбежно появляются там, где есть дети. Человек, живущий в минималистском интерьере это скорее поэт, архитектор, возможно, редактор глянцевого журнала, который посвящает львиную долю своего времени работе, а дом для него — место успокоения, релаксации, возможность укрыться от суеты и пестроты мира.

При создании интерьера в стиле минимализм основная задача — грамотно спланировать пространство. Зонирование производится с помощью цвета пола или разных напольных покрытий, раздвижных перегородок из полупрозрачной ткани или стекла, а также с помощью подсветки в полу и на стенах. Кухня может быть частью студии. А может символически отделяться барной стойкой или перегородкой в половину высоты помещения. Так же и спальня это может быть своего рода альков, а может быть отделенное при помощи ширмы пространство.

Важную роль в создании такого минималистического интерьера играет окно. Конечно, хотелось бы, чтобы окно впускало в помещение как можно больше света, воздуха и было большим. Но в типовых квартирах приходится довольствоваться стандартными окнами. В таком случае не стоит отгораживаться от солнца тяжелыми вычурными занавесями. Если пейзаж за окном к тому располагает, можно попытаться обойтись вообще без них. Ну а если все же хочется спрятать окно за шторами, пусть это будут аскетичные «римские» шторы, ролл-шторы или сдвижные японские — однотонные, приглушенных пастельных тонов.

Мебель, поскольку в стиле минимализм её немного, берёт на себя несколько функций. Кровать может служить местом для хранения одежды; жесткие и широкие подлокотники диванов могут использоваться как журнальный или чайный столики; шкафы, как правило, встроенные, с зеркальными стенками позволяют дополнительно визуально расширить пространство и добавить в него света. Допустимо использование мебельных конструкций-трансформеров — стол может прятаться в шкафу, кровать — в подиуме, компьютер скрывается за раздвижными дверцами встроенного шкафа — возможности безграничны.

При отделке помещений используются природные материалы, зачастую даже нарочито грубые — кирпич, камень, рельефная штукатурка. Также приветствуются традиционное дерево и завоевывающая все большие симпатии пробка – с ее помощью можно оформить не только пол, но и стены. Правда, если вы останавливаете свой выбор на паркете, не стоит забывать, что наборный узорчатый пол не соответствует идее минимализма, и гораздо органичнее будет смотреться, например, паркетная доска. Выбирая декор стен, стоит обратить внимание на обои под покраску, различные рельефные штукатурки — они создадут «нескучную», живую поверхность и в то же время не перегрузят интерьер минимализма. Цветовая палитра светлая, приглушенная, в ней много белого, молочного, пепельного цветов. Также приветствуются в минимализме черные или серые тона, которые в сочетании с белым подчеркивают графичность, четкость интерьера. Как правило, при разработке дизайн-проекта помещения в стиле минимализм за основу берется два цвета, которые грамотно разбавляются умеренным количеством контрастного цвета акцентами.

В своей простоте и четкости минимализм имеет немало общего со стилем хай-тек. Графичность, лаконизм и геометричность присутствуют в обоих стилях. Однако в хай-теке больше используются искусственные материалы, особенно яркий пластик. Поскольку уже в названии стиля присутствует прямое указание на его «техничность», «промышленность», не возникает сомнений в том, каким материалам отдать предпочтение при оформлении интерьера в стиле хай-тек. Можно сказать, этот стиль — гимн научно-техническому прогрессу, и поэтому неудивительно, что вновь создаваемые материалы или технические новинки очень органично в него вписываются. Для стиля минимализма же больше характерно использование природных материалов, которые делятся своей живой энергией с людьми, живущими в этом доме. Неподготовленного человека хай-тек может несколько утомить, огорошить своей напористостью, яркостью, обилием стекла, металла, блестящих поверхностей и четких ломаных линий, тогда как стиль минимализм дарит возможность расслабления и единения с природой.

Несмотря на то, что стиль минимализм подразумевает отказ от мелких декоративных элементов, все же определенное количество аксессуаров может оживлять этот нордический пейзаж. Главное — не увлекаться, иначе вместо того, чтобы внести в интерьер «изюминку», дополнить его несколькими изящными штрихами, мы рискуем свести на нет все предыдущие усилия и вновь загромоздить поверхности милыми сердцу разномастными сувенирами.

Цветовые акценты в таком интерьере можно расставить с помощью текстиля. Например, несмотря на требующуюся для поддержания стиля аскетичность, несколько декоративных подушек, резко контрастирующих с цветом основной обивки мебели не нарушат общий стиль. А если в помещении присутствует ширма в японском стиле, в тон к ней можно подобрать легкие сдвижные шторы на окна.

Обивка мягкой мебели может быть как однотонной, так и сочетать в себе контрастные цвета, причем нисколько не возбраняется «поиграть» с ними — если у дивана, например, светлые сиденья и спинка сочетаются с темными боковинами, то кресла могут быть оформлены наоборот. А если ваша кипучая энергия требует выхода, можно рискнуть и привнести в минималистский интерьер элементы поп-арта.

Что же касается предметов искусства, то подходящие по стилю картины в неброских рамах, одиночные фотографии, лучше черно-белые, или геометрические скульптуры послужат прекрасным дополнением к интерьеру. Главное — не забывать о том, что стиль минимализм достаточно строг, он требует от создателя безупречного вкуса и чувства меры.

Основное достоинство минималистского интерьера — он не надоедает, а скорее расслабляет и помогает отрешиться от забот.

Японский минимализм в дизайне интерьера:[править]

Минимализм в изобразительном искусстве[править]

Минималистское направление в изобразительном искусстве активно развивалось в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма — простота формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей. Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гёте, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу — эмблему мобильности, поддерживаемую кубом — эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру «Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать фортуну в виде «девочки на шаре» — непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности. В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории и практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич [1] и Марсель Дюшамп.

Цвет — сущность живописи, которую предмет всегда убивал.[2]

— Казимир Малевич.

Направление в живописи и скульптуре, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто — большими сериями. Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, зато рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.

Минимализм в изобразительном искусстве США:[править]

Минимализм возник в США в первой половине 1960-х годов. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической американской живописи конца 1950-х гг., поп-арте. Непосредственно предшественником минимализма является американский художник Фрэнк Стелла, представивший в 1959 — 1960 гг. серию «Чёрных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962 — 1963 гг. Среди наиболее репрезентативных минималистов — Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественной ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно — временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно амер. течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 1960-х гг. Художники США углубляясь больше в трехмерное, а не в двухмерное помогли минимализму стать основным и влиятельным значением нового искусства. Минималистические объекты: трубы, монолиты — ничего не означают, ничего не символизируют, кроме себя. Это мнимые произведения, которые должны возбудить скуку у зрителя. Наиболее яркий представитель этого направления — Тони Смит. Минимализм ограничивает пластическое выражение до самых элементарных структур. Множество скульптур Смита составлены из собранных вместе кубических коробок. Всемирно прославился британец Антон Церо использовавший в своих произведениях готовые балки. Смиту больше нравилось показывать свои работы под открытым небом, Царо — напротив, с удовольствием создавал закрытые пространства.

Минимализм в литературе[править]

Минимализм в литературе — эстетика малых форм. На Дальнем Востоке она представляет собой основу национальной поэтической традиции — хокку. Японцам и китайцам принадлежит право первородства в эстетике малого. Что касается европейской малой формы — эпиграмма, эпитафия, афоризм — то она, может, и не менее древняя, чем восточная, но совсем другая. Принципиально открытое, незавершенное, фрагментарное лирическое высказывание, к тому же неструктурированное силлабо-тоникой, долгое время считалось экзотикой, «восточными мотивами». И сегодня существующая верлибрическая миниатюра в русской поэзии имеет скорее западное, нежели восточное происхождение.

Минимализм представляет собой не просто эстетику малых форм. Формы могут быть сколь угодно громоздкими. Но минимализм, бесспорно, эстетика малого, «минимума». Это особый тип художественного поведения, актуализированный именно постмодернистской эпохой, являющийся основой всей постмодернистской художественной стратегии. Суть заключается не в обращении к «минимальному», а в «минимальном обращении», в минималистской установке писателя. Это не только разговорный язык, а вся языковая практика — живой, текучий процесс, переплетения «функциональных стилей». От словарных разграничений отказывались и раньше футуристы, но вот открытие прямой эстетизации функциональности принадлежит конкретистам. И возможным оно стало только в силу чисто минималистской редукции, отказа от лирического монологизма, от органики «самовыражения» в пользу отчужденного, как бы самоорганизующегося диалога, многоголосия функциональных стилей, языков. С точки зрения общей эстетики в качестве художественной стратегии минимализм относится к гораздо более широкому кругу авторов, чем в качестве тактики, конкретных элементов поэтики. И это очень важно. Переход от модернистского максимализма к постмодернистскому минимализму — важнейшая из реалий постмодернистской ситуации, а без понимания этих реалий трудно адекватно воспринимать современное искусство.

Минимализм в музыке[править]

Минимализм в музыке — современная композиционная техника, придерживающаяся при создании музыкальных структур принципа минимального числа элементов и упрощенной связи между ними. Термин «минимализм» относится к музыке, для которой характерны некие общие черты: повторение, часто короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени, или состояние покоя, часто в форме гула, баса и протяжных звуков. Составляющий критерии минимализма — наименьшее. По времени звучания такие произведения у некоторых композиторов длятся по нескольку часов. Минималистская музыка часто приобретает медитативный характер и имеет сходство с некоторыми пластами традиционной музыки Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии.

Музыка минимализма не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы не обращать на неё никакого внимания.[2]

— Эрик Сати.

Первооткрывателем и предтечей минимализма, по признанию Джона Кейджа и, вслед за ним, большинства минималистов, явился эксцентричный французский композитор Эрик Сати, создавший в 1916 году ярко-авангардный жанр «меблировочной музыки», которую исполняют «не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы не обращать на неё никакого внимания». Его навязчивые мелодии, повторяющиеся десятки и даже сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине, на выставке или в светском салоне во время приезда гостей, опередили своё время на добрые полвека и явились несомненным началом минимализма. Остаётся только констатировать, что это открытие Эрика Сати так и осталось не понятым и не поддержанным его современниками, кроме одного из его последователей, члена так называемой «французской шестёрки», композитора Дариюса Мийо. Из наиболее известных образцов «меблировочной музыки» Эрика Сати можно назвать «Обои в кабинете префекта» и «Железный коврик для приёма гостей», написанную в Париже, 1923 год.

Однако ещё более ранним образцом подобного рода считается фортепианная пьеса «Раздражения», написанная тем же Эриком Сати ещё на два десятилетия ранее, в апреле 1893 года в состоянии крайней степени досады. Пианисту, исполняющему эту пьесу, автором строго предписывается играть её «восемьсот сорок раз подряд» и без малейшего перерыва. В общей сложности продолжительность такого исполнения могла бы варьировать в пределах до 24 часов, что нисколько не испугало и не остановило автора. Переоткрытая много десятилетий спустя Джоном Кейджем, пьеса «Раздражения» послужила предметом для нескольких фортепианных марафонов по всему свету, когда многочисленные исполнители пьесы, сменяя друг друга за клавиатурой, пытались точно привести в исполнение директиву автора. Несложно сосчитать, что в зависимости от выбранного каждым конкретным исполнителем темпа продолжительность такого исполнения занимала, в точном соответствии с замыслом Эрика Сати, от 18 часов — до целых суток непрерывного музыкального «Раздражения».

Примером более мелкого и дробного применения принципа повторяемости музыкальных ячеек, является последнее произведение Эрика Сати, «Кино» — музыка для фильма французского режиссёра Рене Клера «Антракт». Написанная в ноябре 1924 года, она представляет собой удачное применение произвольного числа повторов короткой музыкальной фразы для сопровождения немого кино. Этот приём позволил длить каждую музыкальную тему ровно столько времени, чтобы этого оказалось достаточным для сопровождения соответствующей сцены на экране.

Однако, кроме «первого минималиста» в музыке, композитора Эрика Сати у этого течения был и ещё один первооткрыватель — как ни странно, это был вовсе не музыкант, а эксцентричный французский писатель-юморист Альфонс Алле. Близкий приятель и земляк Эрика Сати, уроженец нормандского города Онфлёр, Альфонс Алле одним лёгким движением руки сделал свой вклад в основание нового течения в искусстве XX века. В 1897 году, спустя четыре года после «Раздражений» Сати, он сочинил и «привёл в исполнение» своё сразу ставшее легендарным произведение: «Траурный марш для похорон великого глухого», который, впрочем, не содержал ни одной ноты. Только проникновенная тишина, в знак уважения к смерти и глухоте. Большие скорби — всегда немы. Они не терпят ни суеты, ни лишних звуков. Само собой, что партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги, великодушно одолженную Эриком Сати для однократного исполнения первого тихого шедевра в истории музыки.

Таким образом, за шестьдесят лет до известной пьесы «4’33» Джона Кейджа, представляющей собой «четыре минуты тридцать три секунды молчания» в исполнении произвольных музыкальных инструментов французский писатель и художник Альфонс Алле создал свою аналогичную пьесу, которая стала «если и не первым, то уж вторым примером» минималистической музыкальной композиции — точно. Единственным отличием опыта Альфонса Алле от музыкальных пьес Эрика Сати и Джона Кейджа было только то, что он даже и не пытался сделать вид, что всерьёз основал новое авангардное течение. Выставляя в 1893 — 1894 годах свой «Чёрный квадрат», за двадцать лет до Малевича, и другие ошеломляюще новаторские работы в области живописи, Альфонс Алле нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Например, свой «Чёрный квадрат» он назвал следующим образом: «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». Точно так же он поступил и со своим «тихим музыкальным открытием» на смерть глухого. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие профессионального признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи и музыке Альфонс Алле очень точно пояснил старый как мир тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее — как ты себя подаёшь».

Минимализм в музыке США:[править]

Сам по себе термин «минимализм» в музыке США был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Приложение одноименного термина визуального искусства к музыкальному было опротестовано; однако, и скульптура и музыка в минимализме используют определенную строгую простоту выразительных средств и неприятие декоративной детализации, к тому же многие ранние концерты минималистов происходили одновременно в соединении с выставками минималистического искусства таких мастеров, как Сол Ле Витт и других. Некоторые композиторы, ассоциирующиеся с минималистами, отрекаются от термина, в частности Филип Гласс, который как сообщают заявил, «Это слово должно быть искоренено!». Ради справедливости следует отметить, что практически во всяком новом течении раздаются голоса, категорически возражающие против его названия. Наиболее курьёзным примером такого рода являлся «главный импрессионист» Клод Дебюсси, который считал сам термин «импрессионизм» чем-то вроде ругательства. Однако, несмотря на отдельные возражения, минимализм вошёл в практику и историю искусства конца XX века именно под этим названием.

Яркими представителями минимализма в музыке США являются Джон Адамс, Филип Гласс, Джон Кейдж, Майкл Найман, Вим Мертенс, Томас Ньюман, Арво Пярт, Терри Райли, Стивен Райх, Симеон тен Хольт.

Смотрите также[править]

traditio.wiki

что это и как помогает в жизни и бизнесе — Офтоп на vc.ru

Колонка продакт-менеджера Александра Неведовского о новом образе жизни и его очевидных преимуществах.

Если какая-то тема приходит в тренд, многие подсознательно начинают испытывать к ней неприязнь. Иногда это оправданно (итоговый IQ массы чаще всего стремится к медианному значению, а не наивысшему), а иногда нет. Например медитация, йога, или (прости господи) — биохакинг.

Мы любим возводить понятия в абсолют, что часто неверно.

А минимализм? Давайте разбираться

Минимализм вошел в тренд относительно недавно. Само слово (как и понимание течения в целом) пришло из визуального искусства (в США 60-х): начиная изобразительным и музыкальным, и заканчивая пониманием архитектуры, дизайна и ощущения пространства.

В какой-то момент конца 20 века, как это часто бывает, течение начало выходить за пределы искусства — ценности начали проникать в обычную жизнь. Вместе с быстрой сменой различных субкультур, пропагандирующих какие-то частицы минимализма, появились первые евангелисты упрощенного подхода к жизни — например, вот эти ребята.

И тут встает вопрос: что такое минимализм?

Говоря про визуальное искусство, все просто: минимализм — это стиль, характеризующийся лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции.

А если мы имеем в виду жизнь? Сформулирую сам:

Минимализм — это образ жизни, помогающий людям задумываться о том, что (или кто) добавляет настоящую ценность в их жизнь

Это уборка жизненного беспорядка, благодаря которой освобождается место для самых важных аспектов жизни: здоровья, отношений, роста, целей и желаемого вклада в этот мир.

Нужно понять, что минимализм для каждого свой (и для 40-летней домохозяйки, и для 25-летнего стартапера) — и в этом его ценность.

Современная культра делает фокус на «больше». Больше покупок, больше владений, больше денег. Минимализм — про «меньше». Про качество, а не количество. Про владение только тем, что нам действительно нужно (и ценно).

И напоследок: минимализм — это не только про себя. Если «sustainable development» для вас не пустое место — скорее всего в душе вы уже минималист. Планета не резиновая, и каждый человек не может владеть бесконечным количеством вещей. Если бы на всей планете установился американский уровень потребления, мы бы не протянули и десятилетия.

Самые минималистичные страны — в Африке. Но тут кроется страшная правда: они минималисты по принуждению, а не по выбору. Что будет, когда их уровень жизни начнет улучшаться? Посмотрите на рэп-культуру. Грустно. Поэтому меняться должны мы, чтобы в решающий момет взять руль на себя.

Кроме того, минимализм — это еще и про sharing economy. Вот — будущее.

Как минимализм улучшает жизнь

© Mitchell Holande, Unsplash

Марк Цукерберг — убежденный минималист. Он (да и куча других предпринимателей) не раз заявлял о том, что стремится по максимуму минимизировать (забавное сочение слов, да?) принятие незначимых решений в своей жизни. Эти люди сознательно убирают лишнее из своих жизней.

Ну ладно, хватит обобщений. Что вы можете сделать уже сегодня? Я выделил для себя 3 основных жизненных аспекта, которые можно улучшать:

1). Владение, потребление и финансы

Это вещи. Физические, или нет, неважно: одежда, куча непонятных аксессуаров, миллион подписок или просто балкон, забитый ерундой. Все это подсознательно давит на ваш мозг. Помните то ощущение свободы, после того как вы что-то убрали, помыли посуду или разгребли свой e-mail?

Но одной уборкой не отделаться. Все дело в системе: если вы один раз избавитесь от вещей, но не поменяете привычек, через какое-то время вам придется разбираться все снова. Не легче ли подготовиться?

А что по поводу финансов? Есть уравнение: зарабатывайте больше, чем вы тратите и сохраняйте разницу. Но не стоит гнаться за доходами — если не следить за тратами, всего в итоге все равно не будет хватать.

  • Разберите все свои вещи (все!) с вопросом — «нужно ли это мне, или без проблем обойдусь (попрошу, возьму в аренду)». Поставьте где-нибудь коробку со знаком «?». Бросайте туда вещи, в которых вы не уверены. Если вы не вспомните про них за 3 месяца — избавляйтесь от них.
  • Если у вас много печатных документов (фотографий, бумаг) — отсканируйте и залейте в облако. Благо приложений для этого хватает.
  • Возьмите привычку при каждой новой покупке задавать себе вопрос выше — «нужно ли это мне, или без проблем обойдусь (попрошу, возьму в аренду)». Это должно быть на уровне рефлексов. Если очень сложно, можно просто брать несколько дней на размышления. Хоть мы и нерациональны, у нас все-таки есть логика, и по-хорошему ей стоит пользоваться.
  • Определите для себя списки желаемого, или лимиты покупок определенной категории (одежды, алкоголя или сладостей). Это хорошо огранизует — вы понимаете, чего вы хотите, и не совершаете импульсивных покупок.
  • Следите за своими финансами. Почему компании следят за тратами, а люди — нет. В 21 веке очень ценят данные, а еще больше — информацию, которую можно из них получить. Почему бы этим не воспользоваться? Сейчас хватает сервисов, куда можно привязать карточки и потом анализировать статистику.
  • Вложения стоит диверсифицировать, но не бездумно. Не стоит вкладывать стоящие для вас суммы в акции или криповалюты, если вы не хотите лишиться душевного покоя. Оценивайте transaction cost.

2). Ментальная свобода, здоровье

Между внешними действиями и тем, что происходит у вас в голове существует прямая корреляция. Не научившись жить осознанно, чистая квартира ничем не поможет. Но и обратное тоже верно: вещи начнут забирать у вас все больше энергии и мыслей, опуская вас в рутину.

Это не только про здесь и сейчас, но и про будущее, которое планируете вы, чтобы оно само не планировало вас (сколько миллиардов людей живут одним днем? Это про мозг, свободный для новых идей и мыслей.

Ну и понятное дело, про «в здоровом теле — здоровый дух».

  • Высыпайтесь. Просто прочитайте эту статью в поисках доказательств.
  • Начните медитировать. Самый простой способ — 10 занятий от Headspace.
  • Делайте утреннюю зарядку (добавьте элементы йоги).
  • Занимайтесь спортом 2-3 раза в неделю. Я — бегаю (вместе с мини-воркаутом), плаваю, иногда играю в футбол и езжу на велосипеде.
  • Систематизируйте жизнь. Прочитайте эту статью, или классную книгу по теме. А еще поройтесь в огромном mindmap от того же автора.
  • Управляйте своими привычками. Вот тут — как это делаю я.
  • Не фокусируйтесь на мнении других. Но при этом «оставайтесь человеком».

3). Питание и правильный рацион

Еда — ваше топливо. Именно питание во многом определяет метаморфозы тела. Многие до сих пор не знают, что спорт поддерживает питание, а не наоборот.

Мой взгляд очень прост — систематизировать по максимуму, позволяя себя иногда готовить что-нибудь спонтанное (и вредное). Ведь здесь то же самое — долгие размышления губительны для нашей мыслительной активности.

  • Определите базовый набор ваших продуктов: посмотрите на типы, нутриенты, сроки годности и приемлемую частоту приема. Вместе с этим планом планировать будущую готовку намного проще. А еще не приходится выкидывать продукты из холодильника, потому что про них забыли.
  • Определите 30-40 вариаций возможных блюд для готовки. Это могут быть разные сочетания похожих предметов. Зачем так много? Чтобы не приедалось.
  • Начните готовить «in bulk» — то есть сразу несколько приемов пищи за раз. Это очень упрощает жизнь и экономит время. А если вы можете заказывать еду сразу домой (и вам не привозят кучу пластиковой посуды) — еще лучше.

А как применить в бизнесе?

© Bethany Legg, Unsplash

К счастью, мы способны проецировать свой опыт с одного предмета на другой (это выгодно отличает нас от роботов, которые на это неспособны). Что я хочу сказать: если вы начали упрощать свою личную жизнь, то практически сразу увидите отражение результатов на своем бизнесе.

Чем чище и осознаннее ваша жизнь, тем проще с вами общаться. Это заметят и партнеры, и подчиненные. Если у вас есть вторая половинка или другой близкий человек — поверьте, они первым увидят различия.

Но как можно применить принципы минимализма к построению команды, компании или запуску и менеджменту продуктов?

  • Нанимайте с умом. Заметили параллель с потреблением? Создатели Basecamp рекомендуют как можно дольше обходиться наименьшим количеством сотрудников, и я с ними полностью согласен.
  • Делегируйте. Это относится и к личным задачам (еще больше умственной свободы), и к рабочим вопросам — в конце концов, все сводится к оптимизации. Но при этом важно помнить о первом пункте.
  • Смотрите на «bigger picture». Если все действия и проекты разложены по полочкам, а команда вполне себе «self-sustainable» — есть время задуматься о каких-то стратегических вопросах. Иногда об этом забывают.
  • Продумывайте дизайн и атмосферу офиса. Понимание, что рабочая среды — фактор не менее важный, чем запросы начальства, сильно повышает любые KPI сотрудников. Чем проще, комфортнее и уютнее — тем больше креатива.
  • Постоянный гардероб положитель влияет на восприятие вас как начальника. Нет, это не шутка — не говоря про Цукерберга и Джобса, этот фактор отлично исследовал Григорий Бакунов из Яндекса.
  • Простота и эмоция восприятия. Успех компании часто зависит от того, как ее встречают клиенты — это и про сайт, и про звонки, дизайн, текст. Продуманность и простота этих вопросов сильно упрощают клиенту жизнь. А ведь бывают и компании, которые сами не сформулировали свою ценность.

Вместо вывода

«Окей, – скажете вы, – и что здесь нового?»

Так или иначе большинство из вас уже применяло советы из статьи. И это совершенно нормально, и всего лишь доказывает приземленность идей минимализма. Это не панацея, а просто взляд на жизнь, практически лишенный всяческих недостатков (на мой взгляд).

Если вы упрощаете свою жизнь, что может пойти не так?

Моя цель — помочь обрисовать вам общую картину. Так получилось, что в фундаменте моего сознания идеи минимализма играют основную поддерживающую роль. И если честно, я несказанно этому рад — тяжело представить ситуацию, когда я могу испытать когнитивный диссонанс.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

vc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *